Научная статья на тему 'ИЗ ИСТОРИИ КОНЕВОДСТВА У АБАЗИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА'

ИЗ ИСТОРИИ КОНЕВОДСТВА У АБАЗИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
458
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБАЗИНЫ / ТРАМ / ЛОВ / КОНЕВОДСТВО / АБАЗИНСКАЯ ПОРОДА / ЛОШАДИ / АУЛ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джемакулова Б.М.

В водной части данной статьи дана краткая историческая справка о народе Абаза (абазины, абхазы, убыхи), издревле населяющих территорию Северо-Западного и Южного Кавказа. В основной части статьи рассматривается история коневодства абазинского народа, начиная с древнейших времен. В заключительной части описывается современный этап развития абазинского коневодства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF HORSEBREEDING AT ABAZINS OF THE NORTHERN CAUCASUS

The aquatic part of this article provides a brief historical information about the Abaza people (Abaza, Abkhaz, Ubykh), who have inhabited the territory of the North-West and South Caucasus since ancient times. The main part of the article examines the history of horse breeding of the Abaza people, starting from ancient times. In the final part, the modern stage of development of the Abaza horse breeding is described.

Текст научной работы на тему «ИЗ ИСТОРИИ КОНЕВОДСТВА У АБАЗИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИЗ ИСТОРИИ КОНЕВОДСТВА У АБАЗИН СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Джемакулова Б.М.

Кандидат исторических наук, доцент РГБУ ДПО «КЧРИПКРО» г. Черкесск, Российская Федерация

FROM THE HISTORY OF HORSEBREEDING AT ABAZINS OF THE NORTHERN CAUCASUS

B.M. Dzhemakulova

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor RSBUDPO "KCHRIPKRO" Cherkessk, Russian Federation DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.5.74.546

АННОТАЦИЯ

В водной части данной статьи дана краткая историческая справка о народе Абаза (абазины, абхазы, убыхи), издревле населяющих территорию Северо-Западного и Южного Кавказа. В основной части статьи рассматривается история коневодства абазинского народа, начиная с древнейших времен. В заключительной части описывается современный этап развития абазинского коневодства.

ABSTRACT

The aquatic part of this article provides a brief historical information about the Abaza people (Abaza, Abkhaz, Ubykh), who have inhabited the territory of the North-West and South Caucasus since ancient times. The main part of the article examines the history of horse breeding of the Abaza people, starting from ancient times. In the final part, the modern stage of development of the Abaza horse breeding is described.

Ключевые слова: Абазины, Трам, Лов, коневодство, абазинская порода, лошади, аул.

Keywords: Abazins, Tram, Lov, horse breeding, Abaza breed, horses, aul.

Абазины (Абаза) один из древнейших народов Мира. Веками формировалась богатая духовная и материальная культура Народа Абаза. Одним из ранних этапов истории народа Абаза является Ашуйская цивилизация. Еще в III тыс. до н. э., древние Абазы создали свой уникальный алфавит, легший в последствии, в основу латинского алфавита. Письменные памятники Ашуйсской цивилизации охватывают время с середины III тыс. до н.э. по V в. н.э.

Современные абазины, являются прямыми потомками могущественного, в свое время, племени Абазгов. Собранные материалы, - пишет профессор Л.И. Лавров, - доказывают, что предки абазин были издавна особым и довольно многочисленным народом, жившим северо-западнее абхазов, и что некоторые адыгские племена являются этническими абазинами, в течении двух-трех поколений, сменившими свой язык на адыгский, что говорит о языковой ассимиляции. Дальнейшие поиски привели к выводу, что абазины это потомки племени Абазгов, которые играли большую роль в политической жизни Западного Кавказа. В частности, - пишет профессор Л.И. Лавров, - их феодалы положили начало династии абхазо-грузинских царей VIII в. и династии кабардинских князей в XV в. [1, c. 69] Абазгские цари Леон I и Леон II происходили из рода крупнейших абазгских/абазинских феодалов Лау (Лоовых). Имена Леон и Лау восходят к более краткому «Лев». В Абхазии и в районе Сочи есть топонимические следы пребывания Лау. Есть

предания о родстве Лау со старейшей в Абхазии фамилией Ачба (Анчабадзе). [2, а 161].

Правители Абазгии пользовались большой самостоятельностью и могли скреплять свои решения личной печатью. Говоря об этническом имени «абазги» или «абаза» и племен, составлявших данную этническую группу, то оно встречается в сочинениях античных авторов, начиная с древнегреческого историка Геродота (V в. до. н. э.). [3, а7] В период расцвета Абазгского царства уже в X веке, на северной стороне Кавказского хребта, окончательно оформляется область проживания северокавказских абазгов, которые в современной истории известны как абазины. В период правления абазгского царя Георгий II продолжается культурная экспансию на Северный Кавказ, где строятся храмы, представляющие абазгскую архитектурную школу, в 923 году северные абазги под предводительством князя Бера вторгаются в Армению. [4, а 26] Протоабазины начали постепенно заселять территорию Северного Кавказа уже в глубокой древности, т.е. около пяти тысяч лет назад. В конце I -начале II тыс. н.э. на три переселенческих потока абазин повлияли: во-первых, византийско-персидские войны в VI в.; во-вторых, арабское нашествие в VIII в., в-третьих, XII в. татаро-монгольское нашествие. Эти три волны перехода нужно называть вторичным заселением абазинами территорий Северного Кавказа.

До середины XIX века земли, занимаемые абазинами, составляют одно из основных мест на территории Северо-Западного Кавказа. На

различных картах территорию проживания абазин называли «Абазой»/«Абазией». Так территорию Северо-Кавказских абазин - «Малая Абазия» или «Северная Абаза», южных абазин - «Большая Абазия» или «Южная Абаза». Северокавказские абазины в рассматриваемый период занимали высокогорную часть северных склонов Кавказского хребта между верховьями рек Кумы и Подкумка, расселялись по левому берегу Кубани и бассейнах рек Теберды, Аксаута, Марухи, Кяфара, Урупа, Большой и Малой Лабы, Зеленчуков, Ходз, Белой и Губс. По карте С. Броневского, территория «Большой Абазии» составляла от Геленджикского залива до р. Ингур. На карте 1830 г., на которую ссылается Ш.Д. Инал-Ипа, территория от Гагры до Анапы обозначена «Большая Абаза». [5, с.368, с. 10] Южные абазы составляли несколько обществ Цандрипш, Ахчипсоу, Аибга, Кечь, Аредба, Баг, Садзы-Джигеты, Убыхи и другие, живших в верховьях рек Мзымты, Бзыби, Хоста, Кечь, Аше, Магры, Шахе, Сочи и т.д. [6, с. 22]

Абазы издревле занимались разведением лошадей, мелкого и крупного рогатого скота. Особое внимание абазины уделяли коневодству. Породы Северокавказских лошадей были известны за пределами Кавказа и высоко ценились. Наиболее известные северокавказские породы принадлежали абазинским, кумыкским и кабардинским коннозаводчикам. [7, с.380] Абазинская знать имела многовековой опыт коневодства. Это были крупные коннозаводчики, уделявшие большое внимание разведению лошадей (атшы абаз.). Для выпаса больших табунов требовалось большое количество земель для выпасов, хороший корм, не малое число работников. [8, с.38] До середины XIX века абазинская знать обладала такой возможностью. С весны и до наступления холодов лошади паслись в табуне под надзором табунщиков. Содержание лошадей на воле делало их крепкими, выносливыми. Абазинский конь проходил в сутки на подножном корму более 100 км. Они вели себя бесстрашно в горах, спокойно проходя по краю самого крутого обрыва.

Коневодство было почетным и дорогостоящим занятием. Аристократы из абазинской знати давали своему табуну фамильное имя и клеймили родовым тавром (абаз. адамыгъа). Лучшие породы своих лошадей абазины вывели за многие века, путем селекции, до XX века пользовались большой популярностью не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. Конь абазинской породы имел большой рост, высокие скаковые качества, обладала особой красотой. Большие табуны имели князья и дворяне Лоовы, Трамовы Дударуковы, Джантемировы, Бибердовы, Абуковы, Какупшевы, Лиевы, Лафишевы. Среди абазин-шкароувцев коневодство хорошо было развито у Башилбаевцев. Так в 50-х годах XIX века в «Военно-статистическом обозрении Кубанской области» сообщалось: «Из всех прочих племен башилбаевцы богаче других лошадьми и славятся ими между своими земляками, круглым счетом приходится на каждую душу мужского пола по два коня...

прикубанские абазины разводят лошадей прекрасной породы, известной на Кавказе и высоко ценимой по их качествам». В том же обозрении отмечено, что конский завод Трамова «которому даже знатоки отдавали предпочтение, прежде сильно соперничал с кабардинскими конскими заводами». [8, с.38]

Абаза никогда не бил своего коня. Описывая отношение абазин и адыгов к своему коню, английский разведчик Э. Спенсер упоминает: «Ни в одной стране мира с лошадью не обращаются лучше, чем здесь. Нет другого народа, который понимал бы лучше, как управлять ею. Великий секрет, кажется, в доброте. Ее никогда не бьют, следовательно, ее дух остается несломленным и привязанность к своему хозяину неослабленной... Я часто видел ее лежащей у ног своего хозяина, когда в засаде, в совершенном покое или при покорении, она без всякого сопротивления позволяет приспосабливать свою голову как опору для винтовки». [9, с. 94] Абазинская лошадь обладала боевым характером, что не раз помогало всаднику в бою. Народные предания говорят том, что абазинские лошади, во время атаки стаи волков, становились в круг, спиной друг другу, что не позволяло волкам совершить нападение.

О высоком уровне коневодства у абазин не раз подчеркивали многие авторы: Ю. Клапрот, С. Броневский, Ф.Ф. Торнау, П.П. Зубов, М.Н. Венюков и др. Н. Дьячков-Тарасов писал, что на ярмарках в станицах Прочноокопской, Лабинской и в Ставрополе также можно было найти сотни отличных скакунов абазинских заводов Дударукова, Лоова и Трамова. [10, с. 244] М.И. Венюков указывал, что особенно славились заводы князей Лоовых и Трамовых, которые считались лучшими по всему Северо-Западному Кавказу, С. Броневский, выделяя конский завод Трамовых, отмечал, что их кони почитаются за лучшие между породами горских лошадей. В архивных документах, относящихся к Кисловодску XIX века, сообщается: «Аул, принадлежащий узденю Трамову, имеет конский завод отличной породы лошадей, коих ежегодно немалое число продает посетителям вод весьма выгодно, табун сей более тысячи лошадей содержит». Среди абазин-ашуа лучшие табуны имели Трамовы. Лошади трамовской породы отличались тем, что синхронно, в такт шагам, прядали ушами. О таких лошадях говорили: «Конь смотрит и ушами». В начале XIX в. Ю. Клапорт писал, что «Трамкт как здесь так и на Бештау знаменито своей породой лошадей». [11, с. 82 ] «Аул, принадлежащий узденю Трамову, имеет конский завод отличной породы лошадей, коих ежегодно немалое число продает посетителям вод весьма выгодно, табун сей более тысячи лошадей содержит» - сообщается в архивных документах. Достоинства лошадей абазинских коннозаводчиков отмечал также П.П. Зубов, он писал: «Их лошади по своей легкости и красоте пользуются особым уважением и находятся в высокой цене». [12, с. 62]

Осетинский этнограф Б.А. Калоев, описывая отличительные особенности абазинской породы «Трам» отмечал следующее: «Специфичным был ее окрас - белые пятна на гриве, хвосте, иногда на носу. Абазинские породы лошадей, включая трамовскую, имели множество мастей: они были белого, красного, коричневого, темно-красного, сизо-белого, вороного, бледно-желтого, бурого цвета», «абазинские князья и уздени Лоовы, Трамовы, Исмаиловы, Лиевы, Фатовы и другие, имевшие табуны в 400-600 голов». [13, а 62] В своих заметках Иоанн Бларамберг так же отмечал, что у каждого князя есть свой небольшой табун, лучшая порода называется шалох, однако порода лошадей одного старика из племени альтикизек ни в чем не уступает им, эта порода прозывается «трамкт». Алты-кесеки имеют еще два больших конезавода, которыми сообща владеет весь народ; каждый конный завод — на 1000 лошадей. Однако каждый уздень имеет еще свой собственный завод, среди которых выделяются конные заводы Лоова и Клычева. [14, а 266] Здесь И. Бларамберг описывает трамовскую «трамкт» породу лошадей, коннозаводчиков из абазинского княжеского рода Трамовых. Алтыкесеками иногда называли абазин-ашуа тапантинских подразделений. Так же можно вспомнить и поэму М.Ю. Лермонтова «Измаил Бей», сюжет которой происходит на Северном Кавказе в районе Пятигорья, в ней поэт упоминает о «питомце смелых трамских табунов». [15, а21]

Русский офицер Ф. Ф. Торнау в своих записках, описывая абазинскую лошадь, писал следующее: «Для всех разновидностей конских пород, разводимых абазинами, были характерны следующие признаки: высокий рост, сильная мускулатура, выраженная сухость ног, крепкие копыта, широкое и прочное колено, правильно поставленные ноги, отлично развитый костяк. Такая лошадь способна долго жить и много работать. На ней приятно ездить, так как у нее уверенный и твердый шаг. Она спокойна и бесстрашна у края самых крутых обрывов. Она быстра, резва, вынослива и неприхотлива. За 14 часов может пройти более 160 верст». [6, а 34] Далее Ф.Ф. Торнау сообщает: «Спуск к Агипсоу очень крут и во многих местах топок. Мы потеряли на нем очень много времени, сводя скользивших и падавших на каждом шагу лошадей, между которыми находились два коня лучших кавказских пород, Трам и Лоов назначенные Карамурзиным в подарок Гассан-бею абхазскому». [6, с. 140] Об этом пишет и польский офицер Т. Лапинский, проживший среди абазин более трех лет: «Дорог и путей (в Абазии - Б.Д.), собственно, нет... связь поддерживается узкими пешеходными

тропинками, на которых европеец-пешеход и неместная лошадь могли бы сломать себе шею, в то время как абазская лошадь проходит там с полной уверенность». [16, а 53] Русский писатель Лев Толстой в своей повести «Казаки» так же упоминает об абазинской лошади князей Лоовых, описывая их красоту и качества: «Вот коня вашего променял за рекой! Уж и конь! Кабардинский Лов-

тавро. Они осмотрели нового коня, проджигитовали по двору. Конь действительно был необыкновенно хорош: гнедой, широкий и длинный мерин с глянцевитою шерстью, пушистым хвостом и нежною, тонкою, породистою гривой и холкой. Он был сыт так, что на спине его только спать ложись, как выразился Лукашка. Копыта, глаз, оскал все это было изящно и резко выражено, как бывает только у лошадей самой чистой крови. Оленин не мог не любоваться конем. Он еще не встречал на Кавказе такого красавца. - А езда-то, - говорил Лукашка, трепля его по шее. -Проезд какой! А умный! Как и бегает за хозяином». [17, а253] В журнале «Огонек» в статье, посвященной М.Ю. Лермонтову, писали: «Была у него как-то лошадь, стоившая шесть тысяч ассигнациями, и теперь на Кавказе за знаменитого черкесского Лова придется отдать Бибикову едва ли не столько же». [18, а8]

Большинство путешественников того периода, зачастую имели поверхностные знания о Кавказе и довольно часто называли абазинский народ кабардинцами, адыгами или общекавказским термином «черкесы». В этой связи во многих источниках сами абазины, их история, и в данном случае, абазинская порода лошадей, описывалась как кабардинская (черкесская). В одном из источников середины XIX века о прикубанских абазинах говорилось, что они «разводят лошадей прекрасной породы, известной на Кавказе и высоко ценимой по их качествам». П.П. Зубов, давая оценку абазинским лошадям, отмечал следующее: «Их лошади по своей легкости и красоте пользуются особым уважением и находятся в высокой цене». Вплоть до конца XIX в. коневодство у абазин оставалось привилегией феодальной верхушки или отдельных состоятельных лиц, специализировавшихся в коневодстве. [19, а270]

Абазин дорожил своей лошадью. Вне зависимости от сословия, к которому он принадлежал, каждый старался приобрести коня лучшей породы. И как сообщает народный фольклор, по «Конам гостеприимства», когда абазин принимает у себя гостей, то обязан подарить любую понравившуюся гостю вещь, но Абаза только в двух случаях мог позволить себе отступить от «Абазара» - свода неписанных законов прародителей, абазин никогда не дарил никому свою папаху и свою лошадь. Уже в 6-7 лет мальчики умели ездить верхом, начиналось их мужское воспитание, в них растили защитников и воинов. Абазины и абхазы с детства прививали мальчикам умение хорошо управляться с лошадью и оружием, в них развивали физическую силу, выносливость, ловкость, мужество, умение метко стрелять и хорошо управлять конём.

Абазинский язык, богат скотоводческой терминологией, например, жеребенка абазы называют «Тш1ытш1ыс», годовалого жеребенка -«Набгъашв1», трехлетнего жеребца - «Кунан», трехлетнюю самку - «Дунан», самка четырех лет и более - «Тш1ан», самец четырех лет и более -

«Хьяк1ва». Лошадь матового или дымчатого цвета называют «Чарах1са», каштановая - «Пах1у», черная - «Къара», если лошадь имеет смешанный цвет, то ее называют «Парыж», если цвет металла -«Ядава», если рыжий, то - «Г1цва». А сам наездник или всадник в абазинском языке называется «Тш1ыг1в», что в переводе означает «гоняющий лошадь». [20, с. 32] Абазинский эпос о нартах так же свидетельствует об особом отношении абазина к своей лошади. В абазинском фольклоре лошадь зачастую наделена чудесными свойствами и всегда приходит на выручку хозяину в самые опасные для него моменты. В абазинских сказках встречается сказочный конь Алып, который понимает человеческую речь и сам обладает даром речи, может спускаться в подземелье и подниматься в поднебесье, дает мудрые советы своему хозяину, помогает одолеть врагов и препятствия. Образ крылатого Пегаса, коня из греческой мифологии, перекликается с крылатым конем Дурдулем в абазинском эпосе. У крылатого коня Дурдуля из сказания о Какупще Какане говорится: «крылья выходили у них из боков, а потом снова убирались». Никому нельзя было видеть, как вырастают, а потом исчезают эти крылья, а если бы это случилось, то «в таком случае коня, хозяина и того, кто увидел, ожидала беда». [22, с. 8]

В настоящее время Абазы продолжают традиции своих предков. Современные абазины нередко, посвящают свою жизнь разведению лошадей. Всадник на хорошей лошади не редкость в абазинских аулах. Сегодня один из самых крупных абазинских коннозаводчиков житель а. Псыж/Дударуковский А. В. Ниров, имеет несколько десятков лошадей. В 2001 году жеребец по кличке Брабус, рожденный в СПК «Абазинский» у А. В. Нирова, выиграл Кубок им. Н. Насибова и первый призовой миллион рублей в России. Крупный коннозаводчик из а. Красный Восток/Гумлокт М. Х. Огузов, единственный частный конновладелец, выигравший шесть Дерби, три Окса, 234 традиционных призов на ипподромах России, Кубок губернатора Краснодарского края. Кроме того, М. Х. Огузову принадлежит лучшая кобыла РФ за всю историю существования российского чистокровного коннозаводства, по кличке Мона Роза, которая выиграла два Дерби и один Окс.

В октябре 2013 года абазинские всадники совершили большой конный переход «Красный Восток - Красная Поляна», в знак поддержки XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, которые были проведены на исторической Земле Народа Абаза, и посвятили его памяти своих Славных Предков. Зачастую конники массово собираются разных абазинских аулах, для проведения конных пробегов. В июне 2021 г., в абазинском ауле Апсуа открылся ипподром и прошли первые международные «Абазинские скачки». Некоторые абазины и в городе создают условия для содержания этих благородных животных. Любовь к лошади остается в крови и передается от поколения

к поколению. Хороший конь - это верный друг и гордость абазина.

Список литературы:

1. Лавров Л.И. Этнография Кавказа. Л., -1982 г. 224 с.

2. Лавров Л.И. «Обезы» русских летописей// СЭ-1946 г. 220 с.

3. Журнал Абаза. Л.З. Кунижева. Из истории формирования абазинского народа. № 3.

4. Чачхалия Д. К. Хроника абхазских царей. -М. 2000 г. 167 с.

5. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1988 г. С. 368; Кунижева Л.З. Из истории формирования абазинского народа. Журнал Абаза. № 3. С.10

6. Торнау Ф.Ф. Воспоминания Кавказского офицера. Черкесск., 1994 г. 228 с.

7. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVШ в. - Москва «Наука». 1988 г. С. 380

8. Данилова Е.Н. Абазины. Историко-этнографическое исследование хозяйства и общинной организации XIX век. М., 1984 г. С. 38

9. Эдмунд Спенсер. Путешествие в Черкесию, Крым, Татарию в 1836 году Лондон, 1838 г. г. Майкоп, 1994 г. 153 с.

10. Дьячков-Тарасов Н. Черноморская кордонная, Черноморская береговая линии и правый фланг Кавказа перед Восточною войною в 1853 г. Кубанский сборник, 1904, т. 10. 332 с.

11. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. По приказанию русского правительства Юлиусом Фон Клапротом Придворным советником Его Величества императора России, членом Академии Санкт-Петербурга. 221 с.

12. Абазины. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1989 г. 240 с.

13. Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа с древнейших времен до начала XX века. Москва «Наука» 1993 г. 229 с.

14. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Изд-во «Надыршин» 2010 г. 400 с.

15. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Измаил Бей». https://www.livelib.ru/book/103638/read-izmailbej-тШаП-1егтоШ:оу/~93

16. Лапинский Т. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. - Нальчик, издательский центр Эль-Фа 1995 г. 464 с.

17. Толстой Л.Н. Казаки. https://rvb.rU/to1stoy/0 Нех^о1_3/0 НехМ023 -27.htm

18. Рынкевич В. Стихи записной книжки// Огонек - М., 1986, № 26.

19. М.С. Тхайцухов. Диссертация доктора исторических наук. Абазины на Северном Кавказе и в Турции XVШ-XIX вв. Москва 2005 г. 553 с.

20. Оздемир Озбай. И лошади ушли. Журнал «Нарт» № 4. Турция. 1992 г.

21. Чекалов П.К. Абазинский фольклор и мифология народов мира // Абаза. Журнал

Международной абхазо-абазинской ассоциации. №3

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ТАТАРСТАНЕ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ В 2010 - 2020 ГГ.

Судьин Андрей Владимирович

кандидат экономических наук Институт востоковедения Российской академии наук, г. Москва

THE POLITICAL SITUATION IN TATARSTAN AND THE REPUBLIC'S RELATIONS WITH THE FEDERAL CENTER IN 2010 - 2020

Sudyin Andrey

Candidate of Sciences (Economics) Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, Moscow DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2021.5.74.545

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается политическая ситуация в Татарстане, в том числе итоги выборов в республиканские и общероссийские органы власти, а также показаны некоторые аспекты взаимоотношений между Республикой Татарстан и федеральным центром в 2010 - 2020 гг.

ABSTRACT

The article examines the political situation in Tatarstan, including the results of the elections to the republican and all-Russian authorities, and also shows some aspects of the relationship between the Republic of Tatarstan and the federal center in 2010-2020.

Ключевые слова: Республика Татарстан; политическая ситуация; взаимоотношения с федеральным центром.

Keywords: Republic of Tatarstan; political situation; relations with the federal center.

В феврале 2010 года Государственный Совет Татарстана утвердил в должности Президента Республики Рустама Минниханова, который с 1998 года был премьер-министром Татарстана. Незадолго до этого бывший лидер Татарстана Минтимер Шаймиев попросил исключить его из списка трех кандидатов на высшую должность в республике, предложенных партией «Единая Россия», мотивируя это своим преклонным возрастом (73 года) и необходимостью «дать дорогу молодежи». 25 марта 2010 года Рустам Минниханов официально вступил в должность Президента Республики Татарстан - сроком на пять лет (в марте 2015 года его полномочия были продлены Владимиром Путиным еще на полгода, до единого дня голосования, когда, в соответствии с новым законом, глава республики вновь, как до 2005 года, должен был избираться на всеобщих выборах).

В октябре 2014 года в Татарстане состоялись выборы Государственного Совета республики V созыва. В соответствии с изменением в федеральном законодательстве, проходной барьер для партий был снижен с 7 до 5 процентов. Этот барьер смогли преодолеть только «Единая Россия» с 84,2% голосов и КПРФ - с 5,5% [1].

По одномандатным округам также победила «Единая Россия». В итоге в парламент Татарстана прошли 83 представителя «Единой России», 13 самовыдвиженцев (большинство из которых также связаны с «Единой Россией»), 3 представителя КПРФ и 1 человек от ЛДПР [2]. Большинство мест

в новом республиканском парламенте, по-прежнему, составили люди из команды Минтимера Шаймиева, представители постсоветской (а в ряде случаев еще советской) татарской элиты. 64% депутатов составили татары, 34% - русские и 2% -представители других национальностей [3].

Все последние муниципальные выборы в Татарстане также подтвердили, что у «Единой России» в республике нет достойных конкурентов. Так, например, на дополнительных муниципальных выборах, прошедших 8 сентября 2013 года, партия власти получила 212 (т.е. 82,5%) из 257 вакантных депутатских мест в сельских и городских избирательных округах [4].

Весьма успешными для «Единой России» и ее кандидатов были и все последние выборы в федеральные органы власти, проводимые в Татарстане. Так, на выборах в Госдуму, прошедших 4 декабря 2011 года, «Единая Россия» получила в Татарстане 77,8% голосов [5]. В целом же по РФ «Единая Россия» получила менее половины голосов - 49,3% [6].

В сентябре 2015 года Р.Н.Минниханов вновь был избран Президентом Республики Татарстан. За него проголосовало рекордно большое число избирателей, принявших участие в голосовании, -94,4%. Его соперники - Х.Г.Миргалимов от КПРФ, Р.Г.Бильгильдеева от «Справедливой России» и Р.Р.Юсупов от ЛДПР - получили, соответственно, 2,6%, 1,7% и 0,8% голосов [7].

Через год после выборов Президента РТ, в сентябре 2016 года, прошли выборы депутатов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.