Научная статья на тему 'Национальное жилище абхазов как объект культурного наследия'

Национальное жилище абхазов как объект культурного наследия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
158
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ И НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ЖИЛИЩЕ АБХАЗОВ / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / LEGISLATIVE AND REGULATORY FRAMEWORK / WOODEN ARCHITECTURE / CULTURAL HERITAGE SITE / RESIDENCE OF ABKHAZIANS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сангулия С.Б.

Рассмотрены и описаны примеры позитивных работ с объектами историко-культурного наследия. Главенствующая роль в вопросе охраны объектов культурного наследия принадлежит государству. Рассмотрена проблема сохранения идентичности в эпоху глобализации и нормативная база по защите объектов культурного наследия (ОКН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL RESIDENCE OF ABKHAZIANS AS A CULTURAL HERITAGE SITE

The article discusses and describes the examples of positive work with objects of historical and cultural heritage. The leading role in the protection of cultural heritage sites belongs to the state. The article deals with the problem of preserving identity in the era of globalization and the regulatory framework for the protection of cultural heritage objects.

Текст научной работы на тему «Национальное жилище абхазов как объект культурного наследия»

УДК 728.03

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЖИЛИЩЕ АБХАЗОВ КАК ОБЪЕКТ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ С. Б. Сангулия

Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация)

Рассмотрены и описаны примеры позитивных работ с объектами историко-культурного наследия. Главенствующая роль в вопросе охраны объектов культурного наследия принадлежит государству. Рассмотрена проблема сохранения идентичности в эпоху глобализации и нормативная база по защите объектов культурного наследия (ОКН).

Ключевые слова: охрана культурного наследия, законодательная и нормативная база, деревянное зодчество, объект культурного наследия, жилище абхазов.

NATIONAL RESIDENCE OF ABKHAZIANS AS A CULTURAL HERITAGE SITE S. B. Sanguliya

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russian Federation)

The article discusses and describes the examples of positive work with objects of historical and cultural heritage. The leading role in the protection of cultural heritage sites belongs to the state. The article deals with the problem of preserving identity in the era of globalization and the regulatory framework for the protection of cultural heritage objects.

Keywords: preservation of cultural heritage, legislative and regulatory framework, wooden architecture, cultural heritage site, residence of Abkhazians.

Введение. Культурное наследие народа — это то, что отличает одну нацию от другой, демонстрирует ее уникальность. Не зря выдающиеся элементы материальной культуры становятся символами нации. Для защиты культурного наследия если объект должен иметь паспорт, учетную карту и соответствующие документы. Начальник Департамента историко-культурного наследия Республики Абхазии Б. Кобахия отметил, что на сегодняшний день реестр принят, проходит инвентаризация, и он постепенно пополняется. Однако до сих пор объекты традиционного жилищного строительства так в него и не вошли [1].

Глобализация вытесняет идентичность нации, традиции и быт, стирает ощущение принадлежности. Поэтому так важно хранить и помнить корни. Для абхазов это, прежде всего, жилище. Очаг у всех народностей мира всегда имел центральное, и даже мистическое значение, являясь практически святыней дома. Очаг — это символ непрерывности жизни и благополучия семьи. Поэтому здесь непрерывно горел огонь. Каждый вечер, уходя на ночь, хозяин сохранял угольки в золе, чтобы утром ними же зажечь новый огонь. Считается, что огонь обладает магической силой, способствующей удачному продолжению рода, и очаг, поддерживаемый потомками, будет гореть еще долгие годы. Раньше, если один из сыновей решал переехать и жить отдельно, он обязательно забирал с собой теплые угольки из отцовского очага, тем самым обеспечив себе благополучие и счастливую жизнь в новом доме [2].

Российский опыт работы с ОКН. Рассматривая российскую нормативную базу отметим, что наиболее четко тема сохранения культурного наследия раскрыта в «Основах государственной культурной политики», которая была утверждена Указом президента РФ 4 декабря 2014 года. Далее ссылаемся на статью 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» [3]. В соответствии со статьей 72 охрана памятников историко-культурного наследия ведется

правительством и субъектами РФ. Получается, что правительство четко обозначает свою позицию и берет ОКН под свою ответственность. Однако, по данным Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), ежедневно безвозвратно теряется один памятник. Что же говорить, когда некоторые объекты культурного наследия вообще и не входят в реестр?!

Основные меры, на которых базируется решение данной проблемы, прописаны в Венецианской хартии (Международной хартии по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест) [4] — это постоянный уход за памятниками или их консервация.

Зачастую отсутствие градостроительной политики как таковой, а нередко нечетко сформулированные задачи в ней являются причиной печальной статистики. Развитие градостроительной ситуации, с точки зрения охраны и развития национальной культуры, не происходит. Список исторических городов в Республике Абхазия к 2016 году сократился с 476 до 41.

Вследствие утраты объектов культурного наследия общество теряет свою опору, корни, уникальность, а затем, как результат, творческий и интеллектуальный потенциал. Стоит отметить, что абхазы привязаны к духовному наследию в большей степени, чем к материальным носителям. Но история — это не ветхое, обшарпанное прошлое, это актив современности, который имеет экономическую ценность. Есть такое понятие — «культурная рента». Сейчас идет активное «брендирование» культуры. Исторические места становятся интересны не только огромному потоку туристов, но и привлекают зарубежных инвесторов.

Значение исторического «костяка». Глобализация размывает национальные границы и создает угрозу для национальной идентичности. Город должен развиваться и преобразовываться с учетом существующих границ, обособленных ОКН. Здесь не говорится о консервации города, это невозможно.

Новое строительство должно служить реставрации градостроительной ткани, воспроизводству утраченных элементов городского ландшафта, планировочной структуры, масштаба, членений, ритма, силуэта, визуальных связей, пространственных отношений застройки [5].

Исторический центр всегда представляется «лакомым» куском для инвесторов. Это говорит о престижности данных районов, высокой коммерческой выгоде. И, несмотря на все вышеперечисленное, данные пространства зачастую разрушаются.

Добиться успеха в области сохранения культурного наследия можно только в симбиозе государства и активного участия граждан, формирования в обществе сознательности, понимания ценности ОКН. Наиболее продуктивный способ влияния на массы — через средства массовой информации, аудиовизуальные средства, путем использования различных приемов маркетинга в социальных сетях (БММ), привлечения представителей интеллигенции, бизнеса, молодежи.

Общение со своим прошлым, осознание своей сопричастности с чем-то большим, важным — путь вдохновения на великие свершения. Одной из таких возможностей может быть музей национальной культуры. Это место сбора и передачи нынешним поколениям информации о прошлом народа, популяризации историко-культурного наследия общества.

Получается, что политика в области культуры должна быть, прежде всего, направлена на созидание полученных знаний и опыт народа, с последующим созданием новых ценностей.

Национальное жилище абхазов. История развития традиционного жилища — культурное наследие всего народа. В данной статье разобраны основные типы национального абхазского жилища, техники их построения, используемые материалы, символика и назначение каждого из

типов. Затронута также проблематика сохранения аутентичных строений и их охрана на государственном уровне.

Апацха (рис. 1.) — не просто объект архитектуры, жилище, но и символ нации, «бренд». Главный собственник ОКН — государство. Предполагается бюджетное финансирование данных объектов. Однако на деле ответственность за исторически значимый объект несет собственник, так как большинство деревянных сооружений не входят в реестр ОКН Республики Абхазия.

Рассмотрев традиционное жилище любого народа или народности, изучив особенности регионального строительства, можно начать понимать ментальность данного этноса [6].

Рис. 1. Современная апацха, 1940-е годы. Фото А. Агумаа

В таблицах 1, 2 приведены основные типы абхазского национального жилища, их планировочная структура и этнические названия, назначение, из каких материалов выполнялись, основные особенности построения.

Таблица 1

Типы абхазского жилища

Тип Полукруглые/круглые с конусообразной крышей Четырехугольные с четырехскатной крышей

Плетенные Акуацв (Акэацэ) Амхара (Амхара) Абыцатдзы (абыцатзы) Амацурта (мадурта) Аганюны (аганшны) Апацха

Бревенчатые — Аджяргуалюны (Ацьаргэалшны)

Дощатые — Акуаскя (Акэаскьа)

Таблица 2

Характеристика типов абхазского жилища

Тип Материал Назначение Основные особенности

Акуацв (Акэацэ) Орешник/дуб Небольшое жилище Коническая крыша состояла из стропил, крепившихся своими концами к столбу, располагавшемуся в центре помещения

Амхара (Амхара) Орешник/дуб Жилище для Внешне похоже на акуацв, но

Тип Материал Назначение Основные особенности

новобрачных уступает ему по габаритам

Абыцатдзы (абыцатзы) Орешник Жилище

Амацурта (мадурта) Орешник Вспомогательн ое сооружение Применялась лишь в качестве кухни и хранения утвари, припасов. Здесь семья обычно принимала пищу.

Аганюны (аганшны) Орешник/дуб Жилище/прист ройка

Апацха Орешник/дуб Жилище Решетчатая структура в основании. Характерен широкий навес. Наличие двух дверей.

Аджяргуалюны (Ацьаргэалшны) Дуб/каштан Жилище Стены этого строения выполнялись из тщательно очищенных от коры бревен круглого сечения, таким образом, они плотнее прилегали друг к другу. Те бревна, что располагались выше, своими продольными ребрами закрывали прилегающую к нему плоскость нижнего.

Акуаскя (Акэас^ьа) Дуб/каштан Жилище Выполненное из досок многокамерное строение, находящееся на деревянных либо каменных столбах-стойках, высотой до метра иногда выше.

Заключение. Таким образом, прежде всего, для сохранения этнической идентичности необходимо:

- усовершенствование законодательной и нормативной базы в области охраны ОКН;

- взаимодействие с гражданами, пробуждение в них социальной ответственности;

- стимулирование бережного отношения к истории и объектам культуры;

- приватизация ОКН;

- создание пространств, рассказывающих и показывающих ОКН (а именно, музеев культурного наследия).

Библиографический список

1. Кобахия : единый реестр памятников должен быть готов до конца октября / Sputnik Abkhazia. — Режим доступа : https://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20151014/1015973361.html (дата обращения : 10.03.2020).

L4QQ/J

2. Апацха : там, где всегда горит очаг / Sputnik Abkhazia. — Режим доступа : https://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20160629/1018899010.html (дата обращения : 23.09.2019).

3. Кудрявцев, А. П. Стратегия сохранения и развития исторического наследия РФ. Перечень проблем и направление решения / А. П. Кудрявцев // Доклад на общем собрании Российской академии архитектуры и строительных наук. — Москва, 2016. — С. 13.

4. International charter for the conservation and restoration of monuments and sites [The venice charter 31.05.1964] // IInd International Congress of Architects and Technicians of Historic Monuments. — 1964. — P. 4.

5. Кругликова, Г. А. Современная архитектура в контексте охраны культурного наследия / Г. А. Кругликова // Десятые Татищевские чтения : мат-лы всерос. науч.-практ. конф. — Екатеринбург, 2013. — С. 399-404.

6. Сангулия, С. Б. Использование традиций народной архитектуры при проектировании музея в Республике Абхазия / С. Б. Сангулия // Научное сообщество студентов XXI столетия : сб. трудов LXXXVI студ. междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2020. — С. 17-25.

Об авторе:

Сангулия Салима Баталовна, магистрант Донского государственного технического университета (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина,1), sali.a.salima5@mail.ru

Author:

Sanguliya, Salima B., master's degree student, Don State Technical University (1, Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000, RF), sali.a.salima5@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.