Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шипунова Ольга Дмитриевна

Коммуникативная практика всегда опосредована отношением к индивидуально и культурно значимой знаково-символической системе, которая глубоко укоренена в традиции, определяющей тип ментальности, характер религиозных и мировоззренческих принципов, политических и правовых норм. Логика понимания в условиях полифонии культур - онтологическое условие, которое нельзя упускать из виду, рассматривая перспективы развития коммуникативных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

создаются новые знания, научные идеи, продукты, стратегии на основе научных разработок ученых и практиков. Подобная структурно-функциональная матрица создания, трансляции, освоения новых компетенций, сформированная всеми участниками «треугольника знаний», представляется оптимальной.

В России впервые научные исследования коммуникации в сфере инноваций начаты в 2008 году на базе кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Шипунова О.Д.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Коммуникативная практика всегда опосредована отношением к индивидуально и культурно значимой знаково-символической системе, которая глубоко укоренена в традиции, определяющей тип ментальности, характер религиозных и мировоззренческих принципов, политических и правовых норм. Логика понимания в условиях полифонии культур - онтологическое условие, которое нельзя упускать из виду, рассматривая перспективы развития коммуникативных наук.

В эпоху глобализации полифония культур создает подчас непреодолимые дискурсивные коммуникативные барьеры в социально-политической и профессиональной практике. Вместе с тем, перспектива развития коммуникативных практик предполагает как раз совмещение смысловых и ценностных контекстов, которые складываются веками в той или иной культуре, фиксируя разные типы ментальности.

Основания формирования ментальности в эпоху глобализации составляют особую проблему. Тип ментальности характеризует логика

понимания, основания которой лежат в глубине определенной традиции. В когнитивной науке в качестве ее базового элемента выделяют «когнитивный примитив», обеспечивающий узнавание смысловых форм и разворачивание смыслов, обнаружение общих ассоциаций, верований, убеждений. Под когнитивным примитивом понимается очевидный для всех представителей данной общности смысл, который оформляется в виде краткой формулы или символа, но может оставаться невысказанным в явной форме и, тем не менее, узнаваемым. Даже внутри одной этнокультурной общности логика понимания не лежит на поверхности. На первый взгляд люди говорят на одном языке, но понимает каждый по-своему. Различие в типе ментальности наиболее явно проступает в контексте противостояния мировых религий, поскольку глубинным основанием идентификации культурной общности выступают сакральные ценности, которые связывают онтологические уровни культурной общности, цивилизации и личностного самоопределения.

Глобальное пространство современности представлено множеством культурных общностей, вынужденных не просто сосуществовать рядом друг с другом и обмениваться товарами, но еще и сохранять жизненную перспективу всему человеческому роду. При этом каждый должен сформировать собственную логику понимания жизненных ситуаций, которая позволяет ему жить в гармонии с миром и самим собой. Индивид, как и народ и нация, не свободен от современного ему социально-исторического контекста, определяющего его жизненное пространство ограничением в выборе профессиональной самореализации, не свободен и от традиций, налагаемых языковой и культурной общностью. Глобализация и традиция, этническая и личностная идентификация - онтологические условия современности, в которых разворачиваются неоднозначные процессы интеграции и противостояния культур. Эти условия определены психогенетически (в характере ментальности) и конкретно-исторически (в характере религиозных принципов, политических и правовых норм), их

нельзя упускать из виду, рассматривая перспективы развития коммуникативных практик в современном мире.

Глобальные проблемы современного мира связаны с обозначенными в конце ХХв. границами выживаемости человека и перспективами человеческой цивилизации на Земле. Идея конфедерации цивилизаций на основе совместно выработанных правовых норм и этических принципов -главная перспектива нового планетарного гуманизма, определяющая стратегическую линию развития коммуникативной практики в ситуации полифонии культур. Проблематичность стратегии обнаруживается уже в различном понимании справедливости и общей культуры, которая, будучи ориентирована на универсальный дух и этос будущего глобального мира, оказывается абстрактной.

Глобализация - неоднозначный процесс распространения новых технологий и установок постиндустриального общества по всему Земному шару, в самых разных культурах и аспектах. К аксиомам глобализации можно отнести:

1. Финансовый рынок без границ. Электронная сеть банков, страховых компаний и инвестиционных фондов связывает страны мира надежнее любых международных организаций.

2. Глобально организованное производство в транснациональных корпорациях.

3. Глобальную компьютерную сеть, объединившую весь мир в «глобальную деревню» и «глобальный город».

4. Мультикультурную наднациональную среду, возникающую на базе социальных систем: науки, образования, экономики, политики, - которые диктуют нормы поведения независимо от традиционных социокультурных норм, религиозных, философских и прочих убеждений.

6. Кризис мировой цивилизации, в основе которого угроза ядерной войны и перспектива экологической катастрофы.

В настоящее время, как отмечает А.А.Гусейнов, дискуссии о возможности глобального мира не выходят за пределы двух моделей: монистической (доминирования западноевропейских ценностей) и плюралистической (предполагающей многополюсной мира на основе диалога культур). В то же время он подчеркивает отсутствие перспективы в обеих моделях глобального мира, поскольку и та и другая ориентированы на «пролонгацию настоящего». Для Запада идеал свободы и прав человека, который он предлагает в качестве основы глобального мира, уже состоявшееся «царство разума». Со стороны традиционных культур, диалог выступает формой противостояния духовной агрессии Запада. В основе противостояния лежит признание абсолютной истинности своей религии и культуры.

В современной ситуации, отмечает А.А.Гусейнов, межкультурная коммуникативная практика не побуждает традиционные общности к выходу за пределы своих границ, не создает качественно нового культурного состояния. Такое состояние, по его мнению, требует новых «утопий», содержащих идеальный проект человечества в целом с учетом всех его культурно-цивилизационных потоков, возвращающих утерянный человеческий смысл новейшим технологиям и научно-рациональной организации жизни [1, с.178, 183-186]. На роль такой утопии претендуют: учение о ноосфере и антропокосмизм, концепции устойчивого развития и глобального этоса. В этих установках диалог культур оказывается главной коммуникативной стратегией глобализации, которая должна соединить два мировоззрения: антропоцентризм Запада с космоцентризмом Востока, два типа ментальности: западный прагматический интеллектуализм с мистической и интеллектуальной интуицией Востока, две системы ценностей: «безразмерный» индивидуализм и потребительство с самоконтролем и самодисциплиной корпоративности. Перспективой соединения логики господства и обладания в Западной традиции с логикой

мудрости Востока выступает логика ответственности, в основании которой полагается принципы: благоразумия, солидарности и справедливости.

Непременное условие коммуникативной практики - выявление единомышленников, «своих по духу» на базе определенных архетипов и аксиом «здравого смысла», которые обеспечивают непосредственное, интуитивное понимание. Индивид и знаковая символика, нагруженная культурными смыслами, выступают субъектами своеобразного иррационального диалога, который образует скрытое основание, как в процессе личностного самоопределения, так и в отношениях между культурами и цивилизациями. Неявные смыслы, закрепленные традицией, ответственны за индивидуальные предпочтения и логику понимания. В коммуникации каждый ориентирован на свой круг смыслов, полагая, что другой думает также.

Поскольку каждый человек не просто обрабатывает поступающую информацию в техническом и грамматическом плане, а строит сценарии культурной и социально-политической интерпретации событий, используя с разной степенью осознанности те или иные нормы и шаблоны, логика понимания приобретает значение онтологического условия в проблеме развития коммуникативных практик в условиях глобализации.

Список литературы: [1] Гусейнов А.А. О возможности глобального этноса // Диалог культур в глобализирующемся мире. М.: Наука, 2005.

Штейнман М.А.

КОММУНИКАЦИЯ И МОЗАИЧНАЯ КУЛЬТУРА: ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.