Научная статья на тему 'СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилина Марина Григорьевна

В работе исследуются параметры коммуникации в обществе инноваций и описывается прогностическая модель развития связей с общественностью. Автор предлагает новые методологические подходы к исследованию связей с общественностью в инновационном обществе и приходит к заключению, что связи с общественностью как вид деятельности изменяют свой онтологический статус и становятся новой предметной сферой, равнозначной экономической, политической, культурной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

основано на сочетании комплекса коммуникативных практик и направлено на формирование активной жизненной позиции. Это и есть важнейший фактор фундаментальной составляющей образования. Поэтому особенно важным является формирование профессиональных навыков, коммуникационных практик, морально-нравственных качеств, призванных служить базовым основанием обучения.

Формирование коммуникативной компетентности - это проблема подготовки будущих специалистов для любой профессиональной отрасли, которая в условиях модернизации отечественного образования, современной науки и производства приобретает особую актуальность. Установление надпрофессионального статуса коммуникативной компетентности обуславливает её важность для формирования и саморазвития всей личности в целом, а также позволяет утверждать, что коммуникативная компетентность является ресурсом повышения качества профессиональной подготовки, а соответственно обязательным компонентом современного профессионализма.

Шилина М.Г.

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В работе исследуются параметры коммуникации в обществе инноваций и описывается прогностическая модель развития связей с общественностью. Автор предлагает новые методологические подходы к исследованию связей с общественностью в инновационном обществе и приходит к заключению, что связи с общественностью как вид деятельности изменяют свой онтологический статус и становятся новой предметной сферой, равнозначной экономической, политической, культурной.

Прогностические модели новейших изменений социоэкономического дискурса можно зафиксировать с появлением концепции инновационного развития. Подобные концепции разрабатываются многими странами, в том числе, Европейским Союзом, Россией.

Традиционные предметные сферы, виды деятельности, практики, формы социальной коммуникации, получив законодательно закрепленные легитимные статусы инновационных, изменяются. Это может быть принципиальное обновление или появление нового субстанционального содержания. В инновационном обществе происходит радикальное изменение парадигмы коммуникации всех уровней и видов, поскольку в центре всех процессов оказывается рядовой человек, то есть качество человеческого капитала и креативного труда как фактора производства, инновационность становятся онтологией социоэкономического дискурса в XXI веке.

Исследование процесса производства в обществе инноваций позволяет нам выявить и описать особый вид и модель коммуникации (Ьмодель), которая может быть реализована только в результате совместного гетерархического коллаборативного взаимодействия всех акторов, производителей и потребителей. Взаимодействие является сложным, требует постоянного участия профессионального коммуниканта, в первую очередь, специалиста по связям с общественностью.

Функционирование в так называемом «треугольнике знаний» или «спирали инноваций» (государство, бизнес, наука), где обеспечивается основной прирост инноваций, демонстрирует, что эффективность всех акторов как во внутреннем, так и во внешнем контуре также невозможна без профессионального коммуникационного сопровождения.

Реализация инновационных стратегий требует активного участия во всех процессах населения, наличия демократии и гражданского общества; развитие и поддержание этих процессов возможно только при наличии высокого уровня коммуникационного сопровождения и широкого распространения адекватных коммуникационных практик.

Также отметим, что связи с общественностью относятся к сфере интеллектуальных услуг, и возможно описать их как высококвалифицированную деятельность по оказанию креативных интеллектуальных услуг для формирования эффективной социальной коммуникации в интересах определенных социальных акторов и общества как такового. Таким образом, профессиональные связи с общественностью в обществе инноваций - это особый тип производства (сопроизводства) интеллектуальной услуги; необходимый элемент коммуникационного процесса реализации интеллектуального инновационного продукта / услуги всех видов. Подобный дуализм характерен исключительно для институциональных общественных связей и определяет существенный потенциал и перспективы развития данного вида деятельности.

Таким образом, даже несколько выявленных реалий и элементов прогностической матрицы функционирования общества инноваций демонстрируют, что функционирование всех сфер жизнедеятельности невозможно без стратегической целенаправленной коммуникационной поддержки специалистов по связям с общественностью. То есть связи с общественностью как вид деятельности изменяют свой онтологический статус и становятся новой предметной сферой, de facto равнозначной экономической, политической, культурной.

Инновационный дискурс как новая сфера пока не сформирован (и априорно, являясь процессом, не может быть представлен как некий конечный продукт), поэтому говорить о фиксированной методологии исследования не представляется возможным. Однако на основе изучения имеющихся реалий возможно предложить некоторые принципы методологического анализа.

Процессы в современном обществе протекают нелинейно и требуют нелинейных определений. Таким образом, несмотря на конкретные исторические предпосылки формирования инноваций, процессы и явления имеют многомерный характер, и оценивать их возможно только в

многомерной системе координат. Таким образом, одним из методологических подходов является принцип многомерности, который выполняет интегрирующую функцию. Принцип проактивности позволяет определять траекторию развития процессов, явлений на основе прогностических матриц/моделей, поскольку иные методы исследований применять на данном этапе развития инновационного дискурса невозможно. Данный методологический подход позволяет реализовать прогностическую функцию. Принцип проактивности дает возможность применить наиболее корректный подход к исследованию формирующихся в инновационном обществе процессам, явлениям, ситуациям, поскольку, как было выявлено ранее, методологическая парадигма экономики стала человекоцентрической, возрастает значение активной аудитории, уровень вовлеченности в коммуникацию населения. Данный подход выполняет генерирующую функцию.

Соответствуют ли современные общественные связи данным требованиям? Сущность общественных связей как вида социальной деятельности определяется основными атрибутами: целью, предметом (практиками), объектом, субъектами, характером, содержанием, средствами, результатом и самим процессом деятельности.

Новые практики диктуют новое содержательное наполнение общественных связей как управленческой деятельности. В инновационном дискурсе целью общественных связей, с нашей точки зрения, становится управление как стратегическая функция гармонизации, поощрения и повышения креативности индивида как производителя и потребителя коммуникации, при этом задействованы не столько вертикальные иерархические связи, сколько горизонтальные гетерархические, важным условием эффективности становится коллаборация, что принципиально изменяет содержательные характеристики процесса управления.

Сущность деятельности становится иной по содержанию - и изменяется весь категориальный аппарат. В частности, комплекс понятий, связанных с

аудиторией коммуникации. Общественность традиционно определяется как совокупность индивидов и социальных общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут некие общие интересы и ценности, имеющие публичный статус. (Понимание публичного статуса, предложенное Ю. Хабермасом, мы также трактуем как статус открытости, общедоступности, ориентированный на общий интерес, общее благо.) Общественность сегодня становится общностью просьюмеров: не просто адресатом коммуникации, но активным ее участником; в инновационном дискурсе, где потребление, производство являются совместной деятельностью, каждый индивид потенциально является частью целевой аудитории, и активным ее элементом, то есть целевой аудиторией априорно становится вся общественность (население), что фиксируем впервые в практике общественных связей.

Субъекты общественных связей уже не могут эффективно взаимодействовать в классической вертикальной парадигме «заказчик-исполнитель», поскольку формируется и приоритетной становится коллаборативная модель коммуникации, модель 1-коммуникации, которая отвечает стратегии сохранения экоэкономического баланса.

Реализация экоэкономических стратегий должна осуществляться в глобальном масштабе, таким образом, зона ответственности связей с общественностью расширяется. Глобальное стратегическое целеполагание определяет все уровни стратегии, делает главенствующей роль этики в работе профессионалов.

Развивается полипредметность связей с общественностью, в частности, ключевым направлением деятельности может стать развитие коммуникации в сфере экологии.

Отметим еще один момент: общественные связи становятся существенным фактором выработки новых ценностей, знаний, компетенций, и эффективным форматом для реализации подобных задач могут стать центры инновационной коммуникации при университетах, в которых

создаются новые знания, научные идеи, продукты, стратегии на основе научных разработок ученых и практиков. Подобная структурно-функциональная матрица создания, трансляции, освоения новых компетенций, сформированная всеми участниками «треугольника знаний», представляется оптимальной.

В России впервые научные исследования коммуникации в сфере инноваций начаты в 2008 году на базе кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Шипунова О.Д.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИФОНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Коммуникативная практика всегда опосредована отношением к индивидуально и культурно значимой знаково-символической системе, которая глубоко укоренена в традиции, определяющей тип ментальности, характер религиозных и мировоззренческих принципов, политических и правовых норм. Логика понимания в условиях полифонии культур - онтологическое условие, которое нельзя упускать из виду, рассматривая перспективы развития коммуникативных наук.

В эпоху глобализации полифония культур создает подчас непреодолимые дискурсивные коммуникативные барьеры в социально-политической и профессиональной практике. Вместе с тем, перспектива развития коммуникативных практик предполагает как раз совмещение смысловых и ценностных контекстов, которые складываются веками в той или иной культуре, фиксируя разные типы ментальности.

Основания формирования ментальности в эпоху глобализации составляют особую проблему. Тип ментальности характеризует логика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.