Научная статья на тему 'СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИННОВАЦИЙ'

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИННОВАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИННОВАЦИЙ»

кончаются»44. Аналогично у М. Хайдеггера: «Война уже не есть нечто то, что должно закончиться Миром»45.

М. Г. Шилина

НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) тагта.8ИШпа@^:таи. сот

СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ: СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИННОВАЦИЙ

Основным драйвером трансформаций социоэкономического дискурса в XXI веке можно назвать приоритет глобальной экоэкономической социально ответственной стратегии человеческой деятельности46. Концепции, где наиболее продуктивной является не классическая ориентация на капиталистическое рыночное производство, а переход к экономике, основанной на принципах экологически ответственного экономического баланса, можно назвать наиболее значимыми.

Характеристики подобной экономики отражены в современных

47

концепциях интеллектуальной, инновационной экономики .

Понятия «интеллектуальность», «интеллектуальная экономика», «общество знаний», «инновации» до сего дня не имеют общепринятых дефиниций в силу отсутствия четких характеристик данных виртуальных объектов (как, например, до сего дня не дано точной дефиниции понятию «информационное общество», также данный термин практически не

44 Хемингуэй Э. Прощай, оружие! // Хемингуэй Э. За рекой, в тени деревьев. Прощай, оружие! Романы. Томск, 1989. С. 305.

45 Хайдеггер М. Мысли. Постулаты. Афоризмы. Философские интерпретации. Тезисы. Минск, 1998. С. 78.

46 Подобные стратегии также обозначают как ноосферные (от греч. "ноос" - разум), однако классическая трактовка ноосферизма не отражает актуальные реалии; современные интерпретации, в первую очередь, отечественные, классических идей, с нашей точки зрения, исказили научное содержание данного понятия, и в достаточной степени его дискредитировали, что обуславливает неоднозначность трактовки данного понятия и термина, поэтому в своих исследованиям автор данную терминологию не использует.

47 Онтологические основания данных концепций во многом совпадают, что дает основания использовать термины в данной статье в одном синонимическом ряду, хотя понятия не являются полными синонимами: «общим знаменателем» можно считать концепцию общества, основанного на знаниях, производстве знаниеемкого/наукоемкого продукта (англ. knowledge-intensive).

используется как нерелевантный реалиям XXI века) и их перманентных изменений; понятия не являются операциональной категорией; отсутствует общая теория интеллектуальной/инновационной экономики. Однако практики современного общества демонстрируют переход к данному новому формату.

Существенным, с нашей точки зрения, является понимание инноваций как результата и как процесса деятельности. В частности, возможны трактовки инновации как внедренного новшества, обладающего высокой эффективностью, конечного результата интеллектуальной деятельности человека, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов, - и как комплексного процесса создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Также инновация есть результат инвестирования в разработку получения нового знания, инновационной идеи по обновлению различных сфер жизни людей (технологии; продукты; организационные формы существования социума, такие как управление, организация труда, образование, наука и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства), с получением дополнительной ценности (прибыль, коренное улучшение, качественное превосходство, лидерство, приоритет, креативность, прогресс и т.д.). То есть процесс может включать: инвестиции, разработку, внедрение, получение качественного улучшения. В типологической линейке инноваций выделим инновации в экономике, технологиях, социальной сфере.

Инновационные стратегии становятся все более востребованными. Так, Европейский Союз принял ряд документов, регламентирующих процессы развития ЕС как инновационные. В частности, в документе «Стратегия «Европа 2020»48 выделены три приоритета: развитие экономики, основанной

http://ec.europa. eu/commission_2010-2014/geoghegaquinn/headlines/speeches/2010/20101006_innovation_union_en.htm

на знаниях и инновациях ^англ. smart - умный рост); продвижение более ресурсно-эффективной, более экологичной и более конкурентной экономики (англ. sustainable - устойчивый рост); создание экономики высокой занятости, обеспечивающей социальное и территориальное единство (англ. inclusive - интегрирующий рост). В 2011 году принята масштабная программа инновационного развития ЕС «Горизонт 2020».

Современная российская экономика, несмотря на декларируемый курс на модернизацию, de facto пока его не обеспечивает, ситуация с инновационной активностью в реальном секторе экономики может быть охарактеризована как негативная, в частности, не обеспечен рыночный спрос на отечественную науку и инновации. Инновационная активность, восприимчивость бизнеса к технологическим инновациям невысока: несмотря на то, что объемы инновационной продукции постоянно повышаются (на 76%, 1995-2007 гг.), растут затраты на инновации (за тот же период - вдвое); в 2008 году технологические инновации осуществляли 9,6% предприятий отечественной промышленности (для сравнения: в Германии 73%, Ирландии 61%, Эстонии 47%), всего 12,7% предприятий приобретали новые технологии, и динамика индикаторов в сфере инноваций ухудшается. В условиях экономического кризиса негативные тенденции в сфере инноваций усиливаются, поскольку в условиях оптимизации издержек, в первую очередь, сокращаются расходы на инновационные проекты, техническое перевооружение.

Однако предпосылки формирования национальной экономической системы в России есть. Эксперты Нью-Йоркского института экономики на Мировом политическом форуме в Ярославле (сентябрь 2010 г.)49 выделили ряд ключевых элементов современной российской инновационной системы. Во-первых, кадровый потенциал: Российская академия наук, вузы, отраслевые и ведомственные научно-исследовательские институты (НИИ), научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро

49 Режим доступа: http:// www.politforum.ru

предприятий. Во-вторых, государственные органы, направляющие инновационную политику: Комиссия при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям, Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития, в том числе Департамент особых экономических зон и проектного финансирования, Министерство связи и массовых коммуникаций. (Однако ответственность за инновационную экосистему никто персонально не несет.) В-третьих, формирующаяся инфраструктура поддержки инноваций: инкубаторы, особые экономические зоны (ОЭЗ), технопарки; аналог ведущих мировых инновационных центров -технополис Сколково (учебные заведения, исследовательские учреждения, инкубаторы малого бизнеса и центры НИОКР международных и российских компаний). Появляются государственные нормативные документы, закрепляющие стратегические планы модернизации и инновационного развития России.

Характеристиками современной экономики являются креативный труд человека и инновации всех типов (технические, экономические, социальные); критериями эффективности - творческая самореализация личности, занятость трудоспособного населения, сохранение природы, качественный рост ВВП, рациональное распределение благ в обществе и т.д.

Онтологией экономики в XXI веке является именно качество человеческого капитала и креативного труда как фактора производства, что происходит впервые.

Зафиксируем еще один существенный момент: появление нового типа производства демонстрирует принципиально иной характер взаимодействия в процессе создания интеллектуальных/инновационных товаров и услуг50 их производителями и потребителями. Так, характеристикой экономики как

50 Шилина М.Г. Интеллектуальная экономика и изменения предметной сферы PR // Медиаскоп. 2010. №3.

таковой является индивидуальный характер производства и потребления. «Из преимущественно репликационной экономика превратится в преимущественно инновационную, следовательно -

индивидуализированную»51.

Главное: процесс производства в интеллектуальной/инновационной экономике является совместным производством (сопроизводством) услуги производителем и потребителем. Потребление инновационного продукта неотделимо от его производства. Природа такого товара/услуги требует знания особенностей конкретного потребителя, и подобным знанием никто, кроме самого потребителя, не обладает52. То есть потребитель должен обязательно включаться в процесс производства, предоставляя важнейший ресурс - информационный, что требует от него (и номинального производителя услуги) особых квалификационных характеристик, компетенций, Таким образом, возникает принципиально новый тип производственного взаимодействия, демонстрируя переход от субъект-объектной парадигмы к гетерархической коллаборативной субъект-субъектной, что происходит в экономике впервые.

Производитель в данной модели оказывается в принципиально новых для себя условиях не монопольного субъекта, а равноправного коммуниканта, причем именно успешная коллаборация на всех этапах: выработки идеи продукта, его создания, продвижения, потребления, -является ключевым фактором; фактически экономическую эффективность производственного процесса определяет профессионально выстроенная стратегия производственной коммуникации на всех ее этапах.

Для эффективной реализации инновационной модели производства необходима высокая лояльность потребителей. Достижение лояльности, как и описанное выше информационное партнерство субъекта и объекта коммуникации при сопроизводстве услуги, возможно исключительно

51 Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М., 2007. С. 37.

52 Hertog P. den. Knowlede Intensive Business as Co-producers of innovation management.//International Journal of Innovation Management. Singapure. 2001. Vol. 4. № 4. P. 491-528.

благодаря стратегическому институциональному формированию информационно-коммуникационных потоков, то есть за счет включения в процесс специалистов по коммуникации, гуманитарных технологов, специалистов в сфере связей с общественностью.

Актуальной оказывается проблема способности всех участников коммуникационного процесса к адекватному восприятию и потреблению инновационного продукта, который априорно является наукоемким, то есть сложным, что определяет новую проблемную зону производства, реализации, потребления и обеспечивающих указанные процессы профессиональной коммуникации.

Таким образом, на всех этапах процесса создания, производства, реализации инновационных услуг участие профессиональных социальных коммуникантов является необходимым, что существенно повышает стратегическую востребованность связей с общественностью в обществе инноваций.

Исследование процесса производства инновационной услуги демонстрирует появление особого вида и новой модели коммуникации, описанную автором и обозначенную как модель производства интеллектуального продукта/услуги и шире - как модель инновационной коммуникации (англ. knowledge-intensive communication model, KI-model или innovative model, I-model) . В данной модели зафиксированы новые цели, функции производителя и потребителя в процессе гетерархического коллаборативного взаимодействия в процессе создания, продвижения, потребления продукта (данная модель отражает все три фазы процесса).

Типологически модель инновационной коммуникации возможно отнести к наиболее актуальным сегодня горизонтальным гетерархическим моделям равноправного взаимодействия, характерным для современного дискурса.

53 Шилина М.Г. Интеллектуальная экономика и изменения предметной сферы PR // Медиаскоп. 2010. №3.

Данная модель коммуникации является новой как для экономики, так и для практики и теории коммуникации, в том числе общественных связей и медиа.

Итак, индивид оказывается в центре разнообразных форматов интеракций, включается в новые для себя модели внешних отношений, и при этом должен все больше внимания уделять собственному развитию как главному условию обеспечения жизнедеятельности, обеспечивать его адекватность и динамику, то есть заниматься тем, что можно назвать также (с достаточной степенью условности) внутренней коммуникацией; саморазвитие как особый вид коммуникации становится все более социально и экономически значимым. Таким образом, формируются предпосылки и условия многократного увеличения количественных и принципиального изменения качественных показателей коммуникации в обществе. С коммуникационной точки зрения возникает комплекс проблем, обусловленных особенностями индивида, вступающего в экономическую коммуникацию нового типа: ментальными, психологическими и т.д. Так, очевидно будет превалировать не формально-логическое, а ассоциативное мышление, спонтанность, непредсказуемость, что будет усложнять процессы коммуникации - и требовать профессиональной коммуникационной поддержки.

На основе обозначенных выше существенных характеристик определим понятие «инновационная экономика» в данной работе как способ общественного воспроизводства человека как креативной личности, товаров, работ, услуг на основе совершенствования системы инновационных производственных отношений и производительных сил в глобальном экоэкономическом пространстве.

Выявленные и зафиксированные нами ранее реалии дают основания употребить для характеристики актуальных экономических отношений, которые все более социализируются, термин «дискурс» как наиболее

адекватный, характеризующий современные многосторонние диалоговые открытые коммуникации.

Определим в рамках данной работы: экономический дискурс в инновационном обществе есть специфический способ организации социально ответственной антропоцентрической коммуникации в сфере производства товаров и услуг, условием эффективной реализации которого является повышение качества человеческого капитала и труда за счет развития креативной составляющей.

Таким образом, в актуальном социоэкономическом дискурсе формируется требование к антропоцентрической коммуникации как необходимому условию функционирования современной экономики. При этом большинство функций человека как производителя и потребителя появляются впервые и являются уникальными.

Выявленная в результате нашего исследования новых практик и трендов развития в XXI веке методологическая парадигма современной экономики, в центре которой оказывается человек, который есть цель, средство, условие социально-экономической эффективности современного производства, позволяет зафиксировать появление принципиально новых отношений в экономике и социуме инновационного периода - дискурсивных. Обеспечение данных интеракций требует формирования индивидуального и коллективного ответственного мышления, развития творческих способностей, высоких этических принципов жизнедеятельности.

Эффективность реализации подобных стратегий напрямую зависит от не менее масштабных долгосрочных профессиональных коммуникационных программ их сопровождения, то есть, в первую очередь, от деятельности институциональных связей с общественностью.

Новые практики диктуют новое содержательное наполнение классической социальной коммуникации связей с общественностью как управленческой деятельности. В инновационном дискурсе целью профессионалов становится управление как стратегическая функция

гармонизации, поощрения и повышения креативности индивида как производителя и потребителя коммуникации, при этом задействованы не столько вертикальные иерархические коммуникации, сколько горизонтальные гетерархические, важным условием эффективности становится коллаборация, что принципиально изменяет содержательные характеристики процесса управления.

Изменяется содержание всех понятий в системе связей с общественностью. Так, иным содержательно становится базовое понятие «целевая общественность/целевая аудитория» (в условиях реализации инновационных стратегий - «население»), которое традиционно трактуется как элемент широкой общественности, интересы и ценности которой связаны с рыночной, социально-политической или иной имеющей публичный статус деятельностью субъектов. В инновационном дискурсе понятия общественности и целевой аудитории как сегмента широкой общественности приобретают иное содержательное наполнение и характеристики, поскольку потребление и производство в инновационном обществе является совместной деятельностью, следовательно, каждый индивид потенциально является частью целевой аудитории, и активным ее элементом, то есть целевой аудиторией априори становится вся общественность, что происходит впервые.

Реализация экоэкономических стратегий необходима в глобальном масштабе, что обусловливает расширение зоны ответственности и принципиально иные характеристики предметной сферы. Глобальное стратегическое целеполагание должно определять все стратегии связей с общественностью, что влияет на все иные, частные стратегии, повышает значение этики в профессиональной деятельности.

Непосредственно субъекты коммуникации уже не могут эффективно взаимодействовать в классической вертикальной парадигме «заказчик-исполнитель», поскольку формируется и приоритетной становится коллаборативная модель коммуникации.

Отметим еще один немаловажный момент: связи с общественностью как институциональная деятельность также относятся к сфере интеллектуальных услуг, и возможно описать их в данной парадигме как высококвалифицированную деятельность по оказанию креативных интеллектуальных услуг для формирования эффективной социальной коммуникации в интересах определенных социальных акторов и общества. То есть профессиональные связи с общественностью в инновационном обществе можно определить как особый тип производства (сопроизводства) интеллектуальной услуги и необходимый элемент коммуникационного процесса реализации интеллектуального продукта / услуги всех видов.

Подобный дуализм характерен исключительно для институциональных связей с общественностью и определяет существенный потенциал и стратегические перспективы развития данного вида деятельности в инновационном обществе.

Таким образом, анализ тенденций развития инновационного дискурса позволяет придти к заключению о том, что прогностически ни один из процессов в экономике и социуме невозможен без целенаправленно функционирующей системы профессиональной коммуникации, в первую очередь, связей с общественностью, что влияет на их онтологический статус54: потенциально из сферы профессиональной деятельности они могут трансформироваться в вид деятельности, равнозначный экономике, политике, культуре.

54 Подробнее см.: Шилина М.Г. Текстогенные трансформации инфосферы. М., 2012. 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.