Научная статья на тему 'Глобализация и процессы кодификации научной коммуникации'

Глобализация и процессы кодификации научной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMMUNICATION / GLOBAL RESPONSIBILITY / ETHOS OF SCIENCE / UNIVERSAL ETHICS / CODIFICATION / VALUE OF SCIENCE / КОММУНИКАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭТОС НАУКИ / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭТИКА / КОДИФИКАЦИЯ / ЦЕННОСТИ НАУКИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михайлина Светлана Анатольевна

Прослеживается связь между глобализацией и универсализацией коммуникативных норм и принципов, представленной прежде всего в этосе науки. Практика кодификации этических и коммуникативных регулятивов современной науки задает образец межкультурного диалога в глобализирующемся обществе и способна повлиять на становление этики солидарной ответственности. Глобальные вызовы человечеству приводят к необходимости выработки универсальных культурных регулятивов взаимодействия, понимания глобальной ответственности обществ, находящихся на разных стадиях развития и принадлежащих к различным культурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization and codify the communication of science

There is a correlation between globalization and universalization of the norms and principles of communication, provided primarily to codify the ethos of science. Codification of ethical practice and communication regulators modern science sets the pattern of intercultural dialogue in a globalized society and can affect the formation of ethics shared responsibility.

Текст научной работы на тему «Глобализация и процессы кодификации научной коммуникации»

УДК 16, 124.5, 172.12

Глобализация и процессы кодификации научной коммуникации

С.А. Михайлина

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Прослеживается связь между глобализацией и универсализацией коммуникативных норм и принципов, представленной прежде всего в этосе науки. Практика кодификации этических и коммуникативных регулятивов современной науки задает образец межкультурного диалога в глобализирующемся обществе и способна повлиять на становление этики солидарной ответственности. Глобальные вызовы человечеству приводят к необходимости выработки универсальных культурных регулятивов взаимодействия, понимания глобальной ответственности обществ, находящихся на разных стадиях развития и принадлежащих к различным культурам.

Ключевые слова: коммуникация, глобальная ответственность, этос науки, универсальная этика, кодификация, ценности науки.

Научная рациональность формирует на этапе институциализации как универсальные эпистемологические ценности , нормы и принципы языка (логико-семантические правила дискурса Р. Алекси и Ю. Хабермаса), так и правила взаимодействия членов научного сообщества, что находит выражение в кодификации, то есть формировании сводов (кодексов) регулятивов, разработанных в концепции этоса науки (Р. Мертон и другие).

Примером философского осмысления проблемы выработки общих нормативных оснований взаимодействия является планетарная этика ответственности немецкого философа Карла-Отто Апеля. По замыслу автора она формируется на основе дискурсивной этики, которая, исследуя нормативные коллизии коммуникации, нацелена на выявление форм социальной практики, способствующих постепенной реализации принципов идеального коммуникативного сообщества в реальном социуме . Основные положения д искурсивной этики представлены в фундаментальной работе К.-О. Апеля «Дискурс и ответственность: проблема перехода к постконвенциональной морали». Эта концепция относится (наряду с теорией справедливости Дж. Ролза и концепцией логики развития морального

сознания Л. Кольберга) к современным реконструкциям кантовского универсализма.

Подвергаемые кризисам и трансформации ценности и институты традиционного общества «не содержат механизмов адекватного реагирования на проблемы глобального уровня, не обладает такими механизмами и традиционная мораль» [5, С. 7]. Человеческое отношение к природе в этой ситуации создает новые этические проблемы , которые являются вызовом сложившимся «партикулярным моральным традициям и привычкам», считает К.-О. Апель. В эпоху глобальных угроз (в том числе - распространения и совершенствования оружия массового уничтожения) вероятные последствия действий человека (прежде всего ученого) превышают возможность контроля его поведения традиционными, привычными средствами, подтвержденными эмоциональными механизмами. Опосредованные (дистанционные) интеракции в значительной степени вытесняют взаимодействие «лицом-к-лицу», для которого могут работать чувственно -эмоциональные механизмы сдерживания агрессии. Поэтому современный человек, по утвержд ению Апеля, вынужден обращаться к нормативным принципам универсальной этики, т .е. к принципам разума, которые через повседневное соблюдение этих принципов могут признаваться по аналогии с неизменными законами природы. «В своем требовании универсализации норм Апель отказывает в моральной значимости всем тем конвенциональным теориям - институциональным, договорным, традиционным, - в которых норма может служить «соглашением» между участниками, неприемлемым для всех других участников (принципиально безграничного) сообщества заинтересованных» [5, С.23]. В своей концепции Апель исходит из различения трех измерений морали. Микромораль - традиционная «мораль заповедей » регулирует непосредственные взаимоде й-ствия ближних, те нравственно-психологические человеческие отношения, которые мало меняются со временем. Здесь должны продолжать доминировать тр а-диции различных культур . В мезоморали возникает ответственность в сфере отношений сообществ и институтов. Традиционная мораль сформировала здесь образцы этических комплексов, например, хозяина, политика, лидера и т.д. При этом в различных воинских, сословных кодексах представлена лишь адаптация установок микроморали к задачам общегосударственных «резонов». Макромораль должна формироваться перед лицом глобальных вызовов, несущих угрозу

человечеству как целому; это сфера ответственности за судьбу всего человечества, включая прошлые и будущие поколения. Планетарная макроэтика - это этика ответственности как «со-ответственности» (Makroethik der Mitverantwortung) [см. 10].

Итак, универсальная этика, по Апелю, фокусируется на утверждении равенства всех в коммуникации: «каждый возможный участник становится тем самым полноценным участником дискурса , интересами которого невозможно прен е-бречь» [5, С. 204]; а также свободы и достоинства личности в идеальном коммуникативном сообществе. Ограничение информации, неравенство по отношению к информационным ресурсам, неразвитость структур и норм коммуникации в условиях глобальных размерностей (пространственно-временных) характеризуются с точки зрения Апеля, как этически ущербные, а качество, доступность, глубина информации становятся релевантными нормами общественной жизни.

В современных социально философских концепциях коммуникация признается основополагающим фактором социальной жизни. Н. Луман считает, что коммуникация ответственна за внутрисистемное развитие; Ю.Хабермас утве р-ждает, что коммуникация определяет общественное действие. Коммуникативное действие включает в себя , по Хабермасу, все виды взаимодействий , которые осуществляются совмес тно и согласованно с другими людьми на фоне симв о-лически истолкованного жизненного мира, культурных смыслов, которые зачастую не поддаются проблематизации. Жизненный мир - это интуитивно принимаемый участниками коммуникации контекст ситуации действия. Принцип универсализации, согласно Ю. Хабермасу, основан на том, что норма, претендующая на значимость, должна быть признана (одобрена) таковой всеми участниками дискурса. К условиям процесса коммуникации Хабермас относит: иммунитет против подавления и неравенства, симметричность коммуникации, руководство одним мотивом : совместного поиска истины. Примером универсальных норм коммуникации могут служить логико-семантические правила дискурса, предложенные Р. Алекси, с которыми Ю. Хабермас соглашается:

1. Ни один говорящий не должен противоречить себе.

2. Каждый говорящий, применяющий предикат F к предмету а, должен быть готов применить предикат F к любому другому предмету, который во всех релевантных отношениях равен а.

3. Разные говорящие не должны использовать одно и то же выражение, придавая ему различные значения.

4. Каждый говорящий может говорить только то, во что он сам верит.

5. Тот, кто прибегает к высказыванию или норме, не относящимся к предмету дискуссии, должен привести основание для этого.

6. Каждый, владеющий языком и дееспособный субъект может принять участие в дискурсе.

7. Каждый может ставить под вопрос любое утверждение.

8. Каждый может вводить в дискурс любое утверждение.

9. Каждый может выражать свои установки, желания и потребности.

10. Никакое принуждение, господствующее вне или внутри дискурса, не должно мешать никому из говорящих реализовать свои прав а, определенные в пунктах 6 и 7 [9, С. 137-140].

В критериях и этосе научного сообщества основополагающей становится логика аргументации в диалектическом процессе взаимного признания участников коммуникации и достижения согласия внутри сообщества. В подобном подходе универсальные нормы сообщества переосмысливаются уже как правила , «выполняющие функцию тех трансцендентальных условий, которые делают возможной саму коммуникацию» [6, С. 73].

Системная интеграция, институционализация общества влечет за собой формирование новых коммуникативных каналов, а значит, с необходимостью - развитие интерсубъективности. Гармонизация жизненного мира и развивающихся социальных структур возможна на пути включения в коммуникативный обмен институтов в рамках гражданского общества, которое является институциональным коррелятом коммуникативного сообщества [5, С. 220-223].

К.-О. Апель показывает общность эпистемологических, логических и м оральных норм, которые являются нормами рациональной коммуникации и определяют разумные отношения между субъектами, культуру диалога. Последняя выступает особой ценностью в глобализирующемся социуме.

Правила коммуникации, выработанные в практике дискурса, в становлении науки как социального института, естественным образом могут претендовать на основания кодификации норм сообществ, вовлеченных в процессы глобализ а-ции.

Еще в древней Индии институт философского диспута получил значительное развитие и определенную кодификацию. Например, согласно бытовавшим тогда поведенческим нормам, побежденный в диспуте должен был принять учение победителя; существовало правило ограничения спора одним единственным тезисом, необязательно принципиальным для содержания учения [7]. Нормы беседы на культурно значимые темы оказались очень устойчивыми, сохранились на протяжении средневековья и оказали влияние на жанровые формы философской литературы. «Важнейшим элементом кодифицированности было наличие н е-большого числа достаточно определенных ситуационных ролей, в которых мог выступать человек, участвующий в диалоге» [7, С. 22]. Например, роль «нейтрально-любопытствующего» позволяла задавать вопросы, а получив ответ, не выказывать к нему какое-либо отношение - согласие или неодобрение. Роль «ученика» предполагала изначальное доверие к компетенции адресата, воздержание от спора, критики и т.п. Роль «самостоятельного мыслителя», зрелого приверженца учения давала возможность участвовать в споре в форме поединка индивидов, владеющих правилами диспута, логикой, наделенных находчивостью, хладнокровием. Возникает даже такое явление как беспринципный спорщик, что говорит обособленности и развитости спора как социального института. Известно, что «слово Будды» было адаптировано к интересам и возможностям аудитории, к которой оно обращено. «Перед простыми мирянами он рассуждал в категориях «выгодно-невыгодно», монахам говорил об освобождении от перерождений; с теми, кто практиковал йогу, вел беседы о разных стадиях медитации...». К «разумным мужьям» (брахманам, правителям, желающим обрести мудрость, к скептикам, жаждущим обрести «твердую почву») Будда же обращался, используя философские аргументы, логически связные объяснения [7, С.22].

Можно сказать, что намечаются первые образцы дискурса, кодифицированного на основании ценностей, интересов и запросов определенных социальных групп традиционного (закрытого) общества. Дискуссии между представителями разных религиозных общин «дали импульс общеиндийской традиции полемики,

и и и и 1

сыгравшей решающую роль в развитии индийской систематической философии» [3, С.10].

Аристотель в «Риторике» также отмечает роль языка как средства развития этоса, его нацеленность на достижение эффективно й коммуникации с другими людьми [6, С.55].

Научная рациональность, развиваясь, ф ормирует универсальные эпистем о-логические ценности, нормы и принципы языка, дискурса, а также и правила взаимодействия членов научного сообщества. Базовыми принципами научного этоса являются разумность , ответственность и универсальная значимость де й-ствий субъекта, которые не является необходимой составляющей социальной жизни, проходящей, как правило, в рамках социальных стереотипов, традиций и иррациональных привычек. «Рациональность подразумевает предельное обоснование правила действия, т .е. его сводимость к базовым (т.е. общепонятным и общезначимым) нормам . Универсальность вытекает из рациональности , п о-скольку указанная сводимость и делает правило универсальным» [см. 1]. Наиболее известный универсальный этический кодекс научного сообщества совр е-менности был сформулирован в рамках концепции этоса науки Р.К. Мертона. Этосом науки Мертон называет «эмоционально насыщенный комплекс ценностей и норм, разделяемых учеными. Эти нормы выражаются в форме предписаний, запретов, предпочтений и разрешений. Они легитимизируются в терминах институциональных ценностей» [2, С.148]. Этос науки создается четырьмя множествами институциональных императивов — универсализмом, «коммунизмом», внезаинтересованностью (бескорыстностью) и организованным скептицизмом. Позднее последователь Мертона Б. Барбер добавил к ним «рационализм» (проявлять «основной интерес к реальным явлениям мира и природы, а не к ...таким вещам, как сверхъестественное спасение) и «эмоциональную нейтральность». Кстати, источником неписаного кодекса норм Б . Барбер считает консенсус большого числа исследователей и нравственных авторитетов, попытавшихся определить эти нормы. Систему норм Мертона стали записывать как «СиБ08» по первым буквам каждой из них. Такое сочетание букв представляло собой осмысленное слово (акроним): сМо означает на студенческом сленге славу, почет, престиж, всеобщее признание; во множественном числе сМо8 - это премия, награда, похвала. В целом акроним СиБ08 можно понимать как «структуру вознаграждения».

C - Communism: коммунитаризм, коллективизм. Результаты исследования являются общественной собственностью, они не должны утаиваться от других исследователей, их публикуют в полном объеме. Ученые должны считать себя людьми, вносящими вклад в общую копилку знаний научного сообщества.

U - Universalism: универсализм. Оценка научного результата основывается на достоверности, подтверждаемой принятыми процедурами, на внеперсональ-ном уровне (без предрассудков по отношению к этнической, расовой прина д-лежности исследователя, его полу, научной репутации, отнесенности к научной школе и т.п.).

D - Disinterestedness: незаинтересованность, бескорыстность. На результаты исследования не должны влиять вненаучные интересы (религиозные, экономические, политические или личного характера). Данный императив предписывает ученому строить свою деятельность таким образом, будто кроме постижения истины у него нет других интересов.

OS - Organized Skepticism: о рганизованный скептицизм . Ученые обязаны быть критичными как по отношению к работе других, так и к собственной работе. Возможные сомнения и пробелы в исследованиях, источники ошибок, должны выноситься на публику. Момент отрицания полученных результатов является неустранимым элементом научного поиска. Императив организованного скептицизма создает атмосферу ответственности, институционально подкрепляет профессиональную честность ученых.

Взаимовыгодные отношения: вознаграждение, профессиональное признание в обмен на научные достижения, - делают систему норм реально действующей (иными словами, - создается институционализированная мотивация, ориентирующая ученых на конформность этосу науки). Реальные взаимодействия ученых могут существенно отличатся от отношений, предписанных императивами, к о-торые в свою очередь рациональны для функционирования науки. Для описания реального поведения ученых Р. Мертон и Э. Барбер позднее вводят девять пар амбивалентных нормативных принципов, так как человек науки в профессиональной повседневной деятельности находится в состоянии напряженного выбора между полярными императивами , обусловленными пр отиворечием между идеалом автономности (свободы) научного поиска и социальным запросом и

коммерческим заказом в рамках рыночных отношений. Ученый может быть продуктивным, ориентируясь на диалектически парные регулятивы:

1. как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не торопиться с публикациями;

2. быть восприимчивым к новым идеям, но не поддаваться интеллектуальной «моде»;

3. стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать все же, не обращая внимания на оценки других;

4. защищать новые идеи, но не поддерживать опрометчивые заключения;

5. прилагать максимум усилий, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

6. оставаться тщательным в формулировках и деталях, но не впадать в педантизм, ибо это идет в ущерб содержанию;

7. всегда помнить, что знание универсально, но не забывать, что всякое открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

8. воспитывать новое поколение ученых, но не отдавать обучению слишком много внимания и времени;

9. учиться у крупного мастера и подражать ему, но не походить на него [4, С.129].

По мнению П. Штомпки, в концепции этоса науки Р.Мертона доминирующими нормами являются три принципа: объективность, оригинальность и релевантность, а четыре императива «СиБОБ» скорее подчинены им. Внутренняя организация науки и ее взаимодействия с обществом подвержены историческим изменениям, также и этические императивы, соответствующие науке разных периодов, не остаются постоянными. Мертоновский этос науки - модель, которую можно скорее отнести к классическому типу научной рациональности. Совр е-менная научная деятельность (преобладание прикладных исследований с их целевым финансированием, огромные масштабы «закрытых» исследований и т .п.) уже не в состоянии регулироваться такими императивами как «бескорыстность», «коллективизм» и т.д. Прежняя система норм остается действенной (с оговорками) в формате академической или университетской науки, ведущей фундаментальные исследования. При этом мертоновский подход к проблеме нормативности в научной деятельности служит своеобразным «охранным механизмом» для

фундаментальной науки (а значит, и для науки в целом), поддерживающим менталитет людей, искренне преданных науке, прежде всего - как творческому поиску нового знания [2; 4]. Американский науковед Дж. Займен предложил перечень норм научного сообщества постакадемического периода (т.е. периода , когда наука становится коллективным предприятием, организационным содружеством с финансовыми и государственными институциями, структурами). В нем во главу угла ставится утилитарность, локальность, специфицированность. Именно в них Займен видит соответствие современным реалиям человеческой жизни, которые ведут к высшей степени прагматизма в восприятии мира.

Тем не менее, важно то, что этос науки конструируется не только из наборов технически рациональных операций (эпистемологические нормы ), но до л-жен включать в себя коммуникативные правила и четкие этические установления. По мнению Б . Барбера, и дея рассматривать научные нормы как особую добродетель ученых вне связи с ценностями общества — есть нравственный провинциализм. Успехи науки, успешная презентация её этоса поощряют пр и-верженность нравственным ценностям во всем обществе. Современная наука трансформирует идеал ценностно -нейтрального исследования, так как «объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам не только допускает , но и предполагает включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений» [8, С. 13]. Этос ученого - не только в содержании его концептуальных подходов, ориентированности на дискурсивную этику, но и в отношении к своей свободе, в готовности принять ответственность перед будущими поколениями.

X/* и и и 1

«Коммуникативный поворот», связанный с переоценкой форм и методов коммуникации внутри научных сообществ, ориентирует на межкультурный диалог в глобальном измерении. А наука как институциональный субъект международного дискурса в большей степени способна повлиять на становление этики солидарной ответственности - этики глобализирующегося социума.

Литература

1. Гутнер Б.Г. Проблема риска и ответственности субъекта научной коммуникации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора фило-

софских наук [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.03.2012). М., 2008. Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_20945.htm

2. Демина Н.В. Мертоновская концепция этоса науки: в поисках социальной геометрии // Этос науки (Коллективная монография: философия и социология науки) / РАН. Ин-т философии; Ин-т истории естествознания и техники. Отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. М.: Academia, 2008. С. 144-165.

3. Лысенко В.Г. Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад (принципы сравнительного анализа) // Философский журнал. М.: ИФ РАН, 2010. № 2. С. 5-16.

4. Мирская Е.З. Этос науки: идеальные регулятивы и повседневные реалии // Этос науки (Коллективная монография: философия и социология науки) / РАН. Ин-т философии; Ин-т истории естествознания и техники. Отв. ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. М.: Academia, 2008. С. 122-143.

5. Назарчук А.В. Этика глобализирующегося сообщества. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. 381 с.

6. Огурцов А.П. От нормативного Разума к коммуникативной рациональности // Этос науки. (Коллективная монография: философия и социология науки) Отв. Ред. Л.П. Киященко и Е.З. Мирская. М.: Academia, 2008. С. 48-86.

7. Парибок А.В. Предисловие // «Вопросы Милинды». М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. С. 9-27.

8. Степин В. С. Ценностные основы и исторические перспективы техногенной цивилизации // Науковедение. М. 1999. № 1. С. 13-28.

9. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. 739 с.

10. ApelK.-0. Das Problem einer universalistischen Makroethik der Mitverantwortung // Dt. Zeitschrift f. Philosophie. - № 41. - 1993. - C. 201-215.

Михайлина Светлана Анатольевна — кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии МИЭТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.