Научная статья на тему 'Культурная идентичность как основа политического диалога России и Беларуси'

Культурная идентичность как основа политического диалога России и Беларуси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОССИЯ / БЕЛАРУСЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бульенкова Елена Леонидовна

В статье рассматривается культурная идентичность как фактор политической интеграции России и Беларуси. Обращается внимание на принадлежность в единой славяно-православной цивилизации, генетическое лингвистическое родство, тесные родственные связи, во многом совпадавшую систему ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бульенкова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурная идентичность как основа политического диалога России и Беларуси»

УДК 327

БУЛЬЕНКОВА Е.Л. Культурная идентичность как

основа политического диалога России и Беларуси

В статье рассматривается культурная идентичность как фактор политической интеграции России и Беларуси. Обращается внимание на принадлежность в единой славяно-православной цивилизации, генетическое лингвистическое родство, тесные родственные связи, во многом совпадавшую систему ценностей.

Ключевые слова: культурная идентичность, Россия, Беларусь, интеграция, Союзное государство.

Культура - "цемент общественных отношений" не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе политической социализации и контактов с представителями других культур, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной общности, т.е. чувство идентичности1. Суть культурной идентичности заключается в осознанном принятии человеком соответствующих культурных норм и образцов поведения, ценностных ориентаций и языка, понимании своего "я" с позиций тех культурных характеристик, которые приняты в обществе.

По мнению известного ученого С. Хантингтона, в настоящее время глобальная политика выстраивается в соответствии с направлениями развития культуры. Народы и страны со схожими культурами объединяются, народы и страны с различными культурами распадаются на части. Политические границы все чаще корректируются, чтобы совпасть с культурными2. Конец XX -начало XXI в. ознаменовались кризисом идентичности, когда многие спрашивали: "Кто мы?", "Кто не с нами?". В первую очередь в период кризиса имеют значение, по мысли С. Хантингтона, кровь и вера, религия и семья. Люди сплачиваются с теми, у кого те же корни, церковь, язык, ценности, и дистанцируются от тех, у кого они другие.

Ныне, после крушения биполярного мира, центральным фактором, влияющим на геополитические процессы, становится культурная идентичность. Вопрос "На чьей вы стороне?" сменился более принципиаль-

ным: "Кто вы?". Ответ на этот вопрос - культурная идентичность страны, определяющая ее место в мировой политике.

Идея исторической и культурной общности русских и белорусов имеет многовековую историю. Образование Древнерусского государства повлекло за собой формирование богатой общеславянской культуры, которая затем стала источником создания национальных культур народов, входящих в его состав. Общность же национально-этнического происхождения, религии и культуры на протяжении веков способствовала стремлению русского и белорусского народов к объединению друг с другом. Истоки ее коренятся в эпохе Киевской Руси, от которой были унаследованы понятия общих для всех православных восточных славян "рус-кой веры" и "русского языка". В начале XVII в. осознание этой общности было достаточно четко сформулировано автором "Русского летописца", вошедшего позднее в состав Густынской летописи: "Вестно есть всем, яко сии все... Москва, Белая Русь, Волынь, По-доля, Украина, Подгоря... единокровны и единорастаны, се бо суть и ныне все общеединым именем Русь нарицаются"3. На это общее наследие наложились затем вторичные черты сходства, обусловленные длительным сосуществованием в рамках Российской империи и Советского Союза и русификацией. В советское время идея воплотилась в тезисе о "трех братских народах", берущих свое начало в единой колыбели -Киевской Руси.

№ 4 2009 г.

В исторической литературе восточнославянские племенные союзы дреговичей, кривичей и радимичей, расселившиеся во второй половине I тыс. н.э. на территории современной Белоруссии, считаются частями древнерусской народности. Примерно с VI в. из общеславянского единства начинается выделение трех ветвей: южных, западных и восточных славян. Восточнославянские племена отличались близким языковым и культурным родством. Они расселились на обширной территории между тремя морями: Черным, Белым и Балтийским. Их прямыми потомками стали современные белорусы, русские и украинцы, которые осознают себя как часть культурно-исторической восточнославянской общности.

Вопрос этногенеза белорусов и выделения их из восточнославянского массива является дискуссионным. Встречаются утверждения, что белорусский этнос начал формироваться в VIII—IX вв. на базе славянских этнических общностей дреговичей (занимали территорию современной Средней Белоруссии), кривичей (верхнее и среднее течение Западной Двины и верховья Днепра), радимичей (бассейн реки Сож) и ряда вос-точно-балтских племён. Однако это не объясняет, почему территории племенных союзов кривичей и радимичей были "поделены" между белорусами и русскими. Также между различными современными восточнославянскими этносами "поделены" и территории ряда княжеств XI—XIII веков.

С возникновением Древнерусского государства с центром в Киеве восточнославянские племена, жившие частью на территории современной Беларуси, вошли в его состав. Белорусы - восточнославянский народ, родственный русскому народу по происхождению, культуре и самоназванию. В 988 г предки белорусов наравне со всем остальным древнерусским обществом приняли христианство.

Наступившая после ослабления Киева политическая дезинтеграция не означала наступление полной этнической, культурной разобщенности в рамках восточнославянского ареала. Археологическая наука очень четко фиксирует наличие единства в материальной и духовной культуре восточных славян того времени. Православная церковь играла роль скрепляющей структуры и

в условиях государственной децентрализации, она по-прежнему держала под своей юрисдикцией большую часть территории восточных славян. В удельный период предпринимались регулярные попытки объединить Русь через политические союзы между княжествами. Например, в XII в. устойчивым был союз владимиро-суздальс-ких и полоцких князей. Миграция населения с юга Руси на север и с запада на восток в этот период еще более усилилась, и население Северо-Восточной Руси многократно выросло (в том числе и за счет выходцев с территории современной Белоруссии). Участие предков современных белорусов в колонизации Северо-Восточной Руси доказывается рядом языковых сходств белорусских и центральных русских говоров.

В XIII-XIV вв. земли Белоруссии вошли в состав Великого княжества Литовского. В этот период не утрачивались связи Белоруссии с другими восточнославянскими, и в частности с русскими, землями.

В процессе формирования и развития белорусского народа и взаимодействия его с соседями наиболее сложным оказался период XVII-XVIII вв.: внутриэтничес-кая консолидация коренного населения Белоруссии была осложнена рядом внешнеполитических и внутриполитических факторов (русско-польские войны, Северная война, военные конфликты между магнатами, межконфессиональная вражда и национальные столкновения). В этот период начинается активная миграция значительной части белорусов в Россию.

В 1772 г. после первого раздела Речи Посполитой к России отошли восточные районы Белоруссии с городами Полоцк, Витебск, Орша, Шклов, Могилев и др. В 1773 г. в соответствии с договором о втором разделении Польши России была отдана центральная часть Белоруссии. В 1795 г. с Россией в едином государстве воссоединилась вся Белоруссия с населением свыше 3 млн. человек. После революции 1917 г. начался постепенный распад Российской империи. На развалинах империи возникло 15 новых государств, среди которых свое место заняла образованная 1 января 1919 г. Белорусская ССР.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Важным фактором культурной идентификации русских и белорусов является максимально тесное взаимодействие белорусского языка с русским. Общий язык или языковая близость обеспечивает понимание и способствует консолидации сознательно противопоставляемых общностей в единое "мы". Этим можно объяснить, в частности, приверженность многих россиян, украинцев и белорусов к воссозданию союза "трех братских славянских народов". В то же время у многих из них (особенно в приграничных районах) сформировалась так называемая бикультурная ориентация "как целостный набор взаимосвязанных мыслей, чувств и поведенческих стереотипов, которые отличаются как от доминирующей культуры, так и от жесткой этнически обусловленной идентичности". Белорусский язык - один из ближайших "родственников" русского. Литературная форма этого языка развилась только к началу XX века в острой конкуренции с русским,польским и украинским и под их сильным влиянием. Так, согласно переписи 1931 года, в Западной Белоруссии чуть больше половины населения говорили на "польском диалекте белорусского", а остальные либо на "белорусском русском" или на "белорусском украинском". Согласно последней советской переписи населения 1989 года, 80% жителей Белоруссии называли белорусский язык своим родным. Однако при этом социологи отмечали, что стандартный белорусский язык редко использовался в быту, сильно уступая по популярности русскому или речевым диалектам. В настоящее время литературный белорусский используется шире, чем во времена СССР, однако по-прежнему уступает русскому. Точные оценки затруднены, но, по некоторым данным, лишь 10% населения Беларуси в настоящее время активно используют белорусский язык4.

Ключевым фактором в постсоветской трансформации базовых ценностей и социокультурной идентичности белорусского населения, определяющим ее совре-

менное состояние и перспективы на ближайшее будущее, можно считать культурно-историческое наследие. Его можно рассматривать как фактор, связанный с современной интеграцией двух государств.

Россия и Беларусь - два государства, близкие не только по территории, но и по таким признакам, как принадлежность к единой славяно-православной цивилизации; генетическое лингвистическое родство; тесные родственные связи; во многом единая система ценностей.

Ученые давно выявили взаимосвязь политики и культуры. По словам академика Д.С. Лихачева, "...культура - это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство из просто населения, народом, нацией"5. Поэтому залогом успеха партнерских отношений России и Беларуси является культурная идентичность двух народов - российского и белорусского. С учетом этого и предстоит решать возникающие социокультурные проблемы в сотрудничестве двух стран в условиях независимого развития и формирования социального государства.

1 Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора / В.А. Ачкасов // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Вып. 1.

2 Культурная идентичность и глобализация: доклады и выступления. V Международный философский симпозиум "Диалог цивилизаций: Восток-Запад", 27-28 апреля 2001 г., Москва / Под ред. Н.С. Кирабаева. М.: Изд-во РУДН, 2002. С. 21-29.

3 Носевич В. Белорусы: становление этноса и "национальная идея" / В. Носевич // Белоруссия и Россия: общества и государства / Ред.-сост. Д.Е. Фурман. М.: Права человека, 1998. С. 11-30.

4 Спирина Е.А. Культурная идентичность: сущность, структура, типология / Е.А. Спирина. М., 2003.

5 Сикевич З.В. Русские, украинцы, белорусы: вместе или врозь? / З.В. Сикевич // Со-цис. 2007. № 9. С. 59-67.

№ 4 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.