Научная статья на тему 'Культурная антропология музыки в контексте современных тенденций гуманизации культуры и образования'

Культурная антропология музыки в контексте современных тенденций гуманизации культуры и образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЯ МУЗЫКИ / ANTHROPOLOGY OF MUSIC / ГУМАНИЗАЦИЯ / HUMANIZATION / КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / СУЩНОСТЬ МУЗЫКИ / THE ESSENCE OF MUSIC / СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / АРТ-ТЕРАПИЯ / ART THERAPY / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / PERSONAL DEVELOPMENT / CULTURAL AND ANTHROPOLOGICAL IMAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Разбеглова Татьяна Павловна

Статья посвящена концептуальному обоснованию культурной антропологии музыки как теоретической основы гуманизации культуры и образования. Музыка рассматривается как форма культуры, способствующая достижению синтеза антропологических свойств человека как условия его социокультурного бытия. Анализируются аспекты применения музыки в образовательных практиках и образовательных стратегиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Anthropology of Music in Context of Current Trends of Humanization of Culture and Education

The article is devoted to the conceptual justification of cultural anthropology of music as a theoretical basis for the humanization of culture and education. Music is considered as a form of culture, which aims at achieving the synthesis of anthropological characteristics of man as a socio-cultural conditions of his existence. Analyzed aspects of music in educational practices and educational strategies.

Текст научной работы на тему «Культурная антропология музыки в контексте современных тенденций гуманизации культуры и образования»

Т. П. Разбеглова

УДК 130.2 : 37

КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ МУЗЫКИ В КОНТЕКСТЕ

СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГУМАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ

у.

уманизация как важнейшая из тенденций современной культуры и образования предполагает создание такой среды, которая отвечает гуманистическим смыслам культуры и направлена на реализацию ее человеко-творческой функции. Формирование целостного человека как условие и цель существования культуры, традиционно возлагавшееся на систему образования и различные социокультурные практики, в условиях принципиальной современной культуры становится значительной проблемой. Ценностный плюрализм, углубляющаяся социальная дифференциация, экономизация всех сфер социальной реальности, требующая профессионализма в качестве смысловой доминанты всех социокультурных практик, ставит новые задачи и перед сферой образования. Процесс модернизации образования затрагивает все его составляющие, и прежде всего, человека как его главного субъекта. Мирошников О. А., рассматривая современные модернизацион-ные процессы в обществе и образовании, пишет: «Модернизация требует от каждого перестройки в личностном плане. Последнее крайне важно, ибо главным действующим лицом процесса модернизации является сам человек, и потому он должен стать ее исходным центром. Однако следует помнить, что утрата прежней парадигмы неизбежно приводит к дестабилизации личностной психики» [9, с. 153]. Таким образом, духовное состояние человека является проблемой для современной культуры и образования.

Оказавшись перед необходимостью приоритетного развития профессиональных компетенций, система высшего образования вынужденно относит духовное развитие в область воспитания, выступающего своего рода «приложением» к собственно образовательной системе. Тем не менее, в научной педагогике вопрос о взаимодействии и взаимодополнительности образовательного и воспитательного секторов остается актуальным и обсуждаемым в контексте основной цели образования - формирования целостной личности. Педагогика как одна из наук о человеке требует синтеза для формирования гармонической личности. Это и составляет сущность проблемы гуманизации культуры, выдвигающей, в свою очередь, требование гуманизации образования как фактора формирования целостной личности. Как отмечает Глузман А. В., «высшее образование и особенно его гуманитарные аспекты призваны способствовать обогащению духовного мира студентов, приобщению их к сокровищам национальной и мировой культуры и цивилизации, расширению кругозора, без чего невозможно формирование разносторонне развитой личности» [2, с. 6].

Одной из важных сфер, призванных воспроизвести гуманистический облик человека, является музыка, которая в силу своих эстетических особенностей соединяет рациональное и чувственное, способна конституировать духовное пространство человека, формировать его целостный антропологический образ. Культурная антропология музыки способна стать основой обновления образовательных стратегий, имеющих целью формирование духовно-гармоничной личности.

Целью данной статьи является обозначение концептуальных положений культурной антропологии музыки как теоретической основы применения музыки в образовательной среде с целью гуманизации образования.

Среди философских дискурсов в осмыслении феномена музыки выделяется культурно-антропологический, обладающий богатым смысловым потенциалом. Данный подход, расположенный в русле современной пара-

20/6-

дигмы искусствоведческих, культурологических и антропологических исследований, расширяет традиционные ракурсы музыковедческого и философского анализа и позволяет рассматривать музыку в контексте процессов, происходящих в сфере культурного бытия человека. Перспективность такого подхода очевидна. Музыка является специфически антропологическим феноменом, отражая не только внешние социокультурные аспекты человеческого бытия, но и, прежде всего, его фундаментальные сущностные основания. Данный подход позволяет обозначить роль музыкального искусства в человекообразую-щей функции культуры, которая реализуется, в частности, посредством образовательных практик.

Образ человека в культуре, или культурно-антропологический образ, - понятие не только методологическое, позволяющее реконструировать и обосновывать целостность бытия культуры, или, наоборот, его сегмен-тированность различными социокультурными практиками, призванными формировать различные типы человека в рамках одной культуры. Антропологический образ является также и культурной реалией, находя выражение в отдельных культурных феноменах, и прежде всего, в искусстве. Музыка в силу специфики своей образности, семантики языка и места в культуре способна выразить антропологические образы только как опосредованные культурой, сложившимися в данной культуре традициями восприятия и практиками кон-ституирования человека. Культурно-антропологическая реконструкция феномена музыки прорисовывает контуры особой области культурно-антропологических исследований - антропологии музыки, цель которой, прежде всего, состоит в исследовании проблем человека и музыки в контексте культуры, в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Антропология музыки ориентирует аналитический взгляд на факт детерминированности существенных изменений в жанровой системе, стилистике и языке музыки именно модификациями парадигмальных культурно-антропологических состояний. Антропологи-

ческая парадигматика, в свою очередь, формируется на основе конфигурации и принципов соотношения основных срезов (интервалов по терминологии Лазарева Ф. В. [3, с. 68-82]) культурно-антропологического образа: телесно-соматического, ментального, эпистемологического, экзистенциального и метафизического. Частными аспектами антропологического образа можно считать психологические, социальные, смысловые, мировоззренческие, чувственно-эмоциональные.

Анализ исследований в области антропологии музыки позволяет выделить основные тенденции. С середины ХХ в. имеет сложившиеся традиции и круг проблем область музыкальной антропологии, развитая американскими исследователями (Мид М., Мерри-ам А. П., Херсковиц М.). В их работах музыкальная антропология предстает, прежде всего, как этномузыковедение или сравнительное музыковедение, для которого приоритетными являются проблемы выявления роли музыки в процессе культурной преемственности, в развитии эмоционального опыта и формировании социальных и эстетических ценностей человека и общества.

В отечественной науке антропология музыки складывается постепенно как особое направление в музыкознании. Новейшие исследования Арановского М., Медушевского В., Мартынова В., Бонфельда М. и др. направлены на выявление антропологических аспектов в содержательно-смысловом, жанровом и семантическом поле музыкального искусства. Раскрытию онтологических и антропологических оснований музыки посвящено специальное исследование Суханцевой В. «Музыка как мир человека» [10].

В центре внимания антропологии музыки оказываются не рассматривавшиеся еще проблемы: обусловленности основных элементов музыки сущностными антропологическими свойствами; репрезентации образа человека посредством музыкальных форм, жанров; обоснования парадигмального характера антропологического образа и возможностей выражения его средствами музыки; связи парадигмальных трансформаций антро-

пологического образа со сменой музыкальных стилей и принципов формообразования.

Поиск культурно-антропологических оснований музыкального искусства связан с самой сущностью музыки. Музыка является одним из совершеннейших, сложнейших и специфических созданий человека. Она сопровождает человека в течение всей истории его сознательного и культурного бытия. Вместе с человеком она изменяется, усложняется, разветвляется. Усложнение музыкального языка, обогащение жанровой системы, изменение принципов формообразования, расширение инструментария и исполнительских возможностей - все это находится в тесной связи с бытием человека в культуре, с раскрытием его антропологических свойств, с изменением социокультурного статуса, с развитием социокультурного контекста. Музыка, как и любая культурная форма, вырастает из почвы человеческого бытия, концентрируя в себе его сущностные черты.

Проблема сущности музыки издавна волновала философов, а впоследствии теоретиков музыки, эстетиков. Искать сущность музыки в ней самой - задача музыковедов и теоретиков, но и априорно можно сказать, что такой поход будет заведомо неполным, потому что колоссальный объем музыкального материала чрезвычайно разнороден не только в исторической перспективе его развития, но и в параллели любого момента исторического времени. Как справедливо заметил Медушевский В., искать сущность музыки как некое среднеарифметическое - задача невозможная и нелепая. Значит, речь должна идти о сущностных основах, о воплощении в музыке чего-то глобально единого, но при этом многообразного в своих проявлениях [8].

Поиск сущности музыки, предпринятый Лосевым А., вел его от анализа собственно звуковой основы к сознанию и психике человека. Музыка - искусство звуков, причем звуков, организованных во времени. Но ни один из элементов музыки сам по себе природу музыки не раскрывает.

Категория времени, эта поочередность звучания разных звуков для раскрытия сущ-

ности музыки ничего не дает. Сущность музыки - это нечто совсем иное, расположенное даже не в ней самой, а в нас, в глубинах нашего сознания и души. Особым образом эта очередность звуков интегрируется в единое целое, которое становится выражением внутреннего мира. Чем же оно интегрируется? Очевидно, самой целостностью души, сознания человека, целостностью его социокультурного опыта. Комплексы человеческих чувств в качестве интегратора становятся тем кодом, который позволяет интерпретировать чередование звуков и звуковых комплексов во времени как музыкальный образ. Эту мысль и раскрывает Лосев А. [4].

Можно рассматривать музыкальный звук как семантическую единицу, понимая музыку как специфический язык. Но семантика музыкального звука такова, что он сам по себе не обозначает ничего такого, что находилось бы за его пределами, в мире денотатов. Тем не менее, он все-таки «отягощен» значением.

Суть музыкального звука состоит, в первую очередь, не в том, что он обладает точной высотой или иными принятыми в той или иной культуре свойствами, а в том, что он способен участвовать в духовной деятельности, то есть является звуком одухотворенным. Музыка - это язык, но язык специфический, в котором нет отдельных, раз и навсегда установленных значений. Все компоненты музыкального языка имеют семантическое значение только в совокупности и в определенном культурно-историческом контексте и в сущностной взаимосвязи с внутренним миром человека. Т. е. музыка существует и может восприниматься только в проекции культуры, психологии, мировоззрения, комплекса идей и чувств человека той или иной эпохи. Так, музыка Баха и его современников неотделима от возвышенной этики протестантизма и религиозного духа в целом, Шопен и романтики неотделимы от контекста чувственно-эмоциональной свободы эпохи раскрытия человеческой субъективности. Современный авангард в музыке неотделим от современного образа человека, современной антропологической парадигмы.

20/6-

По мысли Лосева А., сущность музыки должна, очевидно, совпадать с сущностными свойствами ее создателя, поскольку музыка -такой вид искусства, который раскрывает глубины, минуя поверхностные слои. В отличие от любых форм жизни, музыка способна передать целостность внутреннего мира, и то, что она способна собрать и сконцентрировать его, делает музыку искусством уникальным [4, с. 317]. Эта уникальность по-разному, но практически всегда высоко оценивалась в культуре. Приведем в качестве примера теорию музыкального этоса в Античности, музыкальную эстетику христианства, шопенгауэровскую трактовку музыки как выражения воли (онтологической сущности мира), романтическую трактовку музыки как вселенской души, ницшеанскую глубинную связь музыки и трагедии, выразившейся в дуальной дионисийско-аполлоновской структуре души и культуры.

Следовательно, музыка может и должна рассматриваться как культурно-антропологический феномен.

Одной из предпосылок построения антропологии музыки именно в аспекте выражения в музыке антропологических свойств можно считать явно просматривающееся единство музыкальной системы в отдельный историко-культурный период при невероятном многообразии самой музыкальной практики. Музыкальная система, включающая творчество и совокупность всех форм музыкальной практики, выражает собой на каждом историческом этапе некую сущностную целостность, которую можно рассматривать как выражение парадигмального антропологического образа.

Музыка способна не только выражать, но и формировать определенные необходимые черты антропологического образа в культуре. Особая задача музыкальной антропологии и состоит в выявлении роли музыки в формировании антропологического образа и его парадигмальных характеристик.

Как отмечает Марков Б., философская антропология должна поставить в качестве своей главной задачи, во-первых, критическую рефлексию исторических представле-

ний о человеке и исследование тех реальных функций, которые выполнял дискурс о человеке в истории культуры; во-вторых, анализ, диагностику и терапию тех мест, культурных институтов, в которых осуществляется производство человеческого, включая его не только духовные, но и психофизические характеристики [6]. В этом контексте представляется возможным рассмотрение музыки как специфического способа производства человеческого. Есть достаточные основания для такой интерпретации. Включенность музыки в различные культурные практики, в культурные сферы происходит, как правило, для интенсификации их дисциплинарного воздействия. Например, музыка, звучащая в храме, не только интенсифицирует, но, прежде всего, производит необходимый для данного культурного пространства комплекс чувств: смирения, благости, человеколюбия. В этом пространстве формируется и реализуется экзистенциально-метафизическая сфера человеческого. Народная музыка, наполняющая мир повседневности, направлена преимущественно на реализацию телесно-соматических, эмоциональных, деятельностно-практических форм человеческого. Военная музыка не только выражает, сколько именно формирует и поддерживает дух Homo militaris, взращиваемый, как правило, в казарме, в этом особом дисциплинарном пространстве культуры, производящем соответствующую модификацию антропологического образа. Современная массовая музыка призвана производить и производит человека массового или, по крайней мере, состояние массовости, единства, неиндивидуализированности как устойчивый комплекс духовно-эмоциональных состояний.

Выражение, интенсификация и производство являются триединым процессом, отражающим функцию музыки в отношении антропологического существования.

Антропологическая сущность музыки восходит, прежде всего, к началам, к проблеме зарождения музыки в процессе антропогенеза и раннего становления человека. Она же лежит в основе процесса жанро- и формо-

образования. Антропологический подход объединяет различные гипотезы происхождения музыки; условно назовем их ритмической, танцевальной, ритмоинтонационной, лингвистической, трудовой и т. п. Все эти предпосылки рассматриваются как антропологические свойства, проявляющиеся в процессе социокультурной практики.

Сущностные антропологические черты, лежащие в основе системы музыки, неизменны в своей функциональности, имеют основания в самой природе человека. Выделим среди них следующее.

1. Коммуникативность, потребность в передаче и восприятии сигналов, информации -использование интонационных вариаций, глиссандирующих звуков.

2. Отражение и подражательность как свойство сознания и впоследствии как способ сосуществования с природой, ориентации в ней.

3. Телесность как изначальная данность, основа антропологического состояния, лежащая в основе музыкального искусства, хотя последующее доминирование духовного содержания делает этот комплекс неявным, но присутствующим на всем протяжении развития музыкального искусства. Его важнейшими компонентами, влияющими на генезис и функционирование элементов музыкальной системы, являются

- двигательная моторность, ритмика телесных движений, ритмичность существования (ритмика телесных функций), ритмика циклов жизни (лежат в основе ритмического мимезиса музыки);

- процессуальность как общее свойство всех антропологических функций. Она определяет не только временную природу музыки, но и концептуальные аспекты музыкальных форм. Например, вариативность как изначальный принцип построения музыкальной ткани, предполагающий сохранение основных черт образа при текучести и изменяемости отдельных деталей. На базе вариативности происходит образование более сложных форм и жанров (basso ostinato, канон, фуга, вариации, драматургия крупных жанров и др.);

- телесно-соматические состояния находят выражение и интенсификацию в функциональных жанрах, таких, как колыбельная песня, марш, танец, шествие и др. В максимально обобщенном виде (статика, движение, ускорение и замедление, напряжение и расслабление) они лежат в основе более сложных образных систем музыкального искусства;

- бинарность структуры тела, мозга, сознания. Рождающаяся на их основе бинар-ность мировосприятия становится основным принципом построения музыкальной ткани (мажор-минор, гармония-мелодия, антифоны, двухчастная и трехчастная форма, принцип контраста в сложных формах и т. д.);

- гендерность. Проявленность гендерно-сти в музыке формирует и поддерживает би-нарность в структуре сознания и музыкального мышления (тембровые различия, характер тематизма).

4. Прагматичность - сущностное свойство, выделяемое в социокультурном ракурсе исследования, однако имеющее основания в осуществлении важнейших телесных функций. В социокультурном смысле прагматизм -это процесс осуществления человеком разнообразных потребностей, зафиксированный в той или иной устойчивой культурной форме. Жанровая система музыки - это культурная форма, сопровождающая основной процесс жизнедеятельности и фиксирующая его духовно-эмоциональное содержание.

5. Иерархичность. Человек - иерархическое существо. С иерархичностью сопряжен принцип упорядоченности, системности как универсальное антропологическое свойство. Иерархия в телесной и физиологической сфере (доминирование сознания над прочими физическими системами, соотношение рациональных и эмоциональных комплексов и т. п.) неизбежно проецируется на социальное и духовное бытие. Принцип власти-подчинения, его основополагающее значение в человеческом бытии прослеживается на всех его уровнях. На этом основании формируются основные феномены и принципы культурной организации: ценностные, смысловые иерар-

20/6-

хии, самоосуществление, социальность, подавление и подчинение, агрессия, сексуальность и контроль над ними и т. п. Проявленность принципа иерархии в культуре находит выражение в системах художественного мышления, в том числе, в музыке (ладовая система, включающая власть основного тона и большую или меньшую выраженность ладовых тяготений, гармонические функции и последовательности, сонатная форма, симфонический оркестр и т. д.).

Специфика музыки позволяет ей концентрировать собственно антропологические черты и передавать их в форме антропологического образа. Что представляет собой антропологический образ? Принято считать, что антропологическая природа человека в целом не меняется уже в течение многих тысячелетий, со времен антропогенеза. Человек раскрывает с течением исторического времени заложенные в нем антропологические свойства, репрезентируя их в культуре, в формах и результатах культурной деятельности. Однако, имея в виду те изменения в антропологической парадигме, которые происходят в процессе развития культуры, особенно в современный ее период, можно говорить о принципиальной гибкости человеческой природы, ее открытости, ее зависимости от культурных процессов. Именно эта гибкость становится основой парадигмальных изменений антропологического образа.

Человеческое бытие протекает в культуре, в разнообразии форм культурной деятельности и каждая из них тем или иным образом, с большей или меньшей степенью полноты репрезентирует человека. Образ человека в культуре (антропологический образ) -отрефлектированная форма, результат совокупности различных способов его репрезентации. Поэтому его исторические изменения не отличаются большой подвижностью, а скорее, носят парадигмальный характер. Учитывая комплексный характер антропологического образа, можно сказать, что парадигмаль-ность его - это модуль сочетания основных антропологических состояний: ментальных, духовных, рациональных, эпистемологиче-

ских, метафизических. Парадигма антропологического образа изменяется в результате социокультурных процессов, поэтому пара-дигмальность антропологического образа выступает как явление историческое.

Основой парадигмального антропологического образа является духовность. Философское понятие духовности - одна из общих категорий, характеризующих комплекс определенных антропологических свойств. Метафорой духовности может быть луч света, белого и однородного, который в определенных условиях разлагается на целый спектр разнообразных цветов. Спектр духовности -это ментальные, рациональные, психо-эмо-циональные, эпистемологические, экзистенциальные характеристики. Парадигма - модус их сочетаний с доминирующим элементом. Каждый из элементов спектра духовности образует свое поле значений, свой принцип проявления в культуре и свою степень влияния на содержание культурных объектов и организацию культурного пространства.

Если взять, например, эпистемологический ракурс, влияние которого на характер порядков культуры было прослежено в свое время Фуко М. [11], то можно предположить, что принцип организации мышления и познания проявляется также и в музыкальном искусстве. Здесь структурами, отвечающими указанной взаимосвязи, являются базовые принципы формообразования, жанровые инварианты, черты стиля эпохи как высшего вида художественного единства. «Поверхность» же музыкального пространства, выступающая в виде конкретных произведений, которые развертывают во времени субъективное переживание и претворяют главные принципы в их индивидуально-конкретном облике, не столь показательна именно в силу вариативности воплощений.

Взаимосвязь музыки с духовными и ментальными основаниями культуры, позволяющая ей репрезентировать ее в сущностных основаниях, происходит на уровне глубинных непроявленных структур сознания, определяющих мироощущение, мировоззренческие ориентиры, способ мышления и суждения о

мире, и в конце концов способ чувствования, комплекс эмоциональных переживаний, логику их соотношения и развертывания. Эти структуры формируются порядками культуры, в которую включен человек как ее субъект. Человеческий субъект с его мыслями и переживаниями не есть изначальная необусловленная данность; его действия в мире и те смыслы, которые он вносит в этот мир, обусловлены системой социальных и культурных детерминаций, в структуру которых входит музыка.

Таким образом, музыка способна оказывать воздействие на глубинные слои человеческой психики, формируя целостный образ и гармонизируя личность. Это и обусловливает богатый духовный потенциал музыки для ее использования в образовательной практике. В отечественной педагогической традиции музыка как один из основных элементов дворянского образования формировала не только систему чувственного восприятия реальности, но и служила способом гармонизации психосоматического и духовного единства личности. Так, например, характеризуя роль танцевальных занятий в жизни дворянина, Лотман Ю. М. обращает внимание на то, что «длительная тренировка придавала молодому человеку не только ловкость во время танцев, но и уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что определенным образом влияло и на психический строй человека: в условном мире светского общения он чувствовал себя уверенно и свободно, как опытный актер на сцене» [5, с. 92].

В современной педагогической науке имеется ряд исследований, касающихся использования музыки в учебном процессе и эффективности ее воздействия. Анализ влияния музыки на качество образовательной деятельности проведен в работе Глазуновой Л. И., Зубаревой Л. А., Арзумановой Т. Р. [1] о результатах экспериментальных исследований использования музыки в образовательном процессе, направленных на восстановление культурообразующей и личностно развивающей функций образования. Авторами был

сделан вывод о преимуществах музыки как дидактического средства для активизации нервно-психической деятельности студентов. Музыка, вызывая у человека определенные эмоциональные переживания, активно влияет на психику человека, стимулируя мыслительную деятельность, познавательные процессы, способствуя успокоению и расслаблению.

Исходя из этого, музыка характеризуется как универсальное средство гуманизации образовательного процесса в вузе, способное повышать качество содержательного, процесс -суального и личностного компонентов профессиональной подготовки [1, с. 35].

Опыт исследования музыки как средства арт-терапии проведен среди студентов Гуманитарно-педагогической академии (г. Ялта). В данном случае музыкотерапия рассматривалась не только как вспомогательное средство психологического воздействия, но и как основное психокоррекционное средство. В исследовании участвовали студенты младших курсов дневной формы обучения в возрасте от 17 до 22 лет. Предпочтение в эксперименте было отдано первокурсникам, так как адаптационный период у них совпадает с повышенным уровнем тревожности к началу первой сессии. Первокурсники тревожатся по поводу результатов предстоящего контроля знаний, у них появляется боязнь «отсева», чувство неуверенности в себе, неумение контролировать свои эмоции, стрессовые состояния.

Анализ результатов исследования показывает, что музыка оказала ярко выраженное корректирующее влияние на состояние студентов перед экзаменом, снизив субъективный уровень ситуативной тревожности, нормализовав вегетативные показатели (систолическое и диастолическое артериальное давление), повысив умственную работоспособность.

Все эти возможности музыки позволяют рассматривать ее как средство улучшения психического состояния студентов, находящихся в психоэмоциональном напряжении перед экзаменом. Поэтому различные кор-рекционные воздействия, направленные на снятие этого напряжения, позволили бы по-

20/6/f-

высить эффективность деятельности и избавить молодых людей от излишнего перенапряжения и тем самым способствовать гармонизации духовно-интеллектуального синтеза.

Музыка в силу своих специфических особенностей как язык и форма культуры является антропологическим феноменом, который не только отражает сущность человека в антропологическом образе, но и сам способен его создавать. Моделируя посредством интонационного языка ценностное и психологическое богатство, логику и динамику мироотношения, создавая волнующий смысло-носный образ мира и человека, наконец, организуя духовное общение между людьми и поколениями, музыка оказывается незаменимым культурным «органом» обобщения и творческого обогащения духовного опыта человечества, его актуализации, трансляции и воздействия на людей. В результате музыка формирует в человеке одухотворенное, неутилитарное, истинно человеческое отношение к миру и саму основу такого отношения, те духовно-душевные способности и потребности, которые в отечественной культурной традиции издавна (и абсолютно точно) называют духовностью. Разнообразное использование музыки в сфере образования является важным фактором ее гуманизации.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена концептуальному обоснованию культурной антропологии музыки как теоретической основы гуманизации культуры и образования. Музыка рассматривается как форма культуры, способствующая достижению синтеза антропологических свойств человека как условия его социокультурного бытия. Анализируются аспекты применения музыки в образовательных практиках и образовательных стратегиях

Ключевые слова: антропология музыки, гуманизация, культурно-антропологический образ, сущность музыки, сознание, арт-терапия, личностное развитие.

SUMMARY

The article is devoted to the conceptual justification of cultural anthropology of music as a theoretical basis for the humanization of

culture and education. Music is considered as a form of culture, which aims at achieving the synthesis of anthropological characteristics of man as a socio-cultural conditions of his existence. Analyzed aspects of music in educational practices and educational strategies.

Key words: anthropology of music, humanization, cultural and anthropological image, the essence of music, consciousness, art therapy, personal development.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазунова Л. И., Зубарева Л. А., Арзу-манова Т. Р. Экспериментальное обоснование использования музыки в образовательном процессе вуза // Интеграция образования. -2011. - № 4. - С. 30-35.

2. Глузман А. В. Проблема гуманизации высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 48. - Ч. 1. - С. 3-7.

3. Лазарев Ф. В., Брюс А. Литтл. Вселенная культуры: стратегемы и ценности. - Симферополь: СОНАТ, 2005. - 192 с.

4. Лосев А. Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991. - С. 315-335.

5. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - 2-е изд., доп. -СПб.: Искусство, 1998. - 544 с.

6. Марков Б. В. Философская антропология ХХ века [Электронный ресурс]. - URL: http://anthropology.ru/ru/texts/markov/phanxx.ht ml.

7. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005. - 288 с.

8. Медушевский В. В. Музыкальное произведение и его культурно-генетическая основа. - К.: Музична Украша, 1988. - 236 с.

9. Мирошников О. А. Модернизация в социуме, культуре, образовании: материалы региональной научно-практической конференции Тенденции развития высшего образования в новых условиях. Ялта, 21-22 мая 2015 года. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - С. 152-155.

10. Суханцева В. К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной к философии музыки. - К.: Факт, 2000. - 176 с.

11. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с франц. П. В. Виз-гина, Н. С. Автономовой. - СПб.: А-са4 1994. - 404 с.

Е. А. Шамрина

УДК 378.14

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

К ИЗУЧЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ

БУДУЩИХ

УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

В УСЛОВИЯХ БАКАЛАВРИАТА

вижение личности в пространстве и времени профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Профессиональное становление - процесс гетерохронный, в отдельные его периоды наблюдаются вершинные достижения и спады в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития. В этом целостном процессе исследователи выделяют стадии, характеризующиеся социальной ситуацией и ведущей деятельностью: оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, профессионализации, профессионального мастерства.

Профессиональная жизнь, в том числе и на стадии профессиональной подготовки, позволяет человеку реализовать свой творческий потенциал, предоставляет личности воз-

можности для самоактуализации. Однако не любая профессиональная деятельность развивает личность. Многое зависит от самой личности, от ее отношения к данной профессии. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций.

В трудах отечественных ученых (Л. И. Бо-жович, В. С. Мерлина, К. К. Платонова) убедительно показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Э. Ф. Зеер выделяет следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус [1].

Развитие деятельности на этапе подготовки специалиста происходит от учебно-познавательной к учебно-профессиональной и от нее - к реальной профессиональной деятельности. Поэтому одним из объектов изучения профессиональной направленности как интегративной целостности является мотивация учебной деятельности.

На основе методики изучения мотивов учебной деятельности А. А. Реана, В. А. Якунина студентам-первокурсникам профиля «Музыка» предлагалось выбрать пять наиболее значимых из списка мотивов учебной деятельности.

- Стать высококвалифицированным специалистом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Получить диплом.

- Успешно продолжить обучение на последующих курсах.

- Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

- Постоянно получать стипендию.

- Приобрести глубокие и прочные знания.

- Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

- Не запускать предметы учебного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.