Научная статья на тему 'Культура времени как философская проблема'

Культура времени как философская проблема Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
274
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА / PHILOSOPHICAL PROBLEM / САМОСОЗНАНИЕ / IDENTITY / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / ВРЕМЯ / TIME

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Каширина О. В.

В статье рассматриваются различные подходы к понятию "рациональность", которые связаны с методологическими новациями в области науки, онтологии и обществознания, которые появились в XX веке. Автор обращается к концепциям как отечественных (В. С. Степин, В. С. Швырев, В. А. Лекторский), так и зарубежных мыслителей (М. Вебер, К. О. Апель, Н. Луман), проводя их компаративистский анализ в области исследования типологии рациональности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture of time as a philosophical problem

The article views different approaches to the interpretation of "rationality" concept connected with methodological scientific innovations in ontology and sociology, which appeared in the 20th century. The author adverts to the conceptions of Russian (V. S. Stepin, V. S. Shvyrev, V. A. Lectorsky) and foreign scholars (M. Weber, K.-O. Apel, N. Luman) comparatively analyzing their works on the typology of rationality.

Текст научной работы на тему «Культура времени как философская проблема»

Философские науки

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

О.В. Каширина

THE CULTURE OF TIME

AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM

Kashirina O.V.

Methodological problems of cultural systems from the standpoint of social Time Study are viewed. The culture of time is interpreted as socially-organized time of public and individual self-consciousness culture. The dialectic-trialectical paradigm in the Philosophy of Culture is grounded.

Рассматриваются методологические вопросы культурных систем в свете социального времяведения. Культура времени понимается как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания. Обосновывается диалектико-триалектическая парадигма в философии культуры.

УДК 13.2

Россия переживает ту же фазово-топологическую трансформацию, что и западное общество. Она нуждается в интеллектуальном материале, однако не только заимствованном на Западе. Россия нуждается в избавлении от «комплекса неполноценности», возникшего в связи с провалом марксистско-ленинской диалектической парадигмы в общественном развитии.

Природу глубокого цивилизационного кризиса современного мира нельзя понять с позиций позитивистской ментальности. Казалось бы, индивидуальное развитие на основе науки и технического прогресса открыло человеку безграничные перспективы улучшения его жизни. Но именно процесс освоения природной энергии и ее приспособление к специальным потребностям человека привели к тому, что человечество создало потенциал собственной самодеструкции.

Учение В.И. Вернадского о созидательной роли энергии человеческой культуры, упорно замалчивающееся в советское время, до сих пор еще не получило должного развития в российской философии. Между тем, процесс глобализации культуры все больше актуализирует проблемы синтеза внеприродных материальных и духовных явлений, выступающих регламентирующими доминантами в поведении и деятельности людей (проблемы культуры информационного отбора, культуры производства, бытовых и семейных, идеологических, полити-

ческих и международных отношений и т.п.). Среди этих проблем особое место занимает проблема культуры времени.

1. Культура времени как продукт культуры самосознания

Концепция культуры времени возникла как своеобразная реакция на дегуманизацию науки и техники, в результате господства позитивистской ментальности в ХХ веке. Если всю предыдущую историю человечества задача культуры состояла в том, чтобы отбирать из продуктов человеческой деятельности и накапливать элементы, обеспечивающие непрерывность существования общества за пределами жизни одного поколения, то позитивизм объявляет ненадобность этого. Время превращается в агрегат мгновений. Краткосрочность вытесняет дол-госрочность и «мгновенность» объявляется идеалом. Свобода в этих условиях доступна только в форме индивидуального контроля над временем. Слова пошлого советского романса «есть только миг, за него и держись» стали мелодраматическим клише, выражающим дух нашего времени. Бессмертие означает теперь не столько вечную длительность, сколько остановившееся время (принцип «лови день» - carpe diem).

Между тем, оказывается, что нам нужен не контроль над временем, а гораздо более разнообразная по содержанию культура времени. Только гуманитарное самосознание, в отличии от позитивизма, возводит время в ранг человеческого фактора в классической науке, обеспечивающего преемственность, целостность и целесообразность в жизни общества. Это особенно характерно для русской философии.

В самом начале ХХ века русский космизм впервые поставил проблему «очеловечивания» времени. Его представитель В.Н. Муравьев (1885 - 1930) в своих философских трудах «Овладение временем» и «Культура будущего» (1) характеризует время как «живую» категорию, тесно связанную с человеком и социумом. Он объясняет самое глубокое стремление личности -стремление утверждать свою жизнь - переводом «дурного внешнего времени» бес-

форменного Ничто во время сотворенное, время «внутреннее», ему подвластное (2).

Великий русский ученый и мыслитель прошлого столетия В.И. Вернадский (1863 -1945) совершил переворот во взглядах на пространство и время. По существу все крупнейшие научные достижения минувшего века, включая обоснования таких новых направлений как синергетика, глобальный эволюционизм, ноотехнологии и др., могут служить доказательством гениального открытия В.И. Вернадского: «Есть вчера - сегодня - завтра - в мгновении», сделанного им в 1931 году (3).

В.И. Вернадский считал, что сознание есть функция биосферы. Самосознание человека появилось позже, оно является функцией культуры. Самосознание возникло тогда, когда человек стал различать и оценивать свои действия и происходящее вокруг в пространственно-временных масштабах. По существу диагностика времени начинается там, где появляется самосознательный процесс оценки происходящих событий и самооценки, осознания своего места и роли в обществе.

Эпоха глобализации актуализировала новую грань этой проблемы - манипулирование временем. Сама суть происходящих в эту эпоху перемен свидетельствует о том, что сперва моторные двигатели, а потом и средства коммуникации увеличили скорости перемещения людей, грузов и информации, позволили человеку манипулировать социальным временем. При этом само ускорение уже не дает преимущества в опережении, так как информация доступна всем и сразу. Нужно искать новый ресурс развития. Его можно найти, как считают исследователи, в иных «паттернах» времени, помимо привычной для нас ставки на ускорение. Такими «паттернами» времени являются, помимо ускорения - замедление и ожидание (4).

Считается, что особенно успешны те предприятия и люди, которые могут осуществить правильный выбор момента, эффективно перегруппировать сочетание «вчера -сегодня - завтра» в мгновении, выдвинуть на первое место одну из фигур времени -прошлое, настоящее или будущее (5), а для

этого надо диагностировать пространственно-временную ситуацию. Практическая проблема заключается в том, чтобы продуктивно использовать многообразные «паттерны», формы, и фигуры времени.

Задача общества - обеспечить условия, благоприятные для культивирования разных «паттернов», форм и фигур времени. Особую остроту эта задача приобретает в связи с возросшими возможностями манипулирования сознанием, зомбирования людей со стороны СМИ. Поэтому перед философией и наукой эпоха глобализации вплотную ставит теоретическую проблему культуры времени.

Проблемное поле культуры времени пульсирует в границах от глобализации культуры самосознания, культуры поведения и деятельности исторических субъектов (личностей, социальных групп, партий, государств и межгосударственных, транснациональных образований) до создания наукой и философией непротиворечивых картин мира и картины жизни. И если в первом случае она граничит с онтологической проблематикой становления бытия и темпорального небытия, представленного уже не существующими или еще не возникшими объектами, то во втором случае - она смыкается с гносеологической проблематикой адекватности научно-философского знания. И как бы ни была велика кажущаяся дистанция между онтологической и гносеологической проблематикой, преодолевается она при помощи философии и методологии описания единой пространственно-временной реальности, которая лежит в области культуры самосознания.

Философия и методология культуры времени, таким образом, должна ответить на вопросы: как и какими методами можно осуществить правильный выбор момента, чтобы продуктивно использовать многообразные формы культуры времени (внутреннее, внешнее и метавнешнее) и в чем состоит этот выбор исторического субъекта? С другой стороны, в чем заключается информационный отбор, осуществляемый информационной политикой для манипуляции сознанием людей? В-третьих, как диагно-

стировать время, как определить, нужно ли ускорять или замедлять развитие тех или иных время-процессов (например, экономических, политических и т.п.), или оставлять их в режиме ожидания в качестве структур-состояний (например, экологических, демографических и т.п.)? И наконец, какова дидактика времяведения, при помощи каких приемов можно сформировать культуру переживания времени как предповеденческую культуру самосознания, поведенческие навыки самореализации личности во времени, культуру профессиональной деятельности у всей массы индивидов. Уже само перечисление основных «болевых точек» проблемного поля культуры времени говорит об актуальности этой темы.

Таким образом, культура времени понимается нами как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания. Она ставит сложнейшую социальную проблему выбора таких организационных форм и таких высших духовных ценностей жизни, на основе которых становится возможна манипуляция «паттернами», формами и фигурами времени, определение приоритетов «вчера -сегодня - завтра» в конкретной пространственно-временной ситуации (триалектика тактики), с учетом диалектики стратегических интересов самоидентификации исторических субъектов.

2. Диалектико-триалектическая сущность культуры времени

Особую остроту проблема культуры времени приобретает в кризисной России. В современных российских трансформациях уже давно устарел принцип «догнать и перегнать Запад». Опыт горбачевских «реформ ускорения», российских реформ 90-х годов прошлого века, повально «перековывающих» все принципы и формы построения общества лишь потому, что они советские, показывает примитивизм и профанность мышления подобных реформаторов.

Вот как образно диагностирует то пореформенное время Л.В. Скворцов: «Толчком для перестройки послужило не нравственное начало, а сопоставление материаль-

ных, внешних сторон жизни наиболее развитых стран Запада и России. Такое сопоставление подталкивало к очевидному выводу: мы ездим на «Москвичах», западные люди на «Мерседесах». Образно говоря, М.С. Горбачев заверил всех, что он знает, как перестроить страну, знает как «Москвич» переделать в «Мерседес». Заминки с этой переделкой выдвинули Б.Н. Ельцина на авансцену жизни: он дал обещание переделать «Москвич» в «Мерседес» и быстрее, и лучше. В итоге «Москвич» оказался разобранным и перестал двигаться вообще. Хор советников каждый на свой лад предлагает сменить рулевое управление, либо мотор, либо заменить масло и т. д. и т.п. Наконец, возникают и такие предложения: разобрать машину, продать ее на запчасти и на вырученные деньги нанять такси, купить вина и закусок и поехать на пикник. Встает вопрос: как возможно такое нравственное падение, как такое может происходить с великой страной и с великим народом? Кризис стратегических ориентаций нельзя объяснить только экономическими и политическими причинами... Причина этой катастрофы невидима: она заключена в душах людей» (6).

Правильный выбор процессов, которые нуждаются в ускорении, определение структур-состояний, которые необходимо сохранить в режиме ожидания или замедлить их развитие, т.е. понимание того, что время каждого социального процесса имеет свою топологию и метрику, собственную структуру, цикличность разного масштаба и направленность, которые составляют его суть и которые нуждаются в социальной организации на основе культуры самосознания - таково необходимое условие преодоление кризисной ситуации в России.

Теоретическая актуальность этой проблемы для российской науки и философии заключается еще и в том, что ими уже накоплен огромный потенциал фундаментальных разработок главных ее аспектов: 1) учение В.И. Вернадского о многообразии времени и энергии человеческой культуры (1931 -1945 гг.) и 2) концепции нашего современника Л.В. Скворцова о культуре самосознания (1989), информационной культуре,

цельном знании и духовной идентичности России (2001) (7).

Несомненно, что российское общество переживает ту же фазово-типологическую трансформацию, что и западное общество. Считается, что уровень осознания тех же самых проблем в России существенно ниже, чем в Европе и Америке. Несомненно, и то, что Россия нуждается в интеллектуальном материале, однако не только заимствованном на Западе. Россия нуждается в обобщении и осмыслении собственных научных и философских достижений, в избавлении от «комплекса неполноценности», возникшего в связи с провалом марксистко-ленинской диалектической парадигмы.

Проблема культуры времени в России вырастает, в связи с этим в проблему становления новой научно-философской парадигмы общественного развития, основанной на диалектике научной картины мира и триалектике социального времени в картине жизни. Обоснование диалектико-триалек-тической парадигмы научно-философского подхода к общественному развитию может стать продолжением лучших традиций син-тезного мышления, заложенных В.И. Вернадским.

3. Диагноз времени как объективизация культуры времени

Диагноз времени, будучи функцией самосознания, является субъективно-объективной виртуальной реальностью. Он невидим и между тем действует на поведение людей как реальность. Спецификой Диагноза времени является то, что, будучи продуктом самосознания, он фактически ранжирует, структурирует его, выделяя историческое, актуальное и прожективное самосознание, объективизирует культуру времени.

Доказав наличие геологического, биологического, эволюционного, математического, физического, исторического, психологического (дление) времени, В.И. Вернадский по существу доказал, что «розу времен» исследует каждая естественная и гуманитарная наука, но своими методами. Философия обобщает научные знания и рисует

перспективы. Таким образом, история любой науки и весь историко-философский процесс - есть процесс рационального диагностирования времени, начиная от диагностики отдельных фактов, пространственно-временных ситуаций и кончая целыми периодами, эпохами, эрами.

Новый взгляд на будущее и его влияние на современность содержится в книге известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии, Альвина Тоф-флера «Футурошок» (шок будущего), изданной на русском языке в 1977 г. В современной западной философии рассматриваются концепции «модерна как истории времени» (Зигмунд Бауман), «культуры многообразия времени» (Карлхейнц Гейслер), социологического Диагноза времени» (Арто Норо) (8).

В современной российской философии инициатором и руководителем проекта по изучению «постсовременного мира» является А.И. Неклесса (9) Продолжателями русского космизма по социоестественной диагностике времени стали академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин и их последователи (10). Зачинателями диагностирования времени сквозь призму конфликтологии стали член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев, профессора Е.И. Степанов, В.А. Авксентьев и др. (11). По существу идею журналистского Диагноза времени высказывают С.Г. Кара-Мурза, Э. Галумов, Л.В. Ракитян-ская и др. (12).

Итак, диагностика времени - это функция социального и индивидуального самосознания. Она заключается в том, что присущая самосознанию времяцелостность (осознание единства прошлого и будущего в настоящем), структурируется в соответствии с единицами времени, являющимися виртуальными константами. Продуктом этого процесса выступает Диагноз времени. В свою очередь Диагноз времени структурирует процесс самосознания, выделяет в нем структуры-состояния, секунды, часы, различные периоды, эпохи, эры. Благодаря Диагнозу времени можно исследовать историческое, актуальное и прожективное общественное и индивидуальное самосознание как

структуры-состояния, их взаимодействие и взаимообусловленность.

В социальном самосознании можно выделить следующие формы Диагноза времени: 1) социоестественный (естественнонаучные оценки различных пространственно-временных ситуаций в прошлом, настоящем и будущем); 2) социокультурный, осуществляющий постоянный поиск Духа времени; 3) журналистский - производящий синтез первого и второго и транслирующий информационную политику; 4) конфликтологический - основывающийся на научно-философской экспертизе конфликтных и «бесконфликтных» ситуаций; 5) философский - имеющий предметом как оценку отдельных мировых и культурно-личностных проблем, так и в целом судьбу человечества и судьбу человека.

* * *

Итак, культура времени как философская проблема не может быть решена на основе господствующей ныне позитивистской ментальности.

Культура времени, понимаемая как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания, ставит проблемы диагностирования времени, манипуляции «паттернами», формами и фигурами времени, определения приоритетов «вчера - сегодня - завтра» в конкретной пространственно-временной ситуации, проблему утверждения диалектико-триалектической парадигмы в обществоведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муравьев В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда // Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. - М., 1998.

2. Макаров В.Г. Муравьев В.Н. Очеловеченное время // Вопросы философии. - 2002. - № 4. -С. 100.

3. Вернадский В. И. Пространство и время в неживой и живой природе // Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

4. Фактор времени в новом образе жизни // Социальное время и социальная политика в ХХ1 веке: Специализированная информация / РАН ИНИОН - М, 2000. - 72 с.

5. Петровская Е.В. Фигуры времени // Вопросы философии. - 2000. - № 10. - С. 58.

6. Скворцов Л.В. Гуманитарное знание на пороге третьего тысячелетия: рубеж новой духовности // Россия и современный мир. - М., 2000. - № 2 (27). - С. 8.

7. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.; Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избр. тр. /РАН ИНИОН - М., 2000. -298 с.; Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание /РАН ИНИОН - М, 2001. - 288 с.

8. Норо А. «Диагноз времени» как третий жанр социологической теории // Социологические исследования. - 2002. - № 2 (214); Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация. - М.: ИНИОН РАН, 2002.

9. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб.: Але-тейя, 2000 - 320 с.; Глобальное сообщество: картография постсовременного мира - М.: Вост. лит., 2002. - 463 с.

10. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума - М., 2000; Глобальные проблемы биосферы. Серия «Чтения памяти академика А.Л. Яншина». Вып. 1. - М.: Наука, 2001 и др.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной

парадигмы. - Ставрополь, 2001; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. - М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 - 230 с.; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18. Этническая и региональная конфликтология: Ставрополье. -М.;Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 468 с.; 12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием -М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.; Галумов Э. Имидж России - национальное достояние // Обозреватель. - 2004. - № 3 (170); Ракитянская Л.В. Ме-таобразование и информационная безопасность: к вопросу о необходимости построения позитивной концептуальной модели будущего // Метаобразование как философская и педагогическая проблема - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

Об авторе

Каширина Ольга Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, докторант кафедры социальной философии и этнологии, Ставропольского государственного университета. Круг научных интересов: проблема времени в философской антропологии и философии культуры. Настоящая статья является продолжением начатого автором обсуждения на страницах нашего журнала проблемы культуры времени в публикации «Времяведение В.И. Вернадского» в № 32, 2003 г. Автор приглашает к обсуждению этой проблемы специалистов по естественным и социальным наукам.

Философские науки

КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

О.В. Каширина

THE CULTURE OF TIME

AS A PHILOSOPHICAL PROBLEM

Kashirina O.V.

Methodological problems of cultural systems from the standpoint of social Time Study are viewed. The culture of time is interpreted as socially-organized time of public and individual self-consciousness culture. The dialectic-trialectical paradigm in the Philosophy of Culture is grounded.

Рассматриваются методологические вопросы культурных систем в свете социального времяведения. Культура времени понимается как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания. Обосновывается диалектико-триалектическая парадигма в философии культуры.

УДК 13.2

Россия переживает ту же фазово-топологическую трансформацию, что и западное общество. Она нуждается в интеллектуальном материале, однако не только заимствованном на Западе. Россия нуждается в избавлении от «комплекса неполноценности», возникшего в связи с провалом марксистско-ленинской диалектической парадигмы в общественном развитии.

Природу глубокого цивилизационного кризиса современного мира нельзя понять с позиций позитивистской ментальности. Казалось бы, индивидуальное развитие на основе науки и технического прогресса открыло человеку безграничные перспективы улучшения его жизни. Но именно процесс освоения природной энергии и ее приспособление к специальным потребностям человека привели к тому, что человечество создало потенциал собственной самодеструкции.

Учение В.И. Вернадского о созидательной роли энергии человеческой культуры, упорно замалчивающееся в советское время, до сих пор еще не получило должного развития в российской философии. Между тем, процесс глобализации культуры все больше актуализирует проблемы синтеза внеприродных материальных и духовных явлений, выступающих регламентирующими доминантами в поведении и деятельности людей (проблемы культуры информационного отбора, культуры производства, бытовых и семейных, идеологических, полити-

ческих и международных отношений и т.п.). Среди этих проблем особое место занимает проблема культуры времени.

1. Культура времени как продукт культуры самосознания

Концепция культуры времени возникла как своеобразная реакция на дегуманизацию науки и техники, в результате господства позитивистской ментальности в ХХ веке. Если всю предыдущую историю человечества задача культуры состояла в том, чтобы отбирать из продуктов человеческой деятельности и накапливать элементы, обеспечивающие непрерывность существования общества за пределами жизни одного поколения, то позитивизм объявляет ненадобность этого. Время превращается в агрегат мгновений. Краткосрочность вытесняет дол-госрочность и «мгновенность» объявляется идеалом. Свобода в этих условиях доступна только в форме индивидуального контроля над временем. Слова пошлого советского романса «есть только миг, за него и держись» стали мелодраматическим клише, выражающим дух нашего времени. Бессмертие означает теперь не столько вечную длительность, сколько остановившееся время (принцип «лови день» - carpe diem).

Между тем, оказывается, что нам нужен не контроль над временем, а гораздо более разнообразная по содержанию культура времени. Только гуманитарное самосознание, в отличии от позитивизма, возводит время в ранг человеческого фактора в классической науке, обеспечивающего преемственность, целостность и целесообразность в жизни общества. Это особенно характерно для русской философии.

В самом начале ХХ века русский космизм впервые поставил проблему «очеловечивания» времени. Его представитель В.Н. Муравьев (1885 - 1930) в своих философских трудах «Овладение временем» и «Культура будущего» (1) характеризует время как «живую» категорию, тесно связанную с человеком и социумом. Он объясняет самое глубокое стремление личности -стремление утверждать свою жизнь - переводом «дурного внешнего времени» бес-

форменного Ничто во время сотворенное, время «внутреннее», ему подвластное (2).

Великий русский ученый и мыслитель прошлого столетия В.И. Вернадский (1863 -1945) совершил переворот во взглядах на пространство и время. По существу все крупнейшие научные достижения минувшего века, включая обоснования таких новых направлений как синергетика, глобальный эволюционизм, ноотехнологии и др., могут служить доказательством гениального открытия В.И. Вернадского: «Есть вчера - сегодня - завтра - в мгновении», сделанного им в 1931 году (3).

В.И. Вернадский считал, что сознание есть функция биосферы. Самосознание человека появилось позже, оно является функцией культуры. Самосознание возникло тогда, когда человек стал различать и оценивать свои действия и происходящее вокруг в пространственно-временных масштабах. По существу диагностика времени начинается там, где появляется самосознательный процесс оценки происходящих событий и самооценки, осознания своего места и роли в обществе.

Эпоха глобализации актуализировала новую грань этой проблемы - манипулирование временем. Сама суть происходящих в эту эпоху перемен свидетельствует о том, что сперва моторные двигатели, а потом и средства коммуникации увеличили скорости перемещения людей, грузов и информации, позволили человеку манипулировать социальным временем. При этом само ускорение уже не дает преимущества в опережении, так как информация доступна всем и сразу. Нужно искать новый ресурс развития. Его можно найти, как считают исследователи, в иных «паттернах» времени, помимо привычной для нас ставки на ускорение. Такими «паттернами» времени являются, помимо ускорения - замедление и ожидание (4).

Считается, что особенно успешны те предприятия и люди, которые могут осуществить правильный выбор момента, эффективно перегруппировать сочетание «вчера -сегодня - завтра» в мгновении, выдвинуть на первое место одну из фигур времени -прошлое, настоящее или будущее (5), а для

этого надо диагностировать пространственно-временную ситуацию. Практическая проблема заключается в том, чтобы продуктивно использовать многообразные «паттерны», формы, и фигуры времени.

Задача общества - обеспечить условия, благоприятные для культивирования разных «паттернов», форм и фигур времени. Особую остроту эта задача приобретает в связи с возросшими возможностями манипулирования сознанием, зомбирования людей со стороны СМИ. Поэтому перед философией и наукой эпоха глобализации вплотную ставит теоретическую проблему культуры времени.

Проблемное поле культуры времени пульсирует в границах от глобализации культуры самосознания, культуры поведения и деятельности исторических субъектов (личностей, социальных групп, партий, государств и межгосударственных, транснациональных образований) до создания наукой и философией непротиворечивых картин мира и картины жизни. И если в первом случае она граничит с онтологической проблематикой становления бытия и темпорального небытия, представленного уже не существующими или еще не возникшими объектами, то во втором случае - она смыкается с гносеологической проблематикой адекватности научно-философского знания. И как бы ни была велика кажущаяся дистанция между онтологической и гносеологической проблематикой, преодолевается она при помощи философии и методологии описания единой пространственно-временной реальности, которая лежит в области культуры самосознания.

Философия и методология культуры времени, таким образом, должна ответить на вопросы: как и какими методами можно осуществить правильный выбор момента, чтобы продуктивно использовать многообразные формы культуры времени (внутреннее, внешнее и метавнешнее) и в чем состоит этот выбор исторического субъекта? С другой стороны, в чем заключается информационный отбор, осуществляемый информационной политикой для манипуляции сознанием людей? В-третьих, как диагно-

стировать время, как определить, нужно ли ускорять или замедлять развитие тех или иных время-процессов (например, экономических, политических и т.п.), или оставлять их в режиме ожидания в качестве структур-состояний (например, экологических, демографических и т.п.)? И наконец, какова дидактика времяведения, при помощи каких приемов можно сформировать культуру переживания времени как предповеденческую культуру самосознания, поведенческие навыки самореализации личности во времени, культуру профессиональной деятельности у всей массы индивидов. Уже само перечисление основных «болевых точек» проблемного поля культуры времени говорит об актуальности этой темы.

Таким образом, культура времени понимается нами как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания. Она ставит сложнейшую социальную проблему выбора таких организационных форм и таких высших духовных ценностей жизни, на основе которых становится возможна манипуляция «паттернами», формами и фигурами времени, определение приоритетов «вчера -сегодня - завтра» в конкретной пространственно-временной ситуации (триалектика тактики), с учетом диалектики стратегических интересов самоидентификации исторических субъектов.

2. Диалектико-триалектическая сущность культуры времени

Особую остроту проблема культуры времени приобретает в кризисной России. В современных российских трансформациях уже давно устарел принцип «догнать и перегнать Запад». Опыт горбачевских «реформ ускорения», российских реформ 90-х годов прошлого века, повально «перековывающих» все принципы и формы построения общества лишь потому, что они советские, показывает примитивизм и профанность мышления подобных реформаторов.

Вот как образно диагностирует то пореформенное время Л.В. Скворцов: «Толчком для перестройки послужило не нравственное начало, а сопоставление материаль-

ных, внешних сторон жизни наиболее развитых стран Запада и России. Такое сопоставление подталкивало к очевидному выводу: мы ездим на «Москвичах», западные люди на «Мерседесах». Образно говоря, М.С. Горбачев заверил всех, что он знает, как перестроить страну, знает как «Москвич» переделать в «Мерседес». Заминки с этой переделкой выдвинули Б. Н. Ельцина на авансцену жизни: он дал обещание переделать «Москвич» в «Мерседес» и быстрее, и лучше. В итоге «Москвич» оказался разобранным и перестал двигаться вообще. Хор советников каждый на свой лад предлагает сменить рулевое управление, либо мотор, либо заменить масло и т. д. и т.п. Наконец, возникают и такие предложения: разобрать машину, продать ее на запчасти и на вырученные деньги нанять такси, купить вина и закусок и поехать на пикник. Встает вопрос: как возможно такое нравственное падение, как такое может происходить с великой страной и с великим народом? Кризис стратегических ориентаций нельзя объяснить только экономическими и политическими причинами... Причина этой катастрофы невидима: она заключена в душах людей» (6).

Правильный выбор процессов, которые нуждаются в ускорении, определение структур-состояний, которые необходимо сохранить в режиме ожидания или замедлить их развитие, т.е. понимание того, что время каждого социального процесса имеет свою топологию и метрику, собственную структуру, цикличность разного масштаба и направленность, которые составляют его суть и которые нуждаются в социальной организации на основе культуры самосознания - таково необходимое условие преодоление кризисной ситуации в России.

Теоретическая актуальность этой проблемы для российской науки и философии заключается еще и в том, что ими уже накоплен огромный потенциал фундаментальных разработок главных ее аспектов: 1) учение В.И. Вернадского о многообразии времени и энергии человеческой культуры (1931 -1945 гг.) и 2) концепции нашего современника Л.В. Скворцова о культуре самосознания (1989), информационной культуре,

цельном знании и духовной идентичности России (2001) (7).

Несомненно, что российское общество переживает ту же фазово-типологическую трансформацию, что и западное общество. Считается, что уровень осознания тех же самых проблем в России существенно ниже, чем в Европе и Америке. Несомненно, и то, что Россия нуждается в интеллектуальном материале, однако не только заимствованном на Западе. Россия нуждается в обобщении и осмыслении собственных научных и философских достижений, в избавлении от «комплекса неполноценности», возникшего в связи с провалом марксистко-ленинской диалектической парадигмы.

Проблема культуры времени в России вырастает, в связи с этим в проблему становления новой научно-философской парадигмы общественного развития, основанной на диалектике научной картины мира и триалектике социального времени в картине жизни. Обоснование диалектико-триалек-тической парадигмы научно-философского подхода к общественному развитию может стать продолжением лучших традиций син-тезного мышления, заложенных В.И. Вернадским.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Диагноз времени как объективизация культуры времени

Диагноз времени, будучи функцией самосознания, является субъективно-объективной виртуальной реальностью. Он невидим и между тем действует на поведение людей как реальность. Спецификой Диагноза времени является то, что, будучи продуктом самосознания, он фактически ранжирует, структурирует его, выделяя историческое, актуальное и прожективное самосознание, объективизирует культуру времени.

Доказав наличие геологического, биологического, эволюционного, математического, физического, исторического, психологического (дление) времени, В.И. Вернадский по существу доказал, что «розу времен» исследует каждая естественная и гуманитарная наука, но своими методами. Философия обобщает научные знания и рисует

перспективы. Таким образом, история любой науки и весь историко-философский процесс - есть процесс рационального диагностирования времени, начиная от диагностики отдельных фактов, пространственно-временных ситуаций и кончая целыми периодами, эпохами, эрами.

Новый взгляд на будущее и его влияние на современность содержится в книге известного американского футуролога, лауреата Нобелевской премии, Альвина Тоф-флера «Футурошок» (шок будущего), изданной на русском языке в 1977 г. В современной западной философии рассматриваются концепции «модерна как истории времени» (Зигмунд Бауман), «культуры многообразия времени» (Карлхейнц Гейслер), социологического Диагноза времени» (Арто Норо) (8).

В современной российской философии инициатором и руководителем проекта по изучению «постсовременного мира» является А.И. Неклесса (9) Продолжателями русского космизма по социоестественной диагностике времени стали академики Н.Н. Моисеев, А.Л. Яншин и их последователи (10). Зачинателями диагностирования времени сквозь призму конфликтологии стали член-корреспондент РАН А.В. Дмитриев, профессора Е.И. Степанов, В.А. Авксентьев и др. (11). По существу идею журналистского Диагноза времени высказывают С.Г. Кара-Мурза, Э. Галумов, Л.В. Ракитян-ская и др. (12).

Итак, диагностика времени - это функция социального и индивидуального самосознания. Она заключается в том, что присущая самосознанию времяцелостность (осознание единства прошлого и будущего в настоящем), структурируется в соответствии с единицами времени, являющимися виртуальными константами. Продуктом этого процесса выступает Диагноз времени. В свою очередь Диагноз времени структурирует процесс самосознания, выделяет в нем структуры-состояния, секунды, часы, различные периоды, эпохи, эры. Благодаря Диагнозу времени можно исследовать историческое, актуальное и прожективное общественное и индивидуальное самосознание как

структуры-состояния, их взаимодействие и взаимообусловленность.

В социальном самосознании можно выделить следующие формы Диагноза времени: 1) социоестественный (естественнонаучные оценки различных пространственно-временных ситуаций в прошлом, настоящем и будущем); 2) социокультурный, осуществляющий постоянный поиск Духа времени; 3) журналистский - производящий синтез первого и второго и транслирующий информационную политику; 4) конфликтологический - основывающийся на научно-философской экспертизе конфликтных и «бесконфликтных» ситуаций; 5) философский - имеющий предметом как оценку отдельных мировых и культурно-личностных проблем, так и в целом судьбу человечества и судьбу человека.

* * *

Итак, культура времени как философская проблема не может быть решена на основе господствующей ныне позитивистской ментальности.

Культура времени, понимаемая как социально-организованное время культуры общественного и индивидуального самосознания, ставит проблемы диагностирования времени, манипуляции «паттернами», формами и фигурами времени, определения приоритетов «вчера - сегодня - завтра» в конкретной пространственно-временной ситуации, проблему утверждения диалектико-триалектической парадигмы в обществоведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Муравьев В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда // Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. - М., 1998.

2. Макаров В.Г. Муравьев В.Н. Очеловеченное время // Вопросы философии. - 2002. - № 4. -С. 100.

3. Вернадский В. И. Пространство и время в неживой и живой природе // Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

4. Фактор времени в новом образе жизни // Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация / РАН ИНИОН - М, 2000. - 72 с.

5. Петровская Е.В. Фигуры времени // Вопросы философии. - 2000. - № 10. - С. 58.

6. Скворцов Л.В. Гуманитарное знание на пороге третьего тысячелетия: рубеж новой духовности // Россия и современный мир. - М., 2000. - № 2 (27). - С. 8.

7. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.; Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избр. тр. /РАН ИНИОН - М., 2000. -298 с.; Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание /РАН ИНИОН - М, 2001. - 288 с.

8. Норо А. «Диагноз времени» как третий жанр социологической теории // Социологические исследования. - 2002. - № 2 (214); Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация. - М.: ИНИОН РАН, 2002.

9. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). - СПб.: Але-тейя, 2000 - 320 с.; Глобальное сообщество: картография постсовременного мира - М.: Вост. лит., 2002. - 463 с.

10. Моисеев Н.Н. Быть или не быть... человечеству? - М., 1999; Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь Разума - М., 2000; Глобальные проблемы биосферы. Серия «Чтения памяти академика А.Л. Яншина». Вып. 1. - М.: Наука, 2001 и др.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной

парадигмы. - Ставрополь, 2001; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 16. Региональная конфликтология: Ставрополье. - М.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 - 230 с.; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18. Этническая и региональная конфликтология: Ставрополье. -М.;Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - 468 с.; 12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием -М.: Алгоритм, 2000. - 736 с.; Галумов Э. Имидж России - национальное достояние // Обозреватель. - 2004. - № 3 (170); Ракитянская Л.В. Ме-таобразование и информационная безопасность: к вопросу о необходимости построения позитивной концептуальной модели будущего // Метаобразование как философская и педагогическая проблема - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.

Об авторе

Каширина Ольга Валерьевна, кандидат философских наук, доцент, докторант кафедры социальной философии и этнологии, Ставропольского государственного университета. Круг научных интересов: проблема времени в философской антропологии и философии культуры. Настоящая статья является продолжением начатого автором обсуждения на страницах нашего журнала проблемы культуры времени в публикации «Времяведение В.И. Вернадского» в № 32, 2003 г. Автор приглашает к обсуждению этой проблемы специалистов по естественным и социальным наукам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.