ВЕСТН И Криолог
Социология молодёжи
Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность
Зубок Юлия Альбертовна -
доктор социологических наук, профессор, руководитель Центра социологии молодёжи, Институт социально-политических исследований РАН, Москва
E-mail: [email protected]
Чупров Владимир Ильич -
доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, Центр социологии молодёжи ИСПИ РАН, Москва
E-mail: [email protected]
ВЕСТНИ $4™'''"'"
чип .оциологии
171
Культура в жизни молодёжи: потребность, интерес, ценность
ЭО!: 10.19181/У1Б.2018.27.4.546
00 тН
О
<4
СП
О!
Аннотация. В статье анализируется место различных форм культурной жизни в структуре жизнедеятельности молодёжи, её потребности, интересы и ценности. Включённость разных групп молодёжи в производство и потребление культуры, а также их влияние на этот процесс, рассматривается как отражение противоречивых тенденций формирования культурных предпочтений молодёжи и её положения в сфере культуры. Проведённый анализ позволил сделать вывод о достаточно представительной структуре культурных потребностей и одновременно о её деформации в связи с преобладанием пассивно-созерцательных форм и замкнутости в пределах собственного дома (просмотра телевизора и т. п.); сохранении ориентаций на основные виды деятельности, но и об изменении их форм и удельного веса в структуре досуга; переориентации молодёжи с потребностей в самосовершенствовании на гедонистическую потребность, утверждение смыслового восприятия культуры как удовольствия и развлечения, формирование в молодёжной среде соответствующих ожиданий от культурного потребления. Интересы в сфере культуры характеризуются слабой выраженностью и доминирующим значением реальных и виртуальных коммуникаций в той их части, которая представлена наиболее значимо; отражают противоположные ожидания от потребления классической и современной культуры, свидетельствуют о достаточно высоком творческом потенциале молодёжи как предпосылке участия в культурном производстве. Ценностное отношение современной российской молодёжи к культуре существенно изменяется под влиянием её жизненных ситуаций, степени стабильности и нестабильности условий жизни. В условиях стабильности повышается терминальное значение культуры, а в условиях риска - инструментальное. Изменение культурных потребностей, интересов и ценностей молодёжи в зависимости от социально-демографических характеристик разных групп показывает специфику ограничений участия молодёжи в производстве и потреблении культуры, дифференциацию её культурных предпочтений и форм культурной жизни. Отмечено сужение культурного пространства в зависимости от возраста и жизненных условий молодых людей. Эмпирической базой статьи послужили результаты исследования, проведённого Центром социологии молодёжи ИСПИ РАН в 2017 г. по выборке, репрезентативной для молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет, в семи субъектах РФ.
Ключевые слова: культура, молодёжь, культурное производство и культурное потребление, потребности, интересы, ценности
Формирование культуры - исторический процесс, отражающий качественное своеобразие форм жизнедеятельности людей на различных этапах общественного развития, представленных в продуктах материального и духовного производства. Накапливаемые и развиваемые от поколения к поколению, результаты человеческого труда составляют материальную и духовную части культуры.
Их истоки уходят в глубь веков и берут начало в религиозной системе представлений о мире, во многом предопределяющих дальнейшее развитие человечества, его цивилизации. Религия, организуя жизнь на основе смысложизненных принципов о должном и благе, определила основы формирования духовной культуры, регулирующей поведение человека посредством универсальных этических механизмов - совести, долга, чести, ответственности, а также на основе ценностно-осмысленной регуляции его социальных отношений в обществе (социальная культура). Вместе с тем и духовная, и социальная культуры существуют, сохраняются и воспроизводятся в материальной форме - книгах, произведениях искусства, материальных символах эпохи и т. д. Они являются источником творческой энергии и созидательной силы человека, направленной на преобразование природы и создание им предметов материальной культуры. Ещё античные мыслители стремились преодолеть «различие между практическим смыслом знаний - знаний, основанных на искусстве («техне» - ремесло, искусство, красота - смысловой корень современного термина «техника») и знанием теоретического характера, знанием ради самого знания, овладения истиной» [Запад и Восток... 1993: 13]. Сближение теории и практики предопределило развитие духовной и материальной культур в единстве. Цивилизация как синоним материальной культуры характеризуется, с одной стороны, степенью овладения человеком силами природы, а с другой - уровнем развития его духовных и физических сил. Различное отношение разных народов к природе и культуре, отражающее их представления о мире, определили таким образом особенности и самобытность их цивилизаций. Поэтому базовые ценности, составляющие основу сознания и влияющие на поступки людей, располагаясь в относительно небольшом интервале, в то же время отражают социально-культурную вариативность. На разных исторических этапах и в различных культурах могут преобладать те или другие приоритеты: справедливость, политическая борьба, свобода, красота, гедонизм, самореализация, другие ценности, но в них неизменно отражается особое смысловое понимание и наделение значениями соответствующих сторон человеческой жизни [Формирование .1990; Леонтьев 1998: 13-25; Далгатов, Магомедова, Асадулаева, Гадисова 2011; Schwartz,
В современном обществе культура является одной из сфер, наиболее подверженных индивидуальному и групповому конструированию.
Boehnke 2004; Schwartz, Melech, Lehmann, Burgess, Harris 2001]. При этом в одних случаях в обществе наблюдается ценностный консенсус, в других - оппозиция, в третьих -неопределённость, что свидетельствует не только об изменчивости смысловых паттернов и связанных с ними этических принципов, но и о групповой дифференциации их значений [Thomson, Holland 2004: 6].
В современном обществе культура является одной из сфер, наиболее подверженных индивидуальному и групповому конструированию. Осуществляемый в условиях открытости, постоянного переосмысления опыта, сопровождаемый взаимодействием различных аксиологических структур (современных и традиционных, глобализированных и локальных, космополитичных и этноцентричных, и т. д.) этот процесс выстраивается на основе конкурирующих между собой смыслов и значений. Социокультурное пространство, в котором он разворачивается, характеризуется противоречивыми тенденциями: последовательным отходом от культурных стандартов, на которых воспитывались предыдущие поколения молодёжи, и возвратными движениями в сторону, казалось бы, потерявших значение ценностей и образцов культурной жизни; деструкцией нормативности с присущим ей отвержением устойчивых, разделяемых большинством людей способов самовыражения, и поиском новых форм, соответствующих современной динамичной жизни; распадом однозначных образцов «правильного» и «неправильного», «высокого» и «низкого», «элитарного» и «массового» в культуре и стремлением найти новые критерии, потребность в которых неизбежно возникает в связи с обоснованием своих приоритетов. Сущность этих противоречий сводится к базовому противоречию между преемственностью и инновациями в культурной сфере, между простым и расширенным культурным воспроизводством, между отчасти сохраняющимися и новыми смысловыми значениями событий, явлений и форм культурной жизни.
Новые смыслы и значения, реализуемые через переосмысление молодёжью своих потребностей, отражающих её желание и стремление, интересов как конкретных путей их реализации и ценностей как высших нравственных регуляторов выбора одного из множества путей [Здравомыслов 1986; Чупров, Черныш 1993], несут на себе влияние конкретных условий жизни молодых людей. Не только социетальные изменения порождают культурные сдвиги, но и сама культура, как известно, становится фактором их изменений [Сорокин 2017], демонстрируя взаимообусловленность предпочтений молодёжи и происходящих социокультурных перемен [Helve 2005: 60; Инглхарт 1997; George, Uyanga 2014; Uyanga, Aminigo 2010;
Магун 2012]. Опираясь на результаты социологического исследования1, проанализируем, какое место занимает культура и её различные формы в сознании и жизни молодых россиян.
Культурные потребности молодёжи
Культурная жизнь молодёжи наиболее полно проявляется в её досуге. Именно эта сфера аккумулирует её ориентации в сфере культурного производства и потребления, о чём можно судить по ответам на вопрос «Чем Вы обычно занимаетесь в свободное от учёбы и работы время?» (см. ,, таблицу ,, 1).
Таблица 1
Виды деятельности молодёжи в свободное время, %
Виды деятельности Распределение ответов
Никогда, редко Часто Регулярно
Домашнее хозяйство, уход за детьми 32,9 36,5 30,6
Прогулки 14,6 52,6 32,8
Чтение художественной литературы 55,4 34,5 10,1
Приём и посещение гостей 31,6 56,2 12,2
Занятие художественным творчеством, конструированием 70,6 21,3 8,1
Просмотр телепередач, видео, прослушивание музыки 13,8 55,8 30,4
Участие в художественной самодеятельности, занятия в кружках, спортивных секциях 78,8 14,7 6,5
Посещение театров, концертов, музеев 68,9 25,0 6,1
Посещение кинозалов 39,6 48,6 11,8
Посещение дискотеки, вечеринок, танцев 67,2 25,3 7,5
Общение с друзьями 7,0 48,8 44,2
Посещение стадионов, спортивных зрелищ 67,9 23,9 8,2
Хождение по магазинам 20,0 57,7 22,3
Занятия спортом, туризмом 54,0 31,4 14,6
Проведение времени в интернете, соцсетях 10,8 45,3 43,9
Занятие дополнительным образованием 78,5 15,5 6,0
Посещение церкви, мечети 81,2 15,5 3,2
1 Исследование «Саморегуляция жизнедеятельности в культурном пространстве молодёжи» проведено Центром социологии молодёжи ИСПИ РАН в 2017 г. под руководством авторов статьи по репрезентативной для молодёжи в возрасте от 15 до 29 лет выборке в семи субъектах РФ, в 28 населённых пунктах. N=803 чел.
Всё более значимыми в среде молодёжи становятся зрелищные формы потребления культуры, направленные на удовлетворение познавательной, эмоциональной и гедонистической потребностей.
Как видно, значительное место в структуре свободного времени молодых людей занимают общение с друзьями (48,8% часто и 44,2% регулярно); проведение времени в интернете и соцсетях (соответственно 43,9 и 45,3%); прогулки (52,6 и 32,8%), также являющиеся формой общения; приём и посещение гостей (58,2 и 12,2%); занятие домашним хозяйством и уход за детьми (36,5 и 30,6%); несколько меньшее - посещение дискотеки, вечеринок, танцев (25,3 и 7,5%). Отмеченные виды досуга отражают устойчиво воспроизводящуюся группу потребностей молодых людей в общении, друзьях и семье.
С реализацией культурных потребностей связаны определённые виды деятельности, направленные на активное творчество, развитие духовных и физических сил. Эта группа потребностей несколько уступает предыдущим по степени распространённости в молодёжной среде, хотя играет не менее значимую роль в культурной жизни молодых людей. По степени проявления эти потребности выстраиваются следующим образом: чтение художественной литературы (34,5 и 10,1%); занятия спортом, туризмом (31,4 и 14,6%); художественным творчеством, конструированием (21,3 и 8,1%); участие в художественной самодеятельности, кружках и спортивных секциях (14,7 и 6,5%), занятия дополнительным образованием (15,5 и 6%). Являясь наиболее активной формой саморазвития, они активизируют процесс формирования у молодёжи значимых компетенций.
Всё более значимыми в среде молодёжи становятся зрелищные формы потребления культуры, направленные на удовлетворение познавательной, эмоциональной и гедонистической потребностей: просмотр телепередач, видео, прослушивание музыки (55,8 и 30,4%); хождение по магазинам (шопинг) (57,7 и 22,3%); посещение кинозалов (48,6 и 11,8%); стадионов спортивных зрелищ (23,9 и 8,2%); театров, концертов, музеев (25 и 6,1%). Существенно различаясь по содержанию потребляемого контента, они определяют образ жизни и культурную специфику современной молодёжи.
Сфокусировав внимание респондента на необходимости выбора наиболее предпочтительной формы времяпрепровождения в контрольном вопросе «Предположим, у Вас есть свободный вечер, который можете провести по своему усмотрению, как Вы его проведёте?», получаем следующее распределение ответов (см. .. таблицу .. 2).
В распределении ответов, отражённых в таблице . . 2, прослеживаются наиболее распространённые формы культурной жизни молодёжи, позволяющие сделать уточняющие выводы об иерархии её культурных потребностей. Так, две трети респондентов (60,4%) предпочитают общение с друзьями; каждый второй (47,9%) настроен на пассивный отдых у телевизора;
каждый третий (34,2%) практикует пребывание в интернете, общаясь в соцсетях, или занятие любимым делом (32,3%); каждый четвёртый (24,4%) - прослушивание музыки, просмотр видео; каждый пятый (19,4%) - занятия с детьми, посещение кинозала, бара, клуба (18,4%); 12,3% выбирают чтение, 6,8% - посещение театра.
Таблица 2
Наиболее предпочтительные формы досуга молодёжи, %
Формы досуга Ответы*
Встреча с друзьями 60,4
Пассивный отдых на диване у телевизора 47,9
Пребывание в интернете, соцсетях 34,2
Занятие любимым делом 32,3
Прослушивание музыки, просмотр видео 24,4
Занятие с детьми 19,4
Посещение кинозала, бара, клуба 18,4
Чтение 12,3
Посещение театра, концерта 6,8
*Больше 100% при допущении нескольких вариантов ответа.
Есть возможность сравнить структуру досуговой деятельности современной молодёжи с той, что выявлялась несколько десятилетий назад, можно увидеть, насколько сильно изменилось её содержание. По данным исследования, проведённого в 1967 г.1, на вопрос «Как ты проводишь своё свободное время?» ответы распределились следующим образом: занимаюсь рационализаторством, изобретательством - 3%; пишу повести, рассказы, стихи - 4%; рисую, режу по кости, вышиваю - 8% ; занимаюсь фотографией, снимаю любительские фильмы - 14%; играю на музыкальных инструментах - 12%; участвую в художественной самодеятельности - 11%; занимаюсь спортом, туризмом - 27%; играю в шахматы - 28%; провожу свободное время с друзьями - 28%; посещаю кинотеатры, театры - 27%; занимаюсь дома или в библиотеке - 28%; читаю художественную литературу - 68%.
О направленности культурных потребностей молодёжи в тот период свидетельствуют ответы на вопрос «Если бы сейчас был сокращён рабочий день и твоё свободное время увеличилось, как бы ты предпочёл его использовать?»
(см. .. таблицу.. 3).
1 Всесоюзное исследование социального облика советской молодёжи проводилось социологической группой ЦК ВЛКСМ в 1967 г. во всех союзных республиках СССР. Было опрошено 10 тыс. чел. в возрасте от 14 до 28 лет. Данные приводятся на основе подвыборки N=4742 чел. Рук. исследования: Ю. В. Торсуев и В. Г. Васильев.
Таблица 3
Культурные потребности молодёжи при увеличении свободного времени, 1967 г., %
Сравнение приведённых данных, характеризующих формы досуга предшествующего и современного поколений молодёжи, показывает, что за прошедшие десятилетия произошли заметные изменения культурных потребностей молодых людей.
Предпочтительные виды деятельности при увеличении свободного времени Ответы
Чаще читать художественную литературу 47
Чаще посещать музеи, выставки, кино, театры 39
Больше времени отдавать учёбе, пойти учиться в вечернюю школу, техникум, вуз 35
Заниматься спортом, туризмом 32
Больше времени проводить с друзьями 21
Больше времени проводить с семьей, заниматься домашним хозяйством 17
Посещать лекции, диспуты, читать политическую и научно-популярную литературу 15
Больше уделять времени любимым занятиям (конструированием, фотографией и др.) 13
Найти дополнительную работу, чтобы больше заработать 7
Сравнение приведённых данных, характеризующих формы досуга предшествующего и современного поколений молодёжи, показывает, что за прошедшие десятилетия произошли заметные изменения культурных потребностей молодых людей. Притом, что основные виды деятельности остались практически прежними, иными стали их формы и удельный вес в структуре досуга. Во-первых, в среде современной молодёжи доминирует пассивное времяпрепровождение. Во-вторых, присущая структуре потребностей прошлых лет устремлённость к самосовершенствованию и выраженной активности в этом направлении вытеснена потребностью в раз-
ТЛ «-» «-»
влечении. В этой связи изменяется характер ожиданий, транслируемых молодыми людьми соответствующим учреждениям. Так, достаточно высокая потребность определённой части молодёжи в театральном искусстве имеет ту же гедонистическую нагрузку, что и любые другие формы культуры. Сказанное относится и к классической музыке, запрос на которую, если и выявляется, то также связан с запросом на развлечение. В целом значительно сократившаяся доля познавательных потребностей, включая чтение художественной литературы, посещение музеев и театров, заменяется доминирующей потребностью в сетевом общении, ставшем основной чертой культурно-досуговых практик молодых людей. В-третьих, не прослеживается признаков целеориентированной регуляции культурных потребностей молодёжи, напротив - они являются предметом личного выбора молодых людей. В пользу этого вывода говорит характер ответов респондентов о своих предпочтениях, в которых едва ли просматриваются признаки социально предписываемых и санкционируемых образцов.
Рассмотрим, насколько изменяются культурные потребности современной молодёжи в зависимости от её социально-групповых характеристик (см. .. таблицу .. 4).
Таблица 4
Наиболее предпочтительные формы культурной жизни в различных группах молодёжи
Социально-групповые характеристики Формы культурной жизни
Пассивный отдых у TV Занятие любимым делом Чтение Занятия с детьми Общение с друзьями Посещение театра, концерта Посещение кинозала, бара, клуба Прослушивание музыки, просмотр видео Пребывание в интернете
Возраст, лет 15-17 37,7 43,4 12,4 0,9 73,6 4,7 19,8 23,6 45,3
18-24 45,4 32,6 12,8 13,3 62,8 6,4 22,6 29,7 44,9
25-29 54,7 27,7 11,7 33,6 52,1 8,1 12,7 17,9 29,6
Пол Мужчины 49,2 34,1 10,1 12,4 62,1 5,1 19,2 27,5 36,4
Женщины 46,7 30,2 14,5 26,3 58,2 8,6 17,7 21,4 32,2
Образование Неполное среднее 46,2 41,9 13,7 2,6 64,1 5,1 16,2 28,2 43,6
Среднее общее 47,0 31,5 10,4 13,5 66,9 2,8 21,5 26,3 39,8
Среднее профессиональное 48,6 31,3 7,9 26,6 57,5 4,7 17,8 21,0 30,4
Бакалавриат 47,5 28,3 22,2 31,3 50,5 11,1 21,2 27,3 32,3
Магистратура 50,0 29,2 15,0 25,8 55,0 17,5 12,5 20,0 21,7
Материальное положение Малообеспечен 40,0 36,0 12,0 32,0 40,0 8,0 8,0 24,0 36,0
Ниже среднего 44,4 32,7 11,1 27,5 58,2 5,9 15,7 25,5 39,9
Среднеобеспечен 50,6 26,8 12,1 16,7 59,9 5,4 16,7 24,9 36,4
Выше среднего 48,5 38,3 12,8 18,1 62,1 8,4 21,1 22,9 28,6
Высокообеспечен 41,0 38,5 15,4 12,8 69,2 12,8 28,2 26,2 28,0
Тип поселения Областной центр 51,0 29,8 14,2 17,6 61,9 7,0 19,6 25,7 35,7
Районный город 47,9 39,1 8,3 20,8 58,9 6,3 14,1 25,5 35,4
Село,деревня 38,8 30,3 11,8 23,0 56,6 7,2 20,4 19,1 28,3
|в ¡5
>о
00 тН
о
<ч
СП
I
Ш О!
Данные, представленные в таблице.....4, отражают наиболее заметные изменения потребностей в культуре, которые проявляются в следующих формах культурной жизни. С повышением возраста респондентов возрастают значения пассивного отдыха (с 37,7% в группе 15-17 лет до 54% в возрастной группе 25-29 лет), а также занятий с детьми (до 33,6% в старшей группе). Одновременно снижается значимость занятий любимым делом (с 43,4 до 27,7%), общения с друзьями (с 73,6 до 52,1%), посещения кинозалов, баров,
С повышением уровня образования возрастает значение чтения, посещения театров, концертов. Вместе с тем снижается значение общения с друзьями.
С повышением уровня материального положения возрастают значения занятий любимым делом, общения с друзьями, посещения театров, концертов и кинозалов. Одновременно снижаются значения занятий с детьми и пребывания в интернете и соцсетях.
клубов (с 22,6 до 12,7%), прослушивания музыки, просмотра видео (с 29,7 до 17,9%), пребывание в интернете и соцсе-тях (с 45,3 до 29,6%).
В ракурсе гендерных различий заметно выше значение занятий с детьми среди женщин (26,3%, по сравнению с мужчинами - 12,4%) и ниже прослушивание музыки и просмотр видео (соответственно 21,4 и 27,5%), а также пребывание в интернете (32,2 и 36,4%).
С повышением уровня образования возрастает значение чтения (с 10,4% среди респондентов со средним общим образованием до 22,2% - с высшим образованием первого уровня), а также значение посещения театров, концертов (с 2,8% -со средним общим до 17,5% - с высшим образованием второго уровня). Вместе с тем снижаются значения общения с друзьями (с 66,9% - со средним общим до 50,5% - с высшим образованием первого уровня) и пребывания в интернете (с 43,6% - с неполным средним до 21,7% - с высшим образованием второго уровня).
С повышением уровня материального положения возрастают значения занятий любимым делом (с 26,8% среди среднеобеспеченных до 36,5% среди высокообеспеченных), общения с друзьями (с 40% среди малообеспеченных до 69,2% среди высокообеспеченных), посещения театров, концертов (соответственно с 8 до 12,8%) и кинозалов (соответственно с 8 до 28,2%). Одновременно снижаются значения занятий с детьми (с 32% среди малообеспеченных до 12,8% среди высокообеспеченных) и пребывания в интернете и соцсетях (соответственно с 36 до 28%).
В зависимости от типа поселения наиболее заметно отличается культурная жизнь молодёжи, проживающей в сёлах и деревнях, в сторону снижения значений большинства её форм, по сравнению с жителями крупных и районных городов.
Проделанный анализ культурной жизни молодёжи показывает достаточно представительную структуру её культурных потребностей. Однако наиболее высокие значения пассивного времяпрепровождения на диване у телевизора и чрезвычайно низкие значения посещения театров и чтения художественной литературы свидетельствуют об их существенной деформации.
Интересы молодёжи в сфере культуры
О степени заинтересованности молодёжи в различных формах культурной жизни дают представление затраты времени на их реализацию (в среднем количество часов в день)
(см. .. таблицу.. 5).
Таблица 5
Затраты времени в структуре досуговой деятельности молодёжи, %
Формы досуга До 30 мин От 30 мин до 1 часа 1-2 часа Более 2х часов Нисколько
Просмотр телепередач 19,8 24,0 22,9 17,0 16,3
Прослушивание радиопередач 23,2 6,7 3,5 3,2 63,4
Чтение газет, журналов 31,3 8,7 2,9 2,1 55,0
Чтение художественной литературы 22,4 18,2 10,1 6,7 42,6
Встреча с друзьями 11,6 18,7 23,3 43,4 3,0
Занятие спортом 20,9 13,7 16,3 11,0 38,1
Прослушивание музыки, просмотр видео 19,2 24,2 20,8 22,5 13,3
Пребывание в интернете, в соцсетях 7,7 15,6 20,2 53,9 2,6
В таблице. . 5 особенно заметна доля респондентов, в структуре досуговой деятельности которых анализируемые формы культурной жизни представлены в минимальной степени или не представлены вовсе. Это свидетельствует об отсутствии достаточного интереса к ним со стороны молодёжи. Не слушают радиопередачи 63,4% молодёжи, не читают газеты и журналы 55%, художественную литературу - 42,6%, не занимаются спортом 38,1%. То есть, оставаясь потребностью, эти формы культурной жизни по разным причинам не находят адекватного способа реализации и не актуализируются в интересы.
Основными формами культурной жизни, в которых молодёжь проявляет наибольшую заинтересованность (доля респондентов, затрачивающих более двух часов в день), являются пребывание в интернете, соцсетях (53,9%); общение с друзьями (43,4%); прослушивание музыки, просмотр видео (22,5%) и телепередач (17%). Интерес к этим формам во многом определяет специфику культурной жизни молодёжи.
Рассмотрим, в какой степени молодёжь проявляет интерес к искусству, на основании ответов на вопрос «Насколько Вы увлекаетесь следующими видами искусства?» (см.. . . таблицу . . 6).
Представленные в таблице. 6 данные свидетельствуют, что большинство молодёжи не проявляет интереса к искусству, равнодушно относясь к основным его видам: танцевальному искусству (не увлекаются 57,2%, интересуются от случая к случаю 28,3%); театральному (соответственно 52,3 и 37%); к литературе, поэзии (45,3 и 34,9%); изобразительному искусству (59,7 и 27,9%). Заметно меньше равнодушных в отношении к киноискусству (14,7 и 39,2%) и музыке (12 и 26,7%). Вместе с тем выделяется весьма значительная доля молодёжи, в разной степени увлекающейся искусством, проявляющей повышенный интерес к основным его видам. Каждый десятый увлекается
танцами (следят за новинками 6,1%, являются поклонниками 3,7%, занимаются сами 4,7%); театром (соответственно 6,5;
3.8 и 0,4%); изобразительным искусством (4,7; 4,4 и 3,3%); каждый пятый отдаёт предпочтение литературе, поэзии (12,1;
5.9 и 1,8%); каждый второй - киноискусству (34,1; 9,8 и 2,2%); более двух третей - музыке (31; 20,5 и 9,8%).
Таблица 6
Отношение молодёжи к различным видам искусства, %
Виды искусства Степень увлечённости
Не увлекаюсь От случая к случаю Слежу за новинками Являюсь поклонником Сам занимаюсь
Танцы 57,2 28,3 6,1 3,7 4,7
Кино 14,7 39,2 34,1 9,8 2,2
Театр 52,3 37,0 6,5 3,8 0,4
Литература, поэзия 45,3 34,9 12,1 5,9 1,8
Изобразительное искусство 59,7 27,9 4,7 4,4 3,3
Музыка 12,0 26,7 31,0 20,5 9,8
Интерес к искусству заметно различается в разных группах молодёжи (см..,. таблицу .. 7).
Данные таблицы. . 7 указывают на наличие анализируемой зависимости. Интерес к различным видам искусства, оцениваемый как суммарная доля респондентов, регулярно следящих за новинками в искусстве, являющихся его поклонниками и сами занимающиеся конкретными его видами, в наибольшей степени связан со следующими социально-групповыми характеристиками молодёжи. Увлечённость танцевальным искусством связана с возрастными характеристиками, снижаясь с повышением возраста респондентов (с 27,3% в младшей возрастной группе (15-17 лет) до 11,4% - в старшей (25-29 лет), а также с тендерными различиями (23% среди женщин и 5,9% среди мужчин). Увлечённость киноискусством тоже связана с возрастом, снижаясь в старшей возрастной группе (до 39,1%) по сравнению с младшей (61,4%), и с материальным положением, повышая свои значения в группе высокообеспеченной молодёжи до 61,5% против 36,7% среди обеспеченных ниже среднего уровня. Увлечённость театральным искусством коррелирует с гендерными различиями (13,8% среди женщин и 7,7% среди мужчин), с материальным положением (8,5% среди обеспеченных ниже среднего уровня и 18,1% - среди высокообеспеченных), с типом поселения (12,6% среди проживающих в крупных городах и 7,2% - среди сельских жителей). Увлечённость литературой, поэзией - с гендерными различиями (24,3% среди женщин и 14,1% среди мужчин) и уровнем образования (19,6% среди респондентов с неполным средним образо-
Выделяется группа молодёжи со средним профессиональным образованием, представители которой проявляют наиболее низкий уровень интереса ко всем анализируемым видам искусства.
ванием и 39,2% - с высшим образованием второго уровня). Увлечённость изобразительным искусством - с возрастом (22,6% в младшей возрастной группе и 9,2% - в старшей), с тендерными различиями (18,8% среди женщин и 8,1% среди мужчин) и материальным положением (9,8% среди обеспеченных ниже среднего уровня и 20,5% среди высокообеспеченных). Увлеченность музыкальным искусством - с возрастом (69,9% в младшей возрастной группе и 62,2% - в старшей), уровнем образования (70,7% среди респондентов со средним образованием и 60,2% - с высшим образованием второго уровня), с материальным положением (51,6% среди обеспеченных ниже среднего уровня и 79,4% среди высокообеспеченных) и с типом поселения (65% среди проживающих в крупных городах и 50,1% - в сёлах и деревнях). Особенно заметно выделяется группа молодёжи со средним профессиональным образованием, представители которой проявляют наиболее низкий уровень интереса ко всем анализируемым видам искусства.
Таблица 7
Связь социально-групповых характеристик молодёжи с её увлечённостью искусством, %
Социально-групповые характеристики Танцевальным Кино Театральным Литературой, поэзией Изобразительным Музыкальным
15-17 27,3 61,4 13,2 20,8 22,6 69,9
Возраст, лет 18-24 13,6 47,6 11,0 19,5 12,3 66,4
25-29 11,4 39,1 9,4 16,9 9,2 62,2
Пол Мужчины 5,9 46,0 7,7 14,1 8,1 64,1
Женщины 23,0 46,2 13,8 24,3 18,8 617
Неполное среднее 17,1 50,4 12,0 19,6 17,0 68,3
Среднее общее 19,6 52,2 11,2 20,7 13,2 70,7
Образование Среднее профессиональное 6,5 46,5 5,6 12,1 9,3 47,7
Бакалавриат 14,2 43,5 15,2 22,2 9,1 60,5
Магистратура 16,7 45,8 13,3 39,2 13,2 60,2
Малообеспечен 11,1 36,7 8,5 16,3 9,8 51,6
Материальное Ниже среднего 16,6 44,4 10,2 20,0 10,5 59,6
положение Среднеобеспечен 14,5 52,9 10,6 22,0 13,6 67,0
Выше среднего 17,9 61,5 18,1 18,0 20,5 79,4
Тип поселения Высокообеспечен 15,9 46,4 12,6 22,0 12,5 65,0
Районный город 12,6 46,9 8,9 18,3 14,5 62,0
Село,деревня 12,2 44,1 7,2 15,2 11,9 50,1
Если в танцевальном, музыкальном и киноискусстве большинство респондентов предпочитают современные формы, то в театральном и изобразительном, а также в литературе и поэзии более предпочтительными являются классические.
На вопрос «Какие формы - классические и современные - Вам нравятся в этих видах искусства?», ответы распределились следующим образом (см. .. таблицу . . 8).
Таблица 8
Отношение молодёжи к классическим и современным формам
в искусстве, %*
Виды искусства Классические формы Современные формы Не увлекаюсь
Танцы 11,2 51,3 41,3
Кино 17,7 82,2 10,5
Театр 30,1 28,9 46,1
Литература, поэзия 39,8 30,8 39,1
Изобразительное искусство 26,7 22,9 54,2
Музыка 14,8 84,6 9,8
*Больше 100%, так как допускался одновременный выбор и классических, и современных форм.
В таблице достаточно наглядно выражено неоднозначное отношение молодёжи к классическим и современным формам в искусстве. Оно связано с конкретными его видами. Если в танцевальном, музыкальном и киноискусстве большинство респондентов (соответственно 51,3; 84,6 и 82,2%) предпочитают современные формы, то в театральном и изобразительном, а также в литературе и поэзии более предпочтительными являются классические формы (соответственно 30,1; 26,7 и 39,8% против 28,9; 22,9 и 30,8% сторонников современных форм в этих видах искусства).
Мотивы предпочтения классических и современных форм в искусстве во многом раскрываются в ответах на вопрос «Что из перечисленного Вы ожидаете при обращении к различным видам искусства?» (см. . . таблицу . . 9).
В таблице . 9 прослеживается значимая связь предпочтений молодыми людьми классических и современных форм в искусстве с ожиданиями развлечений, новых впечатлений, наслаждения от встречи с прекрасным, сопереживания, проникновения в смыслы, желания не отставать от других. В целом среди молодёжи, предпочитающей классику (средние суммарные значения по всем видам искусства), значительно больше доля ожидающих наслаждения от встречи с прекрасным (50,5 против 37,9% среди респондентов, предпочитающих современные формы в искусстве), а также доля стремящихся проникнуть в смыслы, содержащиеся в произведениях искусства (41,4 против 26,5%). И значительно меньший процент обращающихся к искусству ради развлечений (39,6 против 49,2%) или из стремления не отстать от других (6,4 против 12,2%). Иначе говоря, молодёжь обращается к классическим
произведениям искусства преимущественно для удовлетворения эстетических потребностей, а к современным - чтобы отдохнуть и развлечься.
Таблица 9
Связь предпочтений классических и современных форм в искусстве с ожиданиями при обращении к различным его видам, %*
Можно сделать вывод о высоком творческом потенциале российской молодёжи, о чём свидетельствует доля респондентов, хорошо владеющих соответствующим видом культурной деятельности, и значения средневзвешенных коэффициентов.
Виды искусства Предпочтения Ожидания
Развлечений Новых впечатлений Наслаждения от встречи с прекрасным Сопереживания Проникновения в смыслы Желания не отстать от других
Танцы Классики 37,8 67,8 52,2 16,7 37,8 7,8
Современности 52,5 68,0 37,5 12,9 27,0 13,1
Кино Классики 37,3 68,3 52,1 18,3 45,1 5,6
Современности 52,6 68,4 34,0 9,7 25,3 12,0
Музыка Классики 39,0 72,9 52,5 12,7 49,2 3,4
Современности 52,7 68,3 33,9 11,1 26,0 12,9
Театр Классики 40,9 68,6 48,8 12,8 41,3 5,4
Современности 47,1 69,1 42,9 13,6 20,9 13,1
Литература, поэзия Классики 41,0 69,5 45,4 13,3 39,4 6,7
Современности 44,8 68,4 42,0 16,1 27,0 10,9
Изобразительное искусство Классики 41,6 69,2 52,3 14,0 35,5 9,3
Современности 45,5 66,9 37,0 14,3 33,1 11,0
В целом предпочтения классики 39,6 69,4 50,5 14,6 41,4 6,4
В целом предпочтения современности 49,2 68,2 37,9 12,9 26,5 12,2
*Больше 100%, т. к. в оценке ожиданий допускалось до трёх вариантов ответов.
Проявление интереса к культуре непосредственно связано с практическими навыками (умением) молодых людей. Проанализируем их на основе ответов на вопрос «Что Вы умеете?», которые позволят оценить творческий потенциал молодёжи (см. .. таблицу .. .10).
Таким образом, можно сделать вывод о высоком
|1 О творческом потенциале российской молодёжи, о чём свиде-
!§ гм
з§ тельствует и доля респондентов, хорошо владеющих соот-
0*> ветствующим видом культурной деятельности, и значения
^ § средневзвешенных коэффициентов. Среди считающих, что
^ «хорошо умеют», каждый второй отметил - владеть компью-
^ тером (54,4%, К=3,39); каждый пятый - танцевать (21,3%,
У 0| К=2,55); каждый шестой - петь (15,4%, К=2,32), рисовать
СО ^ (15,8%, К=2,30), конструировать и мастерить (14,9%, К=2,34);
каждый десятый - шить, вязать (10,8%, К=2,03), владеть иностранным языком (10,1%, К=2,21), играть на музыкальных инструментах (10%, К=1,74), играть в шахматы (9,3%, К=1,96), сочинять стихи (8,6%, К=1,71).
Таблица 10
Деятельностные формы культурной жизни молодёжи, %
Умение Степень умения
Хорошо Средне Плохо Не умею К*
Танцевать 21,3 34,4 22,2 22,2 2,55
Петь 15,4 30,3 24,9 29,4 2,32
Рисовать, лепить 15,8 28,0 26,3 29,9 2,30
Шить, вязать 10,8 24,7 22,5 43,0 2,03
Конструир ов ать, мастерить 14,9 33,1 23,0 29,0 2,34
Играть на музыкальных инструментах 10,0 12,6 19,4 58,0 1,74
Сочинять стихи 8,6 13,4 18,3 59,7 1,71
Работать на компьютере 54,4 34,5 6,4 4,7 3,39
Играть в шахматы 9,3 21,9 24,3 44,5 1,96
Владею иностранным языком 10,1 28,5 33,9 27,5 2,21
*К - средневзвешенный коэффициент по четырёхбалльной шкале оценок.
Вывод о высоком творческом потенциале российской молодёжи подтверждается и данными об образовании в сфере культуры, а также об участии молодых людей в творческих конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях. Учатся или окончили музыкальную школу, художественное училище, консерваторию, театральный, литературный институт 13,1% респондентов; участвовали в художественных конкурсах - 29,4%; в музыкальных конкурсах - 30,3%; в конкурсах самодеятельного творчества - 38,5%; в конкурсах, выставках технического творчества -14,9%; в спортивных соревнованиях разного уровня - 54%. Высокий творческий потенциал молодёжи свидетельствует о насыщенной культурной жизни и большом культурном пространстве значимой части современного молодого поколения.
Ценности культуры в молодёжной среде
Показателем ценностного отношения молодёжи к культуре является самооценка молодыми людьми той роли, которую она играет в их жизни. Анализ ответов на вопрос «Какую роль играют в Вашей жизни нижеперечисленные виды искусства и культуры?» позволяет оценить их значение в культурной жизни молодёжи (см.. . . таблицу . . 11).
Таблица 11
Оценка молодёжью значения различных видов искусства и культуры
в собственной жизни
Ценностью становятся виды культуры, значение которых для молодого человека выходит за рамки конкретных ситуаций, распространяясь на жизнедеятельность в целом и приобретая обобщённый характер. Таковыми для молодёжи оказались ближайшее окружение сверстников и природа.
Виды искусства и культуры К* Ранг
Киноискусств о 3,94 3
Театральное искусство 2,65 12/13
Танцевальное искусство 2,86 10
Литература, поэзия 3,22 5
Живопись, скульптура 2,65 12/13
Классическая музыка 2,91 9
Рок, джаз 2,98 7
Эстрадная музыка 3,50 4
Народная музыка 2,82 11
Зодчество (архитектура), исторические памятники 2,94 8
Связь с природой 5,45 2
Религия, молитва, обращение к Богу 3,14 6
Общение с друзьями 5,75 1
*К - средневзвешенный коэффициент по семибалльной шкале оценок.
Степень значимости для молодёжи тех или иных форм культурной жизни, видов искусства и культуры оценивалась по семибалльной шкале, где за единицу принималось значение «совсем не играет роли», а за 7 баллов - значение оценки «играет очень большую роль». Распределение значений оценок на основе средневзвешенных коэффициентов, представленное в таблице.. 11, показывает, что наибольшую роль в культурной жизни молодёжи играют общение с друзьями (К=5,75) и связь с природой (К=5,45). Общение с друзьями рассматривается как специфическая форма культурной жизни молодёжи, поскольку стремление к объединению со сверстниками является значимым типом её субкультуры. В выделении роли природы в культурной жизни проявилось самоощущение её влияния на внутреннее состояние молодого человека. Далее по степени снижения значимости следуют: киноискусство (К=3,94), эстрадная музыка (К=3,50); литература, поэзия (К=3,22), религия (К=3,14); рок, джаз (К=2,98); зодчество, исторические памятники (К=2,94), классическая музыка (К=2,91), танцевальное искусство (К=2,86), народная музыка (К=2,82), театральное и изобразительное искусство (живопись, скульптура) (К=2,65).
Иными словами, ценностью становятся виды культуры и искусства, значение которых для молодого человека выходит за рамки конкретных ситуаций, распространяясь на жизнедеятельность в целом и приобретая обобщённый характер. Таковыми для молодёжи оказались ближайшее окружение сверстников и природа, идентификация с которыми преобла-
дает над другими анализируемыми объектами и формами культурной жизни. Идентификация с рассматриваемыми видами искусства и культуры в значительно меньшей степени представлена в структуре её культурного пространства.
Следует иметь в виду, что в различных условиях жизнедеятельности молодёжи изменяется характер смыслов, образующих ценностные основания культурного пространства, и это отражается на их направленности (терминальной или инструментальной). Проанализируем, как изменяется характер связи наиболее значимых для молодёжи видов культуры и искусства с ценностями культуры в зависимости от стабильных и рискогенных условий социокультурной среды обитания. Для анализа наиболее значимых видов культуры и искусства выделим те из них, которые играют очень большую роль (оцениваемую в 7 баллов) в жизни молодёжи. Для оценки терминальной ценности использовались суммарные смысловые значения ответов: «Для меня культура - это.»: внутренняя потребность, национальная принадлежность, традиция. А для оценки инструментальной ценности - суммарные смысловые значения ответов: пространство жизнедеятельности, принадлежность к группе, престиж (см. таблицу 12).
Таблица 12
Связь наиболее значимых для молодёжи видов культуры и искусства с ценностями культуры в зависимости от стабильности и рискогенности социокультурной среды обитания, %
Виды культуры и искусства Связь с ценностями культуры
Стабильные условия Рискогенные условия
Терминальная Инструментальная Терминальная Инструментальная
Общение с друзьями 67,8 32,2 59,1 40,9
Связь с природой 77,2 22,8 69,7 30,3
Киноискусство 79,0 21,0 75,0 25,0
Эстрадная музыка 57,1 42,9 40,0 60,0
Литература, поэзия 73,7 26,3 56,2 43,8
Религия 75,8 24,2 72,4 27,6
Интернет-культура 69,9 30,1 51,5 48,5
В стабильных условиях жизнедеятельности для большинства молодёжи (от 79 до 57,1%) наиболее значимые для жизни виды культуры и искусства являются терминальной ценностью (внутренней потребностью, основанием национальной принадлежности, традицией). И для существенно меньшей
части молодёжи (от 42,9 до 22,8%) эти виды культуры имеют инструментальный смысл: способ вхождения в группу сверстников, достижения высокого статуса, престижа.
В условиях рискогенности социокультурной среды обитания происходит заметное снижение значений терминальной ценности всех анализируемых видов культуры и искусства: общения с друзьями - с 67,8% в стабильных условиях до 59,1%; связи с природой - с 77,2 до 69,7%; киноискусства -с 79 до 75%; эстрадной музыки - с 57,1 до 40%; литературы, поэзии - с 73,7 до 56,2%; религии - с 75,8 до 72,4%; интернет-культуры - с 69,9 до 51,5%. Соответственно возрастают значения оценок их инструментальной ценности.
Заключение
Таким образом, подводя итог проделанному анализу и опираясь на трёхуровневую диспозиционную теорию саморегуляции социального поведения (М. Рокич, В. А. Ядов), можно определить роль потребностей, интересов и ценностей в культурной жизни молодёжи. Культурные потребности определяют предметную направленность активности молодого человека в культурном пространстве, но не указывают на способ преобразования активности в практическую деятельность. Поэтому на уровне потребностей реализуются преимущественно стереотипные модели культурной жизни. Регуляция культурных потребностей молодёжи с целью их гармонизации обеспечивается расширением форм культурной жизни, доступных для молодых людей. Иначе говоря, расширением культурного пространства молодёжи.
Деятельностная форма культурной жизни реализуется посредством интересов. На этом уровне диспозиций отношение молодёжи к различным формам культурной жизни приобретает аргументированный характер. Доминирующим становится стереотипно-личностный тип поведения, основанный на заинтересованном отношении к культуре. Развитие интересов в культурной жизни молодёжи обеспечивается созданием необходимых условий для их реализации.
Благодаря ценностям, культурная жизнь наполняется смыслами, которые выступают в качестве социокультурных посредников, определяющих характер связи с жизнедеятельностью молодёжи в целом. Доминирующим в культурной жизни молодёжи становится активно-личностный тип поведения, основанный на осознанном выборе стратегий жизнедеятельности. В стабильных условиях выбор регулируется преимущественно на основе терминальных ценностей культуры, а в изменяющейся социальной реальности под влиянием рискогенных факторов повышается роль инструментальных ценностей культуры. Поэтому в рамках целенаправленного
регулирования культурной жизни молодёжи важно обеспечить, во-первых, оптимальное сочетание самоценного и рационального отношения к культуре в её среде, а во-вторых - связь ценностного отношения к культуре с изменяющимися смысло-жизненными ориентациями молодых людей.
Библиографический список
Далгатов М. М., Магомедова Н. Т., Асадулаева У. М., Гадисова И. А. 2011. Ценностные и смысложизненные ориентации студентов исламских и светских высших учебных заведений // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». № 3 (16), 2011. С. 12-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-i-smyslozhiznennye-orientatsii-studentov-islamskih-i-svetskih-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.pdf [Дата посещения: 10.11.2018].
Запад и Восток. Традиции и современность. Курс лекций для негуманитарных специальностей / С. Г. Галанова и др. М.: Знание, 1993. 240 с.
Здравомыслов А. Г. 1986. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат. 223 с.
Инглхарт Р. 1997. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. № 4. С. 6-33.
Леонтьев Д. А. 1998. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. № 1. С. 13-25.
Магун В. С., Руднев М. Г. 2012. Базовые ценности двух поколений россиян и динамика их социальной детерминации // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Сб. докладов. В 4-х кн. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». С. 87-97.
Сорокин П. А. 2017. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В. В. Сапова. М.: Академический проект. 964 с.
Формирование мировоззренческой культуры молодежи / Отв. ред. В. Г. Табачковский. АН УССР, Ин-т философии. Киев: Наукова думка, 1990. 308 с.
Чупров В. И., Черныш М. Ф. 1993. Мотивационная сфера сознания молодежи: состояние и тенденции развития. М.: Институт молодежи. 97 с.
George I. N., Uyanga U. D. 2014. Youth and Moral Values in a Changing Society // IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS). Vol. 19. Issue 6. Ver. I (Jun.). P. 40-44.
Helve H. 2005. Borders and possibilities in youth research - a longitudinal study of the world views of young people. In Helve H. (Ed.), Mixed methods in youth research. Helsinki: Finnish Youth Research Network / Society. P. 57-81.
Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M. 2001. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement // Journal of Cross Cultural Psychology/ № 32. P. 519-542.
Schwartz Sh. H., Boehnke K. 2004. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis // Journal of Research in Personality. № 38. P. 230-255.
Thomson R., Holland J. 2004. Youth Values and Transitions to Adulthood: An empirical investigation Families & Social Capital. London: South Bank University, Family & Social Capital ESRC Research Group.
Uyanga U. D., Aminigo I. M. 2010. The Morally Autonomous Individual and National Development Imperatives in the Nigerian Nation // Trends in Educational Studies. № 5 (1, 2). P. 1-8.
DOI: 10.19181/vis.2018.27.4.546
Culture in the Lives of Young People: Necessity, Interest, Value
Zubock Julia Albertovna
Doctor of Sociological Sciences, Head of the Center for Youth research, Institute of Socio-Political Researches of Russian Academy of Science, Moscow city, Russia. E-mail: [email protected]
Chuprov Vladimir Illtch
Doctor of SociologicalSsciences, Chief Research Fellow, Institute of Socio-Political Researches of Russian Academy of Science, Moscow, Russia. E-mail: [email protected] Abstract. This article analyzes the role of various forms of cultural activities in the life structure of young people, in their needs, interests and values. The involvement of various groups of young people in the production and consumption of culture, as well as the impact of young people's involvement in this process, is considered to be a reflection of conflicting tendencies when it comes to forming youths' cultural preferences and their place in the realm of culture. An analysis was conducted, which allowed for concluding that the structure of cultural necessities is quite representational, while also being deformed due to a prevalence of passive-contemplative forms together with isolation within the confines of one's home or watching television; maintaining alignment towards the main types of activities, while shifting their form and relative weight in the structure of leisure; reorienting young people from the need for self improvement towards hedonism, while cementing a perception of culture as something of pleasure and with entertainment value, accompanied by the development of corresponding expectations from the consumption of culture. Young peoples' interests in the realm of culture are characterized by a mild expression and dominant role of real and virtual communication in that fraction represented most prominently; they reflect opposing expectations from consuming classical and modern culture, while indicating young people's rather high creative potential, which in itself is a prerequisite for them participating in cultural production. When it comes to the way modern Russian youth's relate to culture in terms of values, it shifts drastically depending on life situations, and the degree of stability or instability in one's living conditions. Given conditions of stability, culture's terminal value increases, given risky conditions - its instrumental value increases. Shifts in the cultural needs, interests and values of young people, depending on the socio-demographic characteristics of various groups, reveals the specifics of restrictions when it comes to young people participating in the production and consumption of culture,
as well as differences in terms of their cultural preferences and forms of cultural activities. Observed is a reduction of cultural space depending on the age and living conditions of young people. This article was put together based on empirical data from a study conducted by the Center for Sociology of Youth of the Russian Academy of Sciences' Institute of Socio-Political Research in 2017, using a sample represented by young people ages 15 to 29 from 7 subjects of the Russian Federation.
Keywords: Culture, youth, production of culture and consumption of culture, necessities, interests, values.
References
Chuprov V. I., Chernysh M. F. Motivatsionnaya sfera soznaniya molodezhi: sostoyanie i tendentsii razvitiya [Motivational sphere of youth consciousness: state and development trends]. Moscow, Institut molodezhi, 1993. 97 p. (in Russ.).
Dalgatov M. M., Magomedova N. T., Asadullaeva U. M., Gadisova I. A. Tsennostnye i smyslozhiznennye orientatsii studentov islamskih i svetskih vysshih uchebnykh zavedeniy [Valuable and meaningful life orientations of students of Islamic and secular higher educational institutions]. 2011. Web-resourse. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/tsennostnye-i-smyslozhiznennye-orientatsii-studentov-islamskih-i-svetskih-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.pdf [date of visit: 10.11.2018] (in Russ.).
Formirovanie mirovozzrencheskoy kul'tury molodezhi [The formation of the ideological culture of youth]. Ed. by V. G. Tabachkovskiy. Kyiv, Naukova dumka, 1990. 308 p. (in Russ.).
George I. N., Uyanga U. D. Youth and Moral Values in a Changing Society. IOSR Journal of Humanities and Social Science (IOSR-JHSS), 2014, vol. 19, issue 6, ver. I (Jun.), pp. 40—44.
Helve H. Borders and possibilities in youth research — a longitudinal study of the world views of young people. Mixed methods in youth research. Ed. by H. Helve. Helsinki, FYRNS publ., 2005, pp. 57-81.
Inglehart R. Postmodern: meniayushchiesia tsennosti i izmeniayushchiesia obshchestva [Postmodern: changing values and changing societies]. Politicheskie issledovaniya, 1997, no 4, pp. 6-33 (in Russ.).
Leont'ev D. A. Tsennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni [Value representations in the individual and group consciousness: types, determinants, and changes in time]. Psihologicheskoe obozrenie, 1998, no 1, pp. 13-25 (in Russ.).
Magun V. S., Rudnev M. G. Bazovye tsennosti dvuh pokoleniy rossiyan i dinamika ikh sotsial'noy determinatsii [The basic values of two generations of Russians and the dynamics of their social determination]. XII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva. Sbornik dokladov. Moscow, NRU HSE publ., 2012, pp. 87-97 (in Russ.).
Schwartz S. H., Melech G., Lehmann A., Burgess S., Harris M. Extending the cross-cultural validity of the theory of basic human values with a different method of measurement. Journal of Cross Cultural Psychology, 2001, no 32, pp. 519-542.
Schwartz Sh. H., Boehnke K. Evaluating the structure of human values with confirmatory factor analysis. Journal of Research in Personality, 2004, no 38, pp. 230-255.
Sorokin P. A. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Social and cultural dynamics]. Moscow, Akademicheskiy proekt, 2017. 964 p. (in Russ.).
Thomson R., Holland J. Youth Values and Transitions to Adulthood: An empirical investigation Families & Social Capital. London, South Bank University, Family & Social Capital ESRC Research Group, 2004.
Uyanga U. D., Aminigo I. M. The Morally Autonomous Individual and National Development Imperatives in the Nigerian Nation. Trends in Educational Studies, 2010, no 5 (1 & 2), pp. 1-8.
Zapad i Vostok. Traditsii i sovremennost'. Kurs lektsiy dlia negumanitarnykh spetsial'nostey [West and East. Tradition and Modernity]. Moscow, Znanie, 1993. 240 p. (in Russ.)
Zdravomyslov A. G. Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Needs. Interests. Values]. Moscow, Politizdat, 1986. 223 p. (in Russ.).