ПРОБЛЕМЫ ■ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ■ ОБРАЗОВАНИЯ ■
УДК 069(37)
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-4-97-102
ББК 79.1
КУЛЬТУРА УЧАСТИЯ И ПАРТИЦИПАТОРНЫЕ СТРАТЕГИИ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
М. В. Короткова
Аннотация. В статье освещены следующие вопросы: понятия «культура участия», партиципаторный музей, классификация партиципаторных стратегий. Автор предлагает примеры из отечественной и зарубежной партиципаторной практики, условия успешной реализации партиципаторных стратегий и роль волонтеров в этом процессе. В статье рассматриваются особенности организации партици-паторного музея и направления его деятельности. Автор обращает внимание на теоретические аспекты проблемы и приводит наиболее яркие примеры реализации партиципаторных стратегий в различных музеях в России и за рубежом. Статья содержит различные подходы к классификации партиципаторных стратегий, анализируется влияние различных типов стратегий на деятельность музея с посетителем и ее результаты. Автор также приводит возможные риски музея при организации партиципаторной деятельности.
Ключевые слова: культура участия, партиципаторный музей, волонтеры, пар-тиципаторные стратегии.
THE CULTURE OF PARTICIPATION AND PARTICIPATORY STRATEGIES IN MUSEUM PEDAGOGICS
M. V. Korotkova
Abstract. The article covers the following issues: notions of „participation culture", participatory museum, classification of participatory strategies. The author suggests examples from domestic and foreign participatory practices, conditions for successful implementation of participatory strategies and the role of volunteers in this process. The article deals with the peculiarities of organizing a participatory museum and the directions of its activities. The author draws attention to theoretical aspects of the problem and gives the most striking examples of the implementation of participatory strategies in various museums in Russia and abroad. The article contains different approaches to the classification of the participa-
it Короткова М. В., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
tive strategies, the influence of different types of strategies on the museum's activity with a visitor and its results is analyzed. The author also cites possible risks of the museum in organizing participatory activities.
Keywords: culture of participation, participatory museum, volunteers, participatory strategies.
Последние 10-15 лет на международных конференциях активно обсуждается наступление эпохи «культуры участия», которая выражается в самом общем виде в принципиальной смене модели взаимодействия музея с обществом. В России термин прозвучал первый раз на семинаре «Музей как проводник культуры участия» в рамках Фестиваля «Детские дни в Петербурге».
Термин «культура участия» возник как антипод культуры потребления, причем речь, прежде всего, шла о потреблении информации в Интернете. Новый круг программ и платформ позволил даже неподготовленному пользователю создавать тексты в блогах, размещать новости, видеоролики, фотографии, клипы и делиться всем этим с другими пользователями. Поэтому в какой-то степени «культура участия» - это продукт развития социальных интернет-сетей. Однако культура участия не сводится только к пониманию цифровых технологий.
Культура участия - не просто мода сегодняшнего дня, она сегодня стала основной зоной развития музея как социокультурного института. Музей противостоит по своей природе культуре потребления, так как наделен эксклюзивным правом изымать вещи из потребления. Музейный артефакт не имеет цены, исключен из отношений обладания и собственности, помещен в культурный фонд человечества. Понятия «элитный музей» не существует. Даже повышая цены на входной билет, музей сохраняет дни бесплатного посещения и льготы для разных категорий посетителей. Поэтому музей является открытой, доступной средой.
Культура участия обращена к коммуникативным потребностям человека, его желанию быть услышанным и включенным, к
стремлению приносить пользу людям и обществу. Это новые формы коммуникации, новое понимание общности, возможности выходить за свои собственные границы, взаимодействовать и соучаствовать. Именно музей является площадкой целенаправленной коммуникации, он принимает от людей «вклады» знаний, мнений, внимания, чувств и таким образом становится модератором культурного диалога. Музей, который принял модель «культуры участия», меняет понимание собственной миссии и глубоких основ своей деятельности. Проекты в духе культуры участия предполагают, что данный музей отказывается от хранителя культурных ключей, точно знающего, что посетители должны усвоить в экспозиции. Музей становится модератором диалога и площадкой, готовой дать возможность разным людям и группам представлять свои позиции и вносить вклад в общее дело.
На базе идеи «культуры участия» появился термин «партиципаторный музей». Определим место этого нового понятия в музейной педагогике.
В музейной педагогике сегодня выделяют четыре важнейших направления: 1) просветительское (включая экскурсии, лекции и конференции); 2) образовательное (образовательные программы); 3) досуговое (концерты, вечера, праздники, реконструкции); 4) партиципаторное (коммуникация и участие в различных формах) [1, с. 197-205].
Появился термин «партиципаторные стратегии», под которым понимается свободное, деятельное и осознанное участие посетителей в культурных процессах, возможность для них быть не только «потребителями» или объектами культурного воздействия, но и вносить свой собственный вклад в создание культурных событий [2, с. 8].
Партиципаторный музей, или музей 2.0, -это музей, который основывает свою деятельность на содержательно существенном участии посетителей, партнеров, местного сообщества. Это музей, развитие которого в существенной степени и определяется его посетителями, реальными и потенциальными. У посетителей есть свободное время включаться в социальные и культурные процессы и содействовать развитию музея, и они делают это добровольно и с полным пониманием происходящего.
Целью партиципаторного музея является вовлечение и обмен. В первую очередь, его усилия сконцентрированы на исследовании подлинного интереса и потребностей аудитории, понимании, что именно в коллекции музея может входить в резонанс с жизненными интересами сообщества и как достичь живого диалога с современностью. Н. Саймон, идеолог модели партиципаторного музея, отмечала: «Люди воспринимают институцию как место встречи и площадку диалога, вдохновленного коллекцией. Вместо того чтобы быть о чем-то или для кого-то, музей нового типа развивается вместе с посетителями» [3, с. 12]. Под партиципаторным музеем она понимает такое «место, где посетители могут заниматься творчеством, обмениваться впечатлениями и общаться на связанные с музеем темы». Далее автор раскрывает каждое положение. Заниматься творчеством - делиться своими мыслями, целями, художественными способностями и с музеем, и друг с другом. Обмениваться впечатлениями - обсуждать, сохранять на потом, переосмысливать и передавать дальше то, что было увидено и создано за время визита. Общаться - вступать в диалог с другими людьми - сотрудниками и другими посетителями, с которыми есть общие интересы [3, с. 12-13].
Задача партиципаторных стратегий -дать посетителям возможность активного соучастия, не теряя из виду основных задач и системы ценностей музея. В ближайшие 20 лет большинство музеев будут включать в программу работы с посетителями меро-
приятия, предполагающие соучастие. Некоторые музеи это вынесут на первый план, скорректировав свои внутренние правила. В большинстве случаев соучастие будет одной из технологий, которая сильно повлияет на социальную функцию музея [3, с. 22].
Нина Саймон выделила три модели соучастия в деятельности музея: собирательство, сотрудничество, сотворчество [3, с. 230-231]. Эти три категории соответствуют степени участия посетителей в разных стадиях научного исследования. 1. В собирательских проектах участники собирают сведения и экспонаты. Научные сотрудники запускают процесс сбора. Соучастие в данном случае носит ограниченный и специализированный характер. 2. В проектах сотрудничества помимо сбора сведений анализируют результаты и совместно с учеными делают на их основе выводы. На этом этапе посетитель является активным партнером в деятельности музея, и эта деятельность заранее определена. 3. В проектах сотворчества именно любители разрабатывают ключевые вопросы и далее вместе с научными сотрудниками проводят исследование. Любители проявляют известную самостоятельность в выборе целей, программы, методов реализации проекта. Четвертая форма - гостевой проект, когда музей предоставляет площадку под проект (например, спектакль).
1. Собирательские проекты. В музейной педагогике выделили три основных вида собирательских проектов в музеях: необходимое собирательство, при котором успех проекта почти полностью и главным образом зависит от активного участия посетителей в сборе материала; вспомогательное собирательство, при котором материал, собранный зрителями, не является определяющим, но повышает качество проекта музея; образовательное собирательство, когда процесс привнесения своего материала помогает освоить навыки и приобрести опыт, связанные с основной миссией музея.
Большую роль в собирательских проектах играют спонсоры. Формы культуры соучастия меценатов четко расписаны в ли-
тературе. Первая форма - патронаж, когда кампании и отдельные лица принимают активное финансовое и организационное участие в собирательстве, являясь членами попечительских и наблюдательных советов. Вторая - целевая форма, когда усилия спонсоров направлены на приобретение или реставрацию одного значительного экспоната. Третья форма - краундфандинг, в процессе которого множество мелких пожертвований музею делают свое благое дело. И наконец, грантовая форма - конкурсная процедура финансирования различных музейных программ. В рамках культуры участия и привлечения спонсоров музей проводит особые мероприятия -торжественные приемы, специализированные экскурсии, закрытые показы, благотворительные аукционы и т. д.
2. Проекты сотрудничества. Второй вид партиципаторных проектов - проекты сотрудничества - делится на две большие категории: консультативные и совместные. Консультативные проекты основаны на том, что музеи приглашают специалистов с целью помощи сотрудникам музея советами в ходе подготовки выставки, программы, публикации и т. д. Совместные проекты предполагают более тесную коммуникацию сотрудников музея и посетителей в процессе подготовки новых выставочных и образовательных проектов [3, с. 286-287]. Роль сотрудника музея различна в данном виде соучастия. В качестве руководителя проекта он структурирует весь процесс соучастия. Организатор взаимодействует в тесном сотрудничестве. Музейный сотрудник может выступать в качестве преподавателя, когда он обучает участников проекта.
3. Проекты сотворчества. Третий вид -проекты сотворчества разрабатываются совместно с посетителями и предполагают обязательное создание креативного творческого продукта. Зачем они нужны музею? Прежде всего, они отвечают на потребности общества, обеспечивают площадку для конструктивного диалога и помогают участникам формировать умения, полезные для их личного развития и развития всего обще-
ства [3, с. 320-321]. Проекты сотворчества гораздо эффективнее, чем другие виды пар-тиципаторного соучастия, требуют безусловного доверия к способностям посетителей выполнять сложнейшие задачи, работать совместно, уважать правила музея.
Чтобы проект сотворчества оказался успешным, сотрудники должны не только доверять способностям и мотивации участников, но и чистосердечно верить в их заинтересованность и способности. Именно проекты сотворчества позволяют выстраивать партнерские отношения и непосредственно откликаться на потребности и интересы посетителей. Если сотрудникам музея удается распознать и оценить эти потребности, им будет гораздо легче создать проект, в рамках которого посетители могут использовать музейное пространство «для себя», даже не вступая в долгосрочные программы.
Роджер Харт выделил 8 стадий участия детей в музейных партиципаторных проектах. Это так называемая «лестница» Харта:
1) манипуляция - участие детей в проектах «на подхвате» или «для вида»; 2) декоративное участие, когда дети выполняют отдельные поручения; 3) симуляция участия в общем процессе; 4) участие детей в строго отведенной части работы; 5) самостоятельная работа в общем проекте;
6) участие детей в принятии решений;
7) участие в собственных самостоятельно реализуемых проектах с помощью взрослых; 8) участие в собственных самостоятельно реализуемых проектах без помощи взрослых [4, с. 21-29].
Приведем несколько примеров культуры участия и партиципаторных проектов из зарубежной и отечественной практики.
Музей Виктории и Альберта в Лондоне - богатое собрание декоративно-прикладного искусства всех времен и народов. Музей проводит так называемые «недели беженцев» и фестивали диаспор, во время которых «новые лондонцы» придумывают и проводят для публики авторские экскурсии с персональными историями о своем регионе и вдохновленные экспонатами музея.
Проект Нижнетагильского музея изобразительного искусства «Солдаты» (2012) посвящен солдатам Второй мировой войны и создан на основе личных историй участников боевых действий разных национальностей -русских, австрийцев, чехов, англичан. Выставка показала, как война в принципе коверкала судьбы людей, представляя их фото, солдатские книжки, письма родным, похоронки и истории, записанные потомками на разных языках. Лица солдат на фото большого формата сопровождали тексты их писем, озвученные актерами. Посетители данной выставки включались в процесс, предлагая истории своих родных - ветеранов.
Примером проекта сотрудничества в зарубежной практике является проект Мемориального музея Холокоста в Вашингтоне. Это исследовательский проект «Дети Лод-зинского гетто». Начало этому проекту положил единственный артефакт музея - школьный альбом из Лодзинского гетто, в котором в 1941 г. подписались 13 тысяч детей. В ходе реализации проекта посетители музея воссоздавали биографию каждого подписавшегося в альбоме ребенка. В процессе работы выяснилось, что пришлось пережить этим детям во время Холокоста. В проекте приняли участие 150 посетителей музея. В 2010 г. огромный пласт собранного материала стал доступен широкой публике. Ужасы Холоко-ста многие увидели через реальных людей, тем более что это были дети.
В музейной педагогике выделены условия успешной реализации соучастия. К ним относят: возможность личной самореализации участников; понимание своей роли соучастия; высокая оценка соучастия и поощрение; качественный результат соучастия для посетителей. Клэй Ширки в книге «Сюда приходят все» отметил три условия успешного соучастия: правдоподобное обещание, действенный инструмент, приемлемая сделка [5, с. 5].
Способы привлечения к реализации партиципаторных стратегий различны. К ним можно отнести: размещение объявлений и сообщения в соцсетях, выступления на радио и телевидении, тесная связь с близлежащими
учреждениями рядом с музеем (кафе, библиотеки, театры, магазины, храмы). Один из проектов реализации партиципаторных стратегий - постановка спектаклей на близкие музею темы, в котором участвуют актеры, сотрудники, посетители и волонтеры.
Несколько слов о роли волонтеров в партиципаторных стратегиях. Волонтеры -это не просто бесплатные помощники «подай - принеси», а ответственные участники всех партиципаторных практик и проектов. В Инструкции для волонтеров фестиваля «Детские дни в Петербурге» подчеркивается: «Сделай все возможное, чтобы ребенок и взрослый получал удовольствие от самого пребывания в музее». Волонтер - координатор музейных событий. Речь идет, например, о проведении масштабных мероприятий «Ночь в музее», «Ночь искусств», проведении школьных олимпиад. В бесплатные дни волонтеры помогают справиться с многократно увеличившимся потоком посетителей. Они взаимодействуют с посетителем, проводят соцопросы, экскурсии по выставкам, агитируют к участию в музейных проектах. Они организуют и активно участвуют в массовых, целевых и образовательных мероприятиях музея, собирают материал в экспедициях. Волонтеры -активные помощники в реализации культуры участия, когда посетитель активно участвует в культурных процессах. Примером успешного зарубежного волонтерского проекта является проект «Лувр дома», в рамках которого волонтеры проводили музейный конкурс и организовывали призовые акции для победителей: приватный прием «В гостях у Моны Лизы», трапезу в обществе Венеры Милосской, концерт в Наполеоновском зале и организацию в пирамиде постелей посетителям для любования звездами Парижа. Другим примером из нашей отечественной практики является проект «Серебряное волонтерство» Дарвиновского музея. В нем 51 участник. Волонтеры «серебряного» возраста (более 55 лет) проводят социальные праздники, мастер-классы, видеосъемки событий и экспонатов. Волонтеры старшего поколения сохра-
няют молодость, активный образ жизни, повышают самооценку и избавляются от одиночества.
В качестве вывода статьи приведем слова программного директора Музея
Виктории и Альберта: «Понятие аудитории музея больше не существует. Есть музей и каждый конкретный посетитель. И наша задача - установить эти миллионы диалогов».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурное наследие и музей в XXI веке / под ред. Е. Н. Мастеницы. СПб., 2018. 248 с.
2. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / под ред. А. А. Щербаковой. М., 2012. 176 с.
3. Саймон Н. Партиципаторный музей. М., 2017. 268 с.
4. Hart R. Children's Participation: from Tokenism to Citizenship. UNICEF International Child Development Centre, 1992.
5. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organizations. New York: Penguin Press, 2008.
6. Сафонов А. А., Сафонова М. А. Музееведение. М., 2019. 300 с.
REFERENCES
1. Mastenitsa E. N. (ed.) Kulturnoe nasledie i muzey v XXI veke. St. Petersburg, 2018. 248 p.
2. Shcherbakova A. A. (ed.) Muzey kak prostranstvo obrazovaniya: igra, dialog, kultura uchastiya. Moscow, 2012. 176 p.
3. Simon N. Partitsipatornyy muzey. Moscow, 2017. 268 p. (In Russian)
4. Hart R. Children's Participation: from Tokenism to Citizenship. UNICEF International Child Development Centre, 1992.
5. Shirky C. Here Comes Everybody: The Power of Organizing without Organizations. New York: Penguin Press, 2008.
6. Safonov A. A., Safonova M. A. Muzeevedenie. Moscow, 2019. 300 p.
Короткова Марина Владимировна, доктор исторических наук, профессор кафедры методики преподавания истории; руководитель творческой лаборатории «Музейная педагогика» Института истории и политики, Московский педагогический государственный университет e-mail: [email protected]
Korotkova Marina V., ScD in History, Professor, Methods of teaching history Department, head of the creative laboratory „Museum pedagogy", Institute of history and politics, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.03.2020 The article was received on 25.03.2020