Научная статья на тему 'Культура толерантности в зеркале технологий современного общества'

Культура толерантности в зеркале технологий современного общества Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
52
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Манжуева О. М.

Г. Улан-Удэ В статье рассмотрены вопросы формирования культуры толерантности в свете бурного развития современных технологий. Отражены последствия влияния глобальных информационно-коммуникационных потоков на социум и характер воздействия информационных технологий на мировую культуру в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура толерантности в зеркале технологий современного общества»

КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЗЕРКАЛЕ ТЕХНОЛОГИЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

© Манжуева О.М.*

Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств,

г. Улан-Удэ

В статье рассмотрены вопросы формирования культуры толерантности в свете бурного развития современных технологий. Отражены последствия влияния глобальных информационно-коммуникационных потоков на социум и характер воздействия информационных технологий на мировую культуру в целом.

Проблема формирования культуры толерантности в свете бурного развития и применения современных технологий приобретает новое качество и особую актуальность. На протяжении всей истории развития человечество постоянно сталкивалось с разнообразием культур, религий, традиций, интересов, политических и нравственных представлений. Сегодня, как никогда ранее, становится важным понимание, что в этом многообразии необходимо научиться находить единство и гармонию, в отсутствии которых теряется смысл и безопасность существования человека и его будущего.

Глобальные информационно-коммуникационные потоки разрушили существовавшие территориальные барьеры и спрессовали различные культуры и образы жизни в едином пространстве мирового социума. Глобализация ярко демонстрирует в информационном пространстве неисчерпаемое многообразие культурных традиций и форм общественного устройства, норм взаимоотношений и ценностных ориентации, присущих разным сообществам. Становление информационного пространства, по определению С. Холла, изменило культуру, которая, как никогда раньше в XX веке, прониклась и срослась с общественным производством настолько, что в настоящее время трудно провести ту четкую грань между базисом и надстройкой [1]. И базис и надстройка стали интегральной схемой экономического обмена, от которого зависит движение информации, знания, капитала, инвестиций, производство товаров, торговля, маркетинг. С точки зрения абсолютных эстетических стандартов и вкуса, продукты такой культурной революции не могут сравниваться по ценности с достижениями других эпох. Нынешние культурные изменения, благодаря современным технологиям, сжатые в единое пространство и время, могут с небывалой мощностью влиять на общественное сознание в глобальном масштабе. Однако одним из немедленных следствий техно-логизации и глобализации является гомогенизация культуры. Создание индустрии культуры привело к однородности взглядов.

* Доцент кафедры Информационно-коммуникационных технологий, кандидат философских наук.

Процессы глобализации двояким образом влияют на мировую культуру. С одной стороны, вследствие интенсивного информационного обмена между представителями различных культур происходит взаимное обогащение существующих культур. С другой стороны, происходит размывание традиционных национальных культур общества под воздействием экспансии других культур. Продвигаемая по средствам массовой информации и телекоммуникационным сетям западная информационно-культурная экспансия, вынуждает прибегать к использованию специальных мер для защиты своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в международных отношениях. В политической сфере новые технологии глобальной коммуникации подрывают суверенитет наций и традиционные границы [2, с. 52]. Именно эта все усиливающаяся в последние годы тенденция развития цивилизации представляется сегодня наиболее опасной для будущего человечества. По мнению К.К. Колина, национальная культура - это информационный геном цивилизации [3, с. 71]. Появляется опасность утраты целыми сообществами своей культурной и национальной самобытности, включая самобытность языковую. Нация окончательно погибает тогда, когда полностью разрушается ее национальная культура.

Японский ученый Цуда Юкио рассматривает электронное доминирование английского языка как третий самый серьезный вид дискриминации в мире после дискриминации по расовым и половым признакам [4, с. 192]. В настоящее время три четверти web-сайтов являются англоязычными, хотя английский язык понятен только каждому десятому жителю планеты. На испанском и португальском вместе говорит больше населения Земли, чем английском, однако информация на этих языках представлена лишь на каждом четвертом web-сайте. Вопрос поднимается не только о содержании контента, а также речь идет и о сохранении письменности: присутствие в Сети доменных имен на кириллице, на латинице с диакритическими знаками, идеографическом и семитском письме.

Перечисленные примеры приводят к мысли о том, что на смену холистическим представлениям, позволявшим определить объективные критерии для понимания того, что является общим благом, общим интересом, общей целью и общей судьбой, ради которых различия могут быть преодолены, приходят релятивизироваиные представления о безграничном многообразии, подчеркивающие значимость и «самоценность» различий, образующих самостоятельные звенья в сети «мира миров». Эти представления дают основания считать, что происходит смена парадигмы в оценке соотношения индивидуального и общего, частного и публичного, различий и

единства. Вопрос ставится теперь уже не о том, как жить вместе, а о том, как жить вместе, не утрачивая идентичности различий. Речь идет лишь о новом прочтении смысла различий как реального проявления богатства и многогранности общества.

С информационно-синергетической точки зрения, вся современная мировая культура представляет собой весьма сложную самоорганизующуюся систему, компонентами которой являются традиционные национальные и этнические культуры различных народов, стран и регионов мира. Содержание этих культур, их традиции, исторический опыт и духовные ценности в совокупности и составляют тот своеобразный феномен объективной реальности, который К.К. Колин назвал культурологическим генофондом развития человечества [3, с. 67]. Без его анализа, переосмысления и использования невозможно успешное развитие мировой цивилизации в будущем. Поэтому и защита культурного фонда человечества от уже существующих и возможных разрушительных воздействий является, сегодня первостепенной задачей. А для решения этой задачи необходимо, прежде всего, сохранить традиционные национальные культуры общества.

Социальная ответственность, понимание необходимости консолидации усилий во имя общего блага проявляются в признании и уважении прав других людей и культур. Декларации принципов толерантности, утвержденных Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г., говорит, что толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности [5, с. 262].

К сожалению, как показывает действительность, сегодняшняя индустрия средств массовой коммуникации и рациональное обучение, широко применяющие современные информационные технологии не являются эффективным способом порождения толерантных установок и норм сознания. В соответствии с теорией развития «Я» Э. Эриксона, теорией гуманистической психологии А. Маслоу и теорией нейрологических уровней Г. Бейтсона у каждого человека в возрасте с 6 до 9 лет происходят формирование ценностей и убеждений, потребностей признания и почитания, формирование компетентности и верности выбранным идеалам, идентификация и самоутверждение. Главную роль в этих процессах играют школа и система идеологического воздействия (культовые образования). В формирование системы взглядов сегодняшнего молодого поколения ведущую роль играет телевидение и компьютерная сеть. По этому поводу Т. Росзак пишет: «К несчастью, эти главные средства массовой информации в большей степени находятся в руках коммерческих оппортунистов, для которых благородство цели - вне обозрения. В лучшем случае, несколько мишурные образы героизма и злодейства могут просочиться, чтобы насытить голодные умы молодежи» [6, с. 175]. В идеале, содержание обучения - это моральные и метафизические парадигмы, которые

лежат в сердце любой культуры. «Если однажды молодой разум пропустит сказки, эпосы, мифы и легенды, очень трудно возвратиться к ним и уловить с тем плодотворным чувством смысла наивного чуда» [6, с. 176].

Еще одним негативным эффектом глобальной компьютерной сети является широкое распространение по сети различной информации сомнительного содержания. Следует отметить, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающие физическому или психическому здоровью человека, довольно часто такие воздействия на протяжении многих лет формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту числа психических заболеваний. Общеизвестны результаты манипулированием массовым сознанием через заложенное в рекламу скрытое программирование («25-й кадр»), когда человек делает что-либо помимо своей первоначальной воли. При желании данные технологии успешно применимы с целью разжигания ненависти, расизма, призывов к войне, фанатизма. Стоит ли оставаться равнодушным к существованию web-сайтов, призывающих осуществить суицид? Как не допустить, что бы слабохарактерные люди под влиянием пропаганды не вступали в секты, не совершали самоубийство, или присоединялись к экстремистским политическим движениям [7, с. 29]?

Информационные технологии современного общества сами по себе нейтральны, они не могут сохранить или безвозвратно уничтожить различия существующих в мире религий и культур. Только сознательная, целенаправленная, имеющая огромное нравственное и воспитательное значение государственная политика, использование достижений мировой культуры для рационального переустройства взглядов с целью формирования культуры толерантности помогут сохранить внутреннюю идентичность в едином информационном пространстве. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различия и единство. Культура толерантности - это видение ценности различий, поскольку идеология толерантности имеет эволюционный смысл, который заключается в том, что мы начинаем ценить различия людей, тем самым мы ценим и различные выходы из конфликтных ситуаций. В ситуации кризиса, тупика всегда выиграет культура достоинства и толерантности. Кто встает на путь толерантности, тот обеспечивает стратегический эволюционный выигрыш. Кто встает на путь тоталитарный, где уничтожаются все различия, рано или поздно подрубает путь своего собственного развития [8].

Список литературы:

1. Holl S. The centrality of culture: notes on the cultural revolutions of our Time // Media and cultural regulation. - London: Open Univ., 1997. - 207 p.

2. Tehranian M. Global communication and intonation relations: changing paradigms and policies // Internationals Journal of Peace Studies. - 1997. - № 2 (l). -P. 39-64.

3. Колин К.К. Информационная цивилизация. - М.: Институт проблем информатики РАН, 2001. - 112 с.

4. Yukio T. The dominance of English and Linguistic discrimination // Media Development. - N.Y., 1992. - 192 р.

5. Риэрдон Б.Э.Толерантность - дорога к миру. - М.: ЮНЕСКО и др., 2001. - 301,[2] с.

6. Roszak T. The Cult of Information. The Folklore of computers and the True Art of Thinking. - NY., 2000. - 360 p.

7. Этика и права человека в информационном обществе: материалы Европейской региональной конференции / под ред. А.В. Паршакова. - М.: ЮНЕСКО, 2009. - 64 с.

8. Асмолов А. Г. Толерантность, как культура XXI века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zaoisc.ru/metod/publikacii/asmolov-toler-kak-kultura.html (дата обращения: 25.12.2011).

НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

© Маслов В.М.*

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, г. Нижний Новгород

Научная фантастика есть форма художественно-футурологического осмысления, выражения новейших тенденций, экзистенциального и социального влияния научно-технического развития. Быстрота изменений, общая специфика постиндустриального, постмодернистского общества, массовой культуры и массового общества - есть объективные основания для того, чтобы научная фантастика становилась значимым и респектабельным для учебной, научно-технической деятельности источником информации и деятельности.

Теоретические разработки «рациональности», введение представлений об «открытой» и «закрытой» рациональности [5] могут служить основой для современной характеристики / понимания науки как науки. Современная наука есть форма ухода от модели закрытой рациональности с ее четкими критериями научности и демаркационными линиями, например, в духе позитивизма, к модели открытой рациональности, оставляющей без окончательных ответов многие вопросы о научности или не научности. Важнейшая задача представителей современной науки удержать диалектическое равновесие между определенностью науки и ее открытостью.

* Доцент кафедры «Методология, история и философия науки», кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.