Научная статья на тему 'Культура согласия - стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры'

Культура согласия - стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
332
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СОГЛАСИЯ / CULTURE OF CONCORD / СОГЛАСИЕ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ДИАЛОГ / DIALOGUE / CONCORD

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Меняева Марина Петровна

В статье дается определение понятия «культура согласия», а также выделяются основные значения термина «согласие». Кроме того, выявляется место культуры согласия в культуре и характеризуется состояние современной культуры. Целью настоящей статьи является осмысление культуры согласия в качестве стабилизационного и инновационного потенциала современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF CONCORD - STABILIZATION AND INNOVATIONAL POTENTIAL OF MODERN CULTURE

The article gives the definition of the notion «culture of concord». It considers the main meanings of the term «concord». Besides, it reveals the role of the culture of concord in culture and characterizes the condition of the modern culture. The aim of the article is sensible «culture of concord» as the stabilization and innovational potential of modern culture.

Текст научной работы на тему «Культура согласия - стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры»

диагностика социума

УДК 130

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

В статье дается определение понятия «культура согласия», а также выделяются основные значения термина «согласие». Кроме того, выявляется место культуры согласия в культуре и характеризуется состояние современной культуры. Целью настоящей статьи является осмысление культуры согласия в качестве стабилизационного и инновационного потенциала современной культуры.

Ключевые слова: культура согласия, согласие, культура, диалог.

М.П. Меняева

В широком смысле культуру согласия можно понимать как одну из составляющих культуры — сложнейшего образования, представляющего собой человеческий мир, в котором создаются разнообразные формы сосуществования людей. Культуру согласия можно рассматривать как способ организации человеческого со-бытия с целью взаимного обогащения и плодотворного развития. В узком смысле культура согласия представляет собой совокупность найденных человечеством, воспроизводящихся и заново создающихся форм (культурных образцов, моделей и т. п.), соответствующих стремлению к единению при сохранении автономности, а также к плодотворному сосуществованию и совместимости на близких основаниях. Кроме того, можно выделить и другой смысл культуры согласия, если исходить из того, что культура есть форма самовыражения человека, проявления его человеческой сущности, представляющая собой меру человеческого в человеке. Она позволяет человеку быть человеком, осознать свое Я. Культуру согласия можно трактовать как способ персональной идентификации, с помощью которого происходит единение человека с другими, а также осознание, сохранение и обогащение собственного внутреннего мира в его целостности.

Культура согласия объединяет те формы человеческих отношений, основой которых является со-

© Меняева М.П., 2014

125

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

гласие. Термин «согласие» в толковом словаре [2, с. 731] имеет следующие значения: «1. Разрешение, утвердительный ответ на просьбу. 2. Единомыслие, общность точек зрения. 3. Дружественные отношения, единодушие. 4. Соразмерность, стройность, гармония. 5. Примирение, объединение, единство». Среди выделенных значений существуют значения, которые связаны как с повседневным употреблением термина «согласие» (например, первое), так и те, которые используются в социально-политическом, конкретно научных дискурсах и в философии (например, гармония, единство и др.).

В современной философской энциклопедии термин «согласие» трактуется как «специфическая форма взаимодействия предметов и процессов, отражающая... сознательное соединение противоположностей, их соотнесение друг с другом, достижение гармонии, симметрии и пропорциональности частей и целого в определенных соотношениях» [1, с. 589].

Действительно, эта форма имеет специфику. Взаимодействия — это действия, которые взаимны по отношению друг к другу, они являются общими для обеих сторон, связывают одно с другим и обусловливают одно другое. Однако разные стороны могут быть противопоставлены друг другу, положены друг против друга, образуя противоположности — «взаимодополняющие стороны конкретного единства» [3, с. 556]. Противоположности «взаимополагают друг друга и в целом, и в ряде свойств совпадают между собой, так как имеют одинаковую сущность и принадлежат общему для них целому» [3, с. 556]. Целое представляет собой сложное единство взаимоувязанных частей. При этом части могут или подавляться целым, или они начинают господствовать над целым, что приводит его к распаду. Противоположности могут находиться в состоянии равновесия, или, направленные друг против друга, в момент взаимодействия они порождают противоречие. Противоречия разделяются на антагонистические (противоположные стороны не имеют корневой общности) и неантагонистические (имеется общий корень). Противоречие есть проявление несогласия, т. е. отношения отсутствия согласия.

«В более узком смысле согласие означает принятие противоположностями друг друга в тех или иных свойствах и взаимодействиях» [1, с. 589]. В сравнении с известным диалектическим единством противоположностей согласие предполагает единство как толерантное приятие друг друга, сосуществование любых различий, имеющих не только характер противоположностей. Диалектическое единство отличается от согласия, которое не возникает спонтанно, а требует осмысления, рефлексии, осознания необходимости самоконтроля.

Установление согласия в человеческом мире невозможно без работы мысли и действия. Отсюда согласие является культурно-опосредованной формой отношения. «На праксиологическом уровне согласие понимается как единомыслие, одинаковые с кем-либо мысли и чувства, намерения и

126

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

убеждения; как духовное, психологическое состояние тех, кто не только соглашается на общее дело, но и принимает в его осуществлении практическое участие» [1, с. 589]. Заметим, что единомыслие следует понимать не только как одинаковые мысли, но и как движение мыслей в одну сторону. Единство, в котором все унифицируется, становится неразличимым, всеобщим, является тотальным единством. В гармоническом единстве различия сохраняются и согласуются друг с другом, порождая единство в многообразии.

Можно вести речь о вариантах согласия, выделяемых по разным основаниям. Во-первых, различают согласие-намерение, согласие-волеизъявление, а также согласие-действие с его результатом. Во-вторых, согласие подразделяется на событийное и процессуальное; первое возникает и достигается в конкретной, дискретной ситуации, а второе характеризуется длительностью и протяженностью во времени, разделенностью на разные этапы, соединенные между собой и поэтому выступающие как звенья в общей цепи процессов соединения противоположностей [2, с. 589]. Кроме того, согласие может быть добровольным или вынужденным; содержательным или формальным; полным или частичным; позитивным, нейтральным и негативным; односторонним, взаимным и многосторонним.

«Согласие основывается на презумпции доверия, равнозначности, равноценности другой стороны, трактуемой не в качестве объекта, а в качестве наделенного автономным статусом субъекта. Субъект-объектному принципу принуждения и насилия философия согласия противопоставляет субъект-субъектный, диалоговый принцип» [1, с. 589]. Для достижения согласия необходим диалог конструктивного характера, поскольку не всякий диалог способен привести к согласию.

«Согласие продуктивнее понимать не как априорно заданное единодушие, а как процедуру взаимного открытия сторонами все новых и новых смыслов кооперации и сотрудничества, совместного ответа на внешние вызовы» [1, с. 589]. Добавим, что согласие требует не только совместной ответственности, но и ответственности каждого.

Философский, в том числе онтологический, смысл термина «согласие» возможно извлечь также из фонетического анализа слова «согласие», которое состоит из двух частей: «со» и «гласие». Приставка «со» включает предлогообразующую согласную «с», которая указывает на связь [6, с. 90]. Фонема «о» выражает восприятие мира как некую очерченность, окутан-ность, округлость, окруженность, обитаемость бытия, сравнимые с неким шаром, сферой, кругом [6, с. 90]. Получается связь кругом, связанность вокруг, взаимосвязанность, на основе которой возникает сфера общего и всеобщего, единого и совместного, образуется единство и целостность.

Корнем слова «согласие» является «глас», т. е. «голос», который есть право заявлять свое мнение при решении государственных, общественных вопросов, а также само такое выраженное мнение. То, что доступно для

127

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

общественного ознакомления и обсуждения, является гласным. Открытая и полная информация о любой общественно значимой деятельности и возможность ее свободного и широкого обсуждения обозначается термином «гласность», которая представляет собой одну из черт подлинной демократии. Со-гласие означает соединение, сопряжение голосов вместе, предполагающее не только слияние их в унисон, но и консонансное звучание. Согласие — аналог аккорда в музыке. Согласовывать — значит соотносить голоса. Согласие невозможно, если нет голоса у каждого. Собственный голос в человеке есть его разум, совесть, Дух. Голос вещает, он может быть вещим и пророческим. В старину тот, кто нес вести, назывался вестником. Несущий весть о будущем был провозвестником. Того, кто всенародно объявлял, возвещал и провозглашал что-нибудь, называли глашатаем. Человек, который идет на разумные уступки и компромиссы, становится соглашателем. Его следует отличать от приспособленца — беспринципного человека. В толковом словаре слово согласный трактуется, во-первых, как придерживающийся одинакового с кем-нибудь мнения, образа действий; во-вторых, как сходный, совпадающий с чем-нибудь, соответствующий чему-нибудь [2, с. 731]. Человек согласный не противопоставляет себя другому, а проявляет солидарность, поэтому становится другом, единомышленником, сообщником, собеседником, союзником, партнером, компаньоном, соратником, соучастником и т. п. В противном случае он есть оппонент, соперник, конкурент, противник, враг и т. п.

Целостная семантика слова «согласие» непосредственно вытекает из значений составляющих его морфем. Например, префикс «со» привносит в общее лексическое значение слова тему «собирательности», «совместности». Близким по смыслу термину «согласие» является термин «соборность», который означает свободное единение людей в соборе как равных в единодушной любви к Богу. Совместно действовать, осуществлять что-либо вместе, прилагать совместные усилия невозможно без взаимного согласия, опорой для которого служит родовое начало в человеческой природе, социальность — способность индивидов к совместному существованию, обусловленная невозможностью выживать поодиночке.

Согласие представляет собой такой тип отношений, особенность которого заключается в том, что он обеспечивает характер единства. Единство фундировано отношениями. В человеческом мире отношения, которые скрепляют различные стороны, характеризуются как дружественные, братские, партнерские. Они строятся на доверии, проявляются в расположенности друг к другу, в восприятии другого как близкого, родного, но не чужого. Подобные отношения выражаются солидарностью, взаимопомощью, взаимной поддержкой, взаимным приятием. Они предполагают доброжелательность, бескорыстную любовь, заботу друг о друге. Кроме того, в их основе — взаимная толерантность и взаимная терпимость, а также взаимные уступки.

128

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

Согласие, рационально закрепляющееся, укореняется в культуре, порождая культуру согласия. Последнюю можно рассматривать как систематически воспроизводимую форму согласия определенного рода отношений. В качестве такой формы могут выступать соглашение, договоренность, договор и т. п. Их содержанием являются сотрудничество, партнерство, дружба и т. д.

Культура согласия есть формы единения (сотрудничество, партнерство, содружество и др.), которые возникают на основе общих интересов, целей, ценностей, смыслов и т. д. Культ согласия есть культ бытия и события.

Согласие можно рассматривать в качестве основания целостности такого многофункционального и разнокачественного мира, как культура. В ней содержится идея единства как взаимосвязь всех ее начал.

Полноценное существование культуры обеспечивается преемственностью. Если рассматривать преемственность как диалектическое взаимодействие двух ее ипостасей — сохранения культурного достояния в его уникальной форме и его творческого обновления, то одна из сторон этого процесса выступает как традиция, а другая — как новация. Между ними всегда должно сохраняться динамическое равновесие, ибо преобладание первой ведет к консерватизму, а увлечение вторым — к разрушительному нигилизму. Закон сочетания традиций и новаций состоит в том, что не существует традиции вне утверждения ее в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах.

Следует отличать новацию от инновации. Согласно В.Д. Цветковой, инновация — это новация, которая достигает некоторого уровня принятия, распространения и использования в культуре, создавая предпосылки для ее обновления [4, с. 10]. Инновация представляется как удачно найденная новация, которая вводится в культуру и предполагает гармонизацию всех составляющих ее начал, их согласованное существование. Поэтому инновацию можно рассматривать в качестве потенциала культуры согласия. Посредством инновации возможно обеспечить единство и целостность самой культуры, а также противостоять ее разрушению, кризису. Инновация предполагает стабилизацию, и наоборот, они взаимосвязаны и их присутствие в культуре равно необходимо, поскольку без них невозможно существование целостной культуры.

В современной культуре новация противопоставляется традиции. В ней фиксируется ускорение разрушения старых, традиционных ценностей с одновременным нарушением механизма отбора новых культурных ценностей. Новообразования в культуре формируются так стремительно, что не успевают адаптироваться к традиционной системе, поэтому нарушается синхронизация культуры, в ней возникает разлад, который ведет к кризису, т. е. распаду целостности.

129

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

В современной культуре разлад возник в связи с усилением технизации, повлекшей за собой процесс массовизации и унификации, а также с появлением новых технических устройств и технологий, внедряющихся в человеческий организм.

Проявлением кризиса современной культуры стали проблемы, принявшие глобальный характер. Решение их невозможно без формирования новой парадигмы отношений, базирующейся на стремлении достичь согласия. Согласие, которое возводится в культ, культивируется, обретает устойчивые формы (внешние и внутренние), воспринимается в качестве культуры согласия.

Культура согласия имеет особое значение в человеческом мире, обозначаемом в целом словом «культура». Черты современной культуры в значительной степени определяются объективно развивающимся процессом глобализации. Глобализация культуры как интегративный процесс предполагает объединение локальных культур, обобщение их уникального опыта, а также трансформацию разных культурных образцов и смыслов, расширения их до общечеловеческих. Идеи культуры универсальны, для них не существует границ. Однако взаимодействие между культурами способствует формированию не только универсальных единиц (мода, ценности, образ жизни и др.). Приобщение людей к одному и тому же культурному опыту (потребительские товары, феномен «кокаколизации» и «макдонализации», олимпиады, рок-концерты и т. д.) усиливает унификацию и стандартизацию, причем по западному (американскому) образцу. «Атлантический» характер глобализации, процессы вестернизации и американизации становятся причиной межкультурных конфликтов, следствием чего оказывается дезинтеграция (т. е. распад целостности на отдельные фрагменты и разрушение единства).

Процесс глобализации отличается противоречивым характером и неоднозначен по своим последствиям. В ходе него развиваются противоположные процессы — интеграционные и дезинтеграционные. На фоне роста взаимозависимости культур происходит размыкание замкнутых, локальных границ и их размывание в результате внедрения массовой культуры, что способствует маргинализации культурных образцов, с которыми во многом связана историческая память. Защитной реакцией в таком случае становится стремление к сохранению и возрождению национального начала, которое иногда принимает форму воинствующего национализма. Усиливающееся непонимание, отсутствие доверия между разными народами является питательной средой для роста разного рода экстремизма, в том числе религиозного, начавшего угрожать всей международной стабильности. Так, например, выражением серьезных разногласий между Западом и исламским миром стал израильско-палестинский конфликт, который вместе с военными интервенциями стран Запада в Афганистан и Ирак, а также в результате несоразмерных действий Израиля в секторе Газа и Ливане послужил катализатором конфронтаций.

130

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

Глобализация зародилась в ходе столкновения культурных различий как инструмент систематизации межкультурных взаимодействий с учетом этих различий. Глобализация культуры происходит на основе разных форм взаимодействия локальных культур, которые не всегда предполагают гармоничные отношения и поэтому не исключают господство одних над другими. В контексте глобализации на современном этапе развития осуществляются следующие формы межкультурного взаимодействия: ассимиляция, аккультурация, конвергенция. Все они являются близкими по значению, так как содержат в себе интеграционный потенциал, поскольку относятся к объединительным процессам, однако способствуют формированию единства разного качества. Ассимиляция представляет собой процесс поглощения одной культуры другой, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Механизм ассимиляции основан на подавлении индивидуального, единичного и господстве тотального, всеобщего. В ходе ассимиляции происходит унификация путем стирания различий между культурами, что ведет к потере национальной самобытности. Попытка насильственной ассимиляции в контексте глобализации неизбежно наталкивается на стремление защитить собственную культурную идентичность, что способствует развитию движения антиглобалистов, а также становится причиной межкультурных конфликтов, конфронтаций и войн. Разновидностью ассимиляции является аккультурация — процесс взаимовлияния культур, в ходе которого происходит обмен культурными элементами, неравнозначный по характеру. В результате смешения разных культурных традиций происходит образование нового культурного синтеза. Процессы ассимиляции и аккультурации не исключают насильственных отношений, которые неприемлемы в ходе конвергенции культур — процесса взаимопроникновения разных культур, который предполагает избирательное заимствование и усвоение того, в чем существует необходимость, что способствует взаимообогащению и плодотворному развитию, а также позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды, тем самым достичь состояния устойчивости, равновесия и гармонии.

В современном мире, который представляет собой мультикультурное образование, процесс конвергенции развивается в ходе проведения переговоров, которые организуются в рамках разных форматов: от двусторонних до многосторонних (например, Россия — ЕС, Россия — США — Китай, «25+1»), Их результативность определяется подписанием соглашений, содержание которых связано с оказанием взаимопомощи, укреплением дружбы и добрососедства, установлением мира и согласия, с развитием разных видов сотрудничества (партнерства, союзничества и т. д.). Главным направлением сотрудничества становится выработка наилучшей практики

131

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

обеспечения эффективной безопасности и защиты от разных угроз — международный терроризм, религиозный экстремизм, наркоторговля и т. д.

Процесс конвергенции происходит в сферах совпадения жизненно важных интересов. Наиболее весомо он проявляется в сфере контроля над применением оружия массового уничтожения и использованием атомной энергии, а также в формах совместной борьбы с международной организованной преступностью.

В соответствии с прогнозом крупнейшего русско-американского мыслителя Питирима Александровича Сорокина (1889—1968), процесс конвергенции осуществляется между Россией и США — двумя крупнейшими державами, которые на протяжении большей части ХХ века находились в состоянии острейшего противоборства, результатом чего явилась холодная война. Сегодня, несмотря на разногласия по некоторым вопросам, обе страны имеют общие стратегические интересы — сохранение мировой и региональной безопасности, создание предвиденного многостороннего мирового порядка, поддержание устойчивого экономического развития. Кроме того, по мнению Чжан Жуси, две стороны имеют большой потенциал для дальнейшего двустороннего сотрудничества в таких областях, как «ядерный вопрос в Иране, совместная противоракетная оборона, экономическое развитие, предохранение от СПИДа, освоение космоса и электронная техника» [5, с. 54].

Следует отметить, что процесс конвергенции способствует развитию культуры согласия и в то же время сам не может осуществляться без нее. Культура согласия представляет собой формы единения, возникающие на основе общих интересов, целей, смыслов и т. д. Они создаются и воссоздаются, для того чтобы обеспечить выживание, стабильное, устойчивое развитие и плодотворное сосуществование.

Таким образом, культура согласия является стабилизационным и инновационным потенциалом современной культуры как глобального и локального образования, которая в контексте противоречивости глобализации находится в состоянии кризиса. Его проявления обнаруживаются на всех уровнях человеческого бытия. Кризис есть точка бифуркации, от выбора направления движения из которой зависит дальнейшее развитие. Кризис современной культуры свидетельствует о распаде и разрушении того основания прежней культуры, которое в ходе глобализации на современном этапе развития оказалось нежизнеспособным. Эффективный и оптимальный выход из кризиса современной культуры требует согласования, гармонического совмещения разных ее сторон на новых основаниях. Важную роль при этом играет процесс конвергенции, условием и результатом которого является культура согласия. Культуру согласия можно воспринимать как инновацию, позволяющую восстановить целостность современной культуры, тем самым стабилизировать ее в контексте глобальных трансформаций.

132

Культура согласия — стабилизационный и инновационный потенциал современной культуры

Литература:

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 589.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений М.: АЗЪ, 1994. 928 с.

3. Современный философский словарь / Под общ. ред. В. Е. Кемерова. М.: Академический проект, 2004. 864 с.

4. Цветкова В. Д. Новация и инновация в культуре самореализации личности. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Челябинск, 2009. 24 с.

5. Чжан Жуси. Стратегические композиции России и США: согласие или конфронтация? // Вестник Российского философского общества. 2013. № 1 (65). С. 50-56.

6. Чупров А. С. Онтологический смысл звуков русской речи, или Философия по-русски // Святыни и ценности культуры Урала: Сб. материалов I Славян. науч. собора (24 мая 2003 г.). Челябинск: ЧГАКИ, 2004. С. 86-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.