Научная статья на тему 'Культура русской речи в студенческой аудитории и за её пределами'

Культура русской речи в студенческой аудитории и за её пределами Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура русской речи в студенческой аудитории и за её пределами»

Д. А. Щукина, Н. А. Егоренкова

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу умений, рождённых только воображением

М. В. Ломоносов

Дарья Алексеевна Щукина

Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского государственный горного института (ТУ)

Наталья Андреевна Егоренкова

Кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и литературы Санкт-Петербургского государственного горного института (ТУ)

КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ

В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ И ЗА ЕЁ ПРЕДЕЛАМИ

Введение курса «Русский язык и культура речи» в образовательный стандарт вузов негуманитарного профиля было обусловлено задачами гуманитаризации образования в технических вузах, необходимостью повышения общей речевой культуры общества.

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей — характеристика профессиональной пригодности людей различных профессий. Владеть культурой речи необходимо и в непрофессиональном общении: важно быть правильно понятым, уметь изложить свои мысли, выразить чувства, вступить в коммуникацию и выйти из неё. Российские студенты нефилологических вузов должны уметь создать публичные выступления разных жанров и выступить с ними перед аудиторией.

В Санкт-Петербургском государственном горном институте дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается уже более десяти лет. В разное время она называлась по-разному: «Алгоритмы делового языка», «Культура речи и письма», «Культура речи. Риторика». Но неизменно компонентами этого учебного предмета оставались такие разделы, как нормы современного русского литературного языка, функциональные стили, риторика (культура русской речи). В 2001 году в приложении к журналу «Мир русского слова» был опубликован проект программы, разработанный коллективом преподавателей кафедры русского языка и литературы СПГГИ (ТУ), а также кафедр русского языка девяти негуманитарных вузов Санкт-Петербурга [3].

Работа над программой продолжается; в современном варианте, рассчитанном на 68 часов аудиторной работы, в разделе «Нормы современного русского литературного языка» особое внимание уделяется лексическим проблемам, в частности культуре использования заимствованных слов. В разделе «Функциональные стили» работа идет в основном над особенностями научного стиля речи и делового языка.

[Д. А. Щукина, Н. А. Егоренкова]

Половина учебного времени (34 часа: 16 лекционных и 18 практических занятий) отведена риторике; рассматриваются такие темы, как история риторики, законы логики, композиции речевого произведения, языковые средства выразительности. Учебные планы нацелены, прежде всего, на то, чтобы создавать качественные речевые произведения (в устной и письменной форме), анализировать, а следовательно, улучшать собственные речевые произведения, анализировать речь собеседника.

Научно-методическая работа кафедры в течение последних пяти лет была нацелена на создание в соответствии с разработанной программой комплекса учебных пособий, предназначенных для работы на практических занятиях. Концепция данного комплекса учебных пособий предполагала сопровождение практических заданий минимизированным теоретическим комментарием. Преподавательским коллективом в соавторстве с коллегами других негуманитарных вузов Петербурга были созданы практикумы по нормам современного русского литературного языка и научному стилю речи [1, 2].

В 2006 году кафедрой русского языка и литературы Горного института издан практикум по риторике, отразивший оригинальную концепцию и опыт работы в течение нескольких лет [4]. Материал практикума по риторике представлен в следующих главах: «Введение в риторику» (античный риторический канон, русский риторический идеал, типы ораторов, виды и жанры ораторской речи); «Этапы подготовки публичного выступления» (инвенция, диспозиция, элокуция); «Техника речи» (тренировка артикуляционного аппарата, темп речи, сила голоса, интонация); «Спор как форма диалога. Теория аргументации» (цели и виды спора, подготовка к спору и правила участия в нем, классификация вопросов, теория аргументации), «Речевая практика» (работа над языком публичного выступления, работа над созданием текстов разных риторических жанров).

Формирование коммуникативной компетенции студентов потребовало включения в учебное пособие работы над следующими жанрами: доклад / устный реферат, монолог о себе / само-

представление (жанры информационной речи), речь-размышление, отклик на выступление одно-группника (жанры убеждающей речи), представление гостя, приветственная речь (жанры воодушевляющей речи).

Оригинальность данной концепции заключается в том, что многие задания практикума предполагают выход в реальную риторическую деятельность, например, участие в научной студенческой конференции, дискуссии на общественно важную тему и других формах внеаудиторной работы. На наш взгляд, именно внеаудиторная работа со студентами позволяет закрепить и развить приобретённые на занятиях риторические знания и умения.

Уже стало традицией ежегодно для студентов, слушающих курс «Русский язык и культура речи», проводить риторические тренинги в классической форме конкурса, которая находит позитивную оценку и поддержку со стороны студентов: они хотят первенствовать, они готовы услышать мнение компетентного жюри. В первом семестре проводится Поэтический конкурс, во втором — Конкурс ораторов.

В Поэтическом конкурсе решением жюри определяются победители в трёх номинациях: «Лучшие чтецы», «Лучшие поэты», «Лучшие барды». Победители награждаются грамотами и сувенирами. В состав жюри, кроме студентов — победителей предыдущих конкурсов, а также преподавателей кафедры русского языка и литературы, входят известные в институте профессора — члены Союза писателей (например, профессор кафедры начертательной геометрии и графики Л. К. Горшков, профессор кафедры политической экономики В. Н. Волович). Они также обладают правом назвать имена лучших поэтов и вручить им в качестве приза сборники своих стихов с автографом. Большой популярностью среди участников пользуется приз зрительских симпатий.

На Конкурсе ораторов участники могут продемонстрировать свои умения в одном или нескольких конкурсах: произнести речь-самопредставление (готовится конкурсантами заранее), подготовить за 10-15 минут убеждающую речь по одному из предложенных афоризмов (то есть

[мир русского слова № 2 / 2008]

65

доказать или опровергнуть его справедливость), принять участие в словесной дуэли (споре) на одну из предложенных тем. Живой интерес вызывают блиц-конкурсы для зрителей, позволяющие всем присутствующим попробовать свои силы.

Студенты Горного института ежегодно принимают участие в городских и региональных олимпиадах по русскому языку. Так, в 2004 году студент геологоразведочного факультета Шелохнёв Андрей стал призёром заключительного тура олимпиады по русскому языку, проводимой коллегами педагогического университета им. А. И. Герцена. В 2006/07 учебном году команда из 9 человек представляла Горный институт на Первом Санкт-Петербургском Пушкинском студенческом конкурсе искусств «В начале было Слово», посвящённом 195-летию основания Царскосельского лицея. Второе место в номинации «Авторская песня» заняла Тимофеева Дарья — студентка экономического факультета.

В аудитории и за её пределами преподаватели Горного института руководствуются принципом, сформулированным известным физиком Л. А. Арцимовичем: «Студент — это не сосуд, который надо заполнить знаниями, но факел, который нужно зажечь».

ЛИТЕРАТУРА

1. Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля / Под ред. проф. И. Г. Проскуряковой. М., 2004.

2. Практикум по русскому языку и культуре речи (нормы современного русского литературного языка) / Под ред. проф. И. Г. Проскуряковой. М., 2004.

3. Русский язык и культура речи (проект программы): Приложение для подписчиков к журналу «Мир русского слова» № 1, 2001. СПб., 2001.

4. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике. Ч. 1, 2 / Под ред. В.В. Кудряшовой. СПб., 2006.

[предлагаем вашему вниманию]

Антология концептов / Под. ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. — М.: Гнозис, 2007. — 512 с.

Предлагаемая вниманию читателей «Антология концептов» является результатом развития новой области знания — концептологии, раздела междисциплинарной когнитивной науки.

В основу этой книги положены диссертационные исследования, выполненные в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иваново, Иркутске, Кемерово, Краснодаре, Санкт-Петербурге, Уфе. В качестве практического выхода концептоло-гических исследований научной общественности предлагается данная «Антология». Эта книга построена на материале разных языков и культур, и в этом плане она отличается от иных вышедших в свет концептуариев культуры. Концептуарий культуры по своей сути не может быть завершенным списком концептов, и авторы выражают надежду, что и у этой книги будет продолжение.

Статьи, включенные в «Антологию», сопровождаются библиографическими ссылками. Ссылки на теоретические работы, лежащие в основе концепций авторов, в ряде статей даны нами без полного библиографического описания — через указание фамилии ученого и года опубликования соответствующей работы. Составители считали более важным привести список публикаций авторов статей, посвященных описываемому концепту, чтобы читатель имел возможность получить по данному концепту максимально полную информацию. Такой список есть в каждой публикуемой статье.

Книга адресована филологам и широкому кругу исследователей, разрабатывающих проблемы когнитивной лингвистики, культурологиии и межкультурной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.