УДК 82.085
«ОПЫТ РИТОРИКИ» И.С.РИЖСКОГО (1796 г.) В ГОРНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Д. А.ЩУКИНА, Н.А.ЕГОРЕНКОВА
Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия
Рассматривается преемственность изучения речеведческих дисциплин в техническом вузе. Анализируются риторические принципы, изложенные в работе И.С.Рижского «Опыт риторики» (1796 г.). Автор обобщил методические закономерности преподавания риторики в первом высшем техническом заведении России -Санкт-Петербургском горном училище. Проводится сопоставление труда И.С.Рижского с античными трактатами и первой российской научной риторикой - «Риторикой» М.В. Ломоносова. Установлено, что, руководствуясь научной теорией М.В. Ломоносова, И.С.Рижский создал оригинальный учебно-научный жанр (опыт риторики), адресованный конкретной аудитории, а именно воспитанникам Санкт-Петербургского горного училища. Определена значимость научной и просветительской деятельности И.С.Рижского в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе. Обоснована необходимость переиздания трудов ученых XVIII-XIX веков, чьи имена прочно вошли в историю развития риторики как науки о традициях российского красноречия.
Описан материал современных учебных программ по культуре речи, ориентированный на историческую традицию русской риторической мысли. В частности, отмечено, что лекционно-практические курсы предусматривают не только изучение ортологии (правильности, чистоты, упорядоченности, выразительности речи), но и знакомство с трудами по истории европейской и российской риторики.
Ключевые слова: риторика, риторические принципы, композиция научного трактата, чистота речи, жанры красноречия, «Опыт риторики» И.С.Рижского
Как цитировать эту статью: Щукина Д.А. «Опыт риторики» И.С.Рижского (1796 г.) в Горном университете: история и современность / Д.А.Щукина, Н.А.Егоренкова // Записки Горного института. 2017. Т. 225. С. 376-384. DOI: 10.18454/PMI.2017.3.376
Введение. 230 лет назад теоретик и практик российского красноречия, философ, логик, переводчик учебно-научной литературы Иван Степанович Рижский (1759-1811), с чьим именем связана программа гуманитаризации высшего образования, начал педагогическую деятельность в Горном училище, первом российском техническом вузе. Он получил образование в Троицкой, а затем Псковской семинариях. С 1778 по 1786 г. преподавал в Троицкой семинарии риторику, поэзию, историю, римские древности и философию. За годы работы в Троицкой семинарии выходят две книги И.С.Рижского: «Сокращение богослужения древних римлян» (Москва, 1784 г.) и «Политическое собрание древнего Рима» (Москва, 1786 г. и Санкт-Петербург, 1788 г.). Также в 1784 г. он издал два перевода с латинского: «Краткое понятие о Сенате древних римлян» и «Сокращение Магометанской религии». В октябре 1786 г. И.С.Рижский был приглашен преподавателем в Горное училище в Санкт-Петербурге. Президент Берг-коллегии писал Рижскому: «Как усовершенствование в дарованиях хорошо изъяснять свои мысли и здраво рассуждать составляют важную необходимость для тамошних воспитанников, дабы впоследствии могли они быть способнее к возлагаемым на них должностям, то я желал бы, чтобы вы взяли на себя преподавание им риторики и логики» [13, с.65]. В должности ординарного профессора российской словесности и красноречия И.С.Рижский более 10 лет преподавал гуманитарные дисциплины: риторику, латинский язык, логику, историю и географию. Результатом его преподавательской деятельности стали написанные специально для воспитанников Горного училища «Опыт риторики» (1796 г.) и «Умословие, или умственная философия» (1790 г.) - первый российский учебник логики. В отделе редкой книги Главной библиотеки Санкт-Петербургского горного университета хранится экземпляр первого издания «Опыта риторики». Труд И. С.Рижского - это сокровищница оригинальных, изящно сформулированных мыслей о предмете риторики, ее назначении, составных частях. Автор дает определение красноречия, трактуя его в качестве предмета риторики: «Пленить воображение, убедить разум и тронуть сердце другого посредством слова есть то изящное искусство, которое называется красноречием и составляет главный предмет риторики» [7, с.1]. И.С.Рижский также перевел с французского книгу П.С.Палласа «Краткое физическое и топографическое описание Таврической области» (1795 г.). Сразу же после вступления в Императорскую Российскую академию (май 1802 г.) Рижский взял на себя труд перевести 12 избранных речей Цицерона. В 1811 г. Рижский закончил свой последний труд - «Наука стихотворства», который был издан на средства Академии в 1811 г.
Методы. Для исследования русского риторического произведения конца XVIII в. целесообразно применить комплекс лингвокогнитивных методов, связанных с анализом текста: выделение в рамках исследуемых текстов круга обсуждаемых тем и вопросов; сравнительный анализ построения тематически близких произведений; поиск общих закономерностей, совпадений и различий при передаче главной информации. В качестве основного метода в статье используется риторический анализ текста, позволяющий рассмотреть его композицию, выявить приемы речевого воздействия на адресата, оценить языковые средства и средства речевой выразительности.
Результаты. В педагогической, просветительской и научной работе И.С.Рижского было много нововведений, говоря сегодняшним языком, инноваций. Оригинальна сама структура учебника «Опыт риторики». Он состоит из четырех частей: 1) «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении»; 2) «О совершенствах слова, которые происходят от мысли, или о изобретении»; 3) «О расположении, или о различных родах прозаических сочинений»; 4) «О слоге, или о совершенствах слова, зависящих вообще от украшений, изобретения и расположения».
Классические античные риторики имели иную структуру. Так, «Риторика» Аристотеля представляла собой обширный трактат об искусстве убеждения и состояла из трех книг. В первой книге изложены общие понятия и основные принципы риторики, дано классическое определение риторической речи, основанное на триаде оратор - речь - аудитория. Аристотель предлагал четкую, логически целесообразную типологию ораторских речей и рассматривает внутренние принципы трех родов речей: совещательной, судебной, эпидейктической. Во второй книге разработаны общие основания ораторского искусства, учение о страстях, нравах и общих способах доказательства. Третья книга посвящена проблемам стиля и композиции речи.
В России первая оригинальная риторика была разработана М.В.Ломоносовым. «Краткое руководство к красноречию» (1747 г.) представляет собой научную риторическую теорию, изложенную на русском языке. М.В.Ломоносов считал необходимым отойти от античной традиции и расположить главы следующим образом: «О изобретении», «О украшении», «О расположении».
Таким образом, в основе классической структуры текста лежал античный риторический канон; у И.С.Рижского композиционные перестановки произведены сознательно и обусловлены жанром создаваемого текста. Обосновывая целесообразность иной, по сравнению с классической, структуры учебника по риторике, он указывает на необходимость учета фактора адресата. Напомним полное название труда ученого - «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище». Педагог-практик объясняет, почему он изменил структуру: правила изобретения «темны и затруднительны вступающим в науку красноречия», следует предложить сначала правила, которые легче других и ближе всех других к грамматическим правилам [7, с.7].
Отметим, что еще в 1796 г. И. С.Рижский сформулировал важную и сегодня мысль об ответственности гражданина перед обществом, о необходимости «основательно знать свой отечественный язык»: «Говорить и писать исправно, то есть чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина, но сочинитель в этом отношении обязан еще более: он должен сверх того наблюдать, чтобы каждое употребленное им слово, каждое выражение не было ни выше, ни ниже изображаемой им мысли и совершенно соответствовало как роду, так и содержанию сочинения» [7, с.11]. Таким образом, мы видим, что в этих строках речь идет, говоря современным языком, о коммуникативной компетенции человека как обязательной составляющей формирования личности учащегося.
Опираясь на традиции русской риторической школы, создателем которой по праву считается М.В.Ломоносов, И.С.Рижский осознавал теснейшую связь с языковой и сочинительской практикой русских поэтов, писателей, ученых, деятелей просвещения ХУШ в. Профессор российской словесности И.С.Рижский создает оригинальный учебно-научный жанр (опыт риторики), в котором по- 377
Записки Горного института. 2017. Т. 225. С. 376-384 • Горное образование: традиции и перспективы в ХХ1 веке
следовательно реализует педагогический принцип обучения воспитанников Горного училища правилам красноречия на материале «лучших славянских и российских, особенно вышедших уже в последнее время книг» [7, с.11]. В частности, тропы и фигуры, правила изобретения для сочинений, или риторические места, правила расположения, в том числе различные виды периодов, демонстрируются примерами из современных автору, наиболее известных и стилистически совершенных русских стихотворных и прозаических произведений, например: М.В.Ломоносов -поэма «Петриада», «Письмо о пользе стекла», «Похвальное слово государю императору Петру I», «Похвальное слово государыне императрице Елизавете Петровне»; М.М.Херасков - поэма «Россиада», стихотворение «Чесмесский бой»; Г.Р.Державин - стихотворения «Бог», «Видение мурзы»; прозаические отрывки из альманаха «Аглая», редактором, издателем и автором которого был Н.М.Карамзин, - «Нечто о науках, искусстве и просвещении», «Что нужно автору»; Н.М.Карамзин «Письма русского путешественника»; А.П.Сумароков «Дмитрий Самозванец».
Руководствуясь необходимостью усилить работу над словом, И. С. Рижский помещает в первую часть риторики вопросы, связанные с чистотой русского языка, отношением к двуязычию, правилами смешения славянской и русской речи. В исправленной и дополненной редакции «Опыта риторики» (1809 г.), который создавался в Харькове, автор использовал для сравнения образ металла, возможно, навеянный атмосферой Горного училища, в кабинетах которого с самого основания учебного заведения воспитанники могли знакомиться с минералами и металлами. По мнению ученого-педагога, чистота языка предполагает такую речь, которая подобна металлу, не имеющему никакой примеси, т.е. несвойственных языку слов и словосочетаний [8]. Чистота российского языка связывается И.С.Рижским с точностью используемых слов, ясностью сочинений, зависящей от слов и выражений, с течением слова и плавностью предложений. Особое место отведено параграфу об украшениях слова. Определения И.С.Рижского точны и кратки, так, общими украшениями слова он называет «такие выражения мыслей, которые или переменою естественного значения слов, или особым расположением и подбором не только слов, но и предложений производят в сочинении или красоту и приятность, или великолепие и важность. Употребление слов в несобственных значениях, но всегда по причине находящейся между обоими их значениями некоторой связи называется тропом; а необычное расположение и подбор или слов, или смыслов называется фигурой» [7, с.33-34]. В ряду тропов - аллегория, катахрезис, синекдоха, метонимия, металепсис, эмфа-зис, гапаллаге, гипербола, ирония, сарказм, хариентизм - ученый выделяет метафору как наиболее употребительный троп, служащий к великолепию и важности слога.
Во второй части «Опыта риторики» рассматриваются совершенства слова, происходящие от мыслей. В античной риторике сформировалась особая техника пространственной организации мышления и понимания, получившая название «топика», в которой под общими местами подразумевались устойчивые элементы содержательно-тематического характера. У Аристотеля описание смысловых топов было обусловлено убеждающим характером речи. М.В.Ломоносов выделил 16 общих риторических мест. И. С.Рижский, во многом следуя за своим предшественником и соглашаясь с ним в определении правил изобретения в качестве самой важной части науки красноречия, иллюстрирует риторические места яркими примерами из сочинений российских авторов. Например, характеризуя целое и части, И.С.Рижский цитирует поэму М.В.Ломоносова «Петриада», в которой описан дом Нептуна (у самого Ломоносова приводится описание дома солнца по Овидию). В этой части риторики И.С.Рижский особенно часто обращается к поэтическим строкам своего авторитетного учителя. Так, действующая причина иллюстрируется примером из «Письма о пользе стекла», в котором поэт «весьма живописным изображением» говорит о происхождении стекла. При помощи сравнения «г. Ломоносов разумножает и украшает в одном месте свое похвальное государю императору Петру I слово» [7, с.99].
Мысли, по мнению И.С.Рижского, должны быть «изобильны, справедливы, соразмерны материи и сочинению, ясны, естественны и предложены с благоразумным некоторым сокращением.
Но еще более украшают слово мысли острые, сильные, отважные, выразительные, тонкие, откровенные, искренние и показывающие в писателе глубокое знание человеческих нравов и страстей» [7, с.64]. Описанием общих правил, как возбуждать и уничтожать страсти, завершается вторая часть риторики.
Третья часть труда И. С.Рижского «О расположении, или о различных родах прозаических сочинений» посвящена описанию приемов распространения, расположения и связи изобретенных сочинителем мыслей, а также анализу традиционных композиций прозаических произведений (хрии, письма, декламации, диссертации, торжественные речи и др.), востребованных в российском обществе того времени.
Теоретический материал данной части сопровождается примерами, имеющими большое воспитательное значение. Так, иллюстрируя грамматические перемены (говоря современным языком, разъясняя правила подбора синтаксических синонимов), автор использует следующие выражения: любовь приобретается честностью; праздные люди склонны к развратности. В других примерах автор высказывает свои собственные тонкие наблюдения о силе слова оратора, способного мирным путем разрешить спорные вопросы в межгосударственных отношениях: «Уста истинного витии суть орган вещающей к смертным премудрости, и каждое исходящее из них слово есть острейшая стрела, проницающая человеческое сердце; так что сие естественное волшебство нередко располагало и располагает мыслями и судьбою целых народов, народов просвещенных, победоносных, надменных своею славою, завоеваниями, законами; нередко оно заменяет многочисленные войска» [7, с.159].
Важным структурным элементом любой речи И.С.Рижский считает период. В работе дана подробная классификация периодов (в современном понимании - предложений), каждый из видов разъяснен и сопровожден примером. Так, автор разделяет периоды на простые и сложные, сложные, в свою очередь, поделены на несколько родов: винословный, сравнительный, противоположный, уступительный, условный, изъяснительный, относительный, последовательный и некоторые другие. Условный период, например, автор сопровождает следующим высказыванием: «Ежели предпринимаешь такое дело, которое ни само по себе, ни по стечению каких-либо обстоятельств не будет из числа невозможных, то будь уверен, что, употребивши в нем должное прилежание, всегда достигнешь до вожделенной тобой цели, невзирая на все препятствия и неудобства» [7, с.157-158]. И.С.Рижский отмечает преимущества сложного периода, позволяющего подготовить слушателя к восприятию основной темы речи.
Комментирование афоризма - обязательное задание любого современного риторического конкурса. В основе этого излюбленного интеллектуального упражнения в программах по культуре русской речи лежит модель античной хрии. И.С.Рижский считает, что хрия известна одним только ораторам, поскольку хрия - это не что иное, как особенный способ составления небольших сочинений, а иногда частей больших речей. Эти сочинения состоят из семи композиционных частей: предложения, причины, противного, подобия, примера, свидетельства, заключения [7]. Более сложную композицию имеет автонианская хрия. В ней вместо первой части (предложения) рекомендованы две другие: «В первой обыкновенно после справедливой и ответствую-щей содержанию слов похвалы писателю полагаются самые его слова, служащие материей хрии, почему и часть сия называется в риториках сим именем - слова с похвалою писателя. Во второй части сей хрии разумножается одним или несколькими периодами содержание оных слов, которое бывает уже содержанием всей хрии» [7, с.177-178]. Таким образом, темой автонианской хрии являются слова какого-нибудь писателя. Хриями пишутся все письма и краткие речи.
И.С.Рижский анализирует композицию так называемой большой речи. Именно в этом виде речей талант оратора раскрывается в полной мере, потому что «большая речь есть то совершеннейшее произведение красноречия, которое должно доставить оратору победу над невежеством, предубеждением и самыми пристрастиями» [7, с.152]. Существует несколько родов больших речей: церковные, гражданские, судебные, училищные.
Очевидно, что современные представления о научном стиле речи и его жанрах начали формироваться в российской словесности еще в XVIII в. И. С.Рижский, выделяя среди родов больших речей речи училищные, относит к ним декламации, торжественные речи и диссертации [7, § 167, 168]. Диссертации характеризуются как сочинения «мужей глубокого просвещения» [7, с.286]. И.С.Рижский отмечает, что «содержание сих сочинений не требует того искусства, которое нужно для восхищения воображения, то есть не имеет надобности в риторических украшениях; напротив сего, главное их совершенство состоит в просвещенных и основательных мыслях, в твердой их между собой связи» [7, с.287]. Примеров таких речей, по мнению автора, находится множество, особенно в числе сочинений, издаваемых Академией наук.
Интересны педагогические наблюдения И. С.Рижского над особенностями такого вида училищных речей, как декламации. В частности, автор пишет о важности правильного выбора тем для таких речей, поскольку они пишутся для упражнения в красноречии, отмечает некоторые стилистические особенности этих сочинений: «По сей причине в них все от материи до самых выражений должно соответствовать способностям и состоянию оратора; по этой же причине в них всегда более бывает украшений, нежели твердых мыслей. Сверх того, они по большей части бывают кратки» [7, с.285].
Многие смелые наблюдения И.С.Рижского, высказанные в «Опыте риторики», позволяют судить о гражданской позиции автора, о его взглядах на особенности общественной жизни и государственного устройства современной ему России. Так, гражданские речи И.С.Рижский определяет как «важные сочинения, которые государственные чиновники о делах, касающихся до их должности, изустно или письменно предлагают своим согражданам или иностранцам» [7, с.281]. А далее отмечает, что в древности история римлян, а в современные ему дни английские парламенты наиболее представляют множества примеров таких речей [7]. По всей видимости, в России такие речи были еще большой редкостью или отсутствовали совершенно. Отметим, что гражданские речи изучала частная риторика, предметом которой современные авторы считают рассмотрение правил и рекомендаций к ведению речи в отдельных родах, видах и жанрах словесности [2; 3].
К роду больших речей, кроме церковных и гражданских, И.С.Рижский относит и речи судебные, «произносимые в собраниях или правительства, или народа в обвинение или в оправдание кого-нибудь. Ныне они употребительны только в некоторых иностранных государствах, но в древней Греции и в древнем Риме составляли важнейшее и самое обыкновенное упражнение ораторов» [7, с.283]. Между тем И.С.Рижский отмечает и сложность речей судебных, необходимость особых талантов и знаний у сочинителей такого рода речей: «Дошедшие до нас сего рода речи знаменитых древних ораторов показывают, что упражнение в них требовало не только великой опытности в искусстве красноречия, не только обширных знаний законов и обыкновений, но и отличного просвещения во всех частях словесности. Всем известно, что Демосфен и Цицерон почитаются образцами красноречия сего рода» [7, с.284].
Поражает эрудиция И.С.Рижского; среди авторов примеров к его учебнику мы находим имена математика Л. Эйлера, историка Тита Ливия, поэта Виргилия, философа Ж.-Ж.Руссо, маркизы де Помпадур, политического деятеля и писателя Плиния Младшего, немецкого рыцаря и дипломата Флориана Гайера, блистательного оратора и успешного государственного деятеля Древнего Рима Цицерона и, конечно, знаменитого ученого и просветителя М.В.Ломоносова. И.С.Рижский отсылает своих читателей за примерами речей к трудам, издаваемым Академией наук, Московским университетом.
Завершает третью часть книги описание исторических речей, которое так же, как и другие части, содержит много точных и справедливых суждений И.С.Рижского - опытного писателя, ученого и педагога.
Четвертая часть риторики «О слоге, или о совершенствах слова, зависящих вообще от украшений, изобретения и расположения» носит обобщающий характер, по перечню обсуждаемых
вопросов сближается с практической стилистикой (отметим, что на время создания учебника стилистика как отдельная дисциплина еще не выделилась из риторики). Определение слога, данное И. С.Рижским, соотносится с современным понятием стиля: «слог есть общее имя, под которым содержится все то, что сочинение заимствует и от слов, и от мыслей» [7, с.318].
Автор включается в обсуждение теории трех стилей М.В.Ломоносова, выделяя три рода слогов: низкий, или простой, слог; посредственный слог; высокий слог. По мнению ученого, низкий слог практически не отличается от повседневного разговора, характеризуется чистотой и совершенной точностью слов и выражений и используется в следующих жанрах: разговоры, приятельские письма, повествования. В рамках низкого слога выделены его разновидности: разговорный и письменный; в зависимости от сферы применения - исторический, от функции - поучительный, от использования выразительных средств языка - сухой и грубый. Поучительный слог уместен для передачи научных знаний, при этом следует обращать внимание на расположение сочинения и на способ выражения мыслей, его (в современной терминологии - научного стиля) отличительные свойства: вразумительность, краткость и важность.
Как считает И.С.Рижский, при необходимости убедить адресата используется «посредственный или ораторический слог», автором подробно рассматриваются его разновидности: красивый и философский слог, в качестве примера первого приводится «Похвальное слово государыне императрице Елизавете Петровне» М.В.Ломоносова, в качестве примера второго - размышления одного из проповедников. Здесь следует отметить одну из особенностей «Опыта риторики»: как правило, приводимые в тексте примеры и цитаты (особенно современных автору российских сочинителей) не атрибутируются, что, возможно, связано с известностью и популярностью данных произведений в России.
Высокий слог (например, поэма М. В. Ломоносова «Петр Великий») отнесен к «самому сильному красноречию», в границах которого особняком стоит тот слог, который «не может продолжаться непрерывно, но наподобие драгоценных камней сияет только в некоторых местах» [7, с.351]. По нашему мнению, используемый в сравнении образ драгоценных камней адресует читателя к коллекции минералов Горного училища. Для сопоставления прозаического и стихотворного слога автор прибегает к иному образу, в основе которого также лежат природные (натурные) наблюдения. «Проза подобна прекрасному полю, испещренному от природы различного рода цветами, слово стихотворца есть великолепнейший сад, в котором рачительно собраны и с отменным чувством расположены самые лучшие растения» [7, с.376].
Усовершенствованием слога оратору и сочинителю необходимо заниматься, ученый-педагог предлагает следующие способы обучения: упражнение в сочинениях, чтение хороших писателей, подражание им и, наконец, «приобретение правильного вкуса» [7, с.381]. Именно размышлениями о вкусе в красноречии завершается «Опыт риторики» И.С.Рижского. Эстетическое понятие вкуса будет более подробно разработано в последующей редакции книги (1809 г.) [8]. Здесь автор дает свое понимание вкуса: «иметь истинный вкус в красноречии значит не что иное как посредством изощренного рассудка и многократных в уме сличений приобрести такое раздельное понятие о истинной красоте и действительном безобразии человеческого слова, чтобы, сообразуясь с оным, в своих о красноречии рассуждениях никогда в этом случае не погрешить» [7, с.395-396].
Для современных издателей и читателей интересна форма публикации научного трактата конца XVIII в. «Опыт риторики» И. С.Рижского открывается посвящением сочинения директору Горного училища Василию Степановичу Попову, в тексте работы отсутствует традиционное для современного издания оглавление, но имеется предметный указатель терминов, обязательный и для современных учебных пособий. На полях особым шрифтом даны записи - названия параграфов, которыми читателю, в первую очередь учащимся, удобно пользоваться во время работы с текстом.
Можно сказать, что в центре внимания автора «Опыта риторики» конца XVIII в. находятся не только проблемы ортологии (вопросы правильности, нормативности русского литературного языка), но и вопросы логики (правила построения фразы и текста-описания, текста-рассуждения, аргументация), стилистики (функционирование языковых единиц в речи в зависимости от ситуации употребления, речевой аспект профессиональной коммуникации). На основании проведенного анализа «Опыта риторики» можно объективно оценить значимость научной и просветительской деятельности И. С.Рижского в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе и в целом роль гуманитарной составляющей в учебном процессе Горного училища. Следует подчеркнуть, что сформулированные в «Опыте риторики» образовательные и воспитательные задачи не утратили актуальности и сегодня.
Возрождение и развитие современной риторики невозможно представить без знания истории отечественной риторики. Вместе с тем, по справедливому замечанию В.И.Аннушкина, в истории русской филологии риторика - наименее изученная область. Причинами терминологической неточности, непоследовательности является невозможность прочтения классических текстов по риторике и словесности, а причиной последнего является недоступность (неопубли-кованность, а также непереизданность) важнейших текстов в истории русской риторики, особенно рукописных или редких печатных изданий XVII-XIX веков. Однако очевидно, что современный ученый и педагог должен объективно представлять содержание предмета риторики в XVII-XIX веках как по полным научным изданиям и обзорам, так и имея возможность обращаться к текстам самих риторических руководств [4]. В этой связи целесообразно поставить вопрос о необходимости переиздания «Опыта риторики» И.С.Рижского (1796 г.) и трудов ученых XVIII-XIX веков, чьи имена прочно вошли в историю развития риторики как науки о традициях российского красноречия.
Обсуждение результатов. XVIII в. привнес много нового в культурную жизнь Российского государства: строилась новая столица - Санкт-Петербург, образовано первое высшее техническое учебное заведение - Горное училище. В него приглашены талантливые ученые и педагоги, среди них - И.С.Рижский, разработавший и издавший в 1796 г. в Петербурге оригинальный учебник по риторике, который был адресован конкретному читателю - учащимся Горного училища.
В XX-XXI веках преподавание речеведческих дисциплин в Санкт-Петербургском горном университете ведется на кафедре русского языка и литературы, созданной в 1956 г. для обучения иностранных студентов вуза русскому языку как иностранному. Сейчас на кафедре читаются дисциплины: «Русский язык и культура речи», «Культура русской научной и деловой речи», «Культура речи и деловое общение». Компонентами этих учебных предметов являются разделы: нормы современного русского литературного языка, функциональные стили, риторика (культура русской речи).
Для решения образовательных задач на кафедре была разработана и опубликована (как приложение к первому номеру журнала «Мир русского слова» в 2001 г.) учебная программа «Русский язык и культура речи для студентов технических вузов» [12]. Лекционный курс в рамках современной дисциплины оснащен компьютерным вариантом конспектов лекций, при этом каждый из преподавателей имеет собственный авторский вариант. Научно-методическая работа кафедры в течение ряда последних лет нацелена на создание в соответствии с разработанной программой комплекса учебных пособий, предназначенных для работы на практических занятиях. Концепция данного комплекса учебных пособий предполагает сопровождение практических заданий минимизированным теоретическим комментарием. Преподавательским коллективом в соавторстве с коллегами других негуманитарных вузов Петербурга были созданы практикумы по нормам современного русского литературного языка и научному стилю речи: «Практикум по культуре речи: Нормы современного русского литературного языка», имеющий гриф УМО Министерства образования РФ (2004 г.), «Пособие по научному стилю речи для вузов технического профиля» (2004 г.). В 2006 г. кафедрой русского языка и литера-
туры издано имеющее гриф Министерства просвещения РФ учебно-методическое пособие по риторике «Русский язык и культура речи: Практикум по риторике», в котором нашли отражение оригинальная научно-методическая концепция и опыт работы преподавателей кафедры в течение нескольких лет [11]. В 2011 г. создана завершающая учебно-методический комплект часть «Основы деловой коммуникации». Идея создания этой работы возникла еще в 1995 г. [6]. Пособие состоит из пяти частей: «Введение в деловую коммуникацию», «Письменные формы деловой коммуникации», «Устная коммуникация в деловой сфере», «Организационные коммуникации и корпоративная культура», «Российская деловая культура: история и современное состояние». В связи с включением в учебные программы новых дисциплин кафедрой издаются также учебные пособия «Русский язык и деловое общение» и «Культура русской научной и деловой речи» (2015 г.).
Гуманитаризация высшего образования предполагает введение в образовательный стандарт технического вуза речеведческих дисциплин, направленных на формирование коммуникативной компетенции студентов как в профессиональной сфере, так и в межличностных отношениях. Востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в новых экономических условиях в значительной степени зависит от умения эффективно общаться в различных сферах, опираясь на законы риторики. Успех любой профессиональной деятельности связан со знанием законов коммуникации, в первую очередь - профессиональной, деловой, межличностной, а также с умением применять коммуникативные стратегии и тактики на практике. В связи с этим изменились требования к качеству подготовки специалиста - выпускника технического вуза: будущего горного инженера, инженера-металлурга, инженера-нефтяника, геолога, строителя, экономиста и менеджера в горной промышленности, геологоразведке.
Опыт преподавания основ риторики при изучении речеведческих дисциплин был обобщен кафедрой русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета на научно-методических конференциях и семинарах: на IX Международной научно-методической конференции «Риторика в системе коммуникативных дисциплин» (Горный институт, 2005 г.) [9, 10], на XVI Международной научной конференции «Риторика в новом образовательном пространстве» (Горный институт, 2012 г.), на конференциях, проводимых каждые два года кафедрой русского языка и литературы Горного университета [1]. «Опыт риторики» XVIII в. проанализирован и отражен в научных публикациях сотрудников кафедры [5, 14]. Включая вопросы профессионально ориентированной риторики в учебный процесс первого высшего технического учебного заведения России, коллектив кафедры развивает и адаптирует к современным условиям научные и педагогические идеи И.С.Рижского.
Выводы
1. «Опыт риторики» И. С.Рижского представляет собой оригинальный учебник, разработанный на основе идей классической риторики. Своеобразие данной работы состоит в адресации конкретным учащимся, что отражено в самом названии - «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище».
2. Учебник И.С.Рижского полезен как учащимся, так и преподавателям, поскольку, с одной стороны, содержит основательные теоретические положения, изложенные в строгой, тщательно продуманной системе, снабжен достаточным количестом разнообразных примеров из произведений различных жанров зарубежных и российских авторов; с другой стороны, в учебнике даны полезные для преподавателя риторики методические рекомендации и комментарии, обусловленные воспитательными целями.
3. Научно-методическая работа кафедры русского языка и литературы по изучению вопросов профессионально ориентированной риторики актуализирует вопрос о необходимости переиздания «Опыта риторики» И.С.Рижского (1796 г.) для его последующего использования в учебном процессе.
Благодарности. Благодарим ректора Санкт-Петербургского горного университета проф. В.С.Литвиненко за поддержку коллектива кафедры русского языка и литературы в издании учебных пособий по риторике, по русскому языку и культуре речи; в проведении научно-методических конференций по проблемам речеведческих дисциплин.
Благодарим сотрудников Главной библиотеки Горного университета во главе с директором библиотеки С.О.Никиташиной за помощь в организации нашей работы в зале редкой книги с единственным экземпляром труда И. С.Рижского «Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище», изданного в Санкт-Петербурге в 1796 г.
Благодарим профессора Института русского языка им. А.С.Пушкина (г. Москва), председателя Российской риторической ассоциации преподавателей риторики В.И.Аннушкина за продуктивное участие в проведении научных конференций в Горном университете по культуре речи и риторике, за поддержку идеи переиздания работы И. С.Рижского «Опыт риторики» (1796 г.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе / Санкт-Петербургский государственный горный университет. СПб, 2011. 331 с. (Записки Горного института. Т. 193).
2. Аннушкин В.И. Риторика. Вводный курс: Учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 296 с.
3. Аннушкин В.И. Риторика и стилистика: Учеб. пособие. М.: Академия труда и социальных отношений, 2004. Ч. 1. 164 с.
4. Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003. 397 с.
5. ЕгоренковаН.А. И.С.Рижский и традиции преподавания гуманитарных дисциплин в Горном институте // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве» 21-23 января 2009 года / Под ред. В.И.Аннушкина. М.: Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2009. С. 163-166.
6. Культура речи. Алгоритмы делового языка: Программа и задания к практическим занятиям / Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова; Сост.: доц. В.В.Кудряшова, проф. И.Г.Проскурякова, доц. Н.А.Павлова. СПб, 1995. 29 с.
7. Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище. СПб: При корпусе чужестранных единоверцев, 1796. 396 с.
8. Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненный и вновь исправленный и пополненный. М.: В Университетской типографии, 1809. 381 с.
9. Риторика в системе коммуникативных дисциплин / Санкт-Петербургский государственный горный институт. СПб, 2005. 204 с. (Записки Горного института. Т. 160. Ч. 1).
10. Риторика в системе коммуникативных дисциплин / Санкт-Петербургский государственный горный институт. СПб, 2005. 204 с. (Записки Горного института. Т. 160. Ч. 2).
11. Русский язык и культура речи: Практикум по риторике / Под ред. В.В.Кудряшовой; Санкт-Петербургский государственный горный институт. СПб, 2006. Ч. 1. 176 с.; ч. 2. 139 с.
12. Русский язык и культура речи: Проект программы / Под ред. проф. И.Г.Проскуряковой; Санкт-Петербургский горный институт. СПб: Златоуст, 2001. 16 с. (Приложение для подписчиков к журналу «Мир русского слова». 2001. № 2).
13. Сухомлинов М.И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I: В 2 т. СПб, 1865. Т. 1. 164 с.
14. Щукина Д.А. Из истории риторического образования в первом техническом вузе России // Клио: Журнал для ученых. 2013. № 11. С. 133-134.
Авторы: Д.А.Щукина, д-р филол. наук, профессор, dshukina@yandex.ru (Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия), Н. А. Егоренкова, канд. филол. наук, доцент, donkip@yandex.ru (Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург, Россия).
Статья принята к публикации 25.01.2017.