Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ - КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА'

КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ - КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ФИЗИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕЧЬ / МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ / ВИДЫ ЗАДАНИЙ / PHYSICS / SPEECH CULTURE / TEACHER OF PHYSICS / PROFESSIONAL SPEECH / MODEL OF THE TEACHER'S SPEECH CULTURE / FORMS OF CLASSES / TYPES OF TASKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щапова Е. Г.

Культура речи преподавателя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье рассмотрена модель культуры речи преподавателя физики. Приведены примеры форм занятий и видов заданий по развитию культуры речи на уроках физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF SPEECH OF A PHYSICS TEACHER - AS THE BASIS OF PEDAGOGICAL SKILL

The teacher's speech Culture is a component of the General human culture and pedagogical skills. The article considers the model of speech culture of a physics teacher. Examples of forms of classes and types of tasks for the development of speech culture in physics lessons are given.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ - КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»

УДК 372.853

Щапова Е.Г. преподаватель Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли Россия, г. Челябинск КУЛЬТУРА РЕЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИКИ - КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация: Культура речи преподавателя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье рассмотрена модель культуры речи преподавателя физики. Приведены примеры форм занятий и видов заданий по развитию культуры речи на уроках физики.

Ключевые слова: физика, культура речи, преподаватель физики, профессиональная речь, модель культуры речи преподавателя, формы занятий, виды заданий.

Schapova E. G. teacher

Chelyabinsk state College of food and trade industry

Russia, Chelyabinsk CULTURE OF SPEECH OF A PHYSICS TEACHER - AS THE BASIS OF PEDAGOGICAL SKILL

Abstract: the teacher's speech Culture is a component of the General human culture and pedagogical skills. The article considers the model of speech culture of a physics teacher. Examples of forms of classes and types of tasks for the development of speech culture in physics lessons are given.

Key words: physics, speech culture, teacher of physics, professional speech, model of the teacher's speech culture, forms of classes, types of tasks.

Профессия педагога относится к той сфере человеческой деятельности, которая отличается повышенной речевой активностью и требует от него специальных знаний и умений, которые, в свою очередь, должны способствовать эффективной организации учебно-речевого взаимодействия и продуктивной реализации коммуникативного процесса. Есть две главные составляющие преподавателя - мастерство и личность, и если на современном этапе ими не владеть, то не удастся сделать образование мощным фактором социального, экономического и духовного развития общества, фактором его интеллектуального возрождения.

Речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности преподавателя физики, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-педагогическая грамотность.

Физика относится к точным наукам и требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определений

педагог может показать как можно внимательно и бережно относиться к слову.

Можно отметить, что снижение эффективности обучения связано с неоднократным использованием содержательно-речевых недочетов: нечеткости высказываний, неправильного использования физических терминов, неуместного применения образных выражений, нелогичного объяснения задачи. Поэтому так важно владение педагогом нормами литературного языка и знание точных определений физических понятий, формулировок законов, четкое произношение единиц измерения физических величин.

Модель культуры речи преподавателя физики содержит следующие компоненты:

1) языковой - следование нормам литературного языка;

2) риторический - четкое понимание структуры излагаемого;

3) коммуникативный - владение функциональными стилями, соблюдение правил точности, понятности, чистоты, логичности, уместности речи;

4) этический - знание и применение правил языкового поведения в конкретной ситуации;

5) профессиональный - владение нормами двух видов: предметными и педагогическими (владение основами педагогического общения, умение применять различные словесные методы, знание и применение законов логики и логических функций изложения).

Особую значимость в профессиональном компоненте культуры речи преподавателя физики играют следующие умения:

- описывать и объяснять физическое явление: четко и точно определять признаки явления, по которым оно обнаруживается; грамотно описывать условия, при которых возможно протекание явления; описывать связь данного явления с другими; уметь приводить примеры использования данного явления на практике;

- четко представлять структурные формы материи: правильно определять и объяснять виды материи, структурные составляющие материи; точно определять свойства разного вида материи;

- определять физическую величину: описывать явления или свойства, характеризующие данную величину; четко определять величину; приводить формулы; правильно определять и описывать единицы величин и способы измерения величин;

- правильно определять физический прибор и его механизм; четко называть устройства, правильно и содержательно описывать схемы и принцип действия устройства, его применение и правила пользования этим устройством;

- сопровождать физический опыт четким и логическим рассказом: грамотно и понятно формулировать цель опыта; описывать схему опыта;

четко обозначать условия протекания опыта; кратко и грамотно формулировать ход проведения опыта; делать вывод по результатам опыта;

- грамотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемы;

- грамотно формулировать физический закон: обосновывать закон и математическое выражение; логически доказывать справедливость данного закона; четко указывать условия применения данного закона;

- содержательно раскрывать физическую теорию: обосновывать теорию опытом; правильно формулировать основные понятия, положения, законы и принципы; грамотно формулировать следствия; излагать практическое применение данной теории;

- правильно читать условие задачи, четко формулировать вопрос к данной задаче, комментировать ход решения задачи и рационально ее решать.

Для развития культуры речи на уроках физики можно рассмотреть следующие формы занятий и виды заданий:

а) Лекция (установить причинно-следственные связи между физическими понятиями; сравнить или обобщить данное понятие (величину, явление) с другими; осуществить анализ или синтез изученного материала).

б) Практическое занятие (объяснить смысл величин, приведенных в таблице; заполнить таблицы сравнения и обобщения; по рисунку или схеме рассказать о физическом явлении; составить характеристику явления, свойства вещества; составить задачу по рисунку, графику, таблице).

в) Лабораторное занятие (составить характеристику (описательную, сравнительную) прибора, установки; объяснить порядок действия работы; описать и объяснить график, рисунок, таблицу; сформулировать и обосновать выводы).

г) Самостоятельная работа (подготовить сообщение, доклад; читать и работать с текстами разного уровня и стиля; подготовить исторический обзор по данной теме).

Таким образом, владение преподавателем профессиональным языком -это способность выполнять специфическую коммуникативно-обучающую деятельность, включающую целый ряд функций (организующую, стимулирующую, контролирующую и др.).

Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной компетентности или умения общаться. Для становления профессиональной речи коммуникативная компетентность должна интегрироваться с психолого-педагогической компетентностью как умением строить педагогически целесообразные отношения с учащимися, учитывать их возрастные и психологические особенности, пробуждать и развивать устойчивый интерес к предмету. Элементы обеих компетентностей необходимо интегрировать в профессиональной речи педагога для гармонизации педагогического общения на уроке.

Использованные источники:

1. Алексеевнина А.К. Культура речи учителя физики: учеб.-метод. комплекс / А.К. Алексеевнина; под ред. М.Д. Даммер; У.М. Маллабоева. - Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2010. - 83 с.

2. Алексеевнина А.К. Методика развития культуры речи в процессе обучения физике студентов специальности «Учитель физики»: дис. канд. пед. наук. -Тобольск, 2010. - 185 с.

3. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

4. Щербаков Р. Н. Языковая культура преподавателя физики / Р. Н. Щербаков // Специалист. - 2004. - № 11. - С. 29-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.