УДК 53 (07): 8.085
А.К. Алкина, соискатель ЧГПУ, г. Тобольск
КУЛЬТУРА РЕЧИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье дано определение понятия «культура речи учителя физики», выделены общие и специфические черты речи учителя физики. Предложены некоторые общие способы развития культуры речи учителя физики.
Ключевые слова: культура речи, компоненты культуры речи, культура речи учителя, учитель физики.
Успешное взаимодействие педагога и ученика возможно в условиях эффективной грамотной речевой коммуникации. Знания о речи и умение общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю - особенно. Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он - речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.
Термин «культура речи» многозначен. В широком смысле он имеет синоним «культура языка» (подразумеваются образцовые тексты письменности и потенциальные свойства языковой системы в целом). В узком смысле, культура речи - это конкретная реализация языковых свойств и возможностей в условиях повседневного устного и письменного общения. Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: правильность речи т.е. соблюдение норм и речевое мастерство, что означает не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из сосуществующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически уместный, выразительный, доходчивый и т. п. Кроме этого, культурой речи называют самостоятельную лингвистическую науку. Термин «культура речи» некоторыми исследователями понимается как качество речи и как наука о качестве речи. При этом часто наблюдается такая близость этих значений, что вне широкого контекста их бывает трудно разграничивать. Например: критерии культуры речи (критерии культурной речи и критерии науки о культуре речи).
Культура речи - совокупность таких качеств речи, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами.
Специфика речевого взаимодействия в учебной сфере исследуется достаточно интенсивно В.И. Аннушкиным, В.И. Кан-Каликом, А.А. Леонтьевым, А.К. Михальской и другими учеными, в трудах которых рассматривается риторические основы учебного общения, педагогические стили общения, условия эффективности педагогической речи. В работах
Н.Д. Десяевой, Т.А. Лебедевой, Л.Н. Ассуировой [1] рассмотрены речевые средства организации учебного процесса, коммуникативные качества речи, произведен анализ профессиональной педагогической речи. А.А. Мурашов [2] приводит в своих работах нормативность и целесообразность речи учителя. В области речевой подготовки будущих учителей физики огромный вклад внесла А.В. Усова. Антониной Васильевной разработаны планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законов. Она отмечает важность учебных конференций по физике в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал.
Учителю важно сознавать тот факт, что его речь является средством обучения. К речевым средствам организации учеб-
ного процесса относятся справочные фразы, комментирующие высказывания, дивертивные фразы, повторы, межличностная аккомодация, прерывание речи школьников, самоперебив, метатекст [1, с. 28-29]. Задача речи - организация учебной деятельности школьников, формирование у них знаний и умений, интереса к предмету, различных познавательных установок. Предмет речи - различные компоненты содержания обучения: понятия, закономерности, методы анализа материала и т.п.
Культура речи учителя - это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющие в системах общения: «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель-учитель» при соблюдении этики общения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей.
Рассмотрев компоненты речевых средств организации учебного процесса, можно отметить инвариантность их структуры по отношению к преподаваемым предметам. Однако, каждое из перечисленных средств конструируется на предметном материале. Поэтому для учителя физики особую значимость приобретает владение научной терминологией, умение писать и читать физические формулы, законы, явления природы, технические факты и т.п.
Физика относится к точным наукам, требует, прежде всего, четкости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определений учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Например, испарение — вылетание молекул с поверхности жидкости.... Нужно испарение — процесс парообразования, при котором в пар переходят молекулы с поверхности жидкости.
Следует подчеркнуть, что снижение эффективности обучения связано с допущением содержательно-речевых недочетов: нечеткости высказываний, неправильного использования физических терминов, неуместного применения образных выражений, неуместного перехода с демонстрации к проблеме, нелогичного объяснения задачи и пр. Поэтому так важно владение учителем нормами литературного языка и знание точных определений физических понятий, формулировок законов, четкое произношение единиц измерения физических величин. Бытующее среди некоторых преподавателей физики мнение, что научить ребят хорошо решать задачи, выполнять лабораторные работы, понимать и знать теоретический материал можно, не уделяя внимания их речи, несовместимо с задачей развития творческой личности, интереса к предмету.
Правильность - это обязательное первостепенное качество любой речи, и речи учителя в особенности. Слушая учителя физики, ученики не должны отвлекаться от содержания, смысла речи из-за неправильного произношения слов, а также нестандартно построенной фразы, которая зачастую может замедлить понимание учащимися без того сложного мате-
риала по физике. Правильная речь - это речь, в которой соблюдаются все нормы современного литературного языка. Будущему учителю важно усвоить все типы норм:
Типы норм Примеры типичных ошибок
Акцентологические (правила ударения). Сложности возникают со словами, имеющие подвижное ударение - среда (вещество) — среде — средам — средами.
Орфоэпические (правила произношения). В словах иноязычного происхожденич согласные [т], [з], [с], [н], [р] перед е обычно произносятся твердо: герц, децибел, тесла. А согласные [б], [в], [м], [п] перед е произносятся мягко: Беккерель, вебер.
Лексические(пра-вила словоупотребления). Смешение разных по значению слов - руководитель представил (предоставил) полную свободу в выборе темы физического эксперимента. Большинство (большая часть времени) времени.
Словообразовательные (правила образования слов). Жаргонные «усечения» - «телик», «велик», «кило».
Г рамматические (правила образования грамматических форм и сочетаний слов и объединения их в предложения). 1. Морфологические нормы: Затруднения в существительных вызывают вариативные формы родительного падежа множественного числа: в разговорной речи уместны - грамм, килограмм, а в письменной речи предпочтительнее - граммов, килограммов. 2. Синтаксические нормы: Неправильное построение с предлогами: «доклад по работе», вместо «доклад о работе». Весом в 2 кг, вместо весом 2 кг
Орфографические (правила написания слов). Из-за орфографических ошибок, слово может иметь совсем другой смысл. Например, обучение физики (не обучение по предмету, а обучение самой физики).
Пунктуационные (правила постановки знаков препинания). При оформлении письменной речи учителя очень важно знать правило постановки знаков: «.», «?», «!», «...», «,», «;», «:», «-», «()», ««»». На явлении дифракции основано замечательного оптического прибора, дифракционной решетки. (Получается перечисление, а на самом деле дифракционная решетка и есть этот оптический прибор).
Точная речь - это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано. Если учитель физики не знает свой предмет (предмет речи), то он исказит ее, и его речь не будет точной. Знание предмета речи (физических понятий, законов, теорий, формул и т.д.) - условие экстралингвистическое, т.е. лежит за пределами языка, но оно обязательно. Например, уран
— химический элемент, Уран — планета, дифференцировать — решать проблему по частям, дифференцировать — находить дифференциал.
Выразительная речь - это речь, свойства, особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей. При объяснении учителем физики абстрактного понятия можно использовать метафору (употребление слов в переносном значении), что помогает сделать понятной позицию педагога. Например, построить схему, раскрыть вопрос. Также используется сравнение (сопоставление предметов, имеющих общий признак). Сравнение является одним из способов познания внешнего мира, поэтому без сравнения не обходится ни сама наука, ни ее язык. Например, электроны
— это совсем не шарики-пылинки, а некоторые во многом еще загадочные сгустки материи, которые ведут себя не только как частицы, но и как волны. Электроны движутся по орбитам вокруг ядра (не бильярдный шар). Материальная точка -это не чернильная точечка, а точка, обладающая массой. Закономерно использование в речи учителя эпитета. Эпитет -слово, определяющее предмет или действие и подчеркиваю-
щее в них какое-либо характерное свойство, качество. Например, стекание электрического заряда, чувствительность прибора. Наиболее актуальной фигурой (синтаксическая конструкция) в объяснение речи учителя физики - антитеза (противоположение), например, в колебательном контуре уменьшение энергии магнитного поля сопровождается увеличением энергии электрического поля. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - это паузы, а также звуки - “хм-хм”, ”э-э-э” и др.
Блогозвучание предполагает наиболее совершенное, с точки зрения говорящих на данном языке, сочетание звуков, удобное для произношения и принятое для слуха. К примеру, речь становится неблагозвучной в тех случаях, когда рядом оказываются одинаковые или похожие слоги: из-за (вследствие) зависимости сопротивления от температуры...
Чистая речь - это речь, в которой нет чужих литературному языку элементов. Трудно уследить за мыслью учителя, если его речь засорена словами-паразитами: значит, ну, вот, так сказать, как бы... Например, тема нашего урока, ну, в общем, мы до нее сейчас сами дойдем. Вот, например, можно, в общем, рассмотреть несколько, так сказать, способов соединения проводников... Говоря о засорение речи учителя, следует заметить, что в этом проявляется неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова. Учителю необходимо понимать, что слово - это дело, оно требует большой работы, усилий, строгого, критического отношения.
Богатство речи - определяется, использованием богатства языка. О богатстве языка судят не только по количеству слов, но и по смысловой их насыщенности, способность употреблять одно и то же слово в разных значениях. Например, идет процесс (проходит во времени), ученые-физики шли на все, чтобы получить результат (проявить решимость), световой луч до Земли идет несколько лет (находится в пути). Вес кубика равен 5 Н (сила давления на опору), вес физической теории (значимость).
Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении. Например, протекание физического процесса (протекание не жидкости, а изменение во времени параметров процесса).
Логичная речь - это речь, состоящая в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности. Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления, особенно часто используют родовое наименование вместо видового, и это не только лишает речь точности, приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань повествования, но придает стилю оригинальную, подчас канцелярскую окраску. Некоторые требования логичности речи нарушаются в предложениях с одновременными именами и обобщающим словом (сочетание родового понятия с видовыми). Например: В лаборатории электромагнетизма есть амперметр, вольтметр, приборы для измерения физических величин (получается, что первые приборы не измеряют физические величины).
Уместная речь - это речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения. Уместность требует от учителя физики гибкости его речевого поведения: умения определить пригодность, целесообразность слов, форм и оборотов. Молодые учителя любят иногда блеснуть перед учащимися своей «ученостью», часто это происходит не намеренно: просто привыкли выражаться научным языком вузовского учебника.
Произносительная сторона речи: хорошая дикция, вы-говаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии произносительных норм литературного языка, темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная речь.
Знание круга вопросов, связанных с понятием культуры речи как науки, а также постоянная речевая практика, специальные задания, владение литературно-языковыми нормами, регулярные тренировки и расширение речевого опыта будут способствовать формированию речевой культуры специалиста любой области, в том числе учителя физики.
Однако в процессе обучения общей физике встречается ряд объективных трудностей, которые создают определенные сложности в процессе формирования культуры речи.
Во-первых, следует отметить слабый уровень физической культуры у значительной части студентов I курса. Современная форма вступительных экзаменов по физике (ЕГЭ) не способствует определению уровня развития речи абитуриентов.
Во-вторых, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат и магистратура) привели к ском-канности, сокращенности базовых дисциплин, преподаваемых на младших курсах. Ведь теперь за четыре года необходимо практически завершить общую подготовку специалиста.
В-третьих, на подготовку молодого специалиста по общей физике по ГОСу отводится 1566 часов: 778 - аудиторных и 788 - на самостоятельную работу. Из них 4 часа лекций в неделю, только 2 часа в неделю отводится лабораторным занятиям по обшей физике и 3 часа в неделю на практические занятия, в течение которых студент имеет теоретическую возможность развивать свою «физическую» речь. Но и это время, ввиду достаточно сложной программы по физике, тратится преподавателем, как правило, на анализ и решение задач, т.к. практически на каждом занятии рассматривается новая тема. При этом речевое общение со студентами сводится к минимуму: короткие ответы на вопросы преподавателя, а также короткие диалоги с преподавателем при опросе у доски.
В проведенном нами экспериментальном исследовании культуры речи будущих учителей физики (студентов вузов) и способов ее развития моделировались определенные виды речевой деятельности: описание, повествование, рассуждение и предлагались соответствующие задания, например, такого типа:
• Выберите из текста учебника по определенной теме те высказывания, которые относятся к повествовательному и описательному виду речевой деятельности. Подготовьте и проведите фрагменты уроков в этих двух «жанрах».
• Выделите в учебнике физики задания, требующие индивидуального и коллективного выполнения. Какие речевые
средства вы будете использовать при проведении индивидуальной работы? Проведите фрагменты уроков с выполнением этих заданий.
• Выберите в предложенном вам тексте рассуждения индуктивного характера. Составьте сами подобное рассуждение. Используйте его во фрагменте урока.
• Найдите в тексте рассуждения дедуктивного характера. Постройте собственное подобное рассуждение. От каких условий зависит применение того и другого способа рассуждения в обучении?
• Опираясь на разнообразные речевые средства, сконструируйте фрагмент урока с использованием проблемных вопросов.
• Составьте модель монологического изложения одной и той же темы на факультативном занятии, на уроке и познавательном вечере по физике. Объясните различие речи в зависимости от этой ситуации общения.
• Трансформируйте данные тексты в модели фрагментов урока с учетом аудитории учащихся разных классов.
• Дайте словесное описание предложенного вам графика физического процесса.
• Составьте рассказ, дополнив каждый фрагмент группы 1 группы его продолжением из группы 2 (они расположены в беспорядке).
Причиной изменения скорости являетя... 1Н=1т/1а
1Ньютон - это сила. F=mg (формулу прокоментировть)
Причиной падения всех тел на землю. ... сила
Чтобы определить силу тяжести. 9,8 м/с
• Описать физическое явление (опыт, закон, теорию, прибор, механизм) по обобщенным планам А.В. Усовой.
Производится видеосъемка студентов во время устного ответа на занятиях, выступления на конференциях, защиты курсовых и творческих работ, а также во время педагогической практики студентов. Сначала студентам предлагается проанализировать самим выступления сокурсников, а затем видеозапись анализируется совместно с автором статьи, отмечаются положительные и отрицательные стороны выступления. Интересно, что студенты не видят те ошибки товарищей, которые сами допускают.
В данной статье затронуты наиболее общие вопросы, важные для нас на данном этапе. К сожалению, рамки нашей статьи не позволяют подробнее рассмотреть все аспекты изучаемой нами проблемы. Но очевидно, что проблема развития речи студентов-физиков педагогических вузов очень актуальна и требует дальнейшего исследования.
Библиографический список
1. Десяева, Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Костомаров, В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики / В.Г. Костомаров. - М.: Гардарики, 2005
3. Мурашев, А.А. Культура речи учителя. - М.: Московский психолго-социальный институ. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
Статья поступила в редакцию 12.04.09