• умений сотрудничать и работать в группах; вития деятельностной компоненты учебно-познавательной ком-
• умений учиться; петенции школьников, если педагог строит образовательную де-
• умений самосовершенствоваться; ятельность на выяснение методов работы школьников, а учащи-
• умений решать проблемы. еся в своей учебно-познавательной деятельности перерабаты-
В заключение следует отметить, что текстовые задачи на вают те образцы деятельности, которые демонстрирует и задает
составление уравнений могут стать для учителя средством раз- ему учитель.
Библиографический список
1. Воровщиков, С.Г Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - М.: 1982. - Т. 1.
3. Татьянченко, Д.В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д.В. Татьянченко, С.Г Воровщиков // Завуч. - 2000. - №7.
4. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991.
5. Шарыгин, И.Ф. Математика. Для поступающих в вузы: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2000.
6. Юзефавичус, Т. А. Педагогические ошибки учителей и пути их предупреждения: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Моск. пед.
ун-т, 1998.
Статья поступила в редакцию 12.08.10
УДК 53 (07): 8.085
А.К. Алексеевнина, асп. ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск, E-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. В статье описана методическая система развития культуры речи в процессе обучения физике студентов физического факультета педагогической специальности.
Ключевые слова: культура речи, культура речи учителя, методическая система, физика.
На сегодняшний день разработка стандарта третьего поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020-го года. В качестве методологической основы разработки стандарта заложен системно-деятельностный подход. Цели образования выступают не в виде суммы "знаний, умений, навыков", которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.
Важное условие профессиональной подготовки специалиста любой отрасли - овладение языком специальности, профессиональной речью. Каждый специалист должен быстро и с пониманием прочитать научный текст по своему профессиональному профилю и воспроизвести его общее содержание в устной или письменной форме, каждый специалист должен быть в состоянии свободно вести беседу на профессиональные темы. А особенно важно владеть культурой речи специалистам, чья профессия непосредственно связана с речью - это артист, судебный работник, учитель, журналист и т.д. В учебном планЪ/под-готовки выше перечисленных специальностей есть предмет "русский язык и культура речи", который дает основы знаний в области культуры речи, но данного предмета не достаточно для того, чтобы научить будущих специалистов профессиональной речи. В подготовке таких специалистов, как артист, журналист, судебный работник, за исключением профессии учителя физики, учебным планом в цикле "общепредметные дисциплины федерального компонента" предусмотрена дисциплина, которая целенаправленно развивает красивую профессиональную речь. Например, в подготовке артистов - сценическая речь, судебных работников - основы судебного красноречия (ораторское искусство), журналистов - культура звучащей речи.
Культура речи студентов-физиков педагогической специальности - главное средство обучения. Культура речи отдельно взятого студента отражает его общий культурный уровень, образованность, воспитанность, умение владеть собой, способность понимать других... По тому, как студент строит речь, подбирает слова, можно судить о его нравственных и деловых качествах. Чем выше общая культура говорящего, тем больше его культура речи будет соответствовать нормам.
В области формирования культуры речи в процессе обучения физике огромный вклад внесли А.В. Усова, К.К. Гомоюнов, М.Д. Даммер [1; 2; 3] и др. Антониной Васильевной разработаны планы обобщенного характера, которые помогают точно, понятно и правильно излагать суть физических теорий, явлений, законов. Она отмечает важность учебных конференций по физике в развитии устной речи учащихся, умения грамотно, логически последовательно излагать отобранный для доклада материал. Антониной Васильевной выделены педагогические условия формирования естественнонаучных понятий, а правильное понимание и воспроизведение физических понятий являющихся основой культуры физической речи. К.К. Гомоюнов предлагает перекраивать похожие слова, когда они одинаково звучат (т.е. омонимы). С одной стороны автор прав, но с другой стороны предлагает очень сложные, почти невозможные методы. Перекраивать - значит переделывать, а все переделать нереально. Наша задача научить студентов - будущих учителей физики, когда и какое слово употреблять. В этом случае не придется все переделывать (переписывать все книги) и студент, употребляя то или иное слово, будет понимать ее физический смысл. М.Д. Даммер в своей работе выделила различные варианты структур учебных текстов и способы обеспечения их доступности. В исследовании М.Д. Даммер выделена важная характеристика текста - это форма его организации и способ его изложения. Также рассматриваются вопросы многозначности физических терминов в процессе преподавания опережающего курса физики.
В методической литературе все работы, касающиеся развития речи в процессе обучения физике, направлены на формирование речи ученика. А как ее формировать и развивать, если сам учитель физики не обладает культурой речи. Нет системы развития культуры речи будущих учителей физики. На сегодняшний день проблема развития культуры речи стоит очень остро перед современным образованием.
Из наблюдения речевой деятельности студентов-физиков на занятиях и на педагогической практике, можно выделить следующие наиболее часто встречаемые нарушения норм культуры речи: 1) Нарушения управления. Например: "нужно отметить о таких физических фактах, как..." (вместо: ... такие физичес-
кие факты), "имел в виду о том, что." (вместо: имел в виду, что), "подчеркивает о том, что." (вместо: .подчеркивает, что).
2) Произносительные ошибки. Например: "повто рим" (вместо: повтори м), "приве денный пример" (вместо: приведённый).
3) Нарушения чистоты речи. Например: "Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются свойства, так сказать, твердых тел от жидких. Для этого мы воспользуемся сравнени-
Мы привели лишь малую долю допускаемых ошибок в речи студентов. Даже из этой малой доли допускаемых ошибок, можно говорить о низком уровне владения культурой речи студентами - будущими учителями физики. Изучив проблему развития культуры речи студентов-физиков педагогической специальности, пришли к выводу о необходимости создания методической системы развития культуры речи в процессе обучения физике.
Методическая система включает в себя следующие компоненты (рис. 1): мотивационно-целевой, содержательный, процессуально-деятельностный, результативно-корректи-рующий.
Мотивационно-целевой компонент включает в себя цели, задачи развития культуры речи студентов-физиков педагогической специальности и систему средств формирования у них положительной мотивации на данный процесс.
Создание положительной мотивации студентов к развитию культуры речи за счет стимулирования рефлексивных процессов - реализуется с использованием методов самоанализа, самооценки, взаимоанализа и взаимо-оценки. Самоанализ и оценка собственной речи способствует развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи. В то же время, для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным. В связи с этим на занятиях нами использовались методы взаимоанализа и вза-имооценки речи студентов.
Содержательный компонент включает правила
Мотивационно-целевой
компонент
Основная цель: формирование компетентной
личности / будущего учителя физики, способного
Система средств формирования положительной мотивации студентов-
физиков для развития культуры физической речи
Содержательный компонент
Правила и нормы кул ьтуры физической речи
Процессуально-деятельностный
компонент
Языко вые
Коммуникативные
Профессиональные
Риторические
Этические
1 этап: ИНФОРМАЦИОННО-СООБЩАЮЩИЙ / ИСПЛЬНИТЕЛЬСКИЙ
2 этап: ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ
3 этап: ИНСТРУКТИВНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ / ПРОДУКТИВНОПРАКТИЧЕСКИЙ
4 этап: ПОБУЖДАЮЩИЙ / ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ
5 этап: ТВОРЧЕСКИЙ / ПОИСКОВЫЙ
6 этап: КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЙ / ОЦЕНОЧНО-ОБОБЩАЮЩИЙ
Результативн о-корректирующий компонент
Критерии сформированности культуры физической речи студентов-физиков
Анализ и самоанализ
Корректиру ющие
Результат: компетентная личность, владеющая высокой культурой речи, умеющая применять речевые навыки и умения в обучении физике
Рис. 1. Структурная схема методической системы развития культуры речи студентов физического факультета педагогической специальности
ем, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать". 4) Профессиональные жаргонизмы. Например: "Ты не сказала пример" (вместо: привела), "Расскажи правило определения силы Лоренца" (правило не рассказывают, а формулируют). 5) Содержательные ошибки. Например: "Вес - это масса тела", тогда как весом тела называют силу, с которой тело вследствие его притяжения к Земле действует на горизонтальную опору или подвес. 6) Грубость, бестактность или ненужная вежливость. Например: "Сиди молчи", "Закройте рты", излишнее употребление слова "пожалуйста" и т.д.
и нормы культуры речи, которыми должен овладеть студент -будущий учитель физики. Речь студента должна быть красивой и культурной, т.е. характеризоваться определенной нормативностью - правилами культурной речи. Студент-физик педагогической специальности обладает культурой речи, если соблюдает языковые, коммуникативные, профессиональные, риторические и этические нормы.
Языковая норма - правила образцового и общепризнанного произношения, употребления слов, словосочетаний и предложений. В соответствии с требованиями коммуникативных норм
культуры речи носители языка должны владеть ее функциональными стилями, а также ориентироваться на условия общения, которые существенно влияют на то, как мы говорим (или пишем) в данную минуту. Речь студента-физика педагогической специальности эффективна и целесообразна, если поставленная цель достигнута во всей полноте. Коммуникативный компонент культуры речи предполагает также точность, понятность, чистоту, логичность, уместность речи и т.д. Риторические нормы культуры речи включает в себя: инвенцию (изобретение), диспозицию (расположение), элокуцию (украшение). Для того чтобы выработать свою концепцию излагаемого, необходимо четко представлять его структуру. Этические нормы культуры речи предписывают знание и применение правил языкового поведе-
ния в конкретной ситуации. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, прощания, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на "ты" или "вы"; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.). Речевой этикет урока, - не только система рекомендаций, но и система творческих ситуаций, в которых они интерпретируются конкретным учителем в конкретном классе. Соблюдение его не только не ограничивает, но, напротив, расширяет коммуникативные возможности. Вопросы речевого этикета урока подробно рассмотрены в работах Н.Д. Десяевой, А.А. Мурашева, В.Ф. Русецкого и др.
Содержание профессиональных норм включает в себя знание предмета речи (физика), особенностей профессионально-
Таблица 1
Поэтапная структура развития культуры речи
Деятельность преподавателя | Деятельность студента
Этап 1. Мотивационно-установочный / Исполнительский
Говорит о значимости соблюдения всех норм культуры речи учителя физики Восприятие предложенного материала и установка на культурное говорение.
Этап 2. Объяснительный / Репродуктивный
Актуализация знаний студентов в области культуры речи на занятиях по физике: объяснение правил и норм построения речи, способов создания текста, методов работы над своим голосом и т.д. Знакомство с представленным материалом. Учатся строить свой ответ в соответствии с правилами и нормами культуры речи. Освоение методов работы над речевым аппаратом.
Этап 3. Инструктивно-практический / Продуктивно-практический
Предлагает студентам несложные задания на определение физических понятий: заполнить пропущенные слова и словосочетания в предложениях; подобрать для каждого существительного правильно характеризующие по физическому смыслу прилагательные; данным физическим терминам, подобрать синонимы и антонимы (если это возможно); сформулировать определение данных понятий и охарактеризовать их по обобщенному плану и т.д Выполнение предложенных преподавателем заданий на определение физических понятий. Например: В определении заполнить пропущенные слова и словосочетания. «Механическое движение - ... движения в природе, состоящая в изменении ... тел или их частей ... с течением времени»
Организация работы по созданию текста и его элементов: сформулировать противоположную данной мысли; составить рассказ; описать схему и т.д. Выполнение заданий по созданию текста. Например: Составить из предложенных слов суждения о материальной точке: тело; капорого; объект; размер; идеальный; данной; движении; пренебречь; при своем; линия; траектория; в условиях; задачи; можно; называется; описыгвает; некоторую.
Подготавливает и раздает специально разработанные памятки, которые помогут студентам отвечать кратко, логично и точно (Приложение 3): 1. Обобщение изученного материала. 2. Группировка изученных объектов. 3. Сравнительная характеристика. Признаки для сравнения наиболее полно отражены в обобщенных планах ответа. Поэтому эти планы следует широко использовать при конструировании сравнительных ответов. 4. Описание объекта (словесное изображение физических понятий путем перечисления характерных признаков). 5. Повествование (рассказ о последовательности различных событий, явлений). 6. Рассуждение (словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли). 7. Модели речевых действий. 8. Подготовка к выступлению. Знакомятся и учатся работать с предложенными памятками. Учатся обобщать, группировать, сравнивать изучаемый материал, описывать в данном материале объекты. Учатся составлять рассказ и рассуждение. Приобретают навыки работы с моделями речевых действий и подготовки к выступлению.
Этап 4. Побуждающий / Частично-поисковый
Организация исследования студентами состояния проблемы развития культуры речи будущего учителя физики в науке и практике. Наблюдения за речью опытных учителей физики и сокурсников во время педагогической практики, с целью определения уровня развития культуры речи. Изучение состояния проблемы развития культуры речи будущего учителя физики в науке.
Организация поисковой деятельности по развития культуры речи будущего учителя физики. Создание своей модели культуры речи будущего учителя физики. Рецензирование и корректирование работ сокурсников. Предложение методов совершенствования культуры речи будущих учителей физики и их обсуждение
Этап 5. Творческий / Поисковый
Совместно со студентами определение заданий творческого характера для развития культуры речи будущего учителя физики: составить задания на развитие культуры физической речи; написать сочинение; составить сборник отрывков из разных художественных произведений, описывающих физические явления; составить список допускаемых содержательных ошибок студентов и т. д. Проявление сформированных исследовательских способностей. Демонстрация готовности к грамотной речевой деятельности. Выполнение творческих заданий. Например: 1. Составить задания по классическим основам физической механики. Методические рекомендации: задания могут быть разного вида (графические, экспериментальные и т.д.), направленные (по мнению студента) на формирование культуры физической речи. Описание задач и их решение прилагаются к работе. 2. Составить сборник отрывков из разных художественных произведений, описывающих физические явления. Методические рекомендации: Сборник должен содержать не менее 30 отрывков, с указанием автора и названия художественного произведения. И анализом данного отрывка с точки зрения физики (отрывки могут быть и в стихотворной форме).
Этап 6. Контрольно-оценочный / Оценочно-анализирующий
Наблюдение за речью студентов, на занятиях по физике. Осмысленное построение своей речи, с учетом языковых, коммуникативных, риторических, этических и профессиональных норм культуры речи.
Проведение и анализ контрольных работ, со специально разработанными заданиями. Грамотное выполнение предложенной контрольной работы
Оценка умений студентов строить свою речь. Умение грамотно подготовить любой текст выступления и выступить
направленной (дидактической) речи студентов - будущих учителей физики, владение голосом, речевым аппаратом, знание основ педагогического общения в школе, знание методов и форм самовоспитания, самосовершенствования, саморазвития в сфере культуры педагогического общения, знание культуры межнационального общения.
Специфической особенностью применения словесных методов (беседы, объяснения, рассказа, лекции) студентами-физи-ками педагогической специальности является тесное соединение устного изложения с физическим экспериментом (демонстрационным, фронтальным), построением и анализом графиков, таблиц, анализом условий задач и их решений. Соблюдение студентом законов логики и умение пользуется логическими формами изложения: анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Поскольку все словесные методы обучения физике сопровождаются применением физического эксперимента, то студент и на занятиях, и на педагогической практике выступает и как лектор, и как демонстратор, чем, собственно, и обусловлены некоторые требования к его деятельности. Во время демонстрации он должен согласовывать темп изложения с темпом проведения опыта, не прерывая рассказа; нужно, чтобы момент получения экспериментального эффекта совпадал у него с эмоциональным подъемом изложения. Важным требованием к демонстрационному эксперименту является требование научной достоверности и правильного, научного объяснения наблюдаемых в опыте явлений.
Особую значимость в профессиональном компоненте культуры речи студентов-физиков педагогической специальности играют следующие умения:
Описать и объяснить физическое явление: четко и точно определить признаки явления, по которым оно обнаруживается; грамотно описать условия, при которых возможно протекание явления; описать связь данного явления с другими; объяснение должно быть аргументировано на основе научной теории; знать и уметь приводить примеры использования данного явления на практике.
Четко описать структурные формы материи: правильное определение и обоснование видов материи; грамотное и содержательное описание структурных составляющих материи; точное определение свойств различных видов материи.
Определить физическую величину: описание явления или свойства, характе-ризующее данную величину; четкое опреде-
ление величины; привести формулы - знать язык формул; правильно определять и описывать единицы величин и способы измерения величин.
Правильно описать физический прибор, механизм, машину: четкое название устройства, правильное и содержательное описание схемы и принципа действия устройства; его применение и правила пользования устройством.
Сопровождать физический опыт четким и логическим рассказом: грамотно и понятно сформулировать цель опыта с учетом особенностей учащихся; описать схему опыта - знать язык схематического обозначения; четко обозначить условия протекания опыта; кратко и грамотно сформулировать ход проведения опыта; сделать вывод по результатам опыта или сформулировать вопрос-проблему для нахождения ответа в новой теме.
Грамотно читать графики, строить рассказ по данному рисунку, объяснять чертежи и схемы.
Грамотно формулировать физический закон: грамотно обосновать закон и математическое выражение; логически доказать справедливость данного закона; описать примеры применения на практике, с учетом вопросных особенностей обучаемых; указать четкие условия применения данного закона;
Содержательно раскрыть физическую теорию: опытное обоснование теории; правильная формулировка основных понятий, положений, законов и принципов; грамотно сформулировать следствия; рассказать практическое применение данной теории и указать границы применимости теории.
Правильно читать условие задачи, четко сформулировать вопрос к данной задаче, комментировать ход решения задачи и рационально ее решить.
Процессуально-деятельностный компонент включает этапы развития культуры речи на разных формах занятий по физике (табл. 1): мотивациионно-установочный, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий, творческий, контрольно-оценочный.
Результативно-корректирующий компонент методической системы развития культуры речи студентов-физиков педагогической специальности включает в себя анализ и самоанализ устной и письменной речи студентов-физиков, корректирующие действия на разных этапах формирования культуры речи.
Анализ результатов педагогического эксперимента позволил нам прийти к следующим выводам: 1) предположение о це-
лесообразности нашей методической системы развития культуры физической речи студентов-физиков педагогических вузов подтвердилось; 2) у основной массы студентов к началу эксперимента наблюдается низкий уровень культуры физической речи; 3) эксперимент подтвердил, что внедрение методической системы развития культуры физической речи студентов-физиков педагогических вузов в процесс обучения повышает уровень культуры физической речи, развивает их коммуникативные умения.
Библиографический список
Использование разработанной нами методической системы не исчерпывает полностью решение проблемы развития культуры речи студентов физиков. Перспективными направлениями ее дальнейшего развития нам представляются: внедрение подобной модели в процесс обучения студентов в вузе по другим дисциплинам, курсы для учителей физики по формированию культуры речи, детальная разработка теории обучения физике для школьного курса.
1. Гомоюнов, К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин: Методологические аспекты анализа и построения учебных текстов. - СПб.: Издательство С.-Петербурского университета, 1993.
2. Даммер, М.Д. Методические основы построения опережающего курса физики основной школы: дис. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 1997.
3. Усова, А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: учебное пособие к спецкурсу - Челябинск: ЧГПИ, 1986.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 159.923
А.В. Донцов, асп. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО, ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОНРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
В данной статье представлен анализ различных подходов к интерпретации феномена религии в рамках психологической науки. На основе теоретического и экспериментального материала показана связь религиозности с системой ценностей и нравственных ориентаций личности, затронута проблема соотношения образа личности в разных парадигмах.
Ключевые слова: религиозность, система ценностей, самоактуализация, нравственность, психология религии, христианская психология.
В последнее время как в мире, так и в России можно наблюдать значительный рост количества людей, относящих себя к последователям той или иной религии. По данным РНИСиНП
[1], сайтов http://forum.future-me.ru, http://www.worldreligion.ru, http://relig.info/statistika, всего к верующим причисляет себя около трёх четвёртых всего населения земного шара, в нашей же стране эта цифра составляет, в зависимости от способа подсчёта, от 46% до 70% и более населения, что как минимум в четыре раза больше, чем в конце 70-х годов XX века. Вместе с тем, всё большее опасение вызывает состояние общественной морали. Увеличивается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, растёт число подростков, употребляющих различные психоактивные вещества, снижается возраст вступления в половые связи. Один из возможных путей улучшения ситуации может предложить религия - несомненно содержащая чёткую систему нравственных принципов и соответствующих предписаний к своим членам. Тем не менее, в то время как за рубежом исследования в области психологии религии, начавшиеся работами У. Джеймса и В. Вундта, с тех пор ведутся с неизменным постоянством, в нашей стране ситуация качественно иная.
Если для дореволюционной России было характерно большое количество работ по психологии и философии религии (например, таких учёных как Н.А. Бердяев, К. Скворцов, Н. Лос-ский, В.А. Снегирёв, В. Несмелов и др.), в советский период данная тема стала практически табуирована. Те же немногие труды, что выходили в печать, практически полностью повторяли точку зрения идеологов марксизма-ленинизма и были выполнены в сугубо материалистически-атеистическом ключе - и только в лучшем случае основывались на культурно-историческом или деятельностном подходах. Однако по мере ослабления идеологического контроля в отечественной психологии стали появляться и более нейтральные, объективные работы по психологии религии, рассматривающие изучаемый предмет с разных сторон
[2]. Если поначалу эти исследования были главным образом основаны на наработках зарубежных коллег, то впоследствии они
приобрели более независимый характер, был переосмыслен также опыт отечественных дореволюционных работ.
Среди всего объёма существующих аспектов данной сферы, одним из наиболее важных вопросов на наш взгляд является понятие личностной религиозности, поскольку глубоко ин-териоризованная религиозная картина мира и соответствующая ей система ценностей в значительной степени влияет на прочие личностные характеристики индивида. В подтверждение этому было проведено множество исследований, выявляющих взаимосвязь религиозности с самыми различными качествами личности. Например, можно упомянуть работы по изучению связей религиозности со склонностью к предрассудкам (Г.У. Оллпорт; Г.М. Хэрек), формированию этнической идентичности (К.А. Миэсс), склонностью к стрессам и гендерно-ролевым конфликтам (Д. Юркович и Г.А. Уокер), личностными измерениями, предложенными Г. Айзенком (Дж. Молтби), самоуважением (Дж. Тэйлор), отношением к смыслу жизни (И.М. Богдановская; Э.Л. Эрншоу) и многими другими.
В разных подходах можно видеть и разное отношение к религии и религиозности. Так, например, сторонники когнитивно-поведенческого направления в психологии склонны понимать религиозность как склонность к религиозному поведению, а последнее трактуется как сформированное в результате случайных подкреплений внешней среды. Религиозные же организации, по мнению Б. Скиннера, одного из основоположников бихевиоризма, образовались для осуществления функций контроля - то есть, фактически, для обеспечения порядка и безопасности. А. Бандура, автор теории социального научения, высказывал подобное мнение, придавая, однако большее внимание собственным ожиданиям и вере человека.
В психоаналитической традиции отношение к религии двойственное. В классическом психоанализе, примером которого могут послужить работы З. Фрейда, религия понимается как форма коллективного невроза. В своей работе "Недовольство культурой", он называет её формой массового безумия, которое "состоит в умалении ценности жизни и в иллюзорном искажении реальной картины мира - его предпосылкой является запугива-