мационным и педагогическим технологиям среди студентов и преподавателей, позволила взглянуть по-новому на проектно-исследовательские методы. Реализация программы на гуманитарных факультетах КГПИ позволила поднять уровень компетентности студентов в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Опыт реализации программы Intel «Обучение для будущего» в Коми государственном педагогическом институте показал, что программа позволяет успешно справляться с задачей подготовки будущих учителей к эффективному применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе по различным образовательным предметам.
Министерство образования и высшей школы Республики Коми поддержало работу нашего педагогического института по программе «Обучение для будущего». В декабре 2004 года Коми пединститут выиграл конкурс на проведение проекта «Оказание услуг по курсовой подготовке (краткосрочному тематическому обучению) работников отрасли образования Республики Коми по программе: «Пользователь ЭВМ». Часть часов этой подготовки была выделена именно на освоение слушателями программы Intel.
Основные задачи курсов для учителей: закрепить представления о многообразии информации в окружающем мире, об информационных технологиях и их роли в современном обществе, об основных процессах, характерных для информационной деятельности человека;
подготовить слушателей как грамотных пользователей современных компьютерных технологий в области обработки различных видов информации; воспитать информационную культуру слушателей как понимание ими возможностей применения и использования информационных технологий в различных областях деятельности; освоение умений эффективно использовать информационные технологии для повышения качества обучения школьников; освоение проектно-исследовательского метода; формирование умений по разработке учебно-методического пакета, включающего информационные, методические и дидактические материалы.
В рамках курсов для работников отрасли образования Республики Коми в КГПИ уже прошли обучение около 600 человек, из них 430 - по программе Intel «Обучение для будущего». Практически все слушатели проявили большой интерес к программе и изъявляли желание "остаться на второй год", т.е. продолжить обучение.
Результаты нашей работы показали, что программа Intel «Обучение для будущего» эффективна и необходима для преподавателей как средних школ, так и средних специальных и высших педагогических образовательных учреждений.
Литература
1. Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 3-е изд., испр. - М.: Изда-тельско-торговый дом «Русская Редакция».
2. www.iteach.ru
культура профессионального мышления учителя
Е.В. Беляева,
ассистент кафедры информатики Ульяновского педагогического университета
Цель учебно-воспитательного процесса современной высшей школы заключается в формировании полноценной творческой личности, способной преумножить накопленные предыдущими поколениями духовные ценности, создавая культуру ХХ1 века. В этих условиях особое значение приобретает совершенствование качества подготовки учительских кадров, для того чтобы школа как социальный институт могла оказывать решающее воздействие на развитие общества. В связи с этим новый подход к оценке профессионального уровня подготовки школьных педагогов предусматривает развитие у учителя культуры мышления, что, в свою очередь, служит признаками высокого профессионального мастерства.
Культура мышления является важнейшим качеством педагога, умеющего добиваться успеха в воспитании школьников. В современном понимании культура мышления учителя должна включать в себя профессионально-ценностные ориентации, практичность мышления, ориентацию его на решение различных профессиональных задач: творческий характер мышления, системность, логичность и конкретность мышления, опору в деятельности на современные научные представления, осознание явлений и процессов на основе научных знаний, образное мышление; социокультурные нормы, поликультурность мышления.
государственного
Для того чтобы учитель мог успешно осуществлять свою педагогическую деятельность, в первую очередь он должен обладать педагогическим призванием и профессиональной направленностью. Таким образом, одной из составляющих культуры профессионального мышления будущего учителя являются профессионально-ценностные ориентации [6]: ориентации на личность учащегося и развитие личности; осознание социальной значимости профессии, содержание профессионального труда; возможности совершенствования и самоутверждения.
Культура профессионального мышления является динамичной, многомерной, открытой и развивающейся. Б.М. Теплов считал, что главное качество, которое должно быть сформировано у современного педагога -это практичность ума. Развитие практической смекалки возможно только при длительном включении учителя в профессиональную деятельность [6].
В практической деятельности учителя всегда возникают ситуации, которые требуют самостоятельного решения, импровизации. Для того чтобы учитель не оказался в ситуации растерянности, его нужно готовить к такого рода коллизиям в вузе. Безусловно, все ситуации учесть нельзя, но наиболее типичные из них прорабатываются подробно с выбором тех средств, форм и методов, с помощью которых возможен позитивный выход из создавшегося по-
ложения.
Практичный ум предполагает способность быстро ориентироваться в ситуации, импровизировать, опираясь на личную профессиональную интуицию.
Развитие интуитивного мышления у студентов осуществляется через создание на занятиях условий для постоянного проявления догадки, импровизации - так, как это происходит в реальной практической деятельности.
Интуитивное мышление невозможно без формирования у будущего специалиста системного мышления -способности осмысливать, соотнося с реалиями ту часть действительности, которая связана с его профессиональной деятельностью (с опорой на научные знания по философии, социологии, педагогике, психологии, физиологии), видеть структуры явлений и объектов, отношения между ними, выделять наиболее существенные из них и принимать правильное решение. Неверное установление причин тех или иных явлений, поступков может вызвать у воспитанников негативное отношение к самому педагогу, сузить возможности его влияния на развитие событий и, более того, привести к негативным последствиям в социальном развитии субъектов воспитательного процесса.
Очень важным показателем культуры современного учителя является конкретность мышления, которая проявляется в точности выражений и умозаключений, технологическом подходе к организации педагогической деятельности на основе детального продумывания, четкого представления о последовательности действий, тех средств, которые будут использованы на том или ином этапе реализации педагогических намерений. В этой связи подготовка студентов должна включать в себя формирование у них четкого алгоритма технологического мышления, способствующего определению и выбору: задач, которые должны быть решены в процессе педагогического воздействия; наиболее рациональной последовательности применения педагогических воздействий в строго определенных социальных и педагогических условиях; способов педагогического воздействия, необходимых для реализации намеченных педагогических действий; методов контроля за выполнением отдельных действий, критериев и показателей эффективности учебной работы; временных границ для реализации отдельных этапов педагогической деятельности.
Эффективной формой обучения является привлечение студентов к научно-исследовательской работе. При решении проблем исследовательского характера у студентов появляется потребность четко и ясно определить тот круг проблем и собственных планов, которые можно соотнести со своими реальными возможностями. Здесь конкретность мышления находит свое воплощение в умении студента видеть за общими законами, правилами, выводами факты проявления их в жизни, находить яркие примеры, иллюстрирующие эти обобщенные знания.
К значимым показателям культуры мышления мы относим и логичность - умение правильно строить систему суждений и умозаключений. При обучении студентов логике нужно иметь в виду, что необходимо добиться усвоения студентами основных правил мышления и логического конструирования, а также научить их развивать свое мышление в соответствии с этими законами и правилами.
В современной культурологии одним из направлений в изучении культуры является культура как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. Именно поэтому необходимо выделить творческое мышление как показатель культуры профессионального мышления.
Творческий способ решения задачи стимулирует процесс развития мышления. Подходя к решению задачи творчески, студент концентрирует свое внимание не только на
ее результате, но и на поиске возможных способов ее решения. Сталкиваясь в процессе решения задачи с трудностями и пытаясь найти способы их разрешения, студент стремится использовать как можно больше средств и методов, известных ему. Это позволяет использовать имеющийся запас знаний, умений, навыков и своих творческих, личностных способностей.
Педагогическое мышление также непосредственно связано с развитием интеллектуального потенциала будущего учителя. В этом рассмотрении творческое мышление и творческая деятельность будущего учителя неразрывно связаны между собой. Подготовка будущего учителя к творческой профессиональной деятельности зависит от того, насколько он способен соотнести «Себя» того, который есть сейчас, и «Себя» того, который может стать в идеале.
Социокультурные нормы рассматриваются как предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Социокультурные нормы возникают и существуют в группах людей или обществе в целом. К ним относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи, этикет. Нормы связывают, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Говоря о том, как это происходит, следует отметить следующее. Во-первых, нормы - это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы - это и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, ожидания, оценку и средства. Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя представляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).
Поликультурность мышления предполагает культурное многообразие (культурная дифференциация) - это многовариантность, неоднородность культуры в целом. Как отмечено, «культура как жизнь, созданная людьми, неоднородна по своим проявлениям - это наука и техника, искусство и поэзия, это и этика». Каждая культура производит свои предметы и использует предметы природы. Созданные и использованные предметы несут те следы воздействия человека, которые отражают возможность человека переживать свою тождественность с ними.
Как подчеркивает Г.С. Абрамова, одно из существенных психологических условий формирования в единой культуре относительно независимых друг от друга субкультур является уровень понимания и отношения людей; критерий их различия между собой связан с вариантами понимания сущностных характеристик человека. Это могут быть возрастные субкультуры (подростковая, юношеская, пожилых людей), профессиональные субкультуры (юристы, педагоги, врачи и др.), территориальные (городская, сельская), предметно-опосредованные (коллекционеры, члены клубов по интересам) и т.п.
Для реализации человека в профессиональных субкультурах ему необходимо обладать поликультурностью мышления, отождествлением себя с миром, в том числе -с точки зрения профессионального подхода и своего развития.
Возможно, мы выделили ведущие характеристики культуры профессионального мышления, но, тем не менее, из рассуждений о ее структуре можно видеть сложные отношения связей и взаимной обусловленности культуры, деятельности и мышления.
Литература
1. Библер В.С. Мышление как творчество. - М.: Политиздат, 1975.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пос. для студ. высш. учеб. зав. - 2-е изд., - М.: Изд.центр «Академия», 2004.
3. Касымжанов А.Х., Кельбуганов А.Ж. О культуре мышления. - М.: Политиздат, 1981.
4. Клеманович И. Культура профессионального мыш-
ления социального педагога. Воспитание школьников, 2000, № 10.
5. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М.: Высшая школа, 1990.
6. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004.
формирование представлении об интеграции естественных наук в процессе подготовки учителей химии в педагогическом вузе
Н.И. Савиткин,
кандидат химических наук, доцент кафедры химии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского
Я.Г. Авдеев, кандидат химических наук, доцент кафедры химии Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского
Е.Н. Богданов, доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, зав. кафедрой психологии профессиональной деятельности и управления непрерывным педагогическим образованием, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН, академик МАНПО
Важными задачами, которые решает учитель химии будущем становятся интеграционные процессы [2]. Следует совместно с учителями, преподающими естест- отметить, что невозможность на данном этапе объединить в веннонаучные дисциплины, является формирова- современной ЕНКМ многочисленные основные достижения
ажными задачами, которые решает учитель химии совместно с учителями, преподающими естественнонаучные дисциплины, является формирование у школьника представлений о современной естественнонаучной картине мира (ЕНКМ) и развитие системного мышления [1]. В связи с этим возникает необходимость в подготовке учителей химии, ориентированных на междисциплинарный синтез и интеграцию естественнонаучного образования. Предлагаемая нами схема интеграционного подхода применяется в подготовке учителей химии и биологии на биолого-химическом факультете Калужского государственного педагогического университета. Для реализации идей интеграции естественнонаучного образования при подготовке учителей химии необходим системный подход, включающий как учебную, так и научную работу студента. Здесь мы должны разумно сочетать содержание основных курсов (общая, неорганическая, органическая, физическая, аналитическая биологическая химии) и специальных курсов (история химии, геохимия и др.). Возможно привлечение студентов к подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ по соответствующей тематике.
Современная ЕНКМ характеризуется высокой степенью взаимодействия и взаимопроникновения естественных наук -физики, химии, биологии, геологии, космологии. Ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем
фундаментальных наук привело к появлению так называемых локальных картин природы - физической [3] и химической [4]. Такой подход противоречит тенденции развития современной науки, поскольку сейчас практически трудно найти область естественнонаучных исследований, которую можно отнести исключительно к физике, химии или биологии в изолированном состоянии (обратим внимание на мысль В.И. Вернадского о том, что «.. .мы специализируемся не по наукам, а по проблемам» [2]). Химия, имея непосредственным основанием физику, сама является фундаментом для геологических и биологических наук. Неорганическая химия - основа геолого-минералогических наук, а органическая - биологических наук. В свою очередь биологические науки (учение о высшей нервной деятельности) являются основой психологии, которую авторы [2] включают в естественные науки. Современная космология, по-нашему мнению, широко использует достижения в первую очередь физики, а также и химических наук (аналитическая химия, космохимия, ядерная химия) (рис. 1). Располагаясь в центре естественных наук, химия открывает большие возможности для формирования представлений об интеграции в естествознании.
Рис. 1. Взаимодействие фундаментальных естественных наук в современном естествознании
Для того чтобы подготовить учителя химии, хорошо представляющего процессы и направления интеграции естественных наук и способного на этой основе формировать современную ЕНКМ и четко выявлять межпредметные связи, необходимо проанализировать структуру
процесса интеграции, ее направления, а также методы и приемы введения этого материала (содержания) в учебный процесс. Мы выделили следующие направления интеграции естественных наук, которые можно реализовать в процессе обучения химии в вузах, а частично и в