Научная статья на тему 'Культура преподавания в аграрном вузе'

Культура преподавания в аграрном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картешкина Ольга Леонидовна

Сознательное изучение и использование педагогических и психологических знаний при профессиональном обучении, с одной стороны, и профилизация гуманитарных дисциплин, с другой стороны, определяет характер педагогической культуры преподавателей профессионального вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF TEACHING IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

Deliberate learning and the use of pedagogical and psychological knowledge in vocational training, on the one hand, and the profiling of the humanities, on the other hand, determines the nature of pedagogical culture of teachers of vocational high school.

Текст научной работы на тему «Культура преподавания в аграрном вузе»

АГРАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

AGRICULTURAL EDUCATION

УДК 378:377

Картешкина О.Л., канд.пед.наук, зав. кафедрой культуры, ДальГАУ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАНИЯ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

Сознательное изучение и использование педагогических и психологических знаний при профессиональном обучении, с одной стороны, и профилизация гуманитарных дисциплин, с другой стороны, определяет характер педагогической культуры преподавателей профессионального вуза.

Karteshkina O.L., Cand. Ped.Sci, Head Department of Culture, FESAU CULTURE OF TEACHING IN AGRICULTURAL UNIVERSITY

Deliberate learning and the use of pedagogical and psychological knowledge in vocational training, on the one hand, and the profiling of the humanities, on the other hand, determines the nature of pedagogical culture of teachers of vocational high school.

Культура педагогической деятельности - это качественная характеристика меры и степени владения педагогом знаниями и продуктивными способами решения профессиональных задач, концентрированный показатель его личностной сущности, обусловленный мерой реализации его гражданской ответственности, зрелости и профессионального долга. Понятие «культура» всегда ассоциируется в нашем сознании с совершенствованием, достижением высот в определенной сфере жизни или профессиональной деятельности, а также с приобщением к системе высших ценностей. Профессиональнопедагогическая культура представляет собой систему общечеловеческих идей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности. Это результат творческой деятельности, предполагающей самый высокий уровень продуктивности педагогического труда - «эффективную личность» [6].

Анализируя психолого-педагогические условия подготовки будущих специалистов сельского хозяйства, мы отмечаем, что процесс этот сложный, длительный, осуществляющийся как в повседневном общении, так и в специально созданных условиях взаимодействия, имеющий особенности и противоречия. Особенностью высших профессиональных заведений является то, что большая

часть преподавателей специальнопрофессиональных дисциплин, работающих в вузе, являются выпускниками своих же вузов, то есть, являясь компетентными специалистами в области аграрного производства, они не имеют педагогического образования.

Преподаватели совершенствуют профессиональные знания, но вместе с этим требуется приобретение и совершенствование психолого-педагогических знаний и умений, изучения и практической реализации активных методов обучения и воспитания. Именно преподаватель должен, подготавливая компетентного специалиста, перейти в своей деятельности на личностно-ориентированную парадигму, при этом соответствовать современным реалиям функционирования системы высшего образования [7].

Как указывает Е.И. Ефимова, недостаток педагогических приемов в высшей школе -это отсутствие взгляда на культуру будущего специалиста как на ценностное образование. Соединение это возможно при личностном непрерывном опережающем росте педагога в совместном с обучающимися творчестве [3]. Нам близка позиция и автора следующего высказывания: «Преподаватель выступает

творцом учебного процесса, организатором разнообразных конкретных учебновоспитательных ситуаций, поэтому успех обучения и воспитания в значительной мере зависит от педагогического мастерства учи-

5

теля» [8, с. 4]. Преподаватель высшей школы должен быть не только специалистом в своей области знаний, но и профессиональным педагогом. В этой связи должны меняться концептуальные подходы к самой педагогической деятельности преподавателя вуза.

В вузах непедагогического профиля реализация повышения уровня педагогических знаний преподавателей осуществляется через систему дополнительно-образовательных институтов, это могут быть учебные центры, университеты педагогических знаний, научно методические семинары, аспирантура, школа молодого педагога, получение второго образования «Преподаватель высшей школы», участие в научных и методических конференциях всех рангов и другое. Вместе с тем мы можем отметить, что высокий уровень профессиональной педагогической деятельности можно достичь только при условии формирования к ней ценностного отношения у самого преподавателя-профессионала. Это сознательное, индивидуальное, положительно настроенное на информацию о профессиональной педагогической деятельности восприятие, которое проявляется в стремлении глубокого изучения и осмысления педагогических и психологических приемов, средств, методик, с преобразованием их в соответствии с профессиональной направленностью и их реализация. На практике преподаватели специальных дисциплин не всегда активно подключаются к процессу повышения педагогического мастерства, получения педагогического образования, обучения на курсах «Преподаватель высшей школы», полагая, что профессиональным знаниям и навыкам можно научить и без педагогических изысков. Только пройдя курсы обучения, овладев педагогическими знаниями и применив их на практике, получив конечный результат, осознают необходимость и пользу от этих занятий.

С другой стороны, преподаватели гуманитарного цикла профильного вуза чаще всего чувствуют свою непричастность к профессиональному образованию, они не несут смысловую нагрузку профессии. Они преподают то, что профессионалам кажется «бесполезной тратой времени». Мы понимаем, что изучение предметов гуманитарного цикла «История», «Культурология», «Психология и педагогика», «Русский язык и культура речи» и др., не дают практических, профессиональных знаний, но они воспитывают и создают мировоззренческую основу будуще-

го специалиста, нравственный, культурный и патриотический «стержень».

Нам же близка идея Е.В. Булгаковой о профилизации гуманитарных дисциплин, т.е. связи содержания гуманитарных дисциплин с сельскохозяйственным профилем [2, с. 68]. Способом реализации этой идеи стало введение в каждой дисциплине тем профессиональной и региональной составляющей, специальных курсов, «История Дальнего Востока», «Аграрная история России», «Технология карьеры». Исходя из этого, закономерным представился вывод: профессиональноспециальное начало должно определять характер гуманитаризации образования, так как профессионалу нужно «четко различать общенаучное «вечное» знание с одной стороны и оперативное научно-практическое знание, - с другой» [5, с. 258].

Преподаватели гуманитарного цикла, в большинстве своем имеют базовое педагогическое образование. Именно они могут оказать существенную помощь в повышении педагогического мастерства педагогов-

профессионалов. Передача педагогических знаний, инновационных методов дает возможность использовать этот опыт в профессиональном обучении. Качественное преподавание обеспечивает возможность развития у студентов - будущих специалистов творческой готовности к продуктивной профессиональной деятельности, творческому самосовершенствованию и самореализации в ней[4].

Великий русский философ Н.А.Бердяев отмечал: «Личность должна себя созидать, обогащать, наполнять универсальным содержанием, достигать единства и целостности на протяжении всей своей жизни». А также: «Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не творит новой жизни»[1, с.41, с.152]. Эти утверждения одинаково справедливы как для студентов, так и для преподавателей. Какими бы совершенными и целенаправленными ни были планы, программы, технологии, методологические основы, информационное обеспечение обучения на разных этапах образовательного процесса, непосредственным теоретиком и практиком является преподаватель. Выход за пределы нормативных требований профессии и формирование высокого уровня педагогического мастерства происходит в процессе приобщения преподавателя к профессиональнопедагогической культуре общества и становления на этой основе своей собственной педагогической культуры. Профессионально-

6

педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-

этической, интеллектуальной, эмоциональной, культуре труда, общения и т.д., своеобразно проявляющейся в основных ее компонентах. Сознательное, положительно настроенное восприятие профессионалов на информацию о педагогической деятельности, глубокое изучение и осмысление педагогических и психологических знаний, использование их в профессиональном обучении, с одной стороны, и профилизация гуманитарных дисциплин, связь содержания гуманитарных дисциплин с профессиональным профилем, с другой стороны, должно определять характер педагогической культуры преподавателей профессионального вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. - М.: Просвещение, 1995. -390 с.

2. Булгакова, Е.В. Гуманитаризация образования в условиях сельскохозяйственного вуза / Е.В. Булгакова. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сбор-

ник статей X Международной научнометодической конференции. - Пенза, 2003. -525 с.

3. Ефимова, Е. И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей технической школы. Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. - 190с.

4. Жуковская, З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис...докт. пед. наук /

З.Д. Жуковская. - СПб., 1994 - 458 с.

5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 517 с.

6. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. - М.: ИЦПКПС, 2001. - 149 с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. - М.: ИРПО, 1999. -247 с.

8. Шумейко, А.А. Основы педагогического творчества. / А.А. Шумейко. - Комсомольск-на-Амуре: К.н/А гос. пед. инст., 1991. - 67 с.

УДК 101:378

Корякина Е.В., к.и.н., доцент кафедры философии ДальГАУ ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ (К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье прослеживаются история и тенденции развития философии образования как перспективного междисциплинарного знания через призму феноменов культуры - философии и образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ,

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Koryakina E.V., Cand.Historic.Sci.., associate professor of philosophy of FESAU PHILOSOPHY AND EDUCATION AS CULTURE PHENOMENA (TO THE QUESTION OF EDUCATION PHILOSOPHY)

In article are traced history and tendencies of development of philosophy of education as perspective interdisciplinary knowledge through a prism of phenomena of culture - philosophies and educations.

KEYWORDS: CULTURE, PHILOSOPHY, EDUCATION, EDUCATION PHILOSOPHY

На рубеже XX-XXI вв. значительная роль в осмыслении сущности и целей современного образования, по-мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, принадлежит философии образования [2,4,9,10].

Как научная дисциплина и учебный предмет философия образования возникла

сравнительно недавно - во второй половине прошлого столетия на просторах образовательного пространства США, Великобритании, Германии, что напрямую было связано с кризисными явлениями системы, недостаточной практической эффективностью подходов при решении проблем социализации, воспитания и обучения детей и молодёжи [2].

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.