Научная статья на тему 'Философия и образование как феномены культуры (к вопросу о философии образования)'

Философия и образование как феномены культуры (к вопросу о философии образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корякина Елена Викторовна

В статье прослеживаются история и тенденции развития философии образования как перспективного междисциплинарного знания через призму феноменов культуры - философии и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY AND EDUCATION AS CULTURE PHENOMENA (TO THE QUESTION OF EDUCATION PHILOSOPHY)

In article are traced history and tendencies of development of philosophy of education as perspective interdisciplinary knowledge through a prism of phenomena of culture philosophies and educations.

Текст научной работы на тему «Философия и образование как феномены культуры (к вопросу о философии образования)»

педагогическая культура базируется на общей культуре личности: нравственно-

этической, интеллектуальной, эмоциональной, культуре труда, общения и т.д., своеобразно проявляющейся в основных ее компонентах. Сознательное, положительно настроенное восприятие профессионалов на информацию о педагогической деятельности, глубокое изучение и осмысление педагогических и психологических знаний, использование их в профессиональном обучении, с одной стороны, и профилизация гуманитарных дисциплин, связь содержания гуманитарных дисциплин с профессиональным профилем, с другой стороны, должно определять характер педагогической культуры преподавателей профессионального вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство кесаря / Н.А. Бердяев. - М.: Просвещение, 1995. -390 с.

2. Булгакова, Е.В. Гуманитаризация образования в условиях сельскохозяйственного вуза / Е.В. Булгакова. // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сбор-

ник статей X Международной научнометодической конференции. - Пенза, 2003. -525 с.

3. Ефимова, Е. И. Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей технической школы. Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. - 190с.

4. Жуковская, З.Д. Методологические основы и технологии разработки и функционирования комплексной системы контроля качества подготовки специалистов в вузе: Дис...докт. пед. наук / З.Д. Жуковская. - СПб., 1994 - 458 с.

5. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А.Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 517 с.

6. Кузьмина, Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина. - М.: ИЦПКПС, 2001. - 149 с.

7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В.Кузьмина. - М.: ИРПО, 1999. -247 с.

8. Шумейко, А.А. Основы педагогического творчества. / А.А. Шумейко. - Комсомольск-на-Амуре: К.н/А гос. пед. инст., 1991. - 67 с.

УДК 101:378

Корякина Е.В., к.и.н., доцент кафедры философии ДальГАУ ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФЕНОМЕНЫ КУЛЬТУРЫ (К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ)

В статье прослеживаются история и тенденции развития философии образования как перспективного междисциплинарного знания через призму феноменов культуры - философии и образования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КУЛЬТУРА, ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ,

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Koryakina E.V., Cand.Historic.Sci.., associate professor of philosophy of FESAU PHILOSOPHY AND EDUCATION AS CULTURE PHENOMENA (TO THE QUESTION OF EDUCATION PHILOSOPHY)

In article are traced history and tendencies of development of philosophy of education as perspective interdisciplinary knowledge through a prism of phenomena of culture - philosophies and educations.

KEYWORDS: CULTURE, PHILOSOPHY, EDUCATION, EDUCATION PHILOSOPHY

На рубеже XX-XXI вв. значительная роль в осмыслении сущности и целей современного образования, по-мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, принадлежит философии образования [2,4,9,10].

Как научная дисциплина и учебный предмет философия образования возникла

сравнительно недавно - во второй половине прошлого столетия на просторах образовательного пространства США, Великобритании, Германии, что напрямую было связано с кризисными явлениями системы, недостаточной практической эффективностью подходов при решении проблем социализации, воспитания и обучения детей и молодёжи [2].

7

За тридцать лет философия образования успела сформировать проблемное поле исследований, лежащих в контексте онтологии, логики, аксиологии, этики и методологии образования. Достаточно широк круг тем, интересующих философию образования, например, сущность и природа всех явлений в образовательном процессе, его механизмы, ценностные ориентиры и их нравственное наполнение, идейное содержание и методологическое сопровождение.

В этой связи возникает целый ряд закономерных вопросов: как и посредством чего связаны философия и образование, можно ли считать философию базовой методологией педагогического мышления и, наконец, какова роль философии и образования как феноменов культуры?

По-мнению исследователя В.А. Куренного, проблема взаимоотношения философии и образования имеет два теоретических аспекта. Один из них понимается как вопрос об отношении философии к образовательному процессу и к институциональным формам его организации. Второй аспект определяется собственно «философскими» идеями, которые призваны обосновать образовательные стратегии [5].

Обращая свой взгляд в глубь веков, мы видим, что влияние системы образования и философии на всех этапах истории было взаимным. В философских концепциях мыслителей античной эпохи и средневековья, а затем представителей Нового времени, французского Просвещения, немецкой классики, марксизма затрагивались вопросы образования, воспитания, нравственного и личностного совершенствования человека как отражение культурных процессов. Современная система образования в своих основных чертах сложилась в конце XVIII - начале XIX вв. под влиянием философских и педагогических идей Я.А. Коменского, Г. Песталоцци, Ф. Дистервега, Д. Дьюи и др., образовав «классическую» модель образования. Универсальная по характеру, воплощённая в системе начального и среднего образования, она была дополнена концепцией естественных прав личности, в том числе - на образование, идеями гуманизации и гуманитаризации образования. В прошлом столетии западноевропейская философия образования сложилась и развивалась в рамках большого числа направлений и концепций - эмпирико-

аналитического, герменевтических психоаналитических, постмодернистских, религиозно-теологических и др. Результатом явилось формирование известного противоречия между универсализмом и необходимостью учёта индивидуальности, что подготовило основу для смены парадигмы и переходу к неклассической, а позже - к постклассической модели, ориентированным в сфере образования на неповторимость, своеобразие, творческое начало личности.

В России появление термина «философия воспитания и образования» связано с именем русского мыслителя - В.В. Розанова. В 1988 г., в работе «Сумерки просвещения» он писал: «...мы не имеем и не имели того, что можно назвать философией воспитания и образования, т.е. обсуждение самого образования, самого воспитания в ряду остальных культурных факторов.» [7]. В прошлом столетии философия образования в нашей стране находилась вне мирового контекста её развития, что объясняется существованием моноидеологии. Лишь в последнее двадцатилетие общепризнанные имена и идеи начинают проникать в содержание российского педагогического образования [1,5,6]. Модели отечественной философии образования представлены деятельностной методологией, психо-культурологическими теориями, аксиологическим, личностно-ориентированным подходом [9].

В философии образования взаимодействуют два значимых феномена культуры -философия и образование. По-мнению С.И. Гессена, одного из основоположников философии и социологии образования «задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного» [3]. Философия, являясь формой знания, теоретическим мировоззрением и искусством мышления, напрямую связана с культурой. Это означает, во-первых, что философия обладает потенциалом, представляющим особую ценность для образования как феномена культуры посредством широкой мировоззренческой и методологической базы, рефлексивного отношения к инструментам сознания и познания, требования логичности и последовательности. Всё вышеперечисленное помогает подняться над обыденным мышлением, проникнуть в суть вещей, про-

8

цессов, явлений, опираясь на диалектические законы всеобщности, выработать навыки гибкого, недогматичного мышления. Во-вторых, современный мир испытывает глубочайший кризис целеполагания ценностных идеалов, поэтому философское мировоззрение, в основе которого лежит ценностный тип мышления и ориентация на нравственные, гуманистические ценности, даёт возможность определить правильный вектор цивилизационного развития. В-третьих, исследуя пути умственного и нравственного развития человека в культурной среде, философия определяет степень содействия этому процессу системы образования. Через во-прошание к философским вопросам бытия, педагогика аппелирует к проблемам развития человека, личности. Так происходит взаимообмен типами мышления, диалог этих двух феноменов культуры. И, наконец, изучение философии совершенно незаменимо для организации полноценного профессионального общения работников сферы образования и культуры. Ведь только философский, понятийный язык является результативным «инструментом» дискуссии. Универсальность категориального аппарата философии позволяет преодолеть фрагментарность знания, сделать его связным и осмысленным, что даёт возможность определяться в своих жизненных ориентирах. Кроме того, многие педагогические категории и понятия имеют собственно философское происхождение.

Сегодня становится все более очевидным, что нужно искать новый комплекс педагогических и философских идей, создающих интеллектуальную основу для системы образования [8]. Поэтому именно сейчас возникают различные подходы к вопросу реформирования системы образования. Как российскими, так и зарубежными исследователями формулируются новые концепции образования, разрабатываются программы, осуществляется поиск новых форм организации научного знания, направленных на реформирование системы образования [9,10].

Таким образом, философия и образование являются значимыми феноменами культуры. Философия образования возникла и развивается как междисциплинарное знание, представляя философское осмысление фундаментальных педагогических идей, теорий, концепций. Теория образования, педагогика не могут обрести статус науки путем одного лишь экспериментирования и обобщения

опыта, без адекватного социальнофилософского обоснования. Философия как мировоззрение и методология является основой постижения культуры через определение смысложизненных целей современной цивилизации, позволяя выявить ценностные ориентиры в глобальном и региональном образовании. Значимость философии образования заключается в том, что позволяет осуществлять философскую рефлексию над теми особыми точками культуры, которые допускают свою интерпретацию в категориях образования человека, что особенно актуально в контексте модернизации отечественного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братченко, С.А. Введение в гуманитарную экспертизу образования [Текст] / С.А. Братченко. - М. : Смысл, 1999.- 135 с.

2. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века [Текст] /Б.С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1998. - 432 с.

3. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] /под ред. П.В. Алексеева - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

4. Гусинский, Э. Н. Введение в философию образования [Текст] / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинов. - М.: Логос, 2001.- 224 с.

5. Куренной, В.А. Философия и образование [Текст]/ В.А. Куренной // Отечественные записки.-2002.-№1.-Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=2&article=125 [Дата обращения: 25 апреля 2012].

6. Куренкова, Р.А. Феноменология образования: вопросы теории и практики (опыт сотрудничества) [Текст] / Р.А. Куренкова.- Владимир: ВГПУ, 1999. - С. 138-193.

7. Розанов, В.В. Сумерки просвещения [Текст] / Сост. В.Н. Щербаков. - М.: Педагогика, 1990.- 624 с.

8. Розов, Н.С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире: Автореферат дис... д-ра филос. наук. - М., 1995. -24 с.

9. Наливайко, Н.В. Глобальные и региональ-

ные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ) [Текст] / Н.В. Наливайко, В.И. Панарин, В.И. Паршиков. -Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения РАН, 2010.- Режим доступа: http://www.phil-

ed. ru/Application/GlobalEducation_3 8_2010 .pdf [Дата обращения: 25 апреля 2012].

10. Философия, культура и образование: материалы «Круглого стола» [Текст] // Вопросы философии.- 1999.- №3.- С. 3-36.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.