CULTUREOFBUSINESS: TOTHEQUESTION ESSENCE AND FORMATION BASES GruscovIgor Vladimirovich, PhD of Economics, Associate Professor,
HalikovaZ. B., Student,
Halidova SabinaShamilevna, Student,
Stavropol State Agrarian University, Stavropol
In article the intrinsic parties of manifestation of culture of business are considered, its role and value for economy functioning reveals. Respectively, taking into account world experience, conditions, factors and the ways which realization promotes development of this phenomenon, increase of its role in economic activity are allocated and analyzed.
Keywords: business; culture; culture of business.
УДК 304 КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА:
КВОПРОСУСУЩНОСТИ И ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ
© ГрузковИ.В.,2014 © ХаликоваЗ.Б., 2014
© Халидова С. Ш.,2014
104
ГРУЗКОВИгорь Владимирович, кандидат экономическихнаук, доцент
ХАЛИКОВАЗ.Б.,
студентка,
Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
В статье рассматриваются сущностные стороны проявления культуры предпринимательства, раскрывается еерольизначениедляфункционированияэконо-мики. Соответственно, сучетоммировогоопыта, выделяются и анализируются условия, факторы и способы, реализация которых способствует развитию данного феномена, повышению егороливэкономической деятельности.
Ключевыеслова: предпринимательство; культура; культурапредприниматель-ства.
В современных условиях модернизации экономики успех общего дела во многом определяется состоянием и уровнем развития предпринимательства как такового. Одной из важнейших качественных характеристик предпринимательства является его культура. Ее можно рассматривать с совокупностью определенных правил ведения бизнеса и этических норм при взаимоотношении предпринимателя с другими субъектами предпринимательской деятельности [1].
Безусловно, культура предпринимательства представляет собой сложное историческое явление, и в каждую эпоху она проявляется "по-своему" и в таком качестве оказывает то или иное влияние на предпринимательство и экономику в целом. В этой связи, в развитии культуры предпринимательства принято выделять три основных этапа, которым соответствуют её модели: добуржуазная (традиционная), буржуазная и постиндустриальная.
Зарождение добуржуазной культуры предпринимательства связывается с первой промышленной революцией в конце XVIII в., возникновением мануфактур, фабричной системы производства, индустриальной технологии, общественным разделением труда. Основной особенностью её было неразрывное единство индивида и группы, поскольку индивид формировался как член корпорации, осознавал себя через участие в ней, пользовался её защитой и поддержкой и мог претендовать на долю общей собственности, права и привилегии.
Хозяйственная деятельность в этот период была связана с общинной солидарностью: свой - чужой. Если по отношению к "своим" существовали определенные ограничения - нельзя чрезмерно эксплуатировать, обманывать, нужно проявлять лояльность, оказывать услуги, - то по отношению к "чужим" ограничений не существовало.
Традиционная культура предпринимательства предполагает непосредственное участие человека в процессе производства. С переходом к эпохе позднего индустриального развития (примерно с 1880 г.) происходят политические и экономические изменения, в результате которых произошло отделение труда от собственности, а затем собственности и управления. Появляется буржуазная куль-
тура предпринимательства, которая ориентирует предпринимателя не на удовлетворение своих или чьих-либо потребностей, а на получение прибыли. Изменяются ценностные установки и нормы в деятельности предпринимателей. Базовыми стали такие ценности, как рационализм, практицизм, бережливость.
С развитием науки и техники, внедрением информационных и телекоммуникационных технологий существенно меняется облик производства и его социокультурная среда, осуществляется переход к современным формам управления. Всё это влечет за собой изменения в культуре предпринимательства, необходимость формирования специфической постиндустриальной культуры предпринимательства. Наиболее характерные для нее процессы следующие: усложняются сами ценности и нормативная система (например, важнейшей ценностью становится бережное отношение к природе); главной ценностью становится человек с его знаниями, опытом, творческими возможностями, квалификацией. В постиндустриальной культуре предпринимательства изменяется мотивация труда -из способа зарабатывать деньги он превращается в способ самовыражения; с усилением глобализации возникают новые формы социальной организации, основанные на информационных культурных стереотипах.
В постиндустриальном обществе главная ценность - человек и его знания, квалификация, творчество, умение. Эта культура предпринимательства связана с изменением базовых мотиваций деятельности и появлением нового смысла профессионального труда - из способа зарабатывать деньги он стал перетекать в форму самовыражения. Человек относится к профессии как к возможности реализации творческого и личностного потенциала.
Для совершенствования культуры нужно изучить, как взаимодействуют отдельные элементы, какая между ними взаимосвязь, как они влияют друг на друга. При этом необходимо анализировать, не устарели ли представления о ценностях, принесших успех предприятию, не следует ли их обновить. Изменение культуры предпринимательства происходит в соответствии с новыми представлениями о ценностях.
Исследования, проведенные в США, позволили сделать вывод, что процветающие и быстрорастущие фирмы имеют высокую культуру и особый стиль, которые способствуют достижению и сохранению ведущих позиций на мировом рынке. В таких фирмах работники имеют четкие представления о ценностях и твердые убеждения о том, как, какими средствами достичь цели; существуют партнерские отношения на всех уровнях; высоко ценится профессионализм, компетентность и верность делу, стремление к высокому качеству труда; продвижение по службе зависит от результатов труда, умения брать на себя ответственность; поощряются гордость за собственные достижения и успехи предприятия, желание расширить и укрепить позиции. Для таких предприятий характерна система ценностей, принятых и одобренных всеми сотрудниками [2].
Представляют интерес критерии определения наиболее привлекательных компаний в США. Примером могут служить следующие восемь ключевых критериев, отдельные из которых свидетельствуют о высокой предпринимательской культуре: инновационная деятельность; качество менеджмента; ценность компании как объекта долгосрочного инвестирования; общественная и экологическая ответственность; способность компании привлекать, развивать и поддерживать творчество персонала; качество продукции и услуг; фи-
I
105
ХАЛИДОВА Сабина Шамильевна, студентка,
Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь
106
нансовая значимость компании; использование корпоративных актов.
Для предприятий нашей страны нередки случаи, когда в документах, на бумаге написано одно, а на практике - другое. Система ценностей, правила и конкретное поведение должно быть согласованными. С этой целью в ряде стран разработаны программы, позволяющие гармонизировать представления о ценностях и образах поведения.
Следует отметить, что культура предпринимательства является частью социальной и культурной системы, а так как процесс развития общества - эволюционный, следовательно, культура предпринимательства активно развивается вместе с эволюцией экономических, социальных, культурных преобразований. Однако полного равенства между развитием культуры предпринимательства и историей развития общества быть не может, так как культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека,а история человечества включает в себя как полезные, так и бесполезные, виды жизнедеятельности.
Культура предпринимательства в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура. Предпринимательский успех обеспечивается следующими внутренними факторами корпоративной культуры: предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом; организацией предпринимательской деятельности; мотивацией собственника фирмы и служащих; уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей фирмы и наемных работников; наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке; созданием таких условий деятельности служащих, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности фирмы; наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма; высокой профессиональной компетентностью руководителей фирмы, менеджеров и сотрудников и возможностью их обучения; достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением; ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг; хорошо организованным сервисным
обслуживанием продукции у потребителей; высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг; созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда; обеспечением здорового морального климата в фирме [3].
Отдельные исследователи считают, что можно определить, культурна ли фирма, собственником (или управляющим) которой ты являешься, если провести анализ по следующим критериям и получить положительный ответ на поставленные вопросы: готова ли фирма к риску и нововведениям? Направлена ли активность фирмы (сотрудников) на решение главных целей? Акцентируется ли внимание на внешних задачах (хорошее обслуживание клиентов, взаимоотношения с потребителями? Не поощряются ли конформизм, индивидуализм? Стимулирование работников ориентировано на конечные индивидуальные результаты? Принятие решений в фирме децентрализованно? Предпочтение отдается групповым формам принятия решений? Деятельность подчинена заранее составленным планам? Работа сопровождается инновационными процессами? Имеется сотрудничество между группами и отдельными работниками? Сотрудники верны интересам фирмы и преданы ей? Они целиком информированы о том, какова их роль в достижении целей фирмы? Отношения в фирме неформальны?
Первым всеобщим элементом культуры предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом - строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота. Это проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам.
Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству - это действительно ведущий признак культуры предпринимательства. Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса,уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень зна-
ний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др. [4].
В порядке общего вывода по статье, можно отметить, что развитие и регулирование культуры предпринимательства призваны помочь решить многие сложные проблемы, встающие перед бизнесом, в частности, повышение качества оказания услуг, усиление сплоченности и единения коллектива, выработки приемлемых форм поведения и соблюдения технологии выполняемых работ.
Примечания:
1. Поляк, Швандар, Горфинкель. Предпринимательство. - М., 1998.
2. Основы предпринимательской деятельности: учебное пособие. - Краснодар: КубГУ, 2005
3. Основы предпринимательского дела. - М., 1996.
4. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности : учебное пособие. - 2004.
5. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие. - Чита, 2011.
О
гч
THESPECIFICITY OFTHE COMMUNICATIVE POTENTIAL OF REGIONAL CULTURES
ГЧ
■ on
Migunova Marina Grigorievna, Senior Professor, Chair of Theory and Methods Music Education, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol
This article discusses theproblemsofthe developmentofthe communicative nature of cultural factors that contribute to improve <c theefficiencyofcross-culturalcommunication.
Keywords:regionalculture;interculturaldialogue;communicativepotentialofculture.
СПЕЦИФИКА КОММУНИКА ТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬ ТУР
В данной статье рассматриваются проблемы развития коммуникативного характера культуры, факторы, способствующие повышениюэффективностимеж-культурныхкоммуникаций.
Ключевыеслова: региональнаякультура; межкультурныйдиалог; коммуникативный потенциал культуры.
В настоящее время социокультурная реальность характеризуется противоречивыми тенденциями и процессами. С одной стороны, это объясняется обострением глобализационных процессов, повышением взаимной зависимости стран, регионов, с другой - локализацией, обособлением, стремлением к самосохранению. В данных условиях особую актуальность приобретает способность национальной, региональной культуры адаптироваться к стремительно меняющимся условиям, умение выстраивать отношения на принципах открытости и толерантности.
Однако на протяжении длительного времени наблюдается отсутствие готовности представителей различных этнокультурных общностей к плодотворному диалогу как на государственно-политическом, так и на общественном уровне, непродуктивность мер по поддержанию национально-культурной общности в инокультурной среде, отсутствие эффективных механизмов взаимодействия этносов и культур в условиях глобализации.
История культуры демонстрирует, что интенсивность коммуникативных процессов в разных культурах разнообразна. "Открытые" культуры, с достаточно развитыми внутренними и внешними коммуникациями, находятся в состоянии гармоничного равновесия. Данный тип культуры активно взаимодействует с другими культурными формами, находится в процессе инокультурного влияния, так как для таких культур непрерывный процесс информацией - необходимое условие существования и развития [2].
Наряду с "открытым" типом культур, существует так называемый "закрытый", с доминирующими внутренними коммуникациями. Как
УДК 304.44
© МигуноваМ.Г., 2014
у
I
107
МИГУНОВА Марина Григорьева,
ст. преподаватель, кафедра Теориии методики музыкального образования, Ставропольский государст в енный педагогический институт, Ставрополь