ANALYSIS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE STAVROPOL REGION
Ponomareva Elena Anatolievna, PhD of Economics, Associate Professor E-mail: [email protected]
Manuilova Valeria Vladimirovna, Student ^
E-mail: manuilova. [email protected]
Chair of Economics and Technology Management, North-Caucasian Federal University, Stavropol
The article discusses the relevance of state support for small and medium businesses in the Stavropol region.
Keywords: entrepreneurship; small and medium enterprise; departmental target program.
C
анализ малого и среднего бизнеса УДК338.22
в ставропольском крае
В статье рассматриваются вопросы актуальности государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ставропольском крае. Ключевые слова: предпринимательская деятельность; малое и среднее предпринимательство; ведомственная целевая программа.
Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы. Форма предпринимательской деятельности, прежде всего, зависит от сферы деятельности предпринимателя. Принимая решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязанностей, которые вытекают из текущего законодательства. Одно дело, когда предприниматель планирует осуществлять ряд разовых деловых проектов, но совсем другое -когда предпринимательская деятельность осуществляется постоянно и направлена на достижение высокой прибыли.
Одним из важнейших факторов производства является предпринимательская способность. В ее состав включаются предприниматели, к которым относятся владельцы компаний, менеджеры, организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих.
Помимо предпринимателей в состав данного ресурса включается вся предпринимательская способность Ставропольского края, а именно действующие институты рыночной экономики, т. е. банки, биржи, страховые компании. В целом предпринимательский ресурс можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанной на существующей модели рыночной экономики.
Специфика формирующегося российского предпринимательского класса состоит в том, что 0,1% российской бизнес-элиты являются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике.
Предпринимательский сектор экономики насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей экономического анализа группируются по ряду существенны признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.
В экономике функционируют самые различные юридические лица, которые отличаются друг от друга по целому ряду признаков: отраслевой их принадлежности, размерам, степени специализации и масштабам производства однотипной продукции, методам организации производства и степени его механизации и автоматизации, организа-
© Пономарева Е.А., 2013 © Мануйлова В.В., 2013
\
83
ПОНОМАРЕВА Елена Анатольевна,
кандидат
экономических наук,
доцент
МАНУИЛОВА Валерия Владимировна,
студент,
manuilova. valeri@mail. ru
кафедра Экономики
и технологии
управления,
Северо-Кавказский
федеральный
университет,
Ставрополь
84
ционно-правовым формам и др. Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат: характер сырья, потребляемого при изготовлении продукции, назначение и характер готового продукта, техническая и технологическая общность производства, время работы в течение года. К физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относятся индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства [1,2].
Неотъемлемой и необходимой частью социально-экономической системы любой страны является малый бизнес. Он играет в экономике государства довольно большую роль: обеспечивает стабильность рыночных отношений (открывая новые рабочие места для граждан, путем создания ими собственного дела), обеспечивает высокую эффективность производства, что благоприятно сказывается на стабильности экономического роста, укреплении рыночных отношений. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных задач экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Дальнейшее продвижение вперед невозможно без объективной оценки существующего состояния отечественного малого и среднего бизнеса, на основании результатов которой может быть осуществлено эффективное планирование и успешная реализация социально-экономических программ его поддержки.
В Ставропольском крае, начиная с 2001 г. по 2011 г., заметно возросло количество малых предприятий (более чем в 3 раза), инвестиции в основной капитал почти в 24 раза (табл. 1) [3].
Таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности малых предприятий Ставропольского края
Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае способствует решению не только социальных проблем, но и служит основой для экономического развития Ставропольского края. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируется законодательством субъектов РФ, к нему относится Закон Ставропольского края от 29.12.2010 № 121 -кз "О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства" [3].
Начиная с2001 года, развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется на основе программного метода. В 2011 году закончилась реализация ведомственной целевой программы "Развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы".
Ведомственная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2012-2015 годы" является логическим продолжением предыдущих программ и учитывает результаты их реализации. Программно-целевой метод и системный подход к вопросам развития малого и среднего предпринимательства в области, основанной на реализации ведомственных целевых программ, разрабатываемых с учетом реального состояния малого и среднего предпринимательства, его потребностей и уровня развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих перед Ставропольским краем, возможностей краевого бюджета, данная программа полностью себя оправдывает.
Увеличение численности работников малых и средних предприятий Ставропольского края может говорить об увеличении профессионального и организационного уровня предприятий и улучшении рабочего процесса на них. Заинтересованность заключается в видении перспектив развития этого направления в экономике края, а также свидетельствовать о квалификационном соответствии кадров, задействованных в малых предприятиях.
По данным 2010 года, наибольшее количество работников занято в оптовой и розничной торговле (36,7%), строительстве (23,2%), обрабатывающем производстве (18,5%).
Предприниматели Ставропольского края стали более ответственно и правильно подходить к ведению своего бизнеса, понимая, что без внедрения новей-шихтехнологий в производство в настоящее время развиваться невозможно. Определенное влияние на рост данного показателя оказала и государственная финансовая поддержка проектов субъектов
Показатель 2001 2003 2005 2007 2009 2010 2011
Количество малых предприятий (на конец года), ед. 7101 12707 12633 12054 16245 22247 22656
Среднесписоч- ная численность работников (без внешних совместителей), чел. 78836 121391 108657 153205 160044 141250 153658
Объем выпуска продукции (работ, услуг), млн руб. 7079,9 20822,6
Оборот малых предприятий, млн руб. 77303,4 143613,9 202952,3 232832,9 268407,7
Инвестиции в основной капитал, млн М. 134,8 206,5 397,4 1156,9 1847,3 2577,2 3221,5
малого предпринимательства в виде субсидирования.
В целом, проводимая в Ставропольском крае государственная политика по обеспечению развития предпринимательства, способствует положительной динамике основных качественных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.
Программный подход позволил проводить планомерную работу по созданию более благоприятного предпринимательского климата в Ставропольском крае, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных планов.
На сегодняшний день в крае сформирована базовая система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, представляющая собой комплекс правовых, организационных и финансовых механизмов. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю в 2010 году на территории края осуществляли свою деятельность 114963 субъекта малого и среднего предпринимательства (с учетом микропредприятий и индивидуальных предпринимателей), что на 0,6 процента меньше, чем в 2009 году. По итогам 2010 года численность работников предприятий и организаций малого и среднего предпринимательства в крае составила 181,97 тыс. человек, что на 5,4 процента меньше, чем в 2009 году. Оборот малых и средних предприятий в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом на 6,9 процента и составил 272,0 млрд рублей [3].
По данным налогового учета две трети из числа зарегистрированных предпринимателей активно осуществляли свою деятельность. По оценке, каждый четвертый, занятый в экономике, трудится на рабочих местах, созданных малыми и средними организациями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. Ими вырабатывается примерно 13% созданного краевого ВРП, осваивается около 3% инвестиций. Оборот предприятий малого бизнеса составляет свыше 30% в общекраевом объеме.
Ставропольский край является также аграрным регионом. По нашему мнению, необходимо активно поддерживать сельхозпроизводителей, предоставлять различные кредиты на льготных условиях, сделать все возможное, чтобы предприниматели могли свободно конкурировать с предпринимателями других регионов.
Таким образом, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства рассматривается Правительством Ставропольского края в качестве одного из основных факторов обеспечения социально-экономического благополучия края, роста валового регионального продукта, повышения жизненного уровня и занятости населения края.
tn
О
гч
0
а__
с
□
Г*'-
Ом
Примечания:
1. Бережная О.В. Методика оценки эффективности функционирования регионального малого бизнеса//О.В. Бережная, Г.А. Лукьянова // Вестник института дружбы народов Кавказа. - Ставрополь : РИО ИДНК, 2010.- № 3(15).
2. Савкина Р.В. Организация предпринимательской деятельности / Р.В. Савкина, Е.Г. Мальцева. - М.: КНОРУС, 2011.
3. http://www.grazkodeks.ru.
4. http://www.stavinvest.ru.