Научная статья на тему 'Культура повседневности в контексте проблемы идентичности'

Культура повседневности в контексте проблемы идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
777
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / DAILY LIFE CULTURE / IDENTITY / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зайцева Татьяна Алексеевна

Проблема идентичности одна из центральных в современном гуманитарном знании. Данная проблема может быть рассмотрена через определение «идентичности» и как явления, и как процесса. В качестве одного из центральных элементов, позволяющих раскрыть сущностные характеристики явления и процесса идентичности, предлагается принцип противопоставлений, дуальностей («мы» «они», «свой» «чужой», «другой» и т.д.). Эти дуальности наиболее ярко репрезентируются в повседневности, так как она сама может быть определена через функционирование «бинарных оппозиций». Повседневность одновременно является и определенной сферой культуры, и процессом (способ жизни), реализуемым и представленным различными механизмами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Daily life culture and problem of identity

The problem of identity is one of important in modern humanities. Present problem make be considered through definition "identity" as phenomena and as process. One of the central element allowing to reveal essential characteristics of phenomena and process identity is principle of oppositions ("we" "they", "my", "their" "alien", "another"). These oppositions the most brightly are representing in every day life, because there self can bee defined through functional of "binary oppositions". Every day life is one sphere of culture and process (way of life) at the same time which realized and presented by different mechanisms.

Текст научной работы на тему «Культура повседневности в контексте проблемы идентичности»

2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)

УДК 008:311

Т.А. Зайцева

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ

ИДЕНТИЧНОСТИ

Проблема идентичности - одна из центральных в современном гуманитарном знании. Данная проблема может быть рассмотрена через определение «идентичности» и как явления, и как процесса. В качестве одного из центральных элементов, позволяющих раскрыть сущностные характеристики явления и процесса идентичности, предлагается принцип противопоставлений, дуальностей («мы» - «они», «свой» - «чужой», «другой» и т.д.). Эти дуальности наиболее ярко репрезентируются в повседневности, так как она сама может быть определена через функционирование «бинарных оппозиций». Повседневность одновременно является и определенной сферой культуры, и процессом (способ жизни), реализуемым и представленным различными механизмами.

Ключевые слова: культура повседневности, идентичность, коммуникация.

В рамках осмысления и решения проблем, характеризующих сегодняшнюю действительность, вызванных к жизни глобализационными процессами, одно из центральных мест может быть отведено кризису идентичности, ее активным поискам, связанным с необходимостью нахождения ответов на вызовы современности.

Идентичность может быть рассмотрена и как явление, и как процесс. Обращаясь к идентичности как явлению, необходимо отметить, что это «определители», «маркеры», «стереотипы» и пр., задающие границы не только «себя», но и «другого». Перечисленное, в свою очередь, предполагает некую процессуальность, а именно определение «себя» через «другого» и «других» через «себя». То есть идентичность - это не только «я», но и обязательно «другой».

Наличие отмеченного противопоставления предполагает выработку механизмов репрезентации идентичности на социальном и индивидуальном уровнях, демонстрации отношения и позиции к «себе» и «другому», что попадает в проблемную область диалога и толерантности.

Определение идентичности - детерминированный процесс, зависящий от устойчивых (консервативных) факторов и от более динамичных переменных, что часто приходит в противоречие друг с другом, вызывая кризис идентичности. Быстрые социальные, экономические и политические трансформации, вызывающие глубокие внутренние сломы, не всегда сопровождаются столь же стремительными ментальными изменениями, затрагивающими стереотипы, лежащие в основе мировоззренческих установок. Это также способствует потере идентичности, активизации поиска «себя» и «другого».

Отмеченные явления не могут быть исследованы усилиями одной науки, так как вызваны к жизни противоречивой и многогранной реальностью. Про-блематизация должна происходить в рамках гуманитарного знания в целом и

в тех его областях, которые в наибольшей степени соответствуют междисциплинарному характеру. В качестве такового может быть определена культура повседневности. Обращение к миру повседневности в значительной степени расширяет границы изучения культуры в контексте проблем современности.

Культура повседневности, как феномен, включает в себя универсализм и единичность практик и переживаний, объективный и субъективный опыт, общественный (социальный) и индивидуальный. Данный специфический статус культуры повседневности позволяет ей особенно ярко демонстрировать общее и особенное в культурах, обозначая основные узлы противоречий, связанные, с одной стороны, с тенденциями к унификации и нивелированию конкретных культур, а с другой - к подчеркиванию уникальности и неповторимости культурного опыта. Таким образом, мир повседневности предстает не как сплошное пространство, но может быть дифференцирован по различным признакам и основаниям, в качестве которых выступают социокультурные, региональные, географические, экологические, экономические и прочие маркеры.

Отмеченная значимость культуры повседневности как феномена и ее неоднозначное восприятие, связанное с трудностью определения границ понятия и явления, требуют определенной проблематизации.

Мир повседневности может быть определен как пространство, наполненное фактами, вещами, практиками и пр., не вызывающими сомнения, проверенными опытом (социальным и индивидуальным). Оказываясь в этом пространстве, они становятся истиной, определяют характер бытия, формируют мировоззрение, стереотипы и ориентиры, делающие существование человека осмысленным, опирающимся на некие правила и нормы, сформировавшиеся в жизненной среде. Таким образом, все, что нуждается в укоренении, восприятии и принятии, должно попасть в мир повседневности. В этом видится одна из важнейших ее характеристик - она делает внешние, чуждые элементы «своими». Любой факт, идея, представление, какими бы фантастическими они ни были, войдя в повседневность, становятся жизнеспособными и функциональными в рамках той или иной культурной традиции и начинают мыслиться как реальное, то, в чем не сомневаются.

Но как определить границы повседневного? В исследованиях последних лет обращают на себя внимание работы Б. Вандельфельса, который пытается задать границы явления через противопоставление «повседневность - неповседнев-ность». Дефиниции заявленных противоположностей включают в себя: субъективное переживание, типичные практические действия, длительные ритмы, подвижные формы рациональности, с одной стороны; с другой - объективные структуры и процессы, индивидуальные и коллективные деяния, однократные эпохальные события, идеальные конструкции и точные методы [1].

Исходя из представленного, можно сделать вывод, что для повседневного характерны: разнообразное восприятие (индивидуальное и социальное) одного и того же события на эмоционально-чувственном и рациональном уровнях; повторяемость и привычка, вырастающие из реальной действительности, ее освоения; непрерывность и возвратность; меняющееся восприятие, осмысление и освоение реальности в связи с ее изменчивостью. Неповседневность характеризуется: независимостью от отдельного индивида, социальной

группы, общества, культуры, от их воли и желания; значимыми свершения-

Т.А. Зайцева

ми, имеющими статус единичного; нецикличностью и неповторяемостью; моделированием реальности, выработкой способов построения и изучения этой модели.

Заданные параметры повседневного могут быть рассмотрены и в контексте проблем идентичности. Так как проблема идентичности напрямую связана с формами и практиками определения «другого», «чужого» и «своего», то встает вопрос о принципах и механизмах дифференциации. Наиболее универсальный принцип - это выстраивание «бинарных оппозиций». Этот принцип, как было выяснено выше, свойствен и самому определению повседневности, бытовому в культуре, она одновременно и определенная сфера культуры (жизнедеятельности человека, общества), и процесс (способ жизни), реализуемый и представленный различными механизмами.

Таким образом, обращение к культуре повседневности делает более очевидными принципы дифференциации различных культур, осуществляемой по разным признакам и основаниям, а также единого культурного пространства на отдельные составляющие. Кроме того, обращение к повседневности позволяет включить в поле зрения исследователя аспекты, связанные с непосредственным функционированием структурных элементов культуры в их предметном (вещном) и знаковом (символическом) воплощениях. Через исследование повседневности открываются новые возможности в области изучения основ формирования картины мира, смыслообразующих установок. То есть повседневность может быть рассмотрена как живое пространство, где проявляют себя механизмы формирования стереотипов, ментальных установок и мировоззрения в целом. Кроме того, мир повседневности способствует воссозданию реального (живого) образа культуры как целого, культурных миров отдельных социальных групп и слоев, принципов и способов их взаимодействия в рамках единого культурного пространства, представления друг о друге и о самих себе.

Обращение к повседневному может не только подтвердить наличие противоречий и сложностей в происходящих сегодня процессах, характеризующихся, с одной стороны, поляризацией и центробежными тенденциями, с другой - осознаваемой необходимостью поиска новых основ совместного сосуществования мирового сообщества, но и помочь преодолению этих противоречий, повышению уровня толерантности, что напрямую связано с проблемой идентичности. Действительно, не зная «себя», не имея представления о границах «своего», сложно и практически невозможно выстраивать отношения с «другим». Трансформация представлений о себе с необходимостью ведет к изменению образа «другого», что требует поиска новых оснований для выстраивания взаимодействий.

В качестве подобного взаимодействия может быть рассмотрен диалог. Однако всякий диалог априорно предполагает наличие «другого», причем с отличной позицией, и этот другой готов демонстрировать, отстаивать свою позицию. То есть для успешного развития диалога также нужно определиться с идентичностью, чтобы возникла необходимая для него почва.

Обращение к конкретному культурному опыту, рассматриваемому сквозь призму такого универсального явления, каким является повседневность, не-

сомненно, способствует выработке толерантного отношения к «иному», «чужому», «другому» и готовности к межкультурному диалогу.

Рассматривая пространство повседневности как мир реалий культуры, где бытуют представления о себе и других, внутреннем и внешнем, земном и мирском, сакральном и профанном, что находит отражение во всех структурных элементах культуры повседневности (одежде, доме, еде, досуге, социальных образах, представлениях о теле и т.д.), можно говорить о ее мощном дифференцирующем начале и большой функциональной нагруженности.

Функциональную сторону повседневности сложно переоценить. В ней человек реализует себя в рамках различных социокультурных ролей, в ней он «потребляет» внешний мир в безопасных и привычных для себя дозах и формах. Она делает мир понятным и соразмерным человеку. При этом повседневность задает четкие рамки и границы, используя универсальный механизм дифференциации (мы - они, свое - чужое, здесь - там), где «мы», «свое», «здесь» - это понятное, соразмерное, доступное, а значит, безопасное, в то время как «они», «чужое», «там» - непонятное, внушающее чувство страха и неуверенности и как следствие - отторгаемое.

При этом человек готов «потреблять» это чужое и непонятное, но в комфортных и приемлемых для себя условиях (в музеях, театрах, кинотеатрах, на выставках, по телевидению и т.п.). Это кратковременное «потребление», подразумевающее наличие осознаваемой дистанции, возможности прервать контакт в любой момент и не подразумевающее полного отказа от привычной и понятной системы координат, заданной «своей» повседневностью. То есть человек (общество) не может отказаться от чужого (другого), оно ему необходимо для формирования самого себя, определения границ своего мира.

В этом вновь видится особая ценность повседневного и повседневности, в рамках которых не просто констатируется инаковость и отличительсность, но показывается, почему, в силу каких причин формируется иное социокультурное пространство, иные способы репрезентации собственной уникальности, выстраивания отношений с внешним окружением, принципы вхождения в общемировое культурное пространство и позиционирования себя в нем.

Таким образом, обращение к такому сложному феномену, как культура повседневности, может способствовать формированию механизмов понимания, адекватного восприятия, принятия другого, иной культуры, чужой реальности, поскольку именно повседневность ставит различный культурный опыт в равные условия, что создает почву для эффективного межкультурного диалога и преодоления кризиса идентичности.

Литература

1. Ванедльфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. М. : Прогресс, 1991. Вып. 1. Общество и сфера смысла. С. 17-23.

2. Лелеко В.Д. Культурология повседневности : становление и современное состояние // Фундаментальные проблемы культурологии : в 4 т. / отв. ред. Д.Л. Спивак. СПб. : Алетейя, 2008. Т. 1. Теория культуры. С. 377-390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.