Научная статья на тему 'Социокультурные фильтры как механизм функционирования повседневности'

Социокультурные фильтры как механизм функционирования повседневности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
537
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФИЛЬТРЫ / ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ / DAILY LIFE CULTURE / SOCIO-CULTURAL FILTERS / TRADITIONS / INNOVATION VALUES / CULTURAL CONTEXTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Розенберг Наталия Владимировна

Рассмотрены основные социокультурные фильтры (СМИ, образование, семья) как механизмы включения инновационных ценностей в процесс функционирования повседневности, показана трансформация культурных инноваций и их интеграция в традиционные структуры повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL FILTERS AS MECHANISM OF DAILY LIFE FUNCTIONING

The main socio-cultural filters (mass media, education, family) as mechanisms of addition of innovation values in the process of daily life functioning are scrutinized, the transformation of cultural innovations and their integration in traditional daily life structures is shown.

Текст научной работы на тему «Социокультурные фильтры как механизм функционирования повседневности»

УДК 130

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФИЛЬТРЫ КАК МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

© Наталия Владимировна Розенберг

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия, кандидат философских наук, доцент, e-mail: [email protected]

Рассмотрены основные социокультурные фильтры (СМИ, образование, семья) как механизмы включения инновационных ценностей в процесс функционирования повседневности, показана трансформация культурных инноваций и их интеграция в традиционные структуры повседневности.

Ключевые слова: культура повседневности; социокультурные фильтры; традиции; инновационные ценности; культурные смыслы.

Тема повседневности прочно вошла в ракурс социально-гуманитарных исследований и не теряет своей актуальности в силу многих причин. Одной из них является то, что быстро меняющиеся реалии современного мира не могли не сказаться на облике самой повседневности. Можно долго размышлять над своеобразием и неповторимостью локальных культур, но никто не будет спорить с тем фактом, что современный мир представляет собой доминирование глобального над локальным.

Глобальные реалии сегодня кардинально модифицируют даже наиболее консервативные и устойчивые структуры, превращая их в носителей новых смыслов. Это касается и таких «локальных» ценностей, как традиции, обычаи, привычки, образ жизни, т. е. повседневной культуры. Все начинает носить преходящий характер и требует от субъектов постоянного «вписывания» в эту быстротечность. Процесс трансформации проникает во все микроструктуры общества (семья, малые группы и т. д.), делая проницаемыми даже герметичные социальные образования. Быть замкнутым на себе и огражденным от внешнего мира сегодня означает перечеркнуть свое будущее.

Являясь совокупностью повторяемых событий, общепризнанных ценностей, смыслов и значений, культура повседневности интегрирует эти смыслы вокруг сферы материальных и нематериальных потребностей людей, а также способов и механизмов их удовлетворения. Поэтому, говоря о культуре повседневности, можно говорит о культурной и социальной предзаданности поведения человека и его деятельности. Следовательно,

структура повседневности должна характеризоваться определенной стабильностью и даже консервативностью. И это действительно так, поскольку повседневная жизнь, как «конечная область значений», дает человеку уверенность в своем существовании и укорененность в нем.

Современная культура воспроизводит себя в процессе бесконечного обновления и трансформаций, погружая человека в лабиринт информационных потоков и бесконечных угроз его жизненному миру. И человек в ответ на эту плюральность, информационную избыточность окружающего мира ищет успокоение в повседневности. Именно концепт повседневного позволяет современному сообществу удержаться в рамках целостности, а ее специфика - задавать меру и порядок социальных отношений.

Многообразие значений, которыми живут люди, идеалы, верования, мнения, предубеждения, исторические традиции, культурные ценности связаны с повседневностью психологическими символами-проводниками. В социокультурных системах вырабатываются и функционируют сложные стандарты жизнедеятельности, которые охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных представлениях, стереотипах сознания и поведения и т. д. Однако изменения в культуре повседневной жизни происходят не бесконтрольно, пространство культуры есть некая обобщенная эмпирическая база, на основе которой выстраиваются «данные» о ценностях и нормах, признаваемых либо, напротив, отвергаемых социумом, о том, каковы

социальные последствия выдвижения членами общества на первый план тех или иных ценностных установок. Прежде чем войти в повседневность новые ценности, психические, языковые и культурные особенности проходят процесс «фильтрации»: отбирается то, что относится к разряду значимых (доминантных) показателей, на основании которых группа людей осознает свою идентичность (одинаковость и единство). И, напротив, отбрасывается то, что является чуждым, способным нарушить целостность и угрожающее стабильности и устойчивости человеческих микроструктур.

«Фильтр» - одно из важных понятий современной культурологии. Культура есть система границ, каждая из которых наделена своей избирательной и пропускной способностью: отделять «свое» от «чужого». Культура как целое предстает многослойной системой фильтров - гигиенических, этических, ритуальных, информационных, многократно очищающих внутреннее пространство культуры от внешнего хаоса, «грязи» и «шумов» окружающего мира. Лотман писал, что функция любой границы или фильтра (от мембраны живой клетки до биосферы, которая, согласно Вернадскому, есть подобие мембраны, покрывающей нашу планету, и до границы семиосферы) состоит в том, чтобы контролировать, отфильтровывать и приспособлять внешнее к внутреннему. Эта инвариантная функция реализуется по-разному на разных уровнях. На уровне семиосферы она предполагает отделение «своего собственного» от «чьего-то чужого», фильтрацию того, что приходит снаружи и трактуется как текст на чужом языке, и перевод этого текста на свой собственный язык. Таким образом, внешнее пространство структурируется [1].

Если исходить из вышесказанного, то, чтобы стать само собой разумеющейся повседневной структурой, любой новый смысл должен пройти оценку, проверку и отбор со стороны системы фильтров, которая сложилась в культуре. Система фильтров - это совокупность социально-культурных условий и механизмов, обладающая определенными параметрами и определяющая скорость и результативность процесса диффузии инновационных смыслов. Некоторые из этих смыслов легко и органично вписываются в контекст повседневности и принимаются обще-

ственным сознанием, другие - «со скрипом», с бесконечными изменениями и трансформациями, а третьи отвергаются вообще. Таким образом, роль фильтров заключается в разделении всего потока инноваций на воспринимаемые и невоспринимаемые системой.

На уровне повседневности ценности и смыслы воспроизводятся, передаются, регулируются естественным механизмом: от человека к человеку, от поколения к поколению в процессе непосредственного общения и взаимодействия. Современная жизнь вносит свои нюансы в этот механизм, поскольку широкое распространение сетей, телекоммуникаций и систем связи открывает новые пути для распространения текстов культуры. Они дополняют естественный механизм, появляется возможность усваивать инновационные ценности, минуя их носителей, опосредованно, используя современные технологии обмена информацией. Можно условно выделить несколько основных фильтров-этапов, через которые в повседневную культуру вносятся и становятся институализированными все новые смыслы.

На наш взгляд, такими фильтрами являются СМИ, образование и семья. Рассмотрим их по аналогии с техническими фильтрами, разбив на три уровня фильтрации: грубый, мелкий и супермелкий. У каждого из фильтров своя задача и свои функции.

Фильтры «грубой очистки» пропускают в нашу повседневность практически все новообразования, отбраковывая только те, которые разрушительны для самого общества. К ним мы относим средства массовой информации. Они, практически, контролируют всю современную культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуя, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества. Средства массовой информации являются источником «омассовления», они формируют общественное мнение, коллективные вкусовые предпочтения, стереотипы поведения, моду, модели образа жизни, ценности, а также культурную политику, создаваемую элитой общества. При этом для того, чтобы быть

воспринято, сообщение всегда должно иметь уровень понятности значительно более низкий, чем интеллектуальный коэффициент того социального слоя, на который оно рассчитано. Поэтому средства массовой информации даже на уровне повседневности формируют достаточно примитивную культуру и такие же ценности. Так, например, телевидение с характерными для него стандартизированными формами способно превратить любую проблему, действительно заботящую людей, в товар и развлечение. По поверхности повседневности происходит миграция мелких стилей, «поведенческих стандартов», взятых в своей внешней стороне, без особого культурного фона. Более того, происходит абсорбция - в первую очередь посредством телевидения - наиболее визуально ярких и примитивных знаков разнообразных сообществ для превращения их в моду, для включения в пространство глобальной потребительской стратегии (то, что мы учимся есть палочками, не приближает нас к пониманию конфуцианства и его «культурных стандартов», это лишь следствие консьюмеристской стратегии сетей фаст-фуда). Благодаря СМИ в культуру повседневности проникают ценности из различных культур, что в результате формирует некоторую эклектику повседневности, смешение стилей и смыслов. Средства массовой информации, таким образом, формируют образ жизни, массовую культуру, инновационные ценности.

Второй (мелкий) фильтр, регулирующий динамику повседневной культуры - образование. Оно способствует культивированию осознанного, рефлектирующего отношения к существующим и интериоризируемым личностью ценностям, традициям, коллективным представлениям, культурным образцам. Это интеллектуальный фильтр, позволяющий проводить стандартизацию и унификацию культуры с помощью внедрения социальных и гуманитарных стандартов. Гуманитарная культура передается из поколения в поколение через механизмы, генетической матрицей которых является образование. Образование связывает повседневность - область всеобщих непроблематизируемых значений -с областями значений, выработанными в специализированных областях деятельности -науке, искусстве и др. Благодаря этому по-

вышается уровень повседневного сознания и специализированные области деятельности не теряют связи с повседневной жизнью. Образование позволяет личности реализовать себя на всех социальных ступенях, а не останавливаться на низшей - адаптационной. Оно дает целостное представление об универсуме - Вселенной, независимо от того, в каком объеме и на каком уровне даются эти знания. Одной из функций образования является формирование ценностей, ориентированных на личность и культуру, а в конечном счете, выстраивание представлений об общественном идеале. Благодаря этому образование как фильтр формирует и вносит в культуру повседневности идеологию, менталитет, а также профессиональные ценности.

Каждый инновационный элемент проходит через всю систему соотнесения с социальными нормами, ценностями полезности для различных групп и слоев, личностного удобства, эстетическими запросами, потребностями в устойчивости или изменениях и т. п. И здесь вступает в работу супермел-кий фильтр, так сказать, фильтр контрольной очистки - это семья, которая объединяет людей и выступает как полифункциональное, устойчивое к внешним воздействиям формирование. Именно она поддерживает и транслирует национальные основы, фильтруя и тщательно отбирая входящие в нее ценности. Усвоение ценностей культуры происходит в узком, домашнем, «интимном» кругу. Семья отбирает и фиксирует как ценности те элементы, которые сохраняют групповую целостность, но в то же время не мешают личностной самореализации. Такой отбор происходит как на рациональном, так и неосознаваемом уровне. В первом случае определенные социокультурные ценности и факты являются предметом обсуждения и вербальных оценок, во втором случае позитивное или негативное отношение к таким фактам формируется на уровне ощущений и выражается в мимике, жестах, интонациях и т. п. Повседневная культура уравновешивается сама с собой и с окружающей средой и является достаточно устойчивой системой, которая создается для реализации определенных функций - функции адаптации к меняющимся условиям жизнедеятельности, консервации национальных ценностей (рис. 1).

ИННОВАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

ОТФИЛЬТРОВЫВАЕТ социально опасные явления

ОТФИЛЬТРОВЫВАЕТ несоответствия стандарту современного образования

ФОРМИРУЕТ

• лингвистические новообразования

• массовую культуру

• идеологические установки

ФОРМИРУЕТ

• этические и эстетические ценности

• смысложизненные установки

• профессиональные компетенции

ФОРМИРУЕТ образ жизни национальные и религиозные_цен-ности

формы поведения

ОТФИЛЬТРОВЫВАЕТ противоречия семейным традициям

КУЛЬТУРА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

V_________________________________________У

Рис. 1. Процесс действия культурных фильтров

На заключительном этапе интеграции в культуру повседневности новации под воздействием внутренних механизмов адаптируются к ней, обретая статус традиций и гармонично вписываясь во взаимосвязанную совокупность составляющих ее элементов. Пройдя слой коллективной цензуры, новации остаются в культуре как ее элементы. Но, как отмечает А.Я. Флиер, «усвоение культурной новации не сводится только к ее нормализации; новация должна быть еще и отрефлек-сирована принимающим ее сообществом как своя, т. е. превратиться в символ, знак, усваиваемый как элемент в системе образов идентичности данного сообщества» [2]. При этом процесс выработки или заимствования новаций, их фильтрация и интеграция, адаптация к социокультурной системе в различных культурах и в различные исторические периоды неодинаковы. Это зависит как от специфических культурных особенностей, так и от приемов внедрения новаций в культуру, экономических и политических условий существования общества. Закреплению новаций в культуре способствует их институционализация, но только в том случае, если они органичны для нее, не являются «инородным телом», способным нарушить энергетический баланс в культуре, восстановить который впоследствии чрезвычайно трудно.

Наличие данных фильтров является гарантией того, что проекты глобализации, предполагающие практически стирание национальных и религиозных идентичностей, автомизацию обществ с превращением современного человека в «человека массы», не будут реализованы. И в этом смысле охранительным механизмом на уровне культуры повседневности становится традиция, кото-

рая сохраняет национальные ценности, являющиеся основой ее (традиции) существования и ментальности. Изменение традиций народа и его образа жизни - это сложный процесс, затрагивающий динамичные отношения между самыми различными аспектами культуры этноса - такими как социальнопсихологические установки, политическое поведение, религиозное мировоззрение, -которые взаимодействуют таким образом, что пресекают любые отклонения от привычного для данной культуры образа мышления и поведения. Конечно, свойства социальной системы лишь в ограниченной степени зависят от воли и сознания индивидов. «Однако, - пишет Н.Н. Козлова, - направленность социальных процессов не может не быть вызвана повседневными действиями, повседневными решениями множества рядовых социальных агентов, их активностью. Иначе общество попросту не существовало»

[3].

Любое общество располагает механизмами защиты повседневности. В повседневной жизни реализуется существенная часть ценностных ориентаций людей, опредмечиваются нормы их морали и нравственности, этикета, мировоззрения, социальных стандартов и т. п.

1. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т. 1. С. 15.

2. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

3. Козлова Н.Н. Методология анализа человеческих документов // Социс. 2004. № 1. С. 15.

Поступила в редакцию 3.07.2010 г.

UDC 130

SOCIO-CULTURAL FILTERS AS MECHANISM OF DAILY LIFE FUNCTIONING

Natalya Vladimirovna Rozenberg, Penza State University, Penza, Russia, Candidate of Philosophy, Associate Professor, e-mail: [email protected]

The main socio-cultural filters (mass media, education, family) as mechanisms of addition of innovation values in the process of daily life functioning are scrutinized, the transformation of cultural innovations and their integration in traditional daily life structures is shown.

Key words: daily life culture; socio-cultural filters; traditions; innovation values; cultural contexts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.