ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 316.776.32
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФИЛЬТР МОЛОДЕЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ1
© Наталья Владимировна РОЗЕНБЕРГ
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация, доктор философских наук, доцент, зав. кафедрой коммуникационного менеджмента,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена роли средств массовой информации в процессе становления ценностей современного общества. Средства массовой информации рассматриваются как социокультурный фильтр, благодаря которому ценности культуры становятся неотъемлемой частью повседневной жизни молодого поколения.
Ключевые слова: средства массовой информации; коммуникация; культура повседневности; социокультурные фильтры; молодежь; ценности.
Современное постиндустриальное общество отличается тем, что информация и коммуникационные связи и отношения создают принципиально иную среду жизненного функционирования человека и общества.
Большинство ученых сходятся во мнении о все более возрастающей роли информации как в жизни общества, так и в формировании отдельной личности. Как следствие, возрастает роль СМИ и массовых коммуникаций в возникновении и формировании новой системы социальных ценностей, целиком зависящей от знаний и информации. СМИ и массовые коммуникации оказывают влияние на образ жизни людей и социальные отношения.
Культуре повседневности, в рамках которой происходит социализация молодежи, необходимо постоянно обновляться для того, чтобы четко выполнять свои адаптивные функции. Интеграция новаций в ткань культуры повседневной жизни является необходимым и естественным процессом ее саморазвития: эта способность органично интегрировать новации должна быть ее необходимым свойством, поскольку, как отмечает
1 Данная статья написана в рамках исполнения Государственного контракта № П1254с Минобрнауки России «Средства массовой коммуникации как институт социализации молодежи в контексте поддержки модернизационных процессов и реализации стратегии инновационного развития России».
С.В. Лурье, народ, не способный к спонтанной переструктурации, обречен на самоуничтожение.
Новации являются «воздухом», которым дышат сегодня общество и культура. Именно генерирование и использование новаций становятся жизненно важными стереотипами, и речь идет здесь не только об экономике (хотя, конечно, в первую очередь о ней), но и о культуре, образе жизни, ценностях и т. д. Инновационные процессы в современном обществе характеризуются чрезвычайно высокой динамикой. Интеграция новаций в «тело» культуры на разных ее уровнях неодинакова: специализированные области
культуры, к примеру, отличаются более высокой динамикой, чем сфера повседневности.
Однако изменения в культуре повседневной жизни происходят не бесконтрольно, пространство культуры есть некая обобщенная эмпирическая база, на основе которой выстраиваются «данные» о ценностях и нормах, признаваемых либо, напротив, отвергаемых социумом, о том, каковы социальные последствия выдвижения членами общества на первый план тех или иных ценностных установок. Но прежде чем войти в повседневность, новые ценности, психические, языковые и культурные особенности проходят процесс «фильтрации»: отбирается то, что относится к разряду значимых (доми-
нантных) показателей, на основании которых группа людей осознает свою идентичность (одинаковость и единство). И, напротив, отбрасывается то, что является чуждым, способным нарушить целостность и угрожающее стабильности и устойчивости человеческих микроструктур. Современные процессы глобализации, открытость общества внешним, часто дестабилизирующим факторам воздействия на социокультурную среду, показывает, что сфера повседневности является сегодня одной из немногих сфер, где возможно сохранение самобытной культуры и ценностных смыслов.
Интеграция и адаптация вырабатываемых новаций - процесс весьма «болезненный»: культура повседневности, как любая система, стремясь сохранить гомеостаз, сопротивляется разного рода изменениям. В ней действуют тысячелетиями выработанные, но также постоянно обновляющиеся механизмы стабилизации социокультурной системы, которые можно представить в виде своего рода «защитных фильтров», позволяющих новациям, необходимым для возвращения ее адаптивных качеств проникать в нее и заполнять собой определенные функциональные области значений.
Культура есть система границ, каждая из которых наделена своей избирательной и пропускной способностью: отделять «свое» от «чужого». Она предстает как многослойная система фильтров - гигиенических, этических, ритуальных, информационных, многократно очищающих внутреннее пространство культуры от внешнего хаоса, «грязи» и «шумов» окружающего мира. Ю.М. Лотман писал, что функция любой границы или фильтра (от мембраны живой клетки до биосферы, которая, согласно В.И. Вернадскому, есть подобие мембраны, покрывающей нашу планету, и до границы семиосферы) состоит в том, чтобы контролировать, отфильтровывать и приспособлять внешнее к внутреннему. Эта инвариантная функция реализуется по-разному на разных уровнях. На уровне семиосферы она предполагает отделение «своего собственного» от «чьего-то чужого», фильтрацию того, что приходит снаружи и трактуется как текст на чужом языке, и перевод этого текста на свой собственный язык. Таким образом, внешнее пространство структурируется [1, с. 15].
Если исходить из вышеизложенного, то чтобы стать само собой разумеющейся повседневной структурой, любой новый смысл должен пройти оценку, проверку и отбор со стороны системы фильтров, которая сложилась в культуре. Система фильтров - это совокупность социально-культурных условий и механизмов, обладающая определенными параметрами и определяющая скорость и результативность процесса диффузии инновационных смыслов. Некоторые из этих смыслов легко и органично вписываются в контекст повседневности и принимаются общественным сознанием, другие - «со скрипом», с бесконечными изменениями и трансформациями, а третьи - отвергаются вообще. Таким образом, роль фильтров заключается в разделении всего потока инноваций на воспринимаемые и невоспринимаемые системой. Воспринимаемые новации (это могут быть модели поведения и стиля жизни; устройство быта; новая лексика; мода, не только на одежду, но и на вещи, интерьер, образование, литературу и т. п.) интегрируются в социокультурную систему и постепенно обретают статус традиций, определенное время удовлетворяя запросы и выполняя адаптирующую функцию.
На уровне повседневности ценности и смыслы воспроизводятся, передаются, регулируются естественным механизмом: от человека к человеку, от поколения к поколению в процессе непосредственного общения и взаимодействия. Современная жизнь вносит свои нюансы в этот механизм, поскольку широкое распространение сетей, телекоммуникаций и систем связи открывает новые пути для распространения текстов культуры. Они дополняют естественный механизм; появляется возможность усваивать инновационные ценности, минуя их носителей, опосредованно, используя современные технологии обмена информацией. Можно условно выделить несколько основных фильтров -этапов, через которые в повседневную культуру вносятся и становятся институализированными все новые смыслы.
На наш взгляд, одним из самых актуальных фильтров сегодня являются средства массовой информации и коммуникации. Это становится очевидным, если внимательно посмотреть, как ныне складывается повседневная жизнь людей и какое участие в ней
принимают средства массовой информации. Под их влиянием радикально меняется сфера торговли, быта, развлечений и досуга.
По мнению М.Ф. Ненашева, все возрастающее влияние средств массовой информации и коммуникации позволяет с определенным основанием прогнозировать некоторые общественные и социальные тенденции, которые будут происходить в обществе. В частности, можно предположить, что в процессе информатизации будет меняться образ жизни людей, их интересы и мотивация и все большая роль в них будет принадлежать не общественной и производственной деятельности и связанный с этим карьерный успех, а сфере познания и увлечения, развлечения, досуга и путешествия [2, с. 13].
Таким образом, средства массовой информации и коммуникации, вмешиваясь в привычный образ жизни человека, коренным образом меняют ранее незыблемые приоритеты жизненных интересов, целей, ценностей. Современная культура воспроизводит себя в процессе постоянного обновления и трансформаций, погружая человека в лабиринт информационных потоков и бесконечных угроз его жизненному миру.
Средства массовой информации оказывают огромное влияние на распространение, просвещение, толкование ценностей культуры. Являясь своеобразными культурными фильтрами, они пропускают в нашу повседневность практически все новообразования, отбраковывая только социально опасные явления, которые разрушительны для самого общества. Являясь важнейшим механизмом распространения, средства массовой информации контролируют практически всю современную культуру, они способны ускорять развитие культуры, способствовать ее обогащению или наоборот тормозить, препятствовать просвещению, духовности и, более того, подменять ее ценности суррогатами, подделками. СМИ, пропуская ее (культуру) через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуя, таким образом, все поле культуры. Можно определенно говорить, что СМИ не только распространяют, но все больше творят, созидают культуру по своему образу и подобию. Если со стороны посмотреть на современную
массовую культуру, в ее различных сферах, то это будут произведения, преимущественно созданные средствами телевидения: огромный массив эстрадной музыки, облегченная литература и скорое в изготовлении кино. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества. Создана совсем другая культура широкого спроса, которая отличается от подлинной национальной российской культуры и имеет свои особенности и черты. Среди них следует выделить, прежде всего, отсутствие связей с национальной русской культурой; намеренное упрощение, доступность, преобладание формы над содержанием. Кроме этого, СМИ, имея влияние на широкую аудиторию, способны формировать идеологические установки в обществе.
Благодаря новым возможностям информационных систем, новация становится доступна множеству людей не только в рамках отдельного государства, но и в различных регионах мира. Средства массовой информации являются источником «омассовления», они формируют общественное мнение, коллективные вкусовые предпочтения, стереотипы поведения, моду, модели образа жизни, ценности, а также культурную политику, создаваемую элитой общества. При этом, для того чтобы быть воспринято, сообщение всегда должно иметь уровень понятности значительно более низкий, чем интеллектуальный коэффициент того социального слоя, на который оно рассчитано. Поэтому средства массовой информации даже на уровне повседневности формируют достаточно примитивную культуру и такие же ценности. Так, например, телевидение с характерными для него стандартизированными формами способно превратить любую проблему, действительно заботящую людей, в товар и развлечения. По поверхности повседневности происходит миграция мелких стилей, «поведенческих стандартов», взятых в своей внешней стороне, без особого культурного фона. Более того, происходит абсорбция наиболее визуально ярких и примитивных знаков разнообразных сообществ для превращения их в моду. Таким образом, средства массовой коммуникации являются в настоящее время тем социальным институтом, который на основе массово-коммуникационного действия способствует определению интересов и
нравственных позиций, как отдельной личности, так и общества в целом. Как важнейший компонент культуры, средства массовой коммуникации способны выполнять и интегрирующую, созидательную функцию в процессе формирования нравственного самосознания, однако в последние десятилетия влияние средств массовой коммуникации в большинстве своем направлено на разрушение традиционных нравственных ценностей.
Благодаря СМИ в культуру повседневности проникают ценности из различных культур, что в результате формирует некоторую эклектику повседневности, смешение стилей и смыслов. Средства массовой информации, таким образом, формируют образ жизни, массовую культуру, идеологию, инновационные ценности.
Человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует трансляцию ценностей между собой и обществом. Поведенческие стереотипы, уже опосредованные в структурах мышления и социальной коммуникации, оказывают сопротивление новым образцам действительности, осуществляя своего рода цензуру и приводя их в соответствие с укорененным способом существования - социальным габитусом, определяющим механизм самоидентификации. К сожалению, сегодня все меньше людей, которые пользуются ценностями культуры и испытывают потребность пользоваться ее произведениями. В результате в последние десятилетия стереотипы поведения людей складывались в условиях экономических и политических перемен, которые произошли в России, а если точнее сказать, то в условиях кризиса культуры. Социализация молодого поколения двухтысячных проходит не под влиянием высоких образцов культуры (литературы, музыки, театра и кино), а под влиянием не всегда лучших образцов массовой культуры. Большую роль в формировании нравственных ценностей и культуры должны конечно играть, в силу того места, которое они сегодня занимают, средства массовой коммуникации, представляющие некий «срез», в котором человек создает и структурирует себя посредством ассоциаций, вызванных информационной средой.
К сожалению сегодня не все молодые люди ориентированы на позитивные ценности. Волна безнравственности и бездуховно -
сти, захватившая многие каналы телевидения, создает у молодого поколения стереотип вседозволенности, отсутствия ответственности за свои поступки. Разрушение чувства стыда преподносится как показатель свободы личности, ее независимость от нравственных правил и норм жизни общества. Ценности христианской морали, такие как целомудрие, милосердие, самопожертвование, любовь к Родине, извращаются и высмеиваются. Вследствие этого стремительно возрастают те негативные явления, которые разрушают традиционные нравственные устои России. Как пишет Т.З. Адамьянц, любимыми героями, персонажами, на которые хотели бы походить школьников являются Гарри Поттер, ведьмы из сериала «Зачарованные», Человек-паук и прочие суперсущности, т. е. все те, кого боятся, те, успех к которым приходит не как следствие совершенствования их душевных качеств, а просто в силу везения или овладения некими тайными знаниями [3, с. 7].
Несомненно, что приоритеты в жизни людей связаны и диктуются временем, одни -для поколения шестидесятых, другие для современной молодежи. И хотим мы этого, или нет, роль средств массовой коммуникации будет непременно возрастать. Поэтому, абсолютно необходимо создание здоровой информационной среды, для того чтобы средства массовой коммуникации действительно выполняли свое предназначение, являясь фильтром и распространителем ценностей повседневной культуры молодого поколения. Нравственная проблема может надолго парализовать способность человека к позитивному действию, к реализации своих возможностей, поскольку она ставит под сомнение способность человека адекватно формировать свое отношение к Добру и Злу. А без изменения данного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких политических, экономических и социальных реформ. В связи с этим исследование влияния средств массовой коммуникации на формирование нравственного самосознания молодежи в современном российском обществе имеет особую практическую значимость и является актуальной научной проблемой.
1. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры // Избранные статьи: в 3 т. Таллин, 1992. Т. 1.
2. Ненашев М.Ф. Человек в информационном 3. Адамьянц Т. З. Общественное мнение России обществе // Журналист. Социальные комму- о проблемах отечественных СМИ // Журна-
никации. 2011. № 2. лист. Социальные коммуникации. 2011. № 2.
Поступила в редакцию 11.10.2011 г.
UDC 316.776.32
MEANS OF MASS INFORMATION AS SOCIO-CULTURAL FILTER OF YOUTH VALUES Natalia Vladimirovna ROSENBERG, Penza State University, Penza, Russian Federation, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of Communication Management, e-mail: [email protected]
The article is devoted to the role of means of mass information in process of values development of modern society. The means of mass information are considered as socio-cultural filter due to which the cultural values become an integral part of daily life of young generation.
Key words: means of mass information; communication; culture of daily life; socio-cultural filters; youth; values.