Научная статья на тему 'Культура одежды: понятие, структура и условия формирования'

Культура одежды: понятие, структура и условия формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11163
330
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ / КОММУНИКАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / CULTURE / PSYCHOLOGICAL CULTURE / CULTURE CLOTHING / COMMUNICATION / IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осколков Иван Анатольевич

Статья содержит определение понятия «культура одежды» как комплексного психологического феномена, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, креативный, коммуникативный и мотивационно-ценностный. Также в статье даётся подробная описательная характеристика возможностей практической реализации программы формирования культуры одежды субъекта, в целях признания им ценности одежды как наглядного элемента, идентифицирующего его с другими людьми, демонстрирующего расположенность к обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осколков Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CULTURE OF CLOTHING: CONCEPT, STRUCTURE AND CONDITIONS OF FORMATION

The article contains the definition of "culture of clothing" as a complex psychological phenomenon in which we can point out the following components: cognitive, creative, communicative and motivational value. The article also gives a detailed descriptive characterization of the possibilities of implementing the programme of forming the culture of clothing for the subject’s acknowledging its value as a visual element that identifies him with other people, showing his favour to the society.

Текст научной работы на тему «Культура одежды: понятие, структура и условия формирования»

УДК 159.9

КУЛЬТУРА ОДЕЖДЫ:

ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

И.А. Осколков

Аннотация. Статья содержит определение понятия «культура одежды» как комплексного психологического феномена, в структуре которого выделяются следующие компоненты: когнитивный, креативный, коммуникативный и мотивационно-ценностный. Также в статье даётся подробная описательная характеристика возможностей практической реализации программы формирования культуры одежды субъекта, в целях признания им ценности одежды как наглядного элемента, идентифицирующего его с другими людьми, демонстрирующего расположенность к обществу.

Ключевые слова: культура, психологическая культура, культура одежды, коммуникация, идентификация.

THE CULTURE OF CLOTHING: CONCEPT, STRUCTURE

AND CONDITIONS OF FORMATION

I. Oskolkov

Abstract. The article contains the definition of "culture of clothing" as a complex psychological phenomenon in which we can point out the following components: cognitive, creative, communicative and motivational value. The article also gives a detailed descriptive characterization of the possibilities of implementing the programme of forming the culture of clothing for the subject's acknowledging its value as a visual element that identifies him with other people, showing his favour to the society.

Keywords: culture, psychological culture, culture clothing, communication, identification.

Социальная сущность человека

проявляется практически во всех аспектах его жизнедеятельности, одним из которых является одежда. В условиях высокой конкуренции за статусное место работы, выгодного партнера, за интерес к себе как к личности и профессионалу не только в области искусства, но и в бизнесе, политике используются самые разнообразные средства, в том числе и одежда. Одежда является частью имиджа как конкретного человека, сообщества, так и государства в целом. Возникнув из практической потребности в защите от внешней среды, одежда практически сразу приобрела не только эстетическую, но и этическую функции. В одежде проявляется стремление человека к красоте, а также отношение к себе и к окружающим. Одежда человека влияет на его восприятие окружающими, свидетельствует о его культурном уровне (включая чувство стиля, чувство вкуса), социальном статусе, материальном благосостоянии.

Отношение человека к своей одежде является культурно-историческим феноменом и проявляется уже в детском и особенно подростковом возрасте. Оно формируется под влиянием оценок окружающих, прежде всего родителей, которые первоначально сами полностью подбирают ребенку одежду.

Постепенно, в ходе сравнения своей одежды с одеждой других людей, сначала в дошкольном возрасте, а затем в младшем школьном и подростковом возрасте, у человека появляются собственные предпочтения в одежде, которые в полной мере реализуются у взрослых с появлением возможности приобретать ее на собственные средства.

К сожалению, данные предпочтения могут быть обусловлены самыми различными основаниями, не имеющими порой никакого отношения к соответствию одежды канонам красоты, телосложению, ситуации общения, традициям и даже времени года. Все это сказывается впоследствии на

взаимоотношениях с окружающими, которые высказывают свои претензии, иронию или же просто игнорируют субъекта, а также на отношении человека к самому себе. В частности, общеизвестна ирония по поводу одежды людей, живущих на постсоветском пространстве, когда они оказываются за рубежом.

Качество и состояние одежды актуально для людей всех возрастов, поэтому чем раньше у человека будет воспитываться умение одеваться (что далеко не всегда требует значительных материальных средств), тем более позитивно он будет воспринимать самого себя, а также получать позитивную

оценку и принятие со стороны окружающих. В этой связи, на наш взгляд, есть все основания исследовать такой психологический феномен как «культура одежда» и условий его формирования, что явилось целью нашей статьи.

Понятие «культура одежды» довольно часто встречается в публикациях о моде, но при этом отсутствуют его определения. Близкими к нему являются понятия «чувство вкуса», «чувство стиля», «искусство одеваться» и др. На наш взгляд, использование более широкого понятия «культура одежды» позволяет охватить все индивидуально и социально значимые стороны одежды, сделать ее предметом комплексной оценки, а также формировать соответствующие представления и поведение. О культуре одежды необходимо говорить также, как о культуре общения, культуре отношений и взаимоотношений, психологической культуре личности в целом.

Рассмотрим специфику предлагаемого понятия и его компоненты.

Исходя из понимания психологической культуры личности, которая согласно Л.С. Колмогоровой, выступает как «составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределяться и

самореализовываться в жизни,

способствующая успешной социальной адаптации, саморазвитию и

удовлетворенности жизнью» [3, с.48], можно рассматривать культуру одежды как осознание и владение субъектом механизмами восприятия, оценки, конструирования и использования одежды как средства выражения своей индивидуальности, позитивного самоотношения и принятия другими.

Культура одежды - это комплексный психологический феномен, в структуре которого можно выделить следующие компоненты: 1) когнитивный - совокупность знаний и представлений субъекта о назначении одежды, ее соответствии индивидуальным особенностям; 2) креативный - способность субъекта находить новые возможности в использовании и конструировании одежды, выражать с ее помощью свою индивидуальность; 3) коммуникативный -способность субъекта соотносить одежду и ситуацию общения, использовать одежду как средство невербальной коммуникации, управления вниманием окружающих к себе; 4) мотивационно-ценностный - признание субъектом значимости одежды для

позитивного самоотношения и принятия окружающими.

В связи с заявленными компонентами особый интерес представляют

психологические механизмы и условия формирования культуры одежды.

В качестве психологических механизмов формирования данного феномена могут выступать: механизмы осознания его когнитивных и поведенческих составляющих; рефлексия - как способность к самоанализу своего поведения и анализу поведения других; интериоризации-экстериоризации - в виде внутреннего присвоения социального опыта и его последующей актуализации в своем поведении.

В качестве условия формирования культуры одежды может выступать разработка особой учебной программы «Культура одежды» и ее реализация в процессе специально организованных занятий с людьми разного возраста. В нашем исследовании такую работу планируется проводить с подростками - учащимися 7-8 классов, в качестве дополнений к занятиям по курсу «Технология», а также в виде кружковой работы, при проведении классных часов. В качестве форм проведения занятий могут выступать: лекция, лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, ролевая игра, практическое занятие, тренинг и др.

Содержание программы курса «Культура одежды» построено с учетом компонентов исследуемого и формируемого феноменов.

Раздел курса «когнитивный компонент культуры одежды» направлен на освоение следующих понятий: одежда, костюм, комплект, части одежды, цвет, колорит, тип внешности, фигура человека, телосложение, тип телосложения, пропорции тела, возраст, пол, возрастные признаки одежды, половы признаки одежды, внимание, гигиена, типаж внешности, фигура, пол, возраст, иллюзии восприятия.

В ходе практических занятий по данному разделу у учащихся не только формируются умения и навыки, но и обобщаются, систематизируются, углубляются и

конкретизируются теоретические знания; вырабатываются способность и готовность использовать теоретические знания на практике.

Сформированность когнитивного

компонента культуры одежды предполагает знание человеком особенностей своей конституции (типа строения тела), владение

приемами управления восприятием своей одежды посредством разнообразных иллюзий, с помощью цветовой гаммы и цветовой гармонии. Также необходимо учитывать, где, по какому поводу и как именно ее предполагается носить. Выбирая одежду, важно учитывать тип личности, возраст, особенности фигуры (полнота, рост), кожи (смуглая или светлая), цвета волос и глаз, погодные условия, окружающую обстановку, тенденции моды. Реализовать все это на практике бывает непросто и требует не только специальных знаний, но и готовности их адекватно воспринимать и использовать по назначению.

Например, при подборе одежды необходимо учитывать конституцию - тип телосложения. Для женской фигуры - это овал, устойчивая трапеция, неустойчивая трапеция, песочные часы и прямоугольник, для мужской - атлетик, астеник и пикник [2]. Для каждого из этих типов существует свой набор правил и приёмов подбора и конструирования одежды. Одними из них являются правила управления восприятием своей одежды посредством разнообразных иллюзий - создания впечатления искажения размера, формы, цвета, пропорций предметов при определённых условиях их восприятия [4]. То есть создаваемый одеждой оптический эффект заставляет нас воспринимать фигуру человека не такой, какой она является на самом деле.

Иллюзии возникают, как правило, в результате сочетания форм, линий кроя, рисунка (принта) ткани, цветового оформления и декоративных деталей. В качестве примеров можно назвать такие иллюзии как переоценка вертикали, горизонтали, диагонали, переоценка острого и тупого угла, контраста, замкнутого и незамкнутого пространства. В частности, вертикальные линии (продольные полоски, швы на одежде, застёжка в центре, стрелки на брюках, высокие каблуки и т.д.) делают фигуру более стройной, создают впечатление высокого роста. Горизонтальные линии (горизонтально - полосный рисунок, горизонтальные швы, кокетка, всевозможные карманы, отделка подола и т.д.) зрительно расширяют фигуру, полнят её; поперечные линии в костюме воспринимаются как «дробящие» силуэт, визуально уменьшающие рост или укорачивающие какую-либо часть тела. Использование диагональных линий (диагональный подол деталей костюма, аксессуары, драпированные диагональным

образом и т.д.), промежуточных между вертикальными и горизонтальными, способствует привнесению динамики в костюм, скрывает асимметрию фигуры. Чем ближе диагональ к вертикали, тем больше это способствует вытягиванию силуэта, чем ближе к горизонтали, тем больше визуально расширяет фигуру.

К иллюзиям восприятия костюма относится использование углов (косоугольный крой деталей костюма). Такая иллюзия основывается на переоценке небольших расстояний, заключённых между сторонами угла, так как они воспринимаются больше, чем они есть в реальности, и напротив: большие расстояния между тупых углов кажутся меньшими. Таким образом, при использовании треугольного выреза на платье, плечи будут казаться шире, а талия уже.

Когнитивный компонент также включает знание и управление восприятием своей одежды с помощью цветовой гаммы и цветовой гармонии, что лежит в основе умения правильно сочетать цвета в костюме, отдавая предпочтение только тем, которые гармонично сочетаются между собой и с внешностью носителя.

В подборе одежды необходимо учитывать воздействие цвета на наш организм, в том числе на наше психическое состояние. Белый цвет оказывает нейтральное воздействие, успокаивает, балансирует нервную систему. Черный помогает сосредоточиться, но понижает давление, в избытке может ухудшать душевное состояние. Зеленый оказывает благотворное физиологическое и общее успокаивающее действие. Голубой снимает нервное напряжение, депрессивность, уменьшает боль, оказывает антисептический эффект. Фиолетовый цвет помогает сбалансировать физическую и духовную энергию, стимулирует вдохновение, особо чувствительные состояния. Лиловый -успокаивает, способствует погружению в медитативное состояние [1, с.203].

В современной российской культуре (как и в любой другой) сложились определенные традиции использования цвета в одежде. Белый - это цвет медицинских халатов, а также платьев невест. Оранжевый - цвет жилеток работников дорожных служб. Черный - это цвет траура, а также особой торжественности. Синие полоски на белом фоне - символ морского стиля в одежде. Относительно повседневной одежды известно, чем более яркий и крикливый цвет использован, тем более низким социальным, а

главное, культурным уровнем обладает его владелец. Гораздо более благородно и аристократично смотрятся спокойные, приглушённые, пастельные тона всех цветов, как правило, демонстрирующие высокий социальный и культурный уровень ее носителя. В этой разнообразной гамме традиций, связанных с цветом одежды, порой трудно ориентироваться, но необходимо, чтобы не попасть в неловкую ситуацию. Около 60% успеха той или иной продукции, в том числе и одежды, зависит именно от цветового решения.

Раздел курса «креативный компонент культуры одежды» направлен на освоение следующих понятий: конструкция костюма, вкус, стиль, самовыражение.

Креативный компонент культуры одежды проявляется в привнесении оригинальности, непохожести на одежду других людей, соответствии индивидуальным вкусам и интересам человека, в способности обходиться даже малыми средствами в обеспечении ее разнообразия. Креативность в одежде привлекает внимание окружающих, что для некоторых людей очень важно. Противоположное желание - не привлекать к себе внимание также требует от человека определенной креативности в одежде.

Творческие изыскания, попытки привнести в свой образ что-то новое - весьма частое явление. Однако стремление к оригинальности в одежде также должно подчиняться определенным требованиям и носить прагматичный характер. Несмотря на оригинальность и необычность каких-то элементов, креативный костюм - это костюм, который сконструирован по заранее разработанному проекту, предназначен для демонстрации определенной аудитории в заранее предусмотренном месте; костюм, который будет интересен окружающим, привлекать их внимание, вызывать у них желание иметь что-то подобное в своем гардеробе. Непревзойдённые мастера креативности в костюме - это родоначальники современной моды, многочисленные французские и итальянские дизайнеры -модельеры, самые достойные из них называются «кутюрье» (фр. couturiere -портниха, от couture - шитьё, сшивание). Условием для такого высокого звания является представление своих коллекций одежды на неделях моды дважды в год (осень - зима, весна - лето) и наличие собственного дома моды на авеню мод в Париже. Эти творческие коллективы, определяя модные для населения

тренды, имеют значительное влияние на массы, создают индустрию моды, погоня за её продуктами является элементом массовой культуры.

Креативность в одежде имеет различные формы проявления. Человек может намеренно выглядеть как «серая мышь», носить одежду для широкого потребления, тем самым «креативно» стараться не привлекать к себе внимания или привлекать негативное внимание. Другая крайность - это различные эксперименты во внешнем облике, которые в основном свойственны молодёжи. Часто такие эксперименты переходят в нечто большее, формируя особые субкультуры, такие как готы, панки, хиппи, эмо, фрики и др. Эти сообщества объединяются на основе общих идей, образа жизни, отличаются определённой моделью поведения и, конечно же, одеждой. Одежда в данном случае занимает главенствующее место, так как за ее счёт представители субкультур могут сразу выделиться из толпы. Такая позиция производит впечатление агрессивности и чёткого противопоставления себя обществу.

Раздел курса «коммуникативный компонент культуры одежды» направлен на освоение следующих понятий: «дресс-код», восприятие, взаимооценка и взаимовлияние, субъект общения, ситуация общения.

На практических занятиях по данному разделу планируется формирование способности соотносить одежду с «дресс-кодом», возможностью её использования как средства, способствующего общению, или наоборот - как средства его избегания. Одежда - это весьма наглядный элемент, идентифицирующий нас с другими людьми, демонстрирующий расположенность к обществу, или напротив - средство противопоставления себя окружающим, демонстрации своей отчуждённости.

Так называемый «дресс-код» подразумевает деление одежды на виды: верхнюю, нижнюю (т.е. бельё), головные уборы, обувь. Все эти виды, в свою очередь, делятся: по виду застёжки на однобортную и двубортную; по полу и возрасту на мужскую, женскую и детскую (для мальчиков и девочек); по сезону на осенне-зимнею и весенне-летнюю; по назначению на бытовую (повседневную и нарядную), одежду для спорта и отдыха, производственную, форменную, зрелищную (для артистов театра). Здесь, как мы видим, возникает так называемая «ситуация общения», то есть соответствие одежды предлагаемым обстоятельствам, в которых оказывается

человек, и для каждого из которых определён тот или иной «дресс-код».

В зависимости от смены ситуации общения по правилам «дресс-кода» должна сменяться и наша одежда. Несоблюдение правил может способствовать игнорированию со стороны окружающих, а подчёркнутое пренебрежение ими может послужить провокацией к негативному отношению. Исходя из этого, можно назвать основные приёмы подобной провокации в одежде:

- одежда без учёта сферы общения субъекта, правил приличия, явно выраженная сексуальность, вульгарность;

- одежда без учёта социально-экономической ситуации общения субъекта (например, очень дорогая одежда, броские аксессуары спровоцируют на противоправные действия представителей неблагополучных слоёв населения);

- одежда без учёта культурных, национальных и религиозных аспектов;

- одежда без учёта принципов гармоничного цветового оформления -преобладание слишком ярких цветов в одежде, излишняя вычурность;

- одежда без учёта гендерных особенностей, например, мужчина в женской одежде [5].

Раздел курса «мотивационный компонент культуры одежды» направлен на осознание субъектом одежды как средства повышения своей значимости и позитивного восприятия окружающими. Данный компонент является ядром культуры одежды, формирование которого предполагает принятие одежды как ценности, как фактора социального статуса, как условия самооценки и самоотношения. Своим отношением к одежде человек выражает свое отношение к окружающим и к самому себе.

В качестве показателей оценки ожидаемых результатов освоения программы могут выступать следующие:

Слушатель, прошедший обучение по программе, должен:

знать:

- назначение одежды и ее эффективное использование;

- принципы деления одежды по гендерным, возрастным и стилевым признакам;

- конституциональные особенности и основы построения фигуры человека;

- законы композиции костюма;

- основные способы подбора цветовой гаммы костюма под тип внешности;

- особенности иллюзорного восприятия и его проявлений в одежде;

уметь:

- анализировать и учитывать в одежде индивидуальные особенности субъекта;

- разбираться в логике построения костюма, его эмоциональном воздействии на человека;

- грамотно подбирать колорит костюма;

- использовать приёмы иллюзорного восприятия в одежде;

владеть компетенциями:

- способностью выражать с помощью одежды свою индивидуальность

- способностью разрабатывать проект швейного изделия с учётом индивидуальности фигуры, в соответствие с полом и возрастом человека; грамотного подбора сочетания цветов в костюме, используя приёмы иллюзорного восприятия костюма.

Человек может быть равнодушен к тому, как он одет, как выглядит в одежде, как его одежда воспринимается окружающими. У него может отсутствовать желание одеваться элегантно, выглядеть привлекательно в одежде, нравиться себе и окружающим благодаря одежде. Его одежда может быть неопрятной, не соответствовать его размеру. В основе такого отношения к одежде лежат разные причины, в том числе и материального характера. И наоборот, имея минимальные материальные ресурсы, человек может стремиться всегда выглядеть элегантно, аккуратно, креативно, стильно, в соответствии с ситуацией. У кого-то это получается само собой, а кому-то этому нужно специально учиться. И все же полноценная и всесторонняя культура одежды предполагает владение специальными знаниями, умениями и способностями. Не владея пониманием стиля и гармонии в одежде, знаниями дресс-кода, не развивая вкус, многие люди приобретают и носят одежду, которая либо не подходит им по фигуре, неопрятна, вычурна, либо они носят ее не в соответствии с ситуацией. Все это приводит к ощущению дискомфорта, к негативизму со стороны окружающих.

Для достижения успеха человеку важно не только быть профессионалом в своем деле, но и хорошо выглядеть. «Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», писал А.С. Пушкин. Если есть деньги, то одежду при желании подберут имиджмейкеры. Но знакомство с элементами культуры одежды не будет лишним ни для кого. Это позволит, используя небольшой арсенал средств, одеваться со вкусом, получать от этого удовлетворение, чувствовать себя комфортно, иметь позитивное самоотношение и отношение к себе окружающих.

Литература:

1. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Н.Н. Волков. -М.: Академия, 1985. - 431 с.

2. Женский журнал Arabio [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arabio.ru/

3. Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников / Л.С. Колмогорова, О.Г. Холодкова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 47-56.

4. Конструируем одежду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wellconstruction.ru/dizayn /zritelnyie-illyuzii-v-odezhde

5. Осколков И.А. Приёмы провокации в одежде / И.А. Осколков // Человек в условиях социальных изменений: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции. - Уфа: БГПУ им. М. Акмуллы, 2016. - С. 188-190.

Сведения об авторе:

Осколков Иван Анатольевич (г. Уфа, Россия) аспирант кафедры общей и социальной психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, e-mail: oskolkov_7@mail.ru

Data about the author:

I. Oskolkov (Ufa, Russia) postgraduate student of the Department of General and social psychology of the Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla, e-mail: oskolkov_7@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.