Дресс-код как элемент современной деловой культуры
«По одежке встречают, - по уму провожают». Именно по внешнему виду люди строят свое впечатление от первого знакомства с человеком, которое является во многом определяющим. И лишь потом мудрая пословица нащупывает под емким понятием «ум» позитивные черты человека, т.е. порядочность, обязательность, уважение к другим, к обществу. Возникший более 100 лет назад в Англии термин «дресс-код»,* в последние годы стал нарастающе популярным: о нем говорят в Государственной Думе, в Общественной палате, в предпринимательских и образовательных кругах, в средствах массовой информации, даже в Патриархии. В основе этого замаскирован конфликт личность - общество. В этом - стремление ограничить личностные воззрения человека на свою одежду пределами этических и эстетических норм конкретного общества, регламентировать требования к деловому костюму рамками крепнущей корпоративной культуры.
НЕМНОГО ИСТОРИИ
На протяжении становления человеческой цивилизации развивались функции и социальная роль одежды. Многое зависело от уровня текстильного мастерства и швейного дела, выделки аксессуаров, а также от климатических условий, устройства общества, сословности, эстетики, наконец - моды.
Античные костюмы Древней Греции и Рима отражали эстетические соответствия одеяния красоте и естественности человеческого тела. В Древнем Риме одеяние отражало классовое разделение людей. Складки тоги были сложнее у патрициев, а пурпурный цвет могли носить только сенаторы. Одежды богатых патрицианок выделялись отделкой, а их волосы наращивались за счет светлых волос рабынь с севера.
* Дресс-код - свод установленных рекомендаций и норм, определяющих, как сотрудникам определенных профессий подобает одеваться и выглядеть в различных ситуациях делового общения.
А. С. Иванов
УДК 17.022.1 ББК 37.279 И - 200
7 - 2011
Российский внешнеэкономический вестник
91
С развитием христианской культуры облачения стали более аскетичными, составляя своеобразный футляр, скрывавший естественные формы тела. Европейский костюм раннего средневековья (IX-XI вв.) имел свободный силуэт, лаконичные формы, выполнялся из простых тканей. Отделка и украшения были минимальны, но обязательным стал пояс.
В Х11-Х1У вв. в Западной Европе сложился готический стиль в культуре, включая и одежду, которая стремилась ввысь, к стройности, включала отделку. Многое вытекало из праздного образа жизни феодалов: появились платья со шлейфами, геральдические украшения, перчатки, ручные сумочки (карманы еще не были распространены).
Эпоха возрождения привносит в одеяния жизнеутверждение и роскошь. Используются ткани золотого шитья, тончайшие кружева, появляются открытые декольте. В XVI веке законодателем европейской моды становится испанский королевский двор. Насаждаемые им корсеты и каркасы для туалетов дам, стоячие воротники вносят элементы искусственности и неудобства.
XVII век фокусирует моду вокруг французского двора Людовика XIV (и стиля барокко) с его пышностью, декоративностью и даже - театральностью. Камзолы мужчин под влиянием 30-летней войны напоминали военные мундиры, смягченные кружевными отложными воротниками и манжетами - с пышными короткими штанами с подвязками и широкополыми шляпами. Дамы одевали кофты с глубокими декольте и объемные юбки. При дворе порой ходили на цыпочках, поэтому вошли в обиход туфли на высоких каблуках. Вошли в моду высокие замысловатые прически, парики, парфюмерия (пудра, белила, румяна и т.п.).
С приходом Наполеона утвердился имперский стиль (ампир), характерный строгостью, монументальностью, обращением к древнегреческим и римским формам. А его походы оказали влияние на бытовую одежду (восточные ткани, русские меха, адаптивность к различным стилям).
РОССИЙСКИЙ ПРОРЫВ
В Московском государстве в целом на сермяжном фоне вырабатывались яркие самобытные национальные представительские одежды «большого наряда» царствующих особ и боярства. По свидетельству иностранцев они поражали золотым шитьем и драгоценными каменьями. Почетным поощрением служилых людей были аршины «сукна доброго» и «камки адамашки» (шелковой ткани из Дамаска). Важная акция была предпринята в раннепетровские годы - при проведении царем Федором Алексеевичем реформы Государева Двора в 1681 г. было введено «европейское служилое платье» (короткие кафтаны, шубы, пуговицы, «запаны» и т. д.); при этом «в охабнях и однорядках» являться в Кремль было запрещено.
Петр I привлек внимание к значимости одежды для физического совершенства, равно как чтения - для духовного развития: «платья своего и книг береги прилежно,
^ 92
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2011
а по углам оных не разбрасывай.» В изданном им наставлении «Юности честное зерцало» (1717 г.) одежда рассматривалась как индикатор характера человека и его достатка, которому следовало соответствовать: «по платью такодже примечается, что в ком есть благочинства, или неискусства: легкомысленная бо одежда, которая бывает зело тщеславна, и выше меры состояния своего, показует легкомысленный нрав». В числе прочих рекомендаций указывалось, что «добродетельная девица... в честной одежде и пристойном убранстве содержать себя имеет».
По возвращении из своего европейского вояжа в 1699 г. Петр I издал указ (29 августа), предлагавший населению сбривать бороды и «начать носить европейское платье - французское или венгерское», рисунки которого были расклеены на улицах.
Великая социальная заслуга Петра 1 -го состояла в том, что он решительно взломал «домостроевскую» Русь, выведя женщину из замкнутых теремов на простор широкого общения на много-сословных ассамблеях, в культурной сфере, представительских и общественных делах. Во многом это было закреплено тем, что почти 3\4 ХУШ-го века на российском троне царствовали четыре императрицы, включаю такую яркую личность, как Екатерина Великая. Стремительно возрастала роль женщин при дворе, в дипломатии, в общественных акциях. Расширялась значимость их туалетов, убранства, подчинение их сословной регламентации.
Об этом детально повествовалось в «Хорошем тоне» (СПб, 1881 г.) и в «Жизни в свете, дома и при Дворе» (СПб., 1890 г.). В частности, указывалось, что «на парадных спектаклях, в присутствии Высочайшего Двора, платья полагаются вы-резанныя с короткими рукавами, сверх которых пожилыя особы одевают кружевную мантилью. Для молодых девушек белый и вообще светлый цвет платья предпочтительнее темных (вообще, все легкия, воздушныя ткани - кисея, тарлатанъ, газъ - принадлежат юности). Конечно, надо сообразовываться с ярусом, в котором находится ложа, - так, например, бельэтаж и бенуар требуют более нарядного туалета, чем 2-ой и 3-ий ярусы и т.д. ... и тут (видимо, - на галерке) следует принять за правило, чем меньше на себя обращаешь внимание окружающих, тем лучше.»
Давались различные рекомендации вроде: «каждая мать должна избегать одинаково одеваться со своей дочерью; даже сестры, если их больше двухъ, никогда не должны быть одеты равно.». Или категоричное: «не следует сопоставлять цвета синий и лиловый, зеленый к синему или зеленый к красному. Одеть красный с розовым, розовый с желтым - было бы нарушением всех принципов вкуса». К слову сказать, в наставлении 1890-го года излагалась целая азбука иносказательных обозначений 330 цветов и растений и 80 красок и оттенков (земляника - приветливость, волчьи ягоды - возобновление дружбы, крокус - к размышлению, боярышник - гнев и т д.). «Уборы, т. е. серьги, брошь, браслетъ, заколки, ожерелье - все это строго должно подчиняться правилам, . сообразуясь с возрастом и временем
7 - 2011
Российский внешнеэкономический вестник
93 ^
(поводом)». Молодые девушки могли позволить себе колечко с камнем разве что на 4-ом пальце левой руки. Х1Х век завершался трансформацией укладов во многих странах, в т. ч . и в России. Быстро менялись и силуэты одежды.
ПРОГРЕСС ПРОИЗВОДСТВА И ВЫРАБОТКА УСТОЙЧИВЫХ СТАНДАРТОВ В ОДЕЖДЕ
На рубеже ХХ столетия нарастающий темп жизни, социальные и демографические сдвиги, формирование широкого слоя служащих, масштабное включение в производственно-административную работу женщин, наконец - массовый выпуск готовой одежды , обусловили демократизацию и стандартизацию костюмной продукции. Уже в 1880-1890-х гг. сложился тип английского классического костюма-тройки, почти полтора века составляющего базовую основу деловой одежды. То же относится и к женскому костюму, ставшему классическим своими лаконичными контурами и изящными линиями.
В дальнейшем произошла консолидация государственных служб, структурирование производственной сферы, формирование ответственного предпринимательства фирм и корпораций; это сопровождалось кристаллизацией корпоративной культуры, важным элементом которой являются требования дресс-кода. Мужчинам предписывался деловой костюм традиционной цветовой гаммы (синий, серый, черный с оттенками) с белой сорочкой и галстуком спокойных тонов. Пиджак непременно должен быть застегнут (по крайней мере на среднюю пуговицу); расстегивать его можно только за столом и в зрительном зале. Цвет носков должен быть темнее костюма, являя переход к еще более темному цвету обуви классического фасона.
Женщинам предписывалось носить деловой костюм с юбкой (или - со второй половины ХХ века - с брюками) вместе с близким по цвету блузкой или водолазкой; приветствовалось платье классического фасона с жакетом или пиджаком со средними или длинными рукавами. Обязательны были чулки, даже невзирая на жаркую погоду.
Х1Х-ый век оставил нам в наследство полузабытую салонную одежду, используемую для официальных встреч (после 17 часов), - фрак и смокинг. Фрак - род сюртука с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. Он носится с белым пикейным жилетом, белой накрахмаленной сорочкой и с белым галстуком-бабочкой (в приглашениях указывается - "white tie"); при нем обязательны черные брюки без обшлагов с шелковыми галунами по боковым швам, черные носки и черные лакированные туфли. На улице поверх фрака обязателен плащ (характерно, что фраки могут носить и официанты, но - пошитые из сукна и с черной бабочкой).
^ 94
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2011
Смокинг (пиджак для курения) сильно открыт на груди и имеет длинные лацканы, обшитые шелком; он носится с белой сорочкой, черным жилетом и черным галстуком-бабочкой (в приглашениях - "black tie"), оформление брюк и обувь -аналогично комплекту фрака.
В последние годы эти виды костюмов надевают в исключительно высокоторжественных случаях (например, при вручении Нобелевской премии, визит Д. Медведева к королю Испании). Так, бывший премьер-министр России, ныне председатель Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Николаевич Шохин, чистосердечно поделился, что фрака ему не приходилось надевать ни разу, а смокинг одевал в трех случаях: на годовое собрание Международного валютного фонда, к визиту в Россию королевы Великобритании Елизаветы II, а также к собственному юбилею. Он также признался, что порой мода «поджимает» его снизу: поскольку его подчиненные стали носить дорогие запонки, - пришлось обзавестись такими же.
Нужно отметить, что при всех превратностях моды, порой экстремальных, - деловой дресс-код оставался чрезвычайно устойчивым: и недавние топики, оголенные пупки, пирсинг и татуировки - оказывались вне поля деловых допустимостей. Так было и во времена серьезных тектонических потрясений моды. В далеком 1963 году скромная английская модельер Мэри Куант удачным взмахом ножниц учредила мини-юбку. Буквально через год с небольшим прокопченые кирпичные задворки парадной лондонской магистрали Риджент преобразились в оживленный торговый проспект Карнаби стрит, заполненный престижными бутиками. Отсюда мини-юбка пошла завоевывать мир, за что королева Елизавета II в 1966 г. наградила Мэри Куант высшим орденом Британской Империи (как, впрочем и знаменитую группу Битлз - за вклад в экономику).
А между тем караван дресс-кода невозмутимо продолжал свой устойчивый консервативный путь. От станции лондонского метро Кэмден-таун на юг уходили две ветки: в финансовый центр - Сити и к фешенебельной Пиккадилли, поезда к которым шли попеременно. И не было необходимости читать указатели направлений очередных поездов; достаточно было взглянуть в окна вагона: те, кто ехал в Сити - были в шляпах-котелках, с ослепительно белыми воротничками и при перчатках. Банки особенно щепетильны относительно строгости одежды. Кстати, достаточно обратить внимание на операторов Сбербанка.
ДРЕСС-КОД В ДЕЙСТВИИ
С консолидацией корпоративной культуры полвека тому назад в США и в ряде других стран, а после перестройки, с появлением зарубежных филиалов - и в России деловая одежда стала предметом формализованной регламентации. На фирмах в разработке стандартов принимают участие кадровые, протокольные работники, стилисты. Разумеется, они исходят из здравого смысла и специфики компании и
7 - 2011
Российский внешнеэкономический вестник
95 Q
даже допускают порой проявление индивидуального творческого отношения к своей внешности. Вместе с тем, вводимые требования закрепляются в корпоративных кодексах, или специальных документах, подписываемых служащими в качестве контракта при найме, и за их нарушения предусматриваются санкции.
В пределах организации могут предъявляться разные требования к внешнему виду различных категорий персонала. Существует даже своеобразный коэффициент должностной консервативности. Особенно строги требования к работникам офисов фронтальной линии. В дополнение они могут носить фирменную символику (галстуки, шейные платки с эмблемами и т.д.). Суть строгости женского делового костюма состоит в том, что женщина должна использовать свои достоинства не для полнообъемной подачи себя, а для достойного представления имиджа и возможностей фирмы.
Кстати, деловой костюм нужно отличать от униформы работников сферы обслуживания (официантов, продавцов, стюардесс), или производственной одежды техников (комбинезонов промысловиков, пожарных и т.д.). Вместе с тем одежда дресс-кода должна соответствовать санитарным нормам (что иногда подлежит утверждению профсоюзом), а также требованиям техники безопасности. Интересное наблюдение: в июне 1941 г. приемщик оборудования Н.Н. Смеляков (будущий зам. Министра внешней торговли СССР), командированный в Берлин за неделю до начала войны, в числе многих новшеств заметил, что комбинезоны немецких танкистов были скроены так, что позволяли свободно нырять в люк, ни за что не задевая.
КРУПНЫЕ КОРПОРАЦИИ - В АВАНГАРДЕ ДЕЛОВОЙ МОДЫ.
Нужно отметить, что крупные корпорации - лидеры нашей энергетической сферы, ведущие банки оказались в первых рядах компаний, подкрепивших деловую культуру рекомендациями дресс-кода. За последние годы в той или иной форме (кодексы, приказы, рекомендации) требования к одежде были приняты в Роснефти, Лукойле, Газпроме, Татнефти и других компаниях.
Документ Газпромнефти, например, предусматривает для мужчин строгие однотонные костюмы классических цветов (синего, серого, черного - с оттенками) в сочетании с рубашкой и галстуком спокойных расцветок. Для женщин рекомендуется брючный костюм, или юбка с пиджаком - цветов: синего, черного, темно-синего, баклажанного, бургунди, коричневого, бежевого или оливкового, пошитых из высококачественной натуральной ткани, классического или полуприлегающего кроя, с допущением только изысканной отделки. При этом не рекомендуются яркие расцветки, сильное облегание, ткань с блеском, юбка выше колена больше, чем на ладонь, плотные колготы. Блузки должны быть не прозрачные, без глубоких вырезов и с минимумом декора. Туфли должны быть гладкой кожи, на устойчивом
^ 96
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2011
каблуке (без открытых пальцев) - цвета черного, темно-синего, темно-коричневого, бордового или бежевого (для лета).
Прически, если короткие, - то завитые в боб или стриженые в каре (ежемесячно обновляемые), если средние, - то до плеч, а длинные волосы должны быть перехвачены в хвост, или собраны в пучок, или в ракушку (стрижку следует обновлять каждые два месяца). Предусматривается умеренный макияж, не носящий агрессивного характера. Ногти должны быть округлой формы, длиной 3-5 мм, маникюр желательно французский, лак светлый, или телесный, оттенков пыльной розы, кофе с молоком, слоновой кости или бежевых тонов. Не допускается дешевая бижутерия, висячие серьги, звенящие браслеты, кольца с крупными камнями (кстати, в некоторых документах содержится прямой запрет на пирсинг и татуировки). Вместе с тем в ряде компаний не прибегают к детализации, а устанавливают лишь
общие рамки деловой одежды и аксессуаров.
* * *
За последние три года число российских компаний, которые придерживаются дресс-кода, удвоилось. С 28 марта 2011 г. в Государственной Думе России начал действовать утвержденный руководством аппарата Палаты Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих. Помимо требований вежливости, недопущения предвзятости и конфликтности, запрета на курение в здании, - в нем содержатся требования к одежде работников аппарата, в частности, исключающие мини-юбки, короткие топы, глубокие декольте, джинсы. Нарушения в одежде будут учитываться при аттестации.
Проходящее все шире упорядочение делового стиля одежды вытесняет личностную несобранность и усиливает стабильность в государственной сфере и бизнесе.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Гавриленко А. Имидж молодого специалиста. Дресс-код. «В мире науки» (Российский новый университет), 2008, март.
2. Долгова И. В. Профессиональный имидж менеджера внешнеторгового профиля. «Внешнеэкономический бюллетень», 2003, № 1, сс . 69-75.
3. Жизнь в Свете, Дома и при Дворе. - С.-Петербургъ, 1890.
Репринт - М.: Интербук, 1990. - 142 с.
4. Летний дресс-код. «Округа», М., 2008, 31 июля- 6 августа.
5. Лихачева Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. - Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1995, - 448 с.
6. Озерова М. В Думе запретят мини-юбки. Подготовлен кодекс этики сотрудников нижней палаты. «МК», 2011, 24 марта, сс. 1, 3.
7. Око всей великой России. - М.: Международные отношения, 1989. - 240 с.
7 - 2011
Российский внешнеэкономический вестник
97
8. Хороший тонъ. - С.-Петербургъ : Изд. Г.Гоппе, 1881, - 532 с.
9. Ягер Дж. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М.: «Джон Уай-ли энд санз», 1994. - 286 с.
10. Szymczak P.D. Call the fashion police! Gaspromneft grapples with Ladies Dress Code. -Oil&Gas Eurasia, 2009, July-August, # 7-8, pp. 1-2.
См. также: www.p.szymczak@eurasiapress.com .
В.Путин: государство поддержит российских экспортеров
Правительство РФ подготовило и внесло в Государственную Думу поправки в законодательство, обеспечивающие возможность активной работы создаваемого Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. «Новая структура призвана помочь нашим экспортёрам осваивать международные рынки, завоёвывать новые площадки и прежде всего, конечно, мы должны поддержать тех экспортёров, которые работают в инновационных отраслях», - заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, открывая заседание наблюдательного совета Внешэкономбанка.
Он сообщил, что агентство создаётся в виде акционерного общества со 100-процентным участием Внешэкономбанка, и поручил решить все организационные вопросы, связанные с началом работы новой структуры и подготовить предметную стратегию его деятельности.
Другая новая структура, созданная правительством в первую очередь для привлечения капиталов в российскую экономику из-за рубежа - Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).
«РФПИ займётся привлечением долгосрочных иностранных инвестиций в российскую экономику, в первую очередь в высокотехнологичных сферах (имеются в виду инновационные проекты), в энергетике, нефтегазовой сфере, освоении космоса, фармацевтике и так далее, и тому подобное», - цитирует слова В.Путина пресс-служба правительства.
По словам премьер-министра, управляющую компанию фонда с уставным капиталом в 300 млн рублей учредит Внешэкономбанк. «В своей работе эта структура сможет опираться на финансовый и опять же экспертный потенциал ВЭБа. Считаю, что такой подход обеспечит необходимый авторитет фонда в международном инвестиционном сообществе, создаст хорошие условия для старта и последующей работы», - отметил В.Путин.
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2011