психологические науки
Осколков Иван Анатольевич, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ...
УДК 159.9
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОДЕЖДЫ СУБЪЕКТА
© 2017
Осколков Иван Анатольевич, аспирант кафедры общей и социальной психологии Дубовицкая Татьяна Дмитриевна, доктор психологических наук, профессор Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (450000, Россия, Уфа, улица Октябрьской Революции, 3а, 1-й адм. корпус, e-mail: [email protected])
Аннотация. Статья посвящена исследованию направления «культура одежды» как комплексного психологического феномена в связи с целесообразностью внедрения этого направления в образовательный процесс учреждений образования, способствующего гармоничному развитию личности обучающегося и формированию высокого уровня общей его культуры. Основное внимание уделяется разработке психодиагностической методики оценки культуры одежды и проведению психометрической проверки методики экспертной оценки культуры одежды субъекта. Методика состоит из 12 суждений, по отношению к которым испытуемые выбирали утверждение либо отрицание, а также допускался вариант ответа «трудно сказать». Психометрическая проверка методики заключалась в проверке внутренней согласованности ответов, ретестовой надежности, проверке конструктной валидности, содержательной валидности, в выявлении нормальности распределения. Для вычисления корреляций использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Установлено, что предлагаемая методика может быть использована для экспертной оценки уровня сформированности культуры одежды у человека.
Ключевые слова: культура, психологическая культура, культура одежды, мода, стиль, психодиагностическая методика, психометрическая проверка, корреляция, тест-опросник, экспертная оценка, субъект.
THE PSYCHODIAGNOSTIC METHOD OF EXPERT EVALUATION OF THE MATURITY OF THE SUBJECT'S CULTURE OF CLOTHING
© 2017
Oskolkov Ivan Anatolevich, postgraduate student of the Department of General and social psychology Dubovickaya Tatiana Dmitrievna, D. PS.S., Professor Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla (450000, Russia, Ufa, Oktyabrskaya Revoluciya street 3а, administrative building # 1, e-mail: [email protected])
Abstract. The article is devoted to the study of the direction of "clothing culture" as a complex psychological phenomenon in connection with the expediency of introducing this direction into the educational process of educational institutions, which contributes to the harmonious development of the learner's personality and the formation of a high level of his general culture. The main attention is paid to the development of a psychodiagnostic method for assessing the clothing culture and conducting a psychometric examination of the methodology for expert appraisal of the subject's clothing culture. The technique consists of 12 judgments, in relation to which the subjects chose the statement or denial, and also the variant of the answer "difficult to say" was allowed. Psychometric verification of the technique consisted in checking the internal consistency of responses, retest reliability, verification of construct validity, meaningful validity, in revealing the normal distribution. To calculate the correlations, the Pearson linear correlation coefficient was used. It is established that the proposed methodology can be used for expert evaluation of the level of the formation of a clothing culture in humans.
Keywords: culture, psychological culture, clothing culture, fashion, style, psychodiagnostic technique, psychometric testing, correlation, test questionnaire, expert evaluation, subject.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Социальная сущность человека проявляется практически во всех аспектах его жизнедеятельности, одним из которых является одежда [1]. Одежда является частью имиджа как конкретного человека, сообщества, так и государства в целом [2]. Возникнув из практической потребности в защите от внешней среды, одежда практически сразу приобрела не только эстетическую, но и этическую функцию [3]. В этой связи возник термин «культура одежды» как осознание и владение субъектом механизмами восприятия, оценки, конструирования и использования одежды как средства выражения своей индивидуальности, позитивного самоотношения и принятия другими
[4].
Термин «культура одежды» весьма часто встречается в публикациях о моде [5]. Близкими к нему являются понятия «чувство вкуса», «чувство стиля», «искусство одеваться» и др. [6; 7]. На наш взгляд, использование более широкого понятия «культура одежды» позволяет охватить все индивидуально и социально значимые стороны одежды, сделать ее предметом комплексной оценки, а также формировать соответствующие представления и поведение [8]. О культуре одежды необходимо говорить так же, как о культуре общения, культуре отношений и взаимоотношений, психологической культуре личности в целом [9].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Культура одежды представляет очень перспективное направ-
ление в области дополнительного образования [10]. Целесообразность проработки направления культуры одежды определяется тем, что существует необходимость её внедрения в образовательный процесс учреждений образования [11]. Такая практика призвана способствовать гармоничному развитию личности обучающегося и формированию высокого уровня общей его культуры [12, с. 195].
Можно предположить, что человек, обладающий культурой одежды, интериоризирует культуру общества, в котором находится, тем самым демонстрируя свою готовность к коммуникации, способствуя приятию и принятию себя в члены данного общества, идентифицирует себя с ним. И чем раньше сформируется понимание важности грамотного подбора гардероба, тем наиболее вероятна позитивная общая социализация [13, с. 91]. Культура одежды определяет внешний облик, выполняет важную роль, демонстрируя принадлежность к социальной структуре общества, в котором мы живём.
Формирование целей статьи (постановка задания). В данном случае на первый план выступает задача -разработать психодиагностическую методику оценки культуры одежды и провести психометрическую проверку методики экспертной оценки культуры одежды субъекта (Т.А. Дубовицкая, И.А. Осколков), в ходе осуществления которой была разработана психодиагностическая методика экспертной оценки культуры одежды субъекта.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Методика состоит из 12 суждений [14], по отношению к которым испытуемые выбирали утверждение либо
Осколков Иван Анатольевич, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна psychological
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ... science
отрицание, а также допускался вариант ответа «трудно сказать»:
1. Его (её) одежда: А) не соответствует времени года; Б) соответствует времени года.
2. Его (её) одежда: А) скрывает все недостатки фигуры и выделяет достоинства; Б) не скрывает недостатки, не выделяет достоинства фигуры.
3. Он (она): А) одевается, во что придется; Б ) уделяет подбору одежды особое внимание.
4. Его (ее) одежда: А) ограничивает движения, вынуждает вести себя неестественно; Б) позволяет ему (ей) чувствовать себя свободно.
5. Его (ее) одежда характеризуется: А) цветовой гармонией; Б) цветовой дисгармонией.
6. Он (она): А) одевается стандартно, без привнесения в нее своих дополнений; Б) способен привнести даже в обычную одежду что-то новое, необычное, дополнить ее какими-то своими элементами.
7. Его (ее) одежда: А) отличается оригинальностью и привлекательностью; Б) не отличается оригинальностью и привлекательностью.
8. Его (ее) одежда характеризуется: А) разнообразием, элементы одежды дополняют друг друга и используются в разных комбинациях; Б) однообразным сочетанием элементов, отсутствием разнообразия в гардеробе.
9. Стиль его (её) одежды, как правило: А) не соответствует ситуации общения, месту и времени, он (она) одевает что попало; Б) соответствует ситуации общения, месту и времени.
10. Его (ее) одежда, как правило: А) соответствует предъявляемым требованиям в школе; Б) не соответствует предъявляемым к одежде требованиям в школе.
11. Его (ее) одежда: А) вызывает положительную оценку и внимание окружающих; Б) вызывает отрицательную оценку окружающих.
12. Его (ее) одежда характеризуется: А) неопрятностью, пренебрежением к санитарно-гигиеническим требованиям; Б) чистотой и опрятностью.
Психометрическая проверка методики заключалась в проверке внутренней согласованности ответов, рете-стовой надежности, проверке конструктной валидности, содержательной валидности, в выявлении нормальности распределения. Для вычисления корреляций использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона.
Проверка надежности теста производилась на основе метода «расщепления» и последующего вычисления соответствующих коэффициентов. Получены следующие результаты. Коэффициент корреляции четных и нечетных суждений составил 0,48 (р < 0,001), что показывает достоверность связи. Также выявлена высокая положительная значимая корреляция итогового балла по тесту с каждым суждением (в пределах от 0,29 до 0,57 (р < 0,001)), что свидетельствует о высоком уровне внутренней согласованности методики. Коэффициент а-Кронбаха составил 0,79. Тем самым методика показала высокую внутреннюю согласованность.
Для проверки конструктной валидности был применен критерий ранговой корреляции Спирмена, были использованы следующие методики: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) [15]; 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛО-105 - С) [16] - для определения индивидуально-психологических особенностей личности; анкета «Отношение к одежде» (Т.А. Дубовицкая, И.А. Осколков).
Результаты проверки представлены в таблице 1, где приняты следующие сокращения: - глобальное самоотношение; I - самоуважение; II - аутосимпатия; III -ожидаемое отношение от других; IV - самоинтерес. Шкалы, измеряющие выраженность установки на внутренние действия: 1 - самоуверенность; 2 - отношение других; 3 - самопринятие; 4 - саморуководство, самопоследовательность; 5 - самообвинение; 6 - самоинтерес; 7 - самопонимание. Для шкал методики 16-факторного личностного опросника Кеттелла (16 ФЛО-105 -320
приняты следующие сокращения: А - общительность; В - интеллектуальность; С - эмоциональная устойчивость; Е - доминантность; F - беспечность; G - моральная нормативность; Н - смелость в социальных контактах; I - эмоциональная чувствительность; L - подозрительность; М - мечтательность; N - дипломатичность; О -тревожность; Q1 - восприимчивость к новому; Q2 - самостоятельность; Q3 - самодисциплна; Q4 - напряженность; MD - самооценка.
Таблица 1 - Проверка конструктной валидности психодиагностической методики экспертной оценки культуры одежды субъекта
пь=,.™ Когнитивный Креативный Коммуникативный
Тест-опросник (ВЛ. Столин, С J1. Пантелеев) S 0,085 0,183" 0,148*
I 0,058 0,085 0,014
п 0,05 0,09 0,059
ш 0,005 0,086 0,195**
IV 0,265" 0,103 0,027
1 0,042 0,106 0,032
2 0,051 0,045 0,075
3 0,044 0,058 0,095
4 -0,1 -0,024 -0,056
5 0,006 0,101 0,107
6 0,087 0,051 0,085
7 0,011 0,111 -0,034
] (¡-факторный личностный опросник Кеттелла А 0,1 0,088 0,076
В 0,047 0,026 0,077
С 0,069 0,094 0,052
Е 0,079 0,045 0,056
F 0,014 0,071 0,024
G -0,063 -0,171* -0,073
Н 0,028 0,078 0,189**
I 0,028 0,01 0,195**
L 0,094 0,026 0,077
М 0,128 0,153* 0,103
N 0,199" 0,083 0,197"
О 0,019 0,041 0,040
Q1 0,137* 0Д69** 0,095
Q2 0,067 0,103 0,048
Q3 0,071 0,190" 0,122
Q4 0,049 0,077 0,019
MD 0,054 0,034 0,024
Авторская анкета '•Отношение к одежде» - 0,229" 0,196** 0,198**
Примечания - 1. Значимые корреляции выделены жирным шрифтом. 2. «*» - корреляция значима на уровне 0,05; «**» - корреляция значима на уровне 0,01.
Согласно результатам проведенной математической обработки, было выявлено, что когнитивный компонент культуры одежды положительно коррелирует с такой переменной самоотношения, как самоинтерес (г = 0,265; р < 0,01), с факторами личностного опросника Кеттелла: N - дипломатичность (г = 0,199; р < 0,01) и Q1 - восприимчивость к новому (г = 0,137; р < 0,05) и с результатом по методике «Отношение к одежде» (г = 0,229; р < 0,01).
Было выялено, что креативный компонент имеет положительную корреляцию с глобальным самоотношением (г = 0,183; р < 0,01), с факторами личностного опросника Кеттелла: М - мечтательность (г = 0,153; р < 0,05), Q1 - восприимчивость к новому (/ = 0,269; р < 0,01), Q3 - самодисциплина (г = 0,190; р < 0,01) и с результатом по методике «Отношение к одежде» (г = 0,196;р < 0,01). Кроме того, была выявлена отрицательная корреляция с фактором G - моральная нормативность (г = -0,171; р < 0,01).
Было выялено, что коммуникативный компонент имеет положительную корреляцию с такими компонентами самоотношения, как глобальное самоотношение (г = 0,148; р < 0,05) и ожидаемое отношение от других (г = 0,195; р < 0,01), с факторами личностного опросника Кеттелла: Н - смелость в социальных контактах (г = 0,189; р < 0,01), I - эмоциональная чувствительность (г = 0,195; р < 0,01), N - дипломатичность (г = 0,197; р < 0,01) и с результатом по методике «Отношение к одежде» (г = 0,198; р < 0,01)._
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 3(20)
психологические науки
Осколков Иван Анатольевич, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ...
Далее нами была произведена проверка на нормальность распределения результатов психодиагностической методики экспертной оценки культуры одежды субъекта (Т.А. Дубовицкая, И.А. Осколков), результаты которой представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Проверка на нормальность распределения результатов психодиагностической методики экспертной оценки культуры одежды субъекта
Компоненты культуры одежды
Когнитивный компонент Креативный компонент Коммуникативный компонент
Медиана (Me) 5 4 4
Среднее арифметическое (« 4,83 3,71 3,58
Асимметрия (As) -0,549 0,411 0,118
Эксцесс (Ex) 0,635 0,732 -0,415
Эыпирнческо е значение критерия Хи-квадрат Пирсона (у2Эш) 284,67 105,18 92
Уро™™»™™,, 0,001 0,001 0,001
В результате проверки результатов психодиагностической методики экспертной оценки культуры одежды субъекта на нормальность распределения было выявлено, что медиана и среднее арифметическое практически не различаются, а значения асимметрии и эксцесса не превышают единицы, что свидетельствует о нормальном законе распределения. Кроме того, для оценки вероятности принадлежности выборки к генеральной совокупности с нормальным распределением были произведены расчеты по критерию Хи-квадрат Пирсона [17]. В результате было выявлено, что эмпирическое распределение по когнитивно-рефлексивному (х2Эм = 284,67; р = 0,001), креативному (х2Эмп = 105,18; р = 0001) и коммуникативно-перцептивному (х2Эмп = 92; р = 0,001) компонентам соответствует нормальному закону распределения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Проведенные исследования позволяют утверждать, что методика может использоваться для экспертной оценки уровня сформиро-ванности культуры одежды у человека. Использование данной методики актуально для исследования динамики культуры одежды в условиях мероприятий по ее целенаправленному формированию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Langner L. The Importance of Wearing Clothes. N.Y.: Hasting House, 1959. 318 p.
2. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Appearance. U. of Nebraska, 1964. 234 p.
3. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. 256 с.
4. Осколков И. А. Культура одежды: понятие, структура и условия формирования // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6 (119). С. 172-177.
5. Аксенова А., Дукельская Е., Евсеева Т. Современная энциклопедия «Мода и стиль». М.: Мир энциклопедий Аванта: Астрель, 2013. 480 с.
6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Академия, 1985. 431 с.
7. Женский журнал АгаЬю URL: http://www.arabio. ru/ (дата обращения: 20.05.2017).
8. Конструируем одежду. URL: http://wellconstruc-tion.ru/dizayn/zritelnyie-iUyuzii-v-odezhde (дата обращения: 20.05.2017).
9. Бенин В. Л. Культура. Образование. Толерантность: монография. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. 192 с.
10. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 47-56.
11. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 47-56.
12. Дубровина И. В. Возрастной подход к воспитанию психологической культуры школьников // Мир психологии. 2012. № 2 (70). С. 194-208.
13. Килошенко М. Психология моды: теоретический
и прикладной аспекты. СПб.: Речь, 2001. 192 с.
14. Осколков И. А., Дубовицкая Т. Д. Культура одежды как психологический феномен // Инициативы XXI века. 2016. № 2. С. 43-44.
15. Психодиагностические методики : Диагностика личности : Тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев). URL: https://www.psyoffice.ru/3-0-praktikum-00111.htm (дата обращения: 20.05.2017).
16. Психодиагностические методики : Диагностика личности : 16-факторный личностный опросник Кеттелла (16 ФЛ0-105 - С). URL: http://lektsii.org/4-710. html (дата обращения: 22.05.2017).
17. Критерий согласия Пирсона х2 (хи-квадрат). URL: http://statanaliz.info/metody/proverka-gipotez/174-kriterij-soglasiya-pirsona-khi-kvadrat (дата обращения: 12.06.2017).
Статья поступила в редакцию 09.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.