Научная статья на тему 'Культура межнационального общения и её роль в повышении эффективности обучения иностранных студентов'

Культура межнационального общения и её роль в повышении эффективности обучения иностранных студентов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
560
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гаранина Ольга Денисовна

Рассматриваются особенности межнационального общения, определяются направления формирования культуры межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNATIONAL COMMUNION CULTURE AND ITS INFLUENCE TO EFFECTIVITY OF FOREIGN STUDENTS EDUCATION

The impotent of international communion culture as factor foreign student's education are considered. The trends of its organization are shown.

Текст научной работы на тему «Культура межнационального общения и её роль в повышении эффективности обучения иностранных студентов»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

УДК 347.471.33

КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

О.Д. ГАРАНИНА

Рассматриваются особенности межнационального общения, определяются направления формирования культуры межнационального общения.

Экономическая и политическая неопределенность, расширение криминогенности, ослабление нравственных регуляторов поведения, пренебрежение к выполнению установленных законодательством норм со стороны государственных административных структур отрицательно сказываются на приросте иностранного контингента, выбирающего Россию как источник получения высшего образования. Иностранные студенты, обучающиеся в российских вузах, довольно часто констатируют субъективное ощущение дискомфорта, неуверенности в стабильности жизни. В этой ситуации важно выяснить, какие факторы обусловливают образовательную активность этнически разобщенных субъектов, определить, с одной стороны, весомость, значимость отдельных факторов, с целью принятия управленческих решений по усилению их позитивного или нивелирования негативного влияния, с другой стороны, выявить, как этнические субъекты могут влиять на развитие образовательной среды. Исследование этих факторов дает возможность эксплицировать социальные и социально-психологические механизмы, способствующие защищенности иностранных студентов, повышению степени их приспособленности к образовательной среде.

Одно из обретений современного общественного сознания состоит в том, что сегодня нельзя представить ни одну цивилизованную страну вне связи с остальным миром, с другими культурами. Потребность народов в культурном взаимопонимании, стремление узнать духовный мир друг друга ведут к расширению духовных связей и контактов, приобретающих систематический характер. Идеи сохранения и дальнейшего развития человеческой цивилизации все глубже связываются с необходимостью взаимного культурного общения, важнейшим каналом и средством которого выступает образование.

В конце 90-х годов ХХ века в связи с развертыванием Болонского процесса значительно возрос интерес к проблеме межкультурной коммуникации в высшей школе. Под межкультурной коммуникацией традиционно понимается особый тип культуры представителей различных этнических групп. Этот тип культуры характеризуется взаимодействием этнических культур, которые проявляются в этническом самосознании, этнокультурной компетентности личности, терпении, такте, а также в стремлении к межнациональному согласию в различных сферах общественной жизни. Составными элементами межкультурной коммуникации являются прежде всего: этническое

самосознание, межнациональное согласие, язык межнационального общения и другие элементы.

Главенствующее положение в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных национальных общностей. При рассмотрении уровня культуры межнационального общения необходимо учитывать противоречия, возникающие во взаимодействии разных национальных групп. Прежде всего, это касается противоречия между чувством гордости за свою культуру и необходимостью

признания достоинства или даже превосходства другой этнической культуры. Не менее значительным является противоречие, когда на межкультурную коммуникацию, которая ориентирована на межэтническое согласие, воздействуют негативные явления этнических процессов, выражающихся в острых формах межэтнических конфликтов. Следует отметить и такое противоречие, как разногласие между общей культурой и культурой межнационального общения.

Общение обычно трактуется как межличностное взаимодействие людей, представителей различных социальных, этнокультурных групп, которое осуществляется на основе отражения социальной действительности. Отметим, что общение является важным фактором социальной детерминации поведения человека. При взаимодействии людей как субъектов происходит взаимовлияние друг на друга, то есть в процессе общения отдельный индивид пытается воздействовать на другого индивида и при этом сам подвергается воздействию со стороны последнего. Конечно же, процесс общения предполагает высокую культуру, представляющую собой внимательное, толерантное отношение к другому человеку, к его точке зрения.

Понятие культуры межнационального общения охватывает весь спектр поведенческих норм, таких как право, мораль и другие. В культуре межнационального общения сегодня наблюдается тенденция роста значимости гуманистических моральных ценностей. Этот факт можно объяснить тем, что межличностное общение имеет большое значение для разностороннего развития личности, а также усилением морального начала в индивидуальном сознании отдельных индивидов. Вместе с тем, не вызывает сомнений то, что культура межнационального общения должна базироваться на приоритете общечеловеческих ценностей.

Культура как таковая осмысливается народом-носителем и наблюдается в столкновении старого и нового, своего и чужого. Взаимодействие разных культур, их встреча и диалог -наиболее благоприятная почва для развития. На эту встречу можно взглянуть с двух сторон: во-первых, как на общение современных культур друг с другом, как на взаимообогащение контактирующих культур; во-вторых, как на диалог не только по горизонтали, но и по вертикали, когда происходит преемственность старой традиционной культуры с новой -современной, то есть осуществляется взаимодействие традиций и новаций.

Диалог, подразумеваемый идеей культуры и подразумевающий идею культуры, принципиально неисчерпаем. Диалог лишь тогда диалог, когда он может осуществляться как бесконечное развертывание и формирование все новых смыслов каждого, вступающего в диалог феномена культуры. По В. Библеру, культура - это особая форма общения и одновременного бытия людей прошлых, настоящих и будущих культур [1, с. 292]. В ходе сложного, многослойного диалога культур происходит образование общечеловеческих ценностей. Б. А. Александров предлагает выделять уровни межкультурного диалога по тем целям, ради которых он ведется [2, с.17-26]. Можно выделить следующие уровни: диалог, обусловленный стремлением к координированию действий, необходимостью взаимодействия для решения обоюдоважных проблем; диалог, имеющий целью общение, а значит, сосуществование культур. Последний из названных уровней включает в себя два подуровня - лингвистический, предполагающий поиск, выработку общих значений, и герменевтический, суть которого в конституировании ценностей, в том или ином виде принимаемых каждой из культур. Эти уровни не являются абсолютно раздельными, но тем не менее представляется возможным в каждом конкретном случае говорить о превалировании того или иного из указанных уровней межкультурного диалога.

Принципиальное значение для межкультурной коммуникации и межнационального общения в образовательной среде имеет сознательное освоение личностью духовных ценностей других народов. Имеется в виду заимствование таких ценностей, которые не нарушают внутреннего развития собственной культуры, не отрывают ее от исторических

корней, лучших достижений и традиций. Только в диалоге с культурами других этносов этническая культура может развиваться и подниматься до общечеловеческой значимости.

Культурная коммуникация, то есть обмен духовными ценностями в тех или иных границах, существовала всегда. С древнейших времен возникали духовные связи, способствовавшие взаимоознакомлению и взаимопониманию этнических культур. В современных условиях культурная коммуникация охватила огромные регионы. Общение народов приобрело не только грандиозный размах, но и новую гуманистическую направленность. Оно представляет уравновешенное взаимодействие, дающее возможность успешно развиваться всем культурам на основе общепризнанных ценностей. Защита культурной самобытности, отстаивание духовного суверенитета органично связаны с общечеловеческими интересами, развитием культурного многообразия.

Культурная коммуникация протекает устойчиво при сохранении полной сохранности этнических ценностей. Ее цель - обогащать каждую национальную культуру, сохраняя ее неповторимый облик. В.Г. Белинский утверждал, что ''даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствования у другого, он, тем не менее, совершается национально. Иначе нет прогресса'' [3, с. 29]. Из изложенного видно, что заимствования в различных элементах культурного наследования путем добровольного и ненавязчивого взаимообмена ценностями являются естественной потребностью народов и в полной мере отвечают их интересам. Эффективность и действенность этого процесса зависит, во-первых, от способности той или иной социальной группы востребовать, восполнить, освоить и использовать в собственной этнической среде ценности других народов; во-вторых, от стремления социальной группы принять на себя те ценностные элементы, которые отсутствуют у нее; в-третьих, от готовности социальной группы усмотреть в заимствовании не посягательство на национальную самобытность, а возможность раскрыть свои наилучшие качественные черты и свойства.

При таком осмыслении и подходе к взаимообмену становится очевидным, что вновь приобретенное никоим образом не лишается этнической окраски и неповторимости, а наоборот, национально-этнически насыщается и углубляется, и в то же время получает качества интегративности. И сегодня близость этнических элементов разных народов является одним из существенных факторов в интенсификации процессов передачи нациями друг другу культурных ценностей, нравственных норм, этических правил при условии частоты межнациональных контактов и общения. Диалектика здесь такова: чем чаще соприкасаются этнические общности, тем глубже и разностороннее становятся их связи. И наоборот, чем больше та или иная этническая общность замыкается в рамках собственной системы и историко-культурного наследия, тем больше она теряет с точки зрения своего обогащения, саморазвития.

Как показывают исследования, области совпадения ценностных ориентаций весьма многообразны и порою их невозможно определить количественно и документально зафиксировать, но это не указывает на исчезновение заимствования. Свою роль и влияние на данный процесс, на его ускорение или замедление могут оказывать религиозная ориентировка или политическая оценка достижений культуры и духовности чуждых народов. Существенное значение имеет осмысленное или неосмысленное восприятие этнической общностью ценностей других народов. Каждая социокультурная общность не всегда замечает и осознает использование отдельных элементов других ценностных систем, поскольку она относит их к собственному производству и достоянию своего народа. Такие моменты обусловлены исключительным сходством явлений и одинаковостью отражения их в сознании представителей разных национальностей.

Культурное взаимодействие относится к таким механизмам, возникающим в социуме, которые призваны согласовать жизненное пространство одного этноса с жизненным

пространством другого, по возможности, бесконфликтно. В поле взаимодействия жизненных пространств этносов унифицируется содержание ценностных смыслов, объединенных общим для них социокультурным контекстом. В этом смысле ценности отражают определенный результат отношения одного сознания к социальному опыту других субъектов. Весь комплекс ценностных ориентаций этноса структурирован аксиологической осью, которая, будучи его фундаментальным и самым устойчивым образованием, обеспечивает его целостность и стабильность. Ранжирование аксиологической оси отражает проведенное этносом выделение ее утилитарной стороны и стороны идеальной. Самые высокие уровни аксиологической оси этноса характеризуются абсолютностью и тесной связью с понятием ценного самого по себе.

Приоритет общечеловеческих ценностных приверженностей иногда вступает в конфликт с приоритетом этнических ценностей. Но осознание жизни человека как высшей ценности, понимание всеобщей взаимозависимости индивидов и этносов не позволяет никому долго оставаться на ''внечеловеческой'' позиции. Другая отличительная черта нашего времени заключается в том, что до сознания миллионов людей дошло понимание того, что каждый индивид, и каждый этнос с их личными и национальными интересами - это заставляющая считаться с собой реальность, так же, как реальны и общечеловеческие ценности. Поэтому противоречия между этническими и общечеловеческими интересами и ценностями не могут быть ''сняты'' простым провозглашением общих принципов или какими-то иными субъективными устремлениями. Тем более, что личные и этнические интересы прошли испытание временем на протяжении веков, а общечеловеческие интересы и общие универсальные нормы поведения, как и новые принципы человеческого общежития, только формируются и поэтому еще должны завоевать себе право на жизнь.

Вышеназванные обстоятельства дают основание утверждать, что современный процесс разрешений противоречий в области этнического самосознания проходит уже не в форме насильственного отрицания старых и утверждения новых ценностей жизни. Растет понимание того, что общечеловеческие ценности и принципы жизни могут ставиться выше ценностей и принципов отдельного этноса, его обособленных интересов. Однако, если политика, ведущая борьбу за торжество общечеловеческих ценностей, нарушает условия нормальной жизни этноса, то она также не может быть признана прогрессивной. Противоречия общечеловеческих и этнических ценностей в этническом самосознании не есть антагонистические, взаимоисключающиеся противоречия. Они являются скорее взаимообуславливающими, взаимодополняющими друг друга противоречиями. Их разрешение означает, прежде всего, разумное сочетание этнических и общечеловеческих интересов, максимальную гармонизацию всех общественных отношений и принципов общественной жизни. Противоречия между этническими и общечеловеческими ценностями объективны. Они не могут быть ''сняты'' насильственным путем, решить их можно лишь добровольно и осознанно.

Гармонизация общечеловеческих и этнических ценностей в процессе межкультурной коммуникации (и, следовательно, формирование культуры межнационального общения), осуществляемой иностранными студентами во время обучения в российских вузах, достигается по разным направлениям. Следует подчеркнуть, что эти направления должны быть нацелены как на сохранение этнокультурной самобытности студентов, так и на приобщение их к высотам мировой культуры.

Первое направление формирования культуры межнационального общения у иностранных граждан, обучающихся в российском вузе длительное время, и, следовательно, условие их успешной адаптации - инкультурация, то есть принятие ценностей и образа жизни русскоговорящего большинства, освоение российской культуры. Необходимость разработки, актуализации данного направления обусловлена тем, что любая культура представляет собой свод ролей и моделей поведения, которыми руководствуется на

протяжении жизни индивид. Родовая связь с определенной культурой неизбежно предопределяет формирование определенной этнической идентичности, которая обособляет индивида в инокультурной среде, в то время как достижение целей пребывания требует консолидации с этой средой. Каналом инкультурации является интенсификация коммуникативной деятельности, для достижения чего требуются определенные педагогические средства, система конкретных мероприятий, отражающих направления, способы и формы включения иностранных студентов в процессы российского общества в той мере, в какой это необходимо для обеспечения их психологического комфорта. Необходимым контекстом инкультурации выступают общечеловеческие ценности, демонстрация наличия которых в русской культуре облегчает ее освоение поскольку этническое (часть) всегда существует и проявляет себя в рамках общечеловеческого (единого целого). Как отмечалось выше, этническое испытывает на себе влияние других ценностей. В свою очередь этническое оказывает существенное влияние на функционирование и развитие общечеловеческого. Другими словами, общечеловеческое (целое) выступает как единство этнических ценностей (частей) в многообразии их взаимосвязей. Такой принцип целостности позволяет сделать вывод: общечеловеческое, с одной стороны, сохраняет и защищает этнические ценности, все прогрессивное, достигнутое народами в процессе их исторического развития. С другой стороны, оно содержит в себе возможность консенсуса между этническими общностями. Межкультурная толерантность, терпимость - вот к чему должно идти и постепенно идет Человечество. В результатах групповых межкультурных контактов: геноциде, ассимиляции, сегрегации и интеграции можно увидеть единую последовательную линию, показывающую, как люди постепенно «учились» уживаться с непохожими на них людьми, как от полной нетерпимости к культурным различиям совершался переход ко все более сложным и толерантным формам взаимодействия.

Вторым направлением формирования культуры межнационального общения выступает групповая этническая солидарность. Установлено, что адаптация к новой социокультурной среде эффективнее протекает на групповом уровне, особенно для представителей традиционных культур. Поэтому этническая группа становится субъектом социальной активности, обеспечивая активность своих членов. В исследованиях Д. Берри и М. Плизента, посвященных проблеме этнической толерантности в многонациональных обществах, установлено, что уверенность в своей собственной позитивной групповой идентичности может дать основание для уважения других групп [4]. Итак, для понимания и «принятия» других надо уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении и чаще вступать в контакты с другими, отличными от нее культурами - таковы известные нам на сегодняшний день составляющие формулы межкультурной толерантности. Важно, что этнически разобщенные студенты в этом случае консолидируются для достижения своих целей и удовлетворяют социальную потребность в общении.

Третьим направлением формирования культуры межнационального общения является этническая идентичность. В условиях унификации и стандартизации культур, вызванных общемировыми социальными процессами, у ряда этнических групп возникает потребность к сохранению собственной специфики и уникальности. Одним из способов реализации этой потребности является обращение к истокам - этнокультурной традиции. Этническая идентичность - чувство сопричастности к определенной этнической группе, следование ее традициям, ценностям, способам организации жизни благоприятно влияет на психологическое самочувствие иностранных студентов, помогает им преодолевать невзгоды вдали от Родины, умножать усилия для достижения поставленной цели (в нашем случае это будет успешная учеба).

Результаты этносоциологических исследований показывают, что устойчивый комплекс этнической идентичности не является отмирающим элементом культуры, напротив, он

постоянно воспроизводится в системе межгрупповых отношений. Норвежский антрополог Ф. Барт настаивал на том, что этническая идентичность является своеобразной «культурной границей», удерживающей тот или иной этнос от размывания, благодаря существованию этой невидимой границы этнические группы при постоянном контакте друг с другом сохраняют и воспроизводят свою обособленность [5, с. 42]. Иностранные граждане, обучаясь в российском вузе в течение 6-7 лет (как правило, с крайне редким посещением Родины), не имея стойких и регулярных контактов с работниками посольств, ослабляют свои связи с этническим сообществом, что может вести к ослаблению этнической идентичности. Указанная тенденция вряд ли способствует повышению социальной активности иностранных студентов, скорее, она вызывает у них чувство психологического дискомфорта, изоляции и одиночества. Отсюда - состояние депрессии, затрудненная адаптация, и, как следствие, снижение успеваемости. Представляется, что наряду с имеющимися в резерве управленческих служб российских вузов способов упрочения этнической стабильности иностранных студентов, не последнюю роль в этом процессе могут играть такие формы, как образование землячеств, этнокультурные репрезентации, организуемые студентами, а также включение в содержание гуманитарных и социально-политических дисциплин соответствующей тематики.

В полиэтнической образовательной среде важная роль отводится языку межнационального общения. Необходимо отметить, что язык это не только средство общения между различными этническими группами, но также это и форма выражения различных культур. А так как различные культуры или резко, или менее резко отличаются друг от друга, то при наличии многоязычия и дистанции между языками необходимо прибавить культурную дистанцию между различными языковыми группами. Причем, чем больше эта культурная дистанция между различными языковыми группами, тем сложнее найти стабильное разрешение ситуации многоязычия. Вследствие этого трудно переоценить значение русского языка как средства межнационального общения. Знание русского языка дает возможность представителям различных этносов избегать недоразумений в общении и недопонимании друг друга.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М., 1990.

2. Александров В.Б. Общечеловеческие ценности: диалог культур. - Тверь, 1992.

3. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.10. - М., 1964.

4. Berry J.W. Cross-cultural psychology. - N.Y., 1992.

5. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология. - Ростов-на-Дону, 2000.

INTERNATIONAL COMMUNION CULTURE AND ITS INFLUENCE TO EFFECTIVITY OF

FOREIGN STUDENTS EDUCATION

Garanina O.D.

The impotent of international communion culture as factor foreign student’s education are considered. The trends of its organization are shown.

Сведения об авторе

Гаранина Ольга Денисовна, окончила МГУ им. М. В. Ломоносова (1973), действительный член Международной Академии информатизации, доктор философских наук, профессор МГТУ ГА, автор более 100 научных работ, область научных интересов - философская антропология, философия науки, развитие личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.