Научная статья на тему 'Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий'

Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАКТОР / CULTURE / FACTOR / INDUSTRIAL ENTERPRISE / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Желнина Евгения Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению феномена культуры как одного из значимых факторов, воздействующих на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as significant factor of impact on innovative activity of the modern industrial enterprises

The paper is devoted to phenomenon of culture as one of the significant factors influencing the intensification of innovative activity of modern industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15148

УДК 316.422

Желнина Евгения Валерьевна,

кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский

государственный университет», г. Тольятти

ezhelnina@vandex.ru

Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий*

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению феномена культуры как одного из значимых факторов, воздействующих на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий.

Ключевые слова: инновационная активность, фактор, промышленное предприятие, культура, инновационная культура.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Культура является той средой, в которой зарождаются все происходящие процессы, начиная с сугубо индивидуальных (например, возникновение, актуализация или ослабление социальных потребностей личности, социализация, воспитание, развитие личности) и заканчивая глобализационными (например, межгосударственная или трансконтинентальная интеграция, культурная или религиозная унификация). Проблематика культуры как важного элемента социально-экономического развития активно разрабатывалась как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, к числу последних можно отнести Т. Парсонса, М. Вебера, П. Бурдьё, М. Адлера, К. Манхейма. Среди отечественных учёных следует отметить Н. Я. Данилевского, П. А. Сорокина, С. Франка, Н. Бердяева, а среди современников - Л. Н. Когана, А. С. Капто, А. Л. Маршака, В. Л. Иноземцева.

Представители административного аппарата современных промышленных предприятий постепенно приходят к пониманию, что сегодня становятся недостаточными традиционные приёмы улучшения и совершенствования управленческой системы. Сейчас нужны существенные преобразования, которые основываются на уточнении миссии, видения предприятия, его стратегических целей. Другими словами, в целях интенсификации инновационной активности современных предприятий актуальной задачей становится трансформация базиса корпоративной культуры.

Проанализировав научные подходы указанных исследователей к изучению понятия «культура», можно сформировать несколько её аспектов (культуры), значимых для нас с точки зрения понимания механизмов инновационной активности: репрезентативный (знаковый), системообразующий, ценностный, социально-психологический, деятельностный и динамический (инновационный).

Говоря о репрезентативном (знаковом) аспекте культуры, приведём определение Э. Х. Шейна: «...культура... может быть определена как паттерн... базовых представлений...» [1] Культура представляется в виде некоего образа, представленного символами, знаками и их системами, ассоциируемого с определённой группой, коллективом, обществом. Очень важным для культуры как фактора инновационной активности становится «её информационно-семиотический аспект, поскольку накапливаемые знаковые средства, информация, знания и ценностный опыт - важнейшие, всеобщие и необходимые

* Работа выполнена в рамках НИР темплана. Проект № 383 «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

компоненты любой культуры» [2]. На основе подробного изучения и анализа научной литературы по семиотическому аспекту культуры можно определить ключевые компоненты культуры как фактора инновационной активности современного промышленного предприятия. Феномен «культура» возникает в процессе жизни и деятельности человека. Творчество человека посредством «духовного и материального воплощения» собственных замыслов способствует формированию символов и знаков определённого типа культуры. Данные артефакты представляют собой отдельные элементы культуры, созданные человеком, и являются «визитной карточкой» каждой конкретно взятой культуры, в нашем случае - корпоративной культуры конкретного промышленного предприятия. Как правило, современные промышленные предприятия России полисимволичны, являются многонаправленными социальными системами.

Согласно полученным в процессе авторского экспертного опроса социологическим данным, элементы корпоративной культуры также являются значимыми и популярными факторами интенсификации инновационной активности. Так, социально-психологические результаты инновационной активности в качестве её целей оказались на втором месте составленного рейтинга. Кроме того, такой социально-экономический результат внедрения инновации, как формирование имиджа промышленного предприятия, также был упомянут респондентами.

Во-вторых, очень полезно проанализировать системообразующий (конструирующий, конструктивистский) аспект культуры, поскольку мы имеем дело с промышленным предприятием, которое, в свою очередь, является жёстко формализованной социальной системой. Культура как социальный феномен сложна и многообразна. Проявляясь в самых разнообразных формах, она пронизывает всю человеческую историю, жизнь каждого человека. Представители науки в XX в. стали подвергать анализу сложные объекты с точки зрения их целостности, определяя их как систему. Понятие «система» имеет греческий корень (в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение) и представляет собой некую совокупность соотнесённых друг с другом элементов, которые характеризуются и воспринимаются извне как целостность, единство.

Категория «система» со временем получила весьма широкую область приложения, в том числе и в социальных науках. Среди первооткрывателей системного подхода для анализа культуры можно упомянуть выдающегося американского культуролога Лесли Уайта, который увидел в культуре «целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов» [3]. Также системность как теоретический алгоритм анализа социально-культурных процессов использовали Б. Малиновский, П. Сорокин и один из создателей структурно-функционального подхода в социологии Т. Парсонс. Основная трудность применения системного подхода к культуре состоит в том, что каждый из её структурных элементов (наука, мораль, ценности и др.) сам по себе является очень сложной системой. Но несмотря на это системный подход очень востребован, поскольку позволяет реализовать возможность наиболее всестороннего, многоаспектного изучения культуры.

При изучении культуры как системы мы так или иначе сталкиваемся с двумя её аспектами. Во-первых, сама по себе культура представляет собой достаточно сложную, саморазвивающуюся иерархическую систему с присущей именной ей структурой, взаимосвязями и взаимодействиями составляющих её элементов. Во-вторых, культура как таковая является одной из основных подсистем более сложной системы -социума, общества. Из представленных выше рассуждений можно резюмировать, что культура как система обнаруживается и формируется в связи с обществом и в зависимости от общества. В свою очередь, общество подвергается воздействию культуры как одного из своих системообразующих элементов.

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

Говоря о системном аспекте изучения культуры, следует обратиться к работам современного российского профессора социологии Аркадия Львовича Маршака, который утверждает, что культура с точки зрения системного подхода состоит из «обширных и сложных систем, части которых имеют общие черты, так называемые универсалии» [4]. Важным тезисом для изучения культуры как фактора инновационной активности является то, что наблюдается «постоянное совершенствование элементов культуры» [5], которое, на наш взгляд, и задаёт темпы и направленность изменениям социально-экономической системы. Именно эти «совершенствования» являются культурными инновациями. Анализируя культуру с точки зрения её отношения к инновациям и инновационной активности, мы можем также обнаружить обоюдное взаимовлияние этих явлений. Во-первых, как мы уже сказали, совершенствуясь, культура пробуждает, активизирует инновационные процессы как внутри себя самой как системы, так и вовне себя - в большой системе, обществе. Во-вторых, инновации стимулируют обновление культуры и её элементов.

Таким образом, системный подход в исследовании культуры предоставляет возможности обнаружить, идентифицировать происходящие в ней и в её элементах социально-экономические процессы в условиях глобальных социальных изменений.

В-третьих, изучая культуру как фактор инновационной активности, нельзя не обратить внимание на её ценностный аспект. В связи с этим ценными представляются работы Э. Дюркгейма [6], в которых рассматриваются социальные нормы и ценности и предложено понятие «аномии» как проявления общественных трансформаций. Также ещё в середине ХХ в. Питирим Александрович Сорокин в своей работе «Социальная и культурная динамика» говорил об идее приоритета сверхорганической системы ценностей [7]. Другими словами, человек является носителем определённой системы ценностей, а значит, и представляет собой вполне определённый культурный тип. Зная основные типы ценностей инновационной культуры, в целях интенсификации инновационной активности промышленных предприятий необходимо через социальные технологии воспитания и обучения, разъяснения, убеждения постепенно приобщать работников к наиболее значимым ценностям инновационной культуры. А. П. Манченко [8] выявил и обосновал ценностные (аксиологические) аспекты социальной модернизации, изменений, трансформации.

В-четвёртых, социально-психологический аспект культуры, безусловно, очень важен для понимания процессов инновационной активности, происходящих в границах современных российских промышленных предприятий. Н. В. Южакова [9] изучала ценностные основания самореализации личности, причины, которые стимулируют личность на творчество. Так, эксперты проведённого опроса указали такие качества, как инициативность и стремление к самосовершенствованию, в числе наиболее значимых для сотрудников современных промышленных предприятий (оказались на втором и третьем местах составленного рейтинга качеств).

В-пятых, поскольку активность - одна из форм человеческой деятельности, то и деятельностный подход в понимании культуры также является весьма ценным для нашего исследования. Известный учёный, предложивший концепцию деятельностного подхода к изучению культуры, М. С. Каган, утверждает, что культура представляет собой процесс человеческой деятельности, который является совокупностью «сверхприродных» качеств человека, многообразия предметов, «сверхприродных» способов деятельности человека и общения [10]. Проанализируем эти компоненты с точки зрения их важности для изучения и интенсификации процессов инновационной активности промышленных предприятий.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

1. «Сверхприродные» качества человека. Они не даны человеку природой. Сотрудник может сознательно сформировать необходимые для него качества, но на основе имеющихся личных способностей (например, инициативность, умение искать, приобретать информацию).

2. Многообразие предметов. Весь спектр имеющихся предметов и составляет культуру промышленного предприятия. Важно отметить, что эти предметы «второй природы» (культуры) могут возникнуть исключительно вследствие активности сотрудников предприятия (например, этому способствует возможность использовать новое в текущей работе, элементы поощрения этих практик).

3. «Сверхприродные» способы деятельности человека. Как и «сверхприродные качества», они не являются данными человеку от природы. В основном они заключаются в воспроизведении активности, результатом которой становятся два процесса:

1) опредмечивание имеющихся у человека знаний и информации, создание, производство на этой основе каких-либо предметов;

2) распредмечивание, раскрытие того содержания, которое имеется (заложено) в продуктах человеческой «сверхприродной» деятельности (например, применение, использование инициативы подчинённых, особые компетенции и т. д.).

4. Общение как проявление и форма удовлетворения потребностей человека в причастности, принадлежности. Здесь появляется и активно используется особый тип коммуникации - обучающая, информирующая, наставничество и т. д.

Кроме того, в рамках нашего исследования очень полезно разобраться в вопросах диалектической взаимосвязи указанных элементов культуры. М. С. Каган утверждает, что одной из ключевых проблем развития культуры является противоречие между творческой и стереотипической деятельностью. В вопросах интенсификации инновационной деятельности промышленных предприятий разрешение данного противоречия является наиболее приемлемым и эффективным. Но, к сожалению, многие практики (руководители, специалисты и работники промышленных предприятий) трактуют и оценивают данные виды деятельности исключительно однозначно, в понятиях «полезно/бесполезно» (конструктивно/деструктивно). И обычно творческая деятельность в плане развития инноваций считается конструктивной, прогрессивной, а стереотипическая - деструктивной, выстраивающей серьёзные барьеры на пути нововведений. На наш взгляд, в дихотомичности этих форм деятельности необходимо найти тот баланс привычного и нового, который позволил бы социальной системе продвигаться в сторону развития, прогресса. В целях определения указанного баланса нужно определить сущность этих видов активности. Что касается творчества, то оно напрямую влияет на инновационную активность. Анализируя творческое производство, очень значимое с позиций инновационной активности промышленных предприятий, необходимо несколько слов сказать и о творческом потреблении. Творческое потребление представляет собой форму удовлетворения потребностей некоторых людей в самоидентификации, самоопределении посредством поиска нетрадиционных способов потребления традиционных продуктов. В целях сохранения и расширения клиентской (потребительской) базы предприятия вынуждены отвечать на подобные запросы «творческих потребителей». Таким образом, творческое потребление активизирует происходящие на промышленных предприятиях процессы поиска и внедрения инноваций - инновационную активность.

Итак, стереотипическая деятельность представляет собой воспроизводство привычных, рутинных обязательных моделей поведения и общения в рамках социальной организации. Важно отметить, что с точки зрения инновационного подхода привычность, стандартность поведения обеспечивает целостность, интеграцию социальной

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

системы. Стереотипическая деятельность, как правило, проявляется в обрядах, обычаях, традициях. Постараемся определить влияние каждого из этих элементов на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий. Итак, обряд представляет собой строго формализованные варианты обычных действий. Важно отметить, что обряд, помимо выполнения транслирующей функции (передачи социального опыта), несёт существенную эмоциональную нагрузку, показывая определённое эмоциональное отношение к миру, социальному окружению и т. д. В рамках промышленных предприятий обряды могут сопровождать работника в различных ситуациях: от принятого в компании неформального общения между сотрудниками до строгих регламентов проведения совещаний, телефонных переговоров и формирования отчётности. Ещё одним элементом стереотипической деятельности является обычай, который представляет собой непременно одобренные большинством образцы действий, рекомендованные для соблюдения. Важно отметить, что девиации (несоблюдение принятых обычаев в социальной общности) влекут за собой применение определённых санкций. Другими словами, для поддержания стереотипов в деятельности человека как элемента промышленного предприятия включается мощный инструмент -социальный контроль, который строго дисциплинирует социальных субъектов. Как правило, любой обычай фиксируется коллективными привычками и в течение длительного исторического периода воспроизводится, практически не изменяясь. Несколько слов скажем о традиции как элементе стереотипической деятельности. Традицию следует понимать как продолжение обычая - обычай становится традицией тогда, когда переходит от поколения к поколению. Поколениями необходимо и возможно мыслить в рамках большой социальной общности. Если рассматривать традиции как элемент жизнедеятельности социальной организации (например, промышленного предприятия), то здесь необходимо опираться на длительность его существования и этапы его развития. Задачей управленческого аппарата промышленного предприятия является направление стереотипической деятельности на благо интенсификации инновационной активности. Это может быть сделано посредством сознательного формирования необходимых элементов корпоративной (организационной) культуры - обычаев, традиций, которые способствовали бы развитию у работников таких качеств, как инициативность, креативность, командный дух и т. д.

Постараемся проанализировать диалектику традиций и творчества, вероятность их баланса для обеспечения стабильной интенсификации инновационной активности промышленного предприятия. Обычно традиции и творчество воспринимаются как абсолютные противоположности, антиподы. Но данный подход является очень поверхностным, он не учитывает диалектику их взаимодействия и взаимосвязи. Данный тезис ещё усугубляется тем, что существуют различные виды традиций. Во-первых, есть такие обычаи и традиции, которые полностью исключают творческий подход. Во-вторых, наблюдаются традиции, которые не являются алгоритмами деятельности, а несут в себе особенный принцип, направление, вектор. Подобного рода традиции и обычаи (их иногда называют пластичными) играют роль особого ориентира, маяка. А непосредственно способ, метод осуществления, реализации, достижения выбирает человек. И как раз здесь возникает возможность для творчества, инноваций, инновационной активности.

Помимо всего вышесказанного, деятельностный подход к изучению культуры можно трактовать и в бихевиористских понятиях и категориях. Посредством этого мы можем также получить значимые результаты, факты и выводы для познания процессов инновационной активности современного промышленного предприятия. Так, поведение явилось предметом научных разработок таких учёных, как Д. Хоманс,

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

В. И. Верховин, Т. Л. Александрова, А. Г. Симаков, А. Б. Гофман, А. Ю. Завалишин, В. А. Давыденко. Например, американский социолог Д. Хоманс [11] склонялся к рассмотрению социального поведения как обмена между личностью и группой. Культура в ракурсе данного подхода представляет собой некую рамочную конструкцию, в границах которой и происходит социальное взаимодействие субъектов инновационной активности промышленного предприятия, осуществляемого с учётом принятых культурных норм и аксиологических ценностей предприятия и его сотрудников. А. Б. Гофман [12] выявлял ценность моды в индивидуальном и коллективном поведении, акцентировал значение аспектов подражания в структуре социального поведения. Феномен подражания для нашей проблематики является очень значимым, поскольку респонденты в вопросе о способах преодоления негативного отношения к инновациям в большинстве случаев выбрали «личный пример». Также достаточно популярным стал ответ «вовлечённость» на вопрос о способах улучшения отношения работников к инновациям. Кроме того, эти данные подтверждают и выводы исследований других отечественных учёных [13-15].

И наконец, в связи с тем, что процесс внедрения инноваций достаточно сильно растянут во времени, необходимо рассматривать также динамический аспект культуры как фактора инновационной активности в целях комплексного понимания изучаемых нами сложных социально-экономических процессов.

Подводя итог проведённому анализу, сделаем некоторые выводы.

1. Велико влияние культуры на социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в обществе. Культура является той средой, в которой зарождаются все происходящие процессы.

2. Выделяются аспекты культуры, значимые с точки зрения понимания следующих механизмов инновационной активности: репрезентативный (знаковый), системообразующий, ценностный, социально-психологический, деятельностный и динамический (инновационный).

3. Можно говорить о наличии обоюдного взаимовлияния культуры (с точки зрения её отношения к инновациям) и инновационной активности: совершенствуясь, культура пробуждает, активизирует инновационные процессы; инновации стимулируют обновление культуры и её элементов.

4. Зная основные типы ценностей инновационной культуры, в целях интенсификации инновационной активности промышленных предприятий необходимо через социальные технологии воспитания, разъяснения, убеждения постепенно приобщать работников к наиболее значимым ценностям инновационной культуры.

Ссылки на источники

1. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. построение, эволюция, совершенствование / пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - С. 36.

2. Филиппова Н. П. Семиотические аспекты региональной культуры // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2007. - № 37. - С. 213-216.

3. Уайт Л. Избранное: эволюция культуры. - М.: РОССПЭН, 2004. - С. 104.

4. Маршак А. Л. Культура: социологические смыслы и социальные реалии / предисл. академика РАН М. К. Горшкова. - М.: НИЦ «Академика», 2013. - С. 81.

5. Там же.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. -М.: Мысль, 1994. - 399 с.

7. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вступ. ст. и коммент. В. В. Сапова. - М.: Астрель, 2006. - 1176 с.

8. Манченко А. П. Социальная модернизация в современной России: духовный и аксиологический аспекты: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08. - СПб., 2000. - 355 с.

6

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический ^ электронный журнал

9. Южакова Н. В. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.01. - Архангельск, 2006. - 22 с.

10. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. - М.: Изд-во полит. лит., 1974. -328 с.

11. Хоманс Д. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социологическая психология. Тексты / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. - М., 1984. - 287 с.

12. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: КДУ, 2010. - 228 с.

13. Грудкина Т. И., Фокин М. А. Реализация принципа вовлечения персонала в эффективную деятельность и повышение конкурентоспособности субъектов агробизнеса: теория и практика // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 7. - С. 482-486.

14. Грудкина Т. И., Печникова Л. С. Роль эффективного кадрового менеджмента в повышении конкурентоспособности молочных комплексов: теория, практика, сравнительный анализ // Концепт. -2013. - Т. 4. - № 34. - С. 2346-2350. - ISSN 2304-120X.

15. Грудкина Т. И., Долженкова О. В. Стратегический анализ кадрового компонента внутренней среды субъекта АПК // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 4856-4860. - ISSN 2304-120X.

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

Evgeniya Zhelnina,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Togliatti State University, Togliatti

ezhelnina@yandex.ru

Culture as a significant factor of influence on innovative activity of modern industrial enterprises

Abstract. The paper is devoted to phenomenon of culture as one of the significant factors influencing the

intensification of innovative activity of modern industrial enterprises.

Key words: innovation activity, factor, industrial enterprise, culture, innovation culture.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Shejn, Je. X. (2002) Organizacionnaja kul'tura i liderstvo. postroenie, jevoljucija, sovershenstvovanie / per. s angl. pod red. V. A. Spivaka, Piter, St. Petersburg, p. 36 (in Russian).

2. Filippova, N. P. (2007) “Semioticheskie aspekty regional'noj kul'tury”, Izvestija Rossijskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A. I. Gercena, № 37, pp. 213-216 (in Russian).

3. Uajt, L. (2004) Izbrannoe: Jevoljucija kul'tury, Moscow ROSSPJeN, p. 104 (in Russian).

4. Marshak, A. L. (2013) Kul'tura: sociologicheskie smysly i social'nye realii / predisl. akademika RAN M. K. Gorshkova, NIC “Akademika”, Moscow, p. 81 (in Russian).

5. Ibid.

6. Djurkgejm, Je. (1994) Samoubijstvo: sociologicheskij jetjud / per. s fr. s sokr.; pod red. V. A. Bazarova, Mysl', Moscow, 399 p. (in Russian)

7. Sorokin, P. A. (2006) Social'naja i kul'turnaja dinamika / per. s angl., vstup. st. i komment. V. V. Sapova, Astrel', Moscow, 1176 p. (in Russian)

8. Manchenko, A. P. (2000) Social'naja modernizacija v sovremennoj Rossii: duhovnyj i aksiologicheskij aspekty: dis. ... d-ra sociol. nauk: 22.00.08, St. Petersburg, 355 p. (in Russian)

9. Juzhakova, N. V. (2006) Cennostnye osnovanija samorealizacii lichnosti: social'no-filosofskij analiz: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.01, Arhangel'sk, 22 p. (in Russian)

10. Kagan, M. S. (1974) Chelovecheskaja dejatel'nost': opyt sistemnogo analiza, Izd-vo polit. lit., Moscow, 328 p. (in Russian)

11. Homans, D. (1984) “Social'noe povedenie kak obmen”, in Andreeva, G. M., Bogomolova, N. N. & Petrovskaya, L. A. (eds.) Sovremennaja zarubezhnaja sociologicheskaja psihologija. Teksty, Moscow, 287 p. (in Russian)

12. Gofman, A. B. (2010) Moda i ljudi. Novaja teorija mody i modnogo povedenija, 4-e izd., ispr. i dop., KDU, Moscow, 228 p. (in Russian).

13. Grudkina, T. I. & Fokin, M. A. (2014) “Realizacija principa vovlechenija personala v jeffektivnuju dejatel'nost' i povyshenie konkurentosposobnosti sub#ektov agrobiznesa: teorija i praktika”, Jekonomika i predprinimatel'stvo, № 7, pp. 482-486 (in Russian).

14. Grudkina, T. I. & Pechnikova, L. S. (2013) “Rol' jeffektivnogo kadrovogo menedzhmenta v povyshenii konkurentosposobnosti molochnyh kompleksov: teorija, praktika, sravnitel'nyj analiz”, Koncept, vol. 4, № 34, pp. 2346-2350. ISSN 2304-120X (in Russian).

15. Grudkina, T. I. & Dolzhenkova, O. V. (2014) “Strategicheskij analiz kadrovogo komponenta vnutrennej sredy sub#ekta APK”, Koncept, vol. 20, pp. 4856-4860. ISSN 2304-120X (in Russian).

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Культура как значимый фактор воздействия на инновационную активность современных промышленных предприятий // Концепт. -2015. - № 05 (май). - ART 15148. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15148.htm. - ISSN 2304-120X.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 02.04.15 Получена положительная рецензия 04.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 04.04.15 Опубликована 31.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Желнина Е. В., 2015

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.