Научная статья на тему 'Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий'

Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
410
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАКТОР / INDUSTRIAL ENTERPRISE / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE POTENTIAL FACTOR / SCIENCE AND EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Желнина Евгения Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению науки и образования как ключевых факторов воздействия на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий, наряду с такими как общественное воспроизводство, управление и культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science and education as factors of innovative activity of modern industrial enterprises

The paper is devoted to science and education as a key factors of influence on intensification of innovative activity of modern industrial enterprises, along with such as social reproduction, management and culture. The work is performed as the part of research project number 383: “Workers of industrial and scientific-technical sphere in terms of company towns (on the example of sociological analysis of Togliatti)”.

Текст научной работы на тему «Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 15235

УДК 338.242

Желнина Евгения Валерьевна,

кандидат социологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти [email protected]

Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий*

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению науки и образования как ключевых факторов воздействия на интенсификацию инновационной активности современных промышленных предприятий, наряду с такими как общественное воспроизводство, управление и культура.

Ключевые слова: инновационная активность, инновационный потенциал, фактор, промышленное предприятие, наука, образование.

Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Один из ключевых факторов, оказывающих существенное влияние на инновационную активность промышленных предприятий, объединяет в себе науку и образование. На наш взгляд, в постиндустриальную эпоху, в условиях информационного общества данный фактор является одним из самых значимых. Важно отметить, что формирующаяся в развитых странах инновационная экономика использует наукоемкие товары и услуги для образования более 50% валового внутреннего продукта [1]. Более того, существует несколько определенных признаков, которые характеризуют инновационную экономику, появляющуюся в рамках постиндустриального общества [2]:

1. Преобладание товара «знание» на рынке. Данная характеристика достаточно очевидна и легко может быть отслежена. Знание, объективированное в товарах и услугах (например, произведенные и оснащенные программным обеспечением роботы, автомобили, предметы бытовой техники и т. д.), составляет большую часть в структуре создаваемой в постиндустриальном обществе стоимости. Данные изменения в стоимостной структуре характерны как для ранней стадии развития инновационной экономики, так и на стадии её интенсивного роста и развития. Данный процесс изменения стоимостной структуры экономики может осуществляться тремя способами. Во-первых, посредством замещения используемых традиционных технологий интеллектуальными, которые способствуют очень резкому росту производительности труда. Например, использование роботизированных комплексов в производственном процессе. Во-вторых, через повышение уровня наукоемкости имеющихся на рынке товаров и услуг. К примеру, эволюция возможностей мобильных телефонов - от простых аппаратов, соединяющих двух абонентов посредством мобильной связи, до сложных приборов с богатым программным обеспечением, которые могут заменить персональные компьютеры. В-третьих, посредством не просто увеличения объема, а исключительным доминированием интеллектуальных товаров и услуг на рынке.

2. Повышение доли интеллектуального труда в доходах. Многочисленные субъекты инновационной экономики получают доходы, которые обусловливаются не только уровнем затрат труда, но и использованием интеллектуальных способностей.

* Работа выполнена в рамках НИР темплана Проект № 383: «Работники промышленной и научно-технической сферы в условиях моногорода (на примере социологического анализа Тольятти)».

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

Другими словами, доходы в рамках инновационной экономики в основном формируются за счет использования интеллектуальной собственности. Данный тип экономики принято считать интеллектоемким. Рассматривая инновационную экономику в имущественном аспекте, можно констатировать, что создаются объективные условия, в которых в значительной степени нивелируется проблема имущественной собственности (в обычном, традиционном её понимании, а также как собственности на средства производства). В связи с этим на первый план выходит интеллектуальная собственность (например, специализированные знания, умения и навыки специфической работы и т. д.). Данная ситуация может быть подтверждена и тем, что переход большого числа предприятий России в частную собственность не способствовал экономическому росту как самого предприятия, так и государства в целом. Это произошло потому, что происходившие процессы не затрагивали собственников человеческого капитала. Существует мнение, что одним из действенных средств разрешения российских социально-экономических проблем и трудностей является мобилизация накопленного национального человеческого капитала (а не создание сильного, стабильного класса частных собственников) [3].

3. Влияние государства на процессы формирования человеческого капитала. Сегодня постепенно государство, понимая важность наличия и высокого уровня человеческого капитала в национальной экономике, старается взять процесс его сознательного формального создания, конструирования в свои руки. Другими словами, на основании показанных данных можно сделать вывод, что развитие научно-образовательной сферы становится ключевой подсистемой развития инновационной экономики. В рамках этой сферы происходит зарождение, формирование новых способов осуществления жизни. И именно эта сфера направлена на формирование новой конкурентоспособной личности, характеризующейся творческой, инновационной активностью.

Кроме того, и зарубежные, и отечественные учёные отмечают ту важную роль, которую играют научные разработки для инновационного развития промышленных предприятий. Так, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации Валентина Ильинична Кравцова в результате многочисленных исследований приходит к выводу, что в ходе достаточно длительного процесса (с 1970-х гг.) интеграции науки с производством созданы благоприятные условия для социально-экономического развития [4]. Кроме того, все это явилось ключевой предпосылкой появления наукоемких технологий, изделий и отраслей экономики как новой экономической категории. Данный кластер предполагает изначально новый, инновационный тип воспроизводства, ведущий к принципиальному, качественному изменению производительных сил и производственных отношений. Инновационный тип производства, в свою очередь, требует от участников инновационного процесса очень высокого уровня интеграции, сотрудничества. В связи с этим базой для формирования инновационной экономики является построение отношений партнерства между учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, промышленными предприятиями и государством.

Российские ученые, исследовавшие взаимодействие науки, образования и социального развития, - С. Ю. Глазьев, Д. С. Львов, Г. Г. Фетисов - определили, что социально-экономическое развитие очень жестко привязано к существующим в обществе научным направлениям, которые постепенно воплощаются в инновациях [5]. Основная трудность в данной ситуации заключается в необходимости существенного финансового обеспечения. Но и данная проблема может быть нивелирована за счет целенаправленного финансирования на основе привлечения инвестиций, создания на базе учебных и научных учреждений коммерческих предприятий, интеграции учебных

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

и научных заведений с производственными предприятиями. В результате данного партнерства появляются принципиально новые научно-технические данные, знания и продукция, а также происходит значительное повышение качества социального взаимодействия и управления, оптимизация затрат. И как следствие, становятся возможными новые инвестиционные проекты в области образования, науки и производства [6]. Указанное взаимодействие может быть полноценно лишь при действенных механизмах, которые стимулируют необходимый уровень инновационной активности участников. Существует мнение, что использование кластерного подхода может привести к интенсификации экономических связей, позволяющих достичь максимально возможной эффективности взаимодействия науки, производства и государства в сфере инноваций по этим видам деятельности.

Подводя промежуточный итог, скажем, что основная направленность инновационного развития промышленных предприятий сконцентрирована на приоритетных направлениях высокотехнологичного производства. Именно в этом направлении основным ресурсом социально-экономического и инновационного развития становятся знания. И именно знания являются тем ключевым фактором, который определяет повышение уровня конкурентоспособности предприятия и значимый рост его рыночной стоимости.

Процессы накопления и транслирования знаний могут обеспечить эволюционный переход общества к инновационному типу развития. Важно отметить, что именно эволюционный переход является предпочтительным (в сравнении с революционным), поскольку в ходе постепенного освоения новых практик субъекты инновационной активности успевают осмыслить, понять их, привыкнуть к новым формам деятельности, ощутить их преимущества и отметить недостатки, которые тут же можно поправить. Данный процесс также включает и «широкомасштабное освоение и диффузию базисных технологических инноваций» [7]. Кроме того, ознакомление с технологическими инновациями должно происходить при выполнении некоторых условий в целях достижения оптимальности. Во-первых, должны быть созданы благоприятные экономические и институционально-правовые условия. Во-вторых, важно согласовать технические возможности, которыми обладает общество, с его общественными потребностями. В-третьих, необходимо синхронизировать реструктуризацию всех системообразующих элементов общества, связанных со становлением и развитием производственной, научно-технической, социальной, финансовой и других сфер. Из произведенного анализа следует, что далеко не каждое промышленное предприятие может совершить качественно новый скачок в инновационном развитии. Отметим, что этот переход сопровождается высоким уровнем риска (экономического, предпринимательского и пр.). Это можно объяснить тем, что современное промышленное предприятие не всегда обладает достаточным потенциалом для подобного «прорывного» развития. Поэтому можно говорить о ключевых условиях отказа от эволюционного перехода промышленного предприятия в пользу инновационного. Для начала необходимо обеспечить очень высокий уровень представления науки в функционировании предприятия. Это может быть выражено, например, в фундаментальности проводимых прикладных технологических исследований и нововведений на производстве или в соответствии уровня технологических требований и условий имеющемуся уровню развития науки, научного потенциала. Также достижения науки могут быть представлены и в организационно-управленческой сфере предприятия: гибкость организационно-экономических форм и отношений, оптимальное использование ресурсно-финансовой среды (логистика) и применение педагогических и обучающих технологий повышения инновационной готовности.

В исследованиях перехода к инновационному типу развития промышленных предприятий зачастую можно часто встретить понятие «инновационный потенциал». Можно отметить, что это понятие становится очень актуальным в современной науке.

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

Инновационный потенциал характеризует внутреннюю способность и возможность субъекта инновационной активности к производству осознанной деятельности по поиску, разработке, привлечению ресурсов для создания принципиально нового продукта или известного продукта с принципиально новыми свойствами и потребительскими характеристиками. Инновационный потенциал промышленного предприятия можно назвать предшественником исследуемой нами инновационной активности. Между этими показателями наблюдается линейная положительная зависимость у = ax + b (рис. 1). Другими словами, чем богаче инновационный потенциал, тем интенсивнее его инновационная активность.

у = ax + b,

где x - инновационный потенциал; у - инновационная активность; a - значимость инновационного потенциала;

b - усилия по наращиванию инновационного потенциала

Рис. 1. Графическое изображение линейной зависимости инновационного потенциала и инновационной активности промышленного предприятия

Рассмотрим возможные варианты соотношения выделенной нами пары показателей. Учитывая только коэффициент а (значимость инновационного потенциала), можно предположить, что чем богаче, актуальнее для данного времени и уровня развития предприятия инновационный потенциал, тем интенсивнее инновационная активность стремится к своему максимуму (рис. 2).

а) у = 1х + 0 б) у = 3х + 0

Рис. 2. Зависимость интенсивности инновационной активности от актуальности инновационного потенциала

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

При изучении линейной зависимости инновационной активности от инновационного потенциала также следует учитывать усилия, который прикладывает субъект инновационной активности для наращивания собственного инновационного потенциала. Это могут быть как усилия отдельного индивида, так и корпоративные мероприятия, вписанные в социальную технологию профессиональной подготовки персонала промышленного предприятия.

потенциал а) у = 1х + 0

потенциал б) y = 1х + 2

потенциал в) у = 1х + 3

Рис. 3. Зависимость интенсивности инновационной активности от усилий субъекта по наращиванию инновационного потенциала

Как видим из сравнения графиков а и в на рис. 3, при больших усилиях субъекта по наращиванию собственного инновационного потенциала наблюдается существенный скачок в уровне его инновационной активности.

В научной литературе очень много сказано об экономической стороне инновационного потенциала, который рассматривается преимущественно в качестве определенного ресурса, обеспечивающего инновационную деятельность. Важно отметить, что инновационный потенциал не может быть отождествлен с ресурсной базой предприятия, поскольку, находясь в различных условиях, разные предприятия совершенно по-разному используют равные ресурсы. Поэтому наличие определенного вида ресурсов совершенно не является гарантией их эффективного использования и достижения определенного уровня инновационного развития. В связи с этим сведение понятия «инновационный потенциал» исключительно к категории экономико-хозяйственных ресурсов не может быть уместным ни в теории, ни на практике. Наличие инновационного потенциала предполагает существование у субъекта скрытых, неиспользованных возможностей, которые при определенных условиях могут быть употреблены для достижения целей. Данные возможности не укладываются в стандартную экономическую ресурсную структуру инновационного потенциала. Здесь мы имеем дело с человеческим капиталом, тесно связанным с социальным ресурсом промышленного предприятия.

Одним из критериев выделения составляющих элементов инновационного потенциала является их функциональность, то есть их роль в инновационном процессе, наблюдаемом на промышленном предприятии. В связи с этим отмечаем наличие следующих составных частей инновационного потенциала: социальный, кадровый, технико-технологический, информационный, материально-технический, финансовый ресурсы. Все эти ресурсы составляют базу, благоприятствующую реализации перехода предприятия на инновационный путь функционирования.

Финансовые ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала, нацелены на выполнение нескольких функций. Во-первых, обеспечение поступлений финансо-

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

вых средств, необходимых для реализации инноваций. Во-вторых, обеспечение пропорциональности поступаемых финансовых средств в зависимости от потребности ситуации (так называемая эластичность обеспечения). В-третьих, финансовое воздействие на субъекта инновационной активности (стимулирование, мотивирование) в целях активизации его деятельности. В-четвертых, согласование потребностей предприятия в инновациях с его возможностями по реализации этих инноваций. В-пятых, отслеживание эффективного расходования финансовых ресурсов на инновации.

Материально-технические ресурсы также осуществляют важные функции в процессе формирования инновационного потенциала, поскольку, во-первых, представляют собой его овеществленный базис - оборудование, материалы, средства производства. Во-вторых, являясь материальной основой, материально-технические ресурсы обусловливают технико-технологическую базу инновационного потенциала. В-третьих, материально-технические ресурсы оказывают влияние на темп и масштаб инновационной активности. В-четвертых, происходит обеспечение деятельности сопутствующих отраслей, которые производят «наполнение» материально-техническими ресурсами исследуемые нами промышленные предприятия. Например, автомобильная отрасль тесно связана с добывающей, металлообрабатывающей, химической и текстильной промышленностью, а также с областями дизайна, графики, маркетинга и пр. Кроме того, автомобильная отрасль относится к числу наукоемких, использующих высокие технологии, которые, в свою очередь, при создании и использовании также нуждаются в наукоемких технологических решениях.

Наличие богатой базы информационных ресурсов инновационного потенциала обеспечивает процессы инновационного творчества, позволяет производить поиск, оценку, внедрение и производство инноваций и инновационных практик.

Технико-технологические ресурсы инновационного потенциала являются и средством, и целью. В качестве цели они представляют собой некий идеальный уровень имеющихся в распоряжении промышленного предприятия технологий, необходимый для эффективной работы. В качестве средства технико-технологические ресурсы используются для производства инновационных продуктов и услуг.

Кадровые ресурсы инновационного потенциала, на наш взгляд, являются одними из ключевых, поскольку инновации сами по себе, без активного субъекта не имеют никакой ценности. Только тогда, когда новшество проходит через сознательную активность человека (работника, изобретателя, инноватора), инновации приобретают действительную значимость как для личности, так и для общества.

Социальные ресурсы инновационного потенциала, на наш взгляд, являются наиболее значимыми, поскольку именно от социального капитала (составляющими которого являются люди с их профессиональными характеристиками, социальными связями и отношениями, опытом совместной и индивидуальной работы) зависит успешность и результативность большой социальной формальной общности, которой и является промышленное предприятие.

Взгляд на инновационный потенциал только как на совокупность ресурсов (пусть даже и очень богатых) без учета целевой характеристики не имеет смысла. Именно поэтому уместно упомянуть результативный подход в изучении инновационного потенциала, который рассматривает его через «результат» инновационной деятельности. Мы уже говорили, что сведение понятия «инновационный потенциал» исключительно к категории экономико-хозяйственных ресурсов не может быть уместным ни в теории, ни на практике. Данный тезис был доказан рассмотрением ресурсов, представленным выше. Еще одним важным моментом комплексности исследуемого поня-

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

тия является взаимодействие ресурсов и целей в структуре инновационного потенциала. Данное взаимодействие характеризуется сложной, далеко не однозначной взаимосвязью. С одной стороны, количество и качество имеющихся и прогнозируемых ресурсов обусловливают количественные характеристики инновационного потенциала, а также предметное содержание определяемой им инновационной активности. С другой стороны, цели задают вектор актуализации, мобилизации и формирования ресурсов. Таким образом, можно утверждать, что ресурсы и цели инновационного потенциала представляют собой нераздельную целостность (комплекс) материальных и информационных факторов его формирования и совершенствования. Сама процедура совмещения, согласования ресурсов и целей происходит в процессе использования инновационного потенциала субъектом инновационной активности.

Подводя итог проведенного анализа, необходимо отметить, что ресурсы инновационного потенциала субъекта инновационной активности направлены на реализацию двух очень важных функций, способствующих интенсификации инновационной активности предприятия. Во-первых, ресурсы представляют собой вещественно-материальную основу достижения запланированных результатов инновационной активности. Во-вторых, ресурсы являются объектом управленческого воздействия, направленного на их развитие и совершенствование, необходимых для интенсификации инновационной активности, которая является одной из основных целей инновационной активности промышленного предприятия. Данное управление в современном обществе происходит в следующих условиях, которые необходимо учитывать в целях оптимизации инновационной и управленческой деятельности.

1. Трансформация ресурсной базы. В постиндустриальном обществе происходит «усложнение содержания, структуры и динамики» [8] ресурсной основы, составляющей базу инновационного совершенствования промышленных предприятий.

2. Вариативность использования ресурсов. Сегодня наблюдается расширение вариантов и альтернатив применения тех или иных видов ресурсного обеспечения [9, 10] в целях оптимальной реализации целей инновационной активности, для повышения её результативности.

3. Повышение неопределенности. Современная внешняя и внутренняя среда промышленных предприятий представляет собой очень динамичную систему, характеризующуюся очень большим удельным весом происходящих в ней изменений. В связи с этим происходит объективное повышение количества и силы воздействия вероятностных факторов, которые устанавливают как направление использования ресурсов имеющегося инновационного потенциала субъекта, так и будущую актуализацию потенциальных ресурсов [11], которые в данный период следует развивать и наращивать (накапливать).

4. Интенсификация использования инновационных ресурсов. Здесь в качестве инновационных ресурсов принимаются, прежде всего, результаты работы и достижения научно-технического прогресса, которые с нарастающей интенсивностью используются для обеспечения устойчивого экономического развития и роста. Помимо значимости указанных результатов в качестве ресурсов инновационной активности, интенсификация их использования тесно связана и со следующим условием инновационного управления.

5. Возрастание влияния государства. Постепенно происходит усиление функций государства в области оптимизации пользования инновационных средств и ресурсов. Несколько подробнее рассмотрим механизмы влияния российского государства на процессы интенсификации инновационной активности предприятий. В целях

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

формирования благоприятных налоговых условий для предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, был принят Федеральный закон от 7 июня 2011 г. № 132-ФЗ, который определил и уточнил порядок учета при налогообложении прибыли и структуру расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Согласно данному закону и последующим поправкам, расходами на НИОКР признаются затраты на создание новой или усовершенствование производимой продукции (работ, услуг), а также применяемых технологий, методов организации производства и управления (ст. 262 НК РФ). Кроме того, законом закрепляется перечень расходов на НИОКР (ст. 262 НК РФ), а также порядок их признания и налогового учета (ст. 262 НК РФ). Определены особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР (ст. 332 НК РФ).

Анализируя нормы данного закона, необходимо отметить те из них, которые наиболее значимы для развития науки и образования. Так, у современных предприятий, разрабатывающих и реализующих наиболее актуальные направления НИОКР, есть возможность применять повышающий коэффициент 1,5 к затратам (ст. 262 НК РФ). Это осуществляется в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988.

Помимо этого для предприятий законом предусматривается возможность создания резервов предстоящих расходов на НИОКР, что, безусловно, способствует развитию процессов планирования инновационной деятельности и подготовительных мероприятий (ст. 264, 267 НК РФ). Принципиально важной для развития науки и образования представляется возможность к расходам, не учитываемым в целях налогообложения (ст. 270 НК РФ), относить суммы отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, сверх сумм отчислений (ст. 270 НК). Состав подобных расходов предложен в ст. 249 НК РФ. Важно отметить, что государство устанавливает верхнюю границу этих расходов - не более 1,5 доходов от реализации.

Государство предлагает современным предприятиям своего рода налоговые каникулы, на три года освобождая их от уплаты налога на имущество при условии ввода в эксплуатацию высокоэнергоэффективных объектов.

Возвращаясь к ресурсной базе инновационного потенциала, важно отметить, что использование данного потенциала в большей части зависит от социально-экономических форм использования материально-вещественной части ресурсов.

В процессе рассмотрения науки и образования как фактора инновационной активности современного промышленного предприятия необходимо сформировать понятие и значение знания как основы данного фактора. В общественных науках мы можем найти так называемый инновационный подход к изучению знания, информации, информационного общества. Представители данного научного направления развивают идею о том, что основой общества, называемого информационным, должна стать «экспансия нововведений» [12]. Данное понятие было введено Йозефом Шумпетером, который считал, что этот процесс должен обеспечивать как конкурентные преимущества, так и общий стиль жизни в новом обществе.

Подводя итог проведенного анализа, сделаем некоторые выводы.

1. Инновационный потенциал характеризует внутреннюю способность и возможность субъекта инновационной активности к производству осознанной деятельности по поиску, разработке, привлечению ресурсов для создания принципиально нового продукта или известного продукта с принципиально новыми свойствами и потребительскими характеристиками.

8

ISSN 2304-120X

ниепт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

2. Сведение понятия «инновационный потенциал» исключительно к категории экономико-хозяйственных ресурсов не может быть уместным ни в теории, ни на практике.

3. Сложная, далеко не однозначная взаимосвязь ресурсов и целей в структуре инновационного потенциала современного промышленного предприятия.

4. Использование инновационного потенциала в большей части зависит от социально-экономических форм использования материально-вещественной части ресурсов.

Ссылки на источники

1. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. - СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2000. - С. 105-109.

2. Там же.

3. Глинчикова А. Г. Кризис индустриальной распределительной модели и перспективы развития информационного общества в России // Мир России. - 2003. - № 1. - С. 109-120.

4. Кравцова В. И. Потенциал конкурентоспособности России: инновации, управление, маркетинг / под науч. ред. В. И. Кравцовой. - М.: Адалень, 2003. - С. 620.

5. Глазьев С. Ю., Львов Д. С., Фетисов Г. Г. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. - М.: Наука, 1992. - С. 184-192.

6. Бондаренко В. А., Купчинский А. В. Развитие инновационно-ориентированных малых предприятий в регионе // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm.

7. Шинкевич М. В. Методология институционализации устойчивого инновационного развития хозяйственных систем: автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05. - Казань, 2011. - С. 3, 6, 9-10.

8. Кулешова Т. В. Основы концепции управления ресурсным потенциалом // Вестник СевГТУ. - Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2007. - Вып. 81: Экономика и финансы. - С. 172-175.

9. Грудкина Т. И., Печникова Л. С. Роль эффективного кадрового менеджмента в повышении конкурентоспособности молочных комплексов: теория, практика, сравнительный анализ // Концепт. -2013. - Т. 4. - № 34. - С. 2346-2350.

10. Грудкина Т. И., Долженкова О. В. Стратегический анализ кадрового компонента внутренней среды субъекта АПК // Концепт. - 2014. - Т. 20. - С. 4856-4860.

11. Симашенков П. Д. Кадровая инноватика и исторический кризис менеджеризма // Концепт. - 2015. -№ 03 (март).

12. Шумпетер И. А. Теория экономического развития. - М.: Эксмо, 2007. - С. 79.

Evgeniya Zhelnina,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Togliatti State University, Tolyatti [email protected]

Science and education as factors of innovative activity of modern industrial enterprises Abstract. The paper is devoted to science and education as a key factors of influence on intensification of innovative activity of modern industrial enterprises, along with such as social reproduction, management and culture. The work is performed as the part of research project number 383: “Workers of industrial and scientific-technical sphere in terms of company towns (on the example of sociological analysis of Togliatti)”.

Key words: innovative activity, innovative potential factor, industrial enterprise, science and education. References

1. Klimov, S. M. (2000) Intellektual'nye resursy organizacii, IVJeSJeP, “Znanie”, St. Petersburg, pp. 105109 (in Russian).

2. Ibid.

3. Glinchikova, A. G. (2003) “Krizis industrial'noj raspredelitel'noj modeli i perspektivy razvitija informacionnogo obshhestva v Rossii”, Mir Rossii, № 1, pp. 109-120 (in Russian).

4. Kravcova, V. I. (2003) Potencial konkurentosposobnosti Rossii: innovacii, upravlenie, marketing, Adalen', Moscow, p. 620 (in Russian).

5. Glaz'ev, S. Ju., L'vov, D. S. & Fetisov, G. G. (1992) Jevoljucija tehniko-jekonomicheskih sistem: voz-mozhnosti i granicy centralizovannogo regulirovanija, Nauka, Moscow, pp. 184-192 (in Russian).

6. Bondarenko, V. A. & Kupchinskij, A. V. (2015) “Razvitie innovacionno-orientirovannyh malyh predprijatij v regione”, Koncept, № 03 (mart). Available at: http://e-koncept.ru/2015/15057.htm (in Russian).

7. Shinkevich, M. V. (2011) Metodologija institucionalizacii ustojchivogo innovacionnogo razvitija hozjajstvennyh sistem: avtoref. dis. ... d-ra jekon. nauk : 08.00.05, Kazan', pp. 3, 6, 9-10 (in Russian).

8. Kuleshova, T. V. (2007) “Osnovy koncepcii upravlenija resursnym potencialom”, Vestnik SevGTU, Izd-vo SevNTU, Sevastopol', vyp. 81: Jekonomika i finansy, pp. 172-175 (in Russian).

9

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Желнина Е. В. Наука и образование как факторы инновационной активности современных промышленных предприятий // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15235. - 0,6 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15235.htm. -ISSN 2304-120X.

9. Grudkina, T. I. & Pechnikova, L. S. (2013) “Rol' jeffektivnogo kadrovogo menedzhmenta v povyshenii konkurentosposobnosti molochnyh kompleksov: teorija, praktika, sravnitel'nyj analiz”, Koncept, t. 4, № 34, pp. 2346-2350 (in Russian).

10. Grudkina, T. I. & Dolzhenkova, O. V. (2014) “Strategicheskij analiz kadrovogo komponenta vnutrennej sredy sub#ekta APK”, Koncept, t. 20, pp. 4856-4860 (in Russian).

11. Simashenkov, P. D. (2015) “Kadrovaja innovatika i istoricheskij krizis menedzherizma”, Koncept, № 03 (mart) (in Russian).

12. Shumpeter, I. A. (2007) Teorija jekonomicheskogo razvitija, Jeksmo, Moscow, p. 79 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 28.04.15 Получена положительная рецензия 30.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 30.04.15 Опубликована 24.07.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Желнина Е. В., 2015

www.e-koncept.ru

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.