Научная статья на тему 'Культура как социальная сила'

Культура как социальная сила Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ЧЕЛОВЕК / MAN / ПРИРОДА / NATURE / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / СОЦИУМ / SOCIETY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Малкина Лариса Николаевна

Рассматриваются теоретические и научные обоснования понятия «культура» в публикациях, проводится сравнительный анализ, включающий в себя различные трактовки культуры: искусствоведческие, социально-психологические, экономические, экологические и т.д. Определяются аспекты и концепция ее развития. Поднимаются вопросы методологии анализа фактов визуальной культуры Иркутского региона второй половины ХХ в., особенностей культуры Восточной Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS A SOCIAL FORCE

The article treats theoretical and scientific substantiations of the concept of “culture” in publications. It carries out a comparative analysis including art history, socio-psychological, economic, environmental, and other interpretations of culture. The definitions are given to the aspects and the concept of its development. The article also discusses the issues of the analysis methodology of the facts of the Irkutsk region visual culture in the second half of the twentieth century and the features of East Siberian culture

Текст научной работы на тему «Культура как социальная сила»

1. Алексеева В.К. Кооперативное движение в Сибири (конец XIX - начало XX в.). Новосибирск: Изд-во НГУ, 1993. 118 с.

2. Вестник мелкого кредита. 1916. № 7.

3. Гаврилов А.А. Сибирская кооперация в период 19141920 гг. (на материалах кредитной и потребительской кооперации). Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2003. 190 с.

4. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 596. Оп. 1. Д. 19.

5. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. р-127. Оп. 1. Д. 63.

6. Илимский, Д.И. Кооперативные союзы в Сибири (19081918 гг.). М.: Изд-во Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ, 1919. 103 с.

7. Иркутский кооператор. 1916. № 7.

8. Иркутский кооператор. 1916. № 17-18.

ский список

9. Иркутский хозяин. 1916. № 10-11.

10. Кооперативное дело. 1917. № 1.

11. Кооперативная жизнь. 1916. № 11-12.

12. Махов В.Н. Потребительская кооперация в Сибири в процессе ее развития. Материалы по истории кооперации (1898-1920 гг.). Новониколаевск: Сиб. отд. Центросоюза, 1923. 217 с.

13. Наше дело. 1914. № 3.

14. Сибирская деревня. 1915. № 2.

15. Сибирская деревня. 1915. № 9.

16. Сибирская деревня. 1915. № 16-17.

17. Сибирская деревня. 1915. № 19.

18. Сибирская деревня. 1915. № 24.

19. Сибирские записки. 1917. № 1.

УДК 008: 93 (571.53)

КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИЛА © Л.Н. Малкина1

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматриваются теоретические и научные обоснования понятия «культура» в публикациях, проводится сравнительный анализ, включающий в себя различные трактовки культуры: искусствоведческие, социально-психологические, экономические, экологические и т.д. Определяются аспекты и концепция ее развития. Поднимаются вопросы методологии анализа фактов визуальной культуры Иркутского региона второй половины ХХ в., особенностей культуры Восточной Сибири.

Ключевые слова: культура; человек; природа; экология; методология; концепция; социум.

CULTURE AS A SOCIAL FORCE L.N. Malkina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article treats theoretical and scientific substantiations of the concept of "culture" in publications. It carries out a comparative analysis including art history, socio-psychological, economic, environmental, and other interpretations of culture. The definitions are given to the aspects and the concept of its development. The article also discusses the issues of the analysis methodology of the facts of the Irkutsk region visual culture in the second half of the twentieth century and the features of East Siberian culture.

Keywords: culture; man; nature; ecology; methodology; concept; society.

В вопросе о социальной роли культуры философия новейшего времени демонстрирует прямо противоположные точки зрения - от рассмотрения культуры в качестве вторичного, полностью зависимого от политики и экономики явления до придания культуре роли основного содержания и движущей силы социума.

Доктор культурологи, профессор В.Л. Кургузов указывает на глубокое противоречие в подходах к изучению культуры, наблюдающееся в работах западных ученых и в традиционных философских системах Востока. Он пишет: «В соответствии с западной мен-тальностью, все зримое в мире должно служить человеку, радуя и ублажая, избавляя его от забот и печалей. В противоположность этому в восточной культуре

природа и человек неразделимы. Они представляют собой единую экосистему, где соединены биоценоз живых существ и среда обитания в целостном комплексе, на основе взаимозависимости и взаимопроникновения. Я полагаю, что как для теории, так и для социальной практики необходимо изучение культурно-гуманистического и культурно-экологического наследия различных этносов и народов планеты, имеющих разнообразный, как позитивный, так и негативный опыт сосуществования с природой» [6].

К сожалению, противопоставление культуры другим социальным силам имеет давнюю традицию в западной философской мысли. Еще в конце XIX в. основатели немецкой школы философии жизни в основополагающих работах по культурологии обозначи-

1Малкина Лариса Николаевна, кандидат культурологии, доцент кафедры монументально-декоративной живописи, тел.: B9041226919 е-mail: larisamalkina1@yandex.ru

Malkina Larisa, Candidate of History of Culture, Associate Professor of the Department of Monumental and Decorative Painting, tel.: B9041226919 e-mail: larisamalkina1@yandex.ru

ли это противопоставление. Вильгельм Дильтей пишет, что искусство «...утоляет тайную тоску человека, ограниченного судьбой или собственным решением, тоску по тем жизненным возможностям, которые оказались ему недоступными, и, открывая ему их в образе фантазии, ... расширяет его самосознание и горизонт жизненного опыта» [4]. Трансцендентная природа культуры, согласно философии жизни, ставит ее на принципиально более высокое и важное место по сравнению с политико-экономическими факторами развития общества.

Стремление рассматривать культуру в отрыве от политико-экономических процессов формирует методологию историко-культурных циклов Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби. Несмотря на значительные различия в подходах, они видят культуру как самодовлеющую, самодостаточную силу, несущую источник развития в себе самой. Движущей силой развития культуры, согласно данной парадигме, служит циклический процесс подъема-спада, имманентно присущий культуре как таковой [5].

Наиболее последовательное рассмотрение культуры как самодовлеющей структуры содержится в концепции игровой культуры Йохана Хейзинги [12]. Рассматривая игру как культуросозидающий феномен, Й. Хейзинга именно из игры выводит большинство форм социального поведения: культовые отправления, праздники, политику, философию, войну и спорт. Приводя многочисленные примеры влияния игры на социальные и социально-психологические процессы в самых различных обществах, он практически полностью игнорирует финансовую сторону этих игр. Мы не найдем у Й. Хейзинги сведений о том, сколько стоили Элладе Олимпийские игры или Элевсинские мистерии и кто их оплачивал, какова была экономическая основа мезоамериканской игры в потлач или арабских состязаний mofakhara. Таким образом, можно рассматривать концепцию Й. Хейзинги как предельное отрицание марксистского подхода, трактующего культуру в качестве производной от экономики.

Подходы, рассматривающие культуру (а вслед за ней - и весь социум) как циклически развивающийся феномен, заметно активизировались в связи с глобальным кризисом. Особенно активно занимаются анализом текущего состояния общества представители так называемой школы синергетиков, которые пытаются использовать в гуманитарных исследованиях подходы естественных наук - в первую очередь положения физической теории неравновесных систем.

B.Г. Буданов и его последователи считают, что XXI век станет веком геокультуры [2]. Вслед за С. Хантингтоном [11] они предвидят глобальное столкновение культур (образов жизни, цивилизаций). В этой ситуации шанс на выживание получит та культура, которая сможет выработать внутри себя более устойчивые и альтруистические морально-нравственные критерии. В работах С.П. Капицы анализируется тенденция к замедлению роста численности населения Земли и связанные с ним культурные перспективы. По мнению

C.П. Капицы, С.П. Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, человечество перестанет, наконец, безудержно размно-

жаться и займется качественным развитием каждой личности. Таким образом, глобальная культура перейдет от катастрофического способа развития к устойчивому, бескризисному подъему [9]. Подобные, относительно оптимистичные построения выглядят, впрочем, недостаточно убедительными, особенно на фоне тяжелого демографического кризиса, поразившего Восточную Сибирь в начале ХХ1 века.

На другом полюсе подхода, предполагающего близкий качественный перелом в развитии общечеловеческой культуры, находятся предельно мрачные прогнозы. Так, А. Фурсов сравнивает нынешнюю ситуацию с тремя различными по типу кризисами: внутри-цивилизационным крахом феодализма (1453-1648 гг.), крахом античной цивилизации (IV-VI вв. н.э.) и, наконец, ресурсно-демографическим (социобиосфер-ным) кризисом. Последний разразился 25-10 тыс. лет до н.э. и привел к пятикратному сокращению численности человечества и полному краху культуры «охотников на мамонтов». По мнению А. Фурсова, сегодняшний кризис объединяет черты всех трех вышеперечисленных, что приведет к поистине катастрофическим последствиям. Единственный выход из создавшейся угрожающей ситуации состоит в глубокой моральной перестройке: «. этике менял с их философией гешефта надо противопоставить этику воинов и жрецов (священников)» [10]. После вымирания 80% населения Земли оставшийся миллиард, состоящий сплошь из кшатриев и брахманов, начнет новый круг цивилизационного развития на фоне наступающего ледникового периода.

К сожалению, эмоциональный и публицистический пафос не компенсирует основного недостатка работ, рассматривающих культуру в качестве самодостаточной сущности, содержащей ценность в самой себе и, следовательно, носящей игровую природу. Последовательное применение данного подхода приводит исследователя к мистическому воззрению на культуру, подъемы и спады которой носят беспричинный и бесцельный характер. Культурология в этом случае теряет конструктивный и предсказательный потенциал и становится чисто описательной дисциплиной.

Несколько более сбалансированной выглядит философия культуры, предложенная Маршаллом Ма-клюеном. Его концепция развития культуры в зависимости от совершенствования средств связи фактически также помещает источник развития культуры внутри нее самой. С его точки зрения, изобретение и распространение фонетического алфавита и передовых технологий дорожного строительства являются фундаментом такой культуры, как античность. «С повышением скорости движения информации вследствие внедрения бумажных сообщений и дорожного транспорта происходит изменение в социальных группировках и образование новых сообществ. Такое ускорение означает колоссальное возрастание контроля и распространение его на все большие расстояния. Исторически это отразилось в образовании Римской империи и разрушении прежних городов-государств греческого мира. До тех пор, пока применение папируса и алфавита не дало толчок строительству скоростных

дорог с твердым покрытием, огражденный стеною город и город-государство были вполне жизнеспособными естественными формами»[10 ]. Таким образом, открытия и изобретения в одной области культуры (технологии передачи информации) служат источником и причиной движения в остальных частях той же культуры (включая уклад повседневной жизни и политическое устройство).

Концепция М. Маклюена содержит расширенное понимание культуры как всего комплекса знания, формирующего разнообразные аспекты массового поведения людей в обществе: поведения экономического, политического, технологического и т.д. В результате возникает принципиально иное, в отличие от «игровых» парадигм, структурирование культуры как объекта исследований. Наиболее конструктивным, с нашей точки зрения, является подразделение культуры на менталитет и социальную (социокультурную) среду.

Развернутую и подробную формулировку данного понятия дает А.С. Ахиезер. Он так определяет это базовое понятие: «Среда социокультурная - категория, близкая к категории условий, - фиксирует прежде всего подлежащую освоению внешнюю реальность, находящуюся на грани освоенного и неосвоенного мира, т.е. выступает как освоенная и одновременно как подлежащая освоению внекультурная реальность, как проблема. Среда социокультурая характеризуется, прежде всего, уровнем творческого потенциала окружающих субъекта людей, уровнем их Рефлексии, например, уровнем, масштабами частной инициативы, сложившимся Шагом новизны, мощностью, потоком и характером инноваций, содержанием господствующих ценностей, нравственного идеала и т. д. С. с. - предмет озабоченности и одновременно исходный пункт деятельности людей» [1].

Данное определение достаточно широко, чтобы включить как традиционные, искусствоведческие трактовки, так и новейшие - социально-психологические и экономические аспекты понятия культуры. Дополнительным к понятию социокультурной среды, по Ахие-зеру, является понятие менталитета [1]. Если социокультурная среда включает в основном проблемную, передовую и новаторскую часть культуры, то менталитет главным образом отражает традиционный, устойчивый и неизменный ее аспект.

Подробному анализу обоих аспектов культуры посвящен капитальный труд Г.А. Гольца [3]. Он предлагает рассматривать культуру как состоящую из трех частей: элитной, массовой и традиционной. Элитная

культура вырабатывает и воспринимает извне новаторские идеи и образы, т.е., оперирует в основном с феноменами социокультурной среды. Традиционная культура служит хранителем и транслятором менталитета. Массовая культура носит промежуточный характер и необходима для защиты менталитета от резких и глубоких изменений, которые всегда носят катастрофический, болезненный характер. Г.А. Гольц пишет: «Можно предположить, что в российской культуре новации в элитной культуре происходили всегда с большей скоростью, но по мере трансляции их в следующие слои скорость передачи и движения прогрессивно падала, а с подходом к уровню традиционной культуры вообще сокращалась практически до нуля. Поэтому в отличие от западных образцов в российских условиях народная архаическая культура существует не как атавизм или реликтовая достопримечательность, а как повседневная данность или главное тело культуры. И дело не в каких-то внешних атрибутах - костюмах, песнях, говорах и т.п., а в самой сути социально-культурных реакций населения на изменения внешней среды. Более того, внешние культурные формы, о которых шла речь, в российских условиях не имеют принципиального значения. «Свой» узнается не по одежде или манерам, а по психологической или обратной связи на протекающий информационный обмен» [3].

Таким образом, методология анализа фактов визуальной культуры Иркутского региона второй половины ХХ в. должна учитывать не только реалии современного информационного общества, но и особенности российского соотношения социокультурной среды и менталитета. При этом в поле зрения исследователя необходимым образом должны попадать как «внут-рикультурные» особенности изобразительного искусства, так и политические и экономические аспекты его функционирования.

Как отмечает проф. В.Л. Кургузов, одной из важных особенностей культуры Восточной Сибири является ее близость с мировосприятием традиционных культур Дальнего Востока (Китая и Индии). Присущий дальневосточным культурам экологизм противостоит западной тенденции аналитического, расчленяющего подхода к изучению взаимоотношений человека и социума, человека и природы, человека и человека [6, 7, 8]. Специфика деятельности Иркутского союза художников, таким образом, не может быть адекватно понята без рассмотрения основных социальных сил в их взаимодействии и взаимовлиянии.

Статья поступила 27.03.2015 г.

Библиографический список

1. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): в 3 т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. Т. II: Теория и методология. Словарь. 600 с.

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнекласси-ческих науке и образовании. М.: ЛКИ, 2007. 232 с.

3. Гольц Г.А. Культура и экономика России за три века, ХУШ-ХХ вв.: в 3 т. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. Т. I: Менталитет, транспорт, информация (прошлое, настоящее, будущее). 535 с.

4. Дильтей В. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Дом интеллектуальной книги, 2000. Т. I: Введение в науки о духе: Опыт полагания основ для изучения общества и истории. 730 с

5. Ионин Л.Г. Культурология XX век: Энциклопед: в 2 т. СПб.: Университетская книга, 1998. 640 с.

6. Кургузов В.Л. Гуманизм и экологизм в культуре народов Востока // Здравый смысл. 2006. № 4 (41). С. 46-50.

7. Кургузов В.Л. Гуманитарная культура/ Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 553 с.

8. Кургузов В.Л. Проблемы культурологической рефлексии

менталитета этносов Байкальского региона // Культура и Т. Велимеева, Ю. Новикова. М: ООО «Издательство АСТ»,

менталитет населения Сибири: материалы международ. 2003. C. 603.

Научно-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбгУ, 2003. С. 21-28. 12. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры.

9. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синерге- М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

тика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с. 13. Фурсов А. Кризис-матрешка. Демонтаж капитализма и

10. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения конец Эпохи Пирамид // Завтра, № 11 (799), 11 марта 2009. человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: «КА- [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavtra.ru/cgi/ НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 10 с. veil/data/zavtra/09/799/51 .html_(20.03.2015).

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ.

УДК 37.03

О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© Н.Г. Маркова1, О.Н. Макусев2, Г.А. Яруллина3

1ФГБОУ ВПО «КНИТУ» им. А.Н. Туполева

Нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций - КАИ, 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 4. 2Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, 47.

3Управление по делам молодежи и спорта исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 6.

Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Поэтому поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Образование выступало и выступает мощным культурообразующим фактором развития подрастающего поколения, источником получения необходимых знаний. Ключевые слова: толерантность; готовность; способность; образовательный процесс; поликультурное образовательное пространство и др.

ON YOUTH SOCIAL SAFETY FORMATION UNDER CULTUROLOGICAL APPROACH N.G. Markova, O.N. Makusev, G.A. Yarullina

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (FSBEI HPE KNRTU), Nizhnekamsk Institute of Information Technologies and Communications, 4 Akhtubinskaya St., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia. Nizhnekamsk Chemical and Technological Institute (Branch of FSBEI HPE KNRTU), 47 Stroitelei pr., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia.

Youth Welfare and Sports Department of the Executive Committee of the Nizhnekamsk Municipal district, 6 Akhtubinskaya St., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia.

Current conditions demand a specialist who can think globally, perceive himself and others, understand both his native culture and the culture of other people. Therefore, poly-cultural education may minimize a cultural shock, increase and diversify the experience of intercultural communication between countries and nations that cooperate dynamically in all spheres of life. Education has always been and is still a powerful culture-forming factor of younger generation development and the source of necessary knowledge acquisition.

Keywords: tolerance; readiness; ability; educational process; poly-cultural educational space.

Как известно, нации существуют на Земле не контакты, которые направлены на сотрудничество и обособленно, люди не могут существовать изолиро- взаимный обмен собственными достижениями. Меж-ванно. Здесь особую роль играют межнациональные национальные контакты могут превращаться из кон-

1Маркова Надежда Григорьевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; тел: 89172876058, e-mail: markova-nadezhda@yandex.ru

Markova Nadezhda, Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities, tel.: 89172876058, e-mail: markova-nadezhda@yandex.ru

2Макусев Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания, тел.89178579235, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

Makusev Oleg, Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Physical Education, tel.: 89178579235, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

3Яруллина Гузель Азатовна, специалист управления по делам молодежи и спорта; тел.: 89600640564, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

Yarullina Guzel, Specialist of the Youth Welfare and Sports Department, tel.: 89600640564, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.