Научная статья на тему 'О формировании социальной безопасности молодежи в условиях культурологического подхода'

О формировании социальной безопасности молодежи в условиях культурологического подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / СПОСОБНОСТЬ / ABILITY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ДР / POLY-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маркова Надежда Григорьевна, Макусев Олег Николаевич, Яруллина Гузель Азатовна

Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Поэтому поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Образование выступало и выступает мощным культурообразующим фактором развития подрастающего поколения, источником получения необходимых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON YOUTH SOCIAL SAFETY FORMATION UNDER CULTUROLOGICAL APPROACH

Current conditions demand a specialist who can think globally, perceive himself and others, understand both his native culture and the culture of other people. Therefore, poly-cultural education may minimize a cultural shock, increase and diversify the experience of intercultural communication between countries and nations that cooperate dynamically in all spheres of life. Education has always been and is still a powerful culture-forming factor of younger generation development and the source of necessary knowledge acquisition.

Текст научной работы на тему «О формировании социальной безопасности молодежи в условиях культурологического подхода»

менталитета этносов Байкальского региона // Культура и Т. Велимеева, Ю. Новикова. М: ООО «Издательство АСТ»,

менталитет населения Сибири: материалы международ. 2003. C. 603.

Научно-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбгУ, 2003. С. 21-28. 12. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры.

9. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синерге- М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

тика и прогнозы будущего. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 288 с. 13. Фурсов А. Кризис-матрешка. Демонтаж капитализма и

10. Маклюен М. Понимание Медиа: Внешние расширения конец Эпохи Пирамид // Завтра, № 11 (799), 11 марта 2009. человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: «КА- [Электронный ресурс]. URL: http://www.zavtra.ru/cgi/ НОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. 10 с. veil/data/zavtra/09/799/51 .html_(20.03.2015).

11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ.

УДК 37.03

О ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

© Н.Г. Маркова1, О.Н. Макусев2, Г.А. Яруллина3

1ФГБОУ ВПО «КНИТУ» им. А.Н. Туполева

Нижнекамский институт информационных технологий и телекоммуникаций - КАИ, 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 4. 2Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, пр. Строителей, 47.

3Управление по делам молодежи и спорта исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района, 423570, Россия, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, ул. Ахтубинская, 6.

Сегодня востребован специалист, способный мыслить глобально, понимать себя и других, понимать культуру не только своего народа, но и других народов. Поэтому поликультурное воспитание может свести к минимуму культурный шок, увеличить и разнообразить опыт межкультурного общения между странами, народами, которые активно сотрудничают во всех сферах жизни. Образование выступало и выступает мощным культурообразующим фактором развития подрастающего поколения, источником получения необходимых знаний. Ключевые слова: толерантность; готовность; способность; образовательный процесс; поликультурное образовательное пространство и др.

ON YOUTH SOCIAL SAFETY FORMATION UNDER CULTUROLOGICAL APPROACH N.G. Markova, O.N. Makusev, G.A. Yarullina

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev (FSBEI HPE KNRTU), Nizhnekamsk Institute of Information Technologies and Communications, 4 Akhtubinskaya St., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia. Nizhnekamsk Chemical and Technological Institute (Branch of FSBEI HPE KNRTU), 47 Stroitelei pr., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia.

Youth Welfare and Sports Department of the Executive Committee of the Nizhnekamsk Municipal district, 6 Akhtubinskaya St., Nizhnekamsk, Republic of Tatarstan, 423570, Russia.

Current conditions demand a specialist who can think globally, perceive himself and others, understand both his native culture and the culture of other people. Therefore, poly-cultural education may minimize a cultural shock, increase and diversify the experience of intercultural communication between countries and nations that cooperate dynamically in all spheres of life. Education has always been and is still a powerful culture-forming factor of younger generation development and the source of necessary knowledge acquisition.

Keywords: tolerance; readiness; ability; educational process; poly-cultural educational space.

Как известно, нации существуют на Земле не контакты, которые направлены на сотрудничество и обособленно, люди не могут существовать изолиро- взаимный обмен собственными достижениями. Меж-ванно. Здесь особую роль играют межнациональные национальные контакты могут превращаться из кон-

1Маркова Надежда Григорьевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; тел: 89172876058, e-mail: markova-nadezhda@yandex.ru

Markova Nadezhda, Doctor of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Natural Sciences and Humanities, tel.: 89172876058, e-mail: markova-nadezhda@yandex.ru

2Макусев Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физического воспитания, тел.89178579235, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

Makusev Oleg, Candidate of Pedagogics, Head of the Department of Physical Education, tel.: 89178579235, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

3Яруллина Гузель Азатовна, специалист управления по делам молодежи и спорта; тел.: 89600640564, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

Yarullina Guzel, Specialist of the Youth Welfare and Sports Department, tel.: 89600640564, e-mail: makuseva2008@yandex.ru

структивных, положительных, всем выгодных в деструктивные, отрицательные, способствующие возникновению недоверия во взаимоотношениях со стороны одного из партнеров [1, с. 86]. Чтобы такого не произошло, необходимо формировать культуру личности, обогащая ее этнокультурными знаниями.

В поликультурном образовательном пространстве вуза и школы ключевой фигурой мы видим обучающихся, которые в этом учебно-воспитательном пространстве учреждения вырабатывают умения вступать в межкультурный диалог, слушать и говорить, проявляя синтонность, ассертивность, толерантность. На следующей ступени своего развития, во время обучения в вузе, подрастающие поколения вновь выстраивают модель поведения по взаимодействию; показывают свою способность и готовность к продуктивному взаимодействию, результатом которого являются сотрудничество и компромисс; именно они, обе стороны, приходят к согласию, стремлению к гармонии и сохранению «своего лица» и интересов, и в результате межнациональные отношения сохраняются.

В отборе содержания вузовского образования, как и школьного, должен находить отражение культурологический подход, который дает возможность учитывать культурно-исторические традиции народов России, их единство с общечеловеческой культурой. Известно, что эффективное овладение общечеловеческой и профессиональной культурой происходит эффективнее, когда студент включен в значимую продуктивную деятельность, так как образование на всех уровнях является основным средством созидания культуры мира. В процессе подготовки специалистов в любой области существенную роль для изучения культуры различных народов и их достижений играет поликультурная среда, которая способствует развитию и формированию поликультурной компетентности, ее содержанием является знание собственной культуры и культуры других народов [2]. Культурологический подход в образовательном процессе раскрывает оптимальные возможности формирования этноориен-тированной личности, которая равноценно соотносит различные культуры при вхождении в иное культурное пространство, воспринимая культуру других народов как общечеловеческую ценность. Межкультурное образование способствует осмыслению и передаче молодому поколению опыта межкультурного взаимодействия с представителями иных культур. Культура охватывает духовную жизнь общества, т.е. сферу, в которой создаются, сохраняются и накапливаются духовные ценности, знания, определенные нормы, исторический опыт. В современном мире невозможно обойтись без межкультурного взаимодействия на самых разных уровнях - от межличностного до межнационального, поэтому каждому из нас для эффективности общения нужны знания о культурном многообразии мира. Межкультурное образование воспитывает этноориентированную личность, которая способна к целенаправленному саморазвитию, социальному самоопределению в условиях в поликультурного пространства современной мировой цивилизации [1, с. 81 -82].

Культурологический подход в поликультурном образовании предусматривает воспитание образованной, культурной личности, владеющей основными элементами политической, художественно-эстетической, физической культуры, культуры труда, отдыха, поведения, речи, межнациональных и семейных отношений и т.п. Необходимо отметить, что в современном обществе на воспитание личности немалое влияние оказывают различные компьютерные, в том числе учебно-деловые, игры со своими коммуникативными функциями [3].

Безопасность человека - это защищенность его благополучия, гармоничное состояние его физических, социальных и духовных систем и процессов, которое обеспечивает устойчивое развитие человека и успешную реализацию его законных прав и интересов. Они определяются многими внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Изучение проблемы показывает, что огромное значение для безопасности имеют социально-политическая среда и ее социальные факторы - внешние по отношению к человеку (уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи) и внутренние (жизненные цели и задачи, ценности). Безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательной деятельности всех людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного богатства России. Но самой большой опасностью для людей всегда был и остается сам человек, движимый завистью, корыстью, ненавистью, агрессивностью и другими негативными страстями и мотивами поведения, порождающими войны, убийства, хищения, другие преступления, асоциальные и антигуманные действия.

Обеспечение социальной безопасности - важная часть построения системы национальной безопасности. Эта проблема имеет непосредственное отношение к системе образования. Поскольку все процессы воспитания и обучения в образовательных учреждениях и организация внешкольных мероприятий напрямую связаны с мерами безопасности.

Известно, что в основе возникновения и развития социальных опасностей и угроз лежат противоречия, нарушающие нормальное функционирование социума в различных сферах жизнедеятельности - экономической, политической, духовной, конфессиональной и иных. А игнорирование этих противоречий, уход от острых проблем ведет к самым разрушительным последствиям - войнам, вооруженным конфликтам, социальным кризисам и преступлениям. Но при правильном поведении человека и принятии в нестандартных ситуациях необходимых защитных мер опасная ситуация может быть блокирована или разрешена благополучно. Реализация культурологического подхода в образовательном процессе обогащает обучающихся этнокультурными знаниями, которые необходимы им для организации безопасного поведения в нестандартных ситуациях. Главное, чтобы социальная среда, в которой живет молодежь, была наполне-

на культурными традициями, добром, светом, чистыми помыслами и взаимоуважением, а полученные знания, умения и навыки помогали думать и принимать справедливые решения.

Опасности социального характера - это неблагоприятные события, процессы и явления, возникающие между людьми в обществе и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Опасности социального характера связаны с тем, что человечеству не удалось добиться кардинального и оптимального решения множества экономических, политических, культурно-этических и других проблем. Некоторые социальные проблемы, противоречия и опасности на каждом новом этапе развития становятся все острее, что заставляет человека постоянно искать механизмы защиты и противодействия им.

По своему характеру и источникам возникновения социальные опасности многообразны: террористические акты, социально-экономические кризисы, дефолты, безработица, инфляция, бедность, голод, фальсификация товаров, лекарств и напитков, военные и межнациональные конфликты, проявления экстремизма и расизма, массовые беспорядки, сектантство и религиозный экстремизм, криминальные опасности, наркомания и алкоголизм, социально-бытовые конфликты, суициды, все формы физического и морального насилия, проституция, детская безнадзорность и т.д.

Носителями социальных опасностей всегда были и остаются отдельные люди или социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они всегда угрожают большому числу людей, даже если направлены против одного человека. Например, человек, употребляющий наркотики, опасен для своих родных и близких, так как обрекает их на страдания, бедность и другие социальные угрозы.

В результате действий одних людей (групп) возникают социальные опасности, которые затрагивают интересы других людей. Негативное влияние социальных опасностей проявляется в отсутствии эффективных мер защиты от них, что нередко ведет к замедлению положительных результатов, причинению ущерба, физической и духовной деградации, может вызвать разрушение личности, семьи, этноса, общества, народа и государства. Для некоторых видов социальных опасностей характерно отдаленное проявление последствий наносимого ими ущерба (злоупотребление психоактивными веществами, проституция, религиозный экстремизм и др.), вследствие чего и осознание их приходит с запозданием. Ежегодно в Российской Федерации в опасных ситуациях социального характера оказываются почти все ее граждане, причем некоторые неоднократно. По мере роста кризисных явлений в обществе отмечается тенденция увеличения числа опасных ситуаций социального характера. Ежегодно от различных опасностей только в виде преступлений и правонарушений страдают более ста миллионов граждан РФ.

Неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате проти-

воречий и конфликтов в сфере социальных отношений, всегда влечет за собой человеческие жертвы, приносит ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери, -это есть чрезвычайная ситуация социального характера. Данная ситуация требует от молодых людей оперативной мыслительной организации и принятия правильного решения. В образовательном процессе педагогический инструментарий (принципы, методы, приемы, условия, техника и технология) в условиях культурологического подхода обеспечивает молодежь этнокультурными знаниями для выработки алгоритма правильных действий, позволяющих устранить социальную опасность.

Социальная безопасность характеризуется состоянием защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней (личности, общностей и общества в целом), их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечением их устойчивого развития. Социальная безопасность может быть достигнута путем объединения усилий общественных организаций, государственных институтов и, конечно, системы образования для решения задач духовного и материального порядка. Именно они призваны обеспечить защиту интересов личности, формировать у молодежи и населения в целом готовность защищать свои интересы, гарантировать стабильное и эффективное развитие общества, обеспечивать духовное, культурное и научно-техническое развитие нации и государства.

«Культурологический подход в педагогике - это видение образования сквозь призму понятия культуры, другими словами, его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей» [4]. Культурологический подход позволяет рассматривать этнопедагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом локальной культурной ситуации, а изучаемые объекты - как феномены этнокультуры. Культурологический подход ориентирует на понимание:

- культуры как освоенного и овоществленного опыта человеческой деятельности;

- человека как субъекта культуры, обладающего способностью к самореализации и культуротворчеству [5].

«Противостоять разобщенности людей и проявлению взаимной агрессии позволяет толерантность. Толерантность расширяет возможности народов для достижения согласия в обществе, мире» [6]. Толерантность - это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной принадлежности, либо осознание культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нра-

вам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям... [7, с. 106].

Толерантность - нейтральная норма, без которой невозможно социальное действие, ибо она обеспечивает ему смысл (М. Вебер); толерантность - универсальная, формальная норма, поддерживающая практический дискурс (Ю. Хабермас). Она на первое место ставит мировоззренческую и психологическую открытость, ответственность. С.К. Бондырева подчеркивает, что «толерантность или интолерантность как свойства индивида связаны, по крайней мере, с двумя факторами: способностью к торможению (сдерживанию) неблагоприятных реакций и способностью справедливо оценить значимость той или иной ситуации. Иногда переоценка ситуации, переведение ее умственно в иной контекст, в иную плоскость устраняет основания для негативной реакции. Поэтому люди с гибким мышлением обычно более толерантны: они способны взглянуть на ситуацию и с «другой стороны», мысленно стать на точку зрения оппонента, войти в его положение и принять систему его доводов и только на основании всего этого определить свою окончательную реакцию» [8].

Технологию реализации культурологического подхода к воспитанию социальной безопасности учащихся-подростков в полиэтническом образовательном пространстве мы рассматриваем через несколько характеристик:

- концептуальную (культурологические теории, идеи, опыт);

- содержательную (цели, сущность культурологического подхода к воспитанию социальной безопасности учащихся-подростков);

- процессуальную (реализация культурологического подхода в воспитании социальной безопасности учащихся-подростков в полиэтническом образовательном пространстве, методы, приемы и формы воспитания социальной безопасности личности школьни-

ка, становление его полиэтнического субъекта в поликультурной среде образовательного учреждения, диагностика воспитания социальной безопасности подростков);

- организационную (педагогические условия);

- результативную (критерии, показатели оценки воспитания социальной безопасности личности школьника в полиэтническом пространстве) [9, с. 119].

Поликультурное образование в нашей работе мы определяем как приобщение подрастающего поколения к этнической, общенациональной и мировой культуре, формирование готовности и умения жить в поликультурной и полиэтнической среде и создание условий для формирования социальной безопасности.

Создавая условия социальной безопасности, которые обеспечивают успешное развитие личности, следует также обеспечить психологическую безопасную образовательную среду, изучением которой занимаются В.В. Рубцов, И.А. Баева, С.К. Бондырева, О.Е. Буланова и др. Именно психологическая безопасность создает необходимые условия и предпосылки для созидательной, развивающей, креативной деятельности учащихся-подростков, студентов, улучшения их благосостояния в будущем и увеличения общественного богатства в целом. Обращение к общечеловеческим ценностям как приоритетным при принятии важных жизненных решений может открыть путь к согласованным подходам в решении самых острых проблем нашей действительности.

Итак, социальная безопасность представляет собой наиболее благоприятное состояние и защищенность общественных отношений и институтов, которые обеспечивают стабильную реализацию и развитие законных политических, экономических, духовных интересов личности и социальных групп в поликультурном мире, исключают применение незаконного ограничения и насилия со стороны других социальных субъектов.

Статья поступила 09.04.2015 г.

Библиографический список

1. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза: дис. ... доктора педагог. наук. Казань, 2010. 553 с.

2. Макусева Т.Г. Организационные подходы к обучению: полипарадигмальный подход // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2013. № 1. С. 106-113.

3. Карауылбаев С.К., Макусева Т.Г. Коммуникативные функции компьютерной учебно-деловой игры // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2014. № 18. С. 293-295.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. 280 с.

5. Бережнова Л.Н., Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика: учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 240 с.

6. Безюлева Г.В., Бондырева С.К., Шеламова Г.М. Толе-

рантность в пространстве образования: учеб. пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. 152 с.

7. Маркова Н.Г. Толерантность как индикатор культуры межнациональных отношений: монографическое учеб. пособие для вузов. Нижнекамск: Изд-во нМи, 2009. 178с.

8. Бондырева С.К., Колесов Д.Б. Толерантность (введение в проблему). М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

9. Яруллина Г.А., Макусев О.Н. Педагогические условия реализации культурологического подхода к воспитанию подростков // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 7. С. 198-205.

10. Макусев О.Н., Маркова Н.Г. О проблемах воспитания молодежи в поликультурном образовательном пространстве // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 12. С. 376-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.