Научная статья на тему 'Культура как сингулярность: сжатие и развертывание смыслов'

Культура как сингулярность: сжатие и развертывание смыслов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
145
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГУЛЯРНОСТЬ / SINGULARITY SUPER COMPRESSION / СВЕРХСЖАТОСТЬ / КУЛЬТУРА / CULTURE / КОДОВАЯ СИСТЕМА / CODE SYSTEM / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / CULTURAL CODE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ермолина Лидия Анатольевна

В статье сформулировано определение культуры это объективированная сущность человека и человечества в разнообразных формах деятельности, направляемой исторической, энергетической, информационной сингулярностью культуры. В данной статье понятие сингулярности мы применяем к феномену культуры, так как в ней в сжатом виде спрессованы исторические знания, опыт, духовные потенциалы, воплощенные в различных видах деятельности человека. Сингулярность есть сверхсжатость, сверхпритяжение, сверхплотность, уходящая в бесконечность. Это есть абстрактная модель, неподдающаяся практической проверке, однако в философских, математических и физических исследованиях создан целый ряд моделей, теоретических алгоритмов, позволяющих наглядно и аргументированно развивать исследовательские программы по проблемам сингулярности. Энергия является основополагающим основанием существования всех элементов бытия. Данные элементы имеют свои характеристики, размерности, ритмы и могут быть измерены, и результаты измерений воплощаются в кодовых системах, которые и составляют информационную матрицу. В связи с этим ценность культурной сингулярности заключается в содержании, смысле тех энергетических возможностей, которые измерены и закодированы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as a singularity: the compression and deployment of meanings

In the article the definition of culture is formulated. It is an objectified essence of a human and mankind in various forms of the activity directed by historical, power, information singularity of culture. In the article, we use the concept of singularity to the phenomenon of culture, because it includes the compressed historical knowledge, experience, and spiritual potential embodied in various human activities. Singularity is a super compression, super attraction, going to the infinity. It is an abstract model, intractable to practical verification, however, in philosophical, mathematical and physical studies a number of models, theoretical algorithms that allow to develop clearly and convincingly the research programs on the problems of singularity is created. Energy is the fundamental basis of existence of all elements of life. These elements have the characteristics, dimensions, rhythms and can be measured. The results of measurements are embodied in code systems which establish the information matrix. In this regard the value of cultural singularity is in the contents, sense of those power opportunities which are measured and coded.

Текст научной работы на тему «Культура как сингулярность: сжатие и развертывание смыслов»

УДК 130.2

КУЛЬТУРА

КАК СИНГУЛЯРНОСТЬ: СЖАТИЕ И РАЗВЕРТЫВАНИЕ СМЫСЛОВ

Ермолина Лидия Анатольевна

Кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, г. Москва,

e-mail: 7144904@mail.ru

CULTURE AS A SINGULARITY: THE COMPRESSION AND DEPLOYMENT OF MEANINGS

Yermolina Lidiya A.

Candidate of Philosophical Sciences, Senior Lector, Bauman Moscow State Technical University, Moscow, e-mail: 7144904@mail.ru

В статье сформулировано определение культуры - это объективированная сущность человека и человечества в разнообразных формах деятельности, направляемой исторической, энергетической, информационной сингулярностью культуры. В данной статье понятие сингулярности мы применяем к феномену культуры, так как в ней в сжатом виде спрессованы исторические знания, опыт, духовные потенциалы, воплощенные в различных видах деятельности человека. Сингулярность есть сверхсжатость, сверхпритяжение, сверхплотность, уходящая в бесконечность. Это есть абстрактная модель, неподдающаяся практической проверке, однако в философских, математических и физических исследованиях создан целый ряд моделей, теоретических алгоритмов, позволяющих наглядно и аргументированно развивать исследовательские программы по проблемам сингулярности. Энергия является основополагающим основанием существования всех элементов

In the article the definition of culture is formulated. It is an objectified essence of a human and mankind in various forms of the activity directed by historical, power, information singularity of culture. In the article, we use the concept of singularity to the phenomenon of culture, because it includes the compressed historical knowledge, experience, and spiritual potential embodied in various human activities. Singularity is a super compression, super attraction, going to the infinity. It is an abstract model, intractable to practical verification, however, in philosophical, mathematical and physical studies a number of models, theoretical algorithms that allow to develop clearly and convincingly the research programs on the problems of singularity is created. Energy is the fundamental basis of existence of all elements of life. These elements have the characteristics, dimensions, rhythms and can be measured. The results of measurements are embodied in code systems which establish the information matrix. In this

бытия. Данные элементы имеют свои характеристики, размерности, ритмы и могут быть измерены, и результаты измерений воплощаются в кодовых системах, которые и составляют информационную матрицу. В связи с этим ценность культурной сингулярности заключается в содержании, смысле тех энергетических возможностей, которые измерены и закодированы.

Ключевые слова: сингулярность, сверхсжа- Keywords: singularity super compression, тость, культура, кодовая система, культур- culture, code system, cultural code. ный код.

В социальной жизни человеческая сущность выявляется в различных сферах: материальной и духовной. В связи с данным пониманием сущности человека культуру можно определить следующим образом: она есть объективированная сущность человека и человечества в разнообразных формах деятельности, направляемой исторической, энергетической, информационной сингулярностью культуры [1, с. 196-197].

Выработанное в ходе историко-культурного развития разнообразие форм деятельности, мышления, видения мира все в большей степени включалось в общий процесс развития мировой культуры. Вместе с тем имеют глубокие корни и различия культур, отражающие особенности этнической общности в их пространственно-временных координатах.

Культура есть коллективное достояние человечества (опыт, знания, технологии, результаты деятельности), передающееся через взаимодействие, взаимовлияние, коммуникацию, составляющие единство всемирно-исторического процесса. Это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп в их взаимодействии с природой и между собой. Эти средства создаются людьми, постоянно совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур -материальной, социальной и духовной.

Культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой материальных и духовных ценностей и социокультурных норм. А также сам процесс самореализации и раскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни. Общим знаменателем всего многообразного содержания культуры является объективация сущностных сил человека и человечества в историческом процессе. Сущность человека проявляется во всем разнообразии действий, деяний, поступков [1, с. 192-193].

regard the value of cultural singularity is in the contents, sense of those power opportunities which are measured and coded.

В каждом феномене культуры, языке, знаке, символе, произведении искусства и материального производства содержится многослойная духовная составляющая. Универсальные культурные коды есть сингулярность культуры, они разнообразно объективируются в различные исторические периоды и в различных формах жизнедеятельности социума. Социум тогда является гармоничным и целостным, когда, имея в себе бесконечный потенциал возможностей, реализует их при-родо- и космосообразно.

Культура исторически объективируется в жизни социума с помощью различных механизмов: языка, взаимодействий и взаимоотношений, связей (энергетических, информационных, материальных). Язык как механизм, средство коммуникаций с помощью различных материальных носителей шифрует (кодирует), сохраняет, транслирует различные сигнальные системы, представленные в социальной практике в разнообразных формах: письмо (руны, узелковое письмо, шрифты, иероглифы и т. д.), орнаменты, знаки (ноты, логотипы и др.), символы (крест, иконы, скульптура и пр.), нормы (правовые, религиозные, бытовые), идеи.

Формирование и развитие современных кодовых систем, таких как правовые нормы, культурные образцы, опираются на созданные религиозные предписания, ведические легенды, т. е. их питают информационные, энергетические, духовные составляющие, хранящиеся в сингулярности культуры. Те нации, у которых отсутствуют насыщенные богатые исторические корни: собственный язык, мифология, религия, вынуждены жестко и агрессивно «подпитываться», обеспечивать себя ценностями и культурными достижениями других народов.

Символы - это знаки, которые не только изображает некоторый объект, но и несут в себе глубокий смысл, при этом выражают общие идеи и понятия, связанные с толкованием этого объекта. Символ - это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею [2, с. 372-373]. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. В истории в различные эпохи люди часто обращались к символам в культуре и искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство.

Язык любой культуры своеобразен и уникален. Но во всех культурах используются схожие или идентичные виды знаков и знаковых систем. Поэтому знать их необходимо для понимания любой культуры. Каждому человеку более или менее понятен символический ряд его родной культуры.

Знаки и символы возникли не просто для обозначения жизненных явлений наших предков: традиций, ритуалов, песен, устной речи, явлений природы, а, что самое главное, для шифровки жизненных смыслов: покровительства богов, обозначения энергетических потоков, предназначения существования человека.

Чтобы понять, изучить другую культуру, не национальную, человеку, даже приложив огромные усилия, трудно достичь такого же уровня, на каком находится понимание его родной культуры, потому что этот человек, находясь в поле своей культуры, наделяется особым национальным менталитетом и считывает знаки своей культуры на уровне генетической культурной памяти. Поэтому знаки и символы своей национальной культуры человек легко считывает и активирует их информационно-энергетический смысл и потенциал.

Одна из опорных знаковых систем славян - это алфавит, где все буквы в исконном виде содержат информацию и о божествах, и о способах действия и дают понимание сути значения терминов «сила», «плодородие», «природные стихии». Поэтому, говоря на родном языке, русский человек оживляет произнесенные слова, и они наполняются информационно-энергетическим смыслом. Славянский язык - это язык энергий. Так, песни, предания, легенды, приметы, переведенные из устной формы в знаковую систему записи, легко хранятся и транслируются в веках. Базисные символы превращаются в большой багаж, конкретной, подробной информации, накопленной на протяжении длительного времени.

Весьма неоднозначными бывают результаты взаимодействия культур, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы. Оценка этих результатов - достаточно сложная процедура, поскольку еще не выработаны критерии, позволяющие говорить о безусловно положительных или отрицательных последствиях взаимодействия. Последнее утверждение нельзя отнести к тем случаям, когда одна культура начинает явно стагнировать под влиянием взаимодействия с другой и постепенно растворяется в ней, ассимилируется или исчезает без следа. Такой результат наиболее отчетливо прослеживался и в прошлой, и в сегодняшней практике на примере культур реликтового или архаического типа, которые вплоть до наших дней сохраняются в ряде регионов, при их внезапном столкновении с культурами современного типа. Подобные культуры нередко оказываются неготовыми в сжатые сроки, быстрыми темпами освоить те сложные культурные формы жизнедеятельности, которые им навязывает более ди-

намичное и дифференцированное культурное окружение (индустриальные и постиндустриальные культуры) [5, с. 146-148].

В настоящее время достаточно остро стоит проблема разрешения этого противоречия: необходимо найти такие способы адаптации подобных культур к современности, чтобы, не подрывая их внутренней сущности, попытаться сделать их контакты с современным миром менее разрушительными. Особое значение эта процедура приобретает в процессе глобализации.

Кризис культуры нельзя отождествлять с катастрофой, поскольку этот кризис имеет диалектическую природу: отвергая традиционные культурные каноны, новая культура впитывает в себя все предшествующие достижения культурного развития общества - идеалы, нормы, все прогрессивные культурные ценности прошлого [4, с. 211-212]. Общество развивается в режиме поиска новых условий для формирования личности как активного субъекта культуры, как творца и носителя ценностей культуры. Культура придает определённое значение человеческой деятельности и жизни, вносит в них смысл. Поэтому культуру можно представить как совокупность значений, с помощью которых люди осмысливают себя и окружающий их мир.

Культура служит организационным началом жизни общества, выполняет роль регулятора поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие на групповом уровне. Она выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях и различных общностях.

Символы и знаки нельзя расшифровать усилием логического понимания, они неотделимы от структуры образа. Сама структура символов и знаков направлена на то, чтобы представить через единичное явление целостный образ мира. Смысл символа не дан, а задан и раскрывается в динамике его восприятия. Этот смысл нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно пояснить, соотнеся с работой всей заданной культурной системы. В разные исторические периоды человек раскодирует и делает материальными из сингулярности культуры различные коды.

Литература

1. Власова В.М., Ермолина Л.А. Философские основания новой парадигмы мира. М., 2013. 204 с.

ЯеГегепсев

1. ¥1аяоуа У.Ы., ЕтшоПпа Ь.Л. Filosof-skie osnovaniya novoy paradigmy mira. M., 2013. 204 s.

2. Кармин А.С. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2003. 928 с.

3. Кассирер Э. Философия символических форм. М.; СПб., 2001. 270 с.

4. Негодаев И.А. Информатизация культуры. Ростов н/Д., 2003. 320 с.

5. Россия и Европа в XIX-XX веках: Проблема взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996. 345 с.

2. Karmin A.S. Kul'turologiya. 2-e izd., pererab. i dop. SPb., 2003. 928 s.

3. Kassirer E. Filosofiya simvolich-eskikh form. M.; SPb., 2001. 270 s.

4. Negodaev I.A. Informatizaciya kul'tury. Rostov n/D., 2003. 320 s.

5. Rossiya i Evropa v XIX-XX vekakh: Problema vzaimovospriyatiya narodov, soci-umov, kul'tur. M., 1996. 345 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.