Научная статья на тему 'Современная социальная реальность: панмифологизация, информационные войны и кризис постмодерна'

Современная социальная реальность: панмифологизация, информационные войны и кризис постмодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
803
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Ключевые слова
СИНГУЛЯРНОСТЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ПАНМИФОЛОГИЗАЦИЯ / МИФ / МИФОЛОГЕМА / СИМУЛЯКР / ИМПЛОЗИЯ / ТОТАЛИТАРНАЯ ИДЕЯ / SINGULARITY / TRANSPARENCY / PAN-MYTHOLOGIZING / MYTH / MYTHOLOGEM / SIMULACRUM / IMPLOSION / TOTALITARIAN IDEA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пилюгина Елена Владимировна

В статье исследуется ключевой признак современного социума и текущего мирового социального кризиса панмифологизация действительности. В призме феномена панмифологизации анализируются актуальные информационные войны (в том числе украинские события) и потенциальная трансформация общества постмодерна; выявляются условия панмифологизации действительности: сингулярность социального бытия и транспарентность социального сознания. Проводится сопоставление традиционных мифов и мифов современного общества мифологем; обосновывается, что мифологемы постмодерна, в отличие от традиционных мифов предыдущих этапов исторического развития, не только деформируют реальность, но и деконструируют реальность согласно определенным социальным заказам, усиливают сингулярность социальных субъектов и их деструктивные свойства. Дается концептуальное определение термина «мифологема», под которой понимается сформированный посредством информационных технологий контент резонирующих между собой знаков и значений различных фактов и событий, необязательно связанный с действительностью, реальными историческими событиями или культурными аттракторами. Определяются признаки превращения мифологем в тоталитарные идеи, среди которых особое место занимает западная цивилизационная идея демократии. Обосновывается значение современного социального кризиса как кризиса общества постмодерна. Рассматривается место и роль России в ситуации трансформации и модификации постмодернового общества. В резюме выводится положение о тотальном программировании социального поведения с помощью инструмента мифологем как феномене, имманентном обществу постмодерна. В то же время обосновывается, что процесс панмифологизации сам по себе трансформирует постмодерновое общество и обеспечивает актуализацию его новых модальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SOCIAL REALITY: PAN-MYTHOLOGIZATION, MEDIA WARS AND THE CRISIS OF POSTMODERNITY

The author investigates the key feature of contemporary society and the current global social crisis the pan-mythologization of reality. In terms of the phenomenon of pan-mythologization, the author analyzes current media warfare (including events in Ukraine) and potential transformation of the postmodern society; identifies conditions of pan-mythologizing the reality: the singularity of social existence and transparency of social consciousness. The article compares traditional myths and myths of modern society mythologems; it is proved that postmodern mythologems, unlike traditional myths of previous historical stages, not only distort reality, but deconstruct it according to specific social orders, and strengthen the singularity of social subjects and their destructive properties. The author defines the term mythologem as the content of interconnected signs and meanings of various facts and events generated by means of information technologies and not necessarily associated with reality, real historical events or cultural attractors. It is defined that mythologems transform into totalitarian ideas, among which the Western civilization idea of democracy takes special place. The author proves the relevance of modern social crisis as a crisis of the postmodern society and considers the place and role of Russia in the situation of transformation and modification of the postmodern society. In summary the author makes conclusion on the total programming of social behavior by means of mythologems as the phenomenon, which is immanent for the postmodern society. At the same time, the author proves that the process of pan-mythologizing itself transforms the postmodern society and provides an update of its new modalities.

Текст научной работы на тему «Современная социальная реальность: панмифологизация, информационные войны и кризис постмодерна»

ФИЛОСОФИЯ

УДК 141.333-177.3-122/129 ББК 87.6

СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПАНМИФОЛОГИЗАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ И КРИЗИС ПОСТМОДЕРНА

Пилюгина Елена Владимировна

Кандидат философских наук, докторант кафедры философии Московского педагогического государственного университета, директор Территориального центра Российского нового университета [email protected]

ул. Радио, 22, 100505 г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье исследуется ключевой признак современного социума и текущего мирового социального кризиса - панмифологизация действительности. В призме феномена панмифологизации анализируются актуальные информационные войны (в том числе украинские события) и потенциальная трансформация общества постмодерна; выявляются условия панмифологизации действительности: сингулярность социального бытия и транспарентность социального сознания. Проводится сопоставление традиционных мифов и мифов современного общества - мифологем; обосновывается, что мифологемы постмодерна, в отличие от традиционных мифов предыдущих этапов исторического развития, не только деформируют реальность, но и деконструируют реальность согласно определенным социальным заказам, усиливают сингулярность социальных субъектов и их деструктивные свойства. Дается концептуальное определение термина «мифологема», под которой понимается сформированный посредством информационных технологий контент резонирующих между собой знаков и значений различных фактов и событий, необязательно связанный с действительностью, реальными историческими событиями или культурными аттракторами. Определяются признаки превращения мифологем в тоталитарные идеи, среди которых особое место за-

3 нимает западная цивилизационная идея демократии. Обосновывается значение совре-^ менного социального кризиса как кризиса общества постмодерна. Рассматривается

4 место и роль России в ситуации трансформации и модификации постмодернового об-д щества.

е В резюме выводится положение о тотальном программировании социального по-

§ ведения с помощью инструмента мифологем как феномене, имманентном обществу ^ постмодерна. В то же время обосновывается, что процесс панмифологизации сам по

себе трансформирует постмодерновое общество и обеспечивает актуализацию его новых модальностей.

Ключевые слова: сингулярность, транспарентность, панмифологизация, миф, мифологема, симулякр, имплозия, тоталитарная идея.

Не исключено, что идея мифа представляет собой саму Идею Запада в ее постоянных репрезентациях... Не ведет ли это к самому надежному способу распространения и угрозе того, от чего мы так хотим избавиться?

Л.Ж. Нанси 1

Наше общество является привилегированной областью существования мифических значений.

Р. Барт 2

Сегодня человечество снова оказалось «на острие», в некоторой точке бифуркации, после прохождения которой возможны различные ветвления мирового социального процесса. Украинский кризис и связанные с ним резонансные события стали только наиболее зримым воплощением происходящей системной социальной трансформации с непредсказуемыми последствиями. Человеческое сообщество шло к этому не год и не два: весь период постмодерна, активные проявления которого, согласно Ж. Лиотару, обнаруживаются уже в 70-е гг. прошлого столетия. И так как «эпоха предела оставляет нас на пределе совместно» [10, с. 91], а предельной формой мышления, способной обеспечить «схватывание бытия как смысла и смысла как бытия» [там же], всегда являлась философская мысль, полагаю, пришло время произвести некоторую философскую транскрипцию текущих, безусловно, исторических событий, выявив их предельные, если угодно, метафизические основания.

Геополитические, этнические, экономические причины и предпосылки текущего кризиса не могут заслонить, на мой взгляд, главного: современный глобальный кризис - это кризис общества постмодерна. Сегодняшняя социальная действительность уже не в «состоянии постмодерна», которое фиксировали философы постмодернистского направления Ж. Ли-отар, Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, а в состоянии трансформации постмодерна; что затем последует: переход к некоему постпост-модерновому социальному пространству или

всего лишь модификация постмодерновой среды, пока можно только предполагать. На данный момент ясно одно: если постмодерновое общество, согласно Ж. Бодрийяру, пребывало в состоянии имплозии - накопления некоторых внутренних факторов, создающем опасность латентного внутреннего взрыва, то современность можно охарактеризовать как ситуацию собственно взрыва; социальный «чирей» прорвался - как и было обещано - «вовнутрь»; «черная дыра» постмодерна взорвалась, и в этом адском пламени есть опасность сгореть всему человечеству.

Следует отметить, что постмодернистская философия и связанные с ней течения (деконструктивизм, постструктурализм) давно предрекали возможность такого взрыва, видя его предпосылки в принципах коммуникативной прозрачности, идейном распаде («недоверии к метанарративам»), меркантилиза-ции «знания» (Жан Лиотар [9]), непрерывной деконструкции реальности (Жак Деррида [8]), в результате чего социальная жизнь приобрела вид хаотичного полилогичного производства виртуальных образов («ветвлений реальности»), странным и нередко непредсказуемым способом активирующихся в действительности, - ризомы (Жиль Делез [7]; переизбыток всего, особенно информации и, как следствие, инфляция информации и симуляции реальности ведут к созданию «реальности без реальности» посредством массмедиа (Ж. Бодрийяр [13]).

Не умаляя важность указанных признаков постмодерна, считаю необходимым обратить внимание на еще один, позволяющий уже одним своим присутствием маркировать и общество, и текущий масштабный социальный кризис как постмодерновые - тотальную мифологизацию происходящего.

Мифы постмодернового общества программируют социальную жизнь, наполняя ее определенными значениями, обеспечивая сущность социального как такового. Современные социальные мифы (мифологемы) -

это устойчивые системы определенных значений, обеспечивающие значимость определенных событий и превращение фактов и явлений в события. Постмодерн - период повсеместного распространения мифологем, эпоха повальной мистификации и панмифоло-гизации действительности.

Панмифологизация реальности в обязательном порядке предполагает соблюдение двух важных условий: сингулярности бытия и транспарентности сознания. Под сингулярностью понимается контент многообразных сигнификаций, знаков и значений различных культурных (в виде аттракторов и наррати-вов) и социальных (в виде событий) явлений, обеспечивающих модальность бытия и предстающих в форме того или иного социального субъекта или сегмента социальной жизни: индивида, группы, сообщества; политики, экономики, рекламы; дискурса, конфликта. Ж. Делез в «Логике смысла» определяет сингулярность через колоритные образы «поворотных пунктов и точек сгибов» («складок»), «узлов, преддверий, центров, точек плавления, конденсации и кипения, точек слез и смеха, болезни и здоровья, надежды и уныния, точек чувствительности» [6, с. 80]. А Ж.-Л. Нанси, развивая идеи Делеза, называет сингулярность «открытостью связи несвязности», в результате чего достигается обращенность сингулярных субъектов друг к другу, их готовность к взаимодействию и отношениям, но не сами взаимодействие и отношения [11, с. 92]. В маркировке современного социума как сингулярного фиксируется, с одной стороны, непрерывная и тотальная коммуникация всего со всем и, с другой стороны, разорванность социального бытия, бесконечный полилог безгранично одиноких и сосредоточенных на себе социальных субъектов -монад, вынужденная актуальная экстраверсия потенциальных интровертов.

Наиболее яркой практической реализацией сингулярного мира стало интернет-пространство. Сингулярности: отдельные потребители и создатели, а также «сайты» и «бло-ги», социальные сети - все участники, техники и технологии киберпространства. Социальные мифологемы же выполняют роль ключевых программ, «браузеров» социально-информативной сферы.

Второе условие панмифологизации действительности - транспарентность сознания -обеспечивается принципиальной свободой коммуникации и информации, снимающей любые ограничения и в результате аннулирующей ценностное восприятие действительности (или по меньшей мере создавшей ситуацию «диффузии ценностей»). На протяжении эпохи модерна, особенно в ХХ в., Запад, а потом и все человечество интенсивно стремились к освобождению - «освобождению политического и сексуального, освобождению сил производительных и разрушительных, освобождению женщины и ребенка, освобождению бессознательных импульсов, освобождению искусства» [4, с. 3]. И вот, как пессимистично констатирует Ж. Бодрийяр, «сегодня игра окончена - все освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?» [там же]. Под «оргией» французский философ понимает как раз состояние абсолютной информационной прозрачности (транспарентности) и духовной свободы.

Вне феномена транспарентности невозможно было бы понять едва ли не самую наибольшую «странность» в текущем мировом кризисе - то, насколько быстрым и легким оказалось массовое идеологическое «зомбирова-ние» в общем-то образованных, информационно подготовленных, свободно мыслящих (или представляющих себя таковыми) людей. Не тяжелее, чем, скажем, идеологизация полуграмотного населения Российской империи в 1917 году. И здесь дело не только в логике «массового общества», критикуемого в свое время экзистенциалистами, или коллективных бессознательных архетипах, о которых писал К. Юнг. Очевидно, что современный человек, в отличие от героя начала ХХ в., значительно более информированный и индивидуалистичный, с более развитым, личностным самосознанием, жизненным восприятием, представлениями о внутренней и внешней свободе. Но оказывается, можно заложить любые коды в сознание даже такой интеллектуально и граждански зрелой личности, если предварительно провести операцию по «очищению сознания»: снятию ограничений с самого сознания, в результате чего внутренний посыл разума к свободе трансформируется во внешнюю (социальную) гиперсвободу информации и коммуникации.

Установка на информативную прозрачность и трансгрессию - снятие всех ограничений, как естественных, так и искусственных (социальных), стала эффективным инструментом «обнуления» сознания. В условиях сингулярного бытия, динамичного и непредсказуемого, транспарентное, «обнуленное», «обесцененное» (лишенное ценностей как внутренних ориентиров эссенции и внешних границ экзистенции) сознание само по себе не способно определять жизненные горизонты. Человек как бы оказывается в состоянии невесомости в белой комнате: понять, где «верх», где «низ», невозможно. И здесь достаточно какого-то яркого пятна, чтобы разум «зацепило», потому что «нам нужен зримый континуум, зримый миф» [5] как ориентир. Таким зримым «пятном» на фоне стерильно демократичной, информативно прозрачной и транссвободной действительности может стать, в принципе, любой социально значимый образ, любой социальный миф, обернутый в привлекательную, красочную знаковую «обертку».

В мире знаков и «радикального плюрализма» истин (идей), где каждая идея есть истина и каждая истина резонансно связана с реальностью, а значит, имеет право не просто на существование, но и претензию на трансцендентность, знак и значение становятся взаимно реверсивными. Всякая идея имеет значение, то есть квалифицируется как определенный «знак истины», а всякий знак - это континуум разнообразных фрагментарных идей. Если ранее знак выступал зримым («осязательным», вербальным) воплощением идеи, а идея обеспечивала детерминацию совокупности знаков, то сегодня, в условиях сингулярного бытия, знаки и идеи лишь резонируют и проецируют друг друга: знаки реальности проецируют идеи, идеи проецируют знаки и т. д. Ничего общего собственно с реальностью как те, так и другие могут не иметь.

Знаки - символические образы реальности (симулякры); вся совокупность знаков напоминает калейдоскоп: при каждом «встряхивании» - новая картинка и новая «реальность». Сингулярности - пазлы, отдельные симулятивные фрагменты бытия, только все вместе создающие картину мира. В условиях сингулярности идея представляется фрагментарно, теряет принципиальную целост-

ность, становится фракталом, состоящим из непрерывно курсирующих, сталкивающихся, резонирующих обрывков самоподобных идей. То есть идея вступает в противоречие с собой, но при этом не уничтожает себя, а, напротив, приобретает некоторую псевдоустойчивость. Конструкция напоминает вращающийся на острие мяч, причем чем динамичнее вращение (смена знаков и их интеракция), тем большая «устойчивость» идеи. Такие псевдоцельные идеи, представляющие собой фрагментарные множественности и воплощающие сингулярное социальное бытие постмодерна, оформляются в мифологемы.

Мифологемы - мифы, отличающиеся особой социальной навязчивостью; фактически это род неврозов общества, но неврозов рационализированных, обоснованных и в результате переставших выглядеть как отклонение от нормы, по крайней мере для обывателей. Вирус мифологем, проникнув в ткань социума, сделал сегодня саму социальную жизнь вирулентно мифологизированной.

Следует отличать современные мифологемы постмодерна от «старых» мифов как формы мировоззрения, прежде всего, традиционного, домодернового общества, несмотря на наличие некоторых общих признаков. Ролан Барт в своей работе «Мифологии» выявил как раз общие черты всякой мифологизированной действительности. Так, по Барту миф - это не реальность, а знаковое отражение реальности, но это «кривое зеркало». «Кривизну» придает история - как реальная история того или иного общества, так и история возникновения того или иного мифа в обществе: «миф это слово, избранное историей» [2, с. 72]. Под мифом Р. Барт понимает определенную последовательность знаков, вызванную к жизни определенной последовательностью фактов или других знаков; поэтому миф -это всегда «вторичная семиологическая система» [там же, с. 77]. Миф неизбежно вписан в контекст событий; в сущности, миф - это рассказ о событиях в зашифрованном виде, но при этом «миф ничего не скрывает; его функция заключается в деформировании, но не в утаивании» [там же, с. 85], «миф не есть ни ложь, ни искреннее признание, он есть искажение» [там же, с. 94]. Мифологизация всегда имеет императивный, агрессивно побу-

дительный характер: «миф основан на внушении, он должен производить непосредственный эффект» [2, с. 96], иначе стирается смысл мифа как мифа.

По мнению Барта, лучшим оружием против мифа является мифологизация его самого, создание искусственного мифа [там же, с. 102], но с этим сегодня едва ли можно легко согласиться. Современные мифы уже не только деформируют реальность, но и декон-струируют реальность, создавая псевдореальность симулякров. И если раньше при мифологизации действительности, как иронично замечал Барт, «проделывался следующий фокус: реальность опрокидывали, вытряхивали из нее историю и заполняли природой» [там же, с. 11], то в современных социальных мифах «опрокинутая реальность» не заполнена ничем, кроме пустых знаков, уже не отсылающих ни к истории, ни к природе; ни к экономике, ни к геополитике. Ж. Делез подробно рассматривает такие знаки, называя их «эзотерическими словами», действующими как переключатели социального сознания и массового поведения; среди них особо выделяются «слова-бумажники», бесконечно разветвляющие смысл и «сокращающие слова», обеспечивающие заданную смысловую последовательность [6, с. 68-75].

Борьба с мифом посредством мифа (искусственного, специально сконструированного согласно определенному социальному заказу) - это «лекарство с побочными эффектами»; вместе с разрушением «старого» мифа может произойти (и сегодня уже происходит) трансмифологизация всей действительности, пандемия искусственно взращенных мифов, еще более императивных и тотальных, при этом вовсе не связанных с реальностью, а значит, разрушительных для реальности или просто ее игнорирующих.

Традиционные же мифы всегда были связаны с действительностью. Отсюда известные мифы о потопе, об умирающем и воскресающем боге (олицетворяющие явления природы), о войнах богов (производные от войн племен, поклонявшихся разным богам). Современные социальные мифологемы, как уже отмечалось выше, ничего не отражают, но, напротив, формируют реальность. Традиционный миф отличался синкретизмом, образной

целостностью; современные мифологемы -фрагментарные множественности; ни о какой целостности в них речь не идет, только о не-ком пазловом соединении. Традиционный миф, являясь по сути результатом народного творчества, коллективного авторства нарождающейся культуры, не персонифицирован, апеллирует прежде всего к позитивным чувствам и эмоциональным проявлениям, способным обеспечить сплочение и, значит, выживание сообщества; это первая попытка осознания единства, социальности как таковой. Традиционные мифы архетипичны, воплощают в первую очередь коллективное бессознательное, но в то же время обеспечивают перевод чувственного восприятия на «язык разума».

Современные мифологемы - сознательно сконструированные посредством знаков образы социальной реальности; обладают вполне конкретным авторством, хотя большей частью имеют множество авторов. Множественность авторов мифологем часто создает иллюзию «смерти автора», ведь автором мифологем могут выступать не только индивиды, но и определенные сплоченные социальные группы; авторство также может сознательно нивелироваться, скрываться, приписываться другому социальному субъекту; более того, «автором» мифологемы может быть симулякр или даже другая мифологема. Поэтому мифологема всегда персонифицирована, но не всегда возможно установить ее реальное происхождение.

Мифы выражали единение с миром (природы, общества), общее; современные социальные мифологемы фиксируют и усиливают разъединение, отличное. Это результат производства общества распада, их задача не обеспечить единство социальной среды, а усиливать и транслировать сингулярность. Поэтому мифологемы главным образом активируют негативные чувства и переживания, глубинный внутренний конфликт современного человека с самим собой, обществом, конфликт сознания и бессознательного, реальности и ирреальности, этики и эстетики и т. д. Согласно Ж. Бодрийяру с помощью инструмента мифологемы «мы имеем дело с переводом зла в несчастье, а несчастья в рыночную или зрелищную ценность, - переводом, который чаще всего осу-

ществляется при участии или с согласия самой жертвы» [3, с. 128]. Поэтому традиционные мифы созидательны (даже когда рисуют образы смерти, войны, противостояния), а современные мифологемы разрушительны (даже когда свидетельствуют о развитии и проявлениях жизни). Фактически мифологемы переводят осознанные ранее реальные вещи (рациональное) на «язык бессознательного», создавая из знаков псевдореальность. И если мифы синкретичны, то мифологемы тотальны, ведь только тотальным проникновением во все сферы социального бытия, находящегося в состоянии сингулярности, можно связать социум в некоторое подобие целого: мифологемы выполняют роль «вяжущего вещества», идейного «полимера», скрепляющего отдельные сингулярные фрагменты социума.

В мифе трансцендентное представляется как трансцендентальное (некие общие основания бытия находят выражение в отдельных образах, идеях, концептах, и невозможное становится возможным); в современной социальной мифологеме трансцендентальное шифруется под трансцендентное и диверсифицирует трансцендентное: сингулярности как отдельные фрагменты бытия заявляют о своей претензии на «запредельность» и всеобщность, диктуя всему континууму собственные установки; это такое невозможное, которое -сознательно или бессознательно - скрывается за маской возможного. Поэтому претендующая на всеобщность мифологема как идейная сингулярность легко превращается в тоталитарную идею, ведь это единственный способ убедиться (и убедить мир) в собственной реальности и необходимости.

Под тоталитарностью идеи понимается ее восприятие как абсолютного императива, определяющего все сферы социальной жизни (индивида, группы), социальное поведение, несмотря на (часто) очевидную алогичность и несоответствие действительности. Согласно мнению Ж.-Л. Нанси именно тоталитаризм идей является ключевым принципом современного сообщества, которое французский философ называет не иначе как «не производимым» - не способным создавать реальные вещи: реальную экономику, власть и т. п. В тоталитаризме идей (или «имманентизме») он видит и непрерывное желание современного

социума репрезентировать самого себя [10, с. 26]. То есть мифологема связана не столько с реальностью, сколько сама с собой и подобными мифологемами. Или, словами Ж.-Л. Нанси, «миф отрезан от своего собственного смысла... своим собственным смыслом» [там же, с. 102], «миф означивает сам себя и конвертирует свой собственный вымысел.» [там же, с. 105]. Сопоставление современной социальной мифологемы и традиционного мифа подобно сопоставлению искусственного и естественного объекта, компьютерной игры и реального спортивного состязания.

Наиболее значимые и влиятельные мифологемы общества постмодерна, трансформировавшиеся в тоталитарные идеи - «демократия», «права и свободы человека», «толерантность». Так, Ж. Бодрийяр отмечает, что признак современности - тотальное навязывание идеи демократии как основной мифологемы западного мира, приводящее к «безудержной эскалации демократичности ценой инфляции ее установок и бесконечной спекуляции на ее идеях» [3, с. 124]. Ж.-Л. Нанси подтверждает, что понятие «тоталитаризм» не стоит ассоциировать только с коммунистическим СССР или нацистской Германией; в тоталитарные могут преобразовываться любые современные сообщества, как и любые идеи, курсирующие в этих сообществах. Суть не в отдельных идеях или социальных средах; тоталитарность - «в целом горизонт нашего времени, в который вписаны и все демократии с их хрупкими юридическими парапетами» [10, с. 26]. Ален Бадью подчеркивает, что в современном мире демократия стала неким фетишем: «в наши дни быть демократом до сентиментальности обязательно» [1, с. 7] и «требуется храбрость отправиться по ту сторону демократического фетиша, такого, как мы его знаем» [там же, с. 2].

Речь идет, конечно, вовсе не о том, чтобы отвергнуть саму идею демократии; следует согласиться с тем же Ж.-Л. Нанси, что пока ее нечем заменить, и даже просто критика демократии может способствовать «риску уничтожения, чистой экспроприации и ничем не сдерживаемой эксплуатации» [11, с. 91]. Речь о том, что тоталитаризация и фетишизация идеи демократии обесценивают

смысл самой идеи, уничтожая демократию на корню. То же самое происходит с идеями «прав и свобод личности», «толерантности», с любыми идеями, трансформировавшимися в мифологемы и претендующими на тотальность.

В социально-политическом измерении распространение мифологем и панмифологи-зация действительности приобретают форму информационных войн. Информационная война в новейшую эпоху отнюдь не новость, достаточно вспомнить идеологическое противостояние, вошедшее в историю как «холодная война» между СССР и США. На первый взгляд, современная информационная война напоминает предыдущую, по крайней мере оппоненты те же: Россия как наследница СССР и США как гегемон западного мира. И все же это лишь поверхностное впечатление. Информационные войны ХХ в. - это войны в призме принципов общества модерна (несмотря на то что определенные черты постмодерна уже проявлялись, по крайней мере, на Западе), это войны, прежде всего, различных социально-политических систем, государств, идеологические войны.

Сегодняшнее противостояние так же отличается от «холодной войны» ХХ в., как идеология отличается от мифологии. Современная информационная война - это конфликт социально-культурных систем, различных нар-ративов и ментальностей; это противостояние постмодерновых или близких к постмодерновым сообществ, поэтому ведется она иными методами, среди которых ключевым является как раз использование специально сконструированных социальных мифов как определенных латентных «пакетов» знаков, программ активирования тех или иных социальных феноменов и свойств. Эксперты, общественные деятели уже квалифицировали текущий конфликт Россия - США как противостояние Запад - не Запад, как цивилизационный конфликт. Думаю, что это не противоречит сказанному, так как сами цивилизации есть определенные системы знаков. Полагаю, что правомерно также говорить и о конфликте общества постмодерна в его первоначальном варианте («классическом», если этот термин применим по отношению к постмодерну), представленном западной культурой и оригинальными, «неклассическими» формациями

постмодерна незападных культур со значительной примесью принципов модернового или даже традиционного обществ. Не вдаваясь здесь в подробности, хочу отметить, что роль России как форпоста противостояния Западу-постмодерну вполне обусловлена как культурно-историческим, так и геополитическим местом русской (точнее, российской) культуры и цивилизации среди других цивилизаций и культур. Но также обусловлена и тем, что с точки зрения ключевых принципов постмодерна Россия сама уже достаточно втянута в это пространство, ведь «бороться» против реальности симулякров можно только находясь в этой же самой реальности. В то же время Россия традиционно впитывает в себя западные, в данном случае постмодерновые, принципы, препарируя их в контексте собственной евразийской ментальности. В результате постмодерн как определенный вид социума здесь получает выборочное и ментально окрашенное выражение, например, политическое, но не экономическое, в сфере рекламы, но не в сфере семьи. Втянутая в современное гиперинформационное социальное пространство, Россия остается в некоторых ключевых аспектах постмодерна на его периферии. Но учитывая, что в ризоморфной постмодерновой социальной среде как динамичной нелинейно развивающейся «консистенции множественностей» [7, с. 8] первые «ветвления» вовсе необязательно самые жизнеспособные и перспективные, вполне возможно, что изначально «периферийные», не западные культуры, впитав в себя соки постмодерна, окажутся и более эффективными и даже более постмодерновыми.

Успех же или неудача в современных информационных войнах как воплощение принципа панмифологизации действительности определены будут тем, насколько конструируемая и деконструируемая на основании этого принципа реальность окажется жизнеспособной, вписавшись в контекст предыдущих знаков, знаковых (исторических) событий, аттракторов, другими словами, насколько вбрасываемые сегодня в социальное пространство мифы оказываются имманентны этому пространству.

Подведем итог сказанному. Сингулярность как принципиальная неопределенность и незавершенность социальных субъектов, транспа-

рентное, «очищенное» от любых ограничений сознание (социальное и личностное) создают условия для повсеместной мистификации и симулирования реальности с помощью самого эффективного на сегодня инструмента -мифологем. В современном обществе ежесекундно и повсеместно происходит пролиферация - агрессивное разрастание отдельных идей, присвоение ими аксиоматического статуса и затем, посредством этих идей, тотальное программирование социального поведения. Противостоять этому процессу сегодня едва ли возможно, настолько он всеобщ, неконтролируем и имманентен современности - обществу постмодерна. В то же время этот процесс трансформирует постмодерновое общество или по меньшей мере обеспечивает актуализацию его новых модальностей.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Эпиграф приводится по: [10, с. 93].

2 Эпиграф приводится по: [2, с. 105].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Бадью, А. Порнография настоящего / А. Бадью. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.la-propagande-du-quotidien.tumblr.com/ (дата обращения: 18.04.2014). - Загл. с экрана.

2. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт // Семиотика. Поэтика. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 2000. - С. 50.

3. Бодрийяр, Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту / Ж. Бодрийяр // Mots de passe. D'un fragment l'autre. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006.

4. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 258 с.

5. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр // Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.exsistencia.livejournal.com (дата обращения: 18.04.2014). - Загл. с экрана.

6. Делез, Ж. Логика смысла / Ж. Делез // Theatrum philosophicum. - М. : Раритет ; Екатеринбург : Деловая кн., 1998. - 480 с.

7. Делез, Ж. Ризома / Ж. Делез, Ф. Гваттари // Капитализм и шизофрения : Тысяча плато. - М. : АСТ, 2010. - 895 с.

8. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Дер-рида. - СПб. : Акад. проект, 2000. - 430 с.

9. Лиотар, Ж. Состояние постмодерна / Ж. Ли-отар. - СПб. : Алетейя, 1998. - 160 с.

10. Нанси, Ж. Л. Не производимое сообщество / Ж. Л. Нанси. - М. : Водолей, 2009. - 208 с.

11. Harcu, Ж. Л. О событии / Ж. Л. Нанси // Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М. : Наука, 1991. - С. 91-100.

12. Baudrillard, J. Simulacres et Simulation / J. Baudrillard. - P. : Galilée, 1981. - 164 р.

13. Nancy, J.-L.The Inoperative Community / J.-L. Nancy. - Minneapolis : University of Minnesota Press, 1991. - 194 р.

REFERENCES

1. Badyu A. Pornografiya nastoyashchego [Pornography of the Present]. Available at: http://la-propagande-du-quotidien.tumblr.com/ (accessed April 18, 2014).

2. Bart P. Mifologii [Mythology]. Semiotika. Poetika [Semiotics. Poetics]. Moscow, Izd-vo im. Sabashnikovykh, 2000, p. 50.

3. Bodriyar Zh. Paroli. Ot fragmenta k fragmentu [From One Fragment to Another]. Mots de passe. D'un fragment l'autre [Password. From One Fragment to Another]. Ekaterinburg, U-Faktoriya Publ., 2006.

4. Bodrijyar Zh. Prozrachnost zla [The Transparency of Evil]. Moscow, Dobrosvet Publ., 2000. 258 p.

5. Bodriyar Zh. Simulyakry i simulyatsiya [Simulacra and Simulation]. Available at: http:// exsistencia.livejournal.com (accessed April 18, 2014).

6. Delez Zh. Logika smysla [The Logic of Sense]. Theatrum philosophicum. Moscow, Raritet Publ.; Ekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 1998. 480 p.

7. Delez Zh., Gvattari F. Rizoma [Rhizome]. Kapitalizm i shizofreniya: Tysyacha plato [Capitalism and Schizophrenia]. Moscow, AST Publ., 2010. 895 p.

8. Derrida Zh. Pismo i razlichie [Writing and Difference]. Saint Petersburg, Akademicheskiy proekt Publ., 2000. 430 p.

9. Liotar Zh. Sostoyanie postmoderna [The State of Postmodernism]. Saint Petersburg, Aleteya Publ., 1998. 160 p.

10. Nansi Zh.L. Ne proizvodimoe soobshchestvo [The Inoperative Community]. Moscow, Vodoley Publ., 2009. 208 p.

11. Hansi Zh.L. O sobytii [On the Event]. Filosofiya Martina Khaydeggera i sovremennost [The Philosophy of Martin Heidegger and Modernity]. Moscow, Nauka Publ., 1991. pp. 91-100.

12. Baudrillard J. Simulacres et Simulation [Simulacra and Simulation]. Paris, Galilée Publ., 1981. 164 р.

13. Nancy J.-L. The Inoperative Community. Minneapolis, University of Minnesota Press, 1991. 194 р.

CONTEMPORARY SOCIAL REALITY: PAN-MYTHOLOGIZATION, MEDIA WARS AND THE CRISIS OF POSTMODERNITY

Pilyugina Elena Vladimirovna

Candidate of Philosophic Sciences, Doctoral Candidate, Department of Philosophy,

Moscow State Pedagogical University,

Director, Territorial Centre of Russian New University

[email protected]

Radio St., 22, 100505 Moscow, Russian Federation

Abstract. The author investigates the key feature of contemporary society and the current global social crisis - the pan-mythologization of reality. In terms of the phenomenon of pan-mythologization, the author analyzes current media warfare (including events in Ukraine) and potential transformation of the postmodern society; identifies conditions of pan-mythologizing the reality: the singularity of social existence and transparency of social consciousness. The article compares traditional myths and myths of modern society - mythologems; it is proved that postmodern mythologems, unlike traditional myths of previous historical stages, not only distort reality, but deconstruct it according to specific social orders, and strengthen the singularity of social subjects and their destructive properties. The author defines the term mythologem as the content of interconnected signs and meanings of various facts and events generated by means of information technologies and not necessarily associated with reality, real historical events or cultural attractors. It is defined that mythologems transform into totalitarian ideas, among which the Western civilization idea of democracy takes special place. The author proves the relevance of modern social crisis as a crisis of the postmodern society and considers the place and role of Russia in the situation of transformation and modification of the postmodern society.

In summary the author makes conclusion on the total programming of social behavior by means of mythologems as the phenomenon, which is immanent for the postmodern society. At the same time, the author proves that the process of pan-mythologizing itself transforms the postmodern society and provides an update of its new modalities.

Key words: singularity, transparency, pan-mythologizing, myth, mythologem, simulacrum, implosion, totalitarian idea.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.