Научная статья на тему 'Состояние постмодерна: сингулярность бытия, транспарентность сознания и панмифологизация реальности'

Состояние постмодерна: сингулярность бытия, транспарентность сознания и панмифологизация реальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
431
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГУЛЯРНОСТЬ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / ПАНМИФОЛОГИЗАЦИЯ / МИФ / МИФОЛОГЕМА / СИМУЛЯКР / ИМПЛОЗИЯ / ТОТАЛИТАРНАЯ ИДЕЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пилюгина Е.В.

В статье исследуются ключевые аспекты общества постмодерна: сингулярность социального бытия и транспарентность социального сознания, создающие условия для панмифологизация реальности распространению мифологем как тоталитарных идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines key aspects of contemporary postmodern society: singularity of social existence and transparency of social consciousness, creating conditions for and pan-mythologizing of reality disseminate of mythologems as totalitarian ideas.

Текст научной работы на тему «Состояние постмодерна: сингулярность бытия, транспарентность сознания и панмифологизация реальности»

УДК 141.333 - 177.3 - 122/129

СОСТОЯНИЕ ПОСТМОДЕРНА: СИНГУЛЯРНОСТЬ БЫТИЯ, ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ СОЗНАНИЯ И ПАНМИФОЛОГИЗАЦИЯ РЕАЛЬНОСТИ

Е. В. Пилюгина

ФГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва, Россия)

Аннотация: В статье исследуются ключевые аспекты общества постмодерна: сингулярность социального бытия и транспарентность социального сознания, создающие условия для панмифологизация реальности - распространению мифологем как тоталитарных идей.

Ключевые слова: сингулярность, транспарентность, панмифологизация, миф, мифологема, симулякр, имплозия, тоталитарная идея.

Что же происходит по ту сторону истины, не с тем, что ложное, а с тем, что истиннее истинного, реальнее реального? Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляция1

Идея похожа на вирус, она очень живуча и крайне заразна. Мельчайшее зернышко идеи способно прорасти и либо стать частью тебя, либо уничтожить тебя К.Нолан. Начало2

Сегодня мир находится в том зыбком текучем состоянии, которое вслед за А.Тойнби и Ж.-Ф. Лиотаром, мы называем «состояние постмодерна», понимая под постмодерном, с одной стороны, определенную историческую и социальную данность, эпоху (Тойнби [11]), а, с другой, содержание этой эпохи, выражающуюся в обозначенных Лиотаром принципах коммуникативной прозрачности, идейном распаде («недоверию к метанарративам») и «меркантилизации знания»[8].

Выдающиеся французские философы, продолжатели лиотаровских взглядов на современную социальную действительность, сформулировали концепцию настоящего, обозначив его ключевые признаки: непрерывная деконструкция реальности (Ж.Деррида [7]), симуляция реальности и состояние имплозии - взрыва, обращенного внутрь (Ж.Бодрийяр[3, с. 45]), в результате чего социальная жизнь приобретает вид непрерывного хаотичного производства виртуальных образов-знаков («ветвлений» реальности) - ризомы (Ж.Делез [6]).

В процессе актуализации указанных явлений сформировалось общество, сосредоточенное на самом себе, единственной целью которого является распространение и активизация самого себя, социальности как таковой, уже не «для чего-то», а потому что по-другому невозможно.

Ключевым инструментом сверхсоциализации стала информация. Благодаря масштабному развитию информационных средств и технологий организуется все более независимая от других сфер общества информационная среда. Если в эпоху модерна социальная среда включала информационную, а на заре постмодерна информационная и социальная среды, фактически, стали эквивалентны, то сегодня, в период «развитого постмодерна», информационная среда подчиняет себе социальную действительность, диктуя обществу в целом и его отдельным составляющим способы, формы, образы социального поведения. Ж.Бодрийяр называет такие образы симулякрами [12]. Современный мир -мир непрерывного производства симулякров, вызванных к жизни переизбытком и, как следствие, инфляцией информации.

Гипертрофия социального и перепроизводство информации привели к тому, что современный человек и социум не просто оторваны от естественного, природного; сегодня мы все отчуждены от

1 Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Указ. соч. С. 49

2 Нулан. К. Начало. //Электронный ресурс // URL http://www.vothouse.ru/films/nachalo citaty.html (дата обращения 18.04.2014)

реальности как таковой. Само понятие реальности стало размытым и неопределенным. Мир оказался в обволакивающей сознание, препарирующей ментальность, медийной зависимости, выражающейся в тотальном распространении и повсеместном влиянии навязанных СМИ идей-мифологем. Масс-медиа теперь не только одна из властей, но единственная реальная власть. Вирусный характер распространяемых СМИ идей, не всегда и не обязательно подкрепленных фактологически, способствует панмифологизации реальности и формированию социальных субъектов с какими угодно заданными параметрами.

Сосредоточимся на двух непременных условиях, обеспечивающих этот процесс.

Сингулярность социального бытия.

Общество постмодерна - это общество распада. Но, как ни странно, - об этом свидетельствует вся наша жизнь - существование возможно и в распадающемся состоянии, причем неожиданно длительное. Такое состояние «на пределе» Ж.Л.Нанси обозначает как «непрерывное прерывание» [13], или сингулярность. Глубокий анализ феномена сингулярности представил Ж.Делез в «Логике смысла»; под сингулярностью французский философ понимает содержание всех модальностей бытия, всех сигнификаций, не сводимое к личностному или индивидуальному, но определяющее личностное и индивидуальное, «поворотные пункты и точки сгибов» («складки»), «узлы, преддверия, центры, точки плавления, конденсации и кипения, точки слез и смеха, болезни и здоровья, надежды и уныния, точки чувствительности» [5, с.80]. Подчеркивая, что сингулярности актуально аконцептуальны, но потенциально содержат в себе все возможные значения, настоящие, прошлые и будущие, даже если они взаимно противоречивы и не очевидно взаимосвязаны, Ж.Делез определяет современный мир как мир производства сингулярностей. Любое ветвление такой социальной реальности не лучше и не хуже других, любое возможно - как любая клетка организма вдруг может начать делиться, превращаясь в раковую, подминая под себя весь организм, или напротив, становясь своеобразной «полезной бактерией» и спасая социальный организм. При этом, сингулярность не есть бессознательность и не сводится к сознанию; скорее, это процесс означивания бессознательных и подсознательных импульсов, перевод этих импульсов в пространство сознания, придания им значений. Какие это будут значения -можно только прогнозировать. В самом общем смысле, сингулярность - процесс непрерывного производства непредсказуемых значений, подчиняющийся, тем не менее, определенным правилам - правилам нонсенса. Такие правила, по Делезу, следующие:

- сингулярность воплощается и выражается в событиях [5, с.144];

- «сингулярности способны к само-воссоединению, процесс которого всегда подвижен и смещается по мере того, как парадоксальный элемент пробегает серии и вынуждает их резонировать» [5, с.145];

- «сингулярности распределяются в собственно проблематическом поле» [5, с.151]- резонируют только не схожие смыслы, не тождественные значения, способные вступить в «странный дискурс» друг с другом.

Индивид, личность, сообщество сингулярны, потому что способны на дискурс, под которым понимается даже не диалог, а полилог, но не самих субъектов, а тех значений, которые содержат в себе и могут проецировать субъекты. Утверждая современную действительность как сингулярность и совокупность сингулярностей, Делез определяет ведущую роль значений в осуществлении такой действительности: бытие есть производство смысла бытия, бесконечное ветвление множества смыслов [5, с.135], в результате чего изначально «пустое место» начинает вдруг циркулировать, а доиндивиду-альные и безличные сингулярности «говорить», выражая себя через «говорение», коммуницировать друг с другом [5, с.106, 111].

Развивая идеи Делеза, Л.Ж.Нанси называет эту способностей сингулярностей к коммуникации «открытостью связи несвязности», в результате чего достигается обращенность сингулярных субъектов друг к другу [9, 92]. Под «открытостью» понимается готовность к отношениям, но не сами отношения. Для пояснения принципа «связи несвязности» Нанси использует образ людей, оказавшихся случайными попутчиками в купе: «Между ними нет никаких отношений. Но они равным образом составляют совокупность в качестве пассажиров данного поезда, пребывающих в одном пространстве и в одно время. Они находятся в промежутке между объединенностью «толпы» и связностью «группы», будучи ежесекундно близки к превращению в одну или в другую». Подобная «приостановленность» и составляет принцип события (как со-бытия) «в качестве отношения без отношения, т.е. одновременной открытости как отношению, так и отсутствию такового» [9, 92].

При этом подчеркивается, что в качестве сингулярных субъектов может выступать не только индивид или социальная группа, общность, но и социальный институт, и собственно социальный

дискурс, - все то, что способно принимать, производить, транслировать значения. Нанси, как и Делез, связывает сингулярность с событийностью: факты и явления приобретают характер событий постольку, поскольку способны производить значения, каждое из которых - сингулярное, не окончательное. Представление о процессуальности (как сериальности) значений также роднит взгляды Нанси и Делеза. Но если для Делеза идеальным событием-сингулярностью является нонсенс, как тот абсолютно белый цвет, который в себе потенциально и одновременно содержит все цвета, то у Нанси сингулярность - состояние, скорее, «черное», катастрофическое, «предельное», состояние вынужденного обращения, поворота одной сингулярности к другой, или даже того, что предшествует «повороту», -когда еще не «лицом к лицу», а только «разглядывание» [9, 91].

Тем не менее, некоторые общие концептуальные подходы к феномену сингулярности обоих французских философов и дальнейший анализ сингулярных субъектов позволяют выделить их следующие признаки.

В социальном измерении сингулярностью может выступать как индивид, так и общность, и даже отдельное проявление социальной жизни. Трансформация социальных элементов в социальные сингулярности происходит посредством их взаимодействия; способом бытия сингулярности является резонансная связь: суть не в самих сингулярностях, а в их связи, интеракции. При этом, сингулярность никогда не является конечным элементом, включая и включаясь в другие сингулярности, составляя конфронтации, или, напротив, синергию с другими сингулярностями. Между сингулярностя-ми не существует иерархии: каждая может, как раковая клетка, вдруг заполнить собой все социальное пространство и также мгновенно раствориться, но не исчезнуть окончательно. Сингулярности актуализируются и осуществляются в процессе перехода, в трансгрессии - индивидуального в социальное, виртуального в реальное, истины в ложь и обратно. Сингулярности предстают как события, источники и результаты событий; «событийность» и «сингулярность» - соизмеримые и реверсивные понятия. Сингулярности имеют не корпускулярный, а волновой характер, то есть, существуют до тех пор, пока развиваются.

Сингулярности диверсифицируют пространство, но время стягивают в одну точку, сворачивая прошлое, настоящее и будущее, а потом, снова разворачивая, но уже в другом соотношении; время сингулярности - это непрерывная реверсия прошлого-настоящего-будущего, это темпоральность в духе «ленты Мебиуса», где любая временная характеристика не проявляется, а обозначается, нередко произвольно. В сущности, сингулярность - это контент знаков; существуют ли они в действительности - не актуальный вопрос; сингулярности существуют постольку, поскольку осознается их существование (как внутри, так и вовне) в виде определенного сочетания знаков.

Сингулярный мир не субстанционального характера, но монадного, если мы под монадой понимаем не некую устойчивую целостность (корпускулу, «атом» бытия), а непрерывно распадающуюся, взрывающуюся изнутри, вспыхивающую и в момент вспышки осуществляющуюся реальность («фотон» бытия). Имплозия - способ реализации заложенных в сингулярности значений, непрерывное состояние точечных взрывов, порой латентных, порой актуализирующихся в действительности, но это взрывы значений, трансгрессия одних значений в другие, конструирование и деконструирова-ния новых значений, - и новых сингулярностей, имманентных этим значениям. Сингулярный мир -это не просто мир одиночных (вещей, субъектов, значений), а динамичная система одиночных (вещей, субъектов, значений) и связей между ними.

Может возникнуть ощущение, что сингулярный мир хаотичный, но это не совсем так. В этом мире присутствует своя логика, хотя это не аристотелевская логика, исходящая из возможности существования одной мыслимой последовательности в единицу времени. Это мультилогика, предполагающая наложение одной последовательности (значимой «картинки») на другую, с другими исходными данными, в результате чего одновременно актуализируются несколько последовательностей. Но, так как человеческое восприятие и сознание в единицу времени выборочно ориентировано (сознание как способность направлять внимание на вещи и выделять их из совокупности), каждая мыслимая последовательность актуализируется фрагментарно. Сингулярный мир - мир коллажа, где фрагменты коллажа - довольно устойчивые исходные данные (аттракторы), произвольной является лишь их связь. Это хаосмос (согласно Делезу), в котором действуют определенные правила конструирования, реконструирования и деконструирования событий. Это «порядок внутри беспорядка» (по Бодрийяру) [3, с. 30], самоуправляющийся хаос.

События предстают как актуализация сингулярностей. Именно в призме событий сингулярности распознаются, активируются. Активация сингулярностей в событиях осуществляется через производство социальных мифологем, приобретающих вид тоталитарных идей. Мифологемы програм-

мируют социальную жизнь, наполняя ее определенными значениями, обеспечивая сущность социального как такового в ситуации тотального сингулярного бытия. Фактически, современные мифологемы - это устойчивые системы определенных значений, обеспечивающие значимость определенных событий и превращения фактов и явлений в события. В этом плане наиболее яркой практической реализацией сингулярного мира является Интернет-пространство. Сингулярности - отдельные потребители и создатели, а также, сайты и блоги, социальные сети, все участники киберпространства. Социальные мифологемы же выполняют роль ключевых программ, «браузеров» социально-информативной среды. Но для эффективной реализации программ-мифологем необходимо соблюдение еще одного условия.

Транспарентное сознание.

Анализируя современное состояние общества, Ж.Бодрийяр дает меткое определение этого состояния: «после оргии», понимая под «оргией» «каждый взрывной момент в современном мире, момент освобождения в какой бы то ни было сфере» [3, с. 3]. В данном случае речь идет о максимальной реализации сущностного свойства человека - революционного стремления к преодолению всякой ограничивающей данности, будь это данность природы или любая другая. Это свойство, как блестяще показали классики немецкой философской мысли, заложено в недрах человеческого сознания - «чистого разума» как Абсолютного духа, способного не зависеть апостериори от реальности, но создавать априорные установки как фундаментальные принципы бытия (И.Кант, Г.Гегель). Отсюда краеугольное: «царство разума есть царство свободы».

Открытие З.Фрейдом бессознательного способствовало обнаружению в недрах человеческой психики еще одной плоскости свободы - свободы бессознательного. Далее структурализм, постструктурализм и постмодернизм пытались нащупать некие основания реверсии свободы/каузальности как сознания, так и бессознательного, постепенно отказываясь от априорной каузальности в пользу априорной свободы.

Современная ситуация - ситуация реализации практически абсолютной свободы, одновременно свободы разума и свободы бессознательного. Но такая «перемноженная» свобода (духа) способна производить на свет семантических «монстров» - в общем-то, логически-рациональные, обоснованные и убедительные построения, возведенные в степень бессознательного и приобретшие вид почти безумных навязчивых идей и мифологем.

Едва ли не самый яркий пример современности - сегодняшняя, связанная с украинским кризисом, информационная война. И едва ли не самая наибольшая «странность» в этой войне - то, насколько легким оказалось массовое идеологическое «зомбирование», в общем-то, образованных, информационно подготовленных, свободно мыслящих (или представляющих себя таковыми) людей. Не тяжелее, чем, скажем, была в 1917 году повальная идеологизация полуграмотного населения Российской империи. Как представляется, здесь дело не только в логике «массового общества», критикуемого в свое время экзистенциалистами, или коллективных бессознательных архетипах, о которых писал К.Юнг. С точки зрения модернистского восприятия действительности ситуация выглядит удивительной и необъяснимой, ведь для того, чтобы внушить взрослому человеку, воспитанному в духе интеллектуальной свободы и гражданской ответственности, какие-либо идеи, надо совершенно очистить его сознание от всего предыдущего жизненного опыта, что по определению, казалось невозможным.

Но современная эпоха обнаружила эффективный способ такого «обнуления» сознания: тотальная свобода информации. Современное общество - общество пропагандируемой информационной прозрачности, транспарентности. Такое состояние свободы, возведенной в бесконечность, стирающей любые границы, как естественные, так и искусственные, Жан Бодрийяр и называет «оргия свободы». Так как отныне нет никаких границ, то и не может быть никаких тайн: абсолютная информационная свобода делает социальное бытие абсолютно прозрачным. На протяжении всей эпохи модерна, и особенно, интенсивно, в ХХ веке, Запад, а потом и все человечество интенсивно стремилось к освобождению - «освобождению политического и сексуального, освобождению сил производительных и разрушительных, освобождению женщины и ребенка, освобождению бессознательных импульсов, освобождению искусства. Сегодня игра окончена — все освобождено. И все мы задаем себе главный вопрос: что делать теперь, после оргии?» [3, с. 3].

Ведь если глобальная цель - реализация свободы духа ( представляемая как, прежде всего, свобода информации и коммуникации) достигнута, а развитие продолжается, начинается производство сверхцелей, сверхреальности, гиперсвободы. Свободный разум становится свободен от всего, включая реальность, и начинает «свою игру» . Это игра, которой нет конца, которую не игроки выбирают, а она втягивает потенциальных игроков: игра знаками и символами. Именно такую игру описывает Льюис Кэролл в своей знаменитой «Алисе в Зазеркалье»: бег по кругу, где каждый начинает, когда

вздумается, останавливается, когда захочет; где мячами и клюшками могут стать какие угодно субъекты и объекты (а потом поменяться), где свернутые ворота (правила и установки) непрестанно перемещаются с одного конца игрового поля в другой. А Ж. Делез подтверждает: это есть «идеальная игра», «без правил, без победителей и побежденных, без ответственности, игра невинности, бег по кругу, где сноровка и случай больше не различимы» [5, с. 89].

Но, если свободна сама игра, свободна даже от реальности, о какой еще свободе (личностной, социальной) тогда можно говорить? Отныне все: пол и власть, производство и потребление, семья и вера - это всего лишь контент произвольных знаков.

Границы социального - это ценности и критерии самого социального. Гиперсвобода порождает «диффузию ценностей» [3, с. 4]. Свобода стала вирусом; вирус свободы проник в социальную жизнь, уничтожив ее естественный иммунитет к несвободе. В результате, именно в тех обществах, где достигнута наибольшая свобода самовыражения - свободы самовыражения уже нет; там, где задекларированы максимально широкие права человека, там же они чаще всего игнорируются; там, где масс-медиа обеспечили прозрачность социальной жизни («правду»), там же и наименьшее доверие к этой «правде». Чем больше социальности в жизни человека, тем более разрушительно желание уничтожить социальность, усиливая и без того сингулярное бытие (многочисленные случаи «внезапного» превращения добропорядочного социально адаптированного гражданина в девианта в самых цивилизованных культурах). Отсюда так называемая практика «двойных стандартов»: суть вовсе не в том, что некоторые масс-медиа, политики и общественные деятели намеренно лгут; суть в том, что они больше не замечают собственной лжи.

Отсюда, всеобщий нигилизм, неверие в общество как таковое, его инструменты и принципы, глубокое убеждение рядового обывателя, что «врут все». «Сегодняшний нигилизм», - правомерно отмечает Ж.Бодрийяр, - «это нигилизм прозрачности, и в определенной степени он более радикальный и решительный, чем его предыдущие исторические формы...» [4, с. 90].

В условиях сингулярного бытия, отличающегося непредсказуемостью и динамикой, транспа-рентное, «обнуленное», сознание само по себе уже не способно создавать жизненные ориентиры. Человек как бы оказывается в состоянии невесомости в белой комнате: понять, где «верх», где «низ» невозможно. И здесь достаточно какому-то яркому пятну, чтобы сознание «зацепило», потому что «нам нужен зримый континуум, зримый миф» [4, с. 8] как ориентир. Таким зримым «пятном» на фоне стерильно «правовой», информативно прозрачной и гиперсвободной действительности может стать, в принципе, любой социально значимый образ, любой социальный миф, обернутый в привлекательную, красочную, знаковую «обертку». Постмодерн - эпоха панмифологизация реальности.

Современные мифы - мифологемы - императивные тоталитарные идеи с мифологизированным содержанием, программирующие социальное поведение (группы, индивида); отличаются особой социальной навязчивостью. Фактически, это род неврозов современного общества.

Следует отличать современные мифологемы от старых традиционных мифов. Традиционные мифы отражали исключительно реальность - реальную природу или реальные исторические факты. Отсюда известные мифы о потопе, об умирающем и воскресающем боге, о войнах богов (то есть, племен, поклонявшимся разным богам). Мифологемы ничего не отражают, но, напротив, формируют реальность. Традиционный миф отличается синкретизмом, образной целостностью; современные социальные мифологемы - фрагментарные множественности, ни о какой целостности в них речь не идет, только о неком пазловом соединении. Традиционный миф, являясь, по сути, результатом народного творчества, коллективного авторства нарождающейся культуры, не персонифицирован, апеллирует, прежде всего, к позитивным чувствам и эмоциональным проявлениям, способным обеспечить единение, и, значит, выживание сообщества; это первая попытка осознания единства, социальности как таковой. Традиционные мифы архетипичны, воплощают, прежде всего, коллективное бессознательное, но в то же время, обеспечивают перевод чувственного восприятия на «язык разума».

Современные мифологемы - сознательно сконструированные посредством знаков образы социальной реальности, обладают вполне конкретным авторством, хотя, большей частью, имеют множество авторов. Множественность авторов мифологем часто создает иллюзорную ситуацию «смерти автора»: автором мифологем могут выступать не только индивиды, а определенные сплоченные социальные группы; авторство также может сознательно нивелироваться, скрываться, приписываться другому социальному субъекту. Поэтому мифологема всегда персонифицирована, но не всегда возможно установить ее реальное авторство; более того, «автором» мифологемы может быть симулякр или даже другая мифологема.

Мифы отражают единение с миром (природы, общества), общее; современные социальные мифологемы фиксируют и усиливают разъединение, отличное, это результат производства общества

распада, их задача не обеспечить единство социальной среды, а усиливать и транслировать сингулярность. Поэтому, мифологемы, большей частью, активизируют негативные чувства и переживания, глубинный внутренний конфликт современного человека с самим собой, с обществом, конфликт сознания и бессознательного. Или, по мысли Ж.Бодрийяра, с помощью инструмента мифологемы «мы имеем дело с переводом зла в несчастье, а несчастья в рыночную или зрелищную ценность, — переводом, который чаще всего осуществляется при участии или с согласия самой жертвы» [2, с. 128]. Поэтому мифы созидательны (даже, когда рисуют образы смерти, войны, противостояния), а мифологемы разрушительны (даже, когда свидетельствуют о развитии и проявлениях жизни). Фактически, мифологемы переводят осознанные ранее реальные вещи, рациональное, на «язык бессознательного», создавая из них псевдореальность. И если мифы синкретичны, то мифологемы тотальны, ведь только тотальным проникновением во все сферы социального бытия, находящегося в состоянии сингулярности, можно связать социум в некоторое подобие целого: мифологемы выполняют роль «вяжущего вещества», идейного «полимера», скрепляющего отдельные фрагменты социума как сингулярности.

Главное же отличие мифологемы от традиционного мифа в том, что, мифологема не связана с реальностью и никак не отражает реальность; мифологема связана с самой собой и подобными мифологемами. Или, словами Л.Ж.Нанси, «миф отрезан от своего собственного смысла... своим собственным смыслом» [10, с. 102], «миф означивает сам себя и конвертирует свой собственный вымысел.» [10, с. 105]. Отношение современной социальной мифологемы к традиционному мифу - как отношение искусственно созданного объекта к естественному объекту или как отношения реального спортивного состязания и компьютерной игры.

Наиболее значимые и влиятельные мифологемы общества постмодерна: «демократия», «права и свободы человека», «толерантность». Так, уже Ж.Бодрийяр, отмечал, что признак современности -тотальное навязывание идеи демократии как основной мифологемы западного мира, приводящее к «безудержной эскалации демократичности ценой инфляции ее установок и бесконечной спекуляции на ее идеях» [2, с. 124]. Л.Ж. Нанси подтверждает, что понятие «тоталитаризм» не стоит ассоциировать только с прошлым сталинского СССР или нацистской Германии; в тоталитарные могут преобразовываться любые современные сообщества, как и любые идеи, курсирующие в этих сообществах. Суть не в отдельных идеях или социальных средах; тоталитарность - «в целом горизонт нашего времени, в который вписаны и все демократии с их хрупкими юридическими парапетами» [10, с. 26]. Ален Бадью подчеркивает, что в современном мире демократия стала неким фетишем: «в наши дни быть демократом до сентиментальности обязательно» [1, с. 7] и «требуется храбрость отправиться по ту сторону демократического фетиша, такого, как мы его знаем» [1, с. 2].

Речь идет, конечно, вовсе не о том, чтобы отвергнуть саму идею демократии; следует согласиться с тем же Нанси, что пока ее нечем заменить, и даже просто критика демократии может способствовать «риску уничтожения, чистой экспроприации и ничем не сдерживаемой эксплуатации» [9, с. 91]. Речь о том, что тотальное распространение идеи демократии обесценивает смысл самой идеи, уничтожая демократию на корню. Тоже самое происходит с идеями «прав и свобод личности», «толерантности», с любыми идеями, трансформировавшимися в мифологемы и претендующими на тотальность.

Итак, основные условия отчуждения от реальности в современном постмодерновом социальном пространстве - сингулярность бытия и транспарентность сознания. Посредством этого происходит панмифологизация действительности, выражающаяся в вирусном распространении мифологем как тоталитарных идей, как аксиом, не нуждающихся в доказательствах, но определяющих доказательства любых знаков реальности, производных от них, а значит, и собственно, реальности.

Библиографический список

1. Бадью А. Порнография настоящего. //Электронный ресурс // Ален Бадью. Порнография настоящего. URL http://la-propagande-du-quotidien.tumblr.com/ (дата обращения 18.04.2014)

2. Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту/ Mots de passe. D'un fragment l'autre. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 129 с.

3. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; 2000

4. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция./Электронный ресурс // Жан Бодрийяр. Симулякры и симуляция. URL http://exsistencia.livejournal.com (дата обращения 18.04.2014)

5. Делёз Ж. Логика смысла: Пер. с фр. Фуко М. Д 29 Theatrum philosophicum: Пер. с фр. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга, 1998. - 480 с.

6. Делез Ж. , Гваттари Ф. Ризома/ Капитализм и шизофрения: Тысяча плато. М.: АСТ, 2010

7. Деррида Ж. Письмо и различие // Пер. с фр. под ред. В.Лапицкого. -СПб.: Академический проект, 2000.430 с.

8. Лиотар Ж. Состояние постмодерна// пер. Шматко Н.А.- Спб.: Алетейя.- 1998. -160 с.

9. Нанси Ж. Л. О событии. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., Наука, 1991. С. 91-100

10. Нанси Ж.Л. Не производимое сообщество. М.: Водолей, 2009. - 208 с.

11. Тойнби А. Постижение истории. М., Прогресс, 1991. 736 с.

12. Baudrillard J. Simulacres et Simulation. P.: Galilée, 1981.

13. Nancy. J.-L .The Inoperative Community. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991.

References

1. Bad'ju A. Pornografija nastojashhego. [Pornographie du Temps présent] /Jelektronnyj resurs // Alen Bad'ju. Pornografija nastojashhego. URL http://la-propagande-du-quotidien.tumblr.com/ (data obrashhenija 18.04.2014) (In Russian).

2. Bodrijjar Zh. Paroli. Ot fragmenta k fragment [Passwords. Fragments] Ekaterinburg: U-Faktorija, 2006. 129 p. (In Russian).

3. Bodrijjar Zh. Prozrachnost' zla. [The Transparency of Evil] M.: Dobrosvet; 2000 (In Russian).

4. Bodrijjar Zh. Simuljakry i simuljacija [Simulacres et Simulation]./Jelektronnyj resurs //Jelektronnyj resurs // Zhan Bodrijjar. Simuljakry i simuljacija. URL http://exsistencia.livejournal.com (data obrashhenija 18.04.2014) (In Russian).

5. Deljoz Zh. Logika smysla [ The Logic of Sense]: Per. s fr. Fuko M. D 29 Theatrum philosophicum: Per. s fr. M.: Raritet, Ekaterinburg: Delovaja kniga, 1998. - 480 p. (In Russian).

6. Delez Zh. , Gvattari F. Rizoma [Rhizome]./ Kapitalizm i shizofrenija: Tysjacha plato. M.: AST , 2010.(In Russian).

7. Derrida Zh. Pis'mo i razlichie [Writing and Difference ]// Per. s fr. pod red. VLapickogo. -SPb.: Akademicheskij proekt, 2000.- 430 p. (In Russian).

8. Liotar Zh. Sostojanie postmoderna [The Postmodern Condition ]// per. Shmatko N.A.- Spb.: Aletejja.- 1998. -160 p. (In Russian).

9. Hanci Zh. L. O sobytii. [About the event] Filosofija Martina Hajdeggera i sovremennost'. M., Nauka, 1991. P. 91-100 (In Russian).

10. Nansi Zh.L. Ne proizvodimoe soobshhestvo/ [The Inoperative Community]. M.: Vodolej, 2009. - 208 p. (In Russian).

11. Tojnbi A. Postizhenie istorii [A Study of History]. M., Progress, 1991. 736 p. (In Russian).

12. Baudrillard J. Simulacres et Simulation. P.: Galilée, 1981.

13. Nancy. J.-L .The Inoperative Community. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.