Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА КАК НЕОГРАНИЧЕННЫЙ СЕМИОЗИС(РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ: СЕМИОЗИС И КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: ТЕКСТОВОЕ НАУЧНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ НА КОМПАКТДИСКЕ / ПОД РЕД. Л. В. ГУРЛЕНОВОЙ, Г. Л. ТУЛЬЧИНСКОГО; ФЕДЕР. ГОС. БЮДЖ. ОБРАЗОВАТ. УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШ. ОБРАЗОВАНИЯ "СЫКТЫВ. ГОС. УН-Т ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА")'

КУЛЬТУРА КАК НЕОГРАНИЧЕННЫЙ СЕМИОЗИС(РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ: СЕМИОЗИС И КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: ТЕКСТОВОЕ НАУЧНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ НА КОМПАКТДИСКЕ / ПОД РЕД. Л. В. ГУРЛЕНОВОЙ, Г. Л. ТУЛЬЧИНСКОГО; ФЕДЕР. ГОС. БЮДЖ. ОБРАЗОВАТ. УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШ. ОБРАЗОВАНИЯ "СЫКТЫВ. ГОС. УН-Т ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА") Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИКА КУЛЬТУРЫ / ПОЛИГЛОТИЗМ КУЛЬТУРЫ / ФОРМАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ В ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ / ИСКУССТВА КАК МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE AS UNLIMITED SEMIOSIS(REVIEW OF THE JOINT MONOGRAPH: SEMIOSIS AND CULTURE: MODERN CULTURAL PRACTICES [DIGITAL RESOURCE]: TEXT RESEARCH DIGITAL PUBLICATION ACCOMMODATED ON A CD-ROM / ED. BY L. V. GURLENOVA, G. L. TULCHINSKY; FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION “PITIRIM SOROKIN SYKTYVKAR STATE UNIVERSITY”)

Keywords: SEMIOTICS OF CULTURE, POLYGLOTTISM OF CULTURE, FORMAL METHODS IN HUMANITIES RESEARCH, ARTS AS MODELLING SYSTEMS, OPPORTUNISTIC PROCESSES IN INTERPRETATION, INTEGRATIVE PROCESSES OF CULTURE

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА КАК НЕОГРАНИЧЕННЫЙ СЕМИОЗИС(РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ: СЕМИОЗИС И КУЛЬТУРА: СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]: ТЕКСТОВОЕ НАУЧНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ИЗДАНИЕ НА КОМПАКТДИСКЕ / ПОД РЕД. Л. В. ГУРЛЕНОВОЙ, Г. Л. ТУЛЬЧИНСКОГО; ФЕДЕР. ГОС. БЮДЖ. ОБРАЗОВАТ. УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШ. ОБРАЗОВАНИЯ "СЫКТЫВ. ГОС. УН-Т ИМ. ПИТИРИМА СОРОКИНА")»

Brazgovskaia E. E. Culture as Unlimited Semiosis ... Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

РЕЦЕНЗИИ

DOI: 10.34130/2233-1277-2021-3-167

Е. Е. Бразговская

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Русская христианская гуманитарная академия, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Культура как неограниченный семиозис

(рецензия на коллективную монографию: Семиозис и культура: современные культурные практики [Электронный ресурс]: текстовое научное электронное издание на компакт-

диске / под ред. Л. В. Гурленовой, Г. Л. Тульчинского; Федер. гос. бюдж. образоват. учреждение высш. образования «Сыктыв. гос. ун-т им. Питирима Сорокина»)

Ключевые слова: семиотика культуры, полиглотизм культуры, формальные методы в гуманитарных исследованиях, искусства как моделирующие системы, вероятностные процессы в интерпретации, интегратив-ные процессы культуры.

© Бразговская Е. Е., 2021

Бразговская Е. Е. Культура как неограниченный семиозис ...

Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

E. E. Brazgovskaia

Perm State Humanitarian Pedagogical University; Russian Christian Humanitarian Academy, St. Petersburg, the Russian Federation

Culture as Unlimited Semiosis

(review of the joint monograph: Semiosis and Culture: Modern Cultural Practices [Digital Resource]: text research digital publication accommodated on a CD-ROM / ed. by L. V. Gurlenova,

G. L. Tulchinsky; Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Pitirim Sorokin Syktyvkar State University")

Keywords: semiotics of culture, polyglottism of culture, formal methods in Humanities research, arts as modelling systems, opportunistic processes in interpretation, integrative processes of culture

Уточню жанр данной работы. Скорее, это послесловие к монографии, нежели академическая рецензия. Любая рецензия предполагает, прежде всего, критический (аналитико-структурный] подход к объекту анализа, тогда как мне хочется продлить и сохранить ощущение свободы и широты мысли, которым всегда отмечены се-миотико-культурологические дискуссии в Сыктывкарском универ-ситете1. Эти ежегодные встречи, как неоднократно отмечал один из участников конференций — Александр Люсый, заполняют лакуну в отечественной истории идей - пустоту, индексировавшую завершение тартуской семиотической школы. Возможно, — я продолжаю воспроизводить устную реплику А. Люсого, — Сыктывкарский университет когда-то станет новым семиотическим центром России.

1 Монография «Семиозис и культура: современные культурные практики» продолжает серию публикаций по итогам международных научных конференций, посвящённым проблемам семиотике культуры. Настоящее издание подготовлено по материалам XV международной конференции (Сыктывкар, 28—29 мая 2021 года).

Brazgovskaia E. E. Culture as Unlimited Semiosis ...

Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

Участники конференций по семиотике культуры единодушно отмечают знаковую особенность этих международных дискуссий: интеллектуальное напряжение, созданное их начинателями: Ириной Евгеньевной Фадеевой и Владимиром Александровичем Сулимо-вым. Даже после ухода из жизни они вдохновляли и незримо поддерживали XV конференцию.

Коллективная монография «Семиозис и культура: современные культурные практики» создавалась в рамках междисциплинарного исследовательского пространства, где трудно, а по существу, и невозможно прочертить границы между Cultural studies, семиотикой визуальности, теориями образа и репрезентации, собственно семиотикой и культурной антропологией. Непосредственным предметом анализа для авторов этой работы стали тексты культуры, созданные посредством разносемиотических систем: праздники советского и постсоветского периодов (Г. Л. Тульчинский], геокультурные локусы России (Г. М. Казакова], эволюция системы китайских иероглифов (Лю Леи], книжные издания на языках коренных народов Севера (И. Н. Соколова, В. С. Соколова], лубочные картинки, формирующие образ Бабы-яги (Т. Ю. Воробьёва], ритуал рукопожатия (М. В. Капкан, Л. С. Лихачева] и др. Общая сквозная тема книги - проблема обнаружения границ и инструментов интерпретации разносемиотических текстов как культурных практик. Явно или имплицитно эта проблема всеми авторами монографии связывается с динамикой и «неокончательностью» смысловой структуры каждого текста1, причиной чего является ведущий механизм культуры — семиозис как неостановимый и бесконечный процесс многомерного семиотического отображения, или репрезентации, уже существующих текстовых пресуппозиций.

Особенности интерпретации такого академического жанра, как коллективная монография, связаны с тем, что исходный семиозис

1 В частности, поэтому текст культуры есть её практика.

Бразговская Е. Е. Культура как неограниченный семиозис ...

Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

позиций и взглядов различных авторов всё же требует в ходе издания структурирования — я-здесь-сейчас упорядоченности, создаваемой редактором текста. Естественно, это обстоятельство во многом предопределяет читательское восприятие. Структура данной монографии актуализирует принцип дополнительности, когда в бинарной оппозиции оказываются представленными, казалось бы, противоположные, однако дополняющие друг друга научные подходы к анализу материала. Так, точка зрения «глобалиста» (Глава 1. Наука о культуре: вопросы теории] позволяет рассматривать культуру как единый «текст текстов», систематизировать процессы, ведущие к интеграции национальных культур, разносемио-тических практик и, отсюда, к необходимости создания междисциплинарного пространства, в котором будет создаваться многомерная картина культуры-семиосферы (статья А.-К. И. Забулионите «Универсум культур и проблема единства науки о культуре»]. При этом взгляд «глобалиста» дополняется и уточняется работами, по-свящёнными локальным культурным практикам — уже упоминавшимся изданиям на языках коренных народов Севера, формам этикета, мифологии советской эпохи и др. (Глава 3. Современный культурный процесс]. Вторая глава монографии (Эволюционные процессы в пространстве культуры] структурирует процессы становления семиосферы в историческом аспекте, показывая изменение смысловой структуры знаков от истоков к современности (статья Е. Н. Шапинской об образах прошлого в постсовременных культурных практиках, работа Н. Ю. Мочаловой о трансформации принципов художественного творчества — от статичного произведения к эксперименту и др.].

Интеллектуальной пресуппозицией всех представленных в монографии работ стала теория семиотики как наиболее адекватная для культуролога, философа, теоретика литературы, антрополога форма критики, позволяющая определить механизмы смыслопо-рождения применительно к конкретному локусу пространства

Brazgovskaia E. E. Culture as Unlimited Semiosis ...

Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

культуры / конкретному интерпретатору и, в этом смысле, способная освободить сознание от готовых алгоритмов и штампов интерпретации [1, p. 133], сделав акцент на прагматическом и эпистемологическом измерениях текстов культуры. И хотя собственно семиотический метод наиболее актуализирован в статье «Рукопожатия отменяются»: трансформация семиотической системы этикета в эпоху пандемии (М. В. Капкан, Л. С. Лихачева], вся коллективная монография читается sub specie Semiotics.

Взгляд «сверху» на мозаику представленных в монографии се-миотико-культурологических «пейзажей» требует вывода, который не мог быть озвучен в рамках коллективного авторства, но возникает в ходе читательской интерпретации. В качестве такого заключения я приведу точку зрения И. Е. Фадеевой и В. А. Сулимова на необходимость уточнения самого понятия семиозис. Если Ч. С. Пирс определял его как неостановимый процесс интерпретации, основанный на различных формах репрезентации референта, то современная культурная антропология (и, добавлю, когнитивная семиотика] рассматривает семиозис как «подвижную связь трех базовых составляющих мира - сознания, текста и реальности» [2, С. 17]. Именно в этой формуле заложены причины, проясняющие сущность многократно воспроизводимого в работах У. Эко положения о том, что культура есть глобальный и пребывающий в неизменном движении «текст», открытый для бесконечного числа интерпретаций — текст work-in-progress. Именно такое понимание се-миозиса культуры определило магистральное направление всей коллективной монографии.

Список литературы

1. Eco U. Apocalypse Postponed. Bloomington: Indiana University Press, 1999. 240 p.

2. Фадеева И. Е., Сулимов В. А. Семиозис: субъективная антропология символической реальности. СПб.: Астерион, 2013. 252 с.

Бразговская Е. Е. Культура как неограниченный семиозис ...

Человек. Культура. Образование — Human. Culture. Education, 2021, 3(41)

References

1. Eco U. Apocalypse Postponed. Bloomington: Indiana University Press, 1999. 240 p.

1. Fadeeva I. E., Sulimov V. A. Semiozis: sub"yektivnaya antropologiya sim-volicheskoy real'nosti [Semiosis: Subjective Anthropology of Symbolic Reality]. St. Petersburg, Publishing house «Asterion», 2013. 252 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.