Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА КАК МИР ТЕКСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОНИМАНИЯ'

КУЛЬТУРА КАК МИР ТЕКСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОНИМАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
человек / человеческое бытие / сознание / интенциональность / смысл / культура / субъектность / общество / информация / язык / текст / информационное обеспечение / информационная система / информатизация / информационные технологии / компьютеры / коммуникация / human / human being / consciousness / intentionality / sense / culture / subjectivity / society / information / language / text / information support / information system / informatization / information technologies / computers / communication

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сухина Игорь Григорьевич

Представлено информационное понимание культуры как универсальной системы информационного обеспечения человеческого бытия, и вместе с тем, как мира текстов, в которых объективируемая языковыми средствами информация обретает смысловую определенность. Проводится идея, что человеческое бытие имеет информационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An informational understanding of culture is presented as a universal system of information support for human existence, and at the same time as a world of texts in which information objectified by linguistic means acquires semantic certainty. The idea is carried out that human being is informational.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА КАК МИР ТЕКСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОГО ПОНИМАНИЯ»

2. Воробьева, И.А. Цифровая коммуникация в структуре цифрового общества / И.А. Воробьева, P.A. Костерев // МНИЖ. - 2022. - №6-4 (120). - С. 128-134

3. Интернет и соцсети в начале 2023 года - главные цифры Global Digital 2023. -URL: https://vc.ru/marketing/596126-internet-i-socseti-v-nachale-2023-goda-glavnye-cifry-global-digital-2023 (дата обращения: 01.02.2023)

4. Кастельс, M. Власть коммуникации [текст]: учеб. пособие / Пер. с англ. Н.М. Тылевич; под науч.ред. А.И. Черных. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 564 с.

5. Лидеры и организации будущего: Тренды 2035: как изменятся модели управления / ВГГОВЕ-блог. - URL: https://blog.bitobe.ru/article/lidery-i-organizatsii-budushchego (дата обращения: 27.10.2021)

6. Ступак, А. Что такое VUCA-мир [текст] / А. Ступак. - URL: https://secretmag.ru/enciklopediya/chto-takoe-wca-mir-obyasnyaem-prostymi-slovami.htm (дата обращения: 17.12.2021)

7. Сулейманов, М.Р. Культура медиапотребления в условиях цифровизации средств массовой информации. Канд. диссертация ... 24.00.01 (теория и история культуры) / М.Р. Сулейманов. - Режим доступа - URL: http://nauka.mgik.org/dissertatsionnye-sovety/informatsiya-dlya-prisuzhdeniya/d-210-010-01 /вШеутапоу-г-в/Диссертация.рсИ- (дата обращения: 07.04.2023)

8. Шестерина, A.M. Аудитория видеоблогов как криэйтор медиадискурса / А.М. Шестерина // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2022. — Т. 41. — № 4. - Белгород: «БелГУ». - С. 662-669

9. Cascio Jamais «The End of the World»: Closing Keynote at Understanding Risk 2016. -URL: www.youtube.com/watch?v=b8hnQ7DlPqY(датаобращения: 17.12.2022)

10.Cascio Jamais Facing the Age of Chaos. - URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b 1 f51 d (дата обращения 29.04.2020)

11 .Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях. -URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html (дата обращения: 28.01.2023)

УДК 130.2+141.319.8

КУЛЬТУРА КАК МИР ТЕКСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЕЁ ИНФОРМАЦИОННОГО

ПОНИМАНИЯ

Сухина Игорь Григорьевич,

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (г. Донецк)

Аннотация. Представлено информационное понимание культуры как универсальной системы информационного обеспечения человеческого бытия, и вместе с тем, как мира текстов, в которых объективируемая языковыми средствами информация обретает смысловую определенность. Проводится идея, что человеческое бытие имеет информационный характер.

Ключевые слова: человек, человеческое бытие, сознание, интенциональность, смысл, культура, субъектность, общество, информация, язык, текст, информационное обеспечение, информационная система, информатизация, информационные технологии, компьютеры, коммуникация.

Annotation. An informational understanding of culture is presented as a universal system of information support for human existence, and at the same time as a world of texts in which information objectified by linguistic means acquires semantic certainty. The idea is carried out that human being is informational.

Key words: human, human being, consciousness, intentionality, sense, culture, subjectivity, society, information, language, text, information support, information system, informatization, information technologies, computers, communication.

Постановка проблемы. Человеческое бытие - это бытие в информационном его обеспечении на основе и посредством которого происходит его формирование и развитие, с присущими ему системными связями с миром как его системным освоением. И это генерирование актуальной для человеческого бытия в мире социокультурной информации осуществляется культурой как информационной системой, включающей языки как знаково-символические средства оперирования с информацией, семиотические программы ее переработки, тексты как сообразованные со смыслом формы ее аккумуляции и фиксации, информационные технологические средства, и др.

Человеческое бытие как культурно-исторический, цивилизационный процесс его формирующего и развивающего утверждения в мире является информационным процессом, в котором культура как системное образование выступает универсальным механизмом его генерирования и осуществления.

Информация является субстанциальной основой человеческого бытия, которая раскрывается в качестве стратегического ресурса социокультурного его развития. И человеческое бытие таково, каково его информационное обеспечение, каковы те смыслы, носителем которых выступает информация.

Поэтому весьма актуальным является информационное понимание культуры как системного образования, осуществляющего информационное обеспечение человеческого бытия и объективирующегося в качестве текстов.

Философская, точнее - культурфилософская экспликация такого понимания предполагает синтез теории информации, культурологии и семиотики в ее семантической акцентуации, что и предпринято в статье.

Цель статьи: изложение концептуализированного понимания культуры как информационной системы и семиотического мира текстов.

«Имеем ли мы дело с материальным накоплением каких-либо предметов или с памятью в ее кратковременных или долговременных, личных или коллективных формах, - перед нами, по сути дела, один и тот же процесс, который может быть определен как процесс возрастания информации» [4, С. 394]).

Изложение основного материала. Человеческое бытие обеспечивается информацией, имеет информационный характер. В человеческом поведении, деятельности и особенно - коммуницировании генерируется информация как актуальная содержательность человеческого бытия с егопостоянно развивающейся системой взаимосвязей и отношений с окружающей действительностью.

Человеческое бытие - это наиболее универсальная форма сознательно мотивированной субъектности человека, в которой актуализируются, формируются, развиваются и интегрируются все сущностные, атрибутивные его характеристики. Оно выступаетинтегрированной «...совокупностью всех сообразных с сознанием, его смысло-полагающей активностью форм (осмысленного) отношения человека-субъекта к действительности» [9, С. 79].

Информационно выражаемая содержательность человеческого бытия, соответственная потребностям и интересам человека, его сознательно-мотивированной коммуникативности и субъектности, придает ему на индивидуальном и надындивидуальном - социально-коллективном уровнях его вершения социокультурный, цивилизованный в целом характер.

Информация (от лат. пгРогтайо - сведения) представляет собой стратегический ресурс социокультурного/цивилизационного развития, самое его необходимое условие, главный/генеральный фактор. Прогрессирующее развитие культуры и социума, поступательный ход человеческой истории обеспечиваются производством, накоплением, обработкой, передачей, внедрением, использованием информации. Социокультурное развитие человеческого бытия является, всущности, информационным процессом.

Собственно, информация - это сведения о чем-либо, передаваемые или предполагающие их коммуникативную передачу. Это - сформированное и обозначенное содержание, выступающее в качестве сведений. В свою очередь, сведения - это содержательные сообщения, которые обладают определенным, актуальным для коммуникации, значением. Информация - это формируемые, фиксируемые и передаваемые сообщения (о чем-либо). Универсальный характер феномена информации,

его значимости проявляется в том, что широта этого понятия препятствует строгому его определению.

Феноменологически, информация - предмет и предметный результат интенциональной (от лат. intentio - стремление) активности человеческого сознания как такового, или трансцендентального сознания, которое полагает свой предмет в горизонте своей интенциональной активности, и относится к нему, актуализируя его соответствующим образом. Отношение к этому - полагаемому предмету как ноэматическому корреляту интенциональности.

Сознание выступает также реципиентом генерируемой информации как источника своей содержательности, своего развития, как ориентирующего начала, руководства к действию, и способа коммуницирования его субъекта. Через информацию сознание осуществляет интенциональную связь с миром/действительностью, удостоверяя, моделируя и презентируя ее в качестве интенциональной предметности. Сознание -информационно, оно функционирует в режиме оперирования с информацией, в интенционально генерируемом им мире информации, его коммуникативном пространстве. Через генерируемую информацию сознание обеспечивает свое содержание, свое функционирование, осуществляет свое развитие и совершенствование.

Человеческое бытие есть бытие с позиции сознания, его генерирующей информацию интенциональной активности. И человек есть, прежде всего, субъект сознания. Человеческое бытие формируется и развертывается как субъектное «бытие в мире», которое в конструктивной, творческой своей состоятельности обретает культурогенный характер, выступает как «бытие в культуре».В культуре конструктивным, творческим образом сублимируется и объективируется интенциональная активность и потенциалы сознания.

Как генератор (от лат. generator - производитель) информации сознание осуществляет информационное обеспечение человеческого бытия. При этом аккумуляция информации переводит человеческое бытие в социокультурной его динамике на более высокие уровни развития и организации. Аккумуляция информации, в основе которой -перманентная интенциональная активность сознания, - это всеобщая закономерность поступательного, прогрессирующего развития человеческого бытия в мире.

В отличие от обеспечивающей жизнедеятельность живых организмов биологической (генетической) информации, источник которой заключается в инстинктивной активности организмов, социокультурная информация инициируется интенциональной активностью сознания в процессах сознательно-мотивированного поведения, коммуницирования его субъектов. Ее особенность - это фиксацияи кодирование в знаково-символических системах, а не в генах, что предполагает языковые формы ее выражения.

В генерирующей информацию интенциональной активности сознание инициирует культурогенные механизмы информационного обеспечения человеческого бытия, от языка, речи и текстов - к технологиям связи, средствам массовой коммуникации, компьютерам и компьютерным сетям.

Адаптация, оптимизация, универсализация, интеграция и системное использование этих механизмов (информационного обеспечения) формирует культуру как универсальную технологию и систему информационного обеспечения человеческого бытия. Так, российский культуролог Ю. Лотман понимал культуру как механизм, имеющий целью выработку и хранение информации [4, С. 393]; также и российский культуролог Б. Успенский понимал культуру системой хранения и организации информации [10, С. 393].

Феноменологически культура есть совокупный, интегральный предметный коррелят конструктивной интенциональной активности индивидуального и коллективного сознания, генерирующего информацию и механизмы, технологии ее обработки, передачи, внедрения, использования.

Становление культуры как универсальной системы оперирования с социокультурной информацией отвечаетнеобходимости информационного обеспечения человеческого бытия на его социально организованном уровне. Российский философ и культуролог А. Кармин утверждал, что «культура выступает как информационное обеспечение общества» [2, С. 26]. Кармин отмечал, что «культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере» [2, С. 26]. Он рассматривал

функционирование культуры как информационный процесс [2, С. 25]. Культура, как констатировал французский культуролог А. Моль, является кумулятивным процессом [5, С. 319], т.е. процессом кумуляции информации или информационным процессом. Также он понимал культуру кумулятивной системой сообщений, хранимых в памяти на том, или ином уровне [5, С. 181].

Культура как система/системное образование осуществляет кумуляцию (социокультурной) информации как стратегического ресурса человеческого бытия в его социальной определенности. Если в компьютер информационное обеспечение закладывается «извне», то культура сама его вырабатывает и развивает. Человеческое бытие в культуре в плане его информационного обеспечения, его совершенствования, -самокреативно, эмерджентно.

Культура генерирует, аккумулирует и воспроизводит актуальную для человеческого бытия (социокультурную) информацию. В своем предельном функциональном она направлена на всеобщее, тотальное информационное обеспечение человеческого бытия, являясь универсальной для него информационной системой. Информационная система представляет собой системное образование, предназначенное для генерирования, фиксации, обработки, хранения, передачи, воспроизводства, внедрения и использования информации, для организации информационных потоков. Она предполагает соответствующие технологии, организационные ресурсы, инфраструктуру.

> Как универсальный механизм, система информационного обеспечения социально организованного в общество человеческого бытия, культура, по аналогии с информационно-компьютерными технологиями обладает:

- языками - знаковыми средствами оперирования с информацией;

- текстами - носителями информации и формами ее организации;

- традициями - формами хранения («хранителями») культурной памяти;

- нормами - информационными паттернами, программами поведения;

- технологиями генерирования, обработки и передачи информации.

> Как информационная система, культура является самоорганизующейся системой, - сложным, динамичным системным образованием, обладающим:

- функциональной структурной организацией- морфологическим строением;

- способностью к самовоспроизводству с сохранением основ структурной организации;

- способностью инициировать свои изменения, поступательное развитие;

- способностью модифицировать, совершенствовать свою структурную организацию;

- способностью к перманентному взаимодействию с окружающей средой посредством информационного обмена, его организации и обеспечению;

- способностью генерировать субстанциальную - информационную - основу своего формирования, структурногостроения, функционирования, развития.

Культура, в такой ее универсальной (знаково-символической) форме как язык, выражающей содержание сознания и придающей значение его интенциональной предметности, открыла возможность над-биологического оперирования с информацией. Так, в культуре информация кодируется не в генах, а именно в лингвистических знаковых системах. И это особый тип информационного процесса, обладающий безграничными возможностями оперирования с информацией, ее объективации, коммуникативной передачи.

Объективация информации в присущих культуре знаковых системах придает ей социокультурный характер и онтологический статус. Согласно словам Б.Успенского, «язык не только система коммуникации: это также система хранения и организации информации. Это своего рода фильтр, определенным образом организующий поступающую к нам информацию и, вместе с тем, объединяющий всех тех, кто воспринимает ее одинаковым образом. Другими словами: язык - это не только система коммуникации между людьми, это вообще система коммуникации между человеком и окружающей его (внеположной ему) действительностью» [5, С. 4].

В культуре, ее историческом развитии, кумуляция (от лат. ситиШю — накопление) информации сопровождается ее селекцией (от лат. зе1есИо - отбор) в плане соответствия оптимизации человеческого бытия в культуре.

Культура аккумулирует актуальную для человеческого бытия в его социальной определенности информацию. В своей функциональной эффективности она, согласно диалектическому закону перехода количественных изменений в качественные, инициирует социокультурные трансформации или информационные революции. Информационные революции закономерны - они переводят динамику (информационно кумулятивного) развития культуры и социума на качественно новый уровень реализации их прогрессирующих потенциальных возможностей.

> В человеческой истории как цивилизационной истории культуры и общества произошли следующие- эпохальные информационные революции:

- изобретение письменности, - пять тысяч лет назад в Древнем Египте и Шумере, с текстовой фиксацией и передачей актуальной - социокультурной информации как культурного достояния от поколения к поколению;

- изобретение книгопечатания в XV веке, с переходом к печатному тексту и обретением возможности его массового тиражирования;

- вызванное изобретением электричества создание, в конце ХГХ - начале XX вв. средств массовой коммуникации: телеграфа, телефона, радио как каналов оперативного распространения информации в глобальном масштабе;

- подготовленное разработкой электронно-вычислительной техники изобретение микропроцессорной технологии и компьютеров в 70-х годах XX века, и переход от механических, электрических средств преобразования информации к электронным, с созданием компьютерных сетей, и глобального информационно-коммуникативного пространства - Интернет.

> Исходя из такой универсальной культурной формы языковой фиксации информации как текст, являющийсяее носителем и организующим началом, в цивилизационной человеческой истории выделяются такие эпохи, как:

- эпоха допечатного текста - со времен изобретения алфавита, письменности - до изобретения книгопечатания в 1445 г.; т.е. от древневосточной и античной культуры - до культуры Европы эпохи Возрождения;

- эпоха печатного текста, - от изобретения книгопечатания как процесса создания и тиражирования печатных текстов - до изобретения электронных средств формирования текстов и оперирования с ними в виде информационно-компьютерных технологий; т.е. от эпохи Возрождения - до информационной революции 70-х гг. XX века, которая привела к микропроцессорной технологии, персональным компьютерам с программным обеспечением, компьютерным сетям, Интернету;

- эпоха электронного текста, - современная (техногенная) культура информационного типа, спреобладанием электронных средств оперирования с текстовой информацией, программным обеспечением этого процесса; феномен электронного текста демонстрирует безграничность возможностей оперирования с текстами, их продуцирования, модификации, оперативного распространения на базе современных информационных технологий.

Текст существует также и в устной, архетипической для него, форме, и важнейшим культурогенным средством его коммуникативного обеспечения является человеческая речь. Так, например, древнеиндийские Веды - энциклопедический комплекс сакрализированных текстов на санскритском языке - на протяжении веков передавались изустно, в стихотворной форме, и примерно сХУ1 века до н.э.стали переводитсяв письменную форму. Вместе с тем исходным и базовым носителем актуальной информации человеческого бытия является такой структурный компонент сознания как память, формирование которой обеспечивается нейронами/нервными клетками.

В исторической истории происходит культурогенная экстраполяция сознания, с его структурно-функциональной организацией на культурные механизмы системного обеспечения человеческого бытия, и прежде всего - информационного, которое объективируется в развитии культуры и социума.

Информационные революции задают целые эпохи в историческом развитии культуры и общества, переводя его на качественно новый уровень. Они во многом определяют собой модальности культуры, определяют представления о мире, картину мира, сам образ человеческого бытия. В последовательности информационных

революций раскрывается логика информационно кумулятивного развития человеческого бытия в культуре.

Четвертая - микропроцессорная - информационная революция инициировала создание и развитиесовременных информационных технологий (англ. IT-technology), например - персональных компьютеров (ПК) с программным обеспечением. Современные информационные технологии - это авангард инновационного развития наукоемких (высоких) технологий в условиях развертывания НТР, роста ее социального влияния.

На основе Интернета работает Всемирная паутина (англ. World Wide Web, WWW), и множество других коммуникационных систем передачи информации. Английский социолог Э. Гидценс квалифицирует интернет как глобальную систему взаимосвязанных компьютеров [1, С. 410]. Интернет как глобальная коммуникационная сеть, всемирная информационная система объединенных компьютерных сетей инициирует вхождение в пространство и процессы глобальной коммуникации. Он самым существенным образом трансформирует коммуникативную культуру социальных отношений.

Интернета стал одним из самых массовых и демократичных «клубов» в современном мире, в который входят порядка 5 миллиардов пользователей, получая небывалый прямой доступ к огромным, и постоянно растущимобъемам информации. По утверждению Э. Гидценса, «многие пользователи Интернета стали частью оживленных сетевых общин, которые качественно отличаются от тех, в которых они проживают физически» [1, С. 412].

Интернет - выдающееся информационное и цивилизационное в целом достижение человеческой истории. Американский социолог М. Кастельс считает, что «Интернет - это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи» [3, С. 5]. Кастельс понимает Интернет как культурное явление [3, С. 5]. В качестве главного достоинства Интернета он отмечает «...способность к саморазвитию, поскольку, пользователи становились разработчиками технологии и творцами всей Сети в целом» [3, С. 43].

Вызванные четвертой информационной революцией грандиозные социокультурные сдвиги - новации и трансформации квалифицируются как информатизация. Это -«...разработка и применение ...информационных высокотехнологичных средств для эффективного информационного обслуживания и обеспечения» [8, С. 275]. Как раз «посредством этих информационных средств происходит создание потоков информации в автоматическом режиме для их целенаправленного использования, что и является сущностью информатизации» [8, С. 275]. Системное использование этих высокотехнологичных информационных средств приобретает всеобщий характер - в коммуницировании, производстве, управлении, и в быту.

Стратегия информатизации - системная переориентация современной социокультурной среды, включая общественное производство, экономику, на приоритет информационных технологий, инфраструктур, продуктов и услуг.

Процесс современной информатизации начался в 70-е годы XX века, в ареале западной культуры и цивилизации инновационного типа, будучи инициированным четвертой информационной революцией. Информатизация «отвечает» потребностям интенсивно модернизирующегося общества в высокотехнологичном информационном обеспечении, направленном на обработку и использование информации в больших объемах, с созданием научно-технологической базы разработки информационных технологий.

Современным международным центром инновационных разработок в области информационных технологий является Силиконовая долина (США, штат Калифорния), -мега-технополис, отличающийся большой концентрацией высокотехнологичных компаний, специализирующихся на компьютерных и мобильных технологиях, их программном обеспечении [7]. Силиконовая долина символизирует безграничные возможности научно-технологической инноватики, современных (высоких) технологий, инновационного мышления, инициативного предпринимательства. Это - центр генерирования научно-технических инноваций мирового значения.

Современная информатизация основывается накомпьютерных технологиях, включающих: компьютеры, их программное обеспечение, компьютерные сети в соединении с высокотехнологичными средствами связи. Эти технологии явили собой беспрецедентное средство автоматизации интеллектуальной деятельности, с безграничными возможностями оперирования с информацией; информационные компьютерные системы - это человекоразмерные технологические системы, состоящие из: 1) людей; 2) компьютерных технологий; 3) коммуникационной инфраструктуры и среды.

Компьютеризация является ключевой технологической составляющей современной информатизации. Она представляет собой «...процесс разработки, совершенствования, внедрения и использования компьютерно-информационных технологий в производстве, управлении и других сферах социальной жизнедеятельности человека» [8, С. 275]. Это -магистральное направление научно-технической модернизации общества, оказывающее трансформирующее влияние на процессы социокультурного развития.

Информационные возможности современной социокультурной среды вследствие микропроцессорной революции не просто возросли многократно, но стали совершенно несопоставимыми с «до-компьютерной» эрой развития цивилизации; в общем, согласно информационному пониманию, с акцентом на компьютерные технологии и сети в человеческой истории можно выделить две эры - «до-компьютерную», и собственно «компьютерную» эру.

На основе и посредством информации человек утверждает свое бытие в мире. Информация экспансивна, она является способом овладения и управления миром, его ассимиляции человеком-субъектом, причем в глобальном масштабе, ведь современная эпоха - это эпоха глобализации.

Так, в эпоху НТП/НТР и глобализации как интенсификации процесса модернизации культуры и общества, и интеграционных процессов в современном мире на этой универсальной научно-технологической основе, на переднем плане - именно информационная модальность глобализации, инициирующая вхождение в глобальную информационную сеть, в пространство глобальной коммуникации. М. Кастельс отмечает, что «...мы должны считаться с тем, что Интернет и компьютерные сети в целом уже стали становым хребтом всех современных обществ по всему миру» [3, С. 6].

Современная информатизация - высокотехнологичный комплексный процесс, направленный на разработку, совершенствование информационных систем, актуализирующий и интегрирующийинформационные ресурсы.

> Главными направлениями современной информатизации являются:

- разработка и внедрение все более совершенных технических средств обработки информации с совершенствующимся программным обеспечением;

- тотальное расширение социокультурных областей системного и оперативного использования информации;

- создание, развитие и усовершенствование технических средств массовой коммуникации (масс-медиа) с ее сетевыми ресурсами;

- утверждение и развитие информационно-коммуникативного пространства в глобальном/планетарном масштабе и др.

Тесная, интерактивная сопряженность современной информатизации с человеческим разумом, интеллектом инициирует научные исследования и технологические разработки в области искусственного интеллекта (А1), рассматриваемые как возможность и перспективность информационной интерпретации человека, его

интеллекта/интеллектуальной деятельности.

Современная информатизация в своем развертывании, интенсификации выступает как модернизационный процесс формирования техногенной информационной среды в обществе, где аккумулируемая информационными технологиями как средствами массовой коммуникации информация является ведущим фактором инновационного преобразующего влияния на социокультурную среду человеческого бытия. Этот новый исторический тип социокультурной реальности получил название информационного общества.

Понятие информационное общество означает общество всеобщей информатизации. Это - наиболеевысокотехнологичное общество в истории. В этом обществе главным

ресурсом, обеспечивающим его организацию, функционирование, развитие является информация. Разработчиками теории информационного общества являются такие видные современные ученые, как: Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Нейсбит, М. Кастельс, Ф. Уэбстер, Й. Масуда, и др.

Информационное общество - общество, в котором на передний план выходит интеллектуальная деятельность, направленная на выработку информации и знаний, на оперирование с информацией, использующее современные информационные технологии. В нем «...главное социальное значение приобретает оснащенная информационными технологиями деятельность, связанная с производством, обработкой, хранением, передачей и внедрением информации» [8, С. 276-277]. При этом «информатизация -закономерный, объективный этап инновационного социального развития общества и цивилизации, и альтернативы ей нет» [8, С. 277]. Американский социолог Д.Нейсбит констатировал, что в информационном обществе, впервые в истории большинство работает с информацией [6, С. 23]. Нейсбит отмечал, что «в нашем новом обществе стратегическим ресурсом является информация. Не единственным ресурсом, но самым важным» [6, С. 28].

Будучи нематериальным ресурсом, информация неисчерпаема в своих количественных параметрах и содержательности. Информация обладает безграничным потенциалом возможностей социокультурного использования. Она тиражируется, но не расходуется, и может распространяться в неограниченном количестве своих определенностей, без изменения содержания и качества; в определенности своих проявлений она может использоваться многократно. Современная информатизация предоставила беспрецедентные возможности для деятельности. Как утверждал Д.Нейсбит, в информационном обществе «...новые информационные технологии ...породят новые виды деятельности, процессов и продуктов» [6, С. 34]. В этом обществе информация выступает стимулятором и главным ресурсом роста уровня, цивилизованных стандартов, качества человеческой жизни.

Высокотехнологичное информационное общество представляет собой самоорганизующуюся на основе информатизации систему, находящуюся в динамике инновационного развития. Самоорганизация этой системы осуществляется как процесс всеобщей информатизации, обеспечиваемой, прежде всего, компьютерными технологиями, интегрирующими их сетями передачи информации. По утверждению Д. Нейсбита, «смысл существования сетей - способствовать самопомощи, обмениваться информацией, изменять общество, улучшать производительность и условия труда, делиться ресурсами. Они построены так, чтобы передавать информацию путем более быстрым, более привычным человеку, и более экономным в смысле расхода энергии, чем любой другой известный процесс» [6, С. 28].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информатизация, опора на нее является главным условием успешности современного социокультурного развития, как и главным условием принадлежности к социокультурной/цивилизованной современности вообще.

Современная информатизация представляет собой магистральный тренд или мегатренд (Д. Нейсбит) модернизирующегося социокультурного развития. И в этот мегатренд как магистраль мирового социокультурного развития включаются все исторически зрелые культуры и сообщества. Это непременное условие современного социокультурного развития, уровень которого зависит от степени усвоения информатизации, ее достижений, сопровождающегося актуализацией, передачей культурных достижений цивилизации. И это не просто революционный технологический «сдвиг» в социокультурном развитии, а его качественно новый исторический этап.

При том, что современная информатизация - «пиковое» достижение модернизирующегося социокультурного развития, инициировавшее новую эпоху, эру в истории человечества, сама информатизация - универсальное и закономерное явление человеческой истории, ее поступательного хода.

В общем, информатизация - это универсальный, целенаправленный на оптимальное обеспечение (коллективного и индивидуального) человеческого бытия актуальной информацией культурогенный процесс генерирования, обработки, передачи, распространения и использования информации.Информатизация реализуется информационными технологиями, которые представляют собой технические средства и

организуемые посредством них процессы генерирования, обработки, хранения и использования информации. Они сопровождают человечество на протяжении всей его истории: ручное перо, письмо, печатный станок, книга, печатная машинка, радио, телеграф, телефон, ЭВМ, информационная база данных, компьютер, Интернет, и др.

Будучи информационной экстраполяцией интенциональной активности сознания и интеллекта, информационные технологии имеют творческое - культурогенное происхождение. Они являются не просто техническими средствами, а феноменами культуры как универсального способа и механизма системного информационного обеспечения человеческого бытия.

Культура - это, прежде всего, социокультурная информация, во всем многообразии ее видов (мифологическая, религиозная, философская, логическая, научная, техническая, экономическая, прескриптивная нравственная, эстетическая, политическая, правовая, и т.д.), которая вырабатывается, накапливается, сохраняется и передается в обществе, прежде всего, при помощи языков как знаковых средств и текстов как универсальной формы фиксации, организации и выражения информации.

И как таковая культура представляет собой функционирующую в режиме перманентного генерирования информации, информационного взаимодействия с окружающей средой, самоорганизующуюся на основе информации информационную систему. И эта самоорганизующаяся, открытая система является подлинным доминионом человеческого бытия.

Своего высшего (функционально оптимального) исторического уровня развития и системного влияния на человеческое бытие культура достигает в современной информатизации и информационном обществе, как технологическом апогеесоциокультурного развития человечества. Информационное общество - это хронотоп смыкания культуры и общества, их континуальности, когда они, особенно - в технологическом плане, становятся взаимно конвергентными на социально-коллективном уровне человеческого бытия. Это - культурогенная оптимизация социума, и, вместе с тем, социетальная оптимизация культуры. И проводником этой социокультурной континуальности выступает современная информатизация.

Сущностная особенность генерируемой культурой социокультурной информации -ее соотнесенность с человеком, его сознанием, интеллектом и бытием в целом, что и делает ее значимой. Эта значимая содержательность реализуется в субъектной практике человеческого бытия. Утверждение человеческого бытия в мире как бытия в культуре осуществляется на основе и посредством информации, - обеспечивающего его стратегического ресурса.

Актуализация и системное развертывание этого ресурса человеческого бытия в сфере его онтологического утверждения и исторического развития, включая систему его связей с миром/действительностью, осуществляется посредством информатизации как процесса системного освоения мира.

Осуществляемая культурой системная информатизация человеческого бытия в модальности социокультурной информации предполагает языки - знаковые средства фиксации, оперирования, коммуникативной передачи информации, и тексты - формы ее организации и объективации.С позиции семиотики текст - это организованная совокупность языковых знаков. И если языки выступают способом актуализации и обработки информации, то тексты - способом организующей ее объективации. Информационные технологии занимают промежуточное положение между языками итекстами, являясь способом преобразования социокультурной информации в тексты.

Культура с позиции необходимой объективации информации предстает как мир текстов, в которых запечатлевается и организуется ее содержание, представляющее собой культурное достояние человеческого бытия. Текст (от лат. textus - ткань, сочетание, сплетение) - это универсальная культурная форма объективации социокультурной информации; собственно текст - это сообразное со смыслом, организованное, объективированное в культурной форме сообщение. Ю.Лотман рассматривал текст как смыслопорождающее устройство [4, С. 155]. В общем, все виды сообщений являют собой тексты.

В текстах, их повествовательности раскрывается содержание культуры, ее явлений. И в текстах осуществляется объективация этого содержания. По утверждению А. Кармина,

«явления культуры - это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т.е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл» [2, С. 24].

Все многообразие содержания культуры, так или иначе, представлено в текстах. И культура - это мир текстов, объективирующих ее содержание как актуальную для человеческого бытия социокультурную информацию. В сущности, каждое культурное явление может быть представлено как текст. Так, российский культуролог А. Флиер, исходя из того, что любые явления культуры, технологии деятельности, равно как и акты поведения и взаимоотношений с другими людьми, устойчивые социальные общности, способы коммуницирования, социализации и инкультурации личности имманентно обладают семиотической сущностью, являются носителями определенных комплексов информации как о самих себе(явлениях, продуктах, процессах), собственных свойствах и технологиях изготовления, так и об обществе, времени и регионе, где данный продукт был изготовлен, выводит констатацию, что «...в широком смысле слова культурными текстами являются все явления культуры как таковые» [12, С. 257] .Текст является манифестальным выражением человеческого бытия в культуре.

С самого начала своей (социокультурной/цивилизационной) истории человек познает, осваивает и преобразует миро-действительность и самого себя на информационной основе. Оптимальной модальностью этого ассимилирующего мироотношения является культура как универсальная информационная система и системная информатизация человеческого бытия.

Информационное понимание человеческого сознания, субъектности, культуры, как и общества, цивилизации, - это постижение фундаментальных оснований человеческого бытия, необходимое для его актуализации, оптимизации, или, если требуется, - его реактивации, возрождения.При этом важнейшее значение имеет семантическое измерение информации, - т.е. те актуальные смыслы, которые образуют ее содержание и которые определяют содержание человеческого бытия. Как подчеркивает английский социолог Ф.Уэбстер, «первое определение информации, которое приходит в голову, -семантическое: информация имеет смысл...» [11, С. 34]; при интерпретации информации он предлагает остановиться на ее значении и смысле [11, С. 34].

В сущности, информация - это не только сведения о действительности как предметной сфере человеческого бытия и мироотношения, но и универсальный способ ее преобразующегоосвоения, объективируемый в ходе человеческой истории. Понимание информации культурообразующим основанием человеческого бытия, универсальным его ресурсом, обладающим потенциалом безграничных конструктивных, преобразующих возможностей объективации является очень актуальным, своевременным и перспективным.

Такое понимание информации включает принцип ее объективации в текстах, в которых достигается композиционное единство информационного посыла и его актуального смысла, значения для человека и его бытия.

Выводы. Человек создает себя, свое бытие в культуре на основе и посредством информации, и оно таково, каковы те актуальные смыслы, значения, которые содержит его информационное обеспечение. Информация - это не просто технологическая, а именно культурологическая категория, в которой отражается не просто мир, а мир в его отношении к человеку. Универсальной культурной формой этого отражения выступает текст.

Человеческое бытие имеет информационный характер, и информация является проводником его (интенциональной) культурогенной субъектности, преобразующей мир, самого человека и его бытие в культуру. Это, создающее культуру как исполненный смолами информационный мир (текстов) человеческого бытия преобразующее освоение мира, которое осуществляемое в ходе человеческой истории, имеет системный характер, и удостоверяет культуру в качестве универсальной информационной системы.

Культура как обеспечивающая информатизацию человеческого бытия универсальная информационная система является его фундаментальным основанием, сферой его утверждения и конструктивного самопроявления.

Список литературы:

1. Гидценс, Э. Социология. При участии К. Бердсолл / Э. Гидденс; пер. с англ. - М.:

Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

2. Кармин, A.C. Культурология / A.C. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2006.-464 с.

3. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; пер. с англ. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.

4. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - С.-Петербург: «Искусство - СПБ», 2000.-704 с.

5. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль; пер. с фр. - М.: Прогресс, 1973.-406 с.

6. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с.

7. Силиконовая (Кремниевая) долина в США / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://usamagazine.ru/silikonovaya-kremnievaya-dolina/

8. Сухина, И.Г. Философия и история науки: Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения, образовательно-квалификационного уровня магистратура / И.Г. Сухина. - Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2019.-320 с.

9. Сухина, И.Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры: монография / И.Г. Сухина. - Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2016. - 444 с.

Ю.Успенский, Б.А. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 608 с.

П.Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер; пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

12. Флиер, А .Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

УДК 008/904

ВОЙНЫ 1939-1945 ГОДОВ В ФИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ: ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И КОММЕМОРАТИВНЫХ ПРАКТИК

Шипилин Павел Игоревич,

аспирант

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Исследование посвящено вопросам национальной, культурной и исторической памяти Финляндии о войнах 1939-1945 годов. Автор анализирует то, как историческое событие и связанная с ним повседневность транслируется в финском обществе. Основное время, которое исследуется автором: послевоенные годы и последующие десятилетия. Проводится анализ некоторых коммеморативных практик, вопросов культурной политики и связи всех указанных явлений с темой финской идентичности. Проводится краткий анализ-характеристика парадигм трактовок участия финнов в войнах, что существенно расширяет рамки исследования. Также на базе актуальных зарубежных исследований по этой теме приводится краткая характеристика мероприятий, которые посвящены коммеморации и отвечают направлениям культурной политики Финляндии.

Ключевые слова: коммеморация, Финляндия, Вторая Мировая война, идентичность, историческая память, Зимняя война, советско-финская война, Лапландская война.

Annotation. The study is devoted to the national, cultural and historical memory of Finland about the wars of 1939-1945. Researcher analyzes how a historical event and the everyday life associated with it is broadcast in Finnish society. The main time that the author explores: the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.