Научная статья на тему 'ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА'

ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Ключевые слова
человек / человеческое бытие / сознание / смысл / культура / текст / язык / культурно-исторический процесс / информация / информационное обеспечение / информатизация / информационные технологии / информационные революции / информационная система / коммуникация / информационное общество / human / human being / consciousness / sense / culture / text / language / cultural and historical process / information / information support / informatization / information technologies / information revolutions / information system / communication / information society

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сухина Игорь Григорьевич

Изложено понимание культуры и культурно-исторического процесса с позиции информации, акцентирующее и эксплицирующее информационное измерение культуры в качестве сущностного ее основания. Предложено авторское понимание информатизации как магистрального процесса реализации информационной функции культуры в ее историческом развитии, которое представляется как культурноисторический процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An understanding of culture and the cultural and historical process from the perspective of information is presented, emphasizing and explicating the information dimension of culture as its essential basis. The author's understanding of informatization as the main process of implementing the information function of culture in its historical development, which is presented as a cultural and historical process, is proposed.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

способности собирать необходимую информацию и генерировать из неё новые идеи. Выбор конкретной нейросети зависит от нужд конкретного рг-специалиста.

Выводы. Таким образом, использование нейросетей для создания PR-текстов представляет собой перспективное направление в современных стратегиях PR. Это стало возможным благодаря способности нейросетей обрабатывать большие объемы данных и генерировать текст, имитируя человеческий стиль написания.

Однако, успех в применении нейросетей в значительной степени зависит от правильного выбора и использования этих технологий. Не все нейросети подходят для всех задач, и выбор нейросети, которая была специально обучена для создания PR-текстов, может быть критически важным.

Кроме того, важность релевантности сгенерированного контента не может быть недооценена. PR-тексты, созданные с помощью нейросетей, должны отвечать потребностям аудитории и соответствовать контексту, в котором они будут использоваться.

Систематический анализ и измерение результатов также являются важными аспектами применения нейросетей. Это помогает определить эффективность использования нейросетей и корректировать стратегию при необходимости.

В целом, несмотря на некоторые вызовы, такие как необходимость в больших объемах данных для обучения и сложности интерпретации результатов, нейросети представляют собой мощный инструмент, который может значительно улучшить процесс создания PR-текстов. Стоит отметить, что в настоящее время нейросети не способны выдавать результат, который может посоревноваться с текстом профессионального PR-специалиста. При этом, симбиоз работы человека и компьютера позволяет создавать действительно сильные тексты. С правильным подходом и учетом специфики задачи, PR-специалисты могут успешно использовать нейросети для создания эффективных и убедительных текстов, укрепляя свою позицию на рынке и увеличивая конкурентоспособность.

Список литературы:

1. Всероссийская лига педагогов МЭО: сайт. - Москва, 2023. - URL: https://ligaedu.ru/ (дата обращения 30.01.2024)

2. Дорбунов, М. Collins Dictionary назвал словом 2023 года «искусственный интеллект» / М. Дорбунов // РБК: [сайт], 2023. - URL: https://www.rbc.ru/society/01/ll/2023/654218059a794750858ba7a6 (дата обращения: 01.02.2024)

3. Качагина, К.С. Нейронные сети - перспективы развития / К.С Качагина, А.Д. Сафарова // E-Scio. - 2021,- № 2(53). - С. 34-39

4. Нейросеть - слово 2023 по версии Грамоты // Портал «Грамота.ру»: [сайт], 2023. -URL: https://gramota.ru/journal/novosti-i-sobytiya/neyroset-slovo-2023-goda-po-versii-gramoty (дата обращения: 01.02.2024)

5. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью и медиакоммуникации / А.Н. Чумиков. -Москва: Издательство Юрайт, 2024. - С. 12.

УДК 130.2

ИНФОРМАЦИОННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Сухина Игорь Григорьевич,

доктор философских наук, доцент ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (г. Донецк)

Аннотация. Изложено понимание культуры и культурно-исторического процесса с позиции информации, акцентирующее и эксплицирующее информационное измерение культуры в качестве сущностного ее основания. Предложено авторское понимание информатизации как магистрального процесса реализации информационной функции

культуры в ее историческом развитии, которое представляется как культурно-исторический процесс.

Ключевые слова: человек, человеческое бытие, сознание, смысл, культура, текст, язык, культурно-исторический процесс, информация, информационное обеспечение, информатизация, информационные технологии, информационные революции, информационная система, коммуникация, информационное общество.

Annotation. An understanding of culture and the cultural and historical process from the perspective of information is presented, emphasizing and explicating the information dimension of culture as its essential basis. The author's understanding of informatization as the main process of implementing the information function of culture in its historical development, which is presented as a cultural and historical process, is proposed.

Key words: human, human being, consciousness, sense, culture, text, language, cultural and historical process, information, information support, informatization, information technologies, information revolutions, information system, communication, information society.

Постановка проблемы. Человеческое бытие есть бытие в его информационном обеспечении на основе и посредством которого происходит его формирование, утверждение и развитие, с присущими ему ассимилирующими связями с миром.

Человеческое бытие самоконструктивно, субъектно, - оно вершится в режиме перманентно генерируемой актуальной - социокультурной информации. Это осуществляется культурой как информационной системой, включающей: языки как знаково-символические средства оперирования с информацией, семиотические программы ее переработки, тексты как сообразные со смыслом формы ее аккумуляции, информационные технологические средства, и др.

Подлинно человеческое бытие есть бытие в культуре. Культура - человечна, человеческое бытие - культурно; вне культуры нет человека и его бытия. Культура удостоверяет человеческое начало в мире, и в самом человеке.

Человеческое бытие - динамично, экспансивно, оно представляет собой развертывающийся в пространстве и времени информационный процесс, который удостоверяется культурой, культурно-историческим процессом. И, как таковая, культура выступает универсальным механизмом осуществления информационного процесса, механизмом информатизации человеческого бытия.

Культура в информационном измерении является механизмом, системой информационного обеспечения человеческого бытия на его индивидуальном и социально-коллективном уровнях. Человеческое бытие имеет информационный характер, и являет собой бытие в культуре, культурно-исторический процесс.

Информация является субстанциальной основой человеческого бытия в культуре, которая раскрывается как стратегический ресурс его социокультурной динамики. И человеческое бытие всегда таково, каково его информационное обеспечение, каковы те смыслы, носителем которых выступает информация.

Информационное понимание феномена культуры особенно актуально для постигающего осмысления сущности и специфики культуры, человека и человеческого бытия, именно как бытия в культуре. Такое понимание в его концептуализации имеет междисциплинарный характер, и предполагает синтез культурологии, теории информации/информатики, семиотики и теории систем.

Цель статьи: изложение целостного концептуализированного информационного понимания культуры и культурно-исторического процесса.

«...Все присущее данной культуре семиотическое пространство... мы и определяем как семиосферу» (Юрий Лотман. Внутри мыслящих миров.

Человек - текст - семиосфера - история [5, С. \65\). «...Семиосфера - ирезулътат иусловие развития культуры» (ЮрийЛотман. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история [5, С. 166]/ «...Вся семиосфера в целомможетрассматриватъся как генератор информации» (Юрий Лотман. Внутри мыслящих миров.

Человек - текст - семиосфера - история [5,С. 170Ц

Изложение основного материала. Человеческое бытие имеет информационный характер, обеспечивается информацией, как субстанциальным началом. Так, в человеческом поведении, деятельности и коммуницировании генерируется информация как актуальная содержательность человеческого бытия с присущей ему системой ассимилирующих связей с действительностью; это - бытие в режиме перманентного информационного обмена с миром/действительностью.

В общем, человеческое бытие есть наиболее универсальная, интегральная форма сознательно детерминированной субъектности человека, в которой актуализируются, формируются, развиваются и интегрируются его сущностные характеристики. «Человеческое бытие есть, прежде всего, инициируемое сознанием смысло-полагающее отношение к действительности» [11, С. 79]. В своем совокупном, универсальном выражении оно является «...совокупностью всех сообразных с сознанием, его смысло-полагающей активностью форм (осмысленного) отношения человека-субъекта к действительности» [11, С. 79].

Выражаемое и фиксируемое в информации содержание человеческого бытия, соответствующее потребностям и интересам человека, его сознательно-мотивированной субъектности, придает ему на индивидуальном и социально-коллективном уровнях социокультурный, цивилизованный в целом характер.

Информация (от лат. тРэгтайо - сведения, сообщения) являет собой стратегический ресурс социокультурного/цивилизационного развития, его необходимое условие, его главный фактор. Поступательный ход человеческой истории, развитие культуры и общества, обеспечиваются производством, накоплением, обработкой, передачей, и использованием информации; историческое развитие человеческого бытия есть информационный процесс.

Информация - это, в общем, предполагающие коммуникативную передачу сведения о чем-либо. Это - сформированное и обозначенное содержание, выступающее в качестве сведений - сообщений, обладающих определенным, актуальным для коммуникации, значением; это - определенным образом формируемые, фиксируемые и передаваемые сообщения (о чем-либо).

Универсализм информации проявляется в том, что широта этого понятия препятствует его строгому определению, что отмечал российский ученый - математик Н.Моисеев. Любая из дефиниций этого понятия не будет полной.

Феноменологически, информация - это предмет и предметный результат интенциональной (от лат. ¿йепйо - стремление) активности человеческого сознания как такового или трансцендентального сознания, которое полагает свой предмет в горизонте интенциональной активности, и относится к нему, актуализируя его. Отношение к полагаемому предмету как ноэматическому корреляту интенциональной активности сознания генерирует информацию о нем, выражающую его содержание; интенциональность сознания есть его направленность на предмет, которая конституирует его определенность для сознания, раскрывает его содержание сообразно со смыслом, его значениями.

Сознание является также и реципиентом генерируемой информации как источника своей содержательности, своего развития, как ориентирующего начала, руководства к действию, и способа коммуницирования его субъекта.

Через информацию сознание осуществляет интенциональную связь с действительностью, моделируя и презентируя ее в качестве интенциональной предметности. Сознание - информационно, оно функционирует в режиме оперирования с информацией, в интенционально генерируемом им мире информации, его пространстве. Через генерируемую информацию сознание обеспечивает свое содержание, функционирование, реализует свое развитие.

Человеческое бытие есть бытие с позиции сознания, его генерирующей информацию интенциональной активности. И человек есть, прежде всего, субъект сознания. В общем, человеческое бытие - наиболее универсальная форма сознательно детерминируемой субъектности человека, в которой формируются, развиваются и интегрируются его сущностные характеристики. Оно формируется и развертывается как субъектное бытие в мире, которое в творческой своей состоятельности обретает культурогенную направленность, и выступает как бытие в культуре, как культурно-исторический процесс.

Именно в культуре предельным - творческим образом объективируется интенциональная активность сознания; предметный мир культуры является коррелятом творческой интенциональной активности сознания. И на культуру, прежде всего, возлагаются надежды по поводу сохранения, оптимизации или возрождения человека и его бытия. Вера в культуру равна вере в человека.

Сознание, будучи генератором (от лат. generator - производитель) информации, осуществляет информационное обеспечение человеческого бытия, в чем состоит его важнейшая антропогенная и культурогенная функция.

Аккумуляция информации, ее генерирование, переводит человеческое бытие в его социокультурной динамике на более высокие уровни развития и организации. Аккумуляция информации, в основе которой - перманентная интенциональная активность сознания, - всеобщая закономерность поступательного, прогрессирующего развития человеческого бытия, которое в исторической динамике развертывается как культурно-исторический процесс.

Источник обеспечивающей жизнедеятельность живых организмов биологической (генетической) информации - инстинктивная активность организмов. Источник обеспечивающей человеческое бытие в культуре культурной или социокультурной информации - интенциональная/ментальная активность сознания, актуализирующаяся в процессах сознательно-мотивированного поведения, деятельности и коммуницирования его субъектов.

Наиболее интенсивным образом генерирование информации, ее кумуляция, осуществляется в познавательной деятельности человека, которая реализуется во всем многообразии его познавательного отношения к миру, и (рефлексивного) отношения к самому себе, реализуемого в самопознании. Очевидно, что познавательная деятельность имеет своей целью получение информации о предметной сфере определенного вида познания: обыденного, мифологического, теологического, философского, эстетического, научного, и др. Основные виды познания становятся основными видами информации.

Сущностной характеристикой социокультурной информации, является ее фиксация, кодирование именно в знаково-символических системах, а не генах, что предполагает языковые формы объективирующего ее выражения.

В генерирующей информацию интенциональной своей активности сознание инициирует механизмы информационного обеспечения человеческого бытия, - от языка, речи, текстов и их носителей, - к технологиям связи, средствам массовой коммуникации, компьютерным технологиям и сетям.

Адаптация, оптимизация, универсализация, интеграция и системное использование этих механизмов формирует культуру как универсальный механизм или технологию информационного обеспечения человеческого бытия в его коммуникативной функциональности, имеющей социетальный характер. Носителями закрепляемой в знаковых системах/языках социокультурной информации являются не только индивиды, а культура и общество в целом.

Российский культуролог и философ Ю. Лотман понимал и трактовал культуру семиосферой - пространством коммуникации, имеющей языковую определенность, т.е. пространством генерирования социокультурной информации. Согласно словам Лотмана, «семиосфера - и результат, и условие развития культуры» [5, С. 166]. «...Энергия, выделяемая семиосферой, - это энергия информации...» [5, С. 205]. «...Культура, как утверждал Лотман, может рассматриваться как сумма сообщений, которыми обмениваются различные адресанты (каждый из них для адресата - «другой», «он»), и как одно сообщение, отправляемое коллективным «я» человечества самому себе. С этой точки зрения, культура человечества - колоссальный пример автокоммуникации» [5, С. 42]. Также российский культуролог Б. Успенский понимал культуру системой хранения и организации информации [12, С. 393].

Феноменологически, культура есть совокупный предметный коррелят интенциональной активности индивидуального и коллективного сознания, генерирующего информацию и механизмы ее обработки, передачи, внедрения.

Становление и развитие культуры как универсального механизма, системы оперирования с информацией соответствует информационному обеспечению

человеческого бытия на его социально организованном уровне, на уровне социального сообщества и общества, общественного бытия в целом.

Согласно с информационным пониманием российский философ и культуролог А. Кармин полагал, что «культура выступает как информационное обеспечение общества» [3, С. 26]. Он утверждал, что «культура в человеческом обществе - это то же, что информационное обеспечение в компьютере» [3, С. 26]. Соответственно этому Кармин трактовал функционирование культуры как информационный процесс [3, С. 25]. Культура, как констатировал французский культуролог А.Моль, является кумулятивным процессом [7, С.319].

Культура как система/системное образование осуществляет кумуляцию (социокультурной) информации - стратегического ресурса человеческого бытия в культуре в его социальной определенности. И если информационное обеспечение закладывается в компьютер «извне», то культура сама его создает и развивает. Человеческое бытие в культуре в плане его информационного обеспечения, его развития, совершенствования, - самокреативно, эмерджентно.

Культура системным образом генерирует, аккумулирует и воспроизводит актуальную для человеческого бытия информацию. Она, в идеале, направлена на всеобщее эффективное информационное обеспечение человеческого бытия, являясь универсальной информационной системой для него. Информационная система - системное образование, предназначенное для генерирования, фиксации, обработки, хранения, передачи, воспроизводства и использования информации, для организации информационных потоков. Она предполагает соответствующие технологии, организационные ресурсы, инфраструктуру.

^ Как универсальный механизм информационного обеспечения общества, культура согласно аналогии с компьютерными технологиями обладает:

- языками - знаково-символическими средствами оперирования с информацией;

- текстами - носителями информации и культурными формами ее организации;

- традициями - формами хранения, «хранителями» культурной памяти;

- нормами - информационными паттернами, программами поведения;

- технологиями генерирования, обработки и передачи информации.

> Как информационная система, культура является самоорганизующейся системой, т.е. таким сложным, динамичным образованием, которое обладает:

- функциональной структурной организацией - морфологическим строением;

- способностью к самовоспроизводству с сохранением структурного строения;

- способностью инициировать свои изменения, свое поступательное развитие;

- способностью модифицировать совершенствовать структурную организацию;

- способностью к перманентному взаимодействию с окружающей средой посредством информационного обмена;

- способностью генерировать субстанциальную - информационную - основу своего формирования, структурной организации, функционирования, развития.

В такой универсальной (знаково-символической) своей форме как язык, выражающей содержание сознания и придающей значение интенциональной его предметности, культура открыла возможность над-биологического оперирования с информацией. В культуре информация кодируется не в генах, а в лингвистических знаковых системах. И это особый тип информационного процесса, обладающего безграничными возможностями оперирования с информацией, возможностями ее объективации и коммуникативной передачи.

Социокультурная коммуникация, согласно российскому культурологу А. Флиеру, -это «процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности (индивидами, группами, организациями и т.п.) с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем (языков), приемов и средств их использования» [14, С. 194]. Как таковая она представляет собой адаптированный канал прохождения информации.

Объективация информации в присущих культуре знаковых системах, т.е. языковых средствах, придает ей социокультурный характер и онтологический статус. Так, согласно утверждению Б. Успенского, «язык не только система коммуникации: это также система хранения и организации информации. Это своего рода фильтр, определенным образом

организующий поступающую к нам информацию и, вместе с тем, объединяющий всех тех, кто воспринимает ее одинаковым образом. Другими словами: язык - это не только система коммуникации между людьми, это вообще система коммуникации между человеком и окружающей его (внеположной ему) действительностью» [12, С. 4].

Язык представляет собой универсальную форму культуры, культурную универсалию. Это форма развертывания культуры в ее морфологической определенности и целостности, задающая пространственные границы сферы ее позиционирования, функционирования, развития и преобразующего влияния, границы семиосферы, согласно Ю. Лотману. Язык, как универсальная форма культуры, выступает ее носителем. Вне языка культура невозможна. Культура в морфологической ее конфигурации задается перманентно проектирующим и организующим ее языком. Синтаксис языка имеет культурообразующий в целом характер. При этом язык выступает универсальным механизмом оперирования с информацией, ее кумуляции и коммуникативной передачи. Важнейшая функция языка - информационная, т.е. передача информации.

В культуре, ее динамике, кумуляция (от лат. сити1айо - накопление, увеличение) информации сопровождается ее селекцией (от лат. веЬсйо - выбор, отбор), предназначенной для оптимизации человеческого бытия в культуре.

Культура аккумулирует актуальную для человеческого бытия в его социальной определенности информацию. В функциональной эффективности своей, она, согласно диалектическому закону (скачкообразного) перехода количественных изменений в качественные, инициирует такие инновационные социокультурные трансформации, как информационные революции.

Информационные революции закономерны - они переводят динамику (информационно кумулятивного) исторического развития культуры и общества на качественно новый уровень реализации их потенциальных возможностей.

> Так в человеческой истории как культурно-историческом процессе произошли следующие - эпохальные информационные революции:

- изобретение письменности, - примерно пять тысяч лет назад в Древнем Египте и Шумере, - с текстовой фиксацией и передачей актуальной - социокультурной информации как культурного наследия и достояния от поколения к поколению;

- изобретение книгопечатания в XV веке, с переходом к печатному тексту и возможности его массового тиражирования как манифестации культуры;

- вызванное изобретением электричества создание, в конце XIX - начале XX вв. средств массовой коммуникации: телеграфа, телефона, радио, как каналов оперативного распространения информации в глобальном масштабе (проводник информации здесь -электромагнитные колебания);

- подготовленное созданием электронно-вычислительной техники изобретение микропроцессорной технологии и компьютеров в 70-х гг. XX в., и переход от механических, электрических средств преобразования информации - к электронным, с формированием компьютерных информационных сетей, как и глобального информационно-коммуникативного пространства - Интернет (носителями информации становятся перфокарты, магнитные карты; информация начинает храниться в цифровой форме).

Информационные революции - это инициируемые культурой глубокие качественные инновационные изменения во всех сферах жизнедеятельности индивидов и общества в целом, происходящие в результате широкого внедрения новых средств хранения, обработки и передачи информации.

> Исходя из такой универсальной культурной формы языковой фиксации информации как текст - организующее начало информации, в человеческой истории как культурно-историческом процессе, выделяются такие эпохи, как:

- эпоха допечатного текста, - с древних времен изобретения алфавита и письменности - до изобретения книгопечатания в 1445 г. И.Гуттенбергом; т.е. от древневосточной и античной культуры - до культуры эпохи Возрождения;

- эпоха печатного текста, - от изобретения книгопечатания как процесса создания печатных текстов и их тиражирования, - до изобретения электронных средств формирования текстов и оперирования с ними в виде информационно-компьютерных технологий; исторически - от (культуры) эпохи Возрождения - до современной

информационной революции 70-х гг. XX в., которая привела к микропроцессорной технологии, персональным компьютерам с программным обеспечением, компьютерным сетям, Интернету, информационным гаджетам;

- эпоха электронного текста, - эпоха современной (техногенной) культуры информационного типа, отличающейся доминированием электронных средств оперирования с текстовой информацией с программным обеспечением этого процесса; феномен электронного текста демонстрирует безграничность возможностей продуцирования текстов, их обработки, модификации, широкого распространения на базе современных информационных технологий.

Культурный текст представляет собой логически организованную лингвистическую структуру. При том, что для текста смысл логически первичен, - именно язык придает ему актуальную форму выражения, формирует смысл в действенной его - значимой выразительности. Текст показывает то, что смысл - лингвистичен, равно как и то, что язык - осмыслен.

Текст, также как и язык, - культурная форма универсального порядка, имманентно корреспондентная всем культурным явлениям, представленная в них. А. Флиер определяет культурные тексты как «совокупность культурных объектов, форм, черт, смыслов и т.п., выраженных в знаковой форме» [14, С. 257]. Флиер указывает на то, что «...в широком смысле слова культурными текстами являются все явления культуры как таковые» [14, С. 257].

Текст существует и функционирует также в устной, архетипической для него, форме, и важнейшим культурогенным средством его коммуникативного обеспечения является человеческая речь. Так древнеиндийские Веды - энциклопедический комплекс сакрализированных текстов (на санскритском языке) - на протяжении веков передавались устно и в стихотворной форме, с помощью сложных мнемонических техник, и только позднее были записаны.

Вместе с тем исходным и базовым носителем актуальной информации человеческого бытия является такой структурный компонент сознания как память, формирование которой обеспечивается нейронами/нервными клетками.

^ В корреляции с эпохами текстовой фиксации и организации информации, выделяются эпохи носителей оформленной в культурных текстах информации:

- эпоха натуральных носителей информации в виде природных объектов (наскальные письменные символы, и т.д.), - первобытная культура и общество;

- эпоха носителей информации допечатного или рукописного текста, - папирус, глиняные таблички, пергамент, береста, бумага, и др. - культура Древнего мира, Античности, Средних веков, Возрождения, примитивная культура;

- эпоха бумажных носителей информации тиражируемого печатного теста (зачинание которой вызвано изобретением печатного станка в XV в.), - культура Нового времени, современная культура Новейшего времени;

- эпоха электронных носителей информации массово тиражируемого текста, -оптические диски, флеш-память, НОБ-диски с операционной системой, и др. -современная (инновационная) техногенная культура Новейшего времени.

Носитель информации - это объект естественного или искусственного (техническое средство) происхождения, свойства и характеристики которого используются для записи, хранения, считывания и передачи информации.

В человеческой истории происходит (культурогенная) интенциональная экстраполяция сознания, с его структурно-функциональной организацией, на культурогенные технологии системного обеспечения человеческого бытия, и, прежде всего, - информационного, которое объективируется в развитии культуры и общества, в культурно-историческом процессе, его достижениях.

Информационные революции задают целые исторические эпохи развития культуры и общества, переводя его на качественно новый уровень. Они во многом определяют модальности культуры и общества, представления о мире, человеческую жизнедеятельность, образ человеческого бытия. В исторической последовательности информационных революций раскрывается логика информационно кумулятивной динамики человеческого бытия в культуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертая - высокотехнологичная - информационная революция инициировала создание и развитие современных информационных технологий (IT-technology), например разработанных на базе электронно-вычислительных машин (ЭВМ) персональных компьютеров (ПК) с программным обеспечением.

Информационные технологии - это авангард инновационного развития высоких технологий в условиях роста системного социального влияния НТР.

Так, со второй половины 40-х гг. XX в. произошла трансформация научно-технического прогресса (НТП) в научно-техническую революцию (НТР) как качественно новый этап НТП в его развертывании и влиянии на производство, управление, технико-технологическое оснащение общества в целом, вызванный интенсификацией сопряженного и взаимно стимулирующего инновационного развития современной науки и техники. «НТР - это происходящий в определенный исторический период качественный скачок в развитии науки и техники, сопровождающий их переход на новый качественный уровень и открывающий принципиально новые возможности их совокупного социального влияния на современное общество и цивилизацию» [10, С. 277]. НТР становится инновационным средоточием современной эпохи.

Исторически эпохальное (техно) достижение четвертой информационной революции - это Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей, предназначенная для хранения, обработки и передачи информации. Это - глобальная сеть, всемирная информационная система объединенных компьютерных сетей. Так, английский социолог Э.Гидденс квалифицирует интернет как глобальную систему взаимосвязанныхкомпьютеров [2, С. 410].

Интернет существенным образом трансформирует коммуникативную культуру социальных отношений. Он стал одним из самых демократичных и массовых «клубов» в мире, куда входят миллиарды пользователей, получая небывалый до этого в истории прямой доступ к огромным, постоянно растущим объемам информации. По словам Э.Гидденса, «многие пользователи Интернета стали частью оживленных сетевых общин, которые качественно отличаются от тех, в которых они проживают физически» [2,С.412].

Интернет - это выдающееся информационное и культурогенное в целом достижение человеческой истории. По утверждению американского социолога М. Кастельса, «Интернет - это информационная технология и социальная форма, которая воплощает в себе информационную эпоху так же, как электрический двигатель был рычагом социальных и технических изменений индустриальной эпохи» [4, С. 5]. В качестве главного достоинства Интернета Кастельс отмечает «...способность к саморазвитию, поскольку пользователи становились разработчиками технологии и творцами всей Сети в целом» [4, С. 43]. При этом он рассматривает Интернет именно как культурное явление [4, С. 5]. Кастельс ставит вопрос о культуре Интернета, понимая ее как культуру, построенную на технократической вере в прогресс человечества под воздействием техники [4, С. 80]; прежде всего - информационных технологий.

Социокультурные новации и трансформации, инициированные четвертой информационной революцией, квалифицируются как информатизация. Это -«...разработка и применение ... информационных высокотехнологичных средств для эффективного информационного обслуживания и обеспечения» [10, С. 275]. «Посредством этих информационных средств происходит создание потоков информации в автоматическом режиме для их целенаправленного использования, что и является сущностью информатизации» [10, С. 275].

Системное использование этих высокотехнологичных информационных средств -информационных технологий (1Т) - приобретает всеобщий характер в коммуницировании, производстве, управлении, и в быту. Стратегия информатизации -это системная переориентация социокультурной (модернизирующейся) среды, включая общественное производство, экономику, на приоритет информационных технологий, инфраструктур, продуктов и услуг.

Процесс современной информатизации начался в 70-е гг. XX в., в ареале западной культуры инновационного типа, будучи инспирированным четвертой информационной революцией. Информатизация «отвечает» потребностям интенсивно модернизирующегося общества в высокотехнологичном информационном обеспечении,

направленном на оперативную обработку и использование информации в больших объемах, с созданием соответствующей научно-технологической базы разработки информационных технологий (1Т).

Современным международным центром инновационных разработок в области информационных технологий является Силиконовая долина (США, штат Калифорния), -мега-технополис, отличающийся большой концентрацией высокотехнологичных компаний, специализирующихся на компьютерных и мобильных технологиях, их программном обеспечении [9]. Силиконовая долина символизирует безграничные возможности научно-технологической инноватики, современных (высоких) наукоемких (информационных) технологий, инновационного мышления, инициативного предпринимательства. Это - центр генерирования научно-технических инноваций мирового значения.

Современная информатизация основывается на (информационных) компьютерных технологиях, включающих: компьютеры, их программное обеспечение, компьютерные сети и высокотехнологичные средства связи. «Сети, по утверждению Д.Нейсбита, обеспечивают более быструю передачу информации по каналу, сближая отправителя с получателем или уменьшая время передачи информации, - время, в течение которого информация передается по каналу» [8, С. 39]. Нейсбит констатирует, что скорость происходящих в обществе изменений будет увеличиваться по мере того, как технологии связи будут сокращать время передачи информации [8, С. 39].

Компьютерно-информационные технологии явили собой исторически беспрецедентное средство автоматизации интеллектуальной деятельности с безграничными возможностями оперирования с информацией; компьютерные системы -это человекоразмерные системы, которые состоят из: 1) людей; 2) компьютерных технологий; 3) коммуникационной инфраструктуры.

Ключевой составляющей современной информатизации выступила компьютеризация, - «...процесс разработки, совершенствования, внедрения и использования компьютерно-информационных технологий в производстве, управлении и других сферах социальной жизнедеятельности человека» [8, С. 275]. Компьютеризация представляет собой магистральное направление научно-технической модернизации общества с его техносферой, оказывающее мощное трансформирующее влияние на процессы социокультурного развития.

Вследствие информационно-компьютерной революции информационные возможности современной социокультурной среды не просто многократно возросли, но стали несопоставимыми с «до-компьютерной» эрой культурно-цивилизационного развития человечества. Это характеризует современное человеческое бытие в информационно-коммуникативной функциональности.

Именно на основе и посредством информации человек утверждает свое бытие в мире. Информация экспансивна, она является способом овладения и управления миром, его ассимиляции человеком - культурогенным субъектом, причем в глобальном масштабе. Современная эпоха - это эпоха глобализации, - глобального развертывания и влияния культурно-исторического процесса.

Глобализация, к которой в своем развертывании пришел культурно-исторический процесс, - это социокультурный процесс всемирной интеграции. Глобализация выразила магистральную тенденцию к преодолению замкнутости культурных и социальных образований, которая имела место в человеческой истории. Э.Гидденс отмечает, что «понятие глобализации выражает тот факт, что мы все больше становимся гражданами «одного мира», где наши действия оказывают влияние на многих других - и наоборот» [2, С. 75]. Согласно словам английского социолога З.Баумана, «...глобализация - это неизбежная фатальность нашего мира, необратимый процесс; кроме того, процесс, в равной степени и равным образом затрагивающий каждого человека» [1, С. 9].

В общем, современная эпоха культурно-исторического процесса развития человечества отмечена ростом социокультурного влияния НТР и процесса глобализации, как качественно нового этапа модернизации культуры и общества. Реальный базис становления интегрированного глобального мира был заложен НТП и НТР, модернизацией культуры и общества на их инновационной платформе. «Нарастающая глобализация культуры и культурогенного влияния человека стала возможна именно

благодаря научно-техническим достижениям модернизации, особенно - информационной революции и формирования культуры информационного типа» [11, С. 332-333].

В эпоху НТР и глобализации как интенсификации интеграционных процессов в современном мире на этой универсальной техногенной основе, на переднем плане -информационная модальность глобализации, инициирующая вхождение в глобальную информационную сеть, в пространство глобальной коммуникации. Э.Гидденс указывает на то, что главной движущей силой процесса глобализации служит развитие информационных технологий, благодаря которым значительно возросла интенсивность взаимодействия людей в разных странах мира [2, С. 75]. Согласно утверждению М.Кастельса, «...мы должны считаться с тем, что Интернет и компьютерные сети в целом уже стали становым хребтом всех современных обществ по всему миру» [4, С. 15]. Кастельс констатирует, что «Интернет - это коммуникационный медиум, который впервые сделал возможным общение многих людей со многими другими в любой момент времени и в глобальном масштабе ... Мы сейчас вступаем в новый мир коммуникаций -галактику Интернет» [4, С. 15].

Современная информатизация - это комплексный высокотехнологичный процесс, направленный на инновационную разработку и усовершенствование информационных технологий и систем, актуализирующий и интегрирующий информационные ресурсы. Этот процесс приобретает глобальный характер, оказывая усиливающееся влияние на социокультурную современность. Э.Гидденс отмечает, что «распространение информационных технологий обеспечило основу для свободного перемещения информации по всему земному шару и созданию нового «глобального» мировосприятия» [2, С. 75].

^ Главными направлениями современной информатизации являются:

- разработка и внедрение все более совершенных технических средств обработки информации с совершенствующимся программным обеспечением;

- максимальное расширение социокультурных сфер/областей интенсивного, оперативного и системного использования информации, оперирования с нею;

- развитие и усовершенствование технических средств массовой коммуникации -масс-медиа, с ее сетевыми коммуникативными ресурсами;

- утверждение и развитие информационно-коммуникативного пространства (инфосферы, или семиосферы, согласно Ю.Лотману) в глобальном масштабе.

Тесная, интерактивная сопряженность современной информатизации с человеческим интеллектом инициирует научные исследования и технологические разработки в области искусственного интеллекта (А1), рассматриваемые как возможность и перспективность информационной интерпретации человека, его интеллекта/интеллектуальной деятельности.

В своем развертывании современная информатизация выступает как процесс формирования техногенной информационной инфраструктуры, где аккумулируемая информационными технологиями как средствами массовой коммуникации информация является ведущим фактором инновационного, преобразующего влияния на социокультурную среду человеческого бытия.

Этот новый исторический тип (высокотехнологичной) социокультурной реальности получил номинацию информационного общества. Сама идея информационного общества возникла примерно в середине XX в., вследствие развития кибернетики и электронно-вычислительной техники, ознаменовавшей собой передачу технике логических функций человеческого мышления. Термин информационное общество появляется в начале 60-х гг. XX в. Создателями теории информационного общества являются такие видные современные ученые, как: Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Нейсбит, Ф. Уэбстер, М. Кастельс, и др.

Понятие информационное общество означает, по сути, общество всеобщей информатизации, обеспечиваемой информационными технологиями, их коммуникативными возможностями. Это - наиболее высокотехнологичное общество в человеческой истории. В обществе этого типа главным ресурсом, обеспечивающим его организацию, функционирование и развитие является информация, которая становится в нем ведущей производительной силой. В научном плане особенно интенсивно развиваются кибернетика и информатика.

В информационном обществе на передний план выходит собственно информационная деятельность, а культура как механизм информатизации достигает высшего уровня технологического развития и функциональной эффективности. В этом обществе, как констатировал американский социолог Д. Нейсбит, впервые в истории большинство работает с информацией [8, С. 23]. Нейсбит отмечал: «в нашем новом обществе стратегическим ресурсом является информация. Не единственным ресурсом, но самым важным» [8, С. 28].

Информационное общество - общество преобладания интеллектуальной деятельности, целенаправленной на эффективное оперирование с информацией, использующее современные информационные технологии. В этом обществе «...главное социальное значение приобретает оснащенная информационными технологиями деятельность, связанная с производством, обработкой, хранением, передачей и внедрением информации» [10,С. 276-277].

Являясь нематериальным ресурсом, информация неисчерпаема в своих количественных параметрах и содержательности. Она обладает безграничным потенциалом возможностей ее социокультурного использования. Информация тиражируется, но не расходуется, и может распространяться в неограниченном количестве своих определенностей, без изменения содержания и качества; и в определенности проявлений может использоваться многократно. Современная информатизация предоставила исторически беспрецедентные возможности для человеческой деятельности, для творческой самореализации личности.

В информационном обществе информация выступает стимулятором и основным ресурсом роста уровня, цивилизованных стандартов, качества жизни.

Инициированная четвертой информационной революцией современная информатизация стала еначалом новой исторической эпохи - «компьютерной» эры, нового типа социокультурной реальности - информационного общества. В этом обществе, отмечал Д. Нейсбит, «...новые информационные технологии ...породят новые виды деятельности, процессов и продуктов» [8, С. 34].

Высокотехнологичное информационное общество представляет собой самоорганизующуюся на основе информатизации систему, находящуюся в динамике инновационного развития и глобального распространения в мире.

Это - система генерирования и оперирования с информацией, которая в своих основаниях имеет культурогенный характер. Ее самоорганизация осуществляется как процесс всеобщей информатизации, обеспечиваемой, прежде всего, посредством компьютерных технологий, интегрирующих их сетей оперативной передачи информации. Согласно утверждению Д. Нейсбита, «смысл существования сетей - способствовать самопомощи, обмениваться информацией, изменять общество, улучшать производительность и условия труда, делиться ресурсами. Они построены так, чтобы передавать информацию путем более быстрым, более привычным человеку, и более экономным в смысле расхода энергии, чем любой другой известный процесс» [8, С. 28].

Информационное общество - это плотно насыщаемая информационно социокультурная среда, которая самоорганизуется и функционирует на кумулятивной основе. Информатизация, опора на нее - главное условие успешности современного социокультурного развития, его прогрессирующего характера, главное условие принадлежности к социокультурной современности.

Современная информатизация - это магистральный тренд или мегатренд (Д. Нейсбит) модернизирующегося социокультурного развития, его перспектив.

В этот мегатренд как магистраль современного культурно-исторического процесса инкорпорируются все исторически зрелые культуры и сообщества. Это непременное условие современного социокультурного развития, уровень которого зависит от степени усвоения информатизации, ее достижений, сопровождающегося передачей культурных достижений, что инициирует «многомерный диалог культур» (М. Каган). И это не просто революционный технологический «сдвиг» в социокультурном развитии, а качественно новый его этап - этап интегральной культуры. По словам А. Моля, «главная цель средств массовой коммуникации состоит в том, чтобы создавать с их помощью поток сообщений, непрерывно отражающий глобальную культуру» [7, С. 311].

Интенсификация (процесса) современной информатизации инициирует становление такой модификации информационного общества как сетевое общество - общество самоорганизующихся компьютерных коммуникационных сетей. М. Кастельс констатирует: «новая социальная форма - сетевое общество - распространяется по планете во всем многообразии своих разновидностей с демонстрацией существенных различий в том, что касается последствий этого процесса для жизни людей, в зависимости от исторических, культурных и институциональных факторов» [4, С. 315]. «Сети Интернета, отмечает Кастельс, обеспечивают глобальную свободную коммуникацию, которая становится необходимой для всего и для всех» [4, С. 317]; а также: «Интернет превращается во всеохватывающую инфраструктуру нашего существования...» [4, С. 317].

При всем том, что современная информатизация - «пиковое» достижение социокультурного развития, инициировавшее новый этап, эпоху, эру в истории человечества, сама информатизация - универсальное и закономерное явление истории, на что собственно и указывает история информационных революций.

Информатизация - универсальный, целенаправленный на оптимальное обеспечение человеческого бытия актуальной информацией культурогенный процесс генерирования, обработки и распространения актуальной информации.

Информатизация реализуется информационными технологиями, которые представляют собой технические средства и организуемые посредством них процессы генерирования, обработки, хранения и использования информации. Они сопровождают человечество на протяжении всей его культурной истории: ручное перо, печатный станок, книга, печатная машинка, радио, телеграф, телефон, ЭВМ, информационная база данных, компьютер, Интернет, и др.

Российский ученый - математик и философ, академик Н. Моисеев по поводу современного этапа информатизации отмечал то, что «возникла целая отрасль промышленности, связанная с информатизацией. Ее возникновение привело к появлению ряда новых направлений научных изысканий и ... новой культуры, меняющей постепенно весь облик не только производственной, но и духовной жизни человека. Этот процесс идет с нарастающей скоростью, причем стихийно, как всякий эволюционный процесс» [6, С. 431].

Будучи информационной экстраполяцией (интенциональности) сознания и интеллекта, информационные технологии имеют творческое - культурогенное происхождение. Они являются не просто техническими средствами, а явлениями, феноменами культуры как универсального способа и механизма системного информационного обеспечения человеческого бытия.

Культура - это, прежде всего, социокультурная информация, во всем многообразии ее видов: философская, логическая, научная, технологическая, экономическая, мифологическая, религиозная, прескриптивная нравственная, эстетическая, политическая, правовая, и т.д. Информация вырабатывается, накапливается, сохраняется и передается в обществе при помощи естественных и искусственных языков - знаково-символических средств, и текстов - культурогенной формы фиксации, организации и выражения информации.

Культура представляет собой функционирующую в модальности перманентного генерирования информации, информационного взаимодействия с окружающей средой, самоорганизующуюся на основе информации систему, движущие силы развития которой находятся в ней самой. И эта открытая, самоорганизующаяся система есть подлинный доминион человеческого бытия.

Своего высшего исторического уровня (функционально оптимального) развития и системного влияния на человеческое бытие и его миро-отношение культура достигает в современной (компьютерной) информатизации и информационном обществе, с его социо-техногенной инфраструктурой.

Современное (высокотехнологичное) информационное общество - апогей социокультурного развития человечества в культурно-историческом процессе. Это -хронотоп смыкания, континуальности культуры и общества, когда они, особенно - в технологическом аспекте, становятся взаимно конвергентными на социально-коллективном уровне человеческого бытия (культура-общество). Это - культурогенная

оптимизация общества, и, вместе с тем, социетальная оптимизация культуры. Механизмом реализации и проводником этой оптимизируемой социо-культурности выступает современная информатизация.

Сущность и специфика генерируемой культурой социокультурной информации - ее соотнесенность с человеком, его сознанием, интеллектом и бытием в целом, что и делает ее актуальной в перспективе практического использования. Это - значимая социокультурная содержательность, и ее значимость актуализируется в практике вершения человеческого бытия.

Позиционирование человеческого бытия в мире как бытия в культуре осуществляется на основе и посредством информации как его стратегического ресурса, обладающего безграничными возможностями его использования.

Актуализация и системное развертывание этого ресурса человеческого бытия в сфере его (онтологического) позиционирования и (исторического) развития, включая систему его связей с окружающей средой, осуществляется на основе и посредством информатизации, ее генерирования и объективации как культурогенного процесса преобразующего мир его освоения человеком.

С начала своей (социокультурной) истории человек познает, осваивает и преобразует миро-действительность и самого себя на информационной основе. Оптимальная модальность этого мироотношения - культура как системная информатизация человеческого бытия, которая делает его бытием в культуре.

Информационное понимание человеческого сознания, субъектности, культуры, как и общества, - это постижение фундаментальных оснований человеческого бытия, необходимое для его актуализации, оптимизации или, если требуется, - его реактивации, возрождения (именно как бытия в культуре).

Главное значение имеет семантическое измерение информации, - т.е. те смыслы, которые образуют ее содержание, и которые определяют актуальное содержание человеческого бытия. Как констатирует английский социолог Ф. Уэбстер, «первое определение информации, которое приходит в голову, - семантическое: информация имеет смысл...» [13, С. 34]. При интерпретации информации он предлагает останавливаться на ее значении и смысле [13, С. 34]. Уэбстер указывает на то, что информация имеет семантическую основу [13, С. 36], а также на то, что вся культура построена на смыслах [13,С.36].

Информация - это не только сведения об объективной действительности, но и универсальный способ ее освоения, объективируемый в ходе культурно-исторического процесса. Понимание информации как культурообразующего основания человеческого бытия, как его главного ресурса, обладающего безграничными возможностями, -актуально, своевременно и перспективно.

Выводы. Человек создает и (само) определяет себя и свое бытие в мире на основе информации, и оно всегда таково, каковы те смыслы, которые содержатся в его информационном обеспечении. Информация - это не просто технологическая, а, прежде всего, культурософская, культурологическая категория, в которой отражается не просто мир, а мир в отношении к человеку.

Идея того, что человеческое бытие в культуре, культурно-исторический процесс его развития имеют в своей сущности информационное измерение - теоретически и практически плодотворна. Она позволяет мыслить информацию как субстанциальное начало человеческого бытия в культуре, генерирование и системное оперирование с которым определяет его формирование и развитие.

Как обеспечивающая (системную) информатизацию человеческого бытия универсальная информационная система, культура выступает формирующим его началом, универсальной инфосферой, или семиосферой (Ю. Лотман) его позиционирующегося, утверждающегося, развивающегося самопроявления, сферой конструктивной/творческой объективации его потенциалов, сообразных с интенциональной активностью сознания, с полагаемыми им смыслами.

Человеческое бытие как бытие в культуре имеет информационный, в сущности, характер, и информация является проводником его интенционально инициируемой культурогенной субъектности, преобразующей мир и само человеческое бытие в культуре как культурно-исторический процесс. Это, конституирующее культуру как

исполненный смыслами информационный мир человеческого бытия освоение мира, осуществляемое в ходе человеческой истории, имеет системный характер, и удостоверяет культуру в качестве универсального информационного механизма, системы человеческого бытия, аккумулирующей и адаптирующей его безграничный креативный потенциал.

Список литературы:

1. Бауман, 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / 3. Бауман; пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2004. - 188 с.

2. Гидденс, Э. Социология. При участии К. Бердсолл / Э. Гидденс; пер. с англ. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 632 с.

3. Кармин, A.C. Культурология / A.C. Кармин, Е.С. Новикова. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

4. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс; пер. с англ. - Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. - 328 с.

5. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

6. Моисеев, Н. Информационное общество: возможность и реальность / Н. Моисеев // Информационное общество: Сб. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - С. 428-451

7. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль; пер. с фр. - М.: Прогресс, 1973.-406 с.

8. Нейсбит, Д. Мегатренды / Д. Нейсбит; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»; ЗАО НПП «Ермак», 2003. - 380 с.

9. Силиконовая (Кремниевая) долина в США / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://usamagazine.ru/silikonovaya-kremnievaya-dolina/ (Дата обращения 19.07.2023)

10. Сухина, И.Г. Философия и история науки: Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения, образовательно-квалификационного уровня магистратура / И.Г. Сухина. - Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2019.-320 с.

11. Сухина, И.Г. Ценности и человеческое бытие в хронотопе культуры: монография / И.Г. Сухина. - Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2016. - 444 с.

12. Успенский, Б.А. Избранные труды, том I. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 608 с.

13. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер; пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

14. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А.Я. Флиер. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.