Научная статья на тему 'Информационная культура как глобальный коммуникативный феномен современности и ее перспективы: аксиологическое понимание'

Информационная культура как глобальный коммуникативный феномен современности и ее перспективы: аксиологическое понимание Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
786
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЦЕННОСТИ / CULTURE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION SOCIETY / SOCIOCULTURAL COMMUNICATION / COMPUTER TECHNOLOGIES / MASS MEDIA / VALUES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сухина Игорь Григорьевич

В статье представлено философское осмысление глобализационного феномена информационной культуры. Проанализированы коммуникативные возможности информационной культуры и их влияние на современную социокультурную жизнь. Автором предложены аксиологическое понимание информации и социокультурного информационно-коммуникативного процесса и в связи с этим информационно-аксиологическая интерпретация культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Culture as a Contemporary Global Communicative Phenomenon and Its Perspectives: an Axiological Approach

The articles presents philosophical assessment of information culture as a globalization phenomenon. Communicative opportunities of information culture and their influence on modern sociocultural life are analyzed. The author uses an axiological approach to information and sociocultural info-communicative process, hence offering an info-axiological interpretation of culture.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как глобальный коммуникативный феномен современности и ее перспективы: аксиологическое понимание»

УДК 101.1:316

И. Г. Сухина

Информационная культура как глобальный коммуникативный феномен современности и ее перспективы: аксиологическое понимание

В статье представлено философское осмысление глобализационного феномена информационной культуры. Проанализированы коммуникативные возможности информационной культуры и их влияние на современную социокультурную жизнь. Автором предложены аксиологическое понимание информации и социокультурного информационно-коммуникативного процесса и в связи с этим - информационно-аксиологическая интерпретация культуры.

The articles presents philosophical assessment of information culture as a globalization phenomenon. Communicative opportunities of information culture and their influence on modern sociocultural life are analyzed. The author uses an axiological approach to information and sociocultural info-communicative process, hence offering an info- axiological interpretation of culture.

Ключевые слова: культура, информационная культура, информационное общество, социокультурная коммуникация, компьютерные технологии, средства массовой информации, ценности.

Key words: culture, information culture, information society, sociocultural communication, computer technologies, mass media, values.

Современная эпоха характеризуется, с одной стороны, выдающимися научно-техническими достижениями и глобализацией антропогенного влияния, а с другой - комплексом глобальных проблем, ставящих под угрозу существование как человечества, так и всей жизни на земле. И если принять во внимание, что главной проблемой в круге глобальных проблем и главным средством их решения является сам человек с его ценностными ориентирами, становится очевидным, что судьбы мира сегодня как никогда ранее зависят от вопросов аксиологического порядка. При этом особенное значение имеет интенсивно развивающаяся информационная культура, способная обеспечить глобальное коммуникативное взаимодействие между культурными типами, направленное на создание единой социокультурной среды или пространства актуализации общечеловеческих ценностных универсалий, в рамках которых должны быть выработаны адекватные стратегии культурного развития человечества, все более осознающего свое культурно-историческое единство.

© Сухина И. Г., 2013

Вторая половина XX в., связанная с интенсивным развертыванием научно-технического прогресса (НТП), привела к информационной революции, на основе которой сформировалась модернизированная культура, а в наиболее развитых странах (США, страны Евросоюза, Япония) сложился новый исторический тип социокультурной реальности - информационное общество.

Научно-техническим базисом информатизации стало создание в 1950-х гг., а затем и широкое применение в научных исследованиях, производстве и управлении новых электронно-вычислительных машин. Это было началом передачи технике логических функций человеческого мышления. С появлением ЭВМ (выступивших техническим базисом кибернетики) начинается история использования технических средств, выполняющих наиболее сложные функции производительной деятельности человека - функции принятия решений; электронно-вычислительной технике передаются отбор, систематизация, классификация информации. На базе программно-управляемых ЭВМ в 1970-х гг. были созданы компьютерно-информационные технологии, оказавшие революционное влияние на социокультурную жизнь. Информатизация современного общества оказалась связанной с широким внедрением компьютеров и компьютерных сетей в соединении с технически совершенными средствами и каналами связи. В наиболее технически и экономически развитых странах мира был создан новый - информационно-индустриальный - комплекс, который включает в себя электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, массовое производство электронных средств связи и самого разнообразного бытового оборудования. Данный комплекс отраслей промышленности и сервисной сферы услуг ориентирован на информационное обслуживание как общественного производства, так и индивидуального потребителя.

Компьютерно-информационные технологии явились уникальным средством автоматизации интеллектуальной деятельности человека. Если связанные с НТП средства механизации и автоматизации производительной деятельности касались сферы материального труда человека, заменяя работу его рук, то информатизация затронула сферу его интеллекта: начинаются научные разработки в области «искусственного интеллекта», рассматривающиеся как возможность информационной трактовки человека и его деятельности. Вследствие информационно-компьютерной революции информационные возможности современной социокультурной жизни не только многократно возросли, но стали просто несопоставимыми с «докомпьютерной эрой». Как отмечает канадский философ М. Маклюэн, «в современную электронную эпоху мы осознаем себя существующими таким образом, что нам постоянно приходится переводить все больше и больше всего, связанного с нашим существованием в форму информации, движущейся к технологическому расширению сознания» [6, р. 64].

В процессе информационной революции 1970-80-х гг. в ареале западной культуры произошел переход к постиндустриальному этапу модернизации, к тому новому типу социокультурной реальности, который Д. Белл назвал «постиндустриальным обществом» [1], а японский социолог Е. Масуда - «информационным обществом». Само понятие «информационное общество» (Ю. Хаяши, Е. Масуда, Ф. Махлуп и др.) указывает на основной стратегический ресурс общества - информацию; соответственно, в теориях информационного общества она трактуется как общественное благо.

Идущую на смену развитому индустриальному обществу постиндустриальную социокультурную реальность отличают следующие особенности: 1) комплексная автоматизация и информатизация производства и управления; 2) рост производительности труда, переход от товаропроизводящей к «сервисной» экономике; 3) децентрализация и деконцентрация в производстве, сочетающиеся с сегментацией и разнообразием рынка товаров и услуг; 4) становление общества «массового потребления»; 5) стремительный рост социальной значимости информации и утверждение нового информационного сектора экономики; 6) рост значения интеллектуальной деятельности, направленной на переработку информации; 7) широкое использование электроники и компьютерных технологий, их проникновение во все сферы социокультурной жизни; 8) бурное развитие технических средств массовой коммуникации; 9) рост социальной значимости образования, знания, роли университетов как «индустрии знаний»; 10) рост социального влияния ученых, специалистов, квалифицированных менеджеров и структурирование общества по профессиональному признаку; 11) демократизация социокультурной жизни, аффирмация либеральных ценностей; 12) всемерная поддержка обществом НТР и соответствующая этому сциентистская парадигма культуры.

Надо заметить, что в ходе современного социально-экономического развития эффективность материального производства детерминируется качественным уровнем развития и масштабами использования нематериальной сферы производства, т. е. производством информации, которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему предшествует, определяет его соответствие меняющимся социокультурным условиям и его продуктивность.

Учитывая всепроникающий характер влияния современного этапа НТП на социокультурную жизнь (особенно в плане ее информатизации), происходящие в ней радикальные изменения, можно говорить о формировании культуры постиндустриального типа. А принимая во внимание возможности и перспективы развития современной культуры (в условиях информатизации социокультурной жизни), следует говорить о культуре информационного типа, которая становится глобальным феноменом общечеловеческой культуры.

Информационную культуру следует понимать как информационнокоммуникативную сторону жизнедеятельности современного общества, его функций, которая выступает определяющим фактором присущих обществу социальных связей, отношений и взаимодействий. Культура информационного типа является сердцевиной информационного общества как утверждаемого современными компьютерно-информационными технологиями социального пространства интерсубъективных коммуникаций. В широком смысле она представляет собой воплощающуюся в социокультурных процессах совокупность всех форм информационнокоммуникативной деятельности; при этом она опирается на массовое привлечение к наиболее эффективным и совершенным средствам информации, к новым информационным технологиям, что становится непременным условием социализации личности. Культура этого типа осуществляет репрезентацию действительности как информационного процесса. Ее типичным продуктом является Интернет - глобализирующаяся международная компьютерная сеть электронной связи, инкорпорирующая в себя региональные, национальные, локальные и другие сети, обеспечивая постоянное увеличение и техническое улучшение обмена информацией.

В узком смысле информационная культура представляет собой систему информационного образования как способ эффективного усвоения присущего обществу культурного наследия с целью оптимальной социализации человека как личности и его специальной или профессиональной подготовки. Основой информационной культуры личности являются знания об информационной среде в ее социокультурном содержании, о ее возможностях, принципах и закономерностях ее функционирования, перспективах развития, а главное - умение ориентироваться в постоянно «расширяющемся мире» информации.

В материально-технологическом плане культура информационного типа удостоверяет информационную инфраструктуру современного общества с технико-технологическим арсеналом ее коммуникативных средств. В содержательном плане она представляет собой актуальную информацию как предмет социокультурной коммуникации. «Основной содержательной единицей социокультурной коммуникации является сообщение - моно-аспектная информация о чем-либо или текст - комплексная информация о многих или нескольких существенных аспектах чего-либо» [3, с. 197].

С семантической точки зрения любой культурный артефакт обладает значением/спектром значений и, соответственно, символическими свойствами и выступает в качестве культурного текста, несущего информацию о себе и о социокультурном контексте. Поэтому культура как системная совокупность артефактов, образующих предметный мир человеческого бытия, и каждый ее артефакт в отдельности являются средством социокультурной коммуникации. Культурная среда, по словам М. Маклюэна, «является информационным сообщением» [7, р. 26]. Вместе с тем, культура информационного типа как особое, соответствующее твор-

ческому и гуманитарному содержанию этого понятия качество транслируемой информации, является также и целью социокультурной коммуникации.

Связанная с культурой информационного типа социокультурная коммуникация обретает признаки явления системного порядка с определенной иерархией средств информационного коммуницирования: культурная

форма артефактов, выражающая их значения; сообщение; текст; специализированная культурно-семантическая информационная подсистема (сфера опыта, отрасль знаний или деятельности в ее информационном аспекте); локальная культурно-семантическая информационная подсистема (этническая культура, национальный язык); глобальная культурно-семантическая система (интернациональный специализированный язык обмена информацией).

Продуцируемая информационной культурой социокультурная коммуникация может быть подразделена на следующие четыре основных информационных направления:

• ориентационное (помогающее человеку ориентироваться в мире информации, в структуре социокультурного топоса, социализирующее индивида, формирующее его ценностные ориентиры, критерии оценочных суждений);

• мотивационное (воздействующее на мотивационные основания социокультурной активности людей, актуализирующее знания человека об окружающей действительности и их современную интерпретацию, знания о технологиях и нормах деятельности, стремление к получению новых знаний для удовлетворения его притязаний, для социокультурной субъект-ности);

• инновационное (приобщающее человека к новым знаниям о явлениях природной и социокультурной действительности, о технологиях осуществления какой-либо деятельности, о языках и средствах социокультурной коммуникации и т. д.; инновационный характер культуры информационного типа требует постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности и реформатирования имеющихся, в связи с чем особенно важна идея постоянного обучения в течение всей жизни);

• коррекционное (производящее необходимую коррекцию, уточняющее и обновляющее отдельные параметры обозначенных выше видов ориентиров, мотивационных детерминант, инновационных знаний и тем самым осуществляющее их адаптацию к конкретным целям и условиям применения).

Причем подлинно культурную специфику информационная коммуникация приобретает постольку, поскольку она регулирует ценностномировоззренческие представления людей об уровне и критериях социально-нравственной приемлемости тех или иных способов осуществления

любого вида деятельности, оценок и смысложизненных диспозиций, чем и определяется функциональная нагрузка и значимость этих знаний и представлений для обеспечения социально-коммуникативного взаимодействия людей.

Само понятие «информация» как термин обыденного языка, относящийся к коммуникативной и познавательной сферам человеческой деятельности, обозначает совокупность актуальных сведений о каких-либо событиях, фактах. Однако если говорить об информации в культурном смысле, на первый план выходит ее содержание, и эта содержательная сторона приобретает особую значимость.

Трансляционные возможности информационной культуры, которые определяются ее материально-технологической модальностью, называются массовой коммуникацией. Массовая коммуникация может быть определена как социокультурная инфосфера, состоящая из открытых, упорядоченных процессов трансляции культурно и социально значимой информации, которая целенаправленным образом продуцируется и регулируется посредством СМИ.

Современное развитое общество потому и именуют информационным, что информация как массово тиражируемый коммуникативный процесс обеспечивает в нем связь всех уровней его жизни и составляет основу функционирования всех его систем, подсистем и элементов. Новейшие технологии сделали присущие культуре информационного типа современные СМИ настолько технически оснащенными, всеохватывающими и влиятельными, что они начинают оказывать определяющее влияние на современную социокультурную жизнь. Глобальное влияние трансляционных возможностей электронных СМИ воссоздает современный мир в образе «глобальной деревни»1, т. е. такой глобализирующейся коммуникативной реальности, в которой изменяются масштабы событийности, стираются пространственно-временные границы, возникает состояние всеобщей включенности и меняются масштабы человеческого интереса, деятельности и влияния. Термин указывает на то, что благодаря современным информационным технологиям земной шар «сжался» до размеров деревни. Как пишет американский культуролог К. Додд, «международное использование “масс-медиа” открывает захватывающие новые перспективы глобальной деревни. Телевизионные, спутниковые тарелки, видео, компьютерное использование сбора и распространения новостей, факсы, волоконно-оптические кабельные системы и другие технологии повсеместно открывают новые границы» [5, р. 271]. По словам Додда, современные «масс-медиа становятся доминирующей характеристикой культуры, определяющей поведение, социальные отношения и взаимодействия людей» [5, р. 266].

1 Термин М. Маклюэна [6].

Современные информационно-коммуникативные системы выступают сегодня основополагающим средством и способом накопления, сохранения, возобновления и трансляции коллективного социокультурного опыта и знания - главного антропогенного фактора развития культуры и общества.

Сегодня можно говорить об «информационной глобализации», развертывающей коммуникативный по своей сути процесс формирования нового типа социокультурной реальности в глобальном масштабе. Этот глобальный социокультурный процесс идет одновременно в трех главных направлениях:

• становление в наиболее развитых странах мира информационного общества, характеризующегося всесторонней информатизацией своих структур;

• формирование глобальной модернизирующейся информационнокоммуникативной инфраструктуры, охватывающей весь современный социокультурный мир, превращая его в «глобальную деревню» (М. Мак-Люэн);

• актуализация в масштабах глобализирующейся инфосферы феномена глобального сознания и глобальной (информационной) культуры.

Этот процесс, радикально меняющий сам образ культурной жизни и деятельности человека, знаменует начало на рубеже второго и третьего тысячелетий принципиально нового мегацикла культурно-исторического развития человечества. Во всяком случае, исторической эпохе изолированного, информационно «закрытого» существования культур, народов и стран пришел конец. Наступает новая - информационная - эра сотрудничества и объединения во всемирном масштабе, эпоха глобального полилога культур.

В сущности, именно в современную эпоху информационной глобализации человечество в своей истории обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, - но и социальное, объединяясь в целостную всемирную социальную систему с присущими ей международными институтами, и собственно культурное, поскольку во взаимообмене достижениями различных культур, их полилоге формируются основы мировой метакультуры, так как в «информационную эру» взаимодействие культур в русле глобализирующегося информационного пространства становится непременным условием их развития. При этом глобальный коммуникативный процесс создает основу для согласования и унификации различных культурных форм, в которых проявляются общечеловеческие ценности как универсалии культуры. Примером того, как действует глобальная информационная структура, могут быть: система взаимосвязей в рамках ЮНЕСКО, глобальные СМИ типа Евровидения или Национальная информационная инфраструктура США.

Культура информационного типа предполагает, что ведущей творческой формой человеческой деятельности становится ментальная деятельность, связанная с производством и использованием информации как главного фактора социокультурного развития. Сам источник информации, принимая во внимание творческий потенциал человеческого воображения, ментальный потенциал человеческого мышления и сознания в целом, неисчерпаем. Это значит, что культура данного типа способна оптимальным образом реализовывать творческое призвание человека как культурогенного субъекта, что требует значительных перемен в современном воспитании и образовании.

Осмысление феномена информационной культуры выявляет то, что человеческая культура как таковая есть особый тип информационного процесса, которого природа не знает. Именно благодаря культуре у человека имеется особая «над-биологическая» форма хранения, воспроизводства, передачи и использования информации в целенаправленной сознательно-творческой деятельности, создающей и развивающей культуру как антропогенный мир человеческого бытия. В самой культуре информация кодируется в знаковых системах (языках культуры, опредмечивающихся в ее артефактах-текстах), которые при современном техническом оснащении способны осваивать огромные, постоянно растущие объемы информации. И от того, каким образом человечество сможет воспользоваться этим накапливаемым культурой информационным достоянием, и будет зависеть его дальнейшая историческая судьба.

В связи с этим следует раскрыть аксиологический аспект информационной культуры, рассмотреть соотношение информации и ценности. Информация есть сведения о событиях или фактах, которые, будучи зафиксированными в знаковых системах культуры и организованными в виде текстов, выступают как сообщения. Содержание информации связано с тем, что транслируемые ею сведения касаются тех фактов, которые так или иначе соответствуют человеческим потребностям и интересам, их сообразованной с сознанием предметной (интенциональной) направленности и выражают определенные смыслы или значения, делающие информацию актуальной.

Именно значения образуют самую суть информационных сообщений. И эти значения, кодируемые и транслируемые информационными сообщениями, определяющие их содержание, их смысл, суть ценности. В общем плане ценность есть антропоморфный смысл, в котором человек выступает мерой значимого.

Ценности можно определить как антропоморфные смысловые значения, которые репрезентируют для субъекта действительность, мотивируют сообразную со смыслом его сознательно мотивированную, целеполагающую жизнедеятельность и являются первоосновой человеческих взаимодействий.

В принципе ценности как позитивные значения, соответствующие положительным человеческим потребностям и интересам и требующие их объективации в антропогенной сфере человеческого бытия, могут быть квалифицированы как культурные ценности, а культура - как сепарированный и определенным образом организованный мир ценностей. Российский философ В. Ильин констатирует: «Единственно человеческий

истинный мир есть мир ценностный, кристаллизуемый на стыке сущего и должного, наличного и потребного» [2, с. 4]. И этим «истинным миром человека» является культура как хронотоп творческой объективации ценностей. Именно ценности являются нормативными принципами деятельности человека.

В системе культурных ценностей, выражающих и формирующих человеческие потребности, можно выделить:

• ценности духа: религиозные (бог, священное, вера и др.), моральные (добро, любовь, долг, счастье и др.), философские (разум, мудрость, истина), познавательные и научные (научная истина, знания, открытия, изобретения и др.), эстетические (красота, возвышенное, героическое и др.);

• ценности социальные (справедливость, солидарность, равенство, дружба, правопорядок, гражданские свободы и др.);

• ценности материальные (продукты питания, одежда, жилища, предметы быта, технические средства производства и др.).

Культурные ценности выступают в качестве значимых информационных «посылов» - сигналов, которые воздействуют на жизнедеятельность людей и распространяются в знаковой, символической и образной формах в масштабах коммуникативной среды, охватывающей социокультурную среду и соответствующим образом ее формирующую. Культура как мир ценностей, образующих содержание человеческого бытия и интегрирующих всю его сознательно мотивированную формацию, выступает как универсальная информационно-коммуникативная система актуализации и трансляции ценностей, функционирование которой определяет антропогенную социокультурную среду человеческого бытия. Культура - это перманентный информационно-коммуникативный процесс, выражающий и утверждающий актуальные ценности человеческого бытия и тем самым определяющий его адекватные - сознательно мотивированные -субъектные проявления, формирующие его предметную антропогенную среду.

Именно такое, аксиологически скорректированное, информационное определение культуры раскрывает гуманитарное - адекватное человеческой субъективности и субъектности - измерение и содержание информации, то содержание, которое делает ее личностно и социально значимой творческой силой, задействованной в процесс культурогенного преобразования человеком действительности. Именно такое понимание позволяет артикулировать гуманистические цели культуры.

Таким образом, в рамках информационно-аксиологического осмысления человеческий мир культуры предстает в четырех своих основных аспектах: мир ценностей (базисный аспект); мир артефактов, являющих объективированные ценности и предстающих в качестве культурных текстов - смысловых комплексов, содержащих социокультурную информацию; мир транслирующих ценности информационных сообщений с присущей ему информационно-коммуникативной инфраструктурой и коммуникативной средой - инфосферой; мир сознательно-мотивированной человеческой жизнедеятельности.

Именно в транслирующем ценности и позиционирующем их в среде человеческой жизнедеятельности информационно-коммуникативном процессе или социокультурной коммуникации наиболее полным и универсальным образом проявляется специфика культуры: трансформация

действительности, ее онтологической модальности в социокультурную модальность значимого.

В условиях глобализации это планетарное культурогенное пространство человеческого жизнедействия становится определяющим фактором мирового развития, сердцевиной которого выступает культура информационного типа. Как подчеркивает российский философ А. Н. Чумаков, «глобальный мир, который активно формируется на наших глазах, уже в скором времени потребует эффективного управления, которое будет абсолютно невозможным, без наличия общезначимых для всех норм и ценностей и без чего невозможно представить себе будущее общечеловеческой культуры» [4, с. 232].

Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. - М.: Академия, 2004. - 783 с.

2. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 216 с.

3. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

4. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст: моногр. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2006. - 516 с.

5. Dodd C.H. Dynamics of Intercultural Communication. - Madison etc.: Brown & Benchmark, 1995. - 333 p.

6. McLuhan M. Understanding Media: the extensions of man. - New York: The New American Library, Inc., 1964. - 318 p.

7. McLuhan M., Q.Fiore. The Medium is the massage. - New York: Bantam Books, 1967. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.