Научная статья на тему 'Культура как фактор Великой Победы'

Культура как фактор Великой Победы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
958
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА / СССР / ПРАВДА ИСТОРИИ / КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ИСТОРИЯ / ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ / ПАТРИОТИЗМ / GREAT PATRIOTIC WAR / GREAT VICTORY / USSR / TRUTH OF HISTORY / CULTURAL HISTORY / EVERYDAY HISTORY / PERSON AT WAR / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнеева Юлия Васильевна

Рецензия на монографию: Жукова О. Г. Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture as a Factor of the Great Victory

Review of the monograph: Zhukova O. G. Cultural Life of the USSR as a Phenomenon of Everyday Life during the Great Patriotic War of 1941-1945. M.: Publishing House of Moscow University for the Humanities, 2016. 228 p.

Текст научной работы на тему «Культура как фактор Великой Победы»

йО!: 10.17805^ри.2017.1.23

Культура как фактор Великой Победы

Ю. В. Корнеева Поволжский государственный университет сервиса

Рецензия на монографию: Жукова О. Г. Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2016. 228 с.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Великая Победа; СССР; правда истории; культурная история; повседневная история; человек на войне; патриотизм

многих нынешних граждан Российской Федерации под воздействием СМИ и со-

временных телесериалов возобладали весьма негативные, окрашенные только трагическими красками представления о повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны. Фронт — это страх и мужество, подвиг и предательство, увечья и гибель. Тыл — это железная дисциплина на производстве, ненормированный рабочий день без выходных, похоронки о близких и полуголодное существование: питание по продуктовым карточкам и хлебные очереди, дефицит самого необходимого — спичек, соли, мыла. Но в таких гнетущих условиях войну не выиграть, тем более Великую Отечественную, когда на Восточном фронте сражалось до 80% армии и боевой техники объединенных сил гитлеровской коалиции.

Автор монографии «Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (Жукова, 2016) кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Московского гуманитарного университета О. Г. Жукова убедительно доказывает, какой воодушевляющей силой являлась в годы войны культура, управление которой за отсутствием в СССР наркомата (министерства) культуры (до 1954 г.) находилось в ведении наркомата со знаковым названием — просвещения!

Суровые годы войны показали стремление народа сохранить и сберечь культурно-историческое богатство страны. Редко упоминаемая ныне историками директива наркома просвещения РСФСР В. П. Потемкина от 15 ноября 1941 г., т. е. после парада наших войск на Красной площади, когда враг стоял в десятках километров от столицы, называлась оптимистически: «О сборе материалов Великой Отечественной войны». Разосланная по музеям и школам, она дала начало народному движению по созданию историко-краеведческих музеев.

Автор доказывает феноменальность культурной жизни в воюющем СССР на основе богатейшего фактического материала: документов архивов — Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Всесоюзного радио, Центрального государственного архива Московской области (ЦГА МО), Центрального государственного архива города Москвы (ЦГА Москвы), а также малотиражных изданий книг и брошюр военного времени, центральных и областных газет, сводок Сов-информбюро, изданий Книжной палаты, обзора произведений изобразительного искусства и документов личного архива — писем и почтовых открыток военной поры.

Новой книгой О. Г. Жукова продолжила достойную презентацию своих научных интересов, которая представлена в многочисленных публикациях автора о войне (см.: Жукова, 2011, 2012аЬ, 2013аЬ, 2014аЬсс1, 2015). Можно констатировать, что в Московском гуманитарной университете исследовательский проект «Демифологизация истории России», начавшийся под руководством ректора МосГУ И. М. Ильинского не-

сколько лет назад (см.: Ильинский, 2014, 2015; Васильев, 2014; Васильев, Шепелев, 2016), получил многоаспектное и перспективное развитие.

Изучение значительного массива документальных материалов позволило О. Г. Жуковой реконструировать культурную жизнь СССР с первых дней войны — от плаката И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» и песни «Священная война» и до Победы, ознаменованной монументом Е. Вучетича советскому воину-освободителю в Трептов-парке.

О. Г. Жукова обосновала вывод, что Великую Отечественную войну СССР с блоком гитлеровской коалиции следует рассматривать не столько как «войну моторов», «войну идеологий», но прежде всего как войну культур («культуркампф»). Автор приходит к заключению, что немецко-фашистская и советская (по сути — русская) культуры отличаются друг от друга прежде всего уровнем готовности народов к любым физическим и материальным лишениям ради общего дела — Победы. И потому в СССР готовность к самопожертвованию и на фронте, и в тылу ради спасения Родины стала главной темой произведений всех жанров искусства и литературы, явилась одним из решающих факторов Победы.

Данная проблема сегодня рассматривается в фокусе российского культурно-исторического кода, который был и есть экзистенциальной основой нашей идентичности, определяющей содержание отечественной истории. Одновременно российская идентичность определяется в качестве фактора национальной безопасности России. В этом контексте представляется актуальной глубокая мысль о том, что в чрезвычайных условиях победителями становятся те страны, в которых государственное начало сопрягается с культурно-историческими основами общества и человека (см.: Лапшин, 2013, 20^^. Поэтому либеральные трактовки военной повседневности вроде неких культурных практик в условиях войны не выдерживают серьезной критики.

Существует множество воспоминаний, цитируемых автором, которые свидетельствуют об активной культурной жизни в условиях войны. Немцы под Москвой, Ленинград — в блокаде, большая часть европейской части страны — под оккупацией, но по-прежнему в срок выходит множество газет и журналов, хотя и меньшими тиражами, издаются книги русской, советской и зарубежной классики, новые произведения о войне, которые печатаются, как правило, на скрепке, на оберточной бумаге, как стихи о войне К. Симонова или статьи А. Толстого и И. Эренбурга.

Эвакуированные в города Урала, Сибири, Средней Азии театры драмы и юного зрителя ставили новые спектакли, театры оперы и балета — новые оперы («В огне (Под Москвой)» Д. Кабалевского, «Суворов» С. Василенко, «Алые паруса» В. Юровского, «Княжна Мери» В. Дехтерева и балет «Золушка» А. Прокофьева). В кинотеатрах шли фильмы, снятые эвакуированными в среднеазиатские республики киностудиями. А кинопередвижки на лошадиной тяге доставляли киноленты в самые глухие места страны, до самых удаленных фронтовых частей.

Фронтовые бригады профессиональных артистов театра, кино, эстрады, цирка и кукольный театр С. Образцова объехали с концертами все фронты — по графику, несмотря на опасности войны. Художественная самодеятельность приобрела массовый характер благодаря организации многоступенчатых конкурсов — районных, областных, республиканских, всесоюзных, участники которых боролись за право поездки на фронт — для выступления перед бойцами. Но самым удивительным явлением для страны в военное время было создание по инициативе самодеятельных артистов хоров и ансамблей песни и танца: Воронежского, Челябинского, Горьковского, Уральского, Московского областного.

Монография О. Г. Жуковой открывает и такую малоизвестную страницу культурного строительства, как открытие новых театров: в РСФСР — ТЮЗа в Куйбышеве, «Блокадного» — в Ленинграде, оперного — в Астрахани, музкомедии — в Магадане. В Средней Азии шло крупномасштабное строительство театров оперы и балета с постановками опер на национальных языках народов СССР — осенью трудного 1941 г. открываются театры в Алма-Ате и в Ашхабаде, в феврале 1942 г. — в Сталинаба-де (Душанбе). Драматический театр был создан в июне 1942 г. в г. Фрунзе (Бишкек). А премьера балета «Гаяне» А. Хачатуряна прошла в г. Молотове (Перми) в эвакуированном Ленинградском театре оперы и балета. Открылись два театра на уйгурском языке в Казахстане. Во Владикавказе был создан симфонический оркестр и т. д.

Автор приводит множество фактов значительных изменений во взаимоотношениях власти и народа, свидетельствующих, что народ из подчиненного объекта превратил себя в самодостаточный субъект, инициирующий события и явления, критикующий недоработки власти и предлагающий свои решения. На примере многих документов архивов, используемых автором часто впервые, показано, как трансформировалась политика власти в области религии, в отношении национальных окраин, сохранения памятников истории и культуры и восстановления памяти о великих деятелях истории многонационального советского народа. Вдумчивое чтение этой работы о реалиях Великой Отечественной войны побуждает задуматься о сегодняшнем дне: возможно ли гипотетическое воспроизведение феномена самопожертвования народа в условиях возможной чрезвычайной ситуации? Вопрос, как представляется, далеко не праздный, особенно с учетом реалий современного российского капитализма, о которых предостерегают исследователи (см.: Васильев, 2011, 2012).

В годы Великой Отечественной войны, даже в самый трудный период 1941 г., продолжалась начатая перед войной реставрация Покровского (Василия Блаженного) собора на Красной площади и Останкинского дворца Шереметевых, называвшегося тогда Музеем искусства крепостных. Оба уникальных очага культуры уже осенью — зимой 1941 г. были открыты для экскурсий. Продолжилось восстановление мечети в Казахстане, построенной Тимуром в Х^ в., в которой были найдены древние книги и артефакты. А с первых дней освобождения оккупированных районов, как показывают архивы и воспоминания о тех днях, вслед за войсками входили отряды архитекторов и реставраторов и начинали восстанавливать или консервировать разрушенные церкви, часовни, монастыри, памятники архитектуры, старинные усадьбы, связанные с именами великих людей — Суворова, Пушкина, Пирогова, Коцюбинского и др.

Каждый жанр искусства и литературы работал, как убедительно показано в монографии, на консолидацию и сплочение многонациональной страны, на усиление боевого духа армии и трудового энтузиазма в тылу, на укрепление веры в Победу. Вклад в общее дело внесло изобразительное искусство — от призывных плакатов и художественных полотен, демонстрируемых на стационарных и передвижных выставках, до почтовых красочных открыток. Достижение архитектуры военных лет — «подземный музей» — московское метро с его новыми станциями, построенными за годы войны.

О многих феноменальных свершениях военного времени известно благодаря документальному кино и, без преувеличения, — героям-кинооператорам. В их работе автор книги нашла много забытого, малоизвестного ныне. Например, создание из опытных фронтовых разведчиков групп «сержантов-кинооператоров», которые снимали небольшими кинокамерами «Кинамо», прикрепленными к автоматам ППШ, рукопаш-

ные бои, взятие языка в тылу врага, суровые партизанские будни. До сих пор, как мне известно, О. Г. Жукова со слезами в глазах смотрит документальные кадры о том, как ее дед — легендарный боевой летчик — доставляет боеприпасы и продовольствие через линию фронта партизанам (за его голову немецкое командование назначило награду в 50 тыс. марок и Железный крест).

Наши документальные фильмы, показываемые за границей, в странах-союзницах, создавали позитивное общественное мнение и меняли у многих представление о Советском Союзе, навязываемое недоброжелательной пропагандой. После вдохновенного фильма «Разгром немецких войск под Москвой» режиссера Ильи Копалина резко усилилось гражданское движение в США и Англии в поддержку СССР. На митинге в Сан-Франциско 29 мая 1942 г. после триумфального показа этого фильма знаменитый режиссер и артист Чарли Чаплин призвал к созданию Комитета помощи России и скорейшему открытию Второго фронта. Гениальный артист желал русским победы как представителям культуры созидания, культуры мира, защищающим человечество от варваров, проповедующих культ войны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев, Ю. А. (2011) Очень странный российский капитализм // Власть. №9. С. 4-6.

Васильев Ю. А. (2012) О факторах риска в условиях капиталистической модернизации в России: цикличность кризисов // Власть. №10. С. 18-22.

Васильев, Ю. А. (2014) Тайны «Могикана» (к 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова) : монография. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 200 с.

Васильев, Ю. А., Шепелев, В. Н. (2016) Борьба политических элит в условиях позднего сталинизма. Карельский отголосок «Ленинградского дела». 1949-1950 гг. // Исторический архив. №3. С. 3-31.

Ильинский, И. М. (2014) Живу и помню: документальная повесть. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та. 232 с.

Ильинский, И. М. (2015) Великая Отечественная: правда против мифов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Жукова, О. Г. (2011) Социокультурная политика СССР в годы Великой Отечественной войны // Власть. №8. С. 142-144.

Жукова, О. Г. (2012a) Дежавю и жамевю отечественных войн России и СССР: свидетельствуют документы // Народное образование. №9. С. 261-276.

Жукова, О. Г. (2012b) Творцы и потребители в историческом контексте войны и мира // Народное образование. №4. С. 275-282.

Жукова, О. Г. (2013a) Победа на культурном фронте Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Предпосылки и следствия // Научные труды Московского гуманитарного университета. №5. С. 4-17.

Жукова, О. Г. (2013b) Повседневная жизнь советского тыла в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: исторические и социально-культурные аспекты : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М. 200 с.

Жукова, О. Г. (2014a) Великая Отечественная война: парадоксы повседневности [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/2/Zhukova_Great-Patriotic-War-Paradoxes/ (дата обращения: 14.10.2016).

Жукова, О. Г. (2014b) Великая Отечественная: готовность к войне или чудо Победы? // Научные труды Московского гуманитарного университета. №9. С. 47-54.

Жукова, О. Г. (2014c) Парадоксы повседневности Великой Отечественной войны и современного восприятия ее истории // Научные труды Московского гуманитарного университета. №2. С. 91-104.

Жукова, О. Г. (2014d) Учебники истории и судьбы народов // Научные труды Московского гуманитарного университета. №11. С. 29-38.

Жукова, О. Г. (2015) Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/9 (дата обращения: 10.10.2016). DOI: 10.17805/trudy.2015.1.9

Жукова, О. Г. (2016) Культурная жизнь СССР как феномен повседневности Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 228 с.

Лапшин, А. О. (2013) Прежде всего, о том, почему мы публикуем этот текст // Власть. №4. С. 4.

Лапшин, А. О. (2014a) Матрица // Власть. №2. С. 15-16.

Лапшин, А. О. (2014b) Российская идентичность как фактор национальной безопасности: прямые и обратные зависимости // Власть. №11. С. 5-6.

Дата поступления: 18.01.2017 г.

CULTURE AS A FACTOR OF THE GREAT VICTORY Y. V. Korneeva Volga Region State University of Service

Review of the monograph: Zhukova O.G. Cultural Life of the USSR as a Phenomenon of Everyday Life during the Great Patriotic War of 1941-1945. M.: Publishing house of Moscow University for the Humanities, 2016. 228 p.

Keywords: Great Patriotic War; Great Victory; USSR; truth of history; cultural history; everyday history; person at war; patriotism

REFERENCES

Vasil'ev, Iu. A. (2011) Ochen' strannyi rossiiskii kapitalizm. Vlast', no. 9, pp. 4-6. (In Russ.).

Vasil'ev Iu. A. (2012) O faktorakh riska v usloviiakh kapitalisticheskoi modernizatsii v Rossii: tsik-lichnost' krizisov. Vlast', no. 10, pp. 18-22. (In Russ.).

Vasil'ev, Iu. A. (2014) Tainy «Mogikana» (k 100-letiiu so dnia rozhdeniia Iu. V. Andropova). Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 200 p. (In Russ.).

Vasil'ev, Iu. A. and Shepelev, V. N. (2016) Bor'ba politicheskikh elit v usloviiakh pozdnego staliniz-ma. Karel'skii otgolosok «Leningradskogo dela». 1949-1950 gg. Istoricheskii arkhiv, no. 3, pp. 3-31. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2014) Zhivu i pomniu: dokumental'naia povest'. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 232 p. (In Russ.).

Il'inskii, I. M. (2015) Velikaia Otechestvennaia: pravda protiv mifov. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 320 p. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2011) Sotsiokul'turnaia politika SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny. Vlast', no. 8, pp. 142-144. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2012a) Dezhaviu i zhameviu otechestvennykh voin Rossii i SSSR: svidetel'stvuiut dokumenty. Narodnoe obrazovanie, no. 9, pp. 261-276. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2012b) Tvortsy i potrebiteli v istoricheskom kontekste voiny i mira. Narodnoe obrazovanie, no. 4, pp. 275-282. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2013a) Pobeda na kul'turnom fronte Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Predposylki i sledstviia. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 5, pp. 4-17. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2013b) Povsednevnaia zhizn' sovetskogo tyla v usloviiakh Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg.: istoricheskie i sotsial'no-kul'turnye aspekty : Thesis of Diss.. ... Candidate of History. Moscow. 200 p. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014a) Velikaia Otechestvennaia voina: paradoksy povsednevnosti. Informa-tsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 2 [online] Available at: http://www.

zpu-journal.ru/e-zpu/2014/2/Zhukova_Great-Patriotic-War-Paradoxes/ (access date: 14.10.2016). (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014b) Velikaia Otechestvennaia: gotovnost' k voine ili chudo Pobedy? Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 9, pp. 47-54. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014c) Paradoksy povsednevnosti Velikoi Otechestvennoi voiny i sovremennogo vospriiatiia ee istorii. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 2, pp. 91-104. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014d) Uchebniki istorii i sud'by narodov. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 11, pp. 29-38. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2015) Zhenskaia tema v sotsiokul'turnoi politike vremen Velikoi Otechestvennoi voiny. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 1 [online] Available at: http:// journals.mosgu.ru/trudy/article/view/9 (access date: 10.10.2016). DOI: 10.17805/trudy.2015.1.9

Zhukova, O. G. (2016) Kul'turnaia zhizn' SSSR kak fenomen povsednevnosti Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Moscow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 228 p. (In Russ.).

Lapshin, A. O. (2013) Prezhde vsego, o tom, pochemu my publikuem etot tekst. Vlast', no. 4, pp. 4. (In Russ.).

Lapshin, A. O. (2014a) Matritsa. Vlast', no. 2, pp. 15-16. (In Russ.).

Lapshin, A. O. (2014b) Rossiiskaia identichnost' kak faktor natsional'noi bezopasnosti: priamye i obratnye zavisimosti. Vlast', no. 11, pp. 5-6.

Submission date: 18.01.2017.

Корнеева Юлия Васильевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Поволжского государственного университета сервиса. Адрес: 445017, Россия, г. Тольятти, ул. Гагарина, д. 4. Тел.: +7 (927) 786-64-88. Эл. адрес: jullka55@yandex.ru

Korneeva Yulia Vasilievna, Candidate ofHistory, Associate Professor, Department of Tourism and Hotel Service, Volga Region State University of Service. Postal address: 4 Gagarin St., Tolyatti, Russian Federation 445017. Tel.: +7 (927) 786-64-88. E-mail: jullka55@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.