Научная статья на тему 'История Великой Победы'

История Великой Победы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
31
Поделиться
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА / СССР / НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАВДА ИСТОРИИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ИСТОРИЯ / ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ / ПАТРИОТИЗМ / GREAT PATRIOTIC WAR / WAR VICTORY / USSR / HISTORICAL KNOWLEDGE / PUBLIC CONSCIENCE / HISTORICAL TRUTH / SOCIAL AND CULTURAL HISTORY / HISTORY OF EVERYDAY LIFE / MAN AT WAR / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапшин Аркадий Олегович

Рецензия на издание: Великая Отечественная война 1941-1945 годов (2011-2015) : в 12 томах. М. : Воениздат ; Кучково поле.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лапшин Аркадий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

History of the Great Victory

This is a review of: Velikaia Otechestvennaia voina 1941-1945 godov [The Great Patriotic War of 1941-1945] (2011-2015) : In 12 vols. Moscow, Voenizdat Publ. ; Kuchkovo pole Publ. (In Russ.).

Текст научной работы на тему «История Великой Победы»

РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ

йО!: 10.17805^ри.2015.4.35

История Великой Победы

А. О. Лапшин (Журнал «Власть», г. Москва)

Рецензия на издание: Великая Отечественная война 1941-1945 годов (2011-2015): в 12 томах. М. : Воениздат; Кучково поле.

Ключевые слова: Великая Отечественная война; Великая Победа; СССР; научно-историческое знание; общественное сознание; правда истории; социально-культурная история; повседневная история; человек на войне; патриотизм

Масштабный научный проект — создание 12-томного труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов», старт которому был дан 5 мая 2008 г. распоряжением президента РФ В. В. Путина, объединил вокруг себя историков, экономистов, юристов, политологов, социологов, международников, крупных военачальников и работников оборонно-промышленного комплекса — до полутора тысяч специалистов из 10 ведомств. Это итог исследовательских работ в 40 архивах страны и мира. В коллективе по изданию по истории Великой Отечественной войны Московский гуманитарный университет представлен кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Жуковой Ольгой Германовной. Ее материалы о малоизвестных или практически забытых страницах социокультурной жизни СССР в годы войны включены в 10-й том «Государство, общество и война» (см.: Великая Отечественная война 1941-1945 годов, 2014: 546-608).

Примечательно, что первоначальная заявка на исследование столь оригинальной и значимой для истории войны темы была сделана О. Г. Жуковой в статье для журнала «Власть» (см. : Жукова, 2011). Тема получила развитие в комплексе публикаций, раскрывающих различные аспекты этой обширнейшей проблемы (см.: Жукова, 2012аЬ, 2013аЬ; 2014аЬсс1е, 2015). Плодотворным стало участие представителей МосГУ в исследовательском проекте «Демифологизация истории России» под руководством ректора университета И. М. Ильинского при поддержке Общероссийской общественной организации Общество «Знание» России (см.: Ильинский, 2014, 2015; Васильев, 2014).

Автор предисловия к 12-му тому «Итоги и уроки войны» председатель главной редакционной комиссии издания министр обороны Российской Федерации Герой России генерал армии С. К. Шойгу так изложил главную концепцию, которой следовали авторы: «Одним из главных объектов исследования оставался человек на войне, сол-

дат и труженик тыла. Мужество и самоотверженность, выносливость и свободолюбие, смекалка и изобретательность — без понимания этих черт наших предков исследование проблем истории не может быть полностью объективным____История, как известно, наказывает тех, кто не делает из нее выводов. Наша задача применительно к истории Великой Отечественной войны — вынести из прошлого опыта уроки, позволяющие избегать трагических ошибок и просчетов и успешно решать сложнейшие проблемы современности... Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится. За нами — правда истории, многовековой опыт защиты свободы и независимости, мудрость предков, призывавших при любых обстоятельствах держать порох сухим» (Великая Отечественная война 1941-1945 годов, 2015: 7).

В контексте данных рассуждений особый интерес представляют идеи и рекомендации выдающихся представителей русской исторической науки «по поводу соотношения между научно-историческим знанием и общественным сознанием, причем как в ретроспективном методе, так и в отношении современности» (Васильев, 2009Ь: 84). По их оценке, источник интереса к истории кроется не только «в естественном любопытстве ко всему родному, отечественному, в том числе и к отечественной истории» (там же). По мнению Ю. А. Васильева, «прежде всего имеет значение интеллектуальный разрыв между научно-историческим знанием и общественным сознанием. Чтобы проникнуть в общественное сознание и в нем укрепиться, научно-историческая идея должна соединиться с умственными или практическими потребностями общества.» (там же). Как считал В. О. Ключевский, такое соединение может возникнуть при двух условиях: «...если идея получила разработку, приспособленную к обычным способам усвоения идей общественным сознанием, и если само общество подготовлено к историческому размышлению, как практически полезному средству общежития. Но оба эти условия не всегда бывают налицо и второе нередко отсутствует даже при наличности первого. <...> Но бывают моменты, когда в обществе обнаруживается усиленная наклонность к историческим справкам, пробуждается интерес к прошедшему более серьезный, чем обычное любопытство к делам минувших дней» (Ключевский, 1983: 365). Как замечает Ю. А. Васильев, «в таком случае, чтобы выяснить связь и характер текущих явлений общественной жизни, начинают изучать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести» (Васильев, 2009Ь: 85). Тогда возникает потребность овладеть новым знанием: «В усилении исторической любознательности всегда можно видеть симптом пробудившейся потребности общественного сознания ориентироваться в новом положении.» (Ключевский, 1983: 366; см.: Васильев, 2009аЬ, 2011).

За навязанными политизированными дискуссиями, кощунственными ревизиями подвигов героев в тень времени ушли или вовсе забыты феноменальные по масштабу созидательные свершения в СССР — невероятные для других стран в условиях войн. Историк О. Г. Жукова осветила целый список величайших деяний советского народа в экстремальных условиях мировой войны практически во всех жанрах и видах искусства и культуры. Открывались передвижные художественные или литературные выставки и даже картинные галереи, создаваемые с нуля, как в Нижнем Тагиле. Строились и открывались театры. В Астрахани — оперный, в Новосибирске, в столицах среднеазиатских республик — театры оперы и балета. Годы открытия этих учреждений культуры — самые суровые для страны: в Алма-Ате и Ашхабаде — осень 1941 г., в Сталинабаде (Душанбе) — зима 1942 г. Некоторые оперы ставились на национальных языках. В Ташкенте на узбекском шла постановка «Евгения Онегина», в оперном театре Саранска прошла премьера музыкальной драмы «Литова» на мордовском язы-

ке. Приобщение к высокому искусству дало огромный толчок к развитию в республиках национальных кадров: артистов, режиссеров, художников, композиторов. А среди сотен фронтовых концертных бригад, выступавших в действующей армии, все больше появлялось национальных артистических бригад, дававших концерты в воинских национальных частях, приезжавших с подарками и письмами земляков. Так что недоверчивое отношение нынешних политиканов к понятию «дружба народов» — это от незнания или злого умысла. Население республик имело веские причины принимать радушно эвакуированных из западных и центральных районов СССР, воевать за общую Родину, добровольно собирать средства и даже сдавать ценные семейные реликвии в Фонд обороны.

Как отмечается в «Истории Великой Отечественной войны», все советские республики принимали участие во всесоюзных конкурсах художественной самодеятельности. В них первым этапом были районные, вторым — областные, затем — республиканские. Победители становились участниками Всесоюзного конкурса, проходившего в Москве, в Доме Союзов. После заключительного концерта на главной сцене страны победителей ждала награда, обещанная условиями конкурса, — поездка с концертом на фронт. Отдельно проходили смотры коллективов художественной самодеятельности предприятий в тылу, воинских частей на фронте, учащихся школ и ремесленных училищ. Массовым стал Всероссийский смотр хоровых коллективов и солистов — исполнителей русской народной песни, после которого лучшие коллективы получали статус государственных, а значит — финансирование, здание для репетиций, жилье для членов коллектива. Огромной популярностью пользовались Воронежский народный хор, Челябинский народный хор, Свердловская хоровая капелла, Калининский хор русской песни и другие. Хоровое искусство, традиционное для России, именно тогда, в трудные годы войны, как ни парадоксально, достигло больших высот и массовости: в некоторых областях возникло до 400-500 хоров. Воюющая страна — пела!

Малоизвестна сегодня еще одна страница истории музыкального искусства. В годы войны была создана не только широко известная Седьмая Ленинградская симфония Д. Шостаковича, но и симфонии С. Прокофьева, Н. Мясковского, Г. Попова и др. Музыку к балету «Золушка» написал С. Прокофьев, А. Хачатурян — к балету «Гая-не» со знаменитым «Танцем с саблями». Создавались и ставились оперы: «Суворов» С. Василенко, «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Княжна Мэри» В. Дехтерева, «Алые паруса» В. Юровского и др. Советскими композиторами было создано множество кантат, ораторий. Для духовой музыки, особенно востребованной на войне, сочинялись новые марши. Оркестры, как свидетельствуют архивы, нередко сопровождали сражения за города, музыканты во время боев играли, укрывшись за стенами домов или в «щелях». Они шли впереди вступающих в освобожденные города СССР и Европы воинских частей, исполняя новый Гимн Советского Союза.

Значительная часть исследования О. Г. Жуковой посвящена рассказу об увековечивании уже в годы войны памяти героев-воинов. Собран внушительный свод памятников и мемориальных музеев, созданных в годы войны инициативой бойцов или населения. 7 ноября 1943 г., в памятный день изгнания польских захватчиков из Кремля, в г. Горьком (Нижнем Новгороде), на родине Козьмы Минина, был открыт памятник работы скульптора А. Колобова. Есть и другие малоизвестные события в области монументальной архитектуры, о которых напомнила О. Г. Жукова: уже 7 ноября 1942 г. был открыт памятник защитнику Москвы генералу И. В. Панфилову в городе, где он служил — во Фрунзе (ныне Бишкек), в Тбилиси в 1944 г. — Герою Советского Союза

генералу К. Н. Леселидзе. В. И. Мухина в 1943 г. создавала модель монумента «Героям обороны Севастополя». 21 мая 1944 г. установлен памятник в Перекопе на Турецком валу героям боев за Крым, 17 октября на Сапун-горе в Севастополе — памятник-обелиск павшим за освобождение города русской морской славы. И с самого 1942 г., после освобождения от оккупации первых подмосковных городов, Союз советских архитекторов принялся за работу над проектами восстановления каждого только что освобожденного города. Для сел разрабатывались более скромные проекты. На восстановлении, точнее — новостройке, жители и множество прибывающих добровольцев — юношей и девушек работали, не считаясь со временем — дотемна. В годы войны были отреставрированы Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади, реставрированы или законсервированы до лучших времен храмы и монастыри, пострадавшие от рук оккупантов в древнем Киеве, Чернигове, Полоцке, Пскове, Новгороде. Вслед за вступлением наших войск в освобожденные города шли реставраторы! А новгородский памятник «Тысячелетие России» с фигурами многих исторических лиц прошлого, который фашисты разрушили, был воссоздан одним из первых и открыт 2 ноября 1944 г.

Помнить, знать, изучать историю военных лет — важнейшая задача в воспитательной работе с молодежью. В этом, несомненно, поможет фундаментальная 12-томная энциклопедия «Великая Отечественная война 1941-1945 годов».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев, Ю. А. (2009a) О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. Часть I // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 49-58.

Васильев, Ю. А. (2009b) О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. Часть II // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 78-88.

Васильев, Ю. А. (2011) Идентичность русского народа в исторической концепции В. О. Ключевского // Власть. №7. С. 35-39.

Васильев, Ю. А. (2014) Тайны «Могикана» (к 100-летию со дня рождения Ю. В. Андропова) : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 200 с.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов (2014) : в 12 т. М. : Кучково поле. Т. 10: Государство, общество и война. 864 с.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов (2015) : в 12 т. М. : Кучково поле. Т. 12: Итоги и уроки войны. 864 с.

Жукова, О. Г. (2011) Социокультурная политика СССР в годы Великой Отечественной войны // Власть. № 8. С. 142-144.

Жукова, О. Г. (2012a) Дежавю и жамевю отечественных войн России и СССР: свидетельствуют документы // Народное образование. №9. С. 261-276.

Жукова, О. Г. (2012b) Творцы и потребители в историческом контексте войны и мира // Народное образование. № 4. С. 275-282.

Жукова, О. Г. (2013a) Победа на культурном фронте Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Предпосылки и следствия // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 5. С. 4-17.

Жукова, О. Г. (2013b) Повседневная жизнь советского тыла в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: исторические и социально-культурные аспекты : дис. ... канд. ист. наук. М. 200 с.

Жукова, О. Г. (2014a) Алгоритм Андропова [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №4 (июль — август). URL: http://zpu-jour-nal.ru/e-zpu/2014/4/Zhukova_Andropovs-Algorithm/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.09.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Жукова, О. Г. (2014b) Андропов — «Могикан»: «Учиться у народа» // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 355-358.

Жукова, О. Г. (2014c) Великая Отечественная война: парадоксы повседневности [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №2 (март — апрель). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/2/Zhukova_Great-Patriotic-War-Paradoxes/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.09.2015).

Жукова, О. Г. (2014d) Великая Отечественная: готовность к войне или чудо Победы? // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 9. С. 47-54.

Жукова, О. Г. (2014e) Парадоксы повседневности Великой Отечественной войны и современного восприятия ее истории // Научные труды Московского гуманитарного университета. №2. С. 91-104.

Жукова, О. Г. (2015) Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны // Научные труды Московского гуманитарного университета. №1. С. 40-48.

Ильинский, И. М. (2014) Живу и помню : документальная повесть. М. : Изд-во Моск. гума-нит. ун-та. 232 с.

Ильинский, И. М. (2015) Великая Отечественная: правда против мифов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Ключевский, В. О. (1983) Введение в курс лекций по русской историографии 2-й половины XIX века // Ключевский В. О. Неопубликованные произведения / отв. ред. М. В. Нечкина ; сост. А. А. Зимин, Р. А. Киреева. М. : Наука. 416 с. С. 364-366.

Дата поступления: 3.09.2015 г.

HISTORY OF THE GREAT VICTORY

А. O. Lapshin

(Vlast' Journal, Moscow)

This is a review of: Velikaia Otechestvennaia voina 1941-1945 godov [The Great Patriotic War of 1941-1945] (2011-2015) : In 12 vols. Moscow, Voenizdat Publ. ; Kuchkovo pole Publ. (In Russ.).

Keywords: Great Patriotic War; war victory; USSR; historical knowledge; public conscience; historical truth; social and cultural history; history of everyday life; man at war; patriotism

REFERENCES

Vasiliev, Yu. A. (2009a) O metodologicheskikh osnovaniiakh russkoi istoricheskoi shkoly: isto-riosofskie aspekty. Chast' I [On methodological bases of the Russian historical school: Historioso-phical aspects. Part I]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 49-58. (In Russ.).

Vasiliev, Yu. A. (2009b) O metodologicheskikh osnovaniiakh russkoi istoricheskoi shkoly: istorio-sofskie aspekty. Chast' II [On methodological bases of the Russian historical school: Historiosophical aspects. Part II]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 78-88. (In Russ.).

Vasiliev, Yu. A. (2011) Identichnost' russkogo naroda v istoricheskoi kontseptsii V. O. Kliuchev-skogo [The identity of the Russian people in the historical conception of V. O. Klyuchevsky]. Vlast', no. 7, pp. 35-39. (In Russ.).

Vasiliev, Yu. A. (2014) Tainy «Mogikana» (K 100-letiiu so dnia rozhdeniia Iu. V. Andropova) [Secrets of the "Mohican" (On the occasion of the 100th anniversary of Yuri Andropov)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 200 р. (In Russ.).

Velikaia Otechestvennaia voina 1941-1945 godov [The Great Patriotic War of 1941-1945].

(2014) : In 12 vols. Moscow, Kuchkovo pole Publ. Vol. 10: Gosudarstvo, obshchestvo i voina [State, society and war]. 864 р. (In Russ.).

Velikaia Otechestvennaia voina 1941-1945 godov [The Great Patriotic War of 1941-1945].

(2015) : In 12 vols. Moscow, Kuchkovo pole Publ. Vol. 12: Itogi i uroki voiny [Results and lessons of the war]. 864 р. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2011) Sotsiokul'turnaia politika SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny [The socio-cultural policy of the USSR during the Great Patriotic War]. Vlast', no. 8, pp. 142-144. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2012a) Dezhaviu i zhameviu otechestvennykh voin Rossii i SSSR: svidetel'stvuiut dokumenty [D ej a vu and jamais vu of patriotic wars in Russia and the Soviet Union: Documentary evidence]. Narodnoe obrazovanie, no. 9, pp. 261-276. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2012b) Tvortsy i potrebiteli v istoricheskom kontekste voiny i mira [Creators and consumers in the historical context of war and peace]. Narodnoe obrazovanie, no. 4, pp. 275-282. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2013a) Pobeda na kul'turnom fronte Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. Predposylki i sledstviia [Victory on the cultural front of the Great Patriotic War of 1941-1945. Premises and consequences]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 5, pp. 4-17. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2013b) Povsednevnaia zhizn' sovetskogo tyla v usloviiakh Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg.: istoricheskie i sotsial'no-kul'turnye aspekty [Daily life in the Soviet rear during the Great Patriotic War of 1941-1945: Historical and socio-cultural aspects] : Diss. ... Candidate of History. Moscow. 200 p. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014a) Algoritm Andropova [Andropov's algorithm]. Informatsionnyi gumani-tarnyi portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", no. 4 (July — August). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Zhukova_Andropovs-Algorithm/ [archived in WebCite] (accessed 2.09.2015). (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014b) Andropov — «Mogikan»: «Uchit'sia u naroda» [Andropov the "Mohican": "Learn from the people"]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 355-358. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhukova, O. G. (2014c) Velikaia Otechestvennaia voina: paradoksy povsednevnosti [The Great Patriotic War: The paradoxes of everyday life]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", no. 2 (March — April). [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/ 2014/2/Zhukova_Great-Patriotic-War-Paradoxes/ [archived in WebCite] (accessed 2.09.2015). (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014d) Velikaia Otechestvennaia: gotovnost' k voine ili chudo Pobedy? [The Great Patriotic War: Readiness for war or a miracle of Victory?]. Nauchnye trudy Moskovskogo guman-itarnogo universiteta, no. 9, pp. 47-54. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2014e) Paradoksy povsednevnosti Velikoi Otechestvennoi voiny i sovremennogo vospriiatiia ee istorii [Paradoxes of everyday life during the Great Patriotic War and of the contemporary perception of its history]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 2, pp. 91-104. (In Russ.).

Zhukova, O. G. (2015) Zhenskaia tema v sotsiokul'turnoi politike vremen Velikoi Otechestvennoi voiny [Women In Social Policy During The Great Patriotic War]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta, no. 1, pp. 40-48. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2014) Zhivu i pomniu: dokumental'naia povest' [I live and remember: A documentary novel]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 232 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2015) Velikaia Otechestvennaia: Pravda protiv mifov [The Great Patriotic War: Truth vs. myths]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 320 p. (In Russ.).

Klyuchevsky, V. O. (1983) Vvedenie v kurs lektsii po russkoi isto-riografli 2-i poloviny XIX veka [Introduction to a course of lectures on the Russian historiography of the second half of the 19th century]. In: Klyuchevsky, V. O. Neopublikovannye proizvedeniia [Unpublished works] / ed. by M. V. Nechkina ; comp. by A. A. Zimin and R. A. Kireeva. Moscow, Nauka Publ. 416 p. Pp. 364-366. (In Russ.).

Submission date: 3.09.2015.

Лапшин Аркадий Олегович — кандидат исторических наук, главный редактор общенационального научно-политического журнала «Власть», член президиума Академии политической науки. Адрес: 117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, оф. 512. Тел.: +7 (499) 125-54-91. Эл. адрес: atro-valentina@yandex.ru

Lapshin Arkadiy Olegovich, Candidate of History, Editor-in-chief, National research and political journal Vlast' ("Power"); Member, Presidium of the Academy of Political Science. Postal address: Office 512, Bldg. 5, 24/35 Krzhizhanovskogo St., 117218 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 125-54-91. E-mail: atro-valentina@yandex.ru