Научная статья на тему 'За нами - правда истории'

За нами - правда истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
530
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА / GREAT VICTORY / СССР / USSR / НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / SCIENTIFIC AND HISTORICAL KNOWLEDGE / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIAL CONSCIOUSNESS / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ИСТОРИЯ / SOCIAL AND CULTURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лапшин Аркадий Олегович

Данная статья является рецензией на издание «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». В 12 т. М.: Воениздат; Кучково поле. 2011-2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUTH OF HISTORY IS ON OUR SIDE

This article is a review on the edition in 12 volumes entitled «The Great Patriotic War of 1941-1945», published in Moscow, in 2011-2015, Voenizdat, Kuchkovo pole Publ.

Текст научной работы на тему «За нами - правда истории»

Книги

УДК 94(470.22)

ЛАПШИН Аркадий Олегович — к.и.н., главный редактор общенационального научно-политического журнала «Власть», член президиума Академии политической науки (117218, Россия, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, офис 512; atro-valentina@yandex.ru)

ЗА НАМИ - ПРАВДА ИСТОРИИ

Аннотация. Данная статья является рецензией на издание «Великая Отечественная война 1941-1945 годов». В 12 т. М.: Воениздат; Кучково поле. 2011-2015.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Великая Победа, СССР, научно-историческое знание, общественное сознание, социально-культурная история

К 70-летию Великой Победы над фашизмом под эгидой Министерства обороны России вышел 12-томный научный труд «Великая Отечественная война 1941— 1945 годов» [Великая Отечественная... 2011—2015]. Это третье фундаментальное многотомное издание, посвященное истории Великой Победы. В 1960-х гг. был выпущен 6-томник «История Великой Отечественной войны Советского Союза», в 1970-1980-х гг. — 12-томник «История Второй мировой войны 1939—1945».

Новый масштабный научный проект был начат 5 мая 2008 г. в соответствии с распоряжением президента РФ В.В. Путина. Работа над научным изданием объединила вокруг себя историков, экономистов, юристов, политологов, социологов, международников, крупных военачальников и работников оборонно-промышленного комплекса — до полутора тысяч специалистов из 10 ведомств. Эта работа явилась итогом проведения исследовательских работ в 40 архивах страны и мира.

По поводу непрекращающихся попыток фальсификации истории Великой войны, замалчивания многих ее героических страниц или попыток намеренного пересмотра итогов войны в редакционном предисловии решительно заявлено: «Как антинаучные и идущие вразрез с задачами формирования исторического сознания соотечественников оцениваются попытки ряда зарубежных и, к сожалению, некоторых российских авторов свести войну к окружениям и отступлениям, ссылкам и депортациям» [Великая Отечественная. 2015: 17]. За навязанными политизированными дискуссиями, кощунственными ревизиями подвигов героев в тень времени ушли или вовсе забыты феноменальные по масштабу созидательные свершения в СССР — невероятные для других стран в условиях войны.

В этой связи особый интерес представляют идеи и рекомендации выдающихся представителей русской исторической науки по поводу соотношения между научно-историческим знанием и общественным сознанием, причем как в ретроспективе, так и в отношении современности. Источник интереса к истории кроется не только в естественном интересе ко всему родному, отечественному, в т.ч. и к отечественной истории. Прежде всего, имеет значение интеллектуальный разрыв между научно-историческим знанием и общественным сознанием. Чтобы проникнуть в общественное сознание и в нем укрепиться, научно-историческая идея должна соединиться с умственными или практическими потребностями общества. Подобное соединение возможно при двух условиях:

а) если идея получила разработку, приспособленную к обычным способам усвоения идей общественным сознанием;

б) если само общество подготовлено к историческому размышлению как практически полезному средству общежития.

Но оба эти условия не всегда бывают в наличии — второе нередко отсутствует даже при наличии первого. Однако бывают моменты, когда в обществе обнаруживается усиленная потребность в достоверной исторической информации, пробуждается интерес к прошлому — более серьезный, чем обычное любопытство по отношению к делам минувших дней. В таком случае, чтобы выяснить связь и характер текущих явлений общественной жизни, начинают изучать, откуда эти явления пошли и к чему могут привести. Тогда рождается потребность в овладении новым знанием.

238

ВЛАСТЬ

2015'10

В усилении исторической любознательности всегда можно видеть симптом пробудившейся потребности общественного сознания ориентироваться в новых условиях [см.: Васильев 2006; 2009; 2010; 2011а; 2011б; 2012]. Осознание народной идентичности в современной России проявилось в замечательной акции «Бессмертный полк».

Автор предисловия к 12-му тому «Итоги и уроки войны», председатель главной редакционной комиссии издания, министр обороны Российской Федерации, Герой России генерал армии С.К. Шойгу так изложил главную концепцию, которой следовали авторы: «Одним из главных объектов исследования оставался человек на войне, солдат и труженик тыла. Мужество и самоотверженность, выносливость и свободолюбие, смекалка и изобретательность — без понимания этих черт наших предков исследование проблем истории не может быть полностью объективным. <...> История, как известно, наказывает тех, кто не делает из нее выводов. Наша задача применительно к истории Великой Отечественной войны — вынести из прошлого опыта уроки, позволяющие избегать трагических ошибок и просчетов и успешно решать сложнейшие проблемы современности. Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится. За нами — правда истории, многовековой опыт защиты свободы и независимости, мудрость предков, призывавших при любых обстоятельствах держать порох сухим» [Великая Отечественная. 2015: 7].

Свои размышления министр обороны завершает обращением к педагогическому сообществу страны, прежде всего, к историкам: «.многотомный фундаментальный труд в целом и 12-й том в частности нацелены не только на сохранение героического наследия предков, но и на активацию идеологии патриотизма, которая

всегда сплачивала наш народ......роль исторической науки в воспитании патриота

России в условиях обострения современной информационной войны, открыто навязывающей чуждые нам взгляды, пытающейся стереть историческую память, фальсифицировать прошлое, в том числе историю Великой Отечественной войны, возрастает как никогда» [Великая Отечественная. 2015: 9].

В 12-м томе «Итоги и уроки войны» в главах «Государственно-политическое руководство в годы войны» и «Военно-политическое руководство в годы войны» впервые, пожалуй, для многотомных научных трудов даны объективные документальные, не лакированные очерки, основанные на интересных и малоизвестных фактах и документах, — о Сталине, Молотове, Берии, Жукове, Василевском, Антонове.

Впервые в многотомном издании было решено полнее показать вклад творческих деятелей всех жанров литературы, музыки, кинематографа, изобразительного искусства и архитектуры в Великую Победу. Примечательно, что первоначальная заявка на исследование столь оригинальной и значимой для истории войны темы была сделана одним из авторов фундаментального издания по истории Великой Отечественной войны О.Г. Жуковой в статье для журнала «Власть» [Жукова 2011]. Тема получила развитие в комплексе ее публикаций, раскрывающих различные аспекты этой обширнейшей проблемы [Жукова 2012а; 2012б; 2013; 2014а; 2014б; 2015]. В качестве специалиста по истории повседневности Великой Отечественной войны О.Г. Жукова участвовала в написании главы «Сражающаяся культура» в 10-м томе «Государство, общество и война» [Великая Отечественная. 2014: 546-608]. Автор освещает свершения творческой интеллигенции военных лет, вдохновлявших воинов на ратные подвиги, тружеников тыла — на самоотверженную работу под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!». В столь представительном издании, посвященном войне, объемный раздел повествует о том, как творцы всех жанров искусства и литературы, создавая произведения в момент свершения того или иного события, сражения, подвига или по его горячим следам, практически вели летописи от первых дней войны до Победы.

Историк О.Г. Жукова приводит целый список величайших деяний советского народа в экстремальных условиях мировой войны практически во всех жанрах и видах искусства и культуры. Открывались передвижные художественные или литературные выставки и даже картинные галереи, создаваемые с нуля, как, например, в Нижнем Тагиле. Строились и открывались театры. В Астрахани — оперный,

2015'10

ВЛАСТЬ

239

в Новосибирске, в столицах среднеазиатских республик — театры оперы и балета. Годы открытия этих учреждений культуры — самые суровые для страны: в Алма-Ате и Ашхабаде — осень 1941 г., в Сталинабаде (Душанбе) — зима 1942 г. Некоторые оперы ставились на национальных языках. В Ташкенте на узбекском шла постановка «Евгения Онегина», в оперном театре Саранска прошла премьера музыкальной драмы «Литова» на мордовском языке. Приобщение к высокому искусству дало огромный толчок к возникновению в республиках национальных кадров: артистов, режиссеров, художников, композиторов. А среди сотен фронтовых концертных бригад, выступавших в действующей армии, все больше появлялось национальных артистических бригад, дававших концерты в воинских национальных частях, приезжавших с подарками и письмами земляков. Так что недоверчивое отношение нынешних политиканов к понятию «дружба народов» — от незнания или злого умысла. Население республик имело веские причины радушно принимать эвакуированных из западных и центральных районов СССР, воевать за общую Родину, добровольно собирать средства и даже сдавать ценные семейные реликвии в Фонд обороны.

Малоизвестна сегодня еще одна страница истории музыкального искусства. В годы войны была создана не только широко известная Седьмая Ленинградская симфония Д. Шостаковича, но и симфонии С. Прокофьева, Н. Мясковского, Г. Попова и др. С. Прокофьев написал музыку к балету «Золушка», А. Хачатурян

— к балету «Гаяне» со знаменитым «Танцем с саблями». Создавались и ставились оперы: «Суворов» С. Василенко, «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Княжна Мэри» В. Дехтерева, «Алые паруса» В. Юровского и др. Советские композиторы создали множество кантат, ораторий. В области духовой музыки, особенно востребованной на войне, сочинялись новые марши.

Значительная часть исследования посвящена рассказу об увековечении уже в годы войны памяти воинов-героев. Собран внушительный свод памятников и мемориальных музеев, созданных в годы войны по инициативе бойцов или населения. 7 ноября 1943 г., в памятный день изгнания польских захватчиков из Кремля, в г. Горьком (Нижнем Новгороде), на родине Козьмы Минина, был открыт памятник работы скульптора А. Колобова. Есть и другие малоизвестные события в области монументальной архитектуры, о которых напомнила О.Г. Жукова: уже 7 ноября 1942 г. был открыт памятник защитнику Москвы генералу И.В. Панфилову в городе, где он служил, — во Фрунзе (ныне — Бишкек); в Тбилиси в 1944 г. — Герою Советского Союза генералу К.Н. Леселидзе. В.И. Мухина в 1943 г. создала модель монумента «Героям обороны Севастополя». 21 мая 1944 г. в Перекопе на Турецком валу установлен памятник героям боев за Крым; 17 октября на Сапун-горе в Севастополе

— памятник-обелиск павшим за освобождение города русской морской славы. И с самого 1942 г., после освобождения от оккупации первых подмосковных городов, Союз советских архитекторов начал работу над проектами восстановления каждого только что освобожденного города. Для сел разрабатывались более скромные проекты. На восстановлении, точнее, новостройке жители и множество прибывающих юношей и девушек — добровольцев работали, не считаясь со временем, — дотемна. В годы войны были отреставрированы Покровский собор (Василия Блаженного) на Красной площади, отреставрированы или законсервированы до лучших времен храмы и монастыри, пострадавшие от рук оккупантов в древнем Киеве, Чернигове, Полоцке, Пскове, Новгороде. Вслед за вступлением наших войск в освобожденные города шли реставраторы! А новгородский памятник «Тысячелетие России» с фигурами многих исторических лиц прошлого, который фашисты разрушили, был воссоздан одним из первых и открыт 2 ноября 1944 г.

Помнить, знать, изучать историю военных лет — важнейшая задача в воспитательной работе с молодежью. В этом, несомненно, поможет фундаментальная 12-томная энциклопедия «Великая Отечественная война 1941—1945 годов».

Список литературы

Васильев Ю.А. 2006. «Кризис истории» — кризис понимания истории. — Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 35-40.

240

ВЛАСТЬ

2 015'10

Васильев Ю.А. 2009. О методологических основаниях русской исторической школы: историософские аспекты. В 2 ч. — Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 49-58; № 2. С. 78-88.

Васильев Ю.А. 2010. Феномен «Ecole Russe»: теория истории Н.И. Кареева. — Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 124-128; № 3. С. 121-134.

Васильев Ю.А. 2011a. Идентичность русского народа в исторической концепции В.О. Ключевского. — Власть. № 7. С. 35-39.

Васильев Ю.А. 20116. Феномен «Ecole Russe»: критика Н.И. Кареева. — Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 121-127.

Васильев Ю.А. 2012. Феномен «Ecole Russe»: историология Н.И. Кареева. — Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 72-81.

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. 2011—2015. В 12 т. М.: Воениздат; Кучково поле.

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. 2014. Т. 10. Государство, общество и война. М.: Кучково поле. 864 с.

Великая Отечественная война 1941—1945 годов. 2015. Т. 12. Итоги и уроки войны. М.: Кучково поле. 864 с.

Жукова О. Г. 2011. Социокультурная политика СССР в годы Великой Отечественной войны. - Власть. № 8. С. 142-144.

Жукова О.Г. 2012a. Дежавю и жамевю отечественных войн России и СССР: свидетельствуют документы. — Народное образование. № 9. С. 261-276.

Жукова О.Г. 20126. Творцы и потребители в историческом контексте войны и мира. — Народное образование. № 4. С. 275-282.

Жукова О.Г. 2013. Победа на культурном фронте Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Предпосылки и следствия. — Научные труды Московского гуманитарного университета. № 5. С. 4-17.

Жукова О.Г. 2014a. Великая Отечественная: готовность к войне или чудо Победы? — Научные труды Московского гуманитарного университета. № 9. С. 47-54.

Жукова О.Г. 20146. Парадоксы повседневности Великой Отечественной войны и современного восприятия ее истории. — Научные труды Московского гуманитарного университета. № 2. С. 91-104.

Жукова О.Г. 2015. Женская тема в социокультурной политике времен Великой Отечественной войны. — Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. С. 40-48.

LAPSHIN Arkadiy Olegovich, Cand.Sci.(Hist.), Editor-in-Chief of the «Vlast (Power)» Journal, Presidium member of the of the Academy of Political Science (24/35, bld. 5, off. 512, Krzhizhanovskogo St, Moscow, Russia, 111395; atro-valentina@yandex.ru)

TRUTH OF HISTORY IS ON OUR SIDE

Abstract. This article is a review on the edition in 12 volumes entitled «The Great Patriotic War of 1941-1945», published in Moscow, in 2011-2015, Voenizdat, Kuchkovo pole Publ.

Keywords: Great Patriotic War, Great Victory, USSR, scientific and historical knowledge, social consciousness, social and cultural history

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.