Научная статья на тему 'Культура качества высшего образования в исторической ретроспективе'

Культура качества высшего образования в исторической ретроспективе Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
историческая ретроспектива / вуз / высшее образование / качество образования / компетенции / компетентностный подход / работодатели / Болонский процесс / аккредитация / historical retrospective / university / higher education / education quality / competencies / competency-based approach / employers / Bologna process / accreditation

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гаврилюк Н.П.

В условиях периодического внесения изменений и дополнений в действующие законодательные и нормативно-правовые акты в области науки и образования, в Федеральные государственные образовательные стандарты с целью совершенствания практики организации образовательного процесса, повышения качества высшего образования и результатов научно-исследовательской работы, повышения котроля за уровнем сформированности компетенций, важно проследить практики и тенденции всех этих преобразований в исторической ретроспективе. В статье рассматриваются возможности и важность обеспечения качества в высшем образовании, через призму европейской практики, российского опыта, институциональной заинтересованности как комплекса мер и инструментов по совершенствованию практики предоставления высшего образования. Забота об обеспечении качества в университетской среде актуальна и важна, поскольку на международном уровне качество является тем решением, которое придает вузу авторитет перед заказчиками, делает его конкурентоспособным на международном рынке, обеспечивает его существование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of higher education quality in historical retrospective

In the context of periodic amendments and additions to the current legislative and regulatory legal acts in the field of science and education, to the Federal State Educational Standards in order to improve the practice of organizing the educational process, improve the quality of higher education and the results of research work, increase control over the level of competence formation, it is important to trace the practices and trends of all these transformations in a historical retrospective. The article discusses the possibilities and importance of quality assurance in higher education through the prism of European practice, Russian experience, institutional interest as a set of measures and tools to improve the practice of providing higher education. Concern about quality assurance in the university environment is relevant and important, because at the international level, quality is the decision that gives the university credibility in front of customers, makes it competitive in the international market, and ensures its existence.

Текст научной работы на тему «Культура качества высшего образования в исторической ретроспективе»

Гаврилюк Н.П.

Кандидат исторических наук. Доцент кафедры истории Института истории и права, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского.

Культура качества высшего образования в исторической ретроспективе

События первых десятилетий XXI века внесли существенные изменения и преобразования в сферу экономики, культуры, науки и образования. Достаточно заметны изменения, произошедшие в высшей школе, а именно: диверсификация институтов и их организационных форм, демократизация отношений между субъектами образовательного процесса, подготовка специалистов по принципу сформированности компетенций и, как результат, изменение места и роли дидактики и ученика в образовательном пространстве. Болонский процесс, инициированный серией соглашений между европейскими странами по унификации стандартов и качества подготовки по квалификациям высшего образования, выделяет два достаточно важных аспекта в образовании, а именно:

- гармонизация структуры национальных систем образования;

- непрерывное повышение качества подготовки будущих специалистов с высшим образованием.

Именно качество подготовки будущих специалистов с высшим образованием является залогом их конкурентоспособности на рынке труда, как в России, так и за ее пределами. Оптимальным решением, обеспечивающим высокие показатели и постоянное повышение качества высшего образования, является внедрение систем управления качеством в высших учебных заведениях. Базовым компонентом этих систем является подсистема непрерывного оценивания образовательного процесса и его результатов, достигаемая посредством различных видов оценивания: исходного (с прогностической и диагностической функцией), формирующего, итогового и заключительного. В высших учебных заведениях вопрос оценивания находится в поле зрения, как руководства вуза, преподавателей так и исследователей. Эта практика и тенденции регламентируются не только Федеральными государственными образовательными стандартами и Профессиональными стандартами, но и целым рядом законодательных

и нормативно-правовых актов, основанных на традициях прошлого, на опыте деятельности ведущих вузов мира и России, результатах научных исследований в области педагогики и психологии, методики преподавания, оценки знаний, умений и навыков обучающихся, уровня сформированности компетенций выпускников вуза.

Еще с эпохи средневековья, университет воспринимался как источник качественных знаний, с точки зрения науки и передовой практики, полезных для членов общества, независимо от уровня их благосостояния. Фактически, в XII и XIII веках в таких городах, как Болонья, Париж, Оксфорд, Монпелье, Падуя и Саламанка, в Ва-льядолиде и Лиссабоне молодежные ассоциации следовали урокам преподавателей/профессоров, чтобы получить знания, которые в то время не могла предложить ни одна официальная школа. Для обозначенного периода истории, основными критериями оценки, гарантии качества образования и организации образовательного процесса, служили разговоры, слухи и слава о знаниях учителя (позже преподавателя/профессора), его передовых практиках, признанных среди коллег, студенческой аудитории и распространяющиеся на более широкую аудиторию, далеко за пределами вуза. Зачастую эта практика оценки уровня знаний педагога заставляла учеников (впоследствии признанных обществом студентами) следовать не только его урокам и учениям, но и за ним самим. Большая часть исторических знаний, в том числе «материалов лекций» их набросков и результатов наблюдений ученых, профессоров, преподавателей, накопленных средневековым обществом, хранилась в библиотеках монастырей или во дворцах местных епископов. Именно в связи с этим, в большинстве случаев, открытие и признание новой образовательной организации, осуществлялось либо Святым Престолом, либо епископальной администрацией, которые на протяжении многих веков представляли собой некую инстанцию по формальной сертификации качества образования, предоставляемого новыми университетами.

Другими словами, в начале университетского образования качество было неотъемлемым измерением самой концепции университета. Качество университетского образования определялось известностью профессорско-преподавательского состава и признавалось органом, утвердившим статус и согласовавшим деятельность университета.

Миссия университетов и их общественное признание как поставщиков качественного образования существенно менялись на протяжении столетий. Само понятие качества образования претерпело ряд маскировок для того, чтобы университеты отвечали все

более разнообразным ожиданиям членов общества, в среде которого они существуют и функционируют.

С начала XIX века до середины XX века одной из основных задач университетов было обеспечение интеллектуальной элиты общества, то есть хорошо образованных выпускников, которые будут служить в светских и религиозных учреждениях, способствовать предоставлению качественных услуг в сфере здравоохранения, образования, военного дела и т.д. В общественном мнении вузы, получавшие полную финансовую поддержку со стороны властей, должны предлагать своим студентам качественное образование и подготовку, иначе государству не имело бы смысла вкладывать в них средства. Для этого периода характерно появление частных учреждений высшего образования, которые не уступали по качеству предоставляемых знаний, организации образовательного процесса государственным университетам. Качество образования было подтверждено как профессионализмом выпускников, так и национальным признанием научных знаний преподавателей, работающих в соответствующих учреждениях. Иными словами, качество высшего образования стало одной из определяющих ценностей жизни в стенах вуза и его утверждения в обществе.

События Второй мировой войны и ее последствия внесли кардинальные изменения во все сферы жизни человечества. Изменения коснулись также и сферы науки и образования, что выразилось в появлении новых министерств и ведомств, призванных структурировать работу организаций образования всех уровней, научно-исследовательских институтов, разработать и внедрить актуальную времени методологию и методы при организации и реализации образовательного процесса, структурировать инструментарий и средства оценки полученных знаний выпускниками вузов, в том числе с учетом потребностей рынка. Влияние информационных и коммуникационных технологий значительно ускорило процесс глобализации и универсализации, что выразилось в переходе на общие требования в сфере образования и науки, следованию общих стандартов при подготовке специалостов в определенных сферах. Для академической среды это было уже не вызовом, а повседневной реальностью, регламентирующей определенное поведение. Под влиянием этих факторов, с учетом региональной и национальной специфики, потребностей рынка, цифровизацией, общество столкнулось с:

- Массовостью высшего образования сначала в наиболее развитых государствах, а затем и в странах с развивающейся экономикой;

- Увеличением количества и диверсификацией государственных и частных поставщиков учебных программ, сопоставимых по результатам обучения с предложениями университетов;

- Быстрым развитием высшего образования не только как государственной услуги, но и как услуги, оговариваемой на коммерческой основе, на местном рынке образовательных услуг, в рамках международных сделок;

- Кардинальными изменениями во взаимодействии учителя и ученика, поскольку доступ к современным средствам информации и коммуникации с раннего детства либерализуется и удешевляется;

- Стремительным ростом международного сотрудничества между университетами, мобильностью студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава вузов.

Чрезвычайно динамичный социальный, политический, экономический и культурный контекст последних десятилетий оказал сильное влияние на качество высшего образования. В борьбе за студентов и ресурсы высшие учебные заведения применяют разные подходы и стратегии. Последствия этого легко проследить во многих странах с диверсифицированными системами высшего образования. В то время как традиционные университеты пытаются сохранить свое поведение в отношении обеспечения качества университетского образования, многие новые поставщики учебных программ отодвинули качество образования на второй план. Коммерческие, финансовые или личные интересы преобладают и продолжают оставаться приоритетом во многих новых организациях, конкурирующих с традиционным университетским предложением. К сожалению, нередки ситуации недобросовестного поведения, особенно со стороны тех преподавателей, которые преподают одну и ту же дисциплину в двух и более организациях, конкурирующих на рынке образовательных услуг.

Кроме этого, в эпоху цифровых технологий мы сталкиваемся еще с одной проблемой, когда требования компаний больше не ориентированы на дипломы, а на глобальное понимание, знание культур и различных языков, технологическую грамотность, предпринимательские навыки и способность руководить все более сложными организациями. Ученые степени и звания - это пережиток индустриальной эры, элитарного периода, когда вузы были центрами обучения, предназначенные для ограниченного круга лиц. Сейчас важны цифровые навыки, профессиональные компетенции, предпринимательское мышление, креативность и динамизм, подтвержденные дипломом. Салман Амин Хан, основатель Академии Хана,

считает, что современному обществу необходимо переосмыслить понятие образования, используя новые информационные и коммуникационные технологии. Исследователь связывает будущее образования с виртуальным образованием, которое будет бесплатным на уровне мировых стандартов для всех и везде1.

Несомненно, разнообразие траекторий университетского образования, облегчающих вовлечение выпускника на рынок труда, является признанной ценностью Европейского пространства высшего образования, однако, нет четкого понимания того, как правильно внедрять эти практики и как управлять этим разнообразием в условиях социально признанной потребности наличия общепринятых стандартов качества содержания образования. В этом изменчивом контексте высшего образования в конце 1970-х годов в различных европейских странах, а также на других континентах появились первые органы по аккредитации. Таким образом, качество высшего образования определялось и гарантировалось не университетом, а извне. Некоторые страны изначально предпочли передать эту общественную ответственность министерствам или ведомствам высшего образования. Позже выяснилось, что слишком много раз разрешение на деятельность и/или аккредитация приводили к грубому нарушению университетской автономии со стороны центральной администрации.

В своем исследовании Колер Юрген2 отмечает, что «качество» высшего образования часто ставится под сомнение, когда оно обсуждается через призму свобод, гарантированных процессом преподавания-обучения. Сама суть непрерывных инноваций в обучении, которая берет свое начало в функциональной интеграции результатов исследований в учебный процесс, может быть поставлена под угрозу, когда аккредитующий орган накладывает на образовательные программы и учебные планы слишком тесные «спасательные жилеты», когда стандартизация и внешняя оценка заходят слишком далеко и становятся настоящими инструментами цензуры во имя «гарантии качества».

Дублинские дескрипторы и весь набор определений, понятий и терминов, используемых сегодня при разработке рамок квалификаций в высшем образовании, а также в рекомендациях Совета Европы относительно Европейской рамки квалификаций, берут свое начало от позиции Жака Делора (в 1992 - 1996 гг. - президент Международ-

1 Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition. 2013. 272 р.

2 Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования (пер. с англ.) // Высшее образование в Европе. 2003. Т. 28. № 3.

ной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI в.) относительно необходимых результатов современного образования, независимо от того, идет ли речь о начальном, среднем или общем образовании, университетском или послевузовском образовании. За годы, прошедшие после подписания Болонской декларации в 1999 году, университеты и их академические сообщества все больше осознали, что в их интересах усиление внутреннего контроля качества, содействие прозрачности собственных мер по повышению качества, выраженных в соответствии с формами результатов обучения, необходимость разработки новой коммуникационной стратегии с заинтересованными кругами (стейкхолдерами) извне академической среды, с привлечением их к разработке институциональных стратегий, к проектированию новых учебных программ, которые лучше, зримо отвечают их требованиям и ожиданиям.

Агентства по обеспечению качества высшего образования, зарегистрированные в Европейском реестре обеспечения качества - EQAR, аналогичные учреждения, профильные организации и ведомства, существующие в США и Канаде, в Австралии и т.д., Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) имеют общепризнанную миссию по содействию повышению прозрачности механизмов продвижения и улучшения качества образования вузами, сертификации существующей передовой практики в университетах, по оказанию помощи поставщикам аналогичных учебных программ университетам правильно определить свою позицию на рынке, который становится все более насыщенным предложениями, на рынке, который становится все более изобретательным в продвижении конкурентной политики.

Современная тенденция, связанная с новой культурой качества, касается классификации (рейтинга) университетов. К сожалению, нравится нам это или нет, но различные учреждения, издания, СМИ, в том числе администраторы социальных сетей, освещяют ту информацию, которую считают нужной, важной и востребованной, на их взгляд, не всегда согласовывая данные с организациями образования, в том числе вузами. В реалиях развития информационно-коммуникационных технологий, цифровизации образования, профильные министерства и ведомства, не всегда, могут контролировать и диктовать условия размещения информации о вузах, особенно если говорить о негосударственных учреждениях образования. В то же время, мир университетов должен наладить конструктивный диалог с этими субъектами, чтобы они понимали сложность и многообразие крите-

риев, по которым составляется рейтинг, максимально достоверно отражающий информацию для всех заинтересованных сторон. Некоторых из них интересуют результаты обучения в различных высших учебных заведениях, предлагающих аналогичные программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. Другие заинтересованы в международной конкурентоспособности академического корпуса, подготовленного для исследовательской деятельности. Нельзя определить категорию «очень хороших» университетов и менее хороших, если критерии классификации не определены строго и последовательно, нельзя подводить все многообразие вузов под общие критерии, без учета региональной специфики, профиля вуза, особенностей вовлеченности работодатейлей в организацию образовательного процесса и практику трудоустройства выпускников вуза.

Нужны четкие и стабильные регламенты, прозрачные процедуры, эффективные методики, не допускающие проявления произвола и давления вне сферы научного профессионализма. Только таким образом мы можем сделать реальную сортировку предложений университетов и поставщиков учебных программ и, почему бы и нет, правильную классификацию по ценности учебных программ в той же области знаний, программ, предлагаемых десятками университетов России. В этих положениях связь между объемом и качеством научной продукции и теми дисциплинами, по которым преподаватель получает от академического сообщества право преподавания, должна найти свою четкую формулировку в виде критерия, норматива и показателей деятельности, характерных для учебного заведения.

Иными словами, в новой культуре качества университетского образования ответственность за включение выпускника в рынок труда является общим делом четырех акторов, призванных взаимодействовать ради общей конечной цели:

1. Университет, Институт/Факультет и/или кафедра, предлагающие учебную программу, ведущую к получению профессиональной квалификации, востребованной на рынке труда;

2. Преподаватель, учавствующий в учебно-методическом процессе и оценке результатов обучения;

3. Студент, сознательно выбирающий программу обучения, чтобы стать специалистом с определенной квалификацией на рынке труда;

4. Работодатели, рекрутеры высококвалифицированной рабочей силы и профессиональные ассоциации, которые несут социальную ответственность за то, чтобы напрямую или через выпускников доносить до университетов свое мнение и ожидания относительно

того, что должен продемонстрировать каждый выпускник, когда его кандидатуру подают на должность в частную компанию или в государственное учреждение.

Согласно Берлинскому коммюнике от 2003 г.3, в силу принципов институциональной автономии основная ответственность за обеспечение качества высшего образования лежит на каждом отдельном учебном заведении. На практике наиболее важным аспектом систем обеспечения качества является институциональный. Гарантия качества должна осуществляться каждым высшим учебным заведением в той мере, в какой оно желает быть конкурентоспособным, поддерживать себя на рынке и постоянно удовлетворять потребностям своих клиентов. Для этого мы считаем, что вузы должны:

- реально заняться вопросом качества, сформировать культуру качества на институциональном уровне, чтобы ее внедрение не происходило механически;

- проводить анализ и мониторинг рынка образовательных услуг, рынка труда, с целью определения уровня востребованности образовательной программы, насколько выпускник вуза соответствует требованиям ряботодателя по уровню знаний и профессинальных компетенций;

- активизировать работу по взаимодействию с организациями образования с целью получения активных и заинтересованных в качественном образовании абитуриентов;

- продумать и внедрить практику управления качеством образования при участиии всех субъектов системы образования, в том числе студентов;

- активно поддерживать практику непрерывного обучения персонала, в том числе посредством курсов переподготовки и повышения квалификации;

- усовершенствовать практику привлечения работодателей, профильных организаций, к разработке учебных планов и программ, которые бы соответствовали не только государственным образовательным стандартам, но и были бы востребованы на рынке образовательных услуг;

- уделить должное внимание компетентностному подходу при разработке учебных планов и формулировке профессиональных компетенций, которыми, как ожидается, будут наделены выпускники;

3 Берлинское коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике конференции министров высшего образования. Берлин, 19 сентября 2003 года. // URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manu-al/images/fac/ped_obr/Berlinskoe_kommjunike.pdf

- проводить, периодически, оценку и самообследование учебного заведения и преподавательского состава не ориентируясь лишь на сроки внешней проверки вуза и соблюдения аккредитационных требований;

- продолжить сотрудничество с профильными министерствами и ведомствами, международными организациями в части обеспечения качества образования, в том числе рамках процедуры профессионально-общественной аккредитации.

Реализация большей части обозначенных пунктов и забота университетов об их постоянном совершенствовании приведет к предоставлению качественных услуг на всех уровнях высшего образования, а впоследствии к включению в общество выпускников, способных к социальной интеграции и беспрепятственному трудоустройству на региональном, федеральном, и международном уровнях. Забота об обеспечении качества в университетской среде актуальна и важна пока на международном уровне качество является тем решением, которое придает вузу авторитет перед заказчиками, делает его конкурентоспособным на международном рынке, обеспечивает его существование. Риски отставания в области обеспечения качества высшего образования или игнорирования этой области для вузов и их выпускников значительны и могут повлиять на практику признания дипломов, в том числе за рубежом, привести к потере доверия к университетам перед бенефициарами, снижению их конкурентоспособности.

Библиографический список

1. Берлинское коммюнике «Формирование общеевропейского пространства высшего образования». Коммюнике конференции министров высшего образования. Берлин, 19 сентября 2003 года. // URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/ fac/ped_obr/Berlinskoe_kommjunike.pdf (Дата обращения: 30.12.2022)

2. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования (пер. с англ.) // Высшее образование в Европе. 2003. Т. 28. № 3.

3. Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition. 2013. 272 р.

References

1. Berlin Communiqué "Shaping the Common European Higher Education Area". Communiqué of the Conference of Ministers of Higher Education. Berlin, 19 September 2003. // URL: https://www.msmsu.ru/userdata/manual/images/fac/ped_obr/Berlinskoe_kommjuni-ke.pdf (12.30.2022)

2. Kohler Yu. Quality assurance, accreditation and recognition of qualifications as control mechanisms of the European space of higher education (translated from English) // Higher education in Europe. 2003. Vol. 28. № 3.

3. Salman Khan The One World Schoolhouse: Education Reimagined. Twelve; Reprint edition. 2013. 272 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.