Социология
УДК 316.7
DOI: 10.21661/r-80735 Н.И. Севрюгина
Культура и социальное взаимодействие
Аннотация
В статье рассматриваются понятия «культура» и «социальное взаимодействие». Автор изучает, какое воздействие оказывает культура на человека и как социальное взаимодействие изменяет окружающий мир.
| Ключевые слова: культура, социальное взаимодействие, социум, социальный институт культуры.
i
N.I. Sevryugina
Culture and social interaction
Abstract
The article considers the concepts of culture and social interaction. The author outlines the impact of culture on people and discusses how social interaction changes the world.
| Keywords: culture, social interaction, society, social institute of culture.
Наша личность, взгляды и мировоззрение связаны с культурой и обществом, они испытывают воздействие со стороны культуры и социума. Своими действиями каждый день мы создаем и изменяем культурную и социальную среду, в которой происходит наша деятельность и в которой мы существуем. Для начала нужно рассмотреть, что такое культура и социальное взаимодействие.
В основном, под культурой понимают совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении, это все формы и способы человеческого самопознания и самовыражения, накопление обществом умений и навыков [1, с. 100]. Культура предписывает человеку определенное поведение. В некотором смысле культура оказывает управленческое воздействие на человека. Источником происхождения культуры является человеческая деятельность, творчество, познание окружающего мира и себя. Из этого следует, что главные составляющие культуры: жизненные ценности, нормы поведение и материальные произведения.
Считается, что любое социальное действие порождает социальное взаимодействие. Но многие ученые утверждают, что социальное действие предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия. В этом случае социальное действие не приводит к социальному взаимодействию. Итак, социальное действие - это любое проявление социальной активности, направленное на других людей.
А социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя и более участниками взаимодействия [2, с. 114]. Человек, взаимодействуя с другими людьми, удовлетворяет свои потребности и интересы, реализовывает ценности, которые составляют культуру. А это значит, что социальное взаимодействие является одной из важнейших потребностей человека.
В повседневном общении под термином «культура» мы чаще всего подразумеваем искусство, литературу, живопись, музыку, архитектуру и т. д. В социологии культура включает в себя не только творческую деятельность. Культура относится к образу жизни людей, к социальному взаимодействию. Она включает в себя религиозные церемонии, различные ритуалы, трудовую деятельность и т. д. Понятие «культура» можно отделить от понятий «общество» и «социальное взаимодействие», но, тем не менее между этими идеями существует очень тесная связь.
Социальное взаимодействие включает индивидов, которые совершают те или иные действия, изменяют окружающий мир, воздействуют на других людей, создают культуру. Ведь культура это и есть все те материальные блага, которые производит общество. Она имеет отношение к образу жизни людей, к их привычкам, традициям, обычаям. Ни одна культура не может существовать без общества, без деятельности индивидов и социального взаимодействия.
5осю!оду
Но и любое общество не может существовать без культуры. Если бы не было культуры, то не было бы и языка, мы не смогли бы общаться, обмениваться знаниями, опытом. Мы не обладали бы самосознанием, в связи с этим способность думать имела бы границы. Способ взаимодействия человека с другими людьми определяет «преломление» социальных норм, ценностей сквозь сознание индивида и его вещественные действия на основе этих ценностей и норм. Способ взаимодействия включает несколько сторон: передача информации, получение информации, реакция на эту информацию, переработанная информация, получение переработанной информации и реакция на переработанную информацию.
При взаимодействии люди устанавливают социальные отношения (связи между людьми и группами, осуществляемые в соответствии с законами социальной организации общества).
Как уже говорилось, культура и общество связаны между собой. Реальные связи общества и культуры обеспечиваются социальными институтами культуры.
Социальный институт культуры - это устойчивый комплекс принципов, установок, формальных и неформальных правил, регулирующих сферы человеческой деятельности и организующих их в единую систему. Чтобы социальный институт культуры сформировался, необходимо осознание потребности в данном виде культурной деятельности.
Социальные институты культуры выполняют определенные функции, такие как:
- регулирование деятельности членов социума;
- социализация и инкультурация, т. е. приобщение людей к ценностям, нормам, правилам своей культуры и общества;
- консервация форм культурной деятельности людей и их репродукция.
Общество и культура, очень близкие понятия, но они не тождественные. Общество и культура относительно автономны и развиваются по своим законам. Социолог Пер Монсон выделил несколько подходов к пониманию общества.
Первый подход. Общество понимается как система, которая возвышается над людьми, но не может быть объяснена их действиями, мыслями, так как целое сводится к сумме его отдельных частей. Индивиды рождаются и умирают, но при этом общество продолжает существовать.
Второй подход утверждает, что невозможно создать объяснительную социологическую теорию без изучения внутреннего мира человека.
Третий подход как раз сосредоточивается на изучении механизма процесса взаимодействия индивидов и общества.
Четвертый подход предполагает активное вмешательство социологии в изменение окружающего мира.
Существует несколько типов общества и связанных с ними культур в историческом развитии.
Первый тип - это первобытное общество и первобытная культура. Традиции, обычаи, обряды, ритуалы были способом существования первобытной культуры.
Второй тип связан с процессами расслоение общества и разделения труда, в результате которые привели к формированию государства. Выделялся верховный правитель, а все остальные были его подданными. Регуляция отношений, в основном, строилась на насилии.
Третий тип. При демократии, которая формирует гражданское общество, люди осознают, что они свободные граждане, принимающие в свою очередь определенные формы организации своей деятельности и жизни.
Человеческое общество является реальной и конкретной средой функционирования культуры. Общество, в котором непрерывно взаимодействуют люди, и культура активно влияют друг на друга. Общество предъявляет определенные требования и условия, а культура оказывает влияние на жизнь общества.
Долгое время считалось, что общество выступало доминирующей стороной, а культура зависела от общественного строя. Общество создает условия и возможности для использования ценностей культуры.
Общество - это система отношений и способов воздействия на людей, социальная организация, обеспечивающая взаимодействие и совместную жизнедеятельность индивидов.
Формы социальной регуляции понимаются как определенные правила, которые необходимы для существования в обществе. Чтобы соответствовать социальным требованиям, нужны культурные предпосылки, которые зависят от развития культурного мира людей.
Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности [3, с. 80]. Уровнями достигнутой культуры являются: знания, опыт, навыки, творчество и т. д. Они отражают степень развитости из сфер жизни субъекта: трудовой, экономической, этической, политической и т. д. При взаимодействии люди могут передавать друг другу знания, делиться опытом, навыками и т. д.
Культуру подразделяют на материальную (искусственная среда, созданная человеком) и духовную (система знаний и мировоззренческий идей).
Культура социального субъекта - это его совокупный потенциал, который сформировался во всех сферах жизнедеятельности общества. В социологии огромное внимание уделяется функционированию элементов в духовной культуре. К этим элементам относятся:
1. Знания, сформулированные форме понятий и представлений и зафиксированные в языке, как системе знаков и символов, которые наделены определенным значением.
2. Язык - сложная знаковая система, созданная человеком, инструмент формирования, накопления и передачи знаний. А знания выступают основанием убеждений, которые являются важным элементом культуры.
1п1егасйуе Бс1епсе | 4 • 2016
69
Социология
3. Убеждение - это качество мировоззрения, которое придает личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знания и оценки реальной действительности. Это единство эмоций, воли, знаний, выступающих в форме ценностных ориентаций, мотивов действий, норм и установок. В их основе лежат ценности. В социологии ценности рассматриваются как представление о добре и зле, верности, любви, искренности, честности, счастье. Все это является факторами регуляции социальных взаимодействий. Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам, это ядро культуры. Ценности мотивируют и побуждают людей к конкретным действиям, они являются регуляторами взаимодействия людей в обществе. Основной функцией ценностей является - регулятивная функция. Она заключается в регулировании поведения личностей в определенных социальных условиях. Для того, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, человек должен оценивать себя, свое поведение и деятельность с позиций соответствия требованиям культуры.
Также ценности являются критериями оценки окружающей действительности. Через систему ценностей фильтруется информация, которая воспринимается человеком.
Индивид становится личностью в процессе освоения культуры. Это дает человеку возможность жить и функционировать в обществе, как полноценному его члену, взаимодействовать с другими людьми и производить деятельность по созданию предметов культуры.
Система культуры многообразна и сложна, подвижна. Она является живой судьбой народов, постоянно развивается, изменяется, движется. Культура является составляющей частью жизнедеятельности, как общества, так и его взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных институтов, социальных общностей и групп. Ценности культуры выступают мотивацией культурного поведения людей. С их помощью в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей.
Литература
1. Воронкова В.Г. Управление человеческими ресурсами / В.Г. Воронкова. - иЛеЬпкюпНпе, 2011. - 95 с.
2. Малинин Е.Д. Организационная культура // ЭКО. - 2013. - №11. - С. 113-117.
3. Никулин Д. Организация культуры. - 2014. - №7. - С. 80-82.