И. ГРОШЕВ, профессор, директор Академии искусств
Тенденция к интеграции образовательных учреждений, развившаяся к середине 1990-х годов, привела к созданию Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Он был образован путем слияния Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры. Таким образом, структура нового университета стала включать, помимо чисто педагогических специальностей, и такие специальности, как библиотечно-информационная деятельность; культурология; народное художественное творчество; системы научно-технической информации; актерское искусство; социально-культурная деятельность и др.
В 2001 году, вследствие реформирования структуры ТГУ, в ее рамках был создан институт культуры и искусств (ИКИ). Ему было поручено осуществлять подготовку специалистов по следующим специальностям:
■ культурология;
■ музыкальное образование;
■ актерское искусство;
■ музыкальное искусство эстрады;
■ библиотековедение и библиография;
■ народное художественное творчество;
■ социально-культурная деятельность.
К этому времени в составе ИКИ было девять кафедр, аспирантура по шести специальностям и докторантура - по одной, специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, около 60% преподавателей имели ученые степени и звания, в том числе 13% - доктора наук и профессора, девять человек носили звание заслуженного работника культуры РФ и один человек - заслуженного деятеля искусств РФ, успешно работал ряд творческих коллективов.
Культура и искусство в структуре классического университета
Однако происходящие перемены внутри самого вуза, а также ситуация во внешней образовательной среде заставили более тщательно проанализировать как рынок образовательных услуг, так и региональный рынок труда. Проведенные маркетинговые исследования позволили определиться со спектром реализуемых профессиональных образовательных программ. Таким образом, в ИКИ появились организационные и
качественные предпосылки для повышения его статуса и преобразования в академию искусств, что и произошло в 2003 г.
Сегодня Академия искусств является одним из ведущих и наиболее динамично развивающихся структурных подразделений ТГУ. Ее деятельность развивается по двум ведущим направлениям - внутреннему и внешнему. Внутреннее направление рассредоточено по нескольким основным блокам.
В учебной деятельности был взят курс на расширение спектра реализуемых профессиональных образовательных программ. С 2002 г. по 2004 г. впервые в истории уни-
верситета к имеющимся уже специальностям были открыты девять новых, включающих 17 специализаций (многие из них уникальны для региона), и получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по следующим специальностям:
■ искусство хореографа;
■ социально-культурный сервис и туризм;
■ дизайн;
■ педагогика балета;
■ история и теория хореографического искусства;
■ искусствоведение и др.
В перспективе мы надеемся, что сможем ко всему прочему предложить в рамках специальности «Музыкальное образование» еще одну «выгодную» специализацию, связанную в том числе и с церковной деятельностью, учитывая при этом открытие все новых приходов, православных гимназий, воскресных школ и других подобных заведений. Более того, в настоящее время прорабатывается вопрос об открытии в рамках этой специальности бакалавриата и магистратуры по подготовке китайских, корейских и кубинских специалистов, о чем уже достигнуты договоренности с заинтересованными сторонами.
Кроме того, в рамках этой деятельности по всем специальностям группы 050000 «Культура и искусство» начато освоение государственных образовательных стандартов второго поколения. Параллельно с этим планируется к аттестации 2005 года завершить работу по созданию учебно-методических комплексов по каждой специальности, в том числе и в электронном виде.
Среди инноваций, связанных с учебной работой, следует отметить постоянное проведение мастер-классов по хореографическому, актерскому, эстрадному искусству с приглашением представителей Академии русского балета, московских театров и др., обучение в которых проходят и преподаватели, и студенты, что, несомненно, повышает не только качество обучения, но и стимулирует генерацию и внедрение плодо-
творных идей и предложений. Это направление учебной деятельности и в дальнейшем будет поддерживаться.
Кроме того, студентов 1-2 курсов предполагается включать в инновационно-творческую и профессиональную работу. Так, например, студенты специальности «Дизайн» участвуют в конкурсах по дизайну различных помещений организаций и фирм, что дает им не только практические навыки, но и материально «подпитывает» кафедру.
Научно-исследовательская работа в Академии ведется кафедрами, соответствующими лабораториями и центрами, основными задачами которых являются:
• организация и проведение научноисследовательских работ;
• выявление и эффективное использование научного потенциала кафедр;
• работа по грантам, установление международных контактов, проведение конференций;
• организация научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов.
Научно-исследовательская деятельность Академии осуществляется по профилю подготовки специалистов и реализуется в рамках международных, федеральных, региональных и межрегиональных программ по следующим направлениям:
• теория, методика и организация социально-культурной деятельности;
• проблемы повышения эффективности библиотечно-библиографической деятельности;
• проблемы хоровой педагогики;
• основы режиссуры и мастерства актера;
• интеграционные основы этнохоре-ографического образования;
• этнохудожественная культура.
Первые два из них официально зарегистрированы как сложившиеся научные направления. Так, например, в рамках первого ведутся комплексные социальнопедагогические и культурологические исследования по изучению различных аспектов социально-культурной деятель-
ности в России и за рубежом, народной художественной культуры, специфики организации культурно-досуговых программ для разновозрастных и социальных групп населения, инновационных методик и технологий, реализующих разнопрофильные историко-культурные, информационно-развивающие, художественно-зрелищные, рекреационно-оздоровительные программы и др., разрабатываются концепции возрождения региональных центров народного художественного творчества.
В рамках второго направления создаются региональные модели непрерывного библиотечно-информационного образования, интеграции краеведческих информационных ресурсов, формирования и развития информационной культуры субъектов образовательного процесса в условиях региональной информационно-образовательной сферы и др.
Результаты исследований отражены в монографиях, учебниках и учебных пособиях, в защищенных докторских и кандидатских диссертациях, сборниках научных трудов. Основные результаты научно-исследовательской работы профессорско-
Система послевузовского образования включает в себя, как известно, аспирантуру, докторантуру и все виды повышения квалификации, которые способствуют повышению уровня научно-исследовательских работ и качества проводимых исследований. К моменту преобразования Института культуры в Академию в нем уже существовали одна докторантура и две аспирантуры. За последние два года, помимо этого, были открыты еще две аспирантуры и две докторантуры. Параллельно с этим было получено разрешение на открытие разового кандидатского диссертационного совета по специальности 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», в котором были успешно защищены три кандидатские диссертации и в настоящее время готовятся к защите еще три. Возможный итог этого направления работы - открытие постоянного диссертационного совета по указанной специальности и дальнейшая его трансформация в региональный докторский диссертационный совет.
За последнее время преподавателями и сотрудниками Академии были защищены пять кандидатских диссертаций, готовятся к защи-
Рис. 1. Гистограмма динамики публикаций профессорско-преподавательского состава
преподавательского состава Академии от- те еще шесть кандидатских и две докторские.
ражены на рис. 1. В целом подготовка кадров высшей квалифи-
Таблица 1
Показатели работы аспирантуры и докторантуры
Показатели Годы
№ 2002 2004
1. Количество защищенных диссертаций: - докторских 1 -
- кандидатских 3 6
2. Докторантура: - количество специальностей 1 1/3
- количество докторантов 3 4
3. Аспирантура: 2 4
- количество специальностей - количество аспирантов (в том числе): 15 13 21 19
• очно • заочно Количество соискателей 2 18 2 31
кации в форме докторантуры, аспирантуры, соискательства представлена в табл. 1.
Перспективы совершенствования работы Академии связаны с участием профессорско-преподавательского состава в различных научных программах («Теоретикометодологические основы возрождения и развития народных промыслов центральной России» - задание Министерства образования и науки РФ на 2004 год), в конкурсах по грантам («Интеграция музыкально-педагогических учреждений в социокультурном континууме региона»; «Социальные технологии в сфере культуры и досуга» -поддержаны Министерством образования и науки РФ), в планируемых хоздоговорных исследованиях («Статусные особенности чтения в современной провинции») и др.
Определенные успехи можно наблюдать в плане формирования новых научных направлений; их количество значительно увеличится к 2010 году (история и теория дизайна, музыкальная инструментальная кор-ректология, искусствоведение, история видов танца, менеджмент и организация туристической деятельности, гостиничный и ресторанный сервис и др.).
В стадии оформления находятся центры эстрадно-джазовой музыки, народно-худо-
жественного творчества, сервисного обслуживания населения, студия дизайна и др.
Планируется открытие гуманитарного лицея для одаренных детей.
Большое внимание в Академии уделяется организации научно-исследовательской работы студентов - через их привлечение к разработкам, выполняемым научными группами в исследовательских центрах и лабораториях (Центр по изучению региональных проблем социально-культурной деятельности, лаборатория «Краеведческие информационные ресурсы» и др.), а также посредством внедрения результатов научных исследований в лекционные курсы, практические и лабораторные занятия, что обеспечивает единство учебного и научного процессов.
На кафедрах действуют 18 проблемных исследовательских групп, в которых участвуют более 250 студентов. Промежуточной формой апробации и оценки результатов НИРС являются студенческие научные конференции, которые организуются в масштабах университета и Академии.
Особое место занимает деятельность студенческого волонтерского отряда «Бумеранг», целью которого является привлечение студенческой молодежи к участию в общественно-полезной деятельности, на-
правленной на пропаганду здорового образа жизни и активизацию творческого потенциала в период свободного времяпрепровождения. Его работа направлена на организацию научно-исследовательской и практической деятельности посредством просветительских программ (мероприятий) профилактического характера в интересах детей, подростков и молодежи, особенно «групп риска». Участие в реабилитационной терапии подразумевает определение двух основных профилей отряда: научно-образовательного и культурно-воспитательного. Продолжением этой деятельности явилось открытие студенческого радио - «радио Академии», что дало возможность расширить студенческое самоуправление, «ожи-
вить» студенческую жизнь, оптимизировать процессы управления и т.д.
Сегодняшний день Академии характеризуется еще одним направлением работы, которое можно условно обозначить как творчество, исполнительство, креатив. Это выразилось в написании собственного гимна Академии, которым открывается каждый учебный день, создании эмблемы Академии, выборе цветовой гаммы логотипа и др.
Очевидно, нет более смысла заниматься перечислением всех направлений деятельности Академии, но следует все-таки подчеркнуть, что в нашем классическом университете искусство и культура являются объективной реальностью и сильной составляющей образовательного процесса в целом.
И. НАЛЕТОВА, доцент
Развитие цивилизации от индустриальной к постиндустриальной стадии, становление «общества знания» усиливают роль и значение высшего образования, что проявляется, в частности, в тенденции повышения необходимого уровня образования от бакалавра и магистра к степени доктора философии (PhD) [1, р.25].
Исследователь особенностей современного университетского образования Джерард Деланти утверждает, что уникальность университета заключается в продуцировании знания двух типов: знания как науки и знания как культуры. Порождая знание как элемент культуры, университет способствует социокультурному прогрессу, а научность получаемых знаний влияет на характер промышленных технологий [2]. В университете происходит не только обучение академическому знанию, но и осуществляются научные исследования, производятся новые знания, т.е. развивается культура. С момента своего возникновения университет
Региональный университет в глобальной среде
оказывает влияние на окружающую его социокультурную, экономическую и политическую среду, одновременно подчиняясь законам ее функционирования. В современ-