Научная статья на тему 'Культура и искусство в структуре классического университета'

Культура и искусство в структуре классического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и искусство в структуре классического университета»

И. ГРОШЕВ, профессор, директор Академии искусств

Тенденция к интеграции образовательных учреждений, развившаяся к середине 1990-х годов, привела к созданию Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Он был образован путем слияния Тамбовского государственного педагогического института и Тамбовского государственного института культуры. Таким образом, структура нового университета стала включать, помимо чисто педагогических специальностей, и такие специальности, как библиотечно-информационная деятельность; культурология; народное художественное творчество; системы научно-технической информации; актерское искусство; социально-культурная деятельность и др.

В 2001 году, вследствие реформирования структуры ТГУ, в ее рамках был создан институт культуры и искусств (ИКИ). Ему было поручено осуществлять подготовку специалистов по следующим специальностям:

■ культурология;

■ музыкальное образование;

■ актерское искусство;

■ музыкальное искусство эстрады;

■ библиотековедение и библиография;

■ народное художественное творчество;

■ социально-культурная деятельность.

К этому времени в составе ИКИ было девять кафедр, аспирантура по шести специальностям и докторантура - по одной, специализированный совет по защите кандидатских диссертаций, около 60% преподавателей имели ученые степени и звания, в том числе 13% - доктора наук и профессора, девять человек носили звание заслуженного работника культуры РФ и один человек - заслуженного деятеля искусств РФ, успешно работал ряд творческих коллективов.

Культура и искусство в структуре классического университета

Однако происходящие перемены внутри самого вуза, а также ситуация во внешней образовательной среде заставили более тщательно проанализировать как рынок образовательных услуг, так и региональный рынок труда. Проведенные маркетинговые исследования позволили определиться со спектром реализуемых профессиональных образовательных программ. Таким образом, в ИКИ появились организационные и

качественные предпосылки для повышения его статуса и преобразования в академию искусств, что и произошло в 2003 г.

Сегодня Академия искусств является одним из ведущих и наиболее динамично развивающихся структурных подразделений ТГУ. Ее деятельность развивается по двум ведущим направлениям - внутреннему и внешнему. Внутреннее направление рассредоточено по нескольким основным блокам.

В учебной деятельности был взят курс на расширение спектра реализуемых профессиональных образовательных программ. С 2002 г. по 2004 г. впервые в истории уни-

верситета к имеющимся уже специальностям были открыты девять новых, включающих 17 специализаций (многие из них уникальны для региона), и получены лицензии на право ведения образовательной деятельности по следующим специальностям:

■ искусство хореографа;

■ социально-культурный сервис и туризм;

■ дизайн;

■ педагогика балета;

■ история и теория хореографического искусства;

■ искусствоведение и др.

В перспективе мы надеемся, что сможем ко всему прочему предложить в рамках специальности «Музыкальное образование» еще одну «выгодную» специализацию, связанную в том числе и с церковной деятельностью, учитывая при этом открытие все новых приходов, православных гимназий, воскресных школ и других подобных заведений. Более того, в настоящее время прорабатывается вопрос об открытии в рамках этой специальности бакалавриата и магистратуры по подготовке китайских, корейских и кубинских специалистов, о чем уже достигнуты договоренности с заинтересованными сторонами.

Кроме того, в рамках этой деятельности по всем специальностям группы 050000 «Культура и искусство» начато освоение государственных образовательных стандартов второго поколения. Параллельно с этим планируется к аттестации 2005 года завершить работу по созданию учебно-методических комплексов по каждой специальности, в том числе и в электронном виде.

Среди инноваций, связанных с учебной работой, следует отметить постоянное проведение мастер-классов по хореографическому, актерскому, эстрадному искусству с приглашением представителей Академии русского балета, московских театров и др., обучение в которых проходят и преподаватели, и студенты, что, несомненно, повышает не только качество обучения, но и стимулирует генерацию и внедрение плодо-

творных идей и предложений. Это направление учебной деятельности и в дальнейшем будет поддерживаться.

Кроме того, студентов 1-2 курсов предполагается включать в инновационно-творческую и профессиональную работу. Так, например, студенты специальности «Дизайн» участвуют в конкурсах по дизайну различных помещений организаций и фирм, что дает им не только практические навыки, но и материально «подпитывает» кафедру.

Научно-исследовательская работа в Академии ведется кафедрами, соответствующими лабораториями и центрами, основными задачами которых являются:

• организация и проведение научноисследовательских работ;

• выявление и эффективное использование научного потенциала кафедр;

• работа по грантам, установление международных контактов, проведение конференций;

• организация научно-исследовательской деятельности студентов и аспирантов.

Научно-исследовательская деятельность Академии осуществляется по профилю подготовки специалистов и реализуется в рамках международных, федеральных, региональных и межрегиональных программ по следующим направлениям:

• теория, методика и организация социально-культурной деятельности;

• проблемы повышения эффективности библиотечно-библиографической деятельности;

• проблемы хоровой педагогики;

• основы режиссуры и мастерства актера;

• интеграционные основы этнохоре-ографического образования;

• этнохудожественная культура.

Первые два из них официально зарегистрированы как сложившиеся научные направления. Так, например, в рамках первого ведутся комплексные социальнопедагогические и культурологические исследования по изучению различных аспектов социально-культурной деятель-

ности в России и за рубежом, народной художественной культуры, специфики организации культурно-досуговых программ для разновозрастных и социальных групп населения, инновационных методик и технологий, реализующих разнопрофильные историко-культурные, информационно-развивающие, художественно-зрелищные, рекреационно-оздоровительные программы и др., разрабатываются концепции возрождения региональных центров народного художественного творчества.

В рамках второго направления создаются региональные модели непрерывного библиотечно-информационного образования, интеграции краеведческих информационных ресурсов, формирования и развития информационной культуры субъектов образовательного процесса в условиях региональной информационно-образовательной сферы и др.

Результаты исследований отражены в монографиях, учебниках и учебных пособиях, в защищенных докторских и кандидатских диссертациях, сборниках научных трудов. Основные результаты научно-исследовательской работы профессорско-

Система послевузовского образования включает в себя, как известно, аспирантуру, докторантуру и все виды повышения квалификации, которые способствуют повышению уровня научно-исследовательских работ и качества проводимых исследований. К моменту преобразования Института культуры в Академию в нем уже существовали одна докторантура и две аспирантуры. За последние два года, помимо этого, были открыты еще две аспирантуры и две докторантуры. Параллельно с этим было получено разрешение на открытие разового кандидатского диссертационного совета по специальности 13.00.05 - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», в котором были успешно защищены три кандидатские диссертации и в настоящее время готовятся к защите еще три. Возможный итог этого направления работы - открытие постоянного диссертационного совета по указанной специальности и дальнейшая его трансформация в региональный докторский диссертационный совет.

За последнее время преподавателями и сотрудниками Академии были защищены пять кандидатских диссертаций, готовятся к защи-

Рис. 1. Гистограмма динамики публикаций профессорско-преподавательского состава

преподавательского состава Академии от- те еще шесть кандидатских и две докторские.

ражены на рис. 1. В целом подготовка кадров высшей квалифи-

Таблица 1

Показатели работы аспирантуры и докторантуры

Показатели Годы

№ 2002 2004

1. Количество защищенных диссертаций: - докторских 1 -

- кандидатских 3 6

2. Докторантура: - количество специальностей 1 1/3

- количество докторантов 3 4

3. Аспирантура: 2 4

- количество специальностей - количество аспирантов (в том числе): 15 13 21 19

• очно • заочно Количество соискателей 2 18 2 31

кации в форме докторантуры, аспирантуры, соискательства представлена в табл. 1.

Перспективы совершенствования работы Академии связаны с участием профессорско-преподавательского состава в различных научных программах («Теоретикометодологические основы возрождения и развития народных промыслов центральной России» - задание Министерства образования и науки РФ на 2004 год), в конкурсах по грантам («Интеграция музыкально-педагогических учреждений в социокультурном континууме региона»; «Социальные технологии в сфере культуры и досуга» -поддержаны Министерством образования и науки РФ), в планируемых хоздоговорных исследованиях («Статусные особенности чтения в современной провинции») и др.

Определенные успехи можно наблюдать в плане формирования новых научных направлений; их количество значительно увеличится к 2010 году (история и теория дизайна, музыкальная инструментальная кор-ректология, искусствоведение, история видов танца, менеджмент и организация туристической деятельности, гостиничный и ресторанный сервис и др.).

В стадии оформления находятся центры эстрадно-джазовой музыки, народно-худо-

жественного творчества, сервисного обслуживания населения, студия дизайна и др.

Планируется открытие гуманитарного лицея для одаренных детей.

Большое внимание в Академии уделяется организации научно-исследовательской работы студентов - через их привлечение к разработкам, выполняемым научными группами в исследовательских центрах и лабораториях (Центр по изучению региональных проблем социально-культурной деятельности, лаборатория «Краеведческие информационные ресурсы» и др.), а также посредством внедрения результатов научных исследований в лекционные курсы, практические и лабораторные занятия, что обеспечивает единство учебного и научного процессов.

На кафедрах действуют 18 проблемных исследовательских групп, в которых участвуют более 250 студентов. Промежуточной формой апробации и оценки результатов НИРС являются студенческие научные конференции, которые организуются в масштабах университета и Академии.

Особое место занимает деятельность студенческого волонтерского отряда «Бумеранг», целью которого является привлечение студенческой молодежи к участию в общественно-полезной деятельности, на-

правленной на пропаганду здорового образа жизни и активизацию творческого потенциала в период свободного времяпрепровождения. Его работа направлена на организацию научно-исследовательской и практической деятельности посредством просветительских программ (мероприятий) профилактического характера в интересах детей, подростков и молодежи, особенно «групп риска». Участие в реабилитационной терапии подразумевает определение двух основных профилей отряда: научно-образовательного и культурно-воспитательного. Продолжением этой деятельности явилось открытие студенческого радио - «радио Академии», что дало возможность расширить студенческое самоуправление, «ожи-

вить» студенческую жизнь, оптимизировать процессы управления и т.д.

Сегодняшний день Академии характеризуется еще одним направлением работы, которое можно условно обозначить как творчество, исполнительство, креатив. Это выразилось в написании собственного гимна Академии, которым открывается каждый учебный день, создании эмблемы Академии, выборе цветовой гаммы логотипа и др.

Очевидно, нет более смысла заниматься перечислением всех направлений деятельности Академии, но следует все-таки подчеркнуть, что в нашем классическом университете искусство и культура являются объективной реальностью и сильной составляющей образовательного процесса в целом.

И. НАЛЕТОВА, доцент

Развитие цивилизации от индустриальной к постиндустриальной стадии, становление «общества знания» усиливают роль и значение высшего образования, что проявляется, в частности, в тенденции повышения необходимого уровня образования от бакалавра и магистра к степени доктора философии (PhD) [1, р.25].

Исследователь особенностей современного университетского образования Джерард Деланти утверждает, что уникальность университета заключается в продуцировании знания двух типов: знания как науки и знания как культуры. Порождая знание как элемент культуры, университет способствует социокультурному прогрессу, а научность получаемых знаний влияет на характер промышленных технологий [2]. В университете происходит не только обучение академическому знанию, но и осуществляются научные исследования, производятся новые знания, т.е. развивается культура. С момента своего возникновения университет

Региональный университет в глобальной среде

оказывает влияние на окружающую его социокультурную, экономическую и политическую среду, одновременно подчиняясь законам ее функционирования. В современ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.