Научная статья на тему 'Культура и безопасность: современные проблемы, вызовы и приоритеты'

Культура и безопасность: современные проблемы, вызовы и приоритеты Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1065
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобальная безопасность / духовная культура / информатизация общества / лингвистическая культура / системный кризис культуры
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культура и безопасность: современные проблемы, вызовы и приоритеты»

Колин К.К.

д.т.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ, гл.н.с. Института проблем информатики ФИЦ

«Информатика и управление» РАН

КУЛЬТУРА И БЕЗОПАСНОСТЬ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗОВЫ И ПРИОРИТЕТЫ

Ключевые слова: глобальная безопасность, духовная культура, информатизация общества, лингвистическая культура, системный кризис культуры.

1. Актуальность проблемы

Проблематика культуры становится сегодня центральной в области проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности. О том, что современная культура переживает системный кризис, свидетельствуют многочисленные признаки в различных сферах жизнедеятельности общества. Это проявляется в геополитике, где широко используются технологии «мягкой силы», в отношениях между странами, когда в угоду корпоративным интересам нарушаются нормы международного права, в отношениях человека к природе и, наконец, самое главное, в отношениях между людьми, где все чаще проявляются агрессивность, жестокость и равнодушие, а лицемерие и лживость становятся нормами общественного поведения.

О кризисе культуры говорят и пишут не только ученые, но и общественно-политические деятели. Однако только в последние годы эта проблема начала восприниматься как одна из важных проблем обеспечения национальной и глобальной безопасности1. Поэтому на нее стали обращать внимание и представители государственной власти. Примером здесь может служить Китай, где с 2006 года проводится новая государственная культурная политика. Ее целями являются укрепление национального единства страны на основе возрождения традиционных культурных ценно -стей, а также создание привлекательного образа Китая в других странах мира.

Совсем другая культурная политика проводится в США и странах Западной Европы2. Сегодня она приняла форму культурной экспансии, которая активно проводится в различных странах мира при помощи современных средств и методов, включая Интернет, телевидение и другие средства массовой информации. На это выделяются огромные ресурсы, развернута целая сеть «неправительственных организаций», которые пропагандируют американскую культуру, потребительский образ жизни и соответствующее ему мировоззрение. Достаточно указать, что на поддержку таких организаций в России из федерального бюджета США выделено 300 млн. долларов.

Сегодня вполне обоснованно можно говорить о проведении «культурной агрессии» стран Запада по отношению к другим странам, когда основной ареной геополитического противоборства становится область культуры. А объектом этого противоборства - проблема культурных ценностей, главным образом, не материального, а духовного плана3.

Таким образом, проблема культуры, в ее современном понимании, - это не только культурологическая проблема, но, в первую очередь, стратегически важная проблема национальной и глобальной безопасности для многих стран мира, включая Россию, Китай, страны Евразийского экономического союза и БРИКС. От того, как будет решена эта проблема, зависит будущее не только этих стран, но и всего мира.

Основные проявления системного кризиса культуры. Кризис культуры в XXI веке приобрел системный характер и продолжает нарастать. При этом можно выделить следующие его проявления:

1. Разрушение ценностных оснований мировой культуры.

2. Доминирование потребительского образа жизни и мировоззрения.

3. Идеологическое противостояние культур Востока и Запада.

4. Эгоцентрическое отношение человека к природе, результатом которой являются4, деградация биосферы и нарастание угрозы глобальной экологической катастрофы.

5. Маргинализация отношений между людьми, снижение нравственных норм их социального поведения, деградация понятий «честь», «совесть», «достоинство», «порядочность», «благородство».

1 Колин К.К. Системный кризис культуры: структура и содержание проблемы // Стратегические приоритеты. - М., 2014. -№ 3. - С. 6-27.

2 Колин К.К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности // Знание. Понимание. Умение. 2005. -№ 2. - С. 104-111.

3 Колин К.К. Духовная культура общества как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2010. - № 1. - С. 27-45.

4 Колин К.К. Глобальные угрозы развитию цивилизации в XXI веке // Стратегические приоритеты. - М., 2014. - № 1. - С. 630.

6. Деградация семейных ценностей, разрушение института семьи, снижение ответственности за судьбу детей, престарелых родителей, ослабление родственных связей.

7. Беспрецедентное снижение ценности человеческой жизни, рост агрессивности и жестокости, насилия над личностью (в семье, армии, корпоративных структурах).

8. Развитие культа материального обогащения и стяжательства, оправдание коррупции, взяточничества и карьеризма, распространение пьянства, наркомании, проституции, педофилии, однополых браков.

9. Снижение уровня культуры и искусства, их роли в общественной жизни, а также в системе образования и воспитания.

10. Снижение уровня общей образованности общества и интеллекта личности.

11. Деградация лингвистической культуры общества, а также лингвистическая агрессия стран Запада по отношению к другим странам мира.

Все эти проявления и создают ту ситуацию, которую можно квалифицировать как системный кризис культуры. Эта ситуация признается многими исследователями. Однако внутренняя структура кризиса современной культуры заслуживает более детального исследования. Некоторые его результаты представлены ниже.

Структура системного кризиса культуры. Структура проблемы системного кризиса культуры представлена в табл. 1, где выделены следующие направления его развития:

• система базовых ценностей мировой культуры;

• культура личности;

• социальная культура;

• экологическая культура:

• информационная культура;

• искусство и творчество;

• политическая культура.

Таблица 1

Структура проблемы системного кризиса культуры

№№ п/п Направления развития кризиса Компоненты и факторы культуры Характерные проявления кризиса

1. Система базовых ценностей мировой культуры Понятия добра и зла. Права человека. Равенство наций, культур и религий. Достижения мировой классической культуры и искусства. Размывание понятий добра и зла, оправдание войн, насилия и жестокости. Нарушение прав человека, принципов равенства наций, культур и религий. Деградация классической культуры в странах Запада.

2. Культура личности Цель и смысл жизни человека. Свобода и ответственность. Человеческие качества личности. Воспитанность. Утрата многих человеческих качеств. Процветание эгоизма, алчности, агрессивности и жестокости. Снижение уровня образованности и интеллекта.

3. Социальная культура Социальная справедливость. Общественная мораль. Гражданские права и свободы. Семейные ценности. Культура среды обитания человека. Новый технологический уклад общества. Физическая культура. Усиление социального неравенства. Снижение моральных норм. Нарушение гражданских прав и свобод. Разрушение института семьи. Урбанизация общества. Технократизация жизни и деятельности человека. Коммерциализация спорта.

4. Экологическая культура Экологическая культура личности и общественного производства. Экологические аспекты развития информационного общества. Правовое обеспечение экологической безопасности. Низкий уровень экологической культуры. Потребительское отношение человека к природе. Экология производства стала глобальной угрозой для биосферы. Экологическое законодательство неэффективно. Международные соглашения не выполняются.

5. Информационная культура Информационная культура личности, общества и государства. Многоязычие в новой информационной среде общества. Культура информационной безопасности. Низкий уровень информационной культуры. Недооценка когнитивной функции языка. Виртуализация общества, информационная преступность и болезни.

6. Искусство и творчество Музыкальная культура. Театральное искусство, искусство кино и телевидения. Архитектура и зодчество. Коммерциализация искусства и творчества. Снижение их роли в воспитании человека и формировании нравственного общества. Неблагоприятная эстетическая среда обитания.

7. Политическая культура Международное право. Концепция многополярного мира. Суверенитет культур. Мультикультурализм в международном сообществе. Толерантность в международных отношениях. Демократизация общества. Нарушение международного права. «Двойные стандарты» в политике. Технологии «мягкой силы». Политическая и экономическая дискриминация отдельных стран. Стремление США к од-нополярному миру. Культурная экспансия и лингвистическая агрессия США и стран Запада.

2. Культурологические проблемы глобальной безопасности

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности можно объяснить следующими двумя причинами. Первая состоит в том, что все больше начинает осознаваться то, что имен-

но человек является главным компонентом национального богатства любой страны1. Отсюда следует, что защита его жизненно важных интересов и ценностей должна стать главной задачей системы национальной и международной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась лишь защита жизненно важных интересов государства.

Вторая причина - в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные вызовы и угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей - как наших современников, так и минувших поколений. Ярким свидетельством этого являются последствия глобального изменения климата нашей планеты, которые мы все сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам, в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.

Эти проблемы являются актуальными и для современной России. От того, как они будут решены, зависит социальная стабильность российского общества, уровень и качество жизни народа, а также национальная безопасность нашей страны. Таким образом, ключ к решению проблем национальной и международной безопасности сегодня следует искать не в экономике или геополитике, а в гуманитарной сфере общества, в решении проблем нравственности и духовной культуры общества.

Причина глобального кризиса цивилизации - в сознании людей

В контексте рассматриваемой проблемы нельзя обойти вниманием монографию «Революция сознания: Трансатлантический диалог»2. Ее авторы показали, что главная причина кризиса современной цивилизации находится в сознании людей и заключается в материалистической ориентации их сознания. Эту точку зрения они выразили следующим образом: «Свойственное нашей культуре материалистическое сознание - это главная причина глобального кризиса. Наша деловая этика, наша политика, даже наш индивидуальный образ жизни - все это лишь симптомы более глубокой проблемы. Вся наша цивилизация нежизнеспособна, и причина этого - в нежизнеспособности нашей ценностной системы, самого нашего сознания, которое определяет наше отношение к миру. Нас приучили верить, что чем больше у нас вещей, чем больше мы производим, чем больше у нас контроля над природой - тем мы счастливее. Именно это и приводит к тому, что мы так склонны все эксплуатировать, так много потреблять, не заботясь о других частях планеты и даже о других представителях своего собственного вида. Нежизнеспособность сама эта - разновидность сознания».

В монографии показано, что ориентация сознания людей на интересы потребления порождает одну из глобальных проблем современности - усиление социального расслоения общества: «Сегодня лишь десять процентов населения мира принадлежит к обеспеченному классу, у представителей которого после приобретения еды, одежды, крыши над головой и других материально необходимых вещей еще остается достаточно денег на различные излишества. Однако эти десять процентов потребляют более трех четвертей всех ресурсов планеты. До массового сознания постепенно доходит факт нежизнеспособности такого порядка вещей. Невозможно обеспечить подобный стиль жизни всему человеческому роду, тем более что численность его постоянно растет». С этой оценкой трудно не согласиться.

Приведенная цитата свидетельствует, что западная концепция общества потребления потерпела крах, и причины этого уже начинают осознаваться передовыми учеными не только в России и некоторых восточных странах, но также и в странах Запада.

Декларация Всемирного Форума Духовной Культуры. Еще более жесткая оценка кризиса культуры содержится в Декларации Всемирного Форума Духовной Культуры, который состоялся в 2010 году в г. Астане, а его участниками стали более 1,5 тыс. представителей разных стран мира. В Декларации3 сказано: «Человечество испытывает острую необходимость улучшить условия жизни. Глобальные природные катаклизмы и социальные потрясения беспокоят людей всей планеты, заставляя задуматься над происходящим. Помимо воздействия внешних природных факторов, мир сотрясают экономический кризис, геополитические и социальные конфликты. Но наибольшую опасность несёт нарушение традиционных устоев, упразднение институтов жизни, имеющих духовно-нравственное содержание». И далее: «Тенденция гуманитарного кризиса нарастает. Экономическая модель мира претерпевает глобальное видоизменение благодаря техническому прогрессу. Цивилизация обретает контуры механического монстра, происходит низведение духовных принципов народов до уровня агрессивного невежества, что ведёт к уничтожению человеческой индивидуальности».

Деформация базовых ценностей мировой культуры. По оценкам специалистов, ключевым направлением развития кризиса современной культуры является деформация системы базовых ценностей мировой культуры. Особенно активно этот процесс протекает в XXI веке в условиях глобализации общества, развития либеральной рыночной экономики и новых средств информационного воздействия на сознание людей. Если сопоставить современную ситуацию с той, которая была в середине XX века, то можно увидеть, какие колоссальные потери уже понесла культура человечества. Сегодня существенным образом изменились традиционные представления о содержании таких фундаментальных понятий как «добро» и «зло», «свобода» и «ответственность». А также представления о цели и смысле

1 Колин К.К. Человеческий потенциал и инновационная экономика // Вестник Российской академии естественных наук. -М., 2003. - № 3 (4). - С. 16-22.

2 Гроф С., Ласло Э., Рассел П. Революция сознания: Трансатлантический диалог / Пер. с англ. М. Драчинского. - М.: ACT, 2004. - 248 с.

3

Декларация «К новому миру через Духовную Культуру». - Астана, 2010.

жизни человека, о границах моральных и нравственных норм и запретов в поведении людей, их отношении к природе и друг другу.

Известный гуманист Альберт Швейцер дал краткое и весьма емкое определение понятий добра и зла. Он утверждал, что добром следует считать все то, что способствует жизни. А то, что ей препятствует, является злом1. Сегодня же представления об этих понятиях совсем другие. Оказывается, что с «благими намерениями» защиты таких общечеловеческих ценностей как «свобода и демократия», можно бомбить города, уничтожать десятки тысяч мирных жителей, разрушать экономику и инфраструктуру целых стран и безнаказанно убивать лидеров оппозиционных государств, не признающих концепцию однополярного мира. Все это в последние годы мы наблюдаем в событиях, которые происходят в Ираке, Иране, Египте, Ливии, Сирии и на Украине. Такова моральная сторона современной геополитики США и других стран Запада, в которой благие цели оправдывают бесчеловечные средства.

Культура и подсознание. Оригинальную гипотезу о глубинных причинах кризиса современной культуры предложил российский композитор В.С. Дашкевич. Он утверждает2, что ключевую роль в поведении человека играет подсознание. А оно формируется культурным окружением человека, в котором важную роль играют зрительные образы, символы, произведения искусства и, конечно же, музыка.

С позиций этой концепции, можно, в частности, объяснить психологическую природу человеческой агрессивности. По мнению В.С. Дашкевича, она связана с дисбалансом функционирования правого и левого полушарий головного мозга человека, который обусловлен восприятием деструктивных зрительных и музыкальных образов. А за их восприятие ответственным является правое полушарие. Поэтому то, что классическое искусство вытесняется массовой культурой, ориентированной на маргинальные слои населения, а вместо классической музыки в кино, на радио и телевидении мы слышим сегодня низкопробные произведения, во многом объясняет психологический дискомфорт, который испытывает современное общество, а также и его повышенную агрессивность.

Формируя вокруг себя агрессивную информационную и культурную среду, человек изменяет не только условия своего обитания, но и себя самого. Ведь его подсознание впитывает образы этой среды, а также стереотипы поведения в ней и соответствующим образом программирует поведение человека на основе базовых смыслов и ценностей окружающей его культурной среды.

Факторы, содействующие развитию кризиса культуры. Среди факторов, которые обусловливают развитие кризиса культуры, целесообразно различать объективные и субъективные (табл. 2). Так, например, к числу объективных факторов можно отнести снижение уровня общей образованности общества, которое наблюдается в последние десятилетия во многих странах мира в связи с быстрым ростом численности их населения. В особенности это касается стран Африки и Азии. Ведь только за последние 20 лет население Земли увеличилось более чем на 1,7 млрд. человек за счет тех стран, которые имеют слабо развитую экономику, а также низкий уровень жизни и образования.

Таблица 2

Основные факторы, содействующие развитию кризиса культуры

Объективные факторы Субъективные факторы

Снижение уровня общей образованности общества, обусловленное ростом численности населения. Концепция и стратегия формирования общества потребления. Засилье рекламы. Снижение уровня общей образованности общества в результате реформирования образовательных систем и доминирования «компетентностного» подхода в образовании. Снижение воспитательной роли образования.

Повышение агрессивности людей, вызванное борьбой за свое существование в условиях истощения природных ресурсов. Региональные вооруженные конфликты. Информационные войны между странами и корпорациями с использованием технологий «мягкой силы». Культурная и информационная агрессия стран Запада. Возрождение идеологии нацизма и фашизма в некоторых странах. Религиозный фанатизм. Международный терроризм.

Было бы ошибкой говорить о существовании прямой зависимости уровня развития культуры от перечисленных выше экономических и социально-демографических факторов, так как эта связь является более сложной. Так, например, наиболее сильная деградация культуры происходит в США, а также в экономически развитых странах Западной Европы. Конкретных примеров здесь много. Это и пропаганда нетрадиционной сексуальной ориентации (так называемые «гей-парады», в которых под охраной полиции участвуют тысячи человек), и законодательство, разрешающее регистрацию однополых браков, и снисходительное отношение к проституции, инцесту и педофилии.

Западная Европа далеко отступила от античных и христианских традиций культуры, не говоря уже о достижениях эпохи Возрождения3. И этому способствует позиция католической церкви. Так, например, совсем недавно гомосексуалистам было разрешено занимать должности священников, а в 2014 году в Великобритании такую возможность получили и женщины. Таким образом, либеральные ценности для жителей Западной Европы сегодня оказались выше традиционных христианских заповедей.

Кризис информационной культуры. Информационная культура общества также находится в критической ситуации, которая обусловлена многими причинами. Наиболее важная из них - становление глобального информацион-

1 Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992. - 576 с.

2 Дашкевич В.С. Великое культурное одичание: арт-анализ. - М.: Russian Chess House, 2013. - 720 с.

3 Колин К.К. Славянская культура как стратегический фактор обеспечения единства и безопасности славянского мира // Вестник Кемеровского госуниверситета культуры и искусств. 2014. - № 26. - С. 13-18.

ного общества, которое создает для человека новые возможности в повседневной жизни и профессиональной деятельности, но требует адекватного уровня развития информационной культуры. К сожалению, уровень информационной культуры подавляющего большинства населения этому не соответствует. Поэтому возникла и продолжает обостряться одна из глобальных проблем XXI века - проблема информационного неравенства1.

Эта проблема начала обсуждаться еще в начале 90-х годов минувшего века. При этом в США она трактовалась как «цифровое неравенство» (digital devide), т.е. как неравенство в доступе к информационным ресурсам и технологиям. В дальнейшем стало понятно, что проблема является более глубокой и имеет в основе культурологические аспекты. Ведь для формирования культуры, адекватной требованиям глобального информационного общества, недостаточно обеспечить людям доступ к информационным ресурсам, услугам и технологиям. Необходимо также, чтобы они владели языками, на которых эти ресурсы, услуги и технологии представлены, а также имели для этого необходимую мотивацию, которая должна быть сформирована в системе образования.

Лингвистические аспекты кризиса современной культуры. Деструктивные процессы в сфере культуры сегодня проявляют себя также и в лингвистической области. Под натиском глобализации исчезают многие этнические языки и наречия, а лингвистическое разнообразие мирового сообщества быстро сокращается2. По прогнозам, к концу XXI века из имеющихся 2,5 тыс. языков может сохраниться не более 15-20%. Остальные языки станут мертвыми, так как не останется их биологических носителей. Это ведет к утрате значительной части культурного наследия человечества, включая знания об истории развития цивилизации, способах лечения болезней, опыте существования в различных природных условиях. Поэтому нужно заранее позаботиться о сохранении наиболее ценного культурного наследия на электронных носителях.

Субъективным фактором сокращения лингвистического разнообразия является лингвистическая агрессия со стороны США, которая проявляется в активном распространении английского языка. Она является одной из форм культурологической агрессии с целью распространения американской культуры и ценностей в других странах мира. Поэтому, изучая английский язык, нужно понимать, что он несет в себе ценности и элементы мировоззрения чужой культуры, которые проникают в подсознание человека. Это должно учитываться в государственной культурной политике каждой страны, включая Россию. Ведь по отношению к России культурологическая агрессия стран Запада осуществляется в последние годы наиболее активно.

Именно поэтому проблема сохранения чистоты русского языка, а также его углубленного изучения всеми, без исключения, гражданами России должна стать одной из важных проблем обеспечения национальной безопасности3. Ведь русский язык является основой национальной культуры России, главным носителем тех базовых культурных смыслов и ценностей, которые являются объектом культурной агрессии со стороны стран Запада. Это также и важный фактор обеспечения национальной безопасности России. Это средство обеспечения национального единства страны и противодействия разрушительным воздействиям на ее культуру в условиях современной информационной войны4.

Виртуализация общества как культурологическая проблема. В ряде публикаций российских ученых5 показано, что проблема виртуализации общества быстро нарастает и принимает характер нового феномена культуры, который имеет глобальный характер, но еще недостаточно изучен. В то же время виртуальное пространство стремительно расширяется и занимает все большее место в области культуры, что оказывает сильное воздействие на психику людей, в особенности, на молодое поколение6. Экспериментально установлено, что под воздействием интенсивных потоков информации изменяется нейронная структура мозга у детей младшего возраста.

Таким образом, формируя новую информационную среду обитания, человек не только изменяет свой образ жизни, но также изменяет и себя самого7. И в этом смысле он не только творец, но также и продукт создаваемой им новой культуры. Понимание этого нового феномена представляет собой исключительно важную философскую и социально-психологическую проблему. Для ее изучения необходимо новое научное мировоззрение, в котором ключевую роль играют информационные компоненты. В связи с этим, необходимо указать на развитие российскими учеными нового направления в области философии и методологии культуры, которое получило название информационной культурологии8.

3. Стратегия преодоления кризиса культуры

Фактор понимания. Известный русский философ А.А. Зиновьев дал такой прогноз развитию человечества в XXI веке: «Человечество погибнет от своего непонимания сущности происходящих в мире событий. Будучи занятыми

1 Колин К.К. Глобальные проблемы информатизации: информационное неравенство // Alma mater (Вестник высшей школы). 2000. - № 6. - С. 27-30.

2 Колин К.К. Информационная безопасность как гуманитарная проблема // Открытое образование. 2006. - № 1. - С. 86-93.

3 Колин К.К. Русский язык и национальная безопасность // Безопасность. 1997. - № 1-2 (32). - С. 30-40.

4 Колин К.К. Русский язык и актуальные проблемы национальной безопасности России и стран Евразии // Знание. Понимание. Умение. 2008. - № 1. - С. 38-48.

5 Колин К.К. Проблемы информационной цивилизации: виртуализация общества // Библиотековедение. 2002. - № 3. - С. 48-57.

6 Колин К.К. Биосоциология молодежи и проблема интеллектуальной безопасности в информационном обществе // Знание. Понимание. Умение. 2012. - № 3. - С. 156-162.

7 Колин К.К. Информационная антропология: поколение NEXT и новая угроза психологического расслоения человечества в информационном обществе // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. - № 4. - С. 32-36.

8 Колин К.К., Урсул А. Д. Информация и культура. Введение в информационную культурологию. - М.: Стратегические приоритеты, 2015. - 300 с.

сиюминутными заботами, люди не уделяют необходимого внимания серьезным глобальным проблемам, от решения которых зависит не только их будущее, но и жизнь на нашей планете»1. Поэтому адекватное понимание сущности, причин и возможных последствий развития системного кризиса культуры является первым необходимым условием его преодоления. Пока же человечество находится лишь на начальной стадии осмысления этой глобальной проблемы.

Фактор времени. Кризис культуры является очень важной, но все же частью более общей проблемы современности - кризиса развития глобальной цивилизации. Однако в последние годы нарастают и многие другие глобальные вызовы и угрозы. В их числе перенаселение планеты, истощение природных ресурсов, нехватка продовольствия, экологические проблемы, глобальное изменение климата и многие другие. Все эти факторы нарастают и, взаимодействуя между собой, усиливаются. В своей совокупности они создают реальную опасность для существования человека как биологического вида. Поэтому главный вопрос выживания человечества состоит в том, успеет ли оно осознать эту глобальную опасность и адекватно на нее среагировать. Политическая, экономическая и идеологическая разобщенность современного общества не позволяет дать здесь обнадеживающего прогноза, на что указал в своей монографии академик Н.Н. Моисеев2.

Методология преодоления кризиса культуры. Выше было показано, что первопричина кризиса современной культуры находится в сознании и подсознании людей, в той системе духовных ценностей, которой они руководствуются в своей жизни и деятельности. Поэтому ключевая задача преодоления кризиса - это изменение системы духовных ценностей. Причем такое изменение, которое будет стимулировать человека жить в гармонии с природой и другими людьми, осознавая свою особую ответственность за сохранение природы и жизненного пространства будущих поколений. При всей грандиозности этой проблемы, которая сегодня представляется неразрешимой, уклоняться от ее решения человек больше не сможет. Ведь у него фактически нет альтернативы. Поэтому, хотим мы этого или нет, но выбор придется делать именно нашему поколению.

Какие же средства решения данной проблемы сегодня имеются для того, чтобы изменить сознание миллионов людей, в особенности молодого поколения. Нам представляется, что это должны быть такие информационные средства и методы, которые оказывают воздействие, прежде всего, на подсознание человека, а уже затем - и на его сознание. Некоторые примеры приведены ниже.

1. Знаки и символы культурной среды обитания человека. Они во многом определяют содержание подсознания, что хорошо понимают современные руководители Китая. Ведь не зря же на первом этапе реализации новой государственной культурной политики Китая в качестве основной задачи было провозглашено «исправление имен и символов». Государственный флаг и гимн, форма одежды руководителей и государственных служащих, плакаты, транспаранты и вывески, традиционные культурные ритуалы и церемонии - все это очень важные факторы, которые формируют подсознание граждан той или иной страны. Поэтому им необходимо уделять особое внимание при формировании и реализации государственной культурной политики3.

2. Средства и методы массовой информации. Это сегодня самое мощное средство воздействия на сознание и подсознание людей. Тем более, что технологии такого воздействия уже достаточно хорошо разработаны и практически апробированы. Наиболее эффективными здесь являются телевидение и социальные компьютерные сети.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Массовые средства культуры и искусства. Сюда относятся кино, театры, картинные галереи, музеи и выставки и, конечно же, эстрада, как наиболее популярный вид современного искусства.

4. Художественная литература и поэзия. Они призваны формировать в общественном сознании необходимые образы «героев нашего времени». Писатели и поэты, эти «инженеры человеческих душ», вновь должны быть востребованы и призваны на борьбу с духовным обнищанием современного общества.

5. Средства музыкального искусства и творчества. При целенаправленной государственной политике они могут стать весьма эффективным средством для решения задач преодоления кризиса культуры. В особенности это относится к классической музыке, музыкальному сопровождению кинофильмов и телевизионных передач, а также к произведениям народного творчества.

6. Необходимо помнить, что свойства культуры не наследуются человеком на генетическом уровне, а формируются окружающей его культурной средой. Поэтому особое внимание должно быть уделено системе образования и воспитания человека, включая вопросы семейного и дошкольного воспитания.

7. Необходимо также подчеркнуть стратегическую роль лингвистической и, в более широком плане, - филологической культуры человека и общества. Она предполагает развитие способностей человека думать, говорить и писать на родном языке, а также на тех основных языках мирового сообщества, на которых представлены лучшие образцы мирового культурного наследия, произведения искусства и достижения науки и технологий. Одной из актуальных задач здесь является существенно более широкое развитие русскоязычного культурного, образовательного и научного информационного пространства, которое продолжает сокращаться, что представляет собой угрозу не только для российской, но и для мировой культуры.

Нужно понимать, что это - не только проблема культуры, как таковой, но также и угроза для глобальной безопасности мирового сообщества цивилизаций.

1 Зиновьев А.А. Фактор понимания. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 528 с.

2 Моисеев Н.Н. Быть или не быть .. .человечеству? - М., 1999. - 288 с.

3 Колин К.К., Роберт И.В. Социальные аспекты информатизации образования. - М.: ИИО РАО, ИПИ РАН, 2004. - 54 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.