Научная статья на тему 'Духовная культура как фактор обеспечения национального единства'

Духовная культура как фактор обеспечения национального единства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / SPIRITUAL CULTURE / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORAL VALUES / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО / NATIONAL UNITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Колин Константин Константинович

Проводится анализ состояния и основных тенденций в сфере духовной культуры современного общества, которая рассматривается как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. Показаны основные угрозы для национальной безопасности России в сфере духовной культуры и необходимость проведения новой государственной политики в этой сфере для обеспечения национального единства страны в процессе ее систем-ной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовная культура как фактор обеспечения национального единства»

Наука, культура и образование на грани тысячелетий

К.К.КОЛИН доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем информатики РАН*

Духовная культура как фактор обеспечения национального единства

Мировая история убедительно свидетельствует о том, что поддержание национального единства выступает фактором, обеспечивающим жизнеспособность нации, суверенитет и территориальную целостность той или иной страны. В современных условиях глобализации общества и усиления конкурентной борьбы на мировых рынках значение этого фактора возрастает. Национальное единство является сегодня одним из необходимых условий, своего рода гарантией сохранения национальной безопасности России как суверенного государства.

Однако какое содержание мы вкладываем в понятие «национальное единство»? Что это - моноэтническое государство, единая государственная идеология или же общая религия для людей, проживающих на территории данной страны? Исследования показывают, что национальное единство страны - это, прежде всего, единство представлений ее народа о наиболее значимых духовных ценностях. Ценностно-смысловые основания, лежащие в основании коллективной национально-культурной идентичности, разделяемой всеми жителями страны, составляют ядро

* Колин Константин Константинович: e-mail: kolinkk@mail.ru.

национального единства. Именно это, а не принадлежность людей к той или иной конфессии или этносу обеспечивает сплочение народа данной страны, делает его единой нацией и создает специфические особенности менталитета, психического склада граждан, которые формируют у народа то стратегически важное качество, которое и называется национальным единством.

Исследования показывают, что национальное единство объективно проявляет себя тогда, когда нация одинаково реагирует на внешнюю угрозу или внутренний кризис1. Иначе говоря, если большинство населения многонациональной страны одинаково реагирует на внешнюю угрозу или внутренний кризис и в нем не наблюдается расхождений в реакции со стороны различных этнических, религиозных или же социальных групп на эти угрозы, то можно говорить о том, что в данной стране сформировалось национальное единство. Это именно тот важнейший критерий, с помощью которого можно судить об уровне национального единства страны.

По оценкам многих специалистов, современное состояние духовной культуры России следует квалифицировать как глубокий кризис, представляющий собой угрозу для национальной безопасности. Духовная атмосфера, сложившаяся за последние 20 лет в российском обществе, является результатом глубоких трансформаций в сфере культуры, связанных с радикальной перестройкой общественных отношений в условиях перехода страны к рыночной экономике. Она обусловлена деидеологизацией общества и внедрением в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций, характерных для западного капиталистического общества.

1 См.: Хонг М. Секреты успеха Сингапура: 12 статей господина Марка Хонга Тат Сун, Посла Республики Сингапур в России и в Украине. М., 2000.

В результате этого в России существенным образом усилилась потребительская ориентация общественного сознания, возросли индивидуалистические тенденции и карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других людей, а материальные ценности приобрели приоритет перед духовными. Происходит коммерциализация искусства, образования и медицинского обслуживания, других сфер жизнедеятельности общества. Снижается общий уровень образованности нации, падает традиционно высокий интерес граждан России к чтению. В результате засилья массовой культуры деформируется эстетический вкус общества.

Эти тенденции подтверждаются социологическими исследованиями, проведенными в последние годы отечественными учеными. Именно поэтому и наблюдается сегодня в российском обществе снижение патриотизма и гражданской ответственности за дальнейшую судьбу страны, стремление копировать далеко не лучшие образцы западной культуры, чуждые для национального менталитета России. Многие наши молодые сограждане хотели бы покинуть свою страну, постоянно жить и работать за рубежом, главным образом, в США и странах Западной Европы, где уровень жизни сегодня гораздо выше, чем в современной России. При этом в качестве основной причины таких намерений респонденты называют отсутствие у них перспектив получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в России, а также возможности в обозримом будущем решить свои жилищные проблемы.

Дальнейшее сохранение описанного выше состояния духовной культуры России противоречит ее национальным интересам и поэтому является недопустимым. Здесь необходимы комплексные меры системного характера, направленные на коренное изменение существующей ситуации. Однако для того, чтобы эти меры оказались эффективными, нужно четко представлять себе содержание

современных угроз для российской духовной культуры и причины, их обусловливающие.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:

- засилье продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;

- противоправные посягательства на объекты культуры;

- попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;

- пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость.

Нам представляется, что к числу этих угроз необходимо добавить следующие:

- распространение философии потребительства в российском обществе в ущерб его духовному развитию;

- девальвация традиционных культурных и нравственных ценностей России;

- социальная несправедливость в современном российском обществе и недопустимо высокий уровень социального расслоения, которые препятствуют достижению национального единства;

- расширение культурно-цивилизационных «разрывов» между субъектами Российской Федерации;

- информационное и цифровое неравенство;

- низкая результативность общественного контроля за этической стороной деятельности средств массовой информации;

- снижение качества российского образования, а особенно в области истории, русской литературы и русского языка;

- ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие в стране целостной и эффективной системы нравственного воспитания детей и молодежи.

Каковы же главные причины названных угроз, негативным образом воздействующие на состояние духовной культуры России? Следует различать внешние и внутренние источники.

Некоторые из угроз обусловлены развитием процессов глобализации мирового сообщества, результатами которого является не только формирование международных рынков и общего экономического пространства, но также и культурная экспансия со стороны стран Западной Европы и США по отношению к другим странам мира, в том числе и к России. Происходящая сегодня в результате этой экспансии девальвация культурных и нравственных ценностей является, по мнению ряда авторитетных ученых, в том числе из капиталистических стран', главной причиной системного кризиса цивилизации, а также современного глобального финансово-экономического кризиса. Мало того, именно девальвация культурных и нравственных ценностей представляет собой основную угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития современной цивилизации, основанной на стремлении к потреблению и социальном неравенстве.

Хотелось бы подчеркнуть, что, говоря о нежизнеспособности современной системы ценностей, многие авторы имеют в виду ценностные приоритеты, ориентированные, главным образом, на удовлетворение материальных потребностей человека в ущерб его духовному развитию. Они отмечают, что стремление к материальному благополучию и личному обогащению стало сегодня главным приоритетом культуры многих развитых стран Запада, которая

1 См.: Гооф С. Революция сознания. Трансатлантический диалог / Пер. с англ. М., 2004; Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2007.

благодаря процессу глобализации активно навязывается сегодня всему остальному миру. Именно эта потребительски ориентированная культура, по мнению ряда отечественных и западных ученых, и представляет сегодня наибольшую угрозу для дальнейшего устойчивого и безопасного развития человеческого общества.

Если же рассмотреть внутреннюю структуру угрозы развития потребительски ориентированной культуры, то в ней можно выделить следующие три основных компонента. Первый - связан с все большим расслоением общества на богатых и бедных. Исследования показывают, что сегодня лишь 10% населения земного шара принадлежат к материально обеспеченному классу. Это те люди, у которых есть не только крыша над головой, пища, одежда и необходимые предметы жизнеобеспечения, но также и средства для приобретения предметов роскоши, путешествий, дорогостоящего отдыха и развлечений. Вместе с тем, именно эти люди потребляют более трех четвертей всех ресурсов нашей планеты. Так, например, по некоторым оценкам, один гражданин США расходует ежегодно такое же количество энергии, что и 200 жителей Индии, и, кроме того, создает еще около 2 т отходов.

Понятно, что такой уровень потребления невозможно обеспечить для всего населения нашей планеты, численность которого быстро растет и уже приближается к 7 млрд. человек. Да это и не нужно, так по существу речь здесь идет о режиме сверхпотребления, который является губительным не только для нашей планеты, но и для самого человека. И, тем не менее, процесс социального расслоения в современном обществе продолжается, что является одной из главных причин роста социальной напряженности как в отдельных странах, так и в мировом сообществе в целом. Этому в значительной мере способствует процесс глобализации общества, который в особенности

активизировался в XXI в. Развитие глобальной сети телевидения, где

6

сегодня активно пропагандируется западный образ жизни и рекламируются предметы роскоши, содействует возникновению у многих людей чувства несправедливости современного социального мироустройства со всеми вытекающими из этого последствиями.

В то же время необходимо отметить, что и среди обеспеченных людей, часто ведущих расточительный образ жизни, также возрастает чувство неудовлетворенности. Социологические исследования показывают, что материальное богатство не делает человека счастливым, так как оно не может удовлетворить глубинных духовных потребностей человека. Оно принципиально не способно дать ему то, к чему он действительно стремится на подсознательном уровне.

Результаты исследований также показывают, что даже очень богатые люди в большинстве своем чувствуют себя несчастными, так как не имеют главного: любви, уважения, понимания и искренней привязанности других людей, душевного спокойствия. В связи с этим даже в экономически развитых странах сегодня происходит рост числа психических расстройств и заболеваний, алкоголизма, наркомании и насилия в семье. Именно там наблюдается все большая утрата смысла жизни, духовных ценностей и перспективных жизненных ориентиров, разрушение семьи и все большее отчуждение людей друг от друга и окружающей их природы.

Весьма наглядно рост этих тенденций показал американский политолог П. Бьюкенен в монографии, изданной недавно под характерным названием «Смерть Запада». В ней на конкретных примерах показано, что западная цивилизация сегодня деградирует не только на нравственном, но также и на физическом уровне. Ведь именно в западных странах быстро сокращается численность населения, так как многие проживающие в них люди просто не хотят иметь детей, чтобы не тратить свое время и средства на их воспитание. В результате этого, по некоторым прогнозам, уже в 2010

7

г. коренные англичане в Лондоне могут оказаться в меньшинстве по сравнению с остальным населением этого города, который сегодня переполнен эмигрантами, главным образом, из стран мусульманского мира.

Еще один негативный результат потребительской ориентации общественного сознания в современном обществе заключается в широкомасштабном истреблении природы, которая сегодня рассматривается лишь как источник ресурсов для удовлетворения растущих потребностей человека. При этом прогнозы ученых о том, что эти ресурсы в ближайшие десятилетия будут исчерпаны, сегодня никого особенно и не волнуют, так как поколение наших современников руководствуется известным принципом Людовика XV: «После нас - хоть потоп!».

Таким образом, наблюдающиеся в России попытки заимствования духовных ценностей современной западной культуры, в основе которой сегодня доминируют эгоизм, личный успех и материальное благополучие, являются чрезвычайно опасными для будущего нашей страны, так как они разрушают не только национальное единство общества, но и самого человека как нравственную личность. Эти ценности являются серьезным препятствием на пути решения тех глобальных экологических проблем России и мира, которые в последние годы быстро нарастают и представляют собой серьезную угрозу для будущего всего человечества.

В 2009 г. Рабочей группой партии «Единая Россия» был разработан проект «Декларации национального единства и гражданской солидарности», который, по замыслу авторов проекта, должен стать основой политики этой партии в сфере межнациональных отношений и межконфессионального диалога. Предполагается, что эту Декларацию будет предложено подписать представителям религиозных и

общественных организаций России, политическим партиям, бизнес-

8

сообществу и средствам массовой информации. При этом имеется в виду, что принявшие Декларацию политические партии, религиозные, общественные и другие организации возьмут на себя обязательства руководствоваться в своей деятельности основными принципами и положениями этой Декларации.

В частности, они не должны допускать тенденциозного подбора фактов с этнической, религиозной или миграционной окраской при освещении и обсуждении различных событий внутренней жизни нашей страны, не использовать эти факты в политической борьбе, противодействовать пропаганде национального превосходства и разжиганию расовой, национальной и религиозной розни. Они должны настойчиво переубеждать или освобождаться от членов и сотрудников, выступающих с позиций идеологии нетерпимости и экстремизма, усилить воспитательную и просветительскую работу в учебных заведениях и трудовых коллективах по предотвращению дискриминации, насилия и конфликтов.

Некоторые результаты общественного обсуждения проекта данной Декларации представлены в сети Интернет. Их анализ показывает, что главное внимание в Декларации уделено проблеме обеспечения толерантности, т.е. взаимной терпимости представителей различных этнических и религиозных групп в российском обществе. Однако для достижения основной цели Декларации - национального единства и гражданской солидарности в стране - этого явно недостаточно. Известные события последних лет во Франции и Великобритании, связанные с проявлениями национального экстремизма, убедительно показали, что проводимая в этих странах политика толерантности по отношению к мигрантам из стран Ближнего Востока является неэффективной и не обеспечивает необходимого уровня безопасности коренного населения. Мало того, в долгосрочной перспективе эта политика может вообще привести к утрате коренным

9

населением своей национальной идентичности. Поэтому для обеспечения национального единства России нужны другие подходы, основанные на понимании комплексного характера этой проблемы. Кратко остановимся на характеристике основных направлений государственной политики в области духовной культуры.

1.Большую опасность в сфере духовной жизни российского общества представляют угрозы, связанные с продолжающейся пропагандой потребительского образа жизни и большим количеством сцен насилия и жестокости на российском телевидении. Поэтому представляются крайне необходимыми и неотложными такие меры законодательно-правового характера, которые будут эффективно противодействовать этим угрозам. Так, например, необходим Закон об информационно-психологиической безопасности детей, подростков и молодежи от негативного воздействия рекламы, а также Закон о защите общественной нравственности в сфере массовой информации, включая телевидение и мобильную связь.

Требования безотлагательно принять эти законы в России в последние годы все чаще выдвигаются самыми различными общественными организациями, в числе которых Ассоциация школьных библиотек России. По оценкам специалистов, без этих законов обеспечить психологическое здоровье нации и в особенности ее молодого поколения в современных условиях практически не представляется возможным. Такие законы в настоящее время действуют в ряде стран (например, в Германии, Франции, Бельгии и Великобритании) и, как показывает опыт, являются весьма

л

эффективными'.

Существенно более сложной, но также актуальной и важной проблемой является проблема защиты общественной нравственности в сети Интернет. Глобальный характер этой сети и ее принципиальная

1 См.: Закон о распространении материалов, вредных для молодежи. Принят Германским Бундестагом 14.07.1953 г.

открытость для пользователей затрудняют решение этой проблемы не только в правовом, но и в техническом аспекте. Определенный опыт решения этой проблемы в развитых странах уже имеется и поэтому он может и должен быть использован в государственной политике России в сфере духовной культуры.

Угрозой для духовной культуры России является широкое распространение на компакт-дисках компьютерных игр и видеопродукции низкопробного содержания. Массовое увлечение молодежи компьютерными играми, в которых преобладают сцены насилия и жестокости, оказывает разрушительное воздействие на психику детей и юношества, содействует формированию у них агрессивности и жестокости. В государственной политике России в сфере духовной культуры необходимо предусмотреть специальные меры противодействия этой новой угрозе, которая по мере развития процесса информатизации общества будет все больше нарастать.

2. Уровень развития научных исследований в России в области изучения наиболее актуальных проблем духовной культуры и их связи с проблемами национальной безопасности и дальнейшего развития российского общества в настоящее время представляется явно недостаточным. Здесь необходимо стимулировать проведение целого ряда фундаментальных и прикладных исследований, направленных на формирование научно-методологической базы эффективной государственной политики в сфере духовной культуры. Эта политика должна, с одной стороны, учитывать комплексный характер данной проблемы, с другой - быть адекватной современным вызовам и угрозам для национальной безопасности.

Начинать эту работу нужно с формирования современного

терминологического аппарата, который необходим для изучения

данной проблемы. Ведь до настоящего времени нет строгих научных

определений содержания таких важнейших понятий, как национальное

11

единство, гражданское согласие, социальное расслоение, социальная справедливость и др. Некоторые определения этих терминов предложены в настоящей работе, но они, конечно же, требуют специального обсуждения и уточнения.

Что же касается тематики самих научных исследований проблем духовной культуры, то они должны проводиться не только культурологами, но и специалистами в других областях гуманитарной науки - социологии, психологии, образования, сферы труда и социальных отношений, а также правовой сферы. При этом представляется необходимым стимулировать проведение междисциплинарных исследований, в том числе исследований влияния духовной культуры общества на его физическое здоровье. Исследования показывают, что это влияние является весьма существенным и во многом определяет такие важные показатели жизнеспособности нации, как средняя продолжительность жизни населения, уровень рождаемости и смертности, а также количество убийств и самоубийств.

3. Сфера образования является одним из важнейших направлений реализации государственной политики в области духовной культуры. Ключевой проблемой здесь для современной России, по мнению многих авторитетных отечественных ученых (И.М.Ильинский, В.Е.Семенов, В.Ю.Троицкий), является безотлагательное восстановление системы нравственного воспитания нового поколения российских граждан, которая в настоящее время практически полностью разрушена. Эту систему в ближайшие годы придется формировать и выстраивать заново. С этой целью необходимо будет не только пересмотреть содержание многих образовательных программ для средней и высшей школы, но и обеспечить соответствующую подготовку преподавателей в области психологии и методологии воспитательной работы.

Проблема эта является исключительно сложной, поэтому ее практическое решение потребует значительного времени и средств. Но стратегическая важность этой проблемы оправдывает эти затраты, так как без ее решения многие цели модернизации и дальнейшего развития нашей страны, а также обеспечения ее национальной безопасности не смогут быть достигнуты.

4. Государственную политику России в области культуры и искусства в ближайшие годы необходимо изменить самым существенным образом. Необходимо остановить процессы дальнейшей коммерциализации этой сферы, когда в угоду получения прибыли обществу предлагаются такие произведения, которые не отвечают высоким нравственным нормам и не содействуют формированию в обществе патриотизма и национального единства страны. Главными же направлениями этой политики должны стать следующие:

• стимулирование деятелей культуры и искусства в направлении создания высокохудожественных произведений, объективно освещающих наиболее важные этапы истории развития нашей страны и содействующие укреплению национального единства, патриотизма и нравственности;

• содействие распространению этих произведений в обществе и их использованию в системе нравственного воспитания молодого поколения.

Наиболее важными здесь представляются использование возможностей телевидения, сети кинотеатров, школьных и общественных библиотек, а также тех новых возможностей, которые создаются сегодня благодаря развитию средств информатики и новых информационных технологий. Многие произведения литературы и искусства могут быть представлены не только в традиционной форме, но также и в электронном виде на компакт-дисках и других носителях

13

информации. Это позволяет распространять их по каналам цифровых коммуникаций и использовать как в режиме коллективного доступа, так и индивидуально с применением персональных средств информатики.

5. Главными направлениями государственной политики в социальной сфере на ближайшие годы для обеспечения национального единства России должны стать следующие:

• преодоление бедности и снижение уровня социального неравенства граждан страны;

• повышение уровня социальной защищенности преподавателей общеобразовательных школ, библиотечных работников и воспитателей в дошкольных учреждениях;

• решение проблемы доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченной мобильностью;

• кардинальное решение проблемы детской беспризорности в России.

Другие проблемы социальной сферы оказывают меньшее влияние на состояние духовной культуры России и должны решаться в соответствии с основными положениями Концепции ее долгосрочного социально-экономического развития.

6. Государственная политика в сфере экономики, финансов и бизнеса должна быть направлена на повышение уровня жизни народа, а также социальной ответственности бизнеса перед обществом. Нравственные аспекты данной проблемы связаны с развитием традиционной для российской культуры благотворительной деятельности крупных промышленных и финансовых компаний, а также повышением личной скромности самих бизнесменов. К сожалению, такие последние факты, когда члены правления семи ведущих банков России в условиях финансово-экономического

кризиса назначили себе бонусы в размере 4,5 млрд. руб., свидетельствуют о том, что в данной области у нас давно не все в порядке. Таким образом, проблема «жирных котов», с которой сегодня разбирается специальная комиссия Конгресса США, существует не только в этой стране, но и в России. И она должна решаться как на нравственном, так и на законодательном уровне. Социологические опросы показывают, что значительная часть населения России считает необходимым введение прогрессивного налогообложения крупных доходов, а также налога на роскошь. Опыт развитых стран показывают, что эти меры являются весьма эффективными и содействуют снижению социальной напряженности в обществе.

Еще один путь к повышению уровня гражданской солидарности российского общества в данной сфере лежит в направлении развития сектора корпоративной собственности на крупных, средних и малых предприятиях. Здесь можно было бы использовать опыт организации бизнеса в Японии, где уже более 80% акционерного капитала принадлежит не отдельным физическим лицам, как это имеет место в современной России, а менеджерам и специалистам самих предприятий. Анализ распределения собственности 200 крупнейших компаний Японии показал, что практически вся она принадлежит не физическим, а юридическим лицам. Этот факт во многом обусловлен традициями японской национальной культуры, в которой корпоративное начало и коллективизм труда достаточно ярко выражены. Но ведь и для российской культуры коллективный труд также является давней традицией, но, тем не менее, корпоративная форма собственности в нашей стране еще не получила своего необходимого распространения.

В 2006 г. в России был принят Федеральный закон о целевом капитале для некоммерческих организаций, который позволяет создавать специальные фонды для финансовой поддержки

15

общественных организаций в сфере науки, образования и культуры. Такие фонды широко распространены сегодня в развитых странах, они формируются, главным образом, за счет пожертвований крупных корпораций и частных лиц и являются серьезной поддержкой деятельности общественных организаций. В России же эта практика еще только начинает формироваться.

7. Проблема нравственного воспитания молодого поколения является одной из самых острых и стратегически важных проблем современной России. Для характеристики ситуации в данной области приведем ее оценку, которая содержится в тексте Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: «Наибольшую опасность в сфере культуры представляет неспособность современного гражданского общества воспитать у молодого поколения чувства патриотизма и ответственности за судьбу страны». Несмотря на то, что эта оценка была сделана еще в 2000 г., она остается справедливой и сегодня, так как ситуация в молодежной сфере за прошедший период только ухудшилась. Ведь систематической воспитательной работы с молодым поколением граждан России сейчас практически не ведется. И это является одной из главных причин сложившейся ситуации.

Сегодня в России мы имеем глобальную гуманитарную проблему, которую часто называют проблемой преемственности поколений. Эта проблема существует сегодня в науке, образовании, сфере высоких технологий и является чрезвычайно важной для будущего любой

л

страны и цивилизации в целом1. Но в данном случае мы затронем лишь один аспект этой проблемы - преемственность поколений в сфере духовных ценностей. Стратегическую важность этого аспекта трудно переоценить, ведь именно те молодые люди, которым сегодня

1 См.: Колин К.К. Гуманитарные проблемы информационной безопасности // Приложение к ж. «Информационные технологии», 2007, №12, с. 1-32; Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М., 2006.

15-25 лет, через 10-20 лет будут составлять наиболее активное ядро российского общества. Именно они будут принимать наиболее важные решения в политике, технике и экономике, именно им предстоит практически осуществлять ту самую стратегию инновационного развития нашей страны, которую мы сегодня приняли. Насколько будет готово это поколение в морально-психологическом плане к решению столь грандиозных и беспрецедентно сложных задач? Думается, что при современном уровне духовной культуры молодого поколения и его ценностных ориентациях эти задачи могут оказаться ему не по силам. И это мы должны осознавать. Именно поэтому проблема духовной культуры молодого поколения должна получить высокий приоритет и особое внимание в государственной политике России в сфере духовной культуры.

8. Одной из наиболее сложных и важных проблем духовной культуры в сфере государственной власти современной России является проблема коррупции. Анализ опыта решения этой проблемы в таких странах, как Китай и Сингапур, показывает, что только одними законодательными мерами решить эту проблему не удается. Ключевыми здесь являются нравственные факторы, а именно воспитание честности и достоинства, а также отношение самого общества к проявлениям коррупции. Именно поэтому Президент России Д.А. Медведев в своем Послании к Федеральному Собранию РФ 12 октября 2009 года обратил особое внимание на необходимость воспитания у граждан России нетерпимости к любым формам проявления коррупции.

9. В области международного сотрудничества. В октябре 2010 г. в столице Казахстана Астане планируется проведение Всемирного Форума духовной культуры. Одной из основных причин, которая определяет повышение внимания мирового сообщества к современному состоянию и тенденциям в сфере духовной культуры,

17

является глобальный кризис развития современной цивилизации, одним из проявлений которого является финансово-экономический кризис. Исследования показывают, что в последнее годы в решении этой проблемы на первый план выдвигаются ее аксиологические аспекты, связанные с необходимостью осмысления тех ценностей, во имя которых и должно осуществляться дальнейшее развитие цивилизации. Поэтому все более актуальным становится диалог между представителями различных культур и религиозных конфессий как способ преодоления существующей в настоящее время их существенной разобщенности, которая вполне реально может перерасти в непримиримое противостояние цивилизаций Востока и Запада1. Такой диалог необходим также и для выработки конструктивных предложений по интеграции усилий мирового сообщества перед лицом общей опасности, связанной с нарастанием глобальных проблем современности: энергетического и экологического кризиса, голода и бедности, социального и информационного неравенства2.

Сегодня на международных форумах слишком много внимания уделяется различным видам свободы и очень мало говорится о нравственности и социальной справедливости, а также о равных правах человека на использование природных благ, которые принадлежат ему по праву рождения, а также на использование тех новых благ, которые дает современное развитие научно-технического прогресса. А ведь именно это и является главной причиной обострения социальной напряженности, а также различного рода политических, социальных и даже вооруженных конфликтов в современном обществе.

1 См.: Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. Материалы международной конференции. М., РАГС, 13-16 сентября 2007 г. М., 2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Международная безопасность России в условиях глобализации. М., 2007.

Нам представляется, что делегация России должна обязательно принять участие в работе Всемирного Форума духовной культуры, включая формирование его программы и подготовку проектов итоговых документов. Российским ученым есть что представить мировому сообществу на этом Форуме, так как фундаментальные научные исследования проблемы устойчивого развития проводятся в нашей стране уже более 20 лет и их результаты достаточно хорошо известны как отечественным, так и зарубежным специалистам.

Колин К.К. Духовная культура как фактор обеспечения национального единства.

Проводится анализ состояния и основных тенденций в сфере духовной культуры современного общества, которая рассматривается как стратегический фактор обеспечения национальной и международной безопасности. Показаны основные угрозы для национальной безопасности России в сфере духовной культуры и необходимость проведения новой государственной политики в этой сфере для обеспечения национального единства страны в процессе ее системной модернизации.

Ключевые слова: духовная культура, нравственные ценности, национальное единство, национальная безопасность, международная безопасность.

folin К.К. Spiritual culture as strategic factor security national and international security. The analysis of the status and major trends in the field of spiritual culture of modern society, which is regarded as a strategic factor in ensuring national and international security. The basic threat to the national security of Russia in the sphere of spiritual culture and the need for new public policy in this area to ensure national unity in the process of upgrading its system.

Key words: spiritual culture, moral values, national unity, national security, international security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.