Рыжкова (Горяйнова) Т. Н.
педагог-психолог Детский сад №84 Курск, Россия
КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: Целью статьи является попытка теоретического обоснования понятия «культура движения» как фактора развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста. На основании культурно-исторического подхода выделяются основные характеристики данного феномена. Описаны некоторые культурные двигательные формы.
Ключевые слова: дошкольник, произвольное поведение, движение, культура,
игра.
Детское движение - это всегда прототип двигательного образа, перенос идеальной культурной формы двигательного поведения в систему индивидуальных форм движений, образуя высшую стадию формы развития поведения, что вызывает кардинальные изменения в психике ребёнка.
Сегодня среди практических педагогов дошкольных учреждений недостаточно распространено представление о том, что культурно детерминированные формы двигательного поведения и высшие психические функции - явления одного порядка (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Л.А.Орбели, Н.А.Бернштейн, А.В.Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеева и др.). Это сдерживает разработку проблемы взаимосвязи психического и двигательного развития дошкольника в условиях детского сада.
Проблема заключается в необходимости психологического обоснования использования культурно детерминированных форм двигательного поведения в качестве развития произвольного поведения у дошкольников в условиях детского сада.
В настоящее время проблема произвольного поведения широко рассматривается в различных психологических исследованиях. При этом можно выделить два основных подхода в русле теории Л.С.Выготского к развитию опосредования.
В рамках первого подхода, более характерного для отечественной психологии, развитие опосредования рассматривается как становление знаковой функции, а вхождение ребёнка в культуру заключается в основном в освоении им способов действия со знаками (исследования А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, Н.Н.Подьякова, Н.Г.Салминой, Ж.Нюттен и др.). При этом знаками являются различные сенсорные эталоны, наглядные модели, символы. Таким образом, в центре данного подхода находится проблема собсвенного опосредования.
Во втором подходе делается попытка рассмотреть проблему культурного опосредования более широко и проанализировать в качестве средства развития саму культурную «рамку», внутри которой находится ребёнок (Ж.Карлей, М.Коул, Б. ван Урс и др.). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития.
В этой статье мы хотим рассмотреть в рамках второго подхода феномен «культуры движения», в ходе которого происходит присвоение ребёнком исторически сформировавшихся способов двигательного поведения и образует стадию в развитии высших форм поведения - произвольности и сознательности.
Раскрытие феномена «культура движения» предполагает обращение к идеям А.В.Запорожца. Живое, одушевлённое, осмысленное выразительное движение ребёнка как раз и выступает способом развития произвольного поведения в повседневной жизни [5]. Высшими критериями и регулятивами такого движения служат универсальные ценности человеческой культуры - истина, добро, красота. Здесь они получают вполне конкретное выражение. Не только психическое, но и целостное психофизическое развитие ребёнка, мы рассматриваем внутри процесса его приобщения к человеческой культуре, который совершается не в форме «интериоризации», а в форме проблематизации - творческого преобразования культурных образцов [6]. Главный итог этого процесса для ребёнка - открытие себя в мире культуры, построение её средствами нового образа своих возможностей. «...Развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодеятельный характер» [5;6]. «Врастание в культуру» (Л. С. Выготский) - это путь от поискового ориентировочно-смыслового (эмоционально насыщенного и экспрессивного) действия ребенка к построению смыслообраза (Я. Э. Голосовкер) действительности и только через это - к освоению культурного образца.
Одним из наиболее эффективных условий и средством воплощения идеи «культурного движения» является народная игра. На наш взгляд, положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном искусстве, как ничто другое способствует полноценному развитию физического, психического и нравственного здоровья детей, воспитания у них оптимизма и жизнерадостности. Песня, танец, игровое действо позволяют выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения ребёнок учится воздействовать на собственный организм.
Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Основой импровизаций служит обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий эмоциональный настрой («Тропинка», «Танец с цветами»). Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения - свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.
Ещё один способ двигательной народной игры - это ритмичные групповые слаженные движения («У оленя дом большой», «Мы охотимся на льва», «Зайка серенький сидит»). В русской культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.
Ещё в качестве развивающего средства можно рассматривать народный танец. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в
культуре народа норм. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации эмоционального состояния ребёнка.
Народные детские игры («Ловишки», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «Карусель»), к сожалению, потеряли свою привлекательность. Организуются они лишь в дошкольном учреждении, а на улице, во дворе, чаще всего - дети не играют. А именно такие игры-догонялки, игры-соревнования отрабатывают умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние партнёра по игре. Громкие возгласы, сопровождающие энергичные движения, снимают голосовые зажимы, приводят к естественным формам поведения, помогают регулировать свое состояние через движение и звук.
Мы в нашей работе рассматриваем движение не как исполнительный акт, овладение операционной стороной двигательной деятельности. Движения, которые выполняют дети, должны быть наполнены человеческим смыслом, живым способом общения со взрослым и друг с другом, эмоционально-практического единения. Только таким образом овладевая культурой движения, развивается произвольное поведение дошкольника в целом.
[5] Запорожец А. В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР// Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 5—20.
[6] Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999.
Список литературы:
- Ссылка на статью в книге: Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С.178.
-Ссылка на статью в книге: Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С.221.
-Ссылка на статью в журнале: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры" в развитии ребенка-дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77-87.
-Ссылка на статью в журнале: Запорожец А. В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР// Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 5—20.
-Ссылка на статью в журнале: Кудрявцев В. Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С. 66-71.