Научная статья на тему 'Культура движений как фактор развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста'

Культура движений как фактор развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЯ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова (горяйнова) Т. Н.

Целью статьи является попытка теоретического обоснования понятия «культура движения» как фактора развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста. На основании культурноисторического подхода выделяются основные характеристики данного феномена. Описаны некоторые культурные двигательные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Culture of motion as a factor of developing voluntary behavior in preschoolers

The article presents a theoretical justification of the “culture of motion“ regarded as a factor in the development of voluntary behaviour in preschool children. The cultural and historic approach highlights basic characteristics of this phenomenon. Some of the cultural motion modes are described.

Текст научной работы на тему «Культура движений как фактор развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста»

Рыжкова (Горяйнова) Т. Н.

педагог-психолог Детский сад №84 Курск, Россия

КУЛЬТУРА ДВИЖЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: Целью статьи является попытка теоретического обоснования понятия «культура движения» как фактора развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста. На основании культурно-исторического подхода выделяются основные характеристики данного феномена. Описаны некоторые культурные двигательные формы.

Ключевые слова: дошкольник, произвольное поведение, движение, культура,

игра.

Детское движение - это всегда прототип двигательного образа, перенос идеальной культурной формы двигательного поведения в систему индивидуальных форм движений, образуя высшую стадию формы развития поведения, что вызывает кардинальные изменения в психике ребёнка.

Сегодня среди практических педагогов дошкольных учреждений недостаточно распространено представление о том, что культурно детерминированные формы двигательного поведения и высшие психические функции - явления одного порядка (П.Ф. Лесгафт, Л.С. Выготский, А.А. Ухтомский, Л.А.Орбели, Н.А.Бернштейн, А.В.Запорожец, В.П. Зинченко, Н.Д. Гордеева и др.). Это сдерживает разработку проблемы взаимосвязи психического и двигательного развития дошкольника в условиях детского сада.

Проблема заключается в необходимости психологического обоснования использования культурно детерминированных форм двигательного поведения в качестве развития произвольного поведения у дошкольников в условиях детского сада.

В настоящее время проблема произвольного поведения широко рассматривается в различных психологических исследованиях. При этом можно выделить два основных подхода в русле теории Л.С.Выготского к развитию опосредования.

В рамках первого подхода, более характерного для отечественной психологии, развитие опосредования рассматривается как становление знаковой функции, а вхождение ребёнка в культуру заключается в основном в освоении им способов действия со знаками (исследования А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, В.В.Давыдова, Н.Н.Подьякова, Н.Г.Салминой, Ж.Нюттен и др.). При этом знаками являются различные сенсорные эталоны, наглядные модели, символы. Таким образом, в центре данного подхода находится проблема собсвенного опосредования.

Во втором подходе делается попытка рассмотреть проблему культурного опосредования более широко и проанализировать в качестве средства развития саму культурную «рамку», внутри которой находится ребёнок (Ж.Карлей, М.Коул, Б. ван Урс и др.). В исследованиях данного направления делается акцент на передаче взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роли взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития.

В этой статье мы хотим рассмотреть в рамках второго подхода феномен «культуры движения», в ходе которого происходит присвоение ребёнком исторически сформировавшихся способов двигательного поведения и образует стадию в развитии высших форм поведения - произвольности и сознательности.

Раскрытие феномена «культура движения» предполагает обращение к идеям А.В.Запорожца. Живое, одушевлённое, осмысленное выразительное движение ребёнка как раз и выступает способом развития произвольного поведения в повседневной жизни [5]. Высшими критериями и регулятивами такого движения служат универсальные ценности человеческой культуры - истина, добро, красота. Здесь они получают вполне конкретное выражение. Не только психическое, но и целостное психофизическое развитие ребёнка, мы рассматриваем внутри процесса его приобщения к человеческой культуре, который совершается не в форме «интериоризации», а в форме проблематизации - творческого преобразования культурных образцов [6]. Главный итог этого процесса для ребёнка - открытие себя в мире культуры, построение её средствами нового образа своих возможностей. «...Развитие ребенка не сводится к пассивной ассимиляции готовых знаний и умений, а предполагает активное воссоздание детской личностью усваиваемых общественных способов преобразования действительности, нравственных и эстетических ценностей в процессе ее деятельности, приобретающей при определенных условиях самодеятельный характер» [5;6]. «Врастание в культуру» (Л. С. Выготский) - это путь от поискового ориентировочно-смыслового (эмоционально насыщенного и экспрессивного) действия ребенка к построению смыслообраза (Я. Э. Голосовкер) действительности и только через это - к освоению культурного образца.

Одним из наиболее эффективных условий и средством воплощения идеи «культурного движения» является народная игра. На наш взгляд, положительный духовный опыт поколений, сконцентрированный в народном искусстве, как ничто другое способствует полноценному развитию физического, психического и нравственного здоровья детей, воспитания у них оптимизма и жизнерадостности. Песня, танец, игровое действо позволяют выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. С помощью пения и движения ребёнок учится воздействовать на собственный организм.

Самый простой способ организации игры - повтор ребенком движений взрослого. Взрослый выступает ведущим в игре-импровизации, а ребенок одновременно и наблюдает за ним, и старается копировать его движения. Основой импровизаций служит обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, передвижения в пространстве помещения. Достаточно передать в движениях общий эмоциональный настрой («Тропинка», «Танец с цветами»). Такие совместные игры-импровизации направлены, прежде всего, на развитие у ребенка ощущения его эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка будет связано со способностью к естественным, раскрепощенным, координированным движениям. Точность и ловкость движений, их соответствие переживаемым эмоциям, а главное, удовольствие, получаемое ребенком от движения, - верный показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо специально выучивать с ребенком танцевальные движения - свободные, импровизированные танцевальные движения взрослого выступают здесь главным и единственным способом достижения нужного результата.

Ещё один способ двигательной народной игры - это ритмичные групповые слаженные движения («У оленя дом большой», «Мы охотимся на льва», «Зайка серенький сидит»). В русской культуре коллективное выстраивание единого темпа и ритма в пении и движении рождает у детей положительные эмоции, доставляет им удовольствие от совместной творческой деятельности в процессе игрового общения.

Ещё в качестве развивающего средства можно рассматривать народный танец. В фольклорной традиции танец связан с определенным ритуалом, жизненным событием. Поэтому рисунок народного танца всегда наполнен глубоким смыслом, прочными нитями связан с жизнью, с культурой взаимоотношений людей. В фигурах народного танца запечатлена особая пластика, свойственная национальному характеру, а главное, определенные модели поведения, способы выражения эмоций в рамках принятых в

культуре народа норм. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации эмоционального состояния ребёнка.

Народные детские игры («Ловишки», «Гуси-лебеди», «Кошки-мышки», «Карусель»), к сожалению, потеряли свою привлекательность. Организуются они лишь в дошкольном учреждении, а на улице, во дворе, чаще всего - дети не играют. А именно такие игры-догонялки, игры-соревнования отрабатывают умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние партнёра по игре. Громкие возгласы, сопровождающие энергичные движения, снимают голосовые зажимы, приводят к естественным формам поведения, помогают регулировать свое состояние через движение и звук.

Мы в нашей работе рассматриваем движение не как исполнительный акт, овладение операционной стороной двигательной деятельности. Движения, которые выполняют дети, должны быть наполнены человеческим смыслом, живым способом общения со взрослым и друг с другом, эмоционально-практического единения. Только таким образом овладевая культурой движения, развивается произвольное поведение дошкольника в целом.

[5] Запорожец А. В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР// Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 5—20.

[6] Кудрявцев В. Т. Психология развития человека. Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1999.

Список литературы:

- Ссылка на статью в книге: Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. С.178.

-Ссылка на статью в книге: Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983. Т. 3. С.221.

-Ссылка на статью в журнале: Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы "карнавальной культуры" в развитии ребенка-дошкольника // Вопр. психол. 1994. № 2. С. 77-87.

-Ссылка на статью в журнале: Запорожец А. В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР// Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. С. 5—20.

-Ссылка на статью в журнале: Кудрявцев В. Т. Физическая культура и развитие здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2004. № 5. С. 66-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.